Ситуация следующая: 21 апреля 2019 года я заранее купил билеты на сеанс фильма «Мстители: финал» в «Киномаксе» на 1 мая 2019 года за 420 Р.

25 апреля мне пришло письмо об отмене платежа и возврате денежных средств. Я этот возврат не делал, поэтому удивился. Оказалось, что продавец отменил мою покупку и открыл продажи на этот же сеанс, но уже по более высокой стоимости и в формате 3D.

Таким образом, сегодня я купил два таких же билета на этот же самый сеанс, но уже за 640 рублей, то есть цена выросла на 110 рублей за билет из-за замены формата показа. Это вообще правомерно и законно со стороны продавца?

Скрины прикладываю.

Антон Н., Уфа

Мой первый билет
Мой первый билет
Возврат за него
Возврат за него
Мой второй билет
Мой второй билет

Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. На мой взгляд, такие действия кинотеатра выглядят не очень хорошо. С другой стороны, перспективы доказать их незаконность неясны.

Четких ответов в законе нет. Попробуем разобраться.

Билет в кино — это договор

На сайте самого кинотеатра, в п. 2 условий покупки билета, указано: «„Билет на кинопоказ“ — документ, выполненный на бланке строгой отчетности, предоставляющий право „Покупателю“ на определенное посадочное место на конкретный „Кинопоказ“, демонстрируемый в конкретном кинотеатре сети кинотеатров „Киномакс“».

Сам по себе билет материальной ценности не представляет. Билет — это только подтверждение права посещения определенного мероприятия. Именно само право посещения — это предмет договора между организатором и зрителем. И этот договор считается заключенным с момента приобретения билета.

Министерство культуры вообще считает продажу билетов договором купли-продажи, в соответствии с которым к зрителю переходит право собственности на билет. Позиция несколько спорная. Все же договор оказания услуг по своему смыслу намного ближе к сути билетов в кино. Но эта позиция в целом поддерживает общую идею: купил билет — заключил договор.

Законна ли отмена сеанса

В п. 4.1 правил покупки билетов вашего кинотеатра указано, что покупатель вправе получить возмещение стоимости билета, если киносеанс отменят, и в нескольких других случаях. Получается, что возвратить деньги по своей инициативе кинотеатр мог, только отменив киносеанс.

Только вот нигде не указано то, в каких случаях этот киносеанс можно отменять. Можно представить, например, что его могут отменить по техническим причинам: из-за аварий, поломок и других форс-мажорных обстоятельств. Но то, что кинотеатр тут же начал продавать билеты на тот же самый фильм и даже время сеанса осталось прежним, позволяет предположить, что никаких подобных оснований для отмены у кинотеатра не было.

Но закон, к сожалению, никак прямо не ограничивает кинотеатр в правах на отмену сеанса, а только требует своевременно вернуть покупателю деньги.

Может ли исполнитель отказаться от публичного договора

Раз закон не регулирует право на отмену сеанса, значит, нужно смотреть на другие нормы закона, которые подходят ситуации.

Во все тех же правилах продажи билетов на сайте кинотеатра указано: «Настоящие правила регулируют условия покупки Билетов Покупателем у сети кинотеатров „Киномакс“ и в соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) являются публичной офертой».

Публичная оферта — это публичное предложение заключить договор на указанных условиях.

Раз договор вы заключили, тут же начинает действовать и гражданский кодекс, и закон о защите прав потребителей. Гражданский кодекс и тем более закон о защите прав потребителей очень строго ограничивают предпринимателей в праве расторгать и отказываться от договоров с потребителем.

В ГК РФ указано, что тот, кто оказывает услуги, может отказаться от договора только при полном возмещении убытков.

Но и это еще не все. Конституционный суд РФ указал, что, если есть возможность оказать услугу, предложенную публично, исполнитель не вправе по своему желанию отказываться от ее оказания. Отказаться можно, только если исполнитель сможет подтвердить, что услугу оказать невозможно, — и то после этого он должен возместить убытки. Это определение, по моему мнению, вполне применимо к договору оказания услуг, который зритель заключает с кинотеатром.

По закону убытки — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права. Получается, раз вы купили новые билеты дороже старых — это и есть те самые расходы, которые вы понесли для восстановления нарушенного права, или убытки, которые вам должны возместить.

Почему все непросто

Требовать у суда признать незаконным отказ кинотеатра от исполнения договора и требовать исполнить первоначальный договор — бессмысленно. На один суд у вас уйдет 3—4 месяца. Это будет просто неактуально, прокат фильма закончится. А вот потребовать у кинотеатра возместить вам убытки в связи с незаконным отказом от договора теоретически можно.

Для начала надо просто написать претензию кинотеатру. Пригрозить жалобой в Роспотребнадзор. В Роспотребнадзор в такой ситуации я советую обратиться в любом случае. Они вправе самостоятельно определить законность или незаконность подобных действий. Если признают их незаконными, то смогут оштрафовать кинотеатр.

Ничего сложного в написании претензии нет. Пишите своими словами примерно так же, как вы задали нам вопрос. Распечатайте квитанции об оплате, можете взять выписки у банка о совершенных платежах и возврате денег. Сошлитесь на те законы и выводы, о которых я написал.

Претензию кинотеатру надо писать по адресу, указанному в п. 1 правил продажи билетов. Сначала можете написать даже по электронной почте. Все-таки иногда компании предпочитают решать такие вопросы мирно, чтобы не предавать огласке.

Некоторые советы про то, как писать претензию, я давал в другом ответе.

Если кинотеатр вам ничего не возместит, тут поможет только суд. Это опять же 3—4 месяца, расходы на юристов и никаких гарантий, что суд займет вашу позицию. Во-первых, новые билеты все же куплены вами на фильм в формате 3D, который в принципе дороже. Во-вторых, нет никаких гарантий, что суд сочтет ваши дополнительные расходы убытками, ведь 2D сеансы по старой цене в кинотеатре наверняка остались. То есть вы могли бы приобрести билет той же стоимости, пусть и на другой день. Доказать при этом, что «другой день» для вас неприемлем, очень тяжело. Похожей судебной практики я не нашел. Мои выводы — еще не выводы суда.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.