Хочу продать одну машину и купить другую. Как не потерять при этом деньги?

28

Я планировала после Нового года купить машину, предположительно Хендай Крета прошедшего модельного года, так как автосалоны часто дают на них скидки.

Тогда же собиралась продать свой Солярис 2013 года, на котором езжу сейчас. Как раз накопится нужная сумма, так что брать кредит и закрывать досрочно вклад не придется. Но сейчас в связи с падением стоимости рубля я опасаюсь, что автомобиль подорожает. Будет ли целесообразно поторопиться с покупкой новой машины и продажей старой и купить годовалую Крету из салона осенью?

Как прогнозировать цены на автомобили с учетом инфляции?

С уважением,
Екатерина, Москва

Сразу отвечу на основной вопрос по поводу прогнозирования цен на автомобили. Сказать, какой будет динамика цен на машину, с приемлемой точностью невозможно. Слишком много факторов влияют на это. Даже цену на акции и ценные бумаги проще предсказать, чем цену на машину.

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался с ценами на автомобили

Страница автора

Прогнозировать цены на автомобили с учетом инфляции еще сложнее. Для этого нужно научиться прогнозировать саму инфляцию. Но никто не знает, сколько будет завтра стоить доллар, нефть и какой будет инфляция.

Но есть определенные хитрости, которые позволяют продать и купить машину более выгодно. Я постараюсь о них рассказать.

Автомобиль — заведомо убыточное приобретение

Когда вы покупаете акции или облигации, вы понимаете, что с большой долей вероятности эти ценные бумаги вырастут в цене или принесут дивиденды — это не гарантировано, но в любом случае такая вероятность есть.

А вот с автомобилями все не так. Если машину приобретают не для коммерческого, а для личного использования, надо понимать, что ее эксплуатация принесет убытки. В перспективе в абсолютном выражении машина будет только дешеветь.

Продать машину с пробегом по цене новой практически невозможно. Причем процесс потери стоимости начинается с той минуты, как автомобиль выехал за пределы автосалона. Любой подержанный автомобиль постепенно обесценивается. Даже с учетом того, что цены на вторичном рынке автомобилей регулярно растут вслед за новыми моделями, с увеличением возраста машины динамика роста цены на подержанную машину будет только замедляться. В основном этот рост компенсирует инфляцию. Машина фактически не дорожает.

Приведу для примера график динамики продаж автомобилей с пробегом за 2016 год.

С февраля 2016 года курс доллара начал падать, и это продолжалось весь год. В результате рубль укрепился, новые машины стали доступнее и покупатели обратили внимание на них, а подержанные стали покупать реже. Предсказать это заранее, например осенью 2015 года, было невозможно.

Так же и в текущем году: никто не знает, сколько будет стоить доллар в конце года, какая будет цена на нефть, какой уровень инфляции и какие ставки у банков по автокредитам. Аналитики фиксируют эти цифры в начале следующего года.

Все эти факторы было очень сложно предсказать и раньше. Различных прогнозов на валютном рынке всегда много. И часто они противоречат друг другу.

Что еще влияет на стоимость подержанных автомобилей

Таких факторов много. И курс доллара по отношению к рублю — далеко не основной.

Время года. Весной и летом спрос на машины выше, поэтому и стоят они дороже. Так что, если собираетесь продавать свой Хендай Солярис, сделайте это летом. А вот покупать новую машину лучше всего в декабре или сразу после новогодних праздников. Даже в автосалоне в это время можно получить скидку на автомобиль предыдущего модельного года. Объясню почему.

В автосалонах существуют планы продаж. В конце года менеджеры готовы на многое, чтобы их все-таки выполнить. Поэтому они охотнее предоставляют скидки и подарки в виде ковриков, комплекта зимней резины или автосигнализации. Не проданную в этом календарном году машину в следующем году продать без скидки будет сложнее: по документам она становится на год старше.

Популярность модели. Этот фактор можно считать психологическим. Если на форумах много положительных отзывов об автомобиле, всегда будет много желающих его купить.

Но не стоит опираться на одни только отзывы на автомобильных сайтах. Они не всегда объективны. Тут дело в психологии: если у человека с автомобилем нет проблем, он мало пишет про свою машину в интернете. И таких владельцев могут быть десятки тысяч. А вот сотня человек, столкнувшихся с браком, своими отзывами и жалобами создадут видимость того, что машина разваливается на ходу.

Ставки по потребительскому кредитованию и автокредитам. Они влияют на цену в любом случае — даже если вы покупаете автомобиль без привлечения банковских средств. Обычно повышенный спрос на машины наблюдается накануне роста процентных ставок: все спешат взять машину по старым ставкам, а менеджеры подогревают ажиотаж.

После того как процентные ставки поднимаются, покупка машины в кредит становится менее выгодной, и спрос падает. Но если есть возможность купить машину без привлечения кредитных средств — лучше сделать это. Если не получается — лучше внести первоначальный взнос максимально возможной величины. Так вы сэкономите на обслуживании кредита.

Государственные программы поддержки автопроизводителей и программы льготного кредитования. Обещают, что автомобили по этим программам будут продавать до 2020 года. Но иногда случается, что деньги, которые заложили для финансирования такой программы на год, заканчиваются раньше. И тогда покупать машину уже не так выгодно.

Эти программы влияют и на вторичный рынок. Если новая машина по госпрограмме сравнивается ценой с подержанной, спрос на вторичном рынке снижается. И наоборот: если деньги на господдержку, которые выделяли на год, заканчиваются к осени, многие вместо новой машины отдадут предпочтение бывшей в употреблении.

Техническое состояние автомобиля. Этот фактор важен как при покупке, так и при продаже. И продавец, и покупатель должны понимать, что найти на рынке подержанный автомобиль, который не подвергался вообще никакому ремонту, практически невозможно. Так бывает только в одном случае: если машину прямо в автосалоне завернули в полиэтилен и счастливый владелец спрятал ее в гараже.

Кстати, по моему личному опыту, автомобили, которые простояли много лет в гараже, пребывают в еще более плачевном состоянии, чем те, что эксплуатировались по назначению. Кузов в закрытом невентилируемом помещении ржавеет, резиновые прокладки, ремни и патрубки крошатся и рассыпаются от времени, технические жидкости постепенно вытекают.

Пробег автомобиля. При покупке подержанного автомобиля это очень условная величина. Скорректировать пробег стоит от тысячи рублей, и эта услуга доступна любому желающему.

За изменение пробега закон не наказывает
За изменение пробега закон не наказывает

Своевременное обслуживание. Теоретически, если в сервисной книжке записаны все операции по замене масла и жидкостей, машина может стоить дороже. Но сервисная книжка не документ строгой отчетности. В ней можно записать все что угодно.

Сейчас часто встречаются машины, при техническом обслуживании которых данные заносят в бортовой компьютер. Поэтому они сами подсказывают, когда пора менять масло, жидкости и фильтры. А еще существует электронная сервисная книжка: она хранится у дилера, и новый владелец всегда может получить к ней доступ. Внести в нее изменения недобросовестному продавцу сложнее, чем в бумажную.

Залоги и обременения. Если они есть, это не значит, что речь идет об автомобиле, связанном с криминалом. Иногда продавец честно признается, что автомобиль в залоге, или что на него утеряны документы, или что машину делят наследники умершего. Цена на такую машину может быть в 2—3 раза ниже рыночной. Но решать все проблемы придется, возможно, уже покупателю.

Как правильно оценить автомобиль

При продаже своей машины вы можете обратиться к оценщикам в автосалоне. Они работают с автомобилями по программе трейд-ина. Их услуги могут быть платными, а цена, которую вам предложат, может оказаться ниже средней цены по рынку.

Сколько именно потеряет в цене машина при сдаче в трейд-ин, сказать сложно. У каждого оценщика своя методика. Но будьте готовы к тому, что вам предложат цену, которая ниже среднерыночной на 10—30%. Это обычная практика.

А еще можно воспользоваться бесплатными интернет-сервисами оценки автомобилей. Один из таких предлагается на портале «Дром-ру».

Вам нужно будет указать основные характеристики автомобиля. Алгоритм сравнит их с ценами на аналогичные автомобили на сайте и покажет примерную цену конкретно вашей машины
Вам нужно будет указать основные характеристики автомобиля. Алгоритм сравнит их с ценами на аналогичные автомобили на сайте и покажет примерную цену конкретно вашей машины

Но такая оценка будет очень приблизительной: сайт не знает особенностей именно вашей машины.

Запомнить надо вот что:

  1. Прогнозировать цены автомобилей на долгий период практически невозможно. Слишком много факторов на них влияет.
  2. Автомобиль, если его взяли для личного пользования, — это заведомо убыточное приобретение.
  3. Если хотите продать свою машину с максимальной выгодой — продавайте ее летом, а новую покупайте зимой, когда у автосалонов скидки. Но будьте готовы несколько месяцев пользоваться услугами такси.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Sergey YevseevНе могу понять эту зацикленность на том, что автомобиль приносит одни убытки. Ты куртку на зиму себе покупаешь? Так это тоже заведомо убыточное приобретение. Ходи без куртки, укрывайся облигациями.9
  • Mikhail ProtasevichSergey, некорректное сравнение. Без куртки ты замерзнешь и заболеешь, или не сможешь вообще выходить на улицу. Авто предмет роскоши, а не необходимости - куртка предмет необходимости.7
  • Elena ZubakinaMikhail, автомобиль не роскошь, а средство передвижения. А проездной на метро тоже убыточен? Какая от него прибыль? Лучше облигацию купить (если хватит).3
  • Mikhail ProtasevichElena, вы сравнили теплое с мягким. Велосипед тоже средство передвижения, но по соотношению стоимости владения - автомобиль роскошь. Проездной в сравнении стоимости владения с авто - опять авто роскошь. Логика именно такая - стоимость владения определяет. Даже если авто просто стоит - оно ест ваши деньги: осаго и потеря в цене.2
  • InkMikhail, и налог4
  • Andrey GorMikhail, но и велосипед по сравнению с проездным роскошь.1
  • Denis DenisovНе соглашусь! Купил авто за 1.4 млн.руб. в 2014 году. После нового года стал стоить 1.8 млн.руб. В 2018 продал за 1.35 млн.руб. Сейчас такой же авто из салона стоит 2.8 млн.руб. И, да, автомобиль это не роскошь! Я живу за городом. Всем успехов и таких же сладких сделок!!2
  • Oleg ZamiralovDenis, чего за машина-то?) Вообще ваше история скорее исключение из общей логики, но исключение отображающее реальное изменение цен на машины в рф со скачком курса.2
  • Eugene MorozovВова, вы вносите пока в таблицу все расходы: бензин, ТО, парковка, ремонт, запчасти, налог. Готов поспорить на облигацию ОФЗ, что менее чем через год сумма позиций в таблице намного превысит 25000 рублей.4
  • Елена МиляеваDenis, в долларах пересчитайте)5
  • Mikhail ProtasevichВова, Старенький ВАЗ убьет вас в первой серьезной аварии, (и не надо заверять что все зависит только от вашей манеры езды, вам со всего разгону могут въехать в зад когда вы стоите на светофоре) купили вы его за 25к, а сколько вложили в ремонт, на бензин, осаго, налог?8
  • Дмитрий СергеевSergey, куртка - не убыточное приобретение. Вы не будете вкладывать в нее деньги просто для того, чтобы ее эксплуатировать. С автомобилем все не так. Даже не выезжая со стоянки он требует вложений - транспортный налог, страховки.6
  • Дмитрий СергеевDenis, считать конечно можно по разному. Можно в относительных величинах, можно в абсолютных. Но по приблизительным подсчетам ваш автомобиль за 4 года эксплуатации, потерял примерно 50% стоимости. Это без учета уровня инфляции. В принципе не так плохо - некоторые машины теряют в стоимости больше за тот же срок.5
  • Sergey YevseevДмитрий, я не очень понимаю. к чему приводят подобные размышления. Можно меньше есть, ведь наш организм убыточен в процессе эксплуатации - требует еды, воды, мытья. Можно стричься раз в год, чтобы не было так убыточно. Наша жизнь - это по сути 50 лет активного возраста, в котором мы каждый день зарабатываем деньги, чтобы жить лучше. Можно потратить деньги на машину, чтобы с 30 до 40 лет на ней ездить в комфортных условиях. А можно сэкономить, чтобы остались деньги на лечение суставов, которые неожиданно в процессе эксплуатации пришли в негодность. Правда в отличие от машины их не отремонтировать и на новые не заменить. И последнее. Ок, допустим вы сэкономили, у вас на руках 20 миллионов, вы молодец, у вас - дивиденды, купонный доход, F.I.R.E, все дела. Куда деньги тратить будете? Ради чего их зарабатывать?6
  • Анатолий ШипицынMikhail, в случае бокового удара вас может не спасти и автомобиль премиум класса.1
  • Vasiliy MahoneyDenis, в итоге вы потеряли половину стоимости, все верно. В рублях то разница небольшая, но в 2014 году за эти деньги вы могли купить свой автомобиль, а в 2018 это только половина.7
  • Алексей КурепинПо поводу кредитов. Небольшой и короткий кредит может оказаться выгоднее покупки за нал. Личный пример. В конце 2015 года я приобрёл автомобиль за условно X. Примерно 0.7Х было уплачено налом (включая сданную в трейдин старую машину) и где-то 0.3Х было взято в кредит под кажется 8% на два года. Кредит я выплатил за 11 месяцев. К моменту окончания кредита этот же автомобиль в этой же комплектации стоил примерно 1.15X. То есть за год подорожал на 15%. Если бы я просто копил эти деньги и продолжал ездить на старом автомобиле, который ещё сильне потерял бы в цене, мне бы пришлось добавить ещё минимум 0.15X. Резюме: условиях постоянно дорожающих автомобилей есть смысл взять небольшой кредит под небольшие проценты и быстро его выплатить. Ещё автор немного некорректно выразил мысли «неизвестно что будет с ценой на автомобили» и «проще спрогнозировать ценные бумаги, чем авторынок». На самом деле спрогнозировать авторынок в России очень легко — в нашей стране автомобили ПОСТОЯННО И СТАБИЛЬНО ДОРОЖАЮТ на 10-20% в год. Вот и весь прогноз. Не купишь сейчас — купишь через год на 15-20% дороже. То что автомобиль — сплошные убытки — согласен. Но я бы не стал зацикливаться на этом, вся наша жизнь — это в основном убытки. Вопрос в том, можешь позволить ненапряжно владеть машиной или не можешь. Но то, чего не купить за деньги — кайф ездить на своей машине так как ты хочешь и куда хочешь, модицифицировать под свои потребности, не дожидаться каких-то левых сомнительных таксистах на убогих вёдрах (которые слишком жадны и тупы, чтобы включить тебе кондиционер) и не искать постоянно каршеринг, переживая за всё постоянно. Если дети и дача, то своя машина — единственное правильное и разумное решение. Думаю меня поддержат все, кто когда-либо искал такси/каршеринг с детским креслом. В общем, сам несёшь ответственность за владение и транспортировку, а не отдаёшь на аутсорсинг, получая за это свободу перемещения. Сами ездите на своих электричках, такси и каршерингах и живите в съёмных квартирах до пенсии! (ирония)0
  • Никита ПетровMikhail, Вас так же на светофоре в куртке может сбить любой алкоголик3
  • Andrey 888Aleksey, а финал этого комента, так просто "слова не мальчика, но мужа!" (...На кредитном то солярисе...) (Ирония)3
  • Александр ГречихинDenis, я тоже в 2014 купил за 1.69, а в 2018 продал за 1.63. на первый взгляд, кажется, что это отличная сделка. Но это только на первый взгляд. Такой же новый автомобиль мы с вами уже за эти деньги не купим никогда. Как ни считай, а получается, что наши авто всё равно сильно подешевели, увы. Тешить себя тем, что продал по той же цене, что и купил, на мой взгляд - смешно.3
  • Евгений АнофриевMikhail, Автомобиль давно уже стал средством передвижения, а не предметом роскоши как в советском союзе. Выйдете на улицу и посмотрите вокруг себя, - вы считаете, что вокруг одни миллионеры живут?0
  • andВсе таки, "Тварь я дрожащая, или право имею?" ))))0
  • Alexey KonevMikhail, автомобиль роскошь это если ты на нем не ездишь, а если у тебя семья из 4х человек, где двое маленьких детей, то это вполне себе средство передвижения, при чём заметно экономящее средство на поездках на дачу, на активности за город, и просто по городу.1