Один человек постоянно пишет про наш салон красоты гадости в отзывах на рекомендательных сайтах под разными именами.

Есть подозрение, что это один уволенный сотрудник, поскольку волна негатива началась именно после того, как мы с ним расстались. Как его урезонить? Куда и как правильно обратиться и смогут ли его вычислить? Или это пустая затея?

Алекс К.

Все зависит от того, какого результата вы ждете. Я разберу несколько вариантов.

Прекратить поток негатива

Есть несколько способов перейти от вражды к миру.

Дипломатический. У вас наверняка остались контакты уволенного сотрудника. Возможно, есть даже работники, которые не успели испортить с ним отношения. Попросите их связаться с бывшим коллегой и выяснить, он ли пишет отзывы в интернете. Но действуйте осторожно. Если это действительно делает уволенный сотрудник, он может пойти назло компании и начать еще более активно распространять негатив на форумах.

Если подозрения подтвердятся, попросите руководителя поговорить с сотрудником и выяснить, в чем проблема и как ее исправить. Возможно, потребуется выплатить материальную компенсацию, а возможно, человек обиделся и ждет извинений.

Если бывший сотрудник все отрицает, извинитесь и продолжайте поиски.

Наудачу. Напишите модератору форума или владельцу сайта и попросите его удалить комментарии, которые, по вашему мнению, вредят вашей деловой репутации. Контакты администратора обычно есть в нижней части сайта или во вкладке «Контакты». Можно попросить не только удалить комментарии, но и рассказать, кто скрывается под никнеймом.

Но, скорее всего, данные вам не раскроют без решения суда: дело в законе о защите персональных данных. Администратор сайта сможет рассказать вам, кто под каким никнеймом зарегистрирован, только если в согласии на обработку персональных данных, которое заполняют при регистрации, пользователь разрешил администратору передавать данные третьим лицам.

Когда ваше обращение рассмотрят, отзывы с сайта могут удалить, а могут и оставить. Если посчитают нужным — пользователя заблокируют.

Но ни одно из этих действий не гарантирует, что недоброжелатель больше никогда ничего не напишет. Он может зарегистрироваться под другим именем, если его заблокировали, или продолжить писать отзывы на других сайтах.

Разбираем непростые вопросы читателей
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить важные статьи про ваши деньги и права

Призвать к ответу

Вы можете подать иск в суд с требованием опровергнуть размещенные отзывы и возместить убытки, которые вы понесли из-за порочащих сведений.

Если знаете, кто пишет отзывы, подавайте иск на имя этого человека. Если не знаете имя — пишите иск к лицу, на которое зарегистрирован домен. Найти его можно, например, через сервис Whois.

Еще можно подать исковое заявление с требованием признать сведения порочащими и не соответствующими действительности вне зависимости от того, кто их распространил. Это если вы не знаете, кто пишет негативные отзывы, и не хотите этого знать.

Что надо доказать при подаче иска

Вам надо доказать две вещи:

  1. Что кто-то распространил сведения о вас.
  2. Что эти сведения порочат вашу организацию или что они недостоверны.

Как доказать распространение сведений. Закон считает, что информацию распространили, даже если бывший работник просто рассказал своему другу, маме или жене, как ужасно или скучно было у вас работать. Рассказать он мог по телефону, при личной встрече или в мессенджере. Это не имеет значения.

Такое распространение, конечно, доказать сложно, но суть в том, что сведения считаются распространенными, когда о них знают два человека и больше.

Еще закон считает, что вы распространяете сведения, когда вы:

  1. Публикуете их в газетах, журналах, в интернет-СМИ и других интернет-источниках. Форум тоже подходит под это определение.
  2. Транслируете по радио и ТВ.
  3. Упоминаете в публичном выступлении.
  4. Включаете в служебные характеристики, заявления и так далее.

В большинстве случаев сведения, которые один человек рассказывает другому, не приводят к искам о защите деловой репутации. Причина проста: у работодателя нет возможности узнать о том, что кто-то рассказывает гадости про его компанию. Если, конечно, тот, кому рассказывают, не поделится этим с работодателем.

Но тот, кто оставляет отзывы на сайтах, записи в блогах, в социальных сетях или выступает в СМИ, рискует. Доказать, что сведения распространялись, можно, либо приложив скриншот из социальной сети, с сайта или блога, либо через показания свидетелей, которые все слышали.

Безусловно, не любое распространение сведений вредит репутации компании. И суды могут признать, что никакого ущерба компания не понесла, если один человек рассказал другому, как все плохо было на его прошлой работе, а работодатель случайно об этом узнал.

Как доказать, что сведения порочащие. Информация порочит гражданина или организацию, если она:

  1. Говорит, что организация или гражданин что-нибудь украли, кого-то обманули или другим способом нарушили закон.
  2. Сообщает о нечестном поступке — то же самое, что и в пункте выше, но без указания на нарушение закона.
  3. Говорит о неправильном, неэтичном поведении — например, что директор компании принимает на работу только своих друзей.
  4. Упоминает недобросовестность при ведении бизнеса — например, что компания умышленно задерживает поставки продукции.

Доказывать, что это не так, вам не нужно. Можно просто обратить на это внимание суда одной фразой: «Информация не соответствует действительности».

Достоверность сведений нужно доказать тому, к кому вы предъявили иск. Иначе суд должен будет принять решение о том, что сведения наносят вред вашей деловой репутации.

Если решите идти в суд

Легко не будет, поскольку судебная практика неоднозначна. Решение суда зависит от характера сведений, которые оспаривают. Суд должен разграничить субъективные мнения граждан, на которые они имеют право, и утверждения и факты, которые не соответствуют действительности и носят оскорбительный характер. Первое — это право на свободу слова, а второе — нарушение прав.

Расскажу на примерах из судебной практики.

Пример, в котором компания проиграла. Одна компания в Москве решила оспорить негативные отзывы на одном из сайтов с отзывами о работодателе.

Отзывы, которые оспаривала компания, выглядели вот так
Отзывы, которые оспаривала компания, выглядели вот так
И так
И так

Суды в трех инстанциях проанализировали отзывы и сделали следующие выводы:

  1. Отзывы люди оставляли на интернет-форуме. Цель и специфика форума в том, чтобы собирать мнение людей по тому или иному вопросу. То есть каждый может высказать мнение, и оно всегда субъективное.
  2. Когда пользователи оставляют комментарии на форуме, они реализуют право на свободу слова. А это гарантировано Конституцией.
  3. Нельзя проверить достоверность отзывов. Это личные мнения и убеждения авторов фраз, и они неразрывно связаны с отдельной личностью.

Суды решили, что вред деловой репутации эти отзывы не причиняют, а компания не смогла доказать главное — их порочащий характер.

Но есть примеры и положительных решений по защите деловой репутации.

Пример, в котором сайт с отзывами проиграл суд. Московская юридическая фирма с начала 2017 года боролась против негативных отзывов клиентов на одном сайте. Сначала суды принимали решения не в ее пользу. Фирма была упорной и дошла до Верховного суда. Тот направил жалобу на новое рассмотрение, после чего суды встали на сторону фирмы. После повторного изучения материалов дела суд постановил, что отзывы о компании не соответствуют действительности и порочат ее деловую репутацию. Убытки взыскали с администратора сайта с отзывами — всего 65 тысяч рублей.

Пример, в котором проиграла бывшая сотрудница. Ярославль, 2015 год. Одному торговому дому удалось признать отзывы, которые размещала на сайте-отзовике бывшая сотрудница, порочащими деловую репутацию.

Отзывы выглядели так (орфографию и пунктуацию автора я сохранила):

«…зарплата выплачивается только при 100% сборе дебиторки (я еще молчу про то, что она вся черная, кроме 8000 рублей)…»

«…ну а если Вам первое время вовремя платят — не обольщайтесь, это на 2 месяца, а потом по старому (ОПРОБОВАНО НА 3-х ПОКОЛЕНИЯХ МЕНЕДЖЕРОВ)!..»

«При расчете мне выдали только официальную часть, а бонусную за 2 мес. 11 000 рублей сказали, что через 2 недели. В итоге ХРЕН — ее поделили среди оставшихся сотрудников склада. Знаете, воровать у таких людей как я — это то же самое, что у слепого у храма».

Суды постановили: в отзывах есть информация о том, что истцы нарушают трудовое, налоговое и уголовное законодательство и вообще ведут себя недобросовестно. Информация эта выражена как в форме констатации фактов, так и в форме оценочных суждений. Получилось, что отзывы негативно влияют на репутацию истцов как субъектов предпринимательской деятельности и этим причиняют вред деловой репутации.

Отзывы признали порочащими и не соответствующими действительности. Сайт обязали опубликовать опровержение. С нарушительницы взыскали убытки — по 50 тысяч рублей в отношении каждого истца.

Если соберетесь доказывать истину

Для начала выясните, действительно ли эти отзывы пишет тот самый сотрудник, которого вы уволили со скандалом. Если это он, лучше уладить конфликт мирно.

Суд — это долго и недешево. Самое быстрое из дел, о которых мы писали в этом ответе, пока рассматривают только полгода. А могут рассматривать и дольше, если стороны решат пройти по всем инстанциям. Оцените свои силы и ресурсы, прежде чем подавать иск.

Проанализируйте отзывы на предмет того, мнения это или утверждения о фактах: это понадобится в суде.

Деловая репутация формируется не только и не столько путем отзывов в интернете. Если ваша фирма качественно работает и закон не нарушает, несколько негативных отзывов в интернете вряд ли распугают всех клиентов.

В делах о защите деловой репутации всегда сложно рассчитать убытки, потому что они нематериальные. А еще суды часто снижают суммы компенсаций, и тогда вообще может оказаться, что вы год судились за 100 тысяч рублей.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.