Переплатила по кредиту, а спустя шесть лет снова оказалась должна

16

В 2014 году я взяла кредит, затем успешно его выплатила и забыла о нем. Спустя шесть лет получила сообщение на телефон: по постановлению судебных приставов мне заблокировали банковскую карту из-за задолженности.

Выяснилось, что, закрывая кредит, я переплатила 2 ₽ и не обратилась в банк, чтобы расторгнуть договор. Сейчас задолженность — 1500 ₽.

Законно ли это?

Анастасия

Анастасия, сложно ответить на ваш вопрос однозначно, ведь вы не сказали, какой у вас был кредит: потребительский или кредитная карта. У вас даже могла быть дебетовая карта с кредитным лимитом. От типа банковского продукта зависит, что это за 1500 ₽. Весьма вероятно, что со стороны банка все законно. Объясню, в каких случаях это возможно.

Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

В договоре были условия о плате за дополнительные услуги

Такое могло быть, если вы пользовались кредитной картой или у вас была дебетовая карта к потребительскому кредиту.

В случае с потребительским кредитом вы сразу получаете от банка определенную сумму. Именно ее вы должны будете вернуть с процентами.

Когда человек берет кредит, он договаривается с банком, на каких условиях получит деньги: сколько, на какой срок и под какой процент.

Если заемщик возвращает кредит через отдельный банковский счет, то все операции по такому счету для него бесплатны. Но при этом банк может предлагать дополнительные услуги, чтобы облегчить заемщику возврат кредита. И такие услуги чаще всего платные.

По кредитной карте вы можете расходовать разные суммы, а банк будто бы резервирует для вас средства. Вы можете не пользоваться этими деньгами, но возможность их потратить у вас есть: вы в любой момент можете совершить покупку, не подавая в банк дополнительные документы.

Чтобы не было начислений за использование кредитной карты, надо не только вернуть кредитные деньги, но и расторгнуть договор: сообщить банку, что вы отказываетесь от своего права в любой момент использовать его деньги. Пока вы этого не сделали, плата может начисляться, и это законно.

Вы могли получить дебетовую карту к потребительскому кредиту с условием, что, пока вы возвращаете деньги, дебетовой картой будете пользоваться бесплатно. Поэтому в вашем договоре могло быть условие, что после погашения кредита дебетовая карта станет платной, а комиссия за ее обслуживание будет начисляться раз в месяц или год. Значение имеет то, что карта у вас на руках и она активна, а не то, что через нее проходят денежные средства. В этом случае 1500 ₽ за шесть лет — это недорого.

Все условия прописаны в договоре. Вам обязательно нужно его найти. В любом случае он понадобится вам для спора с банком. Если потеряли свой экземпляр, запросите копию в банке.

Внимательно перечитайте договор. Если вы вносили деньги для погашения кредита на определенный счет, в договоре не должно быть условия о его платном использовании. Но там может быть информация о платных опциях — смс-оповещении или мобильном банке — с указанием их стоимости. Повысить на них цену задним числом в одностороннем порядке банк не имеет права.

Если изначально условий о платных услугах не было и вы не подключали платные опции в процессе обслуживания, банк не мог вам навязать их после того, как вы полностью вернули ему кредит. Также не могло постфактум появиться условие, из-за которого вам начислили штраф в 1500 ₽. Скорее всего, вы действительно к конкретной дате должны были написать в банк заявление о закрытии счета и прекращении кредитного договора, поскольку вернули деньги. И то, что вам начислили, не штраф, а плата за дополнительные услуги.

Неправильно рассчитали последний платеж по кредиту

Такое могло быть, если кредит вы взяли в один день, а платежи должны были вносить в другой.

Поясню на примере. Вы оформили кредит 24 ноября, а первый платеж у вас был 11 декабря. Обычно вместе с долгом вы возвращали проценты с 11 по 10 число каждого месяца, а проценты с 24 по 11 число первого кредитного месяца как будто выпали из графика. Но по закону вы должны заплатить банку за каждый день использования его денег. Вы могли не учесть этот факт и не сверились по платежам в отделении банка. Может быть, у вас действительно остался небольшой долг перед банком, на который начислялись проценты.

Это не проценты на проценты, поскольку из вашего последнего платежа сначала списали начисленные к тому времени проценты, а не хватило именно на возврат долга.

Мы уже писали, что в договорах предусматривают штрафы за несвоевременное внесение платежа по кредиту, не связанные с размером долга. Это тоже законно.

Если бы это действительно была переплата, за шесть лет банк наверняка попытался бы связаться с вами для возврата денег. Но если у вас, например, изменился номер телефона и адрес регистрации, то банк не смог бы вас найти. На этот случай в договор могут включить пункт, что невостребованные за несколько лет деньги банк переводит на другой открытый в том же банке счет или забирает себе.

Карту заблокировали из-за другого кредита или по технической ошибке

Если вы вернули банку все деньги по тому кредиту, значит, все обязательства исполнили и не обязаны дополнительно извещать об этом банк.

Думаю, что блокировка счета не связана именно с кредитом и переплатой в 2 ₽. Скорее всего, были какие-то отдельные платные банковские услуги. Возможно, у вас несколько счетов в одном банке, и проблема возникла из-за второго счета.

Судебные приставы могут заблокировать карту только по исполнительному документу, выданному судом. Вряд ли мог появиться судебный приказ на основании требования, которое противоречит закону.

Если же блокировка все-таки связана с тем кредитом, речь может идти о вашей ошибке в расчетах или технической ошибке в банковской программе.

Что делать вам

Скорее всего, 1500 ₽ были взысканы по судебному приказу. На приказ можно подать возражения — тогда его отменят. Долг от этого не исчезнет, но вы сможете спокойно разобраться в ситуации.

Раз карта заблокирована, значит, судебный приказ уже успел вступить в законную силу. Дополнительно нужно будет ходатайствовать о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу возражений и просить о приостановлении исполнительных действий, то есть о разблокировке карты.

Проверьте условия кредитного договора, в частности раздел о платных услугах. Если дополнительные услуги действительно были, а вы погасили только сам кредит, придется их оплатить.

Попытайтесь договориться с банком мирно. Напишите заявление с просьбой письменно объяснить, как появилась задолженность. За шесть лет могло произойти многое: из-за сбоя система могла не учесть один платеж по кредиту, поэтому долг будто бы остался. Может быть, все дело в ошибке, и при проверке документов окажется, что вы действительно ничего не должны. Если это техническая ошибка, банк закроет счет и отзовет исполнительный документ.

Если будет доказано, что виноваты не вы, а банк, вам нужно будет подать туда заявление о внесении изменений в кредитную историю. Если банк не отреагирует, надо обращаться в БКИ. Тогда уже они разберутся за 30 дней и внесут изменения в вашу кредитную историю.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
  • Фредерик АбрикосовТак что делать-то, чтобы такого не случилось?1
  • Алиса МаркинаБулат, внимательнее читать документы.4
  • Ekaterina LandinaБулат, после выплаты кредита брать справку с банка (дадут не сразу, а спустя 30-45 дней, когда закроют ваши счета), что вы банку ничего не должны.6
  • ziltoidEkaterina, 30-45 дней многовато. В прошлом году мне давали такие справки в день закрытия потребительского кредита и ипотеки.2
  • Николай БардинАлиса, силы заведомо неравны. С одной стороны - обыватель, не обязанный разбираться в юридических и процессуальных тонкостях договора и процессинга. С другой - суперпрофессиональные юристы, психологи и специалисты по банковскому делу, с многолетним опытом и обкаткой технологии на сотнях тысяч кейсов. В их силах (и интересах) запутать клиента по-максимуму с выгодой для конторы. Давайте рассмотрим случай героини топика (как он, скорее всего(!), был). Взяла кредит, добросовестно его оплатила. Вместе с кредитным договором банк навязал другую услугу, которая, очевидно, не была нужна клиенту (и о которой он вряд ли был уведомлён в достаточной мере). До поры бесплатно, а потом - начинает капать. ЧЕМ это по-сути отличается, от пресловутой "ГУДОК услуген" наших сотовых операторов, которая фактически признана (ФЗ-229) некорректной по отношению к клиенту? Так вот, я далёк от левацких взглядов, но за подобные фокусы, полагаю, следует лишать на время лицензии. В острастку и назидание, и повышения доверия граждан к банковской системе как социальному институту. Хотя, оговорюсь, всё решают конкретные обстоятельства.0
  • Алиса МаркинаРасул, через банк люди получают зарплату, пенсию, детские пособия. Вы точно думаете, что без банков лучше? И потом, есть гражданско-правовые обязательства - то, о чём взрослые разумные люди договорились на бумаге. Вот это важно. А давить на жалость редко помогает, потому что взрослые разумные люди не договариваются, что условия будут разные в зависимости от того, заболеет ли человек, которому банк дал деньги. Конечно, заёмщик может договориться со страховой компанией, что та заплатит вместо него в случае болезни, но это уже совсем другое и никак не влияет на то, о чём договорились заёмщик и банк. Банк - коммерческая организация и не раздаёт деньги.1
  • Алиса МаркинаРасул, для облегчения жизни граждан страны есть органы социальной защиты населения. Соцзащита определяет, кому действительно надо помочь, и помогает. А банк - это как магазин, создан для получения прибыли. Магазин тоже бесплатно ничего не раздаёт.0
  • Алиса МаркинаНиколай, у нас уже есть отличная статья для всех людей: https://journal.tinkoff.ru/read-first/0
  • Андрей Ненаховбыла карта банка. банк "умер", карта истекла, но долгов у меня не было. через несколько лет долги и банк перекупил МТС-банк. МТС-банк по своей инициативе выпустил мне новую карту, которую я не получал. Ведь с этим банком я не имел отношений. Но все мои данные у них есть. так я стал им должен 700 руб за перевыпуск карты. потом пошли пени и штрафы на этот долг. начались угрозы и звонки на все телефоны МТС. пришлось идти в Банк и требовать отменить долги!!!!! после долгих разборок и написания бумаг - долг списан автоматом!!!! надо было на них в суд и за моральный ущерб подать!!!!0
  • Евгений МалышевEkaterina, сразу выдают справку.0
  • Тарас ВыгривачПочему ничего не сказано о сроке давности? Если не было судебного решения о взыскании, то могут потребовать лишь сумму, возникшую втечение последних 3х лет. если вся сумма базируется на задолженности, "возникшей" 6 лет назад, то и долг и "накрутка" ничтожны за истечением исковой давности. Было такое дело в Новокузнецке в 2010году (примерно). Орло-медвежий банк в 2000 оформил гражданину досрочное погашение кредита, но не предупредил о процентах, начисленных за несколько дней от исчисления до выплаты. Через 10 лет попытались взыскать сумму "долга", основную часть которой составляла пеня: 0,3% (или даже 0,1% - не важно) от суммы в день, но не меньше 50р . Легко посчитать, что сумма вышла не маленькая. Ответчику было достаточно заявить: "исковая давность", и все построения истца были проигнорированы0
  • Sts BsmЕсть замечательная статья в ГК РФ. Никто не обязан платить за не предоставленную услугу. Если карта была кредитная то до момента пока клиент не воспользуется ею снова банк не имеет права снимать с него деньги за обслуживание. Ибо пока я ей не пользуюсь, обслуживать нечего. Далее. Карта обычно выдаётся на 2-3 года. И тут вопрос - эта сумма за 6 лет или за остаток срока пользования ибо я так понимаю клиентка карту новую не получала. Но судя из моих домыслов, речь скорей всего о кредите. И если кредит погашен. Условия договора выполнены, банк не имеет права выставлять какие либо требования, ибо эти требования будут уже не в рамках действовавшего кредитного договора. Не зависимо от того что было в нем прописано. Так же стоит отметить, срок исковой давности 5 лет с момента последнего платежа по кредиту прошло уже 6 лет. Это не что иное как мошенничество.0