Можно ли поставить на машину раму без документов и не нарушить закон?
У меня рамный внедорожник. Недавно я попал в аварию, и теперь раму не восстановить. Я нашел другую подходящую раму на разборе, но она без документов.
Могу ли я все оформить официально и ездить с другим VIN?
А если нет, поможет ли то, что я сохраню старую раму и буду возить ее с собой в багажнике? Какие варианты могут быть?
Рама, кузов и кабина — это основные компоненты транспортного средства. Их данные записаны в СТС и ПТС автомобиля. Если номер основного компонента меняется, он должен измениться и в документах.
Старая рама — это ваше имущество, с которым вы можете делать что угодно. Но возить ее с собой в багажнике и предъявлять сотрудникам ГИБДД — плохая идея. Просто поставить в машину другую раму без документов — тем более.
Расскажу, как все работает и можно ли что-то сделать в вашем случае, чтобы и багажник был свободен, и у ГИБДД не возникло вопросов.
Что за основные компоненты
На раму и кузов современных автомобилей сразу на заводе наносят один и тот же номер. На старых автомобилях номера могут различаться. В любом случае все номера основных компонентов есть в ПТС и СТС. По этим номерам автомобиль можно идентифицировать: когда и где его произвели, кто им владел и так далее.
Проверять эти номера могут в нескольких случаях. Вот самые распространенные.
Если машину остановят для проверки на дороге
Такое бывает нечасто, но автомобиль могут остановить и попросить показать документы. В вашем случае наиболее вероятный повод для проверки — это старая рама в багажнике. У сотрудников возникнет вопрос, что она там делает. Вы планируете честно объяснить: заменил, документов на новую нет, положил старую в багажник. А это уже повод для более тщательной проверки.
Возможны и другие варианты. Например, сотруднику ГИБДД что-то покажется подозрительным, у него будет ориентировка об угоне автомобиля такой же марки или он просто решит сверить номера. Вот какие могут быть последствия, если сотрудник выяснит, что номер на раме автомобиля не совпадает с номером в СТС.
Если рама числится среди похищенных, машину изымут целиком. Даже если все остальные номера совпадают с указанными в документах, а отличается номер только одной рамы, это все равно основание для задержания автомобиля. В этом случае вы, вероятно, превратитесь в подозреваемого по уголовному делу о краже или угоне.
Скорее всего, невиновность удастся доказать, но на это придется потратить много времени и сил. Если будете обращаться к адвокатам, потратите еще и деньги.
Если рама не числится среди похищенного имущества, все равно будут проблемы. По закону владельцы обязаны регистрировать любые изменения номеров кузова, кабины или рамы. Новые номера должны быть отражены и в документах, и в базах данных ГИБДД.
Итог такой проверки — штраф. На первый раз оштрафуют на 500—800 ₽. Если после первого штрафа не зарегистрировать в ГИБДД изменение номера рамы, могут оштрафовать на 5000 ₽ либо лишить прав на срок от одного до трех месяцев.
Если решите продать или подарить машину
Когда машина меняет владельца, новому собственнику надо поставить ее на учет в ГИБДД. Сотрудники инспекции начнут сверять номера на кузове, раме, кабине и в документах — тогда же и вскроется, что номер рамы другой. В регистрации собственнику откажут.
Закон запрещает проводить регистрационные действия с автомобилями, у которых на основной компонент — раму, кабину или кузов — нанесена маркировка другого транспортного средства или маркировки нет. Вдобавок автомобиль могут оставить в ГИБДД на то время, пока будут выяснять, откуда взялась новая рама.
Если машина попадет в аварию
Полис страхования гражданской ответственности оформляют на конкретный автомобиль. Но если после ДТП машину будут осматривать или проводить экспертизу и выяснится, что номер рамы отличается от указанного в документах, страховая компания имеет право отказать в выплатах. Аргументы: они страховали один автомобиль, а на этой раме другой VIN, и неизвестно, откуда он взялся.
В такой ситуации, даже если водитель не виновен в ДТП, он может потерять право на выплаты и по ОСАГО, и по каско.
Как можно избежать проблем с новой рамой
Если вы купите раму, на которой уже есть номер, но к ней нет документов, избежать проблем невозможно. На сегодняшний день законного способа регистрации такого автомобиля не существует. Закон прямо запрещает регистрировать автомобили с рамой, кузовом или кабиной, на которые нанесен номер от другой машины.
У вас есть шанс все оформить официально, только если купите новую раму вообще без номера. Маловероятно, что такую можно найти на разборках, но ее можно купить в магазине, а на отечественные автомобили — напрямую у производителя. Цена, скорее всего, будет выше, чем у бывшей в употреблении. Зато проблем будет меньше.
Но даже в этом случае внести изменения в документы не так просто. Сделать это можно, только если на кузове или кабине вашего автомобиля сохранился оригинальный VIN — читаемый, без следов ржавчины и других повреждений. По нему установят, что автомобиль действительно принадлежит вам, а не кому-то другому.
Но окончательное решение за экспертом. Он должен убедиться, что номера на раме нет не в результате чьих-либо умышленных действий, а потому, что она такая изначально. Вас могут направить на такую экспертизу от ГИБДД. Или можете обратиться к эксперту самостоятельно и за свой счет. Цены — от 10 000 ₽, верхняя граница зависит от многих факторов, в том числе от марки и года выпуска автомобиля. В ГИБДД можете приехать уже с готовым заключением, но гарантий, что вас не направят на экспертизу повторно, нет.
Если эксперт установит, что автомобиль действительно принадлежит вам, на раму придется нанести дополнительную маркировку. О том, как это сделать, мы рассказывали в статье «Можно ли продать автомобиль с номерной деталью от другой машины?».
Если коротко, процесс таков:
- После экспертизы надо получить в ГИБДД разрешение нанести на раму дополнительную маркировку.
- Затем найти орган по сертификации или испытательный центр, у которого есть право наносить такую маркировку. Это платная услуга, цены — от 6000 ₽ и выше.
- Снова обратиться в ГИБДД, чтобы внести изменения в ПТС и СТС.
После этого вы можете использовать автомобиль как обычно, а если захотите, то и продать без последующих разбирательств с покупателем. Штрафы и судебные процессы вам грозить уже не будут.
Что в итоге
Покупка рамы, кузова или кабины с чужим VIN — это не лучшее решение, чтобы восстановить автомобиль.
Если попадетесь с чужой рамой на дороге, можно заплатить штраф и даже лишиться прав.
Лучше приобрести новую раму совсем без номера. В этом случае придется нанести дополнительную маркировку за свой счет, но зато можно будет свободно пользоваться автомобилем и без проблем продать его в будущем.
16.11.20, 08:47
Подозреваю что речь идёт о каком то старом Land Cruiser, Hilux Surf или 4Runner, так что вариантов с "приобрести новую раму" просто нет, а вот контрактных из Владивостока - море, многие ремонтируют старую раму на свой страх и риск, приваривая к ней куски от контрактной, да, это полулегальный способ, но есть умельцы, которые могут сделать из двух рам одну без следов, сохранив кусок с номером.
В целом, поскольку автомобили старые, никто обычно не лезет рассматривать раму под лупой. Есть ещё другой, более популярный во Владивостоке способ - битый автомобиль приезжает в автосервис, с рамы снимают кузов и ставят на раму от другого, контрактного авто, от которого из японии привезли только раму с подвеской, документально всё оформляется как покупка другого авто, по факту владелец покупает раму с документами и оформляет получившийся конструктор на себя.
Почему это возможно? На многих японцах нет номера кузова, единственное место где он есть - это шильдик на двух клёпках под капотом, его аккуратно снимают и приклёпывают на другой кузов, вот и всё.
16.11.20, 10:47
Алекс, Ели бы речь шла о старом японском автомобиле без номера кузова или рамы - такой вопрос вообще не возник бы.
Но у автора номер и на раме, и на кузове, исходя из текста вопроса, был в наличии.
А раму сваривать из кусочков - так себе идея. Даже если ГИБДД на осмотре не заметит - машина на дороге сложиться может.
18.11.20, 08:28
Дмитрий, Так у них есть и номер кузова и номер рамы, просто они совпадают и номер кузова крепится, как я уже сказал, только на шильдике. Насчёт машина сложится - не переживайте, есть спецы, которые так хорошо делают, что она станет ещё прочнее чем была и точно не сложится, не путайте с распилами - это совершенно другое.
18.11.20, 10:21
Алекс, с точки зрения закона переваривание рамы - это внесение изменений в конструкцию автомобиля. А то что рама от этого станет прочнее - лично я не уверен. Это не более чем слова знакомого слесаря из полулегального автосервиса. Чек и счёт на такие работы никто не выдаст, а значит и ответственности никакой. Я никому не советую так рисковать. Пострадать может не только сам владелец машины, но и окружающие
23.12.20, 21:04
Дмитрий, Когда сам автомобиль бодрый, а рама после удара пошла винтом - других вариантов не остаётся. Насчёт прочности свариваемых конструкций - не беспокойтесь, всё что раме положено выдержать - она выдержит и даже более того, если бы из двух балок нельзя было бы сварить одну - не существовали бы вышек ЛЭП, которые испытывают куда бОльшие нагрузки, нежели рама автомобиля.
23.12.20, 09:53
Проблема решается просто. Приходишь к официальному дилеру и излагаешь суть дела. Дилер снимает копию с ПТС и отправляет на завод изготовитель. Завод на раме набивает Ваш номер указанный в ПТС и отправляет к дилеру. Платите деньги и забираете Вашу раму.
26.02.21, 08:14
York, предложенная вами схема не сработает.
Если на раме нет номера - его нанесение считается дополнительной маркировкой. Тут уже не с дилером договариваться нужно, а с ГИБДД.
25.10, 20:06
Дмитрий, всё верно. Я уже связывался с продавцами рам и кузовов. Они наносят оригинальные "родные" вины и проч номера по птс. Естественно, что после замены регистрационные данные Вашего авто остаются в неизменном виде. хотите продавайте, ставьте снимайте с учета. Такой вот ответ на ГИБДД-шные заморочки.
02.06.21, 17:59
Здравствуйте такой вопрос возник есть мотоцикл иж планета 80 годов , по документам рама без номера , есть только номер двигателя и гос.номер , все проблема в том что рама очень давно была заменена и на этой раме есть номер , поставят ли на учёт такой мотоцикл ? Гос номер и номер двигателям совпадают с записанными в документах
22.11.21, 21:30
Можно ли поменять неномерной кузов на номерной, купленный на разборке и официально его оформить? Или можно выпилить часть кузова с номером и варить туда часть старого безномерного кузова? По документам номера кузова нет.
10.06, 22:24
Здравствуйте. Мотоцикл стоит на учёте. Оформлен на меня. На мотоцикле повело раму. Требуется замена. Хочу купить новую оригинальную из Японии. Новая рама идёт без номера. Как узаконить замену рамы в ГИБДД?
11.06, 03:15
Сергей, в вашем случае рама - основной агрегат. Нужно будет провести экспертизу, нанести номер, потом внести его в документы
11.06, 07:00
Дмитрий, в догонку ещё пару вопросов.
1) Доп. маркировка наносится в случае утраты старой (ржавчина, перебили и т.д.). У меня же на новой раме её вообще не будет. Это не будет проблемой?
2) У меня ЭПТС. Причём я в него не вписан. ЭПТС просто пустой. При регистрации в ГИБДД это не вызвало никаких вопросов. Не будет ли это проблемой при экспертизе? И кто должен в ЭПТС вносить изменения?
11.06, 07:05
Сергей, для ГИБДД в данном случае критично, что маркировки нет вообще. Они предварительно проведут проверку - чтобы убедиться, что рама не краденая. Но в вашем случае это проблемой не будет - вы сможете подтвердить происхождение рамы. Исчезла она в результате ремонта, коррозии, или ее вообще не было - особой роли не играет.
Но зарегистрировать мотоцикл без номера основного агрегата все равно нельзя - а значит, его придется нанести.
Отсутствие номера в ПТС проблемой не будет. Наоборот, это подтвердит, что никакого криминала нет.
25.10, 19:53
основаниями для отказа в совершении регистрационных действий согласно ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств» являются невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства, а также замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства» - ответ начальника областного УГИБДД октябрь 2023г
Инспектор не сможет и не захочет идентифицировать раму как агрегат принадлежащий Вашей машине по куче оснований. Причина - борьба с конструкторами. Запрещают собирать ТС вне завода изготовителя. Рулят внутриведомственные директивы. На УАЗе, как пошла такая тема, маркировку стали выбивать. Раньше краской писали.Сомневаюсь, что УАЗ продаёт рамы. Да и рама - не номерной агрегат. На раму наносится номер шасси после его сборки. Возможно, ими торгуют только фирмы при заводе с нанесением идентификационных номеров в соответствии с ПТС покупателя.