Что на самом деле значит режим ЧС для обычных граждан?

351
Аватар автора

Юра

спросил в Сообществе

Когда началась пандемия, СМИ и юристы на своих страницах в соцсетях писали о необходимости ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. Якобы при введении ЧС гражданам станет только лучше: договоры потеряют свою силу, их можно будет не исполнять, а государство возместит все убытки.

Расскажите, пожалуйста, что на самом деле происходит, если государство объявляет режим ЧС, и когда это может произойти?

У государства действительно есть обязательства перед гражданами, в том числе в случае объявления режима ЧС.

Но в результате введения режима ЧС договоры автоматически не прекращают свою силу, а государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки населения. Наоборот, введение ЧС возлагает на граждан дополнительные обязательства.

Что такое режим ЧС и когда он вводится

Режим чрезвычайной ситуации, ЧС, вводится, когда случается какое-либо бедствие и оно представляет большую опасность для людей, природы или имущества. Это может быть авария, катастрофа, эпидемия, опасное природное явление и так далее. Если масштабы бедствия велики и государство считает, что при обычном режиме работы оно с его последствиями не справится, власти вводят режим ЧС.

Режим ЧС позволяет своевременно реагировать на ситуацию и привлекать к устранению ее последствий силы и средства властей разных уровней. Если очень упрощать, то этот режим позволяет задействовать все возможное для борьбы с чрезвычайной ситуацией, чтобы минимизировать ущерб.

Важно отметить, что в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии может вводиться военное положение, а при угрозе конституционному строю — чрезвычайное положение. Это другие правовые режимы. Права граждан и бизнеса при их введении сильно ограничиваются. Военное или чрезвычайное положение не следует путать с режимом ЧС.

Режим ЧС в зависимости от масштаба бедствия вводит президент, правительство, главы субъектов РФ или органы местного самоуправления. Теоретически этот режим могут ввести на всей территории России, но в жизни его, как правило, объявляют в отдельных городах или регионах.

Например, весной 2019 года из-за лесных пожаров режим ЧС действовал в Забайкальском крае, а летом 2019 года — в Иркутской области в связи с затоплением населенных пунктов. В марте 2020 года в некоторых городах России вводили режим ЧС в связи с пандемией коронавируса. Например, в Элисте, столице Калмыкии, и Абакане — столице Хакасии.

Обязанности граждан и организаций при режиме ЧС

Для ликвидации ЧС привлекают не только силы и средства государства — могут также задействовать обычных граждан и организации.

Ограничения для граждан. При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения: граждане обязаны эвакуироваться по требованию властей.

Кроме того, необходимо иметь при себе удостоверение личности и предъявлять его по требованию представителей власти. Также запрещено заходить за ограждения и распространять заведомо ложную информацию о ЧС.

Голосование на выборах и референдумах могут отложить. А граждан могут привлечь к аварийно-спасательным и другим неотложным работам.

Во время эпидемий государство также вправе изъять у граждан и организаций имущество. В этом случае власти обязаны выплатить собственнику стоимость изъятого.

Ограничения для работников. Введение ЧС может ухудшить положение работников. Вот, например, какие последствия режима ЧС могут ждать наемных работников:

  • временный перевод на другую работу без согласия сотрудника на срок до одного месяца;
  • прекращение трудового договора в связи с ЧС, которая препятствует продолжению трудовых отношений;
  • сверхурочная работа с письменного согласия сотрудника;
  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без согласия сотрудника.
  • режим простоя с выплатой не менее ⅔ оклада

Обязанности для организаций. При введении режима ЧС организации должны:

  1. Финансировать мероприятия по защите работников. Например, организовать дополнительную уборку и обеззараживание помещений УФ-лампой.
  2. Приостанавливать деятельность, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и граждан.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Дает ли режим ЧС какие-либо преимущества

Государство в целом принимает на себя обязательство помогать людям, столкнувшимся с бедствием, которое послужило причиной введения режима ЧС. Однако никаких конкретных гарантий оно не предоставляет.

Так, закон предусматривает право граждан получить возмещение ущерба их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В нем также говорится о праве на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС. Но то, как именно будут реализовываться эти права и гарантии, власти решают в каждом конкретном случае.

Многие другие права, перечисленные в законе о ЧС, — например, на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности и потери кормильца — действуют и так.

При этом введение режима ЧС само по себе не освобождает от каких-либо обязательств. Вопреки отдельным утверждениям из интернета, граждане по-прежнему должны будут выплачивать ипотеку и исполнять остальные обязательства.

Если же государство решит освободить от некоторых из них или отсрочить их исполнение, для этого не обязательно вводить режим ЧС. Именно так случилось при первой волне коронавируса в 2020 году, когда федеральные власти приняли ряд мер по поддержке граждан и бизнеса, не вводя при этом режим ЧС во всей стране.

Что в итоге

Даже при введенном режиме ЧС граждане все равно будут обязаны платить налоги, возвращать кредиты и оплачивать услуги ЖКХ, а организации и ИП — платить зарплату и налоги. При этом режим ЧС наложит дополнительные обязательства и ограничит ряд прав.

Коротко: что нужно знать о режиме ЧС

  1. Режим ЧС не отменяет обязанность платить налоги, погашать кредиты и исполнять иные обязательства.
  2. При ЧС государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки граждан.
  3. Режим ЧС может ухудшить положение работников: работодатели вправе расторгнуть трудовой договор, заставить работать сверхурочно и в выходные дни или отправить в простой.
  4. При режиме ЧС права граждан ограничиваются, у них появляются дополнительные обязательства.
Что думаете о режиме ЧС? Когда его стоит вводить?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Желаю всем бы любителям сотрясать воздух на тему необходимости введения ЧС прочитать эту статью.

102

Elena, желаю всем любителям распространения недостоверной информации начать думать, что они распространяют...

42

Тигран, согласен, особенно с учетом новых статей УК РФ 207.1 и 207.2, которые ввели уголовную ответственность за фейковые новости

16

Александр, ну а как фейковые новости-то соотносятся со взглядами, нужна ли нам ЧС или нет? У меня и к вашей статье миллион вопросов и сомнений, что вы верно трактуете закон, если с вами кто-то не согласится, это будет основанием преследовать вас по закону?

10

Александр, может вместо запугивания читателей воображаемой уголовкой, сможете объяснить законность ограничения свободы передвижения при режиме повышенной опасности?

9

Petr, чтобы не усугублять ситуацию - что тут не ясного? Если в городе миллионнике неизвестный вирус, то город вымрет через 2-3 месяца ВЕСЬ если не остановить перекрёстное заражение. Это сложно для понимания? Или хочется потроллить?

1

Тест, ну и как, вымерли города-миллионники от неизвестного вируса?)) мой вопрос через полтора года.

1

Александр, Нормас, по этим статьям надо все федеральные каналы позакрывать, на которых рассказывали о том, что коронавирус фигня, в сюжетах откровенно подменяли факты, постоянно врали на тему кууууууууучи разных вещей - посмотрите передачу "fake news" на ютюбе. Призывали людей жарить шашлык перед введением "самоизоляции" так называемой. А так теперь в руках государства очередной инструмент для устранения неугодных в информационном пространстве.

4

rediska, Туда им и дорога - задолбали уже эти неугодные. В основном это нытики, троли, паникёры и бездельники.

2

Тест, а ты кто такой, чтобы решать, кто бездельник а кто нет? Тебе нравится, когда подтираются конституцией, а многим нет. И не нытьё ни паника, ни популизм тут не причём! Тебя задолбали, так не смотри, иди Киселева с Соловьёвым слушай дальше, им никто не запрещает оскорблять людей и нести дичь.

0

Александр, а как вы относитесь к статье руководителя международной организации Агора?
Вроде как вы тут либо соврали нагло, либо честно заблуждаетесь. Во всяком случае, постановление премьера Медведева вас кроет напрочь. И я его читал в консультанте

2

Родион, полагаю, вы даете отсылку на Постановление Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".

Данное постановление действительно устанавливает суммы выплат гражданам и юридическим лицам, однако для правильного понимания этого постановления нужно учитывать следующее:

1. Данное постановление регулирует отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Данное постановление устанавливает правила предоставления межбюджетных трансфертов, то есть оно регулирует публичные отношения между бюджетами, но никак не между государством и гражданами и юрлицами.
Постановление не устанавливает для граждан и юрлиц права требовать указанных в постановлении выплат, также оно не устанавливает для госорганов обязанности эти выплаты делать.

2. Для того, чтобы гражданам получить выплаты, предусмотренные п. 4 правил, содержащихся в постановлении, руководство субъекта РФ должно представить в МЧС определенный перечень документов (п. 6 и 7 правил с учетом требований п. 10 правил).

В переводе на простой язык это означает, что для получения выплат необходимо победить бюрократическую машину: собрать справки и документы, подтверждающие, что вы или ваше имущество пострадали от чрезвычайной ситуации, доказать прямую причинно-следственную связь между чрезвычайной ситуацией и причиненным ущербом, доказать, что вы постоянно проживает в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, а также зарегистрированы в нем же (п. 10 правил).
Полагаю, сделать это может быть очень не просто.

3. Данное постановление не устанавливает каких-либо компенсационных выплат юридическим лицам в случае чрезвычайных ситуации.
Юридические лица вправе претендовать на компенсационные выплаты только в случае, если их имущество пострадало в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями органов власти (п. 5 правил).

Надеюсь, мне удалось донести, что с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 не все так просто, как хотелось бы.

5

Александр, "При режиме ЧС конституционные права ограничиваются" А сейчас они не ограничиваются?

0

Александр, вот вас и надо привлечь, вы вводите людей в заблуждение своей статейкой, умышленно приводите нормы другого закона, а именно "о военном положении" неимеющего никакого отношения к закону "о чс".

0

Спасибо за пояснение для плохо думающих. Будет что показать.

0

Elena, это врят ли поможет. У нашего населения очень интересная позиция по любому вопросу, будь то ЧС или вакцинация. Выглядит она как-то так:
- введите ЧС, вы удерживание нас незаконно.
- ЧС ничего не даст
- вы не юрист
- вот ссылки на закон же
- но вы не юрист
- хорошо, вот мнение юриста
- какой-то подозрительный юрист. Дайте другого юриста.

33

Константин, написана тут брехня полная. Почитайте эти статьи сами, и, может быть, вы снимете лапшу со своих ушей:
1. «...предприниматели и компании вправе возместить вред в полном объеме, только если его нанесли граждане, другие ИП или компании, проводившие санитарно-противоэпидемические мероприятия. Государство же не несет ответственности за меры, которые принимали граждане, ИП или организации.»
Открываем указанную ст. 9 и видим: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право <…> на возмещение в полном объеме вреда, причиненного <…> при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий…»
В данном случае речь идет о профилактических мероприятиях, проводимых ГОСУДАРСТВОМ (!), вследствие которых люди сидят по домам и не работают, а предприятия несут убытки. И вы хотите сказать, что это же самое ГОСУДАРСТВО не несет никакой ответственности за свои решения перед гражданами?!
2. «...финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС — это обязательство Российской Федерации. Этот пункт закона не имеет никакого отношения к обязанности государства возмещать гражданам и бизнесу какой-либо ущерб или убытки. Даже наоборот: в следующем пункте этой статьи говорится, что организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.»
Открываем указанную ст. 24 и видим: «Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера <…> является РАСХОДНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Далее речь идет о предупреждении и ликвидации последствий ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характеров, что к нынешней ситуации слабо относится)
Вот тут прямым текстом указано, что финансовое обеспечение мер по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ (раз уж все любят называть нынешнюю ситуацию «имеющую угрозу возникновения чрезвычайной») ЧС является расходным обязательством (т.е. обязательства, обусловленные законом) РФ.
В указанном п. 2 настоящей статьи написано: «Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»
Очень «здорово» трактовать текст этого пункта так, как удобно, не правда ли??? Тут, опять же, прямым текстом написано, что за счет своих средств организации участвуют в ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. То есть, когда РЕЖИМ ЧС УЖЕ ВВЕДЕН, то ЛИКВИДИРОВАТЬ его эти самые организации будут в установленных порядках. А пока режим ЧС не введен – ликвидировать нечего. Здесь нет слов о ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЧС, в отличие от предыдущих пунктов.
Когда такая «база», трактованная по-своему, установлена, можно уже писать любые нужные слова – люди будут внимать и думать «о, какой автор статьи молодец, всех мамкиных соц-сеть-юристов разоблачил, буду придерживаться его мнения». Такие люди заслуживают сидеть перед телевизором и питаться излучением программ Соловьева.
Тут не надо быть юристом для того, чтобы открыть самому ФЗ и понять, что автор статьи выше трактует его в угоду своему мнению.

8

Bob, полагаю вам стоит написать статью-опровержение и изложить свою логику прочтения действующих законов! :)

9

Bob, а вы юрист? Представьтесь пожалуйста. Я очень сильно напрягаюсь, когда слышу "не нужно быть юристом чтоб трактовать закон...", "Не нужно быть врачом чтоб понять, что это средство от давления не поможет...", "Не нужно быть строителем, чтобы понять, что фундамент тут не обязателен..."

4

Константин, так, а что с удерживает незаконно? Какой ловкий "прыжок к ЧС ничего не даст".

5

Petr, ЧС только усугубит ваши проблемы и потери, плюс обяжет дополнительно. Читайте законы, хватит троллить.

0

Не особо, так как ограничения в рамках 68 ФЗ уже есть, просто регламентированы они не режимом ЧС, а повышенной готовностью, что сути по сути не меняет.

0

Elena, Да зачем им это? Гораздо круче же выкрикнуть очередное "не можешь бороться с вирусом - борись с населением" и тд. и тп. Как всегда "правда" построена на святой борьбе за всё хорошее и против всего плохого, никому нюансы не нужны.
Статья отличная - спасибо!

8

Elena, желаю вам научиться проверять, хотя бы, источники, которые в этой же статье приводятся. Первый же законодательный акт, приведенный в этой статье из правильной(!) цитаты юриста, приводится, почему-то, не полностью. Я про http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/8ff69144b469d1ad0e739624813f6e71c0175444/
В нем прямым текстом написано: "на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
То есть, возмещение в полном объеме И ущерба, нанесенного гражданами, ИП или ЮЛ, И ущерба, нанесенного "при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации." Карантин - это и есть санитарно-противоэпидемическая мера, а вот самоизоляция - нет. Самоизоляции нет в законодательстве, штрафы и задержания за ее нарушение - это нарушение прав, гарантированных гражданам конституцией, а ущерб, нанесенный самоизоляцией бизнесу, никто компенсировать не обязан, ведь граждане САМИ изолировались.
Стоит ли дальше разбирать этот магнум-опус, если первую же статью так нагло процитировали частично, надеясь, что хомячки не пойдут проверять? Хомячки то и не пошли, они побежали в комментарии. Там дальше есть еще страшилки про то, что при режиме ЧС власти имеют право задействовать любой ресурс в борьбе с причинами и последствиями ЧС, даже чей-то частный, но, конечно, скромно не упоминается о компенсациях участникам ликвидации этих причин и последствий, согласно статьи 21-й закона о ЧС. Не упоминается, что согласно 27-й статье финансирование всех этих мероприятий осуществляется за счет резерва федерального бюджета, а не за счет "собственных средств организаций".
Да, продолжайте хавать всю лапшу, которую складывают вам на уши. Я даже в РФ не живу, а больше осведомлен об этой проблеме, чем ее граждане, судя по таким комментариям.

4

Elena, Эта статья вообще ничего не доказывает.А наоборот создана для того чтобы людям мозг запудрить!Первое.Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным,все эти указы поправки-херня на постном масле.Второе,право на свободное передвижение ограничивается только при вводе режима ЧП!!!В условиях пандемии или эпидемии,по сути без разницы,действуют определённые законы.Для того чтобы вводить ограничения и вводится режим ЧС или ЧП.А так получается любого можно дома под замок посадить???Так что ли?,для чего тогда кучи томов законадательства написаны,чтобы одним росчерком пера можно это было нахер послать,это не так работает,но всем насрать и то что Путин обнулился и всё остальное,начиная с 1991 года

3
0

"При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения."

А сейчас они не ограничены? Электронные пропуска, QR-коды, посты и патрули на улицах.

45

ILya, ограничение свободы передвижений может быть введено не только в случае ЧС, но и при введении режима повышенной готовности.
Режим повышенной готовности в Москве был введен Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", поэтому частичное ограничение свободы передвижений правомерно.

Государство вправе принимать меры по защите населения от угрозы, в том числе путем частичного ограничения прав.
Но тут 2 момента: юридический и неюридический.

Юридический: как правильно по документам оформить это ограничение.
На эту тему в юридическом сообществе ведется полемика: насколько указ мэра о введении цифровых пропусков соответствует действующему законодательству, в том числе федеральным законам и Конституции.
Как мне видится, ответ о законности или незаконности действия мэра должен дать суд.
Вопрос независимости суда в РФ предлагаю оставить открытым.

Неюридический: вопрос обоснованности введенных мер с точки зрения защиты здоровья граждан. Думаю, в этой части юристы не компетентны давать свои заключения.

26

Александр,

То, что суд даст свой ответ о законности или незаконности указа, не мешает составлять собственное мнение об этом. Хотя, конечно, вы вправе дипломатично умолчать.

В моём понимании, с учётом целей соответствующих норм (телеологическое толкование):

1) Меры, позволяющие мэру Москвы "ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС" (68-ФЗ о ЧС) не тождественны и заметно уже, чем меры по "установлению ограничений на свободу передвижения по территории" (3-ФКЗ О ЧП);

2) Первый вид мер, скорее, про возможность ограничить доступ на конкретные участки территории города, субъекта РФ, второй - про возможность бланкетно ограничить передвижение, в том числе установить разрешительный порядок и список исключений, когда передвигаться разрешено;

3) Меры, предусмотренные указом мэра - явно выходят за пределы первых и соответствуют вторым;

4) вторые допускаются только согласно 3-ФКЗ;

5) ergo, Указ мэра принят с превышением полномочий, предусмотренных 68-ФЗ, и не соответствует 3-ФКЗ.

Исходя из этого, в режиме ПГ ограничить посещения парков, ресторанов мэр вправе, это соответствует целям закона. А запретить бланкетно выходить из дома, в том числе гулять с ребёнком — не вправе, целям закона это не отвечает. В этой части указ мэра незаконен, на мой взгляд.

Хотя такого же суждения от Мосгорсуда я, надо признаться, не ожидаю.

8

Alexander, спасибо за развернутый комментарий!

По моему мнению, мы, как юристы, можем долго спорить, насколько те или иные НПА правомерны, можем дискутировать на тему полномочий тех или иных должностных лиц, писать процессуальные документы, как с позиции граждан и бизнеса, так и с позиции государства, но какой в этом толк, если конечную оценку всему этому должен дать суд.
И как вы верно заметили, у суда могут быть свои причины, выбрать позицию, защищающую интересы государства.

Полагаю, вчерашний обзор ВС РФ № 1 от 21.04.2020 об отдельных вопросах судебной практики, связанных с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) показывает, что и как дальше будет происходить в судах.

4

Александр, я именно об этом и говорю. Режим введён, людей кошмарят и штрафуют, а мог ли быть этот режим введён теми, кто его вводил (мэры, губернаторы) - решим позже.

7
0

Люди привязались к ЧС, как к некой возможности для выживания. Фактически все надеются на "заморозку" исполнения обязательство по кредитам и выплате налогов, что сделано во множестве стран, а не на кредитные каникулы, которые а) не покрывают самые незащищенные слои населения, у кого ипотеки по 5+ млн. и б) по сути откладывают неминуемое бремя по выплате дополнительных процентов и процентов с процентов.

26

Герман, на какую "заморозку" все надеются? В какой то стране гражданам простили долги? Нет. Точно так же как и у нас - предоставили отсрочку платежей. Никто нигде ничего не отменил и не простил.
И пени на просроченный долг и проценты у нас никто начислять не будет.

16
0

Очень сложно без ссылки на текст того самого юриста воспринимать критику в его адрес всерьез. С форс-мажором тоже не все ясно: разумеется, форс-мажор это не только ЧС, как и ЧС не обязательно равен форс-мажору, да и что договоры не аннулируются все сразу - вообще не понимаю, кто так думает и почему. А объявление ТПП и ФАС это точно форс-мажор? Где написано, что они-то могут его объявлять? Кстати о форс-мажоре нужно еще предупредить за 3 дня с момента его начала сторону договора - тоже очень скользкий и непонятный момент. Государство не несет ответственности за действия предпринимателя, но не предприниматель объявлял режим самоизоляции - издержки предпринимателя и арендодателя, допустим, возникли как раз по не зависящим от них причинам и я не понимаю, почему оплачивать эти издержки должен кто-то из них. В 29 статье Конституции написано, что "лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий...возмещается причиненный материальный ущерб", а запрет ходить по улице и держать открытым свое кафе мог бы возникнуть как раз в следствие ЧС (более того, только по этой причине этот запрет и мог бы возникнуть). Энивей, да, в ЧС мало, что хорошего, но гораздо хуже ситуация это ограничения конституционных прав без юридических на то оснований и выдумывание новых разовых сущностей вместо использования существующих. С этой проблемой нам еще предстоит разбираться и, думаю, будет очень непросто. Напомню, у нас и карантин не объявлен.

25

Дмитрий, хотя я согласен, что сам по себе режим ЧС не панацея, однако, в части доказательств форс-мажора и изменения обстоятельств - он очень даже пригодится

23
0

Вот вашу статью и надо в соцсетях распростронять! Знание законов у граждан на нуле! Но зато готовы поверить любому, кто скажет, что вы государству не должны ничего, а государство вам- всё! И налоги отменить, и от кредитов освободить, и жрачки купить, и зарплату платить.... Любые ссылки на законы нужно проверять, даже если они в такой прекрасной статье, не говоря уже о диванных специалистах по ЧС.

23

Алексей, очень надеюсь, что введения ЧП и военного положения на территории РФ никогда не будет.
В законах, регулирующих эти режимы, много интересного и неожиданного.

Некоторые аспекты введения режима ЧП мы описали в данной статье.
Режим ЧП может быть введен в том числе в целях борьбы с эпидемиями.
Введение режима ЧП может повлечь: установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости, запрет массовых мероприятий и собраний, досмотр автотранспортных средств, мобилизация ресурсов организаций, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан, временное отселение жителей, отмена выборов и референдумов на время действия режима ЧП.

Военное положение вводится только в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
В случае эпидемий военное положение не вводится.

22

Юрий, он же в шутку так написал

22
0

1. "Но исполнять обязанности по договору все равно нужно: они не отменяются, а только откладываются до того момента, когда форс-мажор закончится."
- именно этого и ждут граждане и предприниматели. Отложить оплату кредитов, аренды, жкх.
2. Государство не покроет все расходы, но часть может. По примеру ресторана Армения, другие рестораны/барбершопы и ТЦ, взыскали бы с гораздо большей вероятностью с государства свои потери.
3. Нет ссылки на закон по которому "ограничиваются конституционные права на свободу передвижения при ЧС"
4. Меры поддержки арендаторов "дают право уменьшить/отсрочить оплату аренды по соглашению с арендодателем". А если арендодатель не согласен (такое происходит в 95% случаев), то неоплата - нарушение условий договора с последствиями.
Главное - в статье не указывается, что при ЧС:
- значительно увеличивается обьем прав требований на возмещение убытков к государству
- значительно увеличивается шанс использовать норму о форс мажоре по всем договорам.
Таким образом статья необьективно сравнивает режимы ПГ/ЧС/ЧП, акцентируя внимание на одной стороне вопроса, непропорционально влиянию на последствия.

21

Павел, например, я написал банку уведомление о неоплате 3х будущих платежей по ипотеке в связи с форс мажором(снижение зп на 50% из за закрытия 90% магазинов), на что банк ответил что мой случай не подходит под кредитные каникулы(сумма кредита) и банк не согласен на неоплату и будет считать просрочкой с штрафными санкциями.
И такой ответ будет по 100% кредитам по ипотеке.
Так что "право сослаться на форс мажор" существует только в реальности этой статьи, но отсутствует в реальной жизни.

15

Дмитрий, спасибо за комментарий и отсылку на очень-очень уважаемого цивилиста!

С мнением Романа Сергеевича знаком.
Будем ждать, когда суды возобновят свою работу в штатном режиме и начнут рассматривать подобные споры.
Не исключено, что арендаторы выберут именно такую логику для обоснования своих требований и суды их поддержат.

В статье мы умышленно не упоминали ст. 451 ГК «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств», потому что хотелось сделать акцент именно на ст. 401 ГК про особенности форс-мажора.

Но и вы, и Роман Сергеевич правы - стоит внимательно присмотреться к ст. 451 ГК, так как она может помочь в сложившейся ситуации.
Полагаю, что также стоит присмотреться к статье 416 ГК «Прекращение обязательства невозможностью исполнения» и статье 417 ГК «Прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления».

18
0

Спасибо за статью - все разложили по полочкам, и все стало понятней.

НО просто не могу не акцентировать внимание на предложении "Сейчас государство и без режима ЧС пытается помочь гражданам и бизнесу" - Вы серьезно? Оцените масштаб этих попыток помочь с количеством имеющихся для этого средств - это же смешно и несерьезно!

18
0

"При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения." А почему сейчас ограничивают и кошмарят людей? Я не против карантина, я хочу, чтобы это было сделано в рамках закона. В 55 статье конституции сказано о моем праве в том числе на свободу перемещений, в 56 ст конституции сказано почему и как могут быть эти права ограничены причем не на всегда, а на строго определенный срок. Почему у нас всегда так - не карантин, а "самоизоляция" или "нерабочие дни", которые непонятно как интерпретировать, а бизнес плОти непонтяно откуда ЗП и налоги. "всенародное голосование" - единоразовая акция, как сказала Памфилова, которая никак не связана с действующим законодательством - и т.д. по списку - потом, а подтопление, не взрыв, а хлопок и т.д.

18
0

Александр, считаете ли вы как юрист, что текущий режим повышенной готовности полностью детерминирован с юридической точки зрения? Были ли прецеденты его введения ранее?

На мой взгляд, на данный момент введены полумеры и под эти полумеры наскоро переписываются законы. Я приведу ниже цитату и ссылку на статью, предлагаю ознакомиться:

ЧС — это понятный режим, прописанный в законе, который позволяет накладывать определенные ограничения на права и свободы граждан, в отличие от ныне действующего режима повышенной готовности. Поэтому речь не идет о том, что режим ЧС будет жестче или мягче нынешнего. Он более ясный с правовой точки зрения. Опасность нынешней ситуации в том, что, когда она закончится, будет непонятно, куда людям обращаться со своими убытками и каким образом можно будет оспорить наложенные в этот период штрафы, которые люди будут считать незаконными и не захотят выплачивать.

18
0

TLDR
— Ограничения для граждан. При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения. Голосование на выборах и референдумах могут отложить. Нологи – плотите

17

Andrew, TLDR - too long, didn't read 🤔
Изначально статья была в 3 раза длиннее, хорошо, что сократили 😅

22

Andrew, если у вас не хватает мозгов прочитать даже такой, совсем не длинный текст, как же вы будете читать полноценные юридические документы, где ещё и вчитываться в каждое слово придётся. Как легко нынче люди признаются в собственной глупости.
А статья хорошая, коротко и по делу 👍

20

Ivania, вы статью внимательно прочитали? В статье особо подчеркивается мысль, что Режим ЧС - не равно Форс-Мажору. Если будет введен режим ЧС, то это никак не значит, что автоматически у вас сработает п.11.1 и организация будет освобождена от исполнения своих обязанностей.

Но, однако, цитата из статьи: "Чтобы объявить ситуацию форс-мажорной, необязательно вводить режим ЧС. Пандемию коронавируса уже признали обстоятельством непреодолимой силы Торгово-промышленная палата РФ, Федеральная антимонопольная служба и Минфин."

17

Мудро, вы правы, введение режима ЧС не означает автоматическое признание ситуации форс-мажором.

Ivania, данный разбор как раз направлен на борьбу с подменой смыслов, которая так часто встречается в СМИ и соц.сетях.

17

Юрий, то что вы увидели называется мем.

16
0

Теперь возникает вопрос: а зачем такое государство если оно ничего не должно? Зачем платить 60% своих доходов налогами? Это, конечно, мое мнение и вопрос, скорее, риторический... Но а голове он звучит всё чаще и чаще

14

Сообщество