В каждом регионе России есть центры, которые бесплатно помогают самозанятым, малому и среднему бизнесу.

В этих центрах предпринимателей консультируют, обучают, им рассказывают о грантах и дают субсидии. Но начинающие бизнесмены редко обращаются за такой помощью — чаще всего потому что не знают о доступных мерах поддержки.

Я расскажу, какие варианты помощи предлагает государство. В качестве примера возьму Центр развития предпринимательства Санкт-Петербурга — когда я открывала и закрывала ИП, обращалась туда за помощью. Сейчас я работаю в этом центре, часто получаю отзывы от предпринимателей о его работе и хочу, чтобы о бесплатной помощи знало больше человек.

Эта информация будет полезна, даже если вы живете в другом регионе — государственные центры развития предпринимательства работают по всей стране. Вот что в них можно сделать.

Посетить образовательные мероприятия

Центр проводит курсы, тренинги и семинары на темы, связанные с открытием и развитием бизнеса: как найти идею, составить финансовую модель и бизнес-план, собрать команду, защитить свой бренд.

Среди спикеров — действующие предприниматели, руководители крупных компаний, юристы и бухгалтеры. Вот какие мероприятия проходили в центре в ноябре:

  • семинар о том, как организовать удаленную работу над креативным проектом;
  • курс по общей финансово-юридической подготовке — это базовая информация о договорах, бухгалтерии и налогах для начинающих предпринимателей;
  • курс по управленческому учету на базе «1С:УНФ — Управление нашей фирмой»;
  • семинар по переговорам при корпоративных конфликтах.

Курсы проходят в самом центре и онлайн. В архиве мероприятий можно посмотреть трансляции с предыдущих встреч. Записаться можно на сайте центра в разделе «Мероприятия».

Практически все мероприятия в центре проходят бесплатно. Бывают платные семинары, но они проходят редко — максимум раз в год. Источник: «Центр развития и поддержки предпринимателей»
Практически все мероприятия в центре проходят бесплатно. Бывают платные семинары, но они проходят редко — максимум раз в год. Источник: «Центр развития и поддержки предпринимателей»

«Получила важную обратную связь»

У нас семейный бизнес, я ищу новых клиентов, провожу переговоры и занимаюсь организацией бизнес-процессов. О центре я узнала от мамы, она наш главный специалист.

Я записалась на бизнес-разбор. Формат такой: рассказываешь про свой бизнес, а опытные предприниматели дают рекомендации в зависимости от запроса. Я составляла презентацию в ночь перед мероприятием, выступала первая, волновалась. Но получила важную для меня обратную связь: эксперты объяснили, что в моей нише мало хороших специалистов и рынок достаточно свободный, поэтому стоит сделать упор на рекламную кампанию и блог.

Я плотно занялась блогом: сделала контент-план, стала добавлять качественные фото и нашла копирайтера, который делает бухгалтерские тексты более понятными для читателей. Благодаря блогу читатели стали приходить за консультациями по бухучету и финансовой грамотности.

Больше всего мне нравятся курсы из 3—4 занятий, на которых совмещают теорию и практику. О новых мероприятиях узнаю из имейл-рассылки — за день до события центр присылает напоминание.

Получить консультации специалистов

В центры развития предпринимательства можно прийти за консультацией к бухгалтерам, юристам, экономистам. Это бесплатно, но лучше записываться на прием за неделю — желающих может быть много.

Вот с чем могут помочь на консультации:

Ограничений по количеству консультацией нет — можно обращаться за помощью, как только появляется необходимость.

«Помогли определиться, как лучше развивать бизнес»

У меня два салона косметологии. Мы решили масштабироваться, но появился вопрос — развиваться самостоятельно или по франшизе. С таким запросом я пришел на консультацию по франчайзингу.

Мне было важно получить ответ: я создаю «живой» и интересный для франшизы продукт или это только мое личное мнение? Эксперт убедила меня, что продукт конкурентоспособный, поэтому я в итоге решил развивать направление франшизы. Сейчас мы упаковываем франшизу и планируем старт продаж, при этом все равно продолжаем открывать собственные салоны.

Проверить контрагента

Иногда бывает так: предприниматель подписывает договор с внешне приличным партнером, а он оказывается мошенником или представляет фирму-однодневку. Поэтому прежде, чем заключать сделку с новым контрагентом, нужно сначала его проверить.

Контрагентов проверяют по 16 критериям — об этом в «Тинькофф Журнале» уже рассказывали подробно. Информацию для проверки можно запросить у самих партнеров, а можно посмотреть в специальных сервисах — их много.

На сайте Центра развития и поддержки предпринимательства есть один из таких онлайн-сервисов. Он бесплатный и проверяет контрагентов по 26 источникам. Вот что делает сервис:

  1. Получает данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  2. Вычисляет компании с адресами массовой регистрации, массовых учредителей и руководителей.
  3. Выявляет аффилированность между компаниями.
  4. Показывает сведения о заключенных госконтрактах.
  5. Узнает, является ли контрагент банкротом, участвовал ли он в арбитражных делах и есть ли у него долги по данным судебных приставов.

Запрос на проверку можно отправить по электронной почте или прийти в центр лично. При личном посещении отчет сделают сразу, если отправлять запрос по почте — в течение 1—2 рабочих дней.

«Проверила нового контрагента»

Я узнала о сервисе для проверки контрагента в центре предпринимателей через рассылку. У меня появился новый поставщик, и я сомневалась, стоит ли с ним начинать сотрудничество. Отправила в сервис запрос через электронную почту и оперативно получила ответ с необходимой информацией. С поставщиком стали работать, заказала у него оборудование. Обращалась за услугой уже три раза, другими такими же сервисами не пользуюсь — хватает этого.

Субсидии для бизнеса

Одно из направлений работы центра — субсидии, которые федеральные, региональные или местные власти выделяют бизнесу на конкурсной основе.

Их можно потратить только на конкретную задачу — например, если получили субсидию на покупку оборудования для швейной мастерской, потратить эти деньги на маркетинг не получится. Субсидии целевые, то есть их выделяют на конкретную задачу и по факту понесенных затрат — когда бизнес получает компенсацию за какие-то расходы.

Размер субсидий зависит от конкретной программы и региона. Узнать, какие субсидии есть в вашем городе, можно на порталах для малого и среднего предпринимательства. Они есть у каждой области, найти все можно на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства.

На портале сразу отображаются все доступные субсидии по всей стране. Свой регион можно выбрать в поле справа. Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
На портале сразу отображаются все доступные субсидии по всей стране. Свой регион можно выбрать в поле справа. Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

Программы субсидий меняются каждый год. Например, сейчас через личный кабинет Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга заявку на субсидии могут подать промышленные предприятия. По ней компаниям возместят затраты на:

  1. Участие в международных выставках и ярмарках.
  2. Уплату лизинговых платежей за покупку оборудования.
  3. Выполнение требований законодательства страны-импортера, если компания что-то экспортирует — например, на услуги по сертификации и регистрации товара.
  4. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
  5. Закупку энергосберегающего оборудования.

Для подачи заявки понадобится электронная подпись.

«Субсидии — вещь непредсказуемая»

Первый раз я получила субсидию в 2014 году. У Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга была специальная программа, по которой давали деньги на развитие и открытие центра дневного пребывания детей. Тогда программа только открылась, и мы были первыми, кто подал заявку. Это была субсидия на уже понесенные расходы, нам выплатили чуть меньше 200 000 Р.

В 2016 и 2017 годах я получила по этой программе по 400 000 Р, в 2018 году мне отказали.

Правила подачи документов меняются каждый год, как и сам процесс подготовки. Самое сложное — это не подготовить документы, а занять очередь на их подачу. Раньше все было в офлайн-формате, и люди приезжали за сутки дежурить у центра.

Самостоятельно подготовить документы можно, если внимательно читать условия. Есть четкие регламенты, требования по пакету документов, условиям, по задолженностям по налогам. Если соблюдаешь эти регламенты и подаешь документы вовремя, проблем быть не должно. Тем более что в центр можно обратиться за консультацией, обычно этого хватает.

В 2018 году в комитете сменились люди, их юрист нашла несоответствия в договоре аренды, и мне отказали в субсидии. Хотя договор аренды был уже подписан и действует пять лет. Поэтому у меня двоякое ощущение: вроде есть какие-то понятные правила игры, но если они меняются, и ты не понимаешь, что изменилось, все может быть непредсказуемо.

Важное условие для получения субсидии — отчетность. В договоре прописано, что нужно отчитываться на протяжении двух лет, и на протяжении этого периода нельзя снижать численность сотрудников и проседать в выручке. Для меня это дополнительная мотивация развиваться.

У меня еще есть опыт подачи документов на гранты для инновационных проектов в Фонд Бортника — вот там значительно сложнее было готовить документы и потом отчитываться.

Участие в федеральных программах

Кроме региональных субсидий есть федеральные программы. С петербургским центром сотрудничает АО «Корпорация „МСП“», которая занимается поддержкой начинающих бизнесменов на федеральном уровне.

Там есть три образовательные программы: «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства» и «Мама-предприниматель». Занятия проходят очно в ЦРПП. Найти программу в своем городе можно на сайте «Корпорации „МСП“».

«Азбука предпринимателя». Подходит начинающим предпринимателям, в программе учат создавать бизнес с нуля. Эксперты помогают участникам определиться с бизнес-идеей, разработать бизнес-план, подобрать подходящую форму регистрации бизнеса. Еще здесь рассказывают об основах маркетинга и о том, какие источники финансирования может найти бизнес. Программа идет пять дней.

«Школа предпринимательства». Подходит действующим предпринимателям, которые хотят развить, расширить или перепрофилировать свой бизнес. Программа учит анализировать и оптимизировать работу предприятия — например, как найти проблемы в маркетинговой стратегии и исправить их, или понять, на чем стоит сделать упор отделу продаж. Программа длится тоже пять дней, как и «Азбука».

«Мама-предприниматель». Эта программа разработана для женщин в декрете и мам несовершеннолетних детей. На протяжении пяти дней участницы учатся находить нишу для бизнеса, разрабатывать и продвигать свой продукт. В конце курса они представляют жюри свой бизнес-план. Обладательница лучшей идеи получает грант — 100 000 Р на развитие дела.

«Определила бизнес-идею перед подачей на грант»

Я делаю и продаю деревянные аксессуары для подачи тортов. Мысль о своем деле у меня была уже давно, но не хватало знаний. Искала информацию и наткнулась на программу «Мама-предприниматель», подала заявку.

На программе я смогла проконсультироваться с экспертами и определилась с бизнес-идеей. Если участие в программе дало нужные знания, то победа дала уверенность в том, что я двигаюсь в правильном направлении. Я выиграла грант 100 000 Р и потратила его на материалы для производства, создание сайта и упаковку продукта для продажи через маркетплейс.

Производственная кооперация

Производственная кооперация — это способ для малого бизнеса получать заказы от крупных производственных компаний, например «РЖД», «Водоканала Санкт-Петербурга», «Пассажиравтотранса», «Петербургского метрополитена», машиностроительного завода «Арсенал» и других.

Работает это так: центр поддержки предпринимательства проводит «Биржу поставщиков», на которой крупное предприятие рассказывает, какие у них есть направления заказов, а малый бизнес предлагает свои услуги.

Главное требование к компаниям — возможность выполнить заказ. Например, если заказчику нужно изготовить 20 000 деталей в течение месяца, у исполнителя должно хватить на это ресурсов. Если конкурсный отбор и переговоры проходят удачно, предприниматель забирает заказ.

Актуальные задачи от крупных предприятий можно посмотреть в разделе «Кооперация» → «Технологические запросы». Внизу страницы указаны контакты, по которым малый бизнес может предложить свои услуги или продукцию. Источник: «Центр развития и поддержки предпринимателей»
Актуальные задачи от крупных предприятий можно посмотреть в разделе «Кооперация» → «Технологические запросы». Внизу страницы указаны контакты, по которым малый бизнес может предложить свои услуги или продукцию. Источник: «Центр развития и поддержки предпринимателей»

На портале можно дополнительно заполнить заявку и предоставить информацию о своих товарах. Портал проверит анкету и добавит вас в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отдел производственной кооперации производит отбор заявок на выполнение технологических запросов и организует переговоры. На этой странице опубликованы запросы крупных компаний на разработку решений или производство продукции.

Производственная кооперация есть не во всех отраслях. Вот список наиболее востребованных:

  1. Машиностроение и судостроение.
  2. Металлообработка.
  3. Электротехника.
  4. Производство композитов, пластополимеров и резинотехнических изделий.
  5. Строительные, научно-технические и консалтинговые компании.
  6. Информационные технологии и радиотехника.

«Сотрудничества не получилось, но познакомились с будущими клиентами»

Я основатель и генеральный директор компании, которая занимается установкой и продажей систем безопасности. Регулярно посещаю мероприятия от ЦРПП, в том числе был на биржах поставщиков. На последнем мероприятии среди актуальных направлений были слаботочные системы для нужд «Центра долевого строительства» — это как раз мой профиль.

На бирже я познакомился со специалистами компании. К сожалению, сотрудничества не получилось, так как компании нужно было слишком большое количество оборудования, а наша фирма пока не может обеспечить такой объем. Но зато удалось познакомиться с другими заказчиками — некоторые потом стали моими покупателями.

Участие в городском акселераторе

Акселератор — это программа для стартапов, где опытные менторы помогают начинающему бизнесу расти и привлекать инвестиции. Есть разные акселераторы: одни работают только с инновационными стартапами, другие — с малыми и средними предприятиями. Есть государственные акселераторы, которые инициируются институтами развития, а есть частные инициативы. В некоторые можно пройти только после строгого отбора.

Помощь акселераторов бывает разной. Это могут быть консультации ментора, образовательные курсы, грантовая поддержка, льготные сервисы для бизнеса.

В Петербурге есть городской акселератор — это проект Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, который комитет реализует совместно с ЦРПП. Этот акселератор предоставляет бесплатный доступ к популярным цифровым платформам и сервисам: «Хедхантеру», «Битриксу-24», «РБК-про», «Контур-маркету», eLama, InSales и другим.

Условия участия: быть ИП или ООО, бизнесу должно быть не меньше года.

На момент выхода статьи выдача сервисов завершилась, но подать заявку можно, проект будет развиваться, и зарегистрированные предприниматели первыми узнают о новых бесплатных возможностях.

После регистрации можно посмотреть лекции экспертов, где они рассказывают о развитии бизнеса, например:

«На акселераторе сформулировала миссию проекта»

Я принимала участие в двух акселерационных программах: «Ферме социальных предпринимателей» и «Городском акселераторе Санкт-Петербурга» по направлению «креативные индустрии».

На «Ферме социальных предпринимателей» было много лекций и спикеров, мы много общались с другими участниками и работали с бизнес-трекерами — это люди, которые сопровождают команду стартапа во время акселератора. Благодаря программе я сформулировала миссию своего проекта, открыла ИП по условиям программы и при этом сохранила НПД как самозанятая.

В «Городском акселераторе» было меньше информации и всего три спикера, но зато был доступ к лекциям по другим направлениям. Еще можно получить доступ к полезным цифровым сервисам — по моему направлению это были PruffMe, 1С и «Мейл-ру». А еще там обучали продвижению во «Вконтакте» и на платформе «Мастера».

Для попадания в программу сперва нужно было пройти диагностику — это тесты на логику и креативное мышление. Они были достаточно сложными.

Запомнить

  1. Конкретные меры поддержки предпринимателей могут в разных регионах различаться. Но общий список поддержки от государства такой: бесплатные образовательные мероприятия и курсы, субсидии, льготы и консультации экспертов.
  2. Узнать, какие меры поддержки есть рядом с вами, можно на порталах для малого и среднего предпринимательства — они есть у каждого региона. Найти нужный можно с помощью Федерального портала малого и среднего предпринимательства.
  3. Необязательно выбирать только один вид поддержки, можно пользоваться хоть всеми. Например, можно одновременно получить субсидию, пойти учиться на курсы и записаться на консультацию к эксперту.