Магазин готов вернуть стоимость некачественного товара на день покупки, а не на день возврата

9

Вчера вернул в интернет-магазин триммер: он сломался. Мне готовы вернуть за него 683 ₽. В продаже у них этого триммера больше нет, а самое дешевое предложение на «Яндекс-маркете» — около 880 ₽ плюс доставка. Разницу магазин доплачивать не хочет.

Магазин должен вернуть мне стоимость товара на день возврата или покупки? Каков порядок моих действий?

Как я понимаю, сначала надо направить магазину претензию. Стоимость отправки заказного письма с описью — около 250 ₽. Это соизмеримо с оспариваемой суммой. Если дойдет до суда, эти расходы я возместить смогу, но если они удовлетворят мою претензию, то я останусь в минусе. Могу ли я также требовать от магазина возместить мне почтовые расходы?

И еще вопрос про расходы на услуги почты. Возместят ли мне мои затраты на отправку искового заявления, если я пойду в суд и выиграю?

Алексей

Алексей, если вы возвращаете в магазин некачественный товар, то вправе потребовать вернуть вам его стоимость на день возврата, а не на день покупки. Почтовые расходы вам также обязаны возместить. Вот как добиться справедливости и не остаться в минусе.

Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

Права потребителя, если у товара есть недостатки

Если вы купили товар, а он сломался не по вашей вине, вы можете потребовать от продавца:

  1. заменить его на товар той же марки;
  2. заменить на товар другой марки. Если стоимость другого товара выше, придется доплатить до его стоимости. Если меньше, продавец должен вернуть разницу в цене;
  3. уменьшить цену в зависимости от недостатка товара;
  4. безвозмездно устранить недостатки или компенсировать стоимость ремонта, если вы отремонтировали товар за свой счет.

Кроме всего перечисленного вы вправе вернуть товар продавцу и потребовать назад уплаченные за него деньги. Причем вы можете требовать не ту сумму, которую заплатили за товар, а столько, сколько он стоит сейчас.

Как потребовать от магазина стоимость товара на день возврата

Вы правы, что начинать нужно с претензии. Форма документа произвольная. Кратко опишите, что произошло, и потребуйте возместить вам стоимость триммера на день его возврата в магазин, а также компенсировать почтовые расходы, если будете направлять претензию по почте.

Вместо отправки почтой вы можете передать претензию продавцу лично под подпись на своем экземпляре. Также документ можно направить по электронной почте — так не придется тратиться на почтовые услуги.

Вы пишете, что купили триммер в интернет-магазине. Все интернет-магазины — это организации или ИП, которые прошли госрегистрацию. Наименование продавца и его адрес обязательно должны быть указаны на сайте магазина. Кроме того, такие сведения должны быть в почтовой квитанции или другом документе, который вам вручили при доставке. По этому адресу и следует направить или передать претензию.

Требования в претензии надо подтвердить документами. Например, стоимость триммера на день предъявления претензии можно подтвердить скриншотом с «Яндекс-маркета», почтовые расходы на отправку претензии и пересылку товара — копиями чеков.

Все претензии к купленному товару можно предъявить в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок не установлен или он меньше двух лет, а недостатки потребитель обнаружил после его истечения, некачественный товар все равно можно вернуть. На это есть два года со дня покупки. В таком случае покупатель должен доказать, что брак появился до покупки.

Если после вашей претензии продавец вдруг засомневается, что триммер неисправен, или посчитает, что вы сами его сломали, он должен провести экспертизу. По закону если товар сломался в течение гарантийного срока, то за экспертизу платит продавец, а если после — покупатель.

Эксперт ответит на вопрос, есть ли в товаре недостаток, и если есть, то по чьей вине возник. Если эксперт установит, что триммер сломался по вашей вине, вы в любом случае обязаны возместить продавцу расходы на экспертизу. Однако вы вправе присутствовать при проведении экспертизы и, если не согласны с ее результатами, можете оспорить заключение эксперта в суде.

Если продавец не вернет деньги в течение 10 дней с момента получения претензии или письменно откажет в удовлетворении ваших требований, придется идти в суд.

Как подготовить документы в суд

Вы можете обратиться в суд по месту своего жительства или месту нахождения магазина — по вашему выбору. Госпошлину по делам о защите прав потребителей платить не нужно.

В своем ответе я не могу описать все нюансы взыскания стоимости товара через суд, но в Т⁠—⁠Ж есть целая подборка теоретических статей про судебное разбирательство. Почитайте, возможно, многие вам пригодятся. Например:

Кроме того, если у вас возникнут сложности с оформлением иска, вы можете обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора своего региона. Его сотрудники помогут с исковым заявлением или вообще сами обратятся в суд в защиту ваших прав и взыщут с продавца все, что вам причитается. Для вас это будет бесплатно.

Все расходы, которые вы понесли — на пересылку претензии, иска и другие, которые сможете подтвердить, — суд взыщет с продавца, если сочтет законными ваши основные требования. Также в этом случае суд взыщет стоимость триммера на день вынесения решения.

Еще следует потребовать в суде взыскать с продавца компенсацию морального вреда, которую суд должен удовлетворить в разумных пределах. Обычно это 500—2000 ₽.

Есть еще один приятный бонус: если суд примет решение в вашу пользу, магазин должен будет заплатить вам еще 50% от присужденной суммы.

Так что в итоге вы все-таки останетесь в плюсе, а не в минусе. Это подтверждают истории наших читателей, как они защищали свои права в суде.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
  • Илья ЯкубовНе так давно купил новый телефон по цене старого. Это было весело! В начале апреля, когда все сидели в локдауне, захворали не только люди, но и техника. В общем, в августе 2019-го я покупал своей жене телефон. Флагман 2019 года с топовым процессором, замечательным дисплеем, оперативкой и, что меня впоследствии выручило, с nfc и беспроводной зарядкой. В апреле телефон сказал, что он не может смотреть на цифры по ковиду и приказал долго жить. Я ЗоЗПП знаю почти наизусть, т.к. сам работал в компьютерном сервисе (аторизованном, с гарантийными ремонтами), а потому не стал ломать голову с поиском АСЦ соответствующего вендора, а сразу написал в магазин, в котором покупал. К слову, в тот момент они работали, а значит, свои обязательства должны были выполнять. Магазин через некоторое время (уже в конце апреля) телефон принял, спустя еще некоторое время дали заключение, что возник существенный дефект (если коротко, то у телефона померла материнка). Предложили прийти и забрать деньги. В августе'19 телефон обошелся в 32000 р., а в мае'20 такого телефона уже было не найти в продаже. Да и аналогичных практически не было. Зная закон, я написал бумажку "прошу произвести замену на новый телефон, либо аналогичную модель, либо продать новый телефон со скидкой". Магазин долго упирался рогом, пока не понял, что я действительно готов пойти в суд, который они проиграют. Предложили похожую модель, но там не было беспроводной зарядки (реально удобная вещь, кстати!), а значит, модель не совсем аналогична и любая экспертиза это подтвердит, я со своей стороны тоже уперся рогом и деньги в чистом виде брать не стал, т.к. за эти деньги топовый телефон уже не взять (спасибо мартовскому падению рубля). Спустя вручение досудебки, две с половиной недели переговоров, разжевывание представителю магазина сколько денег они потеряют через суд, магазин согласился продать мне флагман 2020 года из той же линейки (и стоил он изначально 62000р). Пришел, вернули деньги, приняли заявление о требовании скидки, продали новый. По факту, можно было бы и отсудить больше, но меня в этой ситуации интересовал только новый телефон, я не занимаюсь поиребительским терроризмом) Разошлись с магазином миром и, думаю, приду туда еще, если будет необходимость.7
  • Александр ГавриловАлексею лучи поддержки, и досудебного урегулирования проблемы. Сам я вот недавно совершил ошибку: Купил 📱 (ага, айфон), а он оказался с битым пикселем. Решил попросить в 14-дневный срок заменить аппарат. В магазине девушка меня выслушала и сказала, что телефон надо отправить на диагностику дилеру, так как это может не быть недостатком: якобы производители допускают некоторый процент бракованных пикселей. Не знаю чем я думал в тот момент, но я подписал документ не на возврат устройства, а заявление на диагнистику сроком в 45 дней. В итоге сейчас я на полтора месяца без желаемого смартфона и понимаю, что диагностика может быть за мой счет, а в замене может быть отказано, так как недостаток не существенный.0
  • Павел ГлухоедовИлья, практически такая же ситуация была. Купил в 2017 mi6 за 27 000 рублей. Сразу заподозрил, что как то плохо он ловит сеть, но думал, что проблема модели, а не конкретно моего телефона, пока не познакомился с человеком у которого такой же телефон и такой же оператор. Понес в магазин на экспертизу, они мне долго пытались доказать, что я должен нести его в СЦ, но в итоге приняли телефон с претензией. За 45 дней мне его не смогли отремонтировать. Такого же телефона в наличии не было. На сторонних сайтах они стоили уже по 33 000. Написал претензию, чтобы вернули 33 000, но в день обращения у них на сайте появился mi6 за 30 тысяч. Сначала хотел попросить замену, но потом увидел, что уже вышел mi8 и стоит 32. Решил взять у них 30 000 и купить mi8. Они настаивали, чтобы я взял 27 000 и шел лесом, но претензию приняли и через 10 дней вернули 30 000 тысяч.0
  • Павел ГлухоедовИлья, судя по их поведению я вообще не уверен, что у них был юрист, но может действительно был не самый хороший. Может быть я непонятно написал, Mi8 я покупал уже в другом магазине. "По закону они могли выдать вам аналогичный товар." - так они же просрочили 45 дней на ремонт и, соответственно, я сам выбирал любой пункт из статьи 18. Я потребовал вернуть стоимость товара по чеку, а так же, в соответствии с пунктом 4 статьи 24, разницу между ценой по чеку и текущей ценой. Сумму по чеку они готовы были выдать в тот же день, а разницу выплачивать не хотели. Но через 10 дней сами позвонили и сказали, что готовы выдать все 30 000. У меня из юридического опыта только чтение Т-Ж :) Если бы их юрист написал какую-нибудь красивую отписку, то не факт, что я бы пошел в суд, так как до конца не был уверен в своей правоте. Ну и за 3 000 судиться было бы странно учитывая мою неуверенность.0
  • Илья ЯкубовПавел, Если товар более 45 дней в ремонте, то дефект автоматически признантся существенным. А дальше - возврат суммы, обмен на новый или аналогичный и вся эта вот канитель. Другой вопрос, если после заявления о замене на новое устройство они задержались, то тут уже идет отсчет по 1% за каждый день просрочки. Поэтому судиться многие боятся, когда уже понимают, что профукали все полимеры. В нормальных конторах, где есть нормальные юристы, такие дела решаются гораздо быстрее, т.к. потребитель может оооочень хорошо поиметь магазин. На моей памяти так было с одним ноутбуком, у которого выявился существенный дефект уже после гарантии, но в срок эксплуатации (1 год и 2 года соответсвенно). Покупатель в итоге не только вернул деньги, но и, считай, поимел магазин на полторы суммы сверху)2
  • Александр ХазовВ феврале покупал внешний жесткий диск в ОнлайнТрейд за 4,5 т.р.. Он стал сбоить, их диагностика подтвердила брак. Магазин предложил возврат ДС. На дворе было начало апреля, курс доллара подскочил и новые ХДД стали стоить от 5,5 т.р. Моей модели уже не было в продаже. Я написал им претензию с просьбой обменять ХДД на аналогичный по ёмкости. В ответ получил отказ и предложение возврата 4,5 т.р. Обратился в роспотребназдор, с просьбой помочь обязать магазин обменять ХДД на аналогичный, но теперь уже стоящий дороже. Те сказали, что не их компетенция, обращайтесь в суд. В суд, в общей сложности, я подал 6 заявлений и каждый раз было что-то да не так оформлено. Итог: в октябре (спустя 6 месяцев с момента перовой попытки обменять ХДД) плюнул на нашу бюрократическую судебную систему и забрал деньги из магазина. Вывод, который я сделал: хочешь быстро и с гарантированным результатом - обращайся к профессионалу (юристу).4
  • Виталий ШестопалАлександр, Вас ввели в заблуждение: 1. Диагностика длится 20 календарных дней, если вам назвали срок 45 дней то отправили либо на Ремонт, либо на диагностику под видом ремонта (увеличили время диагностики) 2. Вы имеете право на получение подменного фонда на время диагностики/ремонта аппарата. Если в магазине такого не окажется, напишите заявление с просьбой предоставить вам такой. Должны предоставить в течении 3ех дней. П.с. по поводу возврата телефона: без диагностики не один магазин скорее всего не возьмёт его, имеют на это право1
  • Валерий ФильченковЕсли в кредит, то ещё интереснее: http://05.rospotrebnadzor.ru/335/-/asset_publisher/re8I/content/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5-%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0 «Еще один нюанс финансового характера. Очень много товаров сегодня покупается в кредит. Каковы права покупателей при возврате телефона, компьютера, кофеварки, принтера или чайника, приобретенного на банковский займ? Закон гласит — ущемляться они не должны. Если товар был куплен в кредит и оказался ненадлежащего качества, то магазин обязан выплатить клиенту не только сумму в соответствии со стоимостью, но также компенсировать проценты и сопутствующие им расходы по займу.»0