«Рабочий день идет, пока не заснешь»: сколько зарабатывает ассистент руководителя
Читатели Т—Ж каждую неделю говорят о своих профессиях и доходах.
Героиня этого выпуска мечтала, как в фильме «Дьявол носит Prada», стать ассистентом очень важного человека и бегать по всему городу, выполняя его поручения. В итоге сменила несколько мест работы и устроилась в компанию с руководителем-экспатом. Она рассказала, чем работа с иностранцем отличается от работы с российскими начальниками, каково работать 24/7, без каких качеств не стать хорошим ассистентом и как получить максимальную выгоду от такой работы.
Выбор профессии
Я окончила Воронежский государственный университет по специальности «международные отношения». Поступать было несложно: я отличница-медалистка, у меня были хорошие баллы по ЕГЭ. Поступила на платное отделение, так как бюджетное место было только одно и, конечно, не для меня. Обучение стоило 75 000 ₽ в год и дорожало с каждым курсом. В итоге для работы из вуза не пригодилось почти ничего — разве что курс «Экселя» на парах по информатике.
После окончания университета я поехала в Москву. Планировала, что найду работу и останусь там навсегда. Собрала все — от носков до подушек и одеял, забила свой маленький хэтчбэк до потолка, взяла попутчика на сервисе поездок, чтобы сэкономить на бензине, и уехала.
Уже на следующий день у меня состоялось три собеседования, и на одном меня пригласили на стажировку помощником руководителя офтальмологической клиники. Для меня это была большая удача. Руководитель — известный офтальмолог, который оперировал звезд, в его расписании были встречи с артистами и интервью в известных журналах, а клиника находилась в хорошем районе прямо по пути на Рублевку. Мне приходилось ездить из одного конца Москвы в другой. Я простажировалась там три дня и ушла, потому что руководитель на меня ни разу не взглянул и не разговаривал со мной, персонал клиники постоянно на меня фыркал, а в первые 15 минут на моем первом в жизни рабочем месте одна докторка устроила мне скандал из-за того, что у нее закончилась бумага. Я никогда не горела желанием работать и оттягивала этот момент как могла, поэтому рабочее место для меня должно было быть в первую очередь эмоционально комфортным, а с таким ужасным отношением я не смирилась. Кстати, до сих пор помню брошюру о строении глаза, которую меня заставили выучить наизусть в первый день.
Остальное время в Москве я потратила на собеседования. Искала вакансии, близкие к моей специальности, но их было немного, а у меня не было опыта, я из глубинки, без жилья в Москве и связей — шансов найти что-то подходящее не было. Я откликалась на сайтах по поиску работы, ходила на все собеседования, куда приглашали. В основном это были вакансии в госструктурах — например, специалист в пенсионный фонд или в МФЦ, вакансии секретаря или помощника руководителя.
Я мечтала, как в фильме «Дьявол носит Prada», носиться по всему городу и решать нелепые, но очень важные задачи.
За три с лишним месяца в Москве я посетила около 100 собеседований. В день у меня было от одной до четырех встреч — максимум я успевала посетить, только если места были недалеко друг от друга. В 80% случаев я получала отказы, в 20% — отказывалась сама из-за маленькой зарплаты, которой не хватило бы даже на аренду квартиры, или из-за странных предложений. Например, однажды я откликнулась на вакансию секретаря директора, а на собеседовании оказалось, что нужны интимные услуги. Один раз попала к мошенникам, которые обещали устроить стюардессой на борт, но с условием оплаты обучения в школе стюардесс. Еще был офис микрозаймов, где надо было выдавать кредиты под огромные проценты.
В Москве я жила у родственников за оплату коммуналки, на расходы давали деньги родители. Все, на что их хватало, — проезд в метро, печенье из банана и овсянки на завтрак и гречка на ужин.
В итоге мои ресурсы иссякли, работы не было, и мне пришлось вернуться в Воронеж. Оказалось, что там проще найти работу: через два месяца после возвращения я устроилась помощником депутата. Собеседование прошла за пять минут: руководитель задал пару вопросов, посмотрел, так сказать, на адекватность, а на следующий день я уже вышла на работу.
Меня долго не оформляли официально, зарплату давали в конверте. Мы работали с 10:00 до 17:00. Ну как работали — сидели, это же чиновничий аппарат, в 17:01 в офисе уже гулял ветер. Хотя не все депутаты ленивые и толстые — есть идейные и преданные своему делу. Но работа была очень скучная: принеси, подай, сходи в магазин. Зато научили пользоваться дыроколом и офисным МФУ.
Зарплата была 10 000 ₽, и этого хватало практически на все, плюс еще 5—7 тысяч давали родители. Я оплачивала коммуналку, заправляла машину, даже ходила к косметологу каждый месяц.
Пару раз я выполняла сверхурочную работу — расшифровку диктофонных записей заседаний. На это уходило от 12 до 20 часов, платили 1000 ₽. Потом я поняла, что не готова 20 часов делать ерунду за такие деньги, и больше не бралась за это.
Я проработала там ровно год — для престижной записи в резюме. Параллельно училась в магистратуре ВГУ на направлении «государственное и муниципальное управление». Когда поступала, я еще планировала жить в Москве и приезжать только на сессии, так что училась заочно.
После работы в Думе я устроилась помощником к одному крупному застройщику, там платили больше и нужно было думать головой, а не просто сидеть. Эта работа как раз была похожа на фильм «Дьявол носит Prada»: надо было носиться по всяким глупым делам, а когда прибегал, оказывалось, что это уже не нужно, делай что-то другое.
Левой рукой звони, правой пиши, носом печатай, ногой держи сумки.
И все это на нервяках, потому что шеф кипел, просто если не так стоишь или громко дышишь. Там было регламентировано, что начальник должен услышать не больше двух гудков, когда звонит тебе. Я проработала там четыре месяца, ушла на сессию и уже не вернулась.
Место работы
Последние три года я работаю в иностранной компании. Наш головной офис находится в Воронеже. У нас больше 30 тысяч сотрудников только в России, отделения нашей компании есть в 10 российских регионах и еще в одной стране.
Моя нынешняя работа нашла меня сама. Мне позвонили и предложили должность, сказав, что мне дали хорошие рекомендации. Предполагаю, что это отголоски Думы, я там много с кем подружилась. Первичное собеседование было сразу же по телефону, заняло полтора часа. Спрашивали о предыдущем опыте, целях, навыках. Потом было собеседование с руководителем в ресторане. Тогда мне показалось это необычным, а сейчас сама постоянно назначаю собеседования для шефа в ресторанах, аэропортах, торговых центрах и где придется по пути. Не знаю, какой тогда был конкурс, но мне сразу дали положительный ответ.
Рабочее место находится прямо на производстве и выглядит как несколько сельских домиков — это переделанные товарные морские контейнеры, к которым пристроены крыши, крыльцо, а внутри все обито натуральным деревом. Очень экологично.
На работе мне комфортно на 9 из 10. Коллектив как на подбор — все профессионалы. Из плюсов: бесплатное питание, фитнес, материнский капитал от компании — его выплачивают при рождении ребенка тем, кто проработал определенное количество лет.
Из минусов: работа 24/7, потому что это производство полного цикла, его нельзя остановить, поэтому такой график общепринят. Любой сотрудник может позвонить в 23:00 с вопросом, и это будет нормально. Но редко что-то случается ночью. Обычно мне звонят, если не могут дозвониться начальнику. Если не подниму трубку, ничего страшного — напишут смс.
Суть профессии
На работе я организую совещания, приглашаю участников, напоминаю о дедлайнах, бронирую самолеты и отели для своего руководителя, выстраиваю логистику и выполняю прочие стандартные задачи ассистента.
Мой руководитель знает несколько языков, мы с ним общаемся на русском. С ним очень легко работать. Общаемся на «ты» и по имени, он чистый европеец. Работа с экспатом кардинально отличается от работы с российскими начальниками. Такой человек никогда не грубит, не орет, любит очень много работать, глубоко разбирается в вопросах, не ищет, где бы что утаить или украсть, как, на мой взгляд, делают русские. Я учусь у него договариваться с людьми, слышать их и слушать. Он не выходит из себя, а если что-то не в порядке, то без криков и срывов скажет одним словом так, что сам все поймешь.
Шеф часто говорит: «Вы, русские, не умеете договариваться». И это чистая правда.
Но есть особенности поведения, которые для меня до сих пор неприемлемы. Например, у европейцев принято громко сморкаться.
Из интересного на работе: я сопровождаю начальника в командировках. Мы уже ездили с ним по всей Воронежской области, в Калугу, Москву, Новосибирск, Самару, Санкт-Петербург, Рязань, Курск, Липецк. Когда в командировках остается свободное время, я хожу в музеи.
Еще у меня бывают такие разовые задачи, как, например, найти помещение для нового офиса, открыть офис «от» и «до». Я так выстроила работу, что сделать это было проще простого, поскольку у нас в компании каждый отвечает за свое: за договор на аренду — договорной отдел, за ремонт — свои строители, за мебель — проверенные поставщики и так далее. Мне нужно просто написать много электронных писем и четко описать задачи.
Еще есть много личных задач от шефа. К примеру, спланировать приезд его родственников в Россию: купить всем билеты, забронировать номера в отеле, придумать программу, найти гида или быть гидом самой. У меня был такой опыт: нужно было встретить людей в аэропорту, а потом занять их чем-то на три часа. Пришлось ездить кругами по городу и рассказывать что-то об архитектуре и достопримечательностях. Ничего интересного. Несмотря на то, что это личные дела руководителя, они не выходят за рамки рабочих регламентов. Так могли бы приехать любые делегации, и я бы делала то же самое.
Все приезжающие к нам иностранцы — по работе или родственники шефа — любят природу. В Воронеже никто не задерживается, улетают в Сибирь или на Алтай.
Еще из личных поручений — купить шефу новую одежду. Бывает, он просит найти конкретную модель, а иногда просит просто что-то купить, лишь бы надеть. Его одежда самая простая: поло «Лакост», джинсы «Дизель», кроссы «Рибок». Самое дорогое, что я покупала для него, — официальный костюм Hugo Boss. На эту покупку я уговорила шефа сама, так как статус его обязывает. Все вещи можно найти в Воронеже, но если что-то нельзя — заказываю в Москве, а забирает водитель, который очень часто бывает там по работе. Начальник просто переводит суммы на расходы на мою карту. Что, кстати, для меня очень выгодно: у меня карта «Сбербанк Аэрофлот», все покупки переходят в мили. Так я накопила 50 тысяч миль и уже ищу направления, куда могла бы их потратить.
Суммы на покупки могут быть разные: если надо купить новый Айфон или дорогие билеты на самолет, то побольше, если цветы для коллеги — маленькие. На карте у меня они не лежат, сразу трачу их по назначению, веду строгую отчетность и собираю чеки. Правда, за все время работы шеф смотрел это всего один раз.
Иногда нужно купить что-нибудь для дома или найти уборщицу, забрать заказы из интернет-магазина или уплатить налоги.
Самым большим и сложным рабочим проектом было получение разрешения на временное проживание и вида на жительство — на это ушло два года. Сначала долго собираешь документы, потом долго подаешь, потому что миграционная служба работает только два дня на прием, а в эти дни, как всегда, у шефа встречи, он не может прийти, а податься можно только лично. Мы, естественно, обо всем договаривались заранее: готовили документы, записывались ко времени, занимали очереди, ему оставалось только прийти на 15 секунд и поставить подпись, но даже эти 15 секунд найти было очень сложно. Ты готовишь перевод паспорта, заверяешь его у нотариуса, договариваешься подавать документы, и тут шеф срочно куда-то улетает. В паспорте появляется еще один штамп, перевод паспорта автоматически «протухает», надо делать новый и повторно заверять. И так было несколько раз. Вообще, это сложно любому иностранцу, но гораздо легче, когда ты высококвалифицированный специалист. К тому же везде рады такому высокому, молодому и перспективному иностранцу. Сотрудницы миграционки улыбались до ушей, когда мы приходили.
Важнейшие качества в моей работе — коммуникабельность, открытость, готовность браться за все и всем помогать. К важным навыкам я бы отнесла внимательность к деталям, логику. Но самое главное — все записывать. Такая работа не подойдет медленному и несобранному человеку, который не интересуется происходящим вокруг. Ассистент должен быть в курсе всего — кто, где, что делает. Даже если он чего-то сам не знает, должен понимать, где это выяснить.
Сейчас моя работа не похожа на «Дьявол носит Prada», все размеренно. Если дела срочные, они решаются быстро, но спокойно.
Рабочий день
Рабочий день начинается в 08:00, а рабочее место находится в 120 километрах от города.
Встаю в 05:30, а в 06:30 меня забирает водитель. Кроме меня водитель забирает еще нескольких коллег. У всех остальных есть свой корпоративный транспорт. В машине по дороге на работу я сплю.
На работе первым делом нужно проверить почту, занести в календарь встречи. Потом надо обо всем напомнить шефу — он уже с 07:00 на месте. Если есть выезды — распланировать с водителем шефа тайминг и маршрут. Если скайпы — проверить оборудование и обзвонить всех, напомнить и узнать, не в танке ли они. Заказать еду. Вызвать уборщицу, если где-то не убрано. Передать какие-то документы с курьером, сделать и подписать отчеты. Сто раз прибежать от стула до кабинета на зов шефа.
Для планирования я использую только «Гугл-календарь». Из интересного — я должна напоминать про дни рождения сотрудников, в том числе и про свой. Но не приду же я и не скажу: «Привет, у меня сегодня день рождения». Я решила этот деликатный момент так: записала в календарь и поставила уведомление, которое приходит шефу. То есть не я напоминаю, а телефон.
В 17:00 я уезжаю, так как до дома ехать еще полтора часа без пробок, а с пробками оказываюсь дома к 20:00. Домой отвозит водитель или кто-то из коллег. Если шефу по пути, то подвозит он. В дороге всегда на телефоне и на почте. Рабочий день идет, пока не заснешь. Я ложусь спать в 21:00, иначе не встану утром. Такое расписание для меня несложное, но режим мне не нравится.
Так как у меня все уже отработано до автоматизма, в течение рабочего дня бывает много свободного времени. В такие моменты я занимаюсь своими делами, но ноутбук и телефон всегда под рукой. В выходные я берусь за рабочие дела, только если сам начальник позвонит и попросит что-то срочно сделать.
Я не всегда езжу в офис. Когда шеф в отъезде, а это 60% рабочего времени, я работаю из дома. Днем в основном он занят, и все задачи прилетают к вечеру.
Из-за ковида я сидела на удаленке три месяца и была этому несказанно рада. По рабочим задачам для меня тогда ничего не поменялось, делала все то же самое, только из дома. Общались с шефом по «Скайпу», телефону и «Вотсапу». Вообще, я не люблю ездить на работу, хоум-офис для меня намного эффективнее. Мечтаю, чтобы меня перевели на дистанционку на постоянной основе.
Подработка
Я несколько раз пыталась найти подработку на совмещение, потому что у меня много свободного времени. Но нестабильный график никому не подходит: я могу работать одну неделю из четырех в офисе, а могу наоборот — мало кто готов к тому, что сотрудник будет то работать, то пропадать неделями.
Случай
В мои первые полгода работы в этой компании руководитель улетел в США. Чтобы быть с ним на связи, мне приходилось работать ночью, а спать днем.
Еще не очень разбираясь во всех тонкостях делового туризма, я забронировала для него рейс с полуторачасовой пересадкой в Нью-Йорке. Оказалось, аэропорты вылета и прилета — два разных аэропорта. Получила от шефа всего одно сообщение: «Это не тот аэропорт!» Дальше он потратил время на то, чтобы добежать до такси, доехать до другого аэропорта и успеть на самолет. Его следующий перелет длился три часа.
Все четыре с половиной часа я готовилась писать заявление на увольнение.
В красках представляла, как шеф бежит по переполненному Нью-Йорку с рюкзаком, свистит таксистам, садится и кричит: «Срочно в аэропорт!» — и все как в самых лучших фильмах. Но, к моему удивлению, единственное, что я услышала от руководителя: «Хорошо, что тебя не было рядом, я был очень зол». Больше таких историй не повторялось, теперь всегда проверяю аэропорты прилета и вылета.
Доходы и расходы
Три года назад я пришла на зарплату около 30 000 ₽. Через полтора месяца ее повысили первый раз: испытательный срок был три месяца, но его сократили. Еще раз повысили после года работы за удовлетворительную службу, потом еще раз повышали за хорошее выполнение своих обязанностей. Повышение просить не приходится, руководитель сам за этим следит. Хорошо работаешь — получаешь повышение. И так у всех в компании. А индексации у нас нет.
Сейчас моя зарплата — около 50 000 ₽. Еще есть премии по итогам года. Командировки оплачиваются отдельно по дням, оплаты за один день хватает на полтора обеда в столовой.
У нас на работе нет дресс-кода, сотрудники ходят летом в шортах и кроксах. Вид не важен и ни на что не влияет. Например, я сделала себе губы и переживала, что начальник не одобрит, но он сказал, что все нормально, могу накачать хоть как воздушный шар, и это ни на что не повлияет. На работу я езжу в том, что не жалко, — в старых вещах и тех, которые легко стирать, потому что от производства стоит сильный запах. Иногда покупаю одежду, когда что-то очень понравится, но шопинг не люблю. На сумку или джинсы больше 10 000 ₽ не трачу. Последняя покупка — сумка Guess за 7000 ₽.
На своей машине я езжу только по своим делам — в магазин или к родителям, а по рабочим вопросам использую ее редко. Иногда совмещаю личные и рабочие задачи, чтобы экономить на бензине и парковке: когда еду купить что-то шефу, по пути заезжаю туда, куда нужно мне.
Все свободные деньги трачу на вкусную еду, я очень люблю поесть. Сколько ни дай — все уйдет. Я готовлю сама, покупаю стейки, рыбу, икру, колбасы, сыры, хороший хлеб, овощи.
Когда заканчивается зарплата, заедаю пельменями, а потом опять рябчики :D
Расходы мы делим с парнем, он тратит больше, чем я. Если идем в ресторан, платит он. Еще после долгих совещаний остается еда от службы доставки, забираю ее с собой домой.
Финансовая цель
Каждый месяц я откладываю по 25 тысяч. Начала, когда копила на машину. Машина куплена два года назад, а привычка откладывать осталась.
Коплю деньги ни на что. Появляется потребность — трачу. Из последнего — сделала ремонт санузла в квартире, на это ушло 250 000 ₽. Впереди еще ремонт на кухне и в спальне. Недавно купила новый флагманский смартфон за 60 000 ₽. Из планов — установить виниры, на это может уйти от 30 000 до 150 000 ₽, объем работ еще не обсуждали с доктором.
Еще планирую отпуск. Хотим съездить в Китай, ждем, когда откроют границы. До пандемии тур стоил 100 000 ₽, наверное, после будет стоить 200 000 ₽.
Будущее
На моей работе у меня есть горизонтальный рост: мне несколько раз повышали зарплату, задач становится больше, ответственность выше, но должность не меняется. Но мне бы хотелось работать 100% времени в Воронеже, как нормальные люди, а не ездить каждое утро черт-те куда.
Вакансии просматриваю постоянно, но серьезно о переходе куда-либо еще не задумывалась. Либо нет премий, либо гораздо меньше зарплата, либо это непонятные компании — маленькие или несолидные, а портить резюме не хочется.
Так что жду смены должности. Хочется делать также административную работу, но чтобы сидеть «на попе ровно», еще лучше на удаленке, не ездить и не летать за начальником. После пандемии большинство моих знакомых остались на удаленке, появилось больше таких вакансий. Но к нашей компании это не относится, ведь производство нельзя вести удаленно. Но компанию менять не хочется — это очень хорошее место работы и хороший руководитель.