Бизнес: швейное ателье из Сыктывкара

Как зарабатывать на шитье и перетяжке мебели
8
Бизнес: швейное ателье из Сыктывкара

Инна Макатрова перетягивала салоны автомобилей и мебель в ателье в Сыктывкаре, но потеряла работу из-за болезни.

Аватар автора

Лада Поздеева

пообщалась с предпринимательницей

Страница автора

Тогда она узнала о субсидии от государства, написала бизнес-план и открыла собственное ателье.

Расскажем, как Инна стартовала и справлялась со сложностями.

С чего начинала

Инна шесть лет работала портным в швейном ателье. За это время она научилась шить чехлы для автокресел и тенты для техники. Водители заказывали их, чтобы защитить мебель в салоне машины и грузы в кузове. Еще Инна перетягивала руль, ручки коробок передач и потолки в салонах автомобилей, заменяла поролон в сидениях. Часто приходили клиенты, которые приносили домашнюю или офисную мебель с потрепанной обивкой — Инна умела с этим работать и охотно бралась.

В 2010 году Инна уволилась из-за болезни. Поправившись, она обратилась в центр занятости, но вместо новой работы специалисты предложили получить грант и открыть свое дело. Это государственная помощь безработным — официальная программа, которой занимаются регионы.

Наша героиня решила использовать свой опыт и открыть швейное ателье. Она написала бизнес-план, комиссия его одобрила, и с Инной заключили договор. По нему она получила грант, открыла ИП и обязалась заниматься ателье не меньше года. Если предприниматель закрывает свой бизнес раньше, то возвращает эти деньги.

78 800 ₽
получила Инна от государства на запуск бизнеса и рекламу

Инна предоставила в центр документы, которые подтверждали, что она открыла свое дело: выписку из единого реестра предпринимателей и свидетельство о постановке на учет в налоговой. Ей выдали 58,8 тысячи рублей на старт. Еще 20 тысяч на рекламу Инна получила из муниципального бюджета. Это была программа субсидирования молодых предпринимателей.

Запуск ателье

Инна нашла подходящее помещение на 37 м² в офисном здании на втором этаже в конце коридора. Сначала предпринимательница боялась, что клиенты не дойдут до ателье с таким расположением. Но помещение не требовало ремонта, а аренда стоила всего 7 тысяч рублей в месяц. Инна сразу отложила сумму на четыре месяца аренды, потому что деньги от гранта позволяли это сделать.

Чтобы стартовать, в ателье нужно купить оборудование и рабочие инструменты. Промышленные машинки б/у обошлись в 11 тысяч рублей. Инна взяла две, чтобы работать с разными материалами.

Ткань и нитки для старта Инна взяла из дома
Ткань и нитки для старта Инна взяла из дома

Раскройный стол стоил дорого, поэтому Инна сделала его сама. Родственники помогли срезать с ДСП углы и обклеить их кромкой, а каркас изготовили из брусков. Материалы и инструменты для стола стоили 3,5 тысячи рублей.

Сотрудников Инна не нанимала, а подключила к работе двух родственников. Они разбирали и собирали мебель: брат бесплатно, а со вторым родственником договорились делить прибыль поровну.

Затраты на запуск — 66 350 ₽

Аренда помещения за 4 месяца28 000 ₽
Визитки, плакаты и баннер для входа20 000 ₽
2 швейные машинки б/у11 000 ₽
Материалы и инструменты для раскроечного стола3550 ₽
Листовки и распространение3000 ₽
Регистрация ИП800 ₽

Затраты на запуск — 66 350 ₽

Аренда помещения за 4 месяца28 000 ₽
Визитки, плакаты и баннер для входа20 000 ₽
2 швейные машинки б/у11 000 ₽
Материалы и инструменты для раскроечного стола3550 ₽
Листовки и распространение3000 ₽
Регистрация ИП800 ₽

Реклама и первые продажи

Чтобы об ателье узнали, Инна напечатала 5 тысяч листовок: часть — на домашнем принтере, часть — в типографии. Вместе с наемными работниками-студентами Инна разносила листовки по почтовым ящикам, расклеивала их по подъездам и клала под дворники автомобилей. Студенты получали по 10 копеек за пристроенную листовку.

Еще предпринимательница завела страницу ателье во Вконтакте и пригласила туда клиентов по прошлой работе.

Первые заказчики приносили Инне автокресла, а она шила и ремонтировала для них чехлы. Тогда же она перетянула своей первый угловой диван и сшила тенты на лодку и на газель. Но заказов было немного — чистая прибыль составляла 5—10 тысяч рублей в месяц.

Предпринимательница поняла, что ей не хватает рекламы. Инна пробовала дать рекламу в газетах за 5 тысяч рублей в месяц. Клиенты по ней не приходили, и наша героиня сменила газеты на строительные каталоги. Стоили публикации столько же, зато себя окупали. Плюс активнее заработало сарафанное радио.

За первый год Инна обслужила 150 клиентов и вышла на стабильную прибыль 30—40 тысяч рублей в месяц.

Новый грант

Чтобы расти дальше, предпринимательница подала заявку на конкурс проектов от Минэкономразвития Коми. В нем участвовали предприниматели не старше 30 лет. Они обязались пройти государственные курсы по предпринимательству и показать комиссии бизнес-проекты по расширению своего бизнеса. В декабре 2012 года Инна написала план развития и выиграла 300 тысяч рублей.

300 000 ₽
выиграла Инна на конкурсе проектов от Минэкономразвития Коми

Предпринимательница решила, что пора переезжать в новое, более просторное помещение. Вариант на 67 м² нашелся рядом со строительным магазином, автомойкой и автомастерской. Инна рассчитывала, что такое соседство привлечет новых клиентов. Аренда с коммунальными услугами стоила 25 тысяч рублей в месяц.

На грант Инна купила в новое ателье компьютер и принтер, напечатала новые визитки, заказала информационную табличку для входа и рекламный баннер. Еще она смогла оплатить годовое размещение в строительных каталогах.

Новое помещение Инны находится рядом с мотосервисом. Люди, которые сдают в сервис технику, заказывают у Инны защитные тенты
Новое помещение Инны находится рядом с мотосервисом. Люди, которые сдают в сервис технику, заказывают у Инны защитные тенты
Инна участвует в форумах, конкурсах и конференциях для предпринимателей. Так она находит дополнительные деньги и возможности для развития
Инна участвует в форумах, конкурсах и конференциях для предпринимателей. Так она находит дополнительные деньги и возможности для развития

Услуги и клиенты

В 2011 году Инна получила первый крупный заказ — шила чехлы на автокресла для автобусов сыктывкарского автотранспортного предприятия. За 78 чехлов ей заплатили 25 500 рублей.

По сарафанному радио стали приходить другие компании: поликлиники, гостиницы, мотосалоны и автоклубы. Для гостиниц Инна перетягивает кресла и стулья. Медицинские учреждения заказывают перетяжку кушеток, кафе и рестораны — тенты в беседки и летние кафе. В месяц в ателье обращаются 5—7 компаний. Заказы от юрлиц составляют 20% от прибыли.

Основной доход приносят индивидуальные клиенты. Для них Инна шьет чехлы на дачные качели и тенты на лодки и снегоходы, ремонтирует мебель и предметы интерьера. Например, восстанавливает обивку мебели после пожаров и прокусов животных.

Перетяжка офисных кресел — одна из популярных услуг ателье
Перетяжка офисных кресел — одна из популярных услуг ателье
На перетяжку одного дивана Инне требуется пять дней, а пару кресел она перетягивает за два дня
На перетяжку одного дивана Инне требуется пять дней, а пару кресел она перетягивает за два дня

Перетяжка кресла для клиента стоит 4—5 тысяч рублей. В эту сумму включена стоимость четырех метров ткани и работы мастеров. Инна с этой суммы получает около тысячи рублей. Чем мебель крупнее, тем стоимость выше: перетяжка кресла-кровати обойдется заказчику в 9—10 тысяч, а двухместного дивана — в 11—19.

Готовые работы Инна пакует в пленку, которую закупает у поставщиков корпусной мебели. Пленка входит в стоимость перетяжки.

Чтобы отвезти мебель к заказчикам, Инна нанимает машину. Раньше она отвозила готовые работы клиентам за свой счет, а ее сотрудники бесплатно спускали и поднимали мебель. Потом Инна стала брать за это деньги, но клиентам не понравилась цена. Сейчас рабочие только доставляют мебель до подъезда — это стоит 500 рублей. Вопрос с подъемом и спуском мебели клиенты решают сами.

В начале 2018 года Инна перестала ремонтировать салоны автомобилей. Снимать с автомобилей потолок, торпеды, руль и ставить их обратно ей было тяжело. Еще в автомобилях стоят пластиковые элементы, которые легко сломать.

Однажды клиент попросил предпринимательницу перетянуть дверные карты в автомобиле. Для этого она сняла их с машины, но из-за некачественного пластика карты не удалось припаять обратно. Когда заказчик приехал, он оплатил только стоимость материала и уехал недовольный. Сейчас клиентов, которые хотят отремонтировать салон автомобиля, предпринимательница отправляет к конкуренту.

Бизнес сезонный. Летом заказов больше — клиенты заказывают подушки и тенты для садовых качелей и беседок. Прибыль вырастает, когда появляются заказы от госучреждений. Например, в 2018 году Инна выиграла два тендера на заказы от Администрации Главы Республики Коми. Первый — на ремонт и перетяжку мебели на 22,8 тысячи рублей, а второй — на ремонт кресел на 61,8 тысячи.

Инна регулярно заказывает новые образцы обивочных тканей для клиентов
Инна регулярно заказывает новые образцы обивочных тканей для клиентов
В ателье представлены образцы тканей, с которыми Инна работает
В ателье представлены образцы тканей, с которыми Инна работает
Перетяжка мебели кожзаменителем стоит на 9—10% дороже, чем тканью
Перетяжка мебели кожзаменителем стоит на 9—10% дороже, чем тканью
Под каждый вид ткани Инна подбирает фурнитуру и нитки
Под каждый вид ткани Инна подбирает фурнитуру и нитки

Сотрудники

Первые три года Инне помогали родственники. Со временем она поняла, что не стоит работать с близкими людьми: иногда они не выполняли поручения или не приходили на работу.

В 2013 году предпринимательница наняла людей со стороны — рабочего и двух швей. Сотрудников искала через Вконтакте или центр занятости.

Швеи и рабочие стажировались неделю и получали 500 рублей за смену. После зарплата рабочих и швей без опыта доходит до 700 рублей за смену, с опытом — до 1000.

Сейчас у Инны работают швея и мастер по сборке мебели по договорам ГПХ и еще одна швея и мастер — по договорам оказания услуг в свободное от основной работы время. Когда заказов немного, предпринимательница выполняет их в одиночку и не пользуется услугами швей и мастеров. На аутсорсе работают бухгалтер и грузчик, который доставляет клиентам тяжелую мебель.

Персонал находить трудно: молодые люди, которые приходят от центра занятости, работать не хотят, а те, кто постарше, пьют. Уже три месяца Инна ищет мебельщика для производства диванов, кресел и кроватей. В будущем она хочет продавать в ателье готовую мебель.

В этом месяце у Инны много заказов, поэтому ей помогает швея
В этом месяце у Инны много заказов, поэтому ей помогает швея
Инна помогает заказчику подобрать цвет для диванных подушек
Инна помогает заказчику подобрать цвет для диванных подушек

Продвижение

Инна перепробовала разные варианты рекламы. После раздачи листовок она заказала пакеты-майки с логотипом ателье и предлагала их магазинам с автозапчастями. В таких брендированных пакетах магазины отдавали клиентам покупки. Еще предпринимательница дала рекламу на остановках общественного транспорта.

Инна не хотела тратить деньги на продвижение, которое не работает. Поэтому она стала спрашивать клиентов, откуда они узнали об ателье. Оказалось, что около половины заказчиков приводит реклама на остановках. Сейчас предпринимательница заказывает ее каждый месяц. Баннер на остановке стоит от 6 тысяч рублей.

от 6000 ₽
платит Инна за баннер на остановке

Параллельно Инна продолжает вести группу во Вконтакте и публикует рекламу в строительных каталогах. Летом делает акцент на пошиве чехлов на качели, а в остальное время — на перетяжке мягкой мебели.

Не все идеи себя оправдывают. В 2017 году Инна заказала сайт в креативном агентстве за 35 тысяч рублей и вложила 23 тысячи в продвижение. В месяц такая реклама приносит всего 1—2 звонка, но сайт предпринимательница закрывать не стала.

В месяц на рекламу уходит 10 тысяч рублей.

Сайт ателье Инны
Сайт ателье Инны

Как Инна закрывала ООО

В 2017 году Инна решила ликвидировать ООО, которое открыла ради заявки на грант от Минэкономразвития Коми Предпринимательница хотела вернуться к ИП, чтобы платить меньше налогов.

Чтобы закрыть ООО, предприниматель выполняет несколько шагов. Сначала он сообщает о своем решении налоговой. После публикует информацию о закрытии в журнале «Вестник государственной регистрации». Если у компании были кредиторы, то разбирается с ними.

Дальше предприниматель составляет ликвидационный баланс и собирает пакет документов. Через два месяца после публикации в журнале с этими документами можно идти в налоговую. Если все оформлено правильно и вопросов к предпринимателю нет, через 6 дней выдадут свидетельство о ликвидации.

Инна по ошибке пришла в налоговую раньше — два месяца после публикации еще не прошли. Документы не приняли. Инне пришлось заново платно заверять их у нотариуса и снова идти в налоговую.

На этом проблемы с ООО не закончились. Инна закрыла расчетный счет по ООО, но случайно переплатила 10 тысяч рублей за налоги. В налоговой предпринимательницу об этом не предупредили. Чтобы вернуть деньги, пришлось снова заводить счет. Так вместо 10 тысяч Инна получила только 5 — половина ушла на повторное открытие счета.

Результаты и планы

Оборот ателье — около 160—200 тысяч рублей в месяц. Чистая прибыль составляет 30—40 тысяч рублей.

Чтобы развивать ателье, Инна планирует открыть филиалы ателье в других городах Республики Коми и запустить мебельное производство. Еще предпринимательница хочет создать рабочие места для людей с инвалидностью.

144 350 ₽
операционные расходы ателье в месяц в 2018 году

Затраты на запуск — 66 350 ₽

Аренда помещения за 4 месяца28 000 ₽
Визитки, плакаты и баннер для входа20 000 ₽
2 швейные машинки б/у11 000 ₽
Материалы и инструменты для раскроечного стола3550 ₽
Листовки и распространение3000 ₽
Регистрация ИП800 ₽

Затраты на запуск — 66 350 ₽

Аренда помещения за 4 месяца28 000 ₽
Визитки, плакаты и баннер для входа20 000 ₽
2 швейные машинки б/у11 000 ₽
Материалы и инструменты для раскроечного стола3550 ₽
Листовки и распространение3000 ₽
Регистрация ИП800 ₽

Операционные расходы ателье в месяц, 2018 год — 144 350 ₽

Ткани75 000 ₽
Аренда помещения21 000 ₽
Оплата труда, если Инна привлекает сотрудников20 000 ₽
Реклама10 000 ₽
Пенсионные отчисления на себя2750 ₽
Налоги УСН2500 ₽
Оплата коммунальных услуг4000 ₽
Охрана1600 ₽
Интернет1100 ₽
Швейные принадлежности1000 ₽
Налог ЕНВД400 ₽

Операционные расходы ателье в месяц, 2018 год — 144 350 ₽

Ткани75 000 ₽
Аренда помещения21 000 ₽
Оплата труда, если Инна привлекает сотрудников20 000 ₽
Реклама10 000 ₽
Пенсионные отчисления на себя2750 ₽
Налоги УСН2500 ₽
Оплата коммунальных услуг4000 ₽
Охрана1600 ₽
Интернет1100 ₽
Швейные принадлежности1000 ₽
Налог ЕНВД400 ₽

Чистая прибыль в месяц, 2018 год — 30 000—40 000 ₽

Выводы Инны

Перед открытием своего дела нужно обязательно поработать по найму. Это помогает увидеть внутренние процессы бизнеса, просчитать расходы, узнать должностные обязанности сотрудников и познакомиться с выгодными поставщиками. У Инны было профильное образование и 6-летний опыт работы по специальности.

Если сотрудники — родственники, они могут относиться к задачам более халатно и чаще грубить клиентам, чем люди со стороны. Сейчас у Инны никто из близких не работает.

Чтобы развивать бизнес, можно участвовать в конференциях и курсах для предпринимателей и подавать заявки на гранты. О возможностях Инна узнает на сайтах Центра занятости, Минэкономразвития Коми и Центра инноваций социальной сферы.

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Лада ПоздееваКак вы думаете, как ателье может увеличить прибыль?
  • Maxim KolmakovЧеловек мечется, борется за гранты, сует нос во всевозможные истанции, чтобы получить поддержку на бизнес, имеет заказы от государственных предприятий, сколько материалов закупает, ищет поставщиков, да что там, сама работает постоянно, параллельно контролируя всех работников, бухгалтера, грузчиков... а получает 30-40 в месяц. Не легче быть перепродажником тех же готовых чехлов, покупая их у таких же фирм, где руководитель все сам делает, имея те же 30-40к в месяц? Сделать лозунг фирмы Made in Komi, может, пойдёт) А если ответить на вопрос, и человеку нравится его работа, что деньги - не самое главное.. В принципе, расширение - самый правильный вариант, раз даже количество заказов не увеличивает прибыль. Ухта, Воркута - может, тысяч 20-30 к прибыли прибавит еще 1 точка, Только тут уже играет роль контроль за этими объектами, Коми - республика не маленькая, от воркуты до сыктывкара день добираться на поезде, на машине не доедешь, самолеты - дорогое удовольствие да и не летают они. До Ухты еще нормально, 4-5 часов езды. Так что тут либо надо в сыктывкаре на кого-то производство оставлять и хотя бы месяц-другой в Ухте поработать, найти точку, закупить оборудование, найти людей на производство, рекламу пустить, начать работать с товарами. Ну и самое сложное, если нет планов оставаться в Ухте: найти годного руководителя на месте, что с населением в 90.000 ну очень не просто.. Тут либо зарплата, либо чуть ли не 24-часовой контроль под видео-наблюдением А вот производство своей мебели - это неплохая идея, но придется снова чуть ли не с 0 осваивать новую отрасль, где конкуренция в разы выше и реклама будет высасывать еще больше денег + если продавать готовые изделия - огромная площадь под показ мебели. Но это всё осуществимо, если всё пойдет, этот бизнес будет в разы прибыльнее. Могу только пожелать удачи! Сам ИП, продажник) но следить за успехами коллег предпринимателей всегда приятно3
  • Maxim KolmakovMaxim, забыл дополнить. Рядом же Киров есть, ну как, ехать столько же, сколько до ухты. Там население 500 тысяч, в 5 раз больше, чем в Ухте и в 2 раза больше Сыктывкара. Я бы лучше там попробовал, чем в Коми. И деньги другие вертятся, и заказов будет больше, и требования у людей выше. И даже то же государство, если выйдет на предприятие, точно не за 25 тысяч заказ сделает.. В общем, можно изучить этот регион, если там таких производств либо мало, либо точно понятно, что они не особо справляются со своей работой, можно там попробовать точку открыть. Бюджет у Коми незначительно, но ниже Кировской Области (3.7 млрд против 4.8 млрд у кировской), гранты будут повыше, если они предусмотрены предпринимателям с других регионов Конечно, такой информацией лучше не руководствоваться, но зарплаты в Кирове ниже, чем в Сыктывкаре почти в 2 раза (на 17 год - 25 тысяч в Кирове, 45 в Сыктывкаре). Может, рабочая сила будет дешевле, хотя бы из-за этого можно будет руководителю назначить хорошую по местным меркам, но приемлемую для всего бизнеса зарплату. В общем, будет интересно почитать, как дальше будет развиваться бизнес Инны4
  • Инна МакатроваСпасибо, за комментарии)0
  • Андрей СощенкоMaxim, Главная особенность своего дела — оно масштабируется. Да, сначала ты сосешь хрен, но через 3 года ты имеешь опыт создания системы бизнес-процессов и можешь наконец-то посмотреть стратегически, накопить к этому времени капитал (денег, людей, оборудования, контактов поставщиков и клиентов, отлаженных процессов) и начинать масштабировать. Так что зря вы.0
  • Irina ErmakovaИнтересное наблюдение - первый грант получен в 2010 году, а на сайте Инны написано, что ателье "успешно занимается с 2004 года" ))) Так сколько лет ателье ? ))0
  • Lada PozdeevaIrina, возможно, Инна имела в виду, что она занимается ремонтом автосалонов с 2004 года.1
  • Lada PozdeevaIrina, ателье официально зарегистрировано в 2010 году.0
  • Алина ТкаченкоОтличный пример, как человек даже в тяжелой ситуации не сложил руки, а вырос над собой. У каждого есть своя история, но ваша запомнится многим. Я стартовала на сбережения на квартиру. Подумала, что сейчас есть не так уж много, а для бизнеса как раз, тем более шить умею и знаю, как подобрать персонал. Если бы осталась на прежней стабильно работе, то стабильно бы копила еще эдак лет пять ) Первые клиенты были из круга знакомых и незнакомых, которым уже что-то шила, но не все положительно отреагировали на рост цен. Казалось, бы за что? У меня откуда-то даже выросло чувство вины. Но по сути, я должна была откуда-то платить аренду (кстати, на aвито нашла просто бесподобное помещение, с арочными окнами, очень атмосферное, хоть рядом офисы сплошные), зарплату наемным рабочим, делать рекламу и еще самой на что-то жить.1