Сколько россияне тратят на обслужи­вание автомобиля

И какие расходы изменились сильнее всего
11
Сколько россияне тратят на обслужи­вание автомобиля
Аватар автора

Мария Павлова

водит машину и считает расходы

Страница автора

На 1000 россиян в среднем приходится 322 легковых автомобиля, как подсчитали эксперты «Автостата».

Совместно с проектом T⁠-Data мы проанализировали расходы на содержание легковых автомобилей с января 2022 по август 2024 года по обезличенным транзакциям 40 млн клиентов Т⁠-⁠Банка. А также изучили, как обстоят дела с автопарком в России.

Расскажем, сколько в среднем россияне тратят на топливо, страховку, услуги автосервисов, расходные материалы и запчасти.

Как сейчас эксплуатируют автомобили в России

Большинство автомобилей на российских дорогах довольно старые: почти 70% — старше 10 лет, а средний возраст легкового автопарка — 15,2 года.

По данным агентства «Автостат», за 2023 год в нашей стране продано 1,06 млн новых легковых авто, а за прошедшие восемь месяцев 2024 года — еще более миллиона. Всего на конец 2023 года, по статистике МВД, в России числилось 51,6 млн легковых автомобилей. Это почти на 2% больше, чем в 2022 году, и можно сказать, что количество машин плавно, но постоянно увеличивается.

Россияне продолжают беречь автомобили, чтобы продлить срок их эксплуатации. По результатам опроса, который провел онлайн-гипермаркет «Всеинструменты⁠-⁠ру», большинство респондентов — 63% — обслуживают и ремонтируют машины в автосервисе, еще 23% справляются самостоятельно, а около 15% обращаются за помощью к знакомым. При этом 39% автовладельцев тратят на текущий ремонт 10 000—30 000 ₽ в год, еще 30% опрошенных — 30 000—50 000 ₽.

Источник: «Автостат», «Всеинструменты⁠-⁠ру»

Сколько тратят на услуги автосервисов, запчасти и расходники

Среди основных сложностей в процессе обслуживания и ремонта автомобилей россияне назвали поиск мастера и деталей, выросшую стоимость, необходимость регулярного прохождения ТО. При этом даже среди обладателей гарантийных автомобилей почти треть — 31,4% — предпочитают обслуживать машину не у официального дилера.

По подсчетам аналитиков T⁠-⁠Data, средний чек в автосервисах в августе 2024 года — 6674 ₽. Рост по сравнению с августом 2023 составил 31%. Увеличение происходит неравномерно: средний чек в целом за 2023 год по сравнению с предыдущим годом увеличился только на 6%, а резкое подорожание наблюдалось с осени 2023.

Так происходит потому, что стоимость обслуживания в сервисе зависит от сезона: зимой средний чек выше, а летом — ощутимо ниже. Владельцам нужно как подготовиться к наступлению холодов, так и проверить автомобиль после зимы. За последние 2,5 года среднее количество транзакций, приходящееся на одного клиента автосервиса в месяц, осталось на прежнем уровне — 1,3. Это косвенно свидетельствует о сохранении постоянного спроса на услуги.

Россияне стали больше тратить на покупку комплектующих и деталей, особенно это коснулось владельцев иномарок. По данным «Автостата», в 2023 году объемы продаж запчастей для иномарок почти в 3,5 раза превысили продажи комплектующих для отечественных авто. Причем более половины денег автовладельцы потратили на запчасти всего пяти марок: Toyota, Kia, Hyundai, Nissan, Renault.

По данным проекта T⁠-⁠Data, средний чек на покупку автозапчастей растет: за 2023 год он составил 3922 ₽, за август 2024 года — 4731 ₽. По сравнению с августом предыдущего года средний чек вырос на 12,5%. А еще российские автовладельцы по-прежнему самостоятельно покупают комплектующие в розничных сетях и офлайн-магазинах. Доля интернет-покупок — всего 11%, она даже немного снизилась относительно предыдущих периодов.

Источник: T⁠-Data
Источник: T⁠-Data

Сколько тратят на топливо

На основании обезличенных транзакций клиентов аналитики T⁠-⁠Data подсчитали средний чек на одну заправку автомобиля — в целом за 2023 год этот показатель составил 1115 ₽. В августе 2024 года средний чек на заправку — 1241 ₽, это на 9% больше, чем в августе 2023.

Чек на АЗС может включать в себя не только топливо, но и небольшие сопутствующие покупки, однако в целом соответствует изменению уровня трат. Для сравнения: как сообщает Росстат, к сентябрю потребительские цены на бензин с начала 2024 года выросли на 7,2%, на дизельное топливо — на 3,3%.

Чтобы определить ежемесячные расходы на топливо, мы посмотрели, сколько раз в среднем заправлял свой автомобиль один клиент.

В 2023 году по сравнению с 2022 средний чек на одну заправку авто вырос всего на 1,8%, при этом среднее количество заездов на АЗС увеличилось с 4 раз до 4,2. Поэтому месячные траты в целом по 2023 году выросли сильнее, уже на 8,2% по сравнению с предыдущим годом, и составили 4730 ₽.

По последним данным — по итогам восьми месяцев 2024 года — в среднем на топливо тратят 5221 ₽ и заезжают на АЗС 4,4 раза. Однако нужно добавить, что у трат на топливо сезонный характер: летом они выше, чем зимой.

Источник: T⁠-Data
Источник: T⁠-Data

Расходы на автострахование

По данным T⁠-⁠Data, средняя стоимость годовых полисов ОСАГО и каско, оформленных через Т-Страхование, в 2024 году уменьшилась по сравнению с предыдущим годом и почти сравнялась с показателями 2022.

По данным на август 2024 года, годовой полис каско стоил 53,8 тысячи рублей — на 5% меньше, чем в августе 2023, а стоимость полиса ОСАГО равнялась 7343 ₽ — на 28% меньше чека за аналогичный период 2023 года. Тенденцию также отметили в Российском союзе автостраховщиков: компании конкурируют за безаварийных владельцев и снижают стоимость полисов ОСАГО.

Автовладельцы стали чаще оформлять полисы каско, хотя это добровольный вид страхования: на треть увеличилось число полисов, проданных физическим лицам. В процентном соотношении каско все чаще оформляют на подержанные автомобили — на фоне ограниченного предложения и подорожания автомобилей, а также роста стоимости их восстановительного ремонта.

При этом, как подсчитали специалисты проекта T⁠-⁠Data, каждый десятый клиент, оформивший ОСАГО или каско в 2023 году, обратился за возмещением по страховому случаю. Самая распространенная ситуация, по данным с января 2022 по август 2024, — ущерб от столкновения с другим автомобилем.

Источник: T⁠-Data
Источник: T⁠-Data

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Мария ПавловаА как изменилась стоимость содержания вашего авто?
  • TsammarСтоимость содержания моего авто никак не изменилась, потому что после февраля 2022 г., когда я собирался приобрести авто, решил кататься на метро и своих двоих. Лучи благодарности за вклад в мое здоровье, продолжаю ходить ногами0
  • Владимир НапримерСтало ощутимо дороже. Тачка стареет и требует больше обслуживания, а запчасти стали дороже. В начале года обновил зимнюю резину - 45тыщ. Летом отдал в сервисе около 90тыщ, недавно загорелся чек - еще минус 15тыщ. Бензин тоже подорожал, причем резко, 100й уже по 80р. При моем режиме использовании машины такси/каршеринг будет дешевле, но удобство перевешивает всю экономическую выгоду, так что буду и дальше ездить6
  • Ирина ПостниковаМуж на работе поспорил с коллегами, что нам машина не нужна, т.к. такси выходит дешевле. Поскольку я не вожу машину, прав у меня нет, то мои поездки не учитывали, так и так я буду ездить на такси. Такси до аэропорта и обратно в случае командировок оплачивает работодатель, их тоже считать не стали. Остались совместные поездки куда-то и его поездки в офис и обратно. За 9 месяцев этого года набралось на 90 тысяч, учитывая остаток года, получится примерно 120 тысяч за год. Сложно даже представить, какую машину мы сможем себе позволить на эту сумму, учитывая поделенную на срок эксплуатации цену авто, страховку, парковку, то, бензин и тд. Коллеги теперь сидят и чешут репки🤣3
  • ИгорьТойота не ломается)1
  • Евсей ИвановВы на сайт Росстата загляните. Там ежегодная статистика по тратам в разрезе дохода. Обратите внимание на верхние 10% по доходам «затраты на транспорт» 30% дохода! Это явно не метро. 30% ежемесячного дохода у самых богатых уходит на автомобиль. Естественно большая часть это покупка и кредит, но и обслуживание нормально стоит. В РФ нездоровая ситуация. Культ больших дорогих машин, которые большинству не по карману. Некоторые живут в хрущевках с родителями, но покупают лендкрузер или бмв. Почему ты рулят!2
  • Евсей ИвановВладимир, проколол хакку зимнюю. Новое колесо такое же стоит 60 тыр0
  • Евсей ИвановИрина, это у вас дачи нет ) А мы за городом живем в новой москве и до ближайшего магазина 4 км.3
  • ИгорьИрина, у меня друг купил подержанную иномарку два года назад, а год назад продал дороже почти на полмиллиона рублей1
  • Ирина ПостниковаИгорь, но если бы он при этом ещё и покупал новую машину, то точно не был бы в плюсе, ведь и остальные машины выросли в цене.4
  • Ирина ПостниковаЕвсей, ну так и коллеги все живут в городе, на машинах ездят в офис и обратно, да по выходным с семьёй за покупками. Машина имеет смысл при жизни за городом (правда жизнь при этом зачастую теряет смысл, если работать в городе и каждый день тратить кучу часов на дорогу). Ну или при наличии нескольких детей, которых надо возить в садик, школу, кружки, ко врачам и тд. В остальном такси выходит практически всегда дешевле. А сумму, которая пошла бы на машину, стоит инвестировать, тогда это обретает ещё больше смысла.0
  • Евсей ИвановИрина, нам ездить на работу не надо. Но в Москву квартиры проведать, детей навестить, на тренировки. Такси 3 тыр туда-обратно. На машине 50₽0