Сколько россияне тратят на обслуживание автомобиля
На 1000 россиян в среднем приходится 322 легковых автомобиля, как подсчитали эксперты «Автостата».
Совместно с проектом T-Data мы проанализировали расходы на содержание легковых автомобилей с января 2022 по август 2024 года по обезличенным транзакциям 40 млн клиентов Т-Банка. А также изучили, как обстоят дела с автопарком в России.
Расскажем, сколько в среднем россияне тратят на топливо, страховку, услуги автосервисов, расходные материалы и запчасти.
Как сейчас эксплуатируют автомобили в России
Большинство автомобилей на российских дорогах довольно старые: почти 70% — старше 10 лет, а средний возраст легкового автопарка — 15,2 года.
По данным агентства «Автостат», за 2023 год в нашей стране продано 1,06 млн новых легковых авто, а за прошедшие восемь месяцев 2024 года — еще более миллиона. Всего на конец 2023 года, по статистике МВД, в России числилось 51,6 млн легковых автомобилей. Это почти на 2% больше, чем в 2022 году, и можно сказать, что количество машин плавно, но постоянно увеличивается.
Россияне продолжают беречь автомобили, чтобы продлить срок их эксплуатации. По результатам опроса, который провел онлайн-гипермаркет «Всеинструменты-ру», большинство респондентов — 63% — обслуживают и ремонтируют машины в автосервисе, еще 23% справляются самостоятельно, а около 15% обращаются за помощью к знакомым. При этом 39% автовладельцев тратят на текущий ремонт 10 000—30 000 ₽ в год, еще 30% опрошенных — 30 000—50 000 ₽.
Сколько тратят на услуги автосервисов, запчасти и расходники
Среди основных сложностей в процессе обслуживания и ремонта автомобилей россияне назвали поиск мастера и деталей, выросшую стоимость, необходимость регулярного прохождения ТО. При этом даже среди обладателей гарантийных автомобилей почти треть — 31,4% — предпочитают обслуживать машину не у официального дилера.
По подсчетам аналитиков T-Data, средний чек в автосервисах в августе 2024 года — 6674 ₽. Рост по сравнению с августом 2023 составил 31%. Увеличение происходит неравномерно: средний чек в целом за 2023 год по сравнению с предыдущим годом увеличился только на 6%, а резкое подорожание наблюдалось с осени 2023.
Так происходит потому, что стоимость обслуживания в сервисе зависит от сезона: зимой средний чек выше, а летом — ощутимо ниже. Владельцам нужно как подготовиться к наступлению холодов, так и проверить автомобиль после зимы. За последние 2,5 года среднее количество транзакций, приходящееся на одного клиента автосервиса в месяц, осталось на прежнем уровне — 1,3. Это косвенно свидетельствует о сохранении постоянного спроса на услуги.
Россияне стали больше тратить на покупку комплектующих и деталей, особенно это коснулось владельцев иномарок. По данным «Автостата», в 2023 году объемы продаж запчастей для иномарок почти в 3,5 раза превысили продажи комплектующих для отечественных авто. Причем более половины денег автовладельцы потратили на запчасти всего пяти марок: Toyota, Kia, Hyundai, Nissan, Renault.
По данным проекта T-Data, средний чек на покупку автозапчастей растет: за 2023 год он составил 3922 ₽, за август 2024 года — 4731 ₽. По сравнению с августом предыдущего года средний чек вырос на 12,5%. А еще российские автовладельцы по-прежнему самостоятельно покупают комплектующие в розничных сетях и офлайн-магазинах. Доля интернет-покупок — всего 11%, она даже немного снизилась относительно предыдущих периодов.
Сколько тратят на топливо
На основании обезличенных транзакций клиентов аналитики T-Data подсчитали средний чек на одну заправку автомобиля — в целом за 2023 год этот показатель составил 1115 ₽. В августе 2024 года средний чек на заправку — 1241 ₽, это на 9% больше, чем в августе 2023.
Чек на АЗС может включать в себя не только топливо, но и небольшие сопутствующие покупки, однако в целом соответствует изменению уровня трат. Для сравнения: как сообщает Росстат, к сентябрю потребительские цены на бензин с начала 2024 года выросли на 7,2%, на дизельное топливо — на 3,3%.
Чтобы определить ежемесячные расходы на топливо, мы посмотрели, сколько раз в среднем заправлял свой автомобиль один клиент.
В 2023 году по сравнению с 2022 средний чек на одну заправку авто вырос всего на 1,8%, при этом среднее количество заездов на АЗС увеличилось с 4 раз до 4,2. Поэтому месячные траты в целом по 2023 году выросли сильнее, уже на 8,2% по сравнению с предыдущим годом, и составили 4730 ₽.
По последним данным — по итогам восьми месяцев 2024 года — в среднем на топливо тратят 5221 ₽ и заезжают на АЗС 4,4 раза. Однако нужно добавить, что у трат на топливо сезонный характер: летом они выше, чем зимой.
Расходы на автострахование
По данным T-Data, средняя стоимость годовых полисов ОСАГО и каско, оформленных через Т-Страхование, в 2024 году уменьшилась по сравнению с предыдущим годом и почти сравнялась с показателями 2022.
По данным на август 2024 года, годовой полис каско стоил 53,8 тысячи рублей — на 5% меньше, чем в августе 2023, а стоимость полиса ОСАГО равнялась 7343 ₽ — на 28% меньше чека за аналогичный период 2023 года. Тенденцию также отметили в Российском союзе автостраховщиков: компании конкурируют за безаварийных владельцев и снижают стоимость полисов ОСАГО.
Автовладельцы стали чаще оформлять полисы каско, хотя это добровольный вид страхования: на треть увеличилось число полисов, проданных физическим лицам. В процентном соотношении каско все чаще оформляют на подержанные автомобили — на фоне ограниченного предложения и подорожания автомобилей, а также роста стоимости их восстановительного ремонта.
При этом, как подсчитали специалисты проекта T-Data, каждый десятый клиент, оформивший ОСАГО или каско в 2023 году, обратился за возмещением по страховому случаю. Самая распространенная ситуация, по данным с января 2022 по август 2024, — ущерб от столкновения с другим автомобилем.
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata