Познакомьтесь с фотохудожницей, которая снимает обложки для дневников трат

Бэкстейдж легендарной рубрики Тинькофф Журнала

98
Познакомьтесь с фотохудожницей, которая снимает обложки для дневников трат
Аватар автора

Ксения Донская

любит дневники за обложки

Страница автора

По образованию Ксения Михайлова — переводчица, но работает уже давно не со словом, а с картинками.

Последние три с половиной года ее скульптуры из предметов быта иллюстрируют финансовый и жизненный опыт читателей Тинькофф Журнала. Она рассказала, где ищет и хранит реквизит, как придумывает натюрморты и заставляет вещи левитировать, а также какие из ее творений вызывали у авторов дневников вопросы.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала

До Тинькофф Журнала

Аватар автора

Ksenia Mikhailova

видит красоту в повседневности

Страница автора

С детства я мечтала стать переводчицей и получила образование по этой специальности. В университете увлеклась фотографией — в середине двухтысячных она стала очень популярной и доступной. Я следила за тем, что люди выкладывают в ЖЖ и на Flickr, пробовала снимать сама. Тогда мне казалось, что для классных фотографий достаточно таланта. Так что я просто подражала разным фотографам и стилям, старалась снимать на все доступные камеры, в том числе «Зенит», «Смену-Символ» и мыльницу для семейных поездок на море. Получалось, откровенно говоря, не очень, и через пару лет фотографию я забросила, хотя она была дорога мне и утешала в трудные времена.

После недолгой работы по специальности я устроилась на должность фоторедактора, переход в новую профессию дался удивительно легко. В тот момент фоторедакторов искали несколько онлайн-изданий, я откликнулась на все вакансии без особой надежды, но в итоге получила два оффера. В обоих случаях важнее было понимать визуальный стиль издания, чем обладать техническими знаниями.

Работа и стала моим образованием. Я искала и подбирала иллюстрации и фотографии для материалов, это помогло развить насмотренность. К тому же подписалась на кучу блогов и онлайн-журналов про визуальное искусство и каждый день их просматривала, чтобы быть в курсе трендов и просто для удовольствия. Накопить визуальный опыт важно и фотографу, и сет-дизайнеру. И это не значит следить только за жанром, в котором работаешь, — полезен будет любой контент, который вдохновляет и дает чувство наполненности, от классической живописи до видеоигр.

Дэвид Эбрахамс работает со средним форматом. Мне очень нравится минималистичность обстановки и то, как смело он использует, казалось бы, абсолютно случайные предметы: игрушки, растения, целлофановую пленку, проволоку. Композиция часто выглядит небрежной, как будто на нее потратили пару минут, и эта легкость и умение сочетать вещи разной природы завораживают. Источник: davidabrahams.co.uk
Дэвид Эбрахамс работает со средним форматом. Мне очень нравится минималистичность обстановки и то, как смело он использует, казалось бы, абсолютно случайные предметы: игрушки, растения, целлофановую пленку, проволоку. Композиция часто выглядит небрежной, как будто на нее потратили пару минут, и эта легкость и умение сочетать вещи разной природы завораживают. Источник: davidabrahams.co.uk
Работы Лорен Коулман зачастую не слишком сложны по композиции, но очень выверены с точки зрения света, тона и текстуры
Работы Лорен Коулман зачастую не слишком сложны по композиции, но очень выверены с точки зрения света, тона и текстуры
Она великолепно снимает стеклянные предметы. Источник: соцсети Лорен Коулман
Она великолепно снимает стеклянные предметы. Источник: соцсети Лорен Коулман
1/2
Работы Лорен Коулман зачастую не слишком сложны по композиции, но очень выверены с точки зрения света, тона и текстуры
Стефани Стаматис и Лорен Бэмфорд часто работают вместе как фотограф и сет-дизайнер, это невероятный творческий дуэт. Их работы сразу можно узнать по цвету, настроению и, конечно, выбору объектов. Источник: laurenbamford.com
Стефани Стаматис и Лорен Бэмфорд часто работают вместе как фотограф и сет-дизайнер, это невероятный творческий дуэт. Их работы сразу можно узнать по цвету, настроению и, конечно, выбору объектов. Источник: laurenbamford.com
Чаще всего они экспериментируют с темой еды, в их фотографиях почти всегда есть посуда, овощи и красивые скатерти. Источник: stephaniesomebody.com
Чаще всего они экспериментируют с темой еды, в их фотографиях почти всегда есть посуда, овощи и красивые скатерти. Источник: stephaniesomebody.com
1/2
Стефани Стаматис и Лорен Бэмфорд часто работают вместе как фотограф и сет-дизайнер, это невероятный творческий дуэт. Их работы сразу можно узнать по цвету, настроению и, конечно, выбору объектов. Источник: laurenbamford.com
Дэвид Китц — мастер чистых фотографий, полных воздуха и цвета. Он много работает с товарами из магазинов: банками консервов из разных стран, пачками сливочного масла, инструментами для ремонта. На своих фотографиях он раскрывает красоту дизайна упаковки очень привычных вещей и сочетает их с нерукотворными объектами. Особенно люблю его сцены из обычной жизни, а серия с духами, запертыми в пакете с банками, ракушками, сантехническим краном и прочим, просто гениальна. Источник: davidkitz.com
Дэвид Китц — мастер чистых фотографий, полных воздуха и цвета. Он много работает с товарами из магазинов: банками консервов из разных стран, пачками сливочного масла, инструментами для ремонта. На своих фотографиях он раскрывает красоту дизайна упаковки очень привычных вещей и сочетает их с нерукотворными объектами. Особенно люблю его сцены из обычной жизни, а серия с духами, запертыми в пакете с банками, ракушками, сантехническим краном и прочим, просто гениальна. Источник: davidkitz.com
Лара Джилиберто и Клементин Пассет работают с разными сет-дизайнерами и делают фотографии, очаровывающие своей игривостью и ироничностью. Источник: cargocollective.com
Лара Джилиберто и Клементин Пассет работают с разными сет-дизайнерами и делают фотографии, очаровывающие своей игривостью и ироничностью. Источник: cargocollective.com
Я обожаю жанр приключений домашних вещей — это почти как передача «Вкусные истории». Источник: clementinepasset.com
Я обожаю жанр приключений домашних вещей — это почти как передача «Вкусные истории». Источник: clementinepasset.com
1/2
Лара Джилиберто и Клементин Пассет работают с разными сет-дизайнерами и делают фотографии, очаровывающие своей игривостью и ироничностью. Источник: cargocollective.com
​​Испанский журнал Bound — раньше он назывался Dream — основан сет⁠-⁠дизайнером и арт⁠-⁠директором Кристиной Рамоc, он выходит дважды в год и выглядит как настоящая большая фотокнига, раньше даже выпускался в твердой обложке. Увидела его случайно в Барселоне в книжном магазине и поразилась, что такое вообще существует — целый журнал про то, что я люблю. Источник: stackmagazines.com
​​Испанский журнал Bound — раньше он назывался Dream — основан сет⁠-⁠дизайнером и арт⁠-⁠директором Кристиной Рамоc, он выходит дважды в год и выглядит как настоящая большая фотокнига, раньше даже выпускался в твердой обложке. Увидела его случайно в Барселоне в книжном магазине и поразилась, что такое вообще существует — целый журнал про то, что я люблю. Источник: stackmagazines.com

Поиск стиля

Через несколько лет у меня случилось выгорание. Тогда я и начала догадываться, что мечты снимать самой со времен «Фликра» никуда не делись, их просто придавил страх неудачи и неуверенность в себе.

Я начала снимать дома все, что казалось мне красивым.

Натюрморт привлек меня по нескольким причинам. Во-первых, я домоседка, пространство и понятие дома как таковое для меня всегда были очень любопытными, хотелось их изучать. Во-вторых, эксперименты с другими жанрами не приносили столько удовлетворения. В-третьих, натюрморт — это очень комфортная точка входа в фотографию: для работы не обязательна студия или особое оборудование, а предметы съемки можно буквально найти в шкафу или на улице, это бесплатно. Мне кажется, у каждого сет-дизайнера есть история о том, как он ходил по округе и собирал в дом кирпичи, ветки и строительный мусор.

Поначалу мне очень нравилось сочетать природные объекты и бытовые предметы из супермаркетов и магазинов хозтоваров. Работы я выкладывала в «Инстаграм», попутно проходила несколько курсов по фотографии, студийному свету и ретуши.

Думаю, базовые знания о том, как работает камера, свет, цвет и композиция, можно найти самостоятельно. А когда уже определился с жанром, в котором хочешь работать профессионально, не помешает учеба или работа ассистентом у фотографа, который нравится. Хорошие курсы по предметной фотографии и натюрморту есть, например, в школе Photoplay.

Потихоньку ко мне начали обращаться за предметной съемкой и сет-дизайном. Обычно заказчики таких фото — дизайнеры и локальные бренды, например, керамики, ювелирных украшений, косметики, еды. Словом, все, кто продвигается в соцсетях и постоянно нуждается в новом замысловатом контенте. Первые заказы были по бартеру или за символическую плату. Меня просили снять что-то в своем стиле, так что съемки кардинально не отличались от тех, что я делала для души.

Однажды мне написали из Т⁠—⁠Ж и предложили делать натюрморты для дневников трат. Это было стопроцентное попадание. Меня всегда увлекала тема повседневности и ностальгии, то, как предметы быта отражают нас и наши привычки, становятся родными и формируют воспоминания. Я росла в девяностые, и вещей тогда в принципе было немного, они хранились и перебирались годами. Кажется, я помню каждый предмет в родительской квартире.

Обложки для дневников трат и дневников в путешествии я снимаю последние три с половиной года. Первые полтора совмещала съемку с работой арт-директора на фултайме — для меня очень важна финансовая стабильность, только фрилансом я не занималась никогда. Когда сочетать одно с другим стало сложно, полностью сосредоточилась на обложках.

Иногда я фотографирую и для других проектов Т⁠—⁠Ж — например, для учебника по самозанятости. Это была одна из моих любимых съемок: мы с коллегами перевезли рабочий стол, стул и кучу офисных товаров в поле в Подмосковье, сложилась классная атмосфера, как когда в детстве играешь в офис у бабушки в деревне
Иногда я фотографирую и для других проектов Т⁠—⁠Ж — например, для учебника по самозанятости. Это была одна из моих любимых съемок: мы с коллегами перевезли рабочий стол, стул и кучу офисных товаров в поле в Подмосковье, сложилась классная атмосфера, как когда в детстве играешь в офис у бабушки в деревне
Иногда я фотографирую и для других проектов Т⁠—⁠Ж — например, для учебника по самозанятости. Это была одна из моих любимых съемок: мы с коллегами перевезли рабочий стол, стул и кучу офисных товаров в поле в Подмосковье, сложилась классная атмосфера, как когда в детстве играешь в офис у бабушки в деревне

Дневники

До начала работы в Т⁠—⁠Ж я слышала о дневниках, но никогда их не читала.

Сейчас я читаю все дневники, в идеале трачу на них день или два в неделю. Жанр мне нравится тем, что это очень честное отражение времени. Недавно слышала у Екатерины Шульман, что дневники, кроме прочего, помогают науке, а «Дневник домохозяйки времен Французской революции» — один из драгоценнейших исторических документов.

Для меня дневники стали одним из основных источников знаний о том, как живут люди. Забавно, что в разговорах с друзьями часто привожу какие-то факты из них.

Ярче всего запоминаются экстремальные дневники, где герои выживают в трудных условиях. Хочется, чтобы у них все было хорошо. А из обложек мне особенно нравятся первые, они очень трогательные.

Я выписываю из дневника все предметы, которые в нем упоминаются. Потом провожу ревизию и оставляю только то, что мне запомнилось, что входит в рутину героя. При этом задачи придерживаться текста на 100% у меня нет.

Каждый натюрморт — это попытка изобразить историю о неделе жизни человека в виде скульптуры.

Здесь всегда есть доля метафоричности. Поэтому иногда я добавляю предметы, которых нет в дневнике, но они хорошо вписываются в композицию визуально и не противоречат по смыслу.

Составляю список реквизита и иду на поиски.

Реквизит

Реквизитом может быть что угодно — от искусственной травы, килограмма песка и живой рыбки до укулеле и массажного кресла. Обычно на него выделяют отдельный бюджет, на моей практике это были суммы от 2000 до 50 000 ₽.

Охота за пропсами — моя любимая часть работы: всегда и везде ищу интересные объекты для своей коллекции. Интересность их довольно субъективна, мой основной критерий — это универсальность и узнаваемость. Я стараюсь находить предметы, которые бы заставляли зрителя подумать: «О, у меня есть такое дома». И конечно, важно чтобы все вещи сочетались, даже если они противоположной природы.

Ищу в супермаркетах, магазинах стройматериалов, на блошиных рынках и в секонд-хендах. Очень люблю магазинчики типа «1000 мелочей», там обязательно найдется и что-то, что не меняется годами, например классическая солонка или навесной замок, и что-то очень необычное — своего часа ждет бутылочка арабского масла для швейной машинки.

Я человек, который приходит в гости и мысленно сканирует квартиру на предмет того, что можно позаимствовать на съемку. Мои близкие уже не удивляются, когда я прошу срочно одолжить мне очки для сноуборда, паяльник, гитарные струны или боксерскую перчатку.

Папа временами звонит и спрашивает, не нужен ли мне керн из асфальта или кусок кабеля. Нужен.

Некоторые предметы появляются на обложках не раз. Первое место тут точно у купюр, кроме них часто в объектив попадают одни и те же стаканы и чашки. Еще у меня всегда есть полка на кухне, где лежит «не ешь, это реквизит!». Штуки типа печенья, вафель, конфет, хлебцев и прочего, что долго сохраняет вид, но не вкус. Их тоже могу использовать в нескольких обложках.

В прошлом году я переехала из Москвы в Тбилиси. Подбирать реквизит здесь сложнее как минимум потому, что нет «Авито», вот где настоящий кладезь для сет-дизайнеров и постановщиков. Так, однажды я искала там лабораторную посуду и нашла одно место, с виду обычный подвальный ремонт техники, но в подсобке этого ремонта оказался настоящий склад колб и измерительных приборов явно с какого-то закрытого завода. Хотелось просто иногда туда заходить как в музей. Вообще, у меня какая-то тяга к подсобкам, подвалам, чердакам и антресолям, очень люблю вещи из таких мест.

Еще в Тбилиси нет некоторых привычных продуктов, например российского кефира. С другой стороны, тут очень много секонд-хендов, в том числе с игрушками и бытовыми штуками. В одном таком магазине я упустила винтажную фарфоровую щетку для обуви в виде пуделя, зато купила чайник-дом, который стал почти мемом.

Рабочее место

Я снимаю небольшие по размеру композиции, поэтому могу работать из дома. По сути, все, что мне нужно, — это стойки со светом, стол и место для хранения реквизита. Хранение — самое проблематичное: количество пропсов растет, а места больше не становится.

Мой основной архив остался в Москве. В Тбилиси пришлось собирать все заново, так что пока предметы съемки занимают только стеллаж, несколько пакетов и полки на кухне. Конечно, стоит пару раз не положить что-то на место, и на стеллаже уже бардак и неразбериха. Временами реквизит выходит за границы своей зоны хранения, и я провожу уборку и ревизию. Выбрасываю в основном то, что можно легко найти или заменить.

Композиция

Когда я строю композицию, в первую очередь отталкиваюсь от самих предметов, смотрю, что с чем лучше сочетается. Это субъективно, и в этом кайф творческого процесса. Стараюсь всегда собирать вещи из разных категорий: еда, бытовые товары, цветы или растения, природные артефакты, элементы игр, деньги и чеки и прочее.

Чтобы все держалось как надо, использую пластилин, липучку для бумаги, ластики — их удобно ставить за предметом, чтобы он не укатился, зубочистки — для фруктов и овощей, деревянные палочки — они служат подпорками, и их легко удалить на постпродакшене. Для сложных конструкций, где объекты «левитируют», чаще всего используют леску. Но мне проще сделать два кадра, где я держу предмет с разных концов, и совместить их.

Съемка

Обычно в день я снимаю одну-две обложки, перед праздниками или выходными бывает по 5—7 штук.

Для работы мне нужны свет, композиция, фон и камера.

Свет. Я очень люблю натуральный свет и долго снимала только с ним. Проблема в том, что это сильно ограничивает работу, поэтому в итоге купила вспышки и постоянный свет. Они позволяют больше экспериментировать, не зависеть от погоды и времени суток. Начинающим я бы посоветовала арендовать студию с хорошим дорогим оборудованием большой мощности и практиковаться там, строить разные световые схемы. Также на «Ютубе» есть много хороших видео, как снять натюрморт в домашних условиях с естественным светом.

Фон. Я использую бумажные фотофоны, еще очень выручает цветная бумага для пастели, ее всегда можно найти в магазинах с художественными товарами.

Камера. Для предметной съемки важнее не камера, а объектив с фокусным расстоянием, которое позволяет быть достаточно близко к предмету съемки. Я снимаю на объективы с фокусным расстоянием 100, 135 мм и иногда 50 мм.

Что касается камеры — все зависит от целей, как будут использоваться изображения. Для публикации онлайн и в соцсетях может хватить и смартфона. Для профессиональной съемки, когда нужно изображение очень хорошего качества, используются полнокадровые и среднеформатные камеры. Я сейчас снимаю на цифровые полнокадровые камеры, а для личных проектов — на пленочные.

Обработка

На постпродакшене нет никаких чудес. Снимаю в формате RAW, делаю в Capture One первичную обработку, потом в «Фотошопе» — полную ретушь: чищу фон и объекты от соринок и пыли, делаю выделение и коррекцию отдельно каждого объекта и фона. Если нужно, совмещаю части нескольких кадров.

Обложки до и после обработки
Обложки до и после обработки
Обложки до и после обработки
Обложки до и после обработки
Обложки до и после обработки
Обложки до и после обработки

После публикации

Время от времени я просматриваю комментарии под дневниками, а редакторы пересылают фидбэк от героев. Обычно что-то хорошее, это очень приятно.

Бывают, конечно, и конфузы. Помню, героиня возмутилась, почему на ее обложке расческа для вычесывания вшей. А на другой была чурчхела, которая больше считывалась как тампон :)

Еще я заметила, что комментаторы очень живо реагируют на обложки с черным фоном. Его я редко использую, он придает драматичности.

Другие проекты

В основном я занята дневниками трат и фриланс-съемки беру нечасто.

Обычно мне пишут напрямую бренды. Бывает, со мной связываются агентства, которым бренд заказывает съемку, они подбирают команду.

Иногда фотографы хотят поработать со мной как с сет-дизайнером. В таком случае вместе с фотографом и арт-директором придумываю концепцию съемки, решаю, какие конкретно предметы снимать, потом, как обычно, езжу по городу в поисках нужного. На самой съемке арт-директор, фотограф и гафер определяются с фоном и светом, делают тесты, а я в это время раскладываю и подготавливаю реквизит. Прикидываем, в каком порядке снимать кадры. Делаю сеттинг первого кадра, снимаем, смотрим, как вышло, доводим до идеала: лучше такой булыжник или другой, маленький цветок или покрупнее, повернуть ли его к камере, нужно ли продукт подвинуть чуть в сторону и подсветить и так далее.

С одной стороны, это совместная работа, с другой — у каждого своя зона ответственности. Фотограф или арт-директор — как дирижер, он отвечает за общий результат и принимает финальные решения: какой выбрать ракурс, свет, что и как должно быть в кадре. Такое разделение важно еще и потому, что, работая в одиночку, пытаешься следить за всеми составляющими съемки сразу и можешь что-то упустить. Кроме того, мне нравится сотрудничать с другими фотографами в большом продакшене, видеть свою работу в журнале или на билборде очень приятно.

Из моей практики: гонорар сет-дизайнера на съемке — от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, сумма зависит от величины продакшена и выделенного бюджета.

Изредка бывают съемки, которые я делаю бесплатно или за стоимость реквизита. Такое случается, если проект очень интересный и его классно положить в портфолио либо если это работа с классным фотографом.

Также нужно оставлять немного времени на собственные проекты.

В личной фотографии я пытаюсь осмыслять свой опыт, разные периоды в жизни. По сути, это тоже дневники, но чисто визуальные. Например, в серии Pretend You Are Home размышляю о том, что это — жить одной. В моей семье я первая женщина, которой удалось получить такой опыт.

Из серии Pretend You Are Home
Из серии Pretend You Are Home
Из серии Pretend You Are Home
Из серии Pretend You Are Home
Из серии Pretend You Are Home
Из серии Pretend You Are Home
Из серии Pretend You Are Home

Будущее

Опций для роста в моей области много: можно уйти в продюсирование, другой жанр фотографии, видеосъемку, арт-директорство.

Я хочу дальше развиваться в личной и коммерческой фотографии, работать с новыми жанрами. Много удовольствия приносят и эдиториал-съемки, которые заказывают издания. Обычно для нее отбираются продукты разных брендов, а фотографу дается большая свобода действий — в отличие от коммерческой съемки для заказчика, где есть четкое ТЗ и нужно соответствовать стилю и эстетике бренда. Результат получается очень душевным.

Еще мне очень нравится видеть свою работу напечатанной. Я уже печатала свои снимки как тиражные принты, а моя самая большая мечта — сделать фотокнигу.

Любите обложки дневников трат? Место для ваших признаний:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество