Положены ли выплаты, если путешественник без страховки попал в авиакатастрофу?
Когда покупаю железнодорожные и авиабилеты, на сайте перевозчика мне постоянно предлагают страховку. Я от нее всегда отказываюсь.
Но что будет, если пассажир не купил полис и произошла железнодорожная или авиакатастрофа? Неужели никакие выплаты не положены?
В России в стоимость билета всегда входит обязательная страховка пассажиров. Поэтому в случае ЧП все, кто путешествует самолетом, поездом или автобусом, могут рассчитывать на выплату.
А вот страховка, которую вам предлагают купить вместе с билетом, — дополнительная. Покупать ее необязательно.
Что говорит закон об обязательной страховке пассажиров самолетов, автобусов и поездов
Авиакомпании, РЖД и даже предприятия, которые перевозят пассажиров на автобусах, трамваях и троллейбусах, обязаны страховать жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Отказаться от такой страховки пассажиры не могут: она уже входит в стоимость билета. Хотя часто люди об этом не знают.
Перевозчик обязан информировать пассажиров о страховой компании и условиях договора: на своем сайте, в объявлениях в транспорте и кассах, на билете или другим способом. Например, я нашла данные об обязательном страховании на сайтах «Аэрофлота», Nordwind Airlines, Smartavia и РЖД.
Не страхует свою ответственность только метрополитен. Но если пассажир пострадал во время поездки, он может обратиться к перевозчику, и тот обязан выплатить компенсацию.
Если в поездке с пассажиром что-то случится, он или его родственники смогут получить выплату:
- до 2 250 000 ₽, если пассажир умер или получил серьезный вред, который мог привести к смерти;
- до 2 000 000 ₽, если здоровью пассажира причинен вред, но не такой сильный, как в предыдущем случае;
- до 23 000 ₽, если пострадало имущество пассажира.
Это максимальные суммы, установленные частью 2 статьи 8 закона № 67-ФЗ. В реальности выплата может быть меньше: она зависит от того, насколько серьезный ущерб получил пассажир или его багаж.
В законе не уточняют, какими могут быть страховые случаи. Но в договорах страхования указано, что выплата не положена в случае ядерного взрыва, воздействия радиации, военных действий и маневров, гражданской войны, народных волнений или забастовок.
Бывает, что страховые компании отказывают пассажирам в выплатах, хотя страховка покрывает случай. Тогда людям приходится доказывать свою правоту в судах.
Например, житель Омска упал в троллейбусе и сломал несколько ребер. Он обратился в компанию «Согаз», где была застрахована ответственность перевозчика. Но ему отказали в выплате. Страховщик сказал, что мужчина получил травму по собственной неосторожности.
Пассажир обратился в суд. Он потребовал взыскать с компании «Согаз» страховое возмещение — 280 000 ₽, компенсацию морального вреда — 30 000 ₽. Еще истец потребовал неустойку. Он подсчитал, что на 21 октября 2020 года ему должны 1 022 000 ₽ — по 2800 ₽ за каждый день просрочки выплаты. Также он просил взыскать штраф за отказ вернуть деньги добровольно.
Суд удовлетворил требования частично. Взыскал со страховой компании возмещение — 280 000 ₽, компенсацию морального вреда — 10 000 ₽, неустойку — 100 000 ₽.
Еще суд обязал компанию выплатить неустойку — 2800 ₽ за каждый день просрочки — с 22 октября 2020 года до момента возврата денег. Но постановил, что она не может быть больше 1 720 000 ₽. И взыскал штраф — 195 000 ₽. Апелляция и кассация оставили решение суда первой инстанции в силе.
Нужна ли дополнительная страховка
Многие перевозчики предлагают пассажирам купить дополнительную страховку. Часто такие полисы включают риски, которые и так входят в обязательное страхование, например пропажу и повреждение багажа, получение травмы в аэропорту, по дороге к самолету и на борту.
У дополнительного полиса может быть больше сумма покрытия. К тому же в него могут входить риски, которые обязательная страховка не покрывает. Например, длительная задержка рейса, багажа и невылет.
Риски и размер покрытия зависят от страховой компании и сайта, где человек купил билет. Но часто компании указывают на сайтах максимально возможную выплату, чтобы пассажиры охотнее приобретали дополнительные страховки. А после страхового случая клиенты получают небольшие суммы. Поэтому надо внимательно читать договор. Там прописано, когда положена выплата, как ее считают и какие есть исключения.
Какие условия дополнительных страховок предлагают популярные перевозчики
РЖД предлагает на выбор несколько страховых компаний. Например, в «Согазе» можно оформить страхование жизни и здоровья за 150 ₽ с выплатами до 1 500 000 ₽. В «Альфастраховании» — застраховаться:
- от несчастных случаев и болезней;
- пропажи или гибели багажа;
- задержки прибытия в пункт назначения;
- невозможности совершить поездку;
- опоздания на посадку;
- потери стыковки.
Стоимость полиса «Альфастрахования» — 200 ₽, размер выплаты зависит от страхового случая.
У «Аэрофлота» страховки отличается на разных направлениях. Например, при перелете из Абакана в Благовещенск медицинская страховка будет стоить 368 ₽, а полетная — 840 ₽. А для рейса из Москвы в Читу придется заплатить 414 ₽ за медстраховку и 880 ₽ за полетную. В стоимость входят онлайн-консультации врачей, покрытие медицинских, транспортных и других расходов в путешествии, в том числе связанных с COVID-19. А еще — защита жизни и здоровья на сумму до 50 000 $ (4 578 754 ₽).
В полетную страховку включены:
- выплата до 20 000 ₽ при задержке рейса от 4 часов;
- защита жизни и здоровья до 1 000 000 ₽ при госпитализации с COVID-19;
- защита от несчастных случаев во время перелета на сумму до 3 000 000 ₽;
- расширенная защита багажа до 90 000 ₽.
У «Победы» среди дополнительных опций есть страхование на время полета — от 449 ₽, полис на случай отмены поездки — от 229 ₽, медицинское страхование в России — от 68 ₽ в день, за рубежом — от 124 ₽.
Страхование на время полета предусматривает:
- повреждение багажа — он застрахован на 60 000 ₽;
- отмену и задержку вылета от 4 часов с компенсацией до 7000—8000 ₽;
- задержку выдачи багажа от 4 часов с компенсацией до 10 000 ₽;
- потерю документов — в этом случае компенсируют расходы на 4000 ₽;
- несчастные случаи с компенсацией до 1 300 000—1 500 000 ₽.
Медицинское страхование покрывает:
- расходы на лечение до 1 500 000 ₽ в России и 35 000 € (3 493 662 ₽) в других странах;
- транспортные расходы на проезд в медицинское учреждение и обратный перелет;
- экстренные расходы на стоматологию и связь;
- службу поддержки клиентов 24/7.
Размер выплат по полису в случае отмены поездки зависит от стоимости страховки. Например, если полис стоит 279 ₽, он покрывает риски на 5000 ₽. А если 999 ₽ — до 30 000 ₽.
Nordwind Airlines предлагает полис за 349—499 ₽. Он предусматривает:
- потерю и порчу багажа на сумму до 45 000 ₽;
- задержку и отмену рейса от 4 часов с выплатами до 10 000 ₽;
- страхование жизни и здоровья до 700 000 ₽.
У S7 Airlines в процессе бронирования можно выбрать три варианта страховки. Так, за 584 ₽ авиакомпания предлагает оформить полис на время перелета.
Он предусматривает:
- задержку рейса от 4 часов — на выплаты заложено 6000 ₽;
- утрату или повреждение багажа с суммой покрытия до 60 000 ₽;
- утрату документов — до 6000 ₽;
- юридические консультации — до 70 000 ₽;
- ущерб жизни и здоровью — до 600 000 ₽;
- повреждение имущества, например ноутбука, — до 25 000 ₽;
- медицинские услуги — до 600 000 ₽.
Можно отдельно оформить медицинскую страховку. Она покроет риски, в том числе связанные с карантином или госпитализацией с COVID-19. Ее стоимость зависит от маршрута. Например, при перелете из Калининграда в Уфу придется заплатить 729 ₽.
Еще есть страховка путешественника. На том же маршруте она будет стоить 1039 ₽. В полис включены:
- компенсация при отмене поездки;
- медицинские и транспортные расходы;
- страхование от несчастных случаев;
- компенсации при отмене или задержке рейса;
- страхование багажа.
В Smartavia за 439 ₽ можно оформить страховку, которая предусматривает выплаты в случае:
- задержки выдачи багажа от 12 часов — до 10 000 ₽;
- повреждения или потери багажа — до 40 000 ₽;
- несчастных случаев — до 500 000 ₽;
- задержки рейса длительностью от 4 часов или отмены — до 6000 ₽.
Utair предлагает страховку за 299 ₽ за каждый участок перелета. Она покрывает отмену или задержку рейса от 3 часов на сумму до 10 000 ₽, несчастные случаи до 200 000 ₽, госпитализацию с COVID-19 — до 24 000 ₽.
Такие полисы действуют в течение одной поездки. Они работают не раньше чем за полчаса до отбытия самолета, поезда или автобуса. Срок действия заканчивается самое позднее через час после доставки в пункт назначения или в момент, когда пассажир покинул вокзал или аэропорт.
Что положено пассажиру без дополнительной страховки
Не всегда есть смысл покупать дополнительный полис. Например, если пассажир не смог улететь из-за болезни и подтвердил это справкой от врача, по закону ему все равно должны выплатить полную стоимость даже невозвратного билета. То же самое, если перевозчик отменил рейс. О том, кто еще имеет право получить назад полную стоимость невозвратного билета, я рассказывала в другой статье в Т—Ж.
Еще даже незастрахованный пассажир может рассчитывать на компенсацию, если авиакомпания потеряла или повредила багаж. А если багаж привезли с опозданием, воздушный кодекс обязывает перевозчика уплатить штраф — 25% минимального размера оплаты труда, МРОТ, за каждый час просрочки, но не больше половины стоимости билета.
Загвоздка в том, что для таких расчетов берут МРОТ, равный 100 ₽. В результате за 24 часа просрочки можно получить только 600 ₽. В Т—Ж есть подробная статья об этом.
Если нет страховки, за задержку рейса выплаты в России небольшие. Штраф — всего 25 ₽ в час, но не больше половины стоимости билета. Неустойка — 3% от стоимости перелета за каждый час опоздания, но не больше стоимости билета. Но в случае задержки более двух часов всем пассажирам должны предоставить напитки, более четырех часов — горячее питание, более восьми часов днем или шести ночью — бесплатный номер в гостинице.
Если вы хотите оформить дополнительную страховку, необязательно покупать полис, который перевозчик предлагает на своем сайте. Можете выбрать другую страховую компанию и оформить полис там.
Может ли перевозчик навязывать покупку дополнительной страховки
Перевозчик должен включить в стоимость билета обязательную страховку. А вот добавить к стоимости дополнительный полис без возможности отказаться от него не имеет права. Иначе он нарушит подпункт 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей, поскольку это будет считаться навязанной услугой.
Некоторые компании заранее ставят галочку возле дополнительной услуги «Медицинская страховка» или «Полетная страховка». И хотя у пассажира есть возможность ее отменить, это все равно можно расценивать как навязывание услуг.
Тогда пассажир может пожаловаться в Роспотребнадзор. Это можно сделать через сайт ведомства, лично или заказным письмом по Почте России. Адреса управлений Роспотребнадзора в регионах есть на сайте ведомства.
Чтобы подтвердить факт нарушения, сделайте скриншот страницы с навязанной услугой и приложите его к заявлению. Важно, чтобы это был официальный сайт компании, а не сторонний ресурс.
Например, в 2022 году Роспотребнадзор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД». Ведомство требовало прекратить навязывание договоров страхования при покупке билетов на поезда.
Роспотребнадзор провел мониторинг на сайте РЖД и выяснил, что при покупке билета через интернет согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования проставляется автоматически. А это навязывание дополнительной платной услуги.
Суд согласился, что перевозчик не вправе навязывать дополнительные услуги. Но указал, что скриншоты, которые подтверждают нарушения, сделали не на сайте РЖД, а на стороннем портале ufs-online.ru. И поскольку Роспотребнадзор не доказал принадлежность этого сайта ОАО «РЖД», в исковых требованиях отказал .
Что в итоге
Обязательное страхование пассажиров уже входит в стоимость билета на поезд, самолет и автобус. Если во время поездки произойдет транспортная катастрофа, пассажир или его родственник может рассчитывать на выплату.
Покупать дополнительный полис, который предлагают авиакомпании и РЖД, необязательно. Но вы можете это сделать, например, если хотите подстраховаться на случай задержки рейса или багажа. Хотя по закону небольшие выплаты за это положены и так.
Дополнительную страховку не обязательно брать на сайте перевозчика. Вы можете купить ее напрямую в любой страховой компании.
Если при покупке билета нет возможности отказаться от дополнительной страховки, это нарушение закона, и вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор.