Что будет с брендами в России

И стоит ли надеяться на Турцию
76
Что будет с брендами в России

В последние месяцы мы наблюдаем уход с российского рынка многих иностранных брендов: они прекращают работу представительств, продают заводы и передают торговые площади.

Расскажу об основных сценариях для таких компаний и о том, кто может прийти им на смену.

Аватар автора

Иван Федяков

генеральный директор компании INFOLine

Как зарубежные компании строили бизнес в России

В том, как западные компании вели бизнес в России, всегда была своя специфика, и это влияет на то, что происходит сейчас. Западные бренды всегда старались работать в России без франшиз и иметь собственные представительства, рестораны, магазины. Хороший пример — «Макдональдс». Во всем мире он развивается как франчайзинговая сеть — даже в США, своем домашнем регионе. В России же «Макдональдс» долгие годы открывал собственные рестораны и только в течение последних пяти лет начал привлекать франчайзи.

На начало 2022 года у «Макдональдса» было 850 ресторанов в 62 регионах. У компании всего три франчайзи, им принадлежат 132 точки.

Другой пример — «Адидас», который пришел в Россию в качестве поставщика и работал с крупными сетями, например со «Спортмастером». Но в итоге компания отказалась от сотрудничества и начала развивать бизнес самостоятельно. Причина заключалась в том, что франчайзерам было сложно контролировать своих российских партнеров.

С этим столкнулся тот же «Макдональдс» в конце 1990-х и начале 2000-х. Тогда он на долгие годы выбрал вариант с самостоятельным ведением бизнеса. Благодаря подобной схеме компании удавалось соблюдать стандарты сервиса и качества. «Адидас» выбрал аналогичный путь — так они смогли контролировать ассортимент и быть уверенными в том, что в магазинах не появятся подделки.

Какие сценарии для брендов сейчас есть в России

Есть несколько путей.

Продажа франшизы. Это самый цивилизованный путь. Например, по франшизе в России продолжит работу испанский бренд «Манго». Его партнером может стать турецкая Fiba Retail, которая раньше развивала магазины Marks & Spencer. По условиям сделки, новый франчайзи сможет закупать продукцию компании, но логистикой ему придется заниматься самостоятельно.

При этом в целом зарубежные компании не будут заинтересованы в создании франчайзинговых сетей в России. Проблема, связанная с ненадежностью франчайзи, которая была актуальна 10 и 20 лет назад, сохраняется и по сей день. Кроме того, ограничения, которые сегодня действуют в отношении иностранного бизнеса, не оставляют ему особых шансов, поэтому сейчас мы видим не так много подобных примеров.

Продажа бизнеса. Так поступил «Макдональдс», когда продал все точки своему бывшему франчайзи, предпринимателю Александру Говору. Детали и сумма сделки не разглашались. По такому пути пойдут компании с высокой степенью локализации: если все необходимое и так производят в России, очевидно, бизнес сможет существовать и дальше. То же произошло и с брендом «Крокс». Российский бизнес продан бывшему менеджменту, на таких условиях компания даже продолжит поставки.

Был конфликт в сети «Оби»: немецкая головная компания объявила о прекращении работы в стране, но российский менеджмент заявил, что магазины откроются, и заменил внутреннюю ИТ-систему. В итоге бизнес был продан за символическую сумму и уже не имеет никакой связи с материнской компанией. Это хорошая иллюстрация того, что прозрачных сделок в последние месяцы практически не случалось.

Отсюда вытекает еще одно следствие: бренды ищут промежуточные варианты между закрытием и продажей бизнеса за символическую цену. СМИ писали о том, что «Икея» не собирается продавать свой бизнес, «замораживает» российские магазины и рассчитывает вернуться в течение двух лет. H&M, который ранее объявил об уходе из России, почти на год вперед оплатил аренду своего флагманского магазина в Москве. То же самое и с «Макдональдсом»: по условиям сделки компания может в течение 15 лет выкупить свой бизнес обратно на рыночных условиях.

Закрытие бизнеса. В более сложной ситуации оказались те компании, которые были вынуждены закрыть бизнес без возможности продажи. В качестве примера можно привести IBM, которая приостановила деятельность в России и прекратила сотрудничество с российским военными организациями. Американская компания Caterpillar, производитель горнодобывающей и строительной техники, приостановила работу своих заводов в стране. Разумеется, таким путем пошли и многие автопроизводители, в частности БМВ и «Мерседес-Бенц».

Иранский сценарий. В Иране есть магазины «Эпл», которые не имеют отношения к самой корпорации и для поставок продукции используют только параллельный импорт. Я не исключаю, что таким способом в России может появиться магазин «Икея»: например, поставщики скооперируются с владельцами торговых площадей и откроют магазины «Мебель — и точка». Новый ассортимент будет очень похож на шведский, и постепенно в Россию начнут контрафактом завозить новые коллекции. Потихоньку будут производиться подделки под новую продукцию. Появятся магазины «Массимо Дутти», «Зара», H&M.

Какие новые бренды могут прийти в Россию

СМИ писали о том, что Москва ведет переговоры с Анкарой о замене ушедших брендов на турецкие. Турецким компаниям предложено занять лучшие торговые центры, в которых к осени может освободиться до трех миллионов квадратных метров. По данным РБК, Россия также обсуждает этот вопрос с представителями Китая, Индии и Ирана, но на это понадобится больше времени.

В Турции существует множество качественных брендов одежды, которым позавидуют и европейцы, например LC Waikiki, Koton, adL. То же самое можно сказать про Китай. Urban Revivo называют «китайской „Зарой“», повседневную одежду выпускают и такие бренды, как Ochirly и Peacebird. К нам они не шли, но к нам шел дешевый ширпотреб.

С одной стороны, это можно объяснить маржинальностью: очевидно, когда существуют логистические издержки, выгодно поставлять товар, на котором точно можно больше заработать. С другой стороны, доходы населения в России уже долгое время не растут. Не стоит забывать и о сильном социальном расслоении. Несмотря на то что Россия была на одном из первых мест по объему продаж «Порше», 80% населения могло позволить себе только самые дешевые товары.

Впрочем, пока никаких громких выходов турецких брендов на российский рынок мы не наблюдаем. Это объяснимо: сейчас Россия переживает экономический кризис, ВВП падает. Оптовая торговля в июне сократилась на 18%, а падение опта означает и падение объемов продаж в рознице — спустя какое-то время.

Кризис будет усугубляться в течение как минимум ближайших двух-трех кварталов. ЦБ прогнозирует, что экономика страны может перейти к росту только в III квартале 2023 года. Предприниматели не любят работать на падающем рынке.

В Россию могут выйти, например, производители бытовой химии из Индии. Но они едва ли будут позиционировать себя на рынке — больше это будет похоже на замену на «бренд без названия».

Чего ждать потребителю

Переживать из-за отсутствия иностранных компаний сейчас не нужно. Бренды будут представлены и дойдут до российского потребителя разными путями. Но вот что стоит учесть:

  1. Ждать появления новых брендов в ближайшее время не стоит. Пока не кончится экономический кризис и экономика не начнет восстанавливаться, бизнес не будет заинтересован в том, чтобы выходить на российский рынок.
  2. Подделок станет больше. Раньше, чтобы импортировать футболки «Адидас», приходилось предъявлять сертификат компании, договор о закупке и доказывать, что это не контрафакт. Разумеется, подделки существовали всегда, но их было намного меньше, чем оригинальной продукции. Сейчас на фоне легализации параллельного импорта эти требования начнут упраздняться для многих брендов.
  3. Сервис ухудшится. На фоне ухода представительств и ввоза неоригинальной продукции сервис развиваться не будет. Не будет также доступа к качественному гарантийному обслуживанию и программам трейд-ина. Кроме того, исчезнут рассрочки от производителей и другие сложные финансовые продукты — как, например, подписка на автомобили от «Порше» или «Вольво». В Европе, США и Азии набирает популярность услуга шеринга устройств, когда клиент может взять в аренду смартфон или какую-то более сложную технику и при этом не будет обязан ее покупать. В России это направление развиваться не будет.
  4. Российским брендам придется тяжело. Основная проблема — вовсе не поставки сырья и комплектующих. Да, действительно, растут затраты, происходит падение спроса вслед за падением рынка, но главное — компании теряют конкурентоспособность по отношению к импорту некачественной продукции из-за рубежа, и все это происходит на фоне крепкого рубля. Совокупность этих проблем сейчас крайне негативно влияет на российское производство. Возможно, мы увидим, как отечественные производители тоже начнут покидать рынок.
Иван ФедяковОб уходе какого бренда вы переживаете сильнее всего?
  • ET CДа никакого, одежда - мелочи, ушли и ушли, повод найти что-то новое. Больше переживательно за медицину, производства, полупроводники и пр. Бонус - изучил какие есть китайские спортивные топ-бренды, пока доступные на Али, но, надеюсь, и у нас появятся: Li-Ning, 361°, Peak, Onemix, BMAI, Xtep.17
  • Alexandra OrlovaУ меня такое ощущение, что весь мир работает на благо и процветание турков последнее время35
  • Sergey AveryanovОдежда это ерунда, а вот со сложными техническими изделиями гораздо сложнее. Можно параллельным импортом притащить сервер, но зачем он нужен без гарантии и технической поддержки производителя?27
  • Alex FreemanET, " Больше переживательно за медицину, производства, полупроводники и пр." +++ честно говоря куда интереснее было бы почитать статью как раз про высокотехнологичные отрасли в новых условиях24
  • Ульяна Ц.Мирослава, согласна. Очевидно, российские мидл-прайс бренды будут дорожать (12storees, 5ocoat и тд), а когда брюки там будут стоить не 8 000, как сейчас, а 12, я тоже займусь поиском хорошей швеи, которая за те же 12 сошьёт их для меня из той ткани, что я выберу. Но на самом деле, все, кто одевался в масс-маркет типа HM и Манго (и я в том числе) просто начнут одеваться в аBibas, как это было в 90х - а куда деваться, вариантов одеться не слишком затратно, стильно и относительно качественно же просто не будет, будет или дёшево и некачественно - или дорого и хорошо.5
  • Ульяна Ц.Об уходе Boing и AirBus10
  • Ell'Мирослава, это все фигня. А самолеты/ машины/ мед оборудование? Сами? Ой.10
  • Марина ИльинаВлюбленный, на порядок дешевле - это дешевле в 10 раз, например, не 10 тыс.рублей, а 1000 руб. Это действительно так стало?6
  • Try CatchЯ больше всего страдаю от ухода Uniqlo. Это был единственный магазин, в котором можно было закупиться хорошей одеждой за разумные деньги. Остальное либо дорого, либо менее качественно, либо просто не подходит по размеру. А вот Adidas хорошо импортозамещается Ralf Ringer. Там есть хорошие кроссовки в 2 раза дешевле Adidas/Nike и тд4
  • Try CatchВлюбленный, не хватает конкретных примеров. Что пробило дно по качеству? И чем вы это заменили?3
  • Try CatchВалентин, это не так. В KFC тупо дешевле. Поэтому там много людей. А БК..он сильно проигрывает маку по качеству и ценам. Кроме того, это в Мск они конкурируют. В регионах Мак увереннее себя чувствует.5
  • Alice IceTry, сникерхеды: Ralf Ringer, что???7
  • miss LeoУльяна, я вот кстати очень скучаю по хорошей Турции из нулевых, которая была у нас в первых ТЦ, были просто неснашиваемые футболки, платья, пуховики и смотреть стильно и интересно на тот момент. Потом всё заполонил условный безликий индитекс и многие плавно перетекли в домашние шоу-румы, когда девчонки просто сами летали в Стамбул и потом это продавали. Когда я сама бывала в Стамбуле или Анталии сердечко просто разрывалось от того, какая там красотища висит в торговиках, которую до нас просто не довозят. Но каждый сезон конечно не налетаешься в Турцию, поэтому лично я буду рада, если турки зайдут к нам и заменят эйчик. Они как никто хорошо чувствуют мою исконно-посконную русскую душу в тяге к красивой одежде ))))5
  • ДмитрийAlexandra, хмм.... у них показатели по курсу и экономики совсем не супер.2
  • ДмитрийAlex, А вам правду не напишут. 1- идет поиск аналогов по Китаю и Индии 2 - идет перепродажа "закрытого" в параллельном режиме 3 - по некоторым позициям ввозят б/у. Недавно везли из китая - финский станок. ( В Питер) Хорошего в этом ничего нет. Но бизнес старается...10
  • ДмитрийTry, Все таки адидас это про технологии. У Ральфа совсем другие ниши.2
  • Peace for allLC Waikiki и Anta рекомендую. Очень качественно делают.3
  • Ульяна Ц.Слушайте, коллеги, можно сколько угодно заламывать руки о том, как нам тяжко без икеи и НМ, но мне кажется, что проблемы нас ждут НЕ на рынке бытового спроса: купим турецкие майки и китайские тостеры в конце концов. Точнее то, что творится на этом рынке - это вообще не проблема:) Самая неприятная история сейчас - это то, что система, когда экономика одной страны интегрирована в мировую - рухнула. То есть было так: одни производят масс-спектрометры, другие - сосредоточились на IT, третьи, хоть и остались аграрной страной, но кормят весь мир клубникой и манго, четвёртые - добывают газ. А теперь нас - раз - и вычеркнули. Не все, конечно, но треть мира считает, что справится без нашего газа. И кстати, может они и правда справятся, кто их знает: они уже лет 10 как топят за экономию, экологию и альтернативные источники энергии и точно так же осваивают «параллельный газовый импорт», как мы - «айфонный». Но справимся ли мы без медицины, полётов, газовых (!) турбин? Хз, ребята. Искренне верю, что да. Но думаю, не быстро. По правде говоря, надежды на то, что мы щас как поднажмем, да как сами все это у себя быстренько изобретем - кажутся мне утопией. Выстроить экономику полного цикла - это вам не турецкие футболки привезти. Так что скорее это будет так - сначала поднажмем, и купим то, что нам надо там, где нам ещё продают. Если «там» это «надо» вообще есть и продаётся. А уж постепенно разовьемся и сами. В некоторых вопросах нам в любом случае придётся искать другие пути решения проблем. Например, канюли для операций на остановленном сердце производит 4 завода в мире - 1 в Германии, 2 в США и 1 в Китае. Если первые 3 перестанут работать с РФ, то китайское производство не сможет перестать продавать эти изделия всем, кроме нас, чтобы закрыть нашу рыночную потребность, а параллельного импорта может не хватить. Что тогда будет? Будем надеяться на новых Сеченовых и Пироговых, которые справятся без канюль? (Я верю, что в нашей стране остались такие люди). Или на то, что правительство даст грант на ПВХшный завод в зауралье и какой-нб Стартап разработает технологию изготовления изделий из материала, который начнёт выпускать этот завод? Нынешняя ситуация обнажила все подобные моменты, где высоки риски потери поставщика, поэтому наша экономика 100% будет переживать кризис и значительные изменения с учётом этих рисков. Это 100% изменит наши потребительские привычки. 20 лет назад мы не знали, что такое айфон, а через 20 - может и не вспомним об айфонах. Кто знает:)23
  • Нехетти ГринДмитрий, адидас - это про сверхдорогостоящую рекламу и стенобитный маркетинг.3
  • Гавриил КековAlexandra, за исключением самой Турции, которая умудрилась обвалить свою валюту в 4 раза20
  • dezmontAlexandra, умный теленок двух маток сосет!4
  • ДмитрийНехетти, а тут начнется вопрос "что такое бренды"... Ибо инвестировать в РФ вдолгую реально страшно, а малой кровью наладить продажи все хотят. Потому то и правы обе стороны. Первая покажет марки на полке, вторая покажет 0 рекламные бюджеты и известность.1
  • ДмитрийНехетти, ну BOOST не ральф придумал.0
  • Try CatchДмитрий, имхо, все эти EAZY BOOST и прочие тряпошные кроссовки - это лютый оверпрайс и они не так практичны. У Ральфа кроссовки удобные и сделаны из качественных материалов. То есть они не тупо скопировали и клепают под своим брендом. Ребята тоже хорошо поработали. Опять же, я просто не знал про Ральф, пока все не ушли ахах) Теперь я наверное не вернусь в Adidas1
  • владислав кудрявцевКо все названиям будут добавлять "и точка"5
  • Сергей ЖуковскийТинькофф, начни обзоры наших брендов. Помоги им. Мы не знаем кто у нас производит обувь и одежду. А есть много качественного и недорого (и дорогого тоже кстати).9
  • Макс Майлс"В Европе, США и Азии набирает популярность услуга шеринга устройств, когда клиент может взять в аренду смартфон или какую-то более сложную технику и при этом не будет обязан ее покупать. В России это направление развиваться не будет." Это прикол?? Такие компании уже существуют несколько лет.-1
  • alena_lanskayaНехетти, в очень многих местах в нашей стране все ещё 19928
  • PedroУльяна, реинтегрироваться нужно будет всеми силами, производить все самим нерентабельно и/или невозможно6
  • Оля оляОб одежде не особо жалею, думаю, ее можно будет купить. 10 лет назад купила 2 пальто в магазине «кашемир Москвы» на Таганке (вроде такое название или похожее). До сих пор выглядят, как новые. Хочется купить что-то новое, но в массмаркетах так и не нашла похожего качества за нормальную цену. Не знаю, как там сейчас. Но вернись на лет 10 назад, я бы, по тем ценам, купила их на всю жизнь))) Ботинки, купленные 15 лет назад в магазине «Тройка» в Чебоксарах, вообще не убиваемые. Вот по этому качеству я и скучаю, если б сейчас такое делали у нас, а не эти массмаркеты, которые за 3-5 стирок превращаются в половую тряпочку… поэтому по одежде из зар, эчендемов скучать не буду. А вот медицина, полупроводники, техника…2
  • Алексей ПопковУльяна, текущая ситуация показала что все эти экономии и переходы на экологические источники энергии - бред. В реальности без газа, нефти все останавливается. Ну и Россия это как оказалось далеко не только нефть и газ1
  • Alex DaarovСергей, Недорого и так хватает и без нас. Не интересно. Нет у нас так сказать "люкса" - то что действительно креативно, продумано до мелочей и может служить десяток лет. Что дёшево - ну уж нет, не хочу, хватило ошибок, когда не было времени искать и разбираться в качестве. Дёшево и качественно не бывает, лучше материалы не стоят дёшево. Дешёвые - не держат форму, быстро протираются, быстро растягиваются, быстро теряют цвет и вид. У нас один бренд в Москве, который известен тем, что шьёт гоп-одежду типа худи. По ценам очень даже выше среднего. Но тут проблема - столько эта ткань не стоит. Очень средняя. Но тут ещё одна проблема - у них максимально нелепый оверсайз и отутсвие нормальной одежды, что переходит все границы разумного. Свитер с рукавами до до колен? Худи до колен? Да у них все такое. То есть и дизайн/идея столько не стоит. Это как для человека в футляре, который прячется от мира. А потом пакость выкинет. Вот их ЦА. И какая-нибудь фабрика в Китае перебьет их по цене, что и происходит. При том же результате.1
  • Ell'Alex, мб и с танками у нас хорошо. А на чем вы ездите? Не поменяете свою иномарку на отечественную, без подушки безопасности? Я не в теме, если честно. Но при наличии крутой(?) военной техники, гражданская не котировалась ни 5 , ни50 лет назад. Это точно. Экперимент: не пользуйтесь иностранной техникой месяц дома.. на работе... на улице... отпишитесь потом.. Раньше спорить не стоит... правда жизни не за вами...((1
  • Сергей ЖуковскийAlex, уверен, что кроме этого бренда есть много чего интересного. Будет спрос - будет и цена нормальная. Надо о них говорить.2
  • Ульяна Ц.Pedro, согласна. Но объективно, есть отрасли, где есть перспективы начать производить что-то на внешние рынки.1
  • Ульяна Ц.Алексей, но ведь и нефть и газ - не только в России. Естественно, на ветряных мельницах завод не построишь, но для покупки энергоносителей, полупроводников, удобрений - тоже есть возможность покупки в обход. Иногда ради «идеи» люди выбирают соглашаться на дополнительные траты.4
  • Try CatchNatalia, мне тоже не нравится Zara. Но имхо, у них всегда было посредственное качество, оно не пробивало дно, оно и было на дне ахах)0
  • МаксимМакс, выплатить за год стоимость всего устройства, а потом его отдать — вот формула расчёта таких компаний из РФ.3
  • SailingManАлексей, это, конечно, полная ерунда. При огромной зависимости Турции от импорта - а он критичен во многих сферах, в первую очередь сырьевой и энергетической, кратное падение курса лиры это катастрофа для населения и бизнеса. Экспорт не в состоянии это заместить даже близко. Вероятно поэтому все Потоки в Турцию работают на пределе своих проектных мощностей, они просто перепродают газ в разы дороже в Европу.3
  • Гавриил КековАлексей, само собой. А также стоимость своей рабочей силы более привлекательной для западных работодателей1
  • Светлана Наумоваkino, и как? Открылся?)))3
  • friendРоман, вопрос в причинах и масштабах. В основном все страны сейчас страдают от последствий пандемии.0
  • Макс МайлсМаксим, в моём понимание аренда как в тексте статьи - это https://arenter.ru/ Я также брал сложную технику в другом месте, арентер выглядит самым крупным. Выкупать ничего не надо, платите и пользуетесь.0
  • kinoСветлана, хз, не слежу за новостями, у нас отопительный сезон начался, народу не до икеи)0
  • МаксимМакс, я тоже не говорил о выкупе. Просто выплатите за год стоимость устройства и вернёте его0
  • ДмитрийAlex, хмм вы просто не увлекаетесь их внутренней политикой.2
  • ДмитрийЛеона, а теперь расскажу "ближе к теме". Машиностроение и металлообработка. Комплектующие из Европы привезти сложно и дорого. Только на "Китае" получается качество, которое не всегда радует клиента. При этом заходят на рынок товары из Турции /Китая с европейскими комплектующими, которые сложно доступны вам. Цены снизу - наладили уже поставки из Китая. По простым позициям они "выносят" ваш товар по себестоимости на 30-50%.1
  • Otto BlottoЧто будет с брендами? Они уйдут! Кое кто останется, поменяв юрлицо или совершив другие ухищрения, это компании, которые зациклены на российском рынке, который дает им большую часть продаж, в основном косметические(или парфюмерные) конторы. ай ти конторам - российский рынок представляется мелким, тем более, что в РФ сильно развито воровство програм и BSA ничего не может делать с этим. Например, я использую лицензионные программы - и виндовс и офис и, когда в этмо году пришло время, платить годовую за программу, не смог этого сделать, так как майкрософт прекратил принимать платежи из РФ. когда я спросил друзей клиентов(они все айтишники), как они поступают? все как один заржали -а ты что, используешь лицензионные программы? надо скачивать с торрентов! и только один из качальщиков порекомендовал перейти на бесплатный аналог офиса - Open Office, на который я и перешел. программа правда сырая, постоянно глючит и закрывается, но что делать? а майкрософт - это не только виндовс или офис, это и программы для управление госорганами, рф закупалась у них на десятки миллионы долларов. то же самое эрикссон, про которую все думают, что они производят телефоны мобельные(НЕ ПРОИЗВОДЯТ!). К СЛЕДУюЩЕМУ ГОДУ наступит коллапс или трансформация, как заявила министр экономики или чего то там1
  • RtБершка0
  • 🗺🐈Если у Мака новый независимый владелец, то почему их точки не появились в Крыму? здесь просто омерзительный фастфуд и цены на него0