Дети
12K

Как мы с детьми участвовали в тренинге по безопасности

И почему я советую всем пройти подобный тренинг

6
Как мы с детьми участвовали в тренинге по безопасности

У меня две дочери и сын. С первого класса они самостоятельно ходят в школу, гуляют, а еще остаются дома одни.

За год до того, как сын и старшая дочь шли в первый класс, я начинала рассказывать им об основах безопасного поведения: не открывать дверь посторонним, не гулять в безлюдных местах, не разговаривать с незнакомцами на улице и другие важные правила, которые однажды могут спасти жизнь. Опиралась на житейский опыт, а также на книги, статьи психологов и вебинары для родителей.

В 2021 году в школу пошла младшая дочь. Я беседовала с ней так же, как со старшими детьми. А потом узнала про курсы и тренинги по детской безопасности — информацию там подают без запугивания, в форме игры и практических занятий. По образованию я психолог, поэтому мне было интересно это проверить, и я начала изучать тему.

Поделюсь впечатлениями, как мы с детьми участвовали в таком тренинге, а также расскажу, где можно пройти курсы по детской безопасности и сколько они стоят.

Зачем нужны специальные тренинги по безопасности

Когда речь заходит о правилах детской безопасности, большинство родителей начинают говорить об одном и том же: как правильно переходить дорогу, что делать при пожаре и почему нельзя играть на стройках. Об этом же рассказывают учителя и воспитатели в школах и детских садах. Темы по-прежнему актуальны, но это уже далеко не полный список того, что нужно знать современному ребенку.

Появилось много новых опасностей: интернет-угрозы, вооруженные нападения учащихся на школы, или скулшутинг, секты и деструктивные группы в соцсетях, которые угрожают психическому и физическому здоровью детей. У родителей и педагогов часто не хватает знаний и опыта, чтобы правильно поговорить на эти темы с ребенком.

А еще есть ряд тем, на которые родителям и педагогам в принципе сложно говорить с детьми: личные границы ребенка, сексуальная безопасность, травля в школе. Поэтому взрослые либо избегают этих бесед, либо рассказывают совсем мало и скомканно.

Как проходят занятия по безопасности в детском саду и школе

Я спрашивала у детей, как их учат безопасности воспитатели и учителя. Вот что мне удалось узнать.

В детском саду детей знакомили с правилами поведения в лесу и на воде, рассказывали про ПДД, водили на экскурсию в пожарную часть. Еще к ним на занятия несколько раз приходили инспекторы ГИБДД.

В начальной школе на уроках окружающего мира учительница вновь обсуждала с ними эти же темы и немного говорила о правилах поведения с незнакомцами и безопасности дома.

В средних классах преподаватели иногда проводят тематические классные часы. Например, однажды моя двенадцатилетняя дочь рассказывала, что им показывали видео о безопасности в интернете. После они обсудили с учителем троллинг, важность антивирусных программ и использования сложных паролей, а еще сделали выводы о том, что нельзя заходить на подозрительные сайты, кликать на ссылки, которые прислали незнакомые люди, и отправлять кому бы то ни было в сети свои личные данные.

Когда сыну было 13, у них прошел классный час по профилактике наркотической зависимости — детям показывали тематические видеоролики. Сын сказал, что ничего нового тогда не узнал.

Я поняла, что информации, которую дают в школе и садике, явно недостаточно, чтобы научить детей правильно вести себя в экстренных ситуациях, и с ними точно нужно заниматься дополнительно: самостоятельно или на специальных тренингах.

Как мы попали на тренинг

Я работаю в частном детском клубе. Летом 2021 года у нас проходил тренинг «Безопасность ребенка: улица, подъезд, лифт», и я решила поучаствовать в нем с двумя дочерьми. Тренинг был рассчитан на детей от 6 до 11 лет, а для сына эта тема была уже неактуальна в силу возраста.

Тренинг был важен мне как маме и интересен как психологу: хотелось узнать, какие методы обучения использует педагог и учитывает ли он психологические особенности детского возраста. Вот что я заранее узнала о курсе.

Темы. Мне было важно, чтобы дети не только получили теорию, но и отработали навыки в игровых ситуациях, — программа курса это обещала. Понравилось, что кроме правил, которые уберегут от беды на улице, были заявлены темы безопасности в подъезде и лифте. Также педагог запланировала совместное упражнение родителей и детей, а после — беседу со взрослыми. Такой подход я считаю правильным.

Квалификация преподавателя. Некомпетентный тренер может пугать ребенка жуткими подробностями или излишне нагнетать ситуацию. В результате у него может повыситься тревожность или развиться страх.

У нашего педагога было высшее психологическое образование, она несколько лет вела курсы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отзывы о ней только хорошие — как со стороны коллег-педагогов, так и родителей. Это вызывало доверие.

Стоимость. Я изучаю тему детской безопасности и знаю, что стоимость тренингов длительностью 2—3 часа может доходить до 5000 ₽. Поэтому мне была важна не слишком высокая цена.

В июне 2021 года мы с дочками посетили тренинг. Я заплатила 2100 ₽ — по 1050 ₽ с ребенка. Родитель проходил бесплатно. Я присутствовала на занятии от начала до конца, поэтому помню в подробностях, чему и как именно обучали детей. Расскажу о самых важных правилах.

Правило № 1

Не доверять незнакомым людям, даже если они не выглядят как злодеи

Взрослым это может показаться очевидным, но для детей все не так — в этом родители, которые присутствовали на тренинге, убедились сами.

Педагог предложила ребятам рассмотреть портреты детей, мужчин и женщин разного возраста, среди которых были изображения подозрительных незнакомцев: в черных очках, со злобным выражением лица, в маске и темной одежде. Детям нужно было выбрать портрет опасного, на их взгляд, человека. Все они указывали на шаблонные изображения злодеев — людей с агрессивным выражением лица, в темных очках и шляпах.

Думаю, такой образ преступника детское воображение рисует благодаря мультфильмам и детским книгам, где у злодея всегда характерная отпугивающая внешность. Я нашла подтверждение своим догадкам в учебнике дочери по окружающему миру: на одной из иллюстраций преступник изображен именно таким — таинственным и в темных очках.

Тренер предложила обсудить этот вопрос. В ходе разговора дети сами пришли к правильному выводу: опасным может оказаться любой человек, даже с самой приятной внешностью. Преступник заинтересован в том, чтобы выглядеть максимально располагающе и безопасно: так у него больше шансов, что ребенок доверится и пойдет за ним без лишнего шума.

Дети обсуждают с педагогом, как выглядит похититель, и выбирают из множества изображений подозрительных людей
Дети обсуждают с педагогом, как выглядит похититель, и выбирают из множества изображений подозрительных людей
Школьные учебники навязывают детям неправильные стереотипы. На деле преступник не обязательно должен быть в кепке и темных очках. Иллюстрация из учебника «Окружающий мир» за второй класс
Школьные учебники навязывают детям неправильные стереотипы. На деле преступник не обязательно должен быть в кепке и темных очках. Иллюстрация из учебника «Окружающий мир» за второй класс
Наглядно о том, что насторожить должны действия, а не внешний вид. Фрагмент из памятки, с которой дети работали во время тренинга
Наглядно о том, что насторожить должны действия, а не внешний вид. Фрагмент из памятки, с которой дети работали во время тренинга
Правило № 2

Не разговаривать с незнакомцами

Педагог старалась донести до детей главное: если незнакомый человек что-то спрашивает, просит помощи, куда-то зовет, предлагает подвезти, это должно насторожить. Любой адекватный взрослый обратится за помощью не к ребенку, а к другому взрослому.

Это правило тренер закрепила с помощью трех коротких видео: они наглядно показали, как правильно и неправильно может действовать ребенок в подобных ситуациях.

Дальше мы моделировали ситуации. Тренер изображала незнакомца и обращалась к ребенку с разными просьбами. Например, в роли бабушки просила показать дорогу до аптеки, в роли мужчины звала посмотреть котят в машине или в роли женщины говорила, что мама ребенка внезапно попала в больницу, и предлагает срочно ехать к ней вместе.

Даже в игре и после обсуждения этой темы с педагогом некоторые дети забывали о том, как нужно действовать, и соглашались на заманчивое предложение либо очень хотели помочь. Каждый раз тренер возвращала их к тому, что всегда нужно твердо отказывать, а той же бабушке обязательно поможет другой взрослый, а не маленький ребенок.

Правило № 3

Идти в безопасное место, если за тобой следует незнакомец

Это место должно быть людным и хорошо освещенным. Например, детская площадка, где играют ребята и рядом находятся взрослые. Там нужно сразу позвонить родителям и рассказать о ситуации.

Преступник может не только идти за ребенком, но и ждать, например, у подъезда. В этом случае ребенку лучше подождать, пока незнакомец уйдет, либо попросить соседей проводить его до квартиры. Безопаснее всего обратиться к гуляющей во дворе женщине с ребенком, которую ребенок видел раньше.

Часто преступник может поджидать ребенка в лифте или возле него. Ребята посмотрели несколько обучающих видео и поняли, что нельзя заходить в лифт с незнакомцем. Если он заходит после тебя, то нужно быстро выйти на улицу и подождать там кого-то знакомого.

Правило № 4

Любыми способами привлечь внимание окружающих, если незнакомец схватил и куда-то тащит

Тут главное — громко кричать «Помогите, я его не знаю!». Если незнакомец хватает ребенка в подъезде, то, как показывает практика, эффективнее кричать «Пожар!»: на крик «Помогите!» люди выходят редко.

Вроде несложно, но дети все равно делали ошибки. Например, тихо пищали, а значит, в экстренной ситуации их могли не услышать. Или кричали что-то вроде «А-а-а, отпусти!». Это тоже неправильно: окружающие могут подумать, что ребенок капризничает, а родитель просто пытается его утихомирить.

Многие дети на тренинге собирались бороться с преступником. Но взрослый в любом случае сильнее ребенка, поэтому лучшее оружие детей — быстрые ноги и громкий голос.

Если схватили за рюкзак или куртку, то без сожаления нужно сбрасывать их и бежать. Тут все тоже оказалось непросто: некоторых детей пришлось убеждать, что за потерю вещей ради спасения жизни родители ругать не будут.

Педагог сделала акцент на том, что нужно создать много шума, любым способом привлечь внимание окружающих. А если никто не слышит или не обращает внимания, даже попытаться разбить ближайшее окно.

Кроме того, тренер обучила детей нескольким приемам самообороны:

  • падать всем весом на землю;
  • при захвате одной руки резко выбивать свою руку вниз свободной рукой;
  • при захвате обеих рук использовать прием «резко вверх и в стороны».
С каждым ребенком педагог отрабатывала приемы индивидуально
С каждым ребенком педагог отрабатывала приемы индивидуально

Научить ребенка всем важным правилам за один тренинг невозможно — в этом должны помочь родители. Поэтому педагог часто останавливалась на важных моментах, которые ребенок должен знать, понимать и всегда помнить.

Правило № 5

Наизусть знать свой адрес, полные имена родителей, их номера телефонов

Если ребенок попал в беду — потерялся, получил травму, обижают сверстники или угрожает опасность от незнакомца, — нужно звонить родителям.

На тренинге оказалось, что пятеро из семи присутствующих детей не помнят телефоны своих пап и мам. Надеяться на сохраненные в телефонной книге цифры нельзя: смартфон может разрядиться, потеряться, его можно забыть дома. Также детям наказали выучить домашний адрес, фамилию, имена и отчества родителей. Я порадовалась за своих дочек — они все знали наизусть.

Если ребенок потеряется и не сможет вспомнить телефоны родителей, но сообщит взрослым, которые оказались рядом, или полицейским имена родителей и свой адрес, это поможет скорее вернуть его домой.

Правило № 6

Научиться разделять места вне дома на опасные и безопасные

Тренер показывала детям слайды с фотографиями магазина, банка, пустыря, подъезда, двора, парка, аптеки. Ребята должны были сказать, где можно находиться, не боясь, что с тобой что-то случится, а где наоборот. Оказалось, что многие дети считают подъезд безопасным местом — на деле это не так.

Безопасным можно считать место открытое, светлое, с большим количеством прохожих. Опасное место — недостаточно освещенное и безлюдное. Но нужно думать и о нюансах. Например, парк — это, с одной стороны, людное место. С другой — некоторые участки могут плохо просматриваться из-за растительности. А это уже опасно.

Еще пример — городская площадь во время праздника. Люди там есть, но их слишком много: в толпе легко потеряться и посторонним трудно заметить, что ребенку нужна помощь. Детская площадка во дворе тоже может быть опасной и безопасной в зависимости от времени суток: днем, когда гуляют дети с родителями, находиться на ней можно смело. А вот поздно вечером, когда площадка пустая, лучше обходить ее стороной.

С помощью картинок и фото педагог объяснила, где детям безопасно ходить, а где нет. Фрагмент из памятки, которая была на тренинге
С помощью картинок и фото педагог объяснила, где детям безопасно ходить, а где нет. Фрагмент из памятки, которая была на тренинге
Правило № 7

Правильно определять круг безопасных людей

Если ребенку на улице понадобится помощь, а знакомых взрослых рядом не будет, можно обратиться к наиболее безопасному кругу людей.

К таким относятся, например, женщина с ребенком, бабушка, охранник или кассир из ближайшего магазина, полицейский. В последнюю очередь стоит обращаться к одинокому мужчине — только если рядом больше никого нет, а помощь нужна срочно.

Наглядно о том, к кому относительно безопасно обращаться за помощью. Фрагмент из памятки, с которой дети работали на тренинге
Наглядно о том, к кому относительно безопасно обращаться за помощью. Фрагмент из памятки, с которой дети работали на тренинге

Важно, что это правило действует, только когда первым за помощью обращается ребенок. Если же первым в разговор вступает незнакомец, будь то охранник или полицейский, нужно насторожиться: это может быть переодетый преступник. Многие дети этому удивились.

Как объяснить ребенку, с кем безопасно, а с кем нет

В психологии есть техника «круги доверия». Она рассчитана на детей от 5 до 10 лет и наглядно объясняет, кому ребенок может доверять, а с кем ему надо быть начеку. Это может помочь предотвратить домогательство, физическое и психологическое насилие, потому что ребенок вовремя поймет, что происходит что-то неправильное.

Мы опробовали эту технику на тренинге. Сначала детям вместе с родителями предложили нарисовать маленький круг в центре листа и подписать его «Я» — это личное пространство ребенка.

Потом вокруг первого круга нужно было нарисовать круг побольше — это «Круг доверия». В него входят те, кто заботится о ребенке, с кем он проводит больше всего времени. Это прежде всего родители и люди, которым родители полностью доверяют, например бабушка и дедушка.

В процессе обсуждения я видела, что некоторые семьи не включали бабушек и дедушек в этот круг. Важно, чтобы ребенок вместе с мамой и папой обсудил и записал в свой круг доверия конкретных людей.

Третий круг — это «Круг вежливости»: знакомые и малознакомые люди. Например, воспитатели и учителя, тренеры, родители друзей, соседи. С ними нужно быть вежливыми, но доверять им на 100% нельзя.

Последний круг — «Круг чужих». Это все остальные люди. Мы не знаем их и не общаемся с ними, даже если они говорят, что знают нас.

В классической методике кругов больше. Например, есть круг людей, от которых мы ждем профессиональной помощи. Они не друзья, но помогут, если будет нужно: полицейские, пожарные, врачи. А еще друзья и знакомые — это разные круги. Думаю, автор нашего тренинга решил адаптировать методику к возрасту детей, поэтому не стал усложнять.

Так выглядят круги доверия. Детям нужно обязательно нарисовать их вместе с родителями, чтобы взрослые подсказали, к какому кругу относится каждый человек из окружения ребенка
Так выглядят круги доверия. Детям нужно обязательно нарисовать их вместе с родителями, чтобы взрослые подсказали, к какому кругу относится каждый человек из окружения ребенка

Затем тренер предложила обсудить, что можно делать с людьми из разных кругов: позволять обнимать тебя или трогать, от кого можно принять подарок, с кем уйти, не предупредив маму, с кем обсуждать личные вопросы, иметь секреты.

Я заметила, что многие дети склонны относить знакомых в круг доверия — туда, где должны быть только мама, папа и очень близкие родственники. Поэтому важно проговаривать детям, что в общении даже со знакомыми нужно быть начеку. Если, например, тренер, сосед или родитель друга приглашает в гости, дарит подарок, просит задержаться, то обязательно нужно согласовать это с родителями.

Обратная связь после тренинга

После занятия тренер дала каждому родителю обратную связь: на что стоит особенно обратить внимание, какие слабые места выявил тренинг. Например, детям с тихим голосом она посоветовала практиковать в лесу громкий крик. А мамам тех детей, которые относили в круг доверия всех подряд, — помочь ребенку более четко разделить окружающих на тех, кому можно доверять, а кому нет.

Еще нам рекомендовали познакомить детей с единым номером 112, а также вместе нарисовать план безопасного пути домой из школы. Дома вместе с дочками мы повесили телефоны экстренных служб на видном месте. Про безопасный путь домой они уже знали. Но мы все равно еще раз обсудили, что нужно обходить пустыри и гаражи, которые расположены по пути в школу или кружки, даже если путь из-за этого станет длиннее.

Также тренер выдала каждому родителю кратко изложенный материал тренинга и заострила внимание на том, что время от времени к нему нужно возвращаться: повторять усвоенное, обсуждать опасные ситуации, отвечать на появившиеся у детей вопросы. Недавно мы с младшей дочерью вернулись к пройденному: кое-что действительно уже забылось.

Фрагменты из памятки, которую родителям выдали после тренинга
Фрагменты из памятки, которую родителям выдали после тренинга

Чем мне понравился тренинг

Я не пожалела, что посетила тренинг со своими детьми. Вот что мне особенно понравилось:

  1. Информация была подана структурировано и последовательно — этого часто не хватает в сумбурных объяснениях родителей.
  2. Тренинг не напоминал скучную лекцию и нравоучительные нотации. Материал преподносился интересно и разнообразно. У нас было много живых обсуждений, примеров, ролевых игр, видео, рисунков.
  3. У родителей остались материалы, с помощью которых можно повторять и закреплять пройденное. Особенно ценно, что в памятках даны не запреты из серии «так делать нельзя», а алгоритмы, «как делать нужно».
  4. Обучение не превратилось в запугивание, хотя именно этого я и опасалась. Информация подавалась бережно по отношению к детям, а эмоциональный посыл был в том, чтобы ребята научились чувствовать себя более уверенно и самостоятельно в опасных ситуациях.
  5. Такой тренинг может стать отправной точкой для постоянных бесед по основам безопасности с детьми. Ребята поймут, почему это важно, а родители научатся правильно говорить на важные темы.

Так как о безопасном поведении мы с дочками говорим постоянно, тренинг не стал для них открытием. Хотя, безусловно, был полезен. Я заметила, что после занятия в обычных разговорах они стали чаще приводить свои примеры опасных и безопасных ситуаций.

Старшая дочка недавно рассказала, как возвращалась с подругой из школы и к ним обратилась женщина — попросила показать дорогу до какой-то улицы. Дочь ответила именно так, как учили на тренинге: «Нет, я вас не знаю. Лучше обратитесь к взрослому человеку».

Я рада, что у моих детей сформировалось довольно осознанное отношение к вопросам своей безопасности. Но главное, мне спокойнее от того, что они знают, как вести себя в потенциально опасных ситуациях, и понимают, какое поведение взрослых должно насторожить.

Где пройти курсы по детской безопасности

Курсы и тренинги по безопасности можно найти во многих городах. Их проводят разные организации — от волонтерских отрядов до частных школ. В последние годы стали популярны онлайн-курсы и вебинары для детей и родителей. Расскажу о самых крупных и известных проектах.

«Лиза Алерт» — это добровольческий поисково-спасательный отряд. На его сайте регулярно публикуют новости отряда, полезные советы для детей и родителей: о безопасности в лесу и на воде, о том, как спастись от преследователя на улице, правила поведения для ребят, которые остаются одни дома.

На базе отряда создана школа «Лиза Алерт». По заявкам инструкторы проводят в детских садах и школах занятия, на которых повторяют с детьми правила безопасности и отвечают на вопросы ребят и родителей. В период пандемии стали проводиться бесплатные онлайн-встречи и лекции по безопасности: например, на них инструкторы рассказывали, что делать, если потерялся в торговом центре, и как вести себя с незнакомцами.

Правила безопасного поведения для детей, которые остались одни дома. Источник: lizaalert.org
Правила безопасного поведения для детей, которые остались одни дома. Источник: lizaalert.org
Правила безопасного поведения для детей, которые остались одни дома. Источник: lizaalert.org

Школа «Стоп угроза» — это всероссийская сеть частных школ безопасности для детей и родителей. Филиалы есть в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, а также в Германии. Руководитель — Лия Шарова, педагог, детский психолог, автор нескольких серий книг по детской безопасности и семейным отношениям.

Школа предлагает 15 тренингов в онлайн- и офлайн-форматах для ребят от 5 до 17 лет. Самые популярные — курс «Агент безопасности», «Защита от похитителя», «Моральное айкидо», «Безопасный интернет», «Стоп наркотик». В отличие от обычного урока упор делается на практические игровые занятия — так у ребенка появляется возможность сформировать навыки поведения, необходимые в опасных ситуациях.

Преподаватели могут приехать в обычную школу, детский сад или на дом и провести тренинг для группы. Это стоит от 4000 до 10 000 ₽ в зависимости от темы. Цена тренинга в самом центре «Стоп угроза» — от 700 до 2500 ₽ за одного ребенка или семью. Кроме того, на сайте можно найти онлайн-тренинги и много бесплатных материалов.

Бесплатный вебинар для родителей «Как защитить детей от похитителей и мошенников» от школы «Стоп угроза»

Академия безопасности Ольги Бочковой предлагает как онлайн-вебинары, так и очные тренинги в Москве и Санкт-Петербурге. Темы — от защиты личных границ и профилактики кибербуллинга до спасения в чрезвычайных ситуациях.

Стоимость билетов «мама + ребенок» на очные тренинги — от 2900 до 3900 ₽. Цена видеоуроков — 690 ₽, вебинаров — от 1990 ₽, а стоимость длительных видеокурсов достигает нескольких десятков тысяч рублей.

В 2022 году я купила видеокурс «Игра в реальность» за 11 900 ₽, в 2023 курс стоит от 34 900 до 99 900 ₽. Цена зависит от наполнения курса. Меня заинтересовали темы об интернет-безопасности, личных границах и профилактике насилия. Пока я посмотрела материалы сама, позже планирую пройти курс вместе с детьми.

Один из постов Ольги Бочковой с конкретными рекомендациями. Источник: социальные сети Ольги Бочковой
Один из постов Ольги Бочковой с конкретными рекомендациями. Источник: социальные сети Ольги Бочковой

Онлайн-школа «Фоксфорд» — это образовательная онлайн-платформа с развивающими курсами для малышей от 3 лет, а также занятиями по многим предметам с первого по одиннадцатый класс.

Один из онлайн-курсов называется «Осторожно, Попадашкин!». Он рассчитан на детей от 4 до 11 лет. Курс состоит из 5 уроков в среднем по 3 минуты. Также есть интерактивные домашние задания.

Все видео можно посмотреть бесплатно. Они посвящены следующим темам: как вести если потерялся или поранился, и что делать во время пожара.

Бесплатный чек-лист для родителей от «Фоксфорда»: ситуации, о которых нужно поговорить с ребенком. Источник: u.foxford.ngcdn.ru
Бесплатный чек-лист для родителей от «Фоксфорда»: ситуации, о которых нужно поговорить с ребенком. Источник: u.foxford.ngcdn.ru

Федеральный образовательный сервис «ИнПро» — это обучающая платформа для детей от 4 до 18 лет по разным предметам. Занятия проводятся онлайн и очно — в 38 городах России открыты около 50 центров.

«ИнПро» предлагает курс «Школа безопасности для детей». Игровая программа направлена на то, чтобы обезопасить ребенка в те моменты, когда он остается без контроля взрослых: во время каникул, на прогулке, по дороге из школы или секции, когда один дома, а также в интернете.

Занятия проходят в группах. Курс «Школа безопасности» рассчитан на 16 часов — его можно пройти полностью или выбрать отдельные темы. Стоимость одного часового занятия — 300 ₽.

Академия детской безопасности «Умка» в Перми — это проект поисково-спасательного отряда «Поиск пропавших детей — Пермь и Пермский край». Его основатель, руководитель и эксперт по детской безопасности Светлана Неволина проводит обучение по авторской методике «Эмоциональный диалог»: детям рассказывают реальные истории из жизни, разбирают происходящие в стране и мире события. Через эмоциональное погружение в ситуацию ребятам удается прочувствовать то, что испытывали люди, попавшие в сложные ситуации, и найти путь к спасению жизни.

Специалисты центра по заявкам проводят уроки в школах. На выбор предлагают 20 тем. Среди самых востребованных — «Безопасный путь домой», «„Нет” насилию», «Терроризм — угроза обществу», куда входит и тема скулшутинга, «Взаимоотношения со сверстниками» про буллинг. Цена урока продолжительностью 45 минут — 3000 ₽ за группу не более 20 человек. За каждого дополнительного ребенка нужно заплатить еще по 150 ₽.

Клуб умной безопасности в Екатеринбурге. Организаторы предлагают несколько тренингов и курсов, самый масштабный — «Безопасность ребенка и подростка». Он рассчитан на год и состоит из 36 занятий. Месячный абонемент обойдется в 2000 ₽.

Есть более сжатый вариант — двухдневный тренинг-интенсив по детской безопасности. Включает шесть практических занятий и два лектория. Цена — 5000 ₽ за участие ребенка, 8000 ₽ за двух детей из одной семьи.

Детям и родителям доступны и другие практикумы и лекции: «Дети в сети», «Эмоционариум», Sex Education, «Типология и профилактика травли» и другие. Пакет из восьми лекций в записи стоит 5000 ₽.

На тренингах ребята отрабатывают приемы самообороны. Источник: безопасностьдети.рф
На тренингах ребята отрабатывают приемы самообороны. Источник: безопасностьдети.рф

«ПримПоиск» — общественная организация в Приморье, которая проводит выездные лекции по детской безопасности в школах и на форумах. Анкеты для заявок на проведения уроков время от времени публикуются в соцсетях организации.

Занятия проводятся для детей и родителей. Организаторы рассказывают, как вести себя с незнакомцами, правильно звать на помощь, и даже объясняют, как сделать безопасное селфи. Уроки бесплатные, длятся 40 минут.

Как научить ребенка отвечать незнакомцам. Профилактика похищений. Лекция для родителей
Обучающий мультфильм для детей

Отряд «Оберег» в Иркутске. Помимо поиска пропавших детей он занимается профилактикой детской безопасности. Заявку на проведение урока можно подать по телефону горячей линии.

В разделе «Советы» на сайте «Оберега» собраны полезные статьи, буклеты, листовки и видео, которые посвящены правилам безопасного поведения в лесу, городе, школе, интернете.

На сайте «Оберега» можно бесплатно скачать и распечатать буклет с полезными советами для детей и родителей. Источник: obereg-poisk.ru
На сайте «Оберега» можно бесплатно скачать и распечатать буклет с полезными советами для детей и родителей. Источник: obereg-poisk.ru

Во время пандемии организаторы разработали короткие бесплатные видеоуроки, которые теперь показывают в иркутских школах: «Что делать, если потерялся в лесу?», «Что делать, если потерялся в городе?» и «Как защититься от похитителя?».

Ребятам предлагают посмотреть несколько типичных небезопасных для ребенка ситуаций и обсудить с педагогом или родителем, как нужно себя вести. Затем дается правильный ответ.

Мастерская безопасности «Супер Я» в Новосибирске. Двух занятий продолжительностью 2 часа педагогам хватает для того, чтобы научить детей основам: как сделать самостоятельную прогулку безопасной, как оставаться дома одному, как вести себя в случае опасности в общественных местах. По результатам тренинга проводится встреча с родителями. Стоимость — 1500 ₽.

Есть возможность провести лекцию-тренинг для класса. Три урока будут стоить 5000 ₽. Анонсы новых тренингов выкладывают в группе во «Вконтакте».

Запомнить

  1. Курсы по детской безопасности — относительно новый продукт на рынке образовательных услуг. Есть как бесплатные занятия от волонтеров и активистов, так и платные, организованные частными школами.
  2. Тематика курсов разнообразна. Среди самых востребованных сегодня — защита от похитителя, порядок действий, если потерялся, безопасность в интернете, личные границы ребенка, буллинг.
  3. Многие курсы и тренинги можно пройти онлайн — их разрабатывают крупные школы безопасности. Также во многих городах есть возможность обучаться в индивидуальном и групповом форматах — специалистов можно пригласить, например, в группу детского сада или школьный класс.
  4. Обучение можно подобрать в соответствии с возрастом ребенка и актуальностью для конкретной семьи. Например, тема «Безопасный интернет» подойдет всем детям, которые имеют доступ к сети. А тренинги «Безопасный путь домой» и «Гуляю безопасно» будут актуальны для тех ребят, которые часто бывают на улице без сопровождения взрослых.
  5. Нужно заранее узнать, есть ли у тренера психологическое или педагогическое образование: тема безопасности очень серьезна и говорить о ней с детьми должен только профессионал.
  6. К выбору курса или тренинга стоит подойти тщательно. Лучше заранее изучить программу и ознакомиться с отзывами.
  7. Стоит выбирать тренинги, на которых может присутствовать не только ребенок, но и родитель. То же самое можно сказать и об онлайн-курсах — проходить их полезнее вместе с детьми. Родители будут знать, чему именно научился ребенок, периодически повторять и обсуждать пройденное.
  8. В отличие от простой беседы с родителями тренинги по безопасности помогают ребенку лучше усвоить материал. Этому способствует живое обсуждение с другими ребятами, разбор примеров правильного и неправильного поведения, обучающие видео, отработка навыков в ролевых играх.

Расскажите, а как вы учите своих детей основам безопасности?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Gloshic, я читала приблизительную статистику по сексуальному насилию детей в советское время, она не точная, всех жертв не охватить, потому что дети молчали годами. И она впечатляет. Около 96% детей подвергшимся сексуальному насилию молчали. Кто то смог рассказать только во взрослом возрасте впервые.
Даже была такая акция, не помню как называется, где женщинам пережившим насилие дали возможность поговорить с психологами и высказаться, и некоторым дамам было 50+++ и они первый раз (!) в своей жизни об этом рассказали. Там такие страсти были. От насилия собственным отцом/братом до насилия добрым соседом который любил детей, помогал родителям и сидел с их детьми.

6

Юлия, Да.. раньше почти все молчали. а сейчас есть даже сайт "Тебе поверят", где можно рассказать свою старую историю: https://verimtebe.ru

2
0

Спасибо за статью. Мы начали читать книгу от "Стоп Угроза" в 3, сейчас ребенку 4, но откладывается с трудом. Выучили "правило трусиков" и о том, что все нужно рассказывать близким взрослым. Когда чуть подрастет и концентрация внимания позволит, думаю об онлайн-тренинге.

5
0

Дочке два года, но я уже много читаю на эту тему. Больше всего меня беспокоит это сексуальное насилие и домогательства. Как поняла из кучи информации, ребенка можно долго учить и объяснять что делать, но большинство из них в реальной ситуации лажает. Во первых, во многих семьях нет культуры уважения
к границам детей , не все родители уважают детское НЕТ и тд, во вторых, у детей не развито критическое мышление, они не умеют анализировать и более доверчивы. Поэтому самое безопасное это контролировать как можно больше самому. Контролировать не жизнь ребенка, друзей увлечение, а его взрослое окружение: от преподавателей до добрых соседей. Почти все педофилы это мужчины, это не нападка, это факт, поэтому в каких то моментах лучше выбрать женщину психолога, преподавателя и тд. И где уже нельзя выбрать женщину, то уже быть внимательной к мужчине (например это тренер). Наблюдать, общаться, показывать, что у вас доверительные отношения с ребенком и он вам все рассказывает. Читала несколько лет назад такой момент, проводили исследование там какое то, наверное его можно нагуглить, делали опросы педофилов которые уже сидят :). Выяснили, что их отпугивает от одинх детей, и превлекает в других, как оказалось отпугивают банальные знания ребенка о собственных половых органах, их название, короче правило трусиков (нижнего белья). Типа значит с такими детьми ведут беседы о безопасности, значит отношения с родителями более близкие и доверительные. И таких детей обычно обходят стороной. А вот детей неуверенных, доверчивых, из плохих семей...
Хотя до подросткового возраста, даже безопасность на дорогах многие дети соблюдают с трудом. Особенно если несколько детей и они носятся. У меня рядом школа, каждый день наблюдаю))) но все равно опасность здесь более заметна и ее проще идентифицировать, чем взрослого с плохим умыслом.

2
0

Внуку рассказывали в д/с, школе.
Я просто рассказываю общие правила: не общаться с незнакомцами, не открывать двери и тп

2

Сообщество