Как я боролась с мошенниками, которые рассылали сообщения от имени моей компании

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Татьяна Мельничук

Страница автора

Бизнес

Lucky Hunter — международное IT-рекрутинговое агентство с офисами в Лондоне, Дубае, Ереване, Астане и мой основной бизнес с 2017 года. Изначально проект родился в Санкт-Петербурге, но в феврале 2022 года мы закрыли офис в России и релоцировали команду и бизнес в разные уголки планеты.

Дела в компании сейчас идут отлично: несмотря на то, что весь 2022 год был для нас скорее выживанием, к лету 2023 года мы смогли возобновить работу с большинством клиентов, найти новых клиентов, как среди русскоязычных компаний, так и со всего мира.

Главный инструмент, на котором мы выстраивали работу по борьбе с кризисом — PR. Инструмент дал свои плоды: мы стали более известными на международном рынке, давали интервью, были гостями в подкастах и на youtube-каналах, выступили на tech-конференции в Стамбуле Emerge, попали в шорт-лист двух британских наград, повысили трафик на сайт и количество запросов в Google Trends.

Однако у популярности есть и обратная сторона медали — от нашего имени стали активно писать мошенники из UK в WhatsApp с предложением сомнительной работы и запрашиванием банковских реквизитов соискателей.

Кейс

Месяц назад мы получили первое письмо на почту с вопросом, действительно ли кандидату пишут рекрутеры нашей компании. Мы тогда немного напряглись, подумали, что вот уж действительно на нас обрушилась слава, но и подумать не могли, что все окажется намного серьезней, чем выглядело на первый взгляд.

1/2

С каждым днем писем стало приходить все больше, причем номера телефонов, с которых писали мошенники, были разные. Мы начали действовать.

Первое, что мы сделали — написали об этом во всех наших социальных сетях, особенно в LinkedIn и сделали закреп записи. Я также опубликовала новость по своим каналам. Кроме того, в LinkedIn мы сделали еще и рассылку по нашим подписчикам через Newsletter, чтобы предупредить тех, кто не увидел наш пост, но подписан на нашу страницу.

Во-вторых, мы добавили баннер на наш UK и UAE сайты с предупреждением, что мы никогда не пишем кандидатам в WhatsApp и пожелали быть осторожными. Также мы добавили информацию о мошенниках в соответствующих разделах сайта. Наши рекрутеры связываются с соискателями только в LinkedIn или по почте, указанной в резюме. В случае с русскоговорящими кандидатами, мы также используем Telegram, поскольку это уже один из официальных каналов связи с человеком.

Третий пункт — работа с Google-отзывами. Помимо самого факта, что от имени нашей компании мошенники “разводят” кандидатов, печально было и то, что у нас начали появляться негативные отзывы на нашей странице Google. Это было прямым подтверждением того, что дело нешуточное, и уже стоит вопрос о репутации компании, которую мы кропотливо выстраивали 6 лет на международном рынке. Рейтинг нашей компании упал до 3.7, и нас все чаще называли мошенниками.

Чтобы улучшить ситуацию мы предприняли несколько шагов: развернуто ответили каждому пострадавшему и поделились инструкцией для таких случаев, попросили лояльных кандидатов и клиентов оставить о нас отзывы, чтобы немного стабилизировать рейтинг, добавили в Google-фото изображение о том, что мы сейчас находимся под ударом мошенников. На данный момент рейтинг нашей компании — 3,9. Мы будем дальше возвращать рейтинг к приятным цифрам, но негативных отзывов не было уже больше недели, и это, как мы думаем, уже небольшая победа!

Следующий шаг — заявление в полицию. Я нахожусь в Лондоне, часть телефонных номеров — британские (еще часть — американская), поэтому я обратилась в отделение полиции, чтобы зафиксировать факт мошенничества. Это нужно как минимум для того, чтобы защитить имя и будущее компании на случай, если кто-то из кандидатов обратится в суд. В идеале, конечно, я верю, что такое действие может помочь остановить мошенников вовсе, если полиция сможет выйти на правонарушителей, хотя, конечно, понимаю, что это слишком утопичная история.

Впереди нас ждет еще большая работа, мы будем публиковать анимированное видео по “цифровой гигиене от Lucky Hunter” и в целом будем более бдительны, чтобы не позволить мошенникам вредить IT-сообществу.

Выводы

К счастью, история с мошенниками не повлияла на доходы компании, но, безусловно сказалась на эмоциональном состоянии и чувстве стабильности, которые мы только-только нашли после полутора лет тяжелой работы по борьбе с кризисом.

Главный вывод, который мы сделали в этой ситуации — быть начеку всегда, беда и правда может прийти оттуда, откуда не ждали. И во-вторых, мы убедились, что даже сейчас, в эпоху развитого и обученного цифрового общества, все еще бывают случаи, когда люди верят мошенникам и делятся персональными данными даже в при самых банальных “разводах”. Поэтому мы сейчас делаем все, чтобы обучить кандидатов понимать, как работают IT-рекрутеры, как общаются с кандидатами, какие данные могут запрашивать, а какие — нет, и даже написали отдельную статью в блоге нашей компании. Сейчас эта информация актуальна как никогда.

Кроме того, мы узнали, что мошенничество в сфере трудоустройства — одно из самых распространенных в UK и США, поэтому кандидатам в этих регионах стоит быть особенно бдительными, а компаниям, работающим на этих рынках — быть бдительными, делиться информацией с сообществом и возможности таких историй и, если вдруг, вы окажетесь в такой же ситуации, как и мы — запастись терпением. Оно вам пригодится.

Советы

Советы для кандидатов:

1) Обязательно перепроверяйте информацию о компании и рекрутере. Чаще всего компании указывают информацию о сотрудниках на сайте, а также на странице в LinkedIn.

2) Никогда не платите за трудоустройство, IT-рекрутинговые агентства получает 100% вознаграждение от компаний, включая всю работу по поиску и трудоустройству кандидатов.

3) Не общайтесь с рекрутерами в сомнительных каналах, вроде личных социальных сетей.

4) Не оставляйте преждевременные отзывы о компании в Google, не изучив вопрос на 100%. Отзывы остаются навсегда, репутацию восстановить очень сложно, и вдвойне тяжело продолжать борьбу с мошенниками, когда наблюдаешь, что твоя компания в глазах кандидатов сама становится компанией-мошенником.

Советы для компаний:

1) Если вы столкнулись с использованием имени вашей компании у мошенников — действуйте: информируйте сообщество, делайте публикации в социальных сетях, заявите в полицию, придайте историю огласке. Все это поможет как вам и вашей компании спасти репутацию, так и обезопасит тех, кто может столкнуться с мошенниками.

2) Наберитесь терпения в борьбе со скамерами. Это небыстрый процесс, но в результате — действенный.

  • Georgy KiskinЗабавно, дебилы ведутся на мошенников, а плохие отзывы ставят реальной компании, почему бы не начать с себя - себя не оценить как дебила?1