Мы отказались от ярма ипотеки и купили автодом для путешествий
В 27 лет перед нами стоял выбор, брать кредит на квартиру или постройку своего дома, но мы решили разорвать этот шаблон.
Мы с мужем Владом из Кирова, отучились в вузе в Петербурге и прожили там около семи лет, а потом вернулись в родной город и задумались о своем жилье. В 2021 году во время пандемии на полгода уехали в Турцию, где размышляли, стоит ли ввязываться в строительство частного дома или лучше взять ипотеку на квартиру.
В Турции мы впервые увидели автодома — они стояли вдоль моря, а внутри жили люди. Для нас это выглядело непривычно, но мы загорелись идеей. Мы знали, что хотим по-другому жить. Поэтому и не спешили брать ипотеку и залезать в долги. Автодом оказался более интересным решением. И когда вернулись в Киров, мы поняли, что хотим купить такой же.
Расскажу, как мы выбирали автодом, как делали ремонт и сколько на все потратили. Спойлер: итоговая сумма машины, ремонта и жизни в ней сопоставима с хорошей квартирой в спальнике, но дело не в деньгах, а в образе жизни. Мы не жалеем.
Как найти автодом в России
Автодом — это автомобиль или прицеп, в салоне которого оборудовано жилое помещение. Есть разные типы таких домов — заводского исполнения или самодельные.
Сначала нам казалось, что вариантов на рынке очень много. Но как только мы углубились в вопрос, стало ясно, что это не так. В России нет культуры путешествий в автодомах, как в Европе, поэтому и количество предложений очень небольшое, а почти все автодома иностранные.
На рынке много подводных камней и не лучших предложений. Многие машины, что есть в продаже, произведены несколько десятков лет назад, и они в неплохом состоянии. А новые автодома могут быть без нужных документов: такие автомобили часто возят из Европы, Японии и Абхазии. Растаможенные же по всем правилам машины стоят дорого.
В России есть несколько небольших предприятий, где занимаются переделкой фургонов под автодома. В 2020 году компания «Автокемпер» открыла первый в России завод по производству автодомов на базе Helix и модулей на пикапы. На момент открытия продаж трехместный автодом стоил 730 000 ₽. А еще существуют автодома на базе КамАЗов и «Уралов».
Еще вариант автодомов — переоборудованные прицепы. Дополнительно к такому прицепу надо покупать машину. Основная проблема в том, что из машины нельзя напрямую перейти в дом: нужно выйти на улицу и оттуда заходить внутрь. Это неудобно при дожде или минусовой температуре.
Зато автодома-прицепы стоят недорого — в среднем от 400 000 ₽. Другой плюс автодома-прицепа: его можно отцепить, оставить в гараже и просто пользоваться автомобилем. Также прицеп просто обслуживать, поскольку, опять же, можно оставить в автосервисе.
Мы с мужем изучали разные виды автодомов, в том числе и отечественные варианты. Но российский автопром нас не вдохновил, поэтому решили искать иностранный.
Как мы выбрали свой автодом
Во время поисков у нас было четыре критерия:
- На европейском шасси, то есть искали иностранную машину. Но ехать за ней в Европу не хотелось, а заниматься растаможкой — тем более. Поэтому нашим требованием было, чтобы авто находилось и уже было легализовано в России.
- В хорошем техническом состоянии. Мы хотели путешествовать на нем за рубеж, и было бы обидно, если бы автомобиль постоянно ломался в дороге.
- Порядок с документами. Кроме растаможки мы обращали внимание, чтобы все изменения были зарегистрированы. Это проблема — некоторые покупают микроавтобусы, а затем полностью меняют все внутри, делают там кровать, кухню и туалет. Вроде бы это уже автодом, но нигде в документах это не отражено. Нам не хотелось из-за этого проблем с полицией — ни в России, ни тем более за рубежом.
- Стоимость — 1—1,5 млн рублей. Дополнительно мы были готовы потратить около 500 000 ₽ на ремонт и переделки.
Нам было не важно, где находится автодом в России: мы были готовы поехать за ним в любой город.
Под наши критерии мы долго ничего не могли найти. Прошло несколько месяцев, я психанула и уже хотела взять прицеп. Но муж настоял на том, что нам нужен именно автодом.
В итоге через полгода поисков мы нашли автодом Фиат Дукато 280 1986 года выпуска с пробегом около 160 000 км. У него дизельный двигатель объемом 2,5 литра и пятиступенчатая коробка передач.
Хозяин объявления не отвечал на звонки, а потом включил автоответчик. Позднее он рассказал, что после публикации объявления получил около тысячи звонков и просто испугался. На объявлении действительно было 6 тысяч лайков и 3 тысячи сохранений — я такого никогда не видела. Мужу как-то удалось найти еще один номер хозяина и дозвониться до него. Тот сдался и согласился на встречу.
Машина стояла в Петербурге. Чтобы посмотреть ее, мы специально прилетели на самолете с отцом мужа. Заселились в гостиницу, а на следующий день пошли по адресу — в гараж в центре города.
Автодому было 36 лет, но он хорошо сохранился. Папа мужа занимается покупками машин и прекрасно в этом разбирается, у него свой автосервис. Мужчины осмотрели все и сказали, что по части двигателя никаких проблем. А вот внутреннее оснащение требовалось переделывать, это было видно сразу. Основной минус — пол прогнил, задняя стена дома просела, из-за чего немного опустился и потолок.
На «Авито» было написано, что это автодом, в котором бывал Виктор Цой.
Мы спросили, так ли это, но не получили однозначного ответа. Хозяин говорил, что да, но у него не было никаких доказательств. Ему самому этот дом перешел от дедушки, который перегнал его из Германии в Россию. Это итальянский Фиат, на базе которого немецкая компания Frankia и сделала автодом. Эта компания производит автодома уже больше 60 лет.
Хозяин сказал, что ездил на машине пару раз до Крыма, в остальное время автодом стоял в его гараже или на крытой стоянке. Поэтому он и решил передать его людям, которые бы о нем позаботились. Мы решили брать.
Сделка и регистрация
Сошлись на цене 900 000 ₽ — именно столько было указано в объявлении, мы не торговались. Дополнительно хозяин надавал нам разных «плюшек», например хороший стол для кемпинга.
Нам повезло, похожие старые автодома стоили 2—3 млн рублей. Цены на дома 1995—2004 годов выпуска начинались уже от 4 млн. А действительно хорошие новые дома стоили от 6 млн рублей.
На следующий день после просмотра мы оформили договор купли-продажи и отдали деньги. Еще во время просмотра мы увидели, что все жидкости и масла недавно меняли, поэтому после покупки не заезжали в автосервис, а сразу же поехали на машине домой — это 2000 км. В автодоме было комфортно ехать со скоростью 90 км/ч — этого достаточно, чтобы обгонять фуры на трассе. Поездка прошла без приключений, машина внимания не требовала.
У себя в городе мы сразу отвезли машину в сервис, где поставили ее на полную диагностику. Серьезных проблем не нашли, пришлось чинить только по мелочи. За ремонт отдали 30 000 ₽. Сюда входила полная диагностика, мелкий ремонт сцепления и тормозов, замена рулевых наконечников, масел и работа специалистов.
Никаких проблем с регистрацией автодома мы не ждали. Но когда пришли в ГИБДД, оказалось, что на машине стоит ограничение и перерегистрация невозможна. Мы очень удивились, поскольку до покупки посмотрели все документы и даже проверяли автомобиль по платным базам данных — все было в порядке.
Позвонили хозяину, он тоже удивился, но согласился разобраться вместе с нами. Оказалось, что первое время наш продавец пользовался машиной по генеральной доверенности от родственника. А когда решил оформить на себя, выяснилось, что коррозия испортила VIN. Прошли две криминалистические экспертизы, и автомобиль все-таки поставили на учет, но в базе данных ГИБДД осталась отметка, которая запрещала новую регистрацию.
Мужу пришлось снова ехать в Петербург, потому что в нашей ГИБДД сказали обращаться туда, где регистрировали автомобиль. Предварительно супруг связался с продавцом — тот очень переживал и сказал, что во всем поможет. Вместе с мужем они взяли в петербургском ГИБДД документ, который позволял снять запрет. Муж привез его, отдал в ГИБДД нашего города, после чего машину наконец поставили на учет. Мы не очень разобрались в нюансах этой истории, по большей части ею занимался продавец, а мы просто делали то, что говорил он и инспекторы.
План ремонта
Мы планировали делать ремонт своими руками, поскольку бюджет был ограниченным. Намеревались максимально сохранить изначальную обстановку. Мне очень не хотелось новодела, хотя в итоге без него не обошлось.
Муж с помощью «Гугл-переводчика» написал на завод-производитель письмо на немецком, чтобы узнать побольше об истории машины. Ему ответили, что это был один из первых выпусков, и прислали журнал 40-летней давности. Там были старые фотографии производства автомобиля.
В этом журнале мы увидели и исходную внутреннюю компоновку. Оказалось, что в нашем автодоме она не серийная, а экспериментальная. В серийной кухня и душ сзади, а обеденная зона — за водителем. У нас же сзади находится большой диван в форме буквы «П» со столом, который может превращаться в дополнительное спальное место. Кухня и душ у нас спереди.
Наш автодом может вместить до шести человек. Кроме спального места в обеденной зоне есть еще пространство над водительскими сиденьями, где расположена почти что полуторная кровать высотой 60 см — этого достаточно, чтобы сесть на матрас и не удариться головой.
Мы понимали, что многое придется переделывать: ремонтировать просадку задней части, менять стены. Перед ремонтом пришлось демонтировать всю мебель, поскольку она была прикреплена к стенам и потолку. Просто отодвинуть ее, как в квартире, не получилось бы. Мы очень трепетно все убрали, чтобы ничего не повредить.
Как отремонтировали стены, потолок и пол
Стены. Когда убирали мебель, заметили на стенах очаги плесени. Поэтому решили разбирать стены. Под обшивкой обнаружили много гнили и еще плесень. Автодом был утеплен обычным пенопластом — часть тоже заплесневела.
Пенопласт был приклеен к кузову на клей — с немецким качеством, то есть отодрать просто так невозможно. Местами пенопласт крошился, и пришлось буквально соскабливать его шпателем. А вот в передней части машины он сохранился в хорошем состоянии, поэтому решили его не трогать.
На отдирание пенопласта потратили несколько дней. Потом по исходной технологии приклеили на кузов пеноплекс — это что-то вроде улучшенного пенопласта. Всего понадобилось 30 листов.
Изначально в задней части машины было мало несущих брусков, которые держали на себе весь груз. Часть из тех, что были, превратилась в труху. Наверное, из-за этого и опустилась часть машины. Мы заменили бруски и добавили новые — таким образом усилили каркас.
Потолок. Мы полностью сняли обшивку потолка и увидели, что деревянные бруски, на которых она держалась, сгнили. На место старых брусков мы поставили новые, предварительно обработали их антисептиком.
Потолок закрыли двумя цельными листами ДВП. Это было очень сложно, и у нас не с первого раза получилось, поскольку каждый лист был 2,7 м в длину. Мы их согнули и с трудом затащили в салон. Пришлось помучиться, но зато у нас минимум стыков.
Такими же листами ДВП закрыли и стены. Всего для стен и потолка потребовалось семь листов.
Пол. Мы демонтировали пол в задней части машины — на его место положили один лист фанеры толщиной 45 мм, который предварительно покрыли древесным антисептиком.
Задняя часть машины стала жесткой и сразу приподнялась, как и положено. А когда мы окончательно скрепили пол, стены и потолок, вся комната стала выглядеть надежно.
За утеплитель, бруски, ДВП, краску, штукатурку, гвозди и шурупы отдали 26 000 ₽. Пока у нас нет никакого покрытия на полу. Раньше там был линолеум, поверх которого лежал ламинат. Все это испортилось от времени. Мы планируем уложить износостойкий влагозащищенный ламинат, на эти цели уже отложили 7000 ₽ — должно хватить.
После я сама покрасила все влагостойкой краской.
Санузел
В автодоме был переносной биотуалет, как на даче. Он не был частью автодома, поскольку с завода машина вышла без туалета. Из изначальных удобств в санузле был только душ. Туалет решили оставить как есть, а вот остальное переделать.
Нам до последнего хотелось оставить оригинальный санузел, поскольку там было много старых элементов: встраиваемые полки, пластиковая раковина, оригинальная конструкция душа. Но когда мы начали демонтаж, то поняли: мало что получится сохранить — все разваливалось в руках.
Сначала по нашей обычной технологии переделали стены и потолок. Муж вырезал новую дверь из фанеры и прикрутил ее.
В душе был пластиковый поддон, который сильно потрескался. Мы хотели его восстановить, но выяснили, что проще купить новый. Ну как проще: поддона нужного размера 70 × 100 см в магазинах не было, пришлось брать 70 × 70 см за 3300 ₽ и переделывать под него обстановку.
Раковина в ванной изначально складывалась, но мы сделали ее неподвижной, чтобы трубы служили дольше. Раковину тоже пришлось поискать: маленькой весом 1,5—2 кг нигде не было. Тяжелые фарфоровые раковины могли запросто треснуть на кочке, к тому же это лишний вес для машины. Нельзя, чтобы автодом весил более 3,5 тонны при полной загрузке, иначе на него потребуются «грузовые» права. Все эти нюансы нужно учитывать: например, плитку в ванной класть тоже нельзя — тяжелая, да и потрескается.
Раковину нужного веса я нашла в специальном кемперовском магазине, но она стоила 16 000 ₽. Таких магазинов в России всего несколько, поэтому они загибают цены. Мне не хотелось переплачивать, поэтому в итоге мы купили обычную салатницу за 300 ₽ и прорезали в ней дырку под слив. Выглядит неплохо, я ожидала худшего. Еще купили смеситель за 4000 ₽.
Мебель
В автодоме был диван буквой «П» и кухня. Всю мебель мы отреставрировали.
У кухонного гарнитура поменяли покрытие. Оно было слишком вырвиглазным. К тому же предыдущий хозяин некоторые поврежденные места заклеивал пленкой — смотрелось плохо.
Мы сняли старое покрытие со шкафов и решили положить новую пленку. Заказали ее в интернет-магазине, но она пришла не того оттенка. Тогда мы пошли в «Леруа Мерлен» и выбрали пленку красивого дубового цвета. Заплатили 7000 ₽. Я зашпаклевала мебель и покрыла ее пленкой.
Для деревянного подиума в виде буквы «П», на который укладываются подушки и получается диван, планируем сделать новую обивку оливкового оттенка. Сам диван мы вычистили. За материал для обивки уже заплатили 8000 ₽, но еще предстоят работы по пошиву — закладываем на них 10 000 ₽.
Для основного спального места планируем купить хороший матрас и ортопедические подушки.
Коммуникации и оборудование
Бытовая техника. Внутри была плита с двумя конфорками и холодильник, который работает как от электричества, так и от газа.
Холодильник не функционировал, но муж нашел в интернете совет, как починить: перевернуть на два дня, а затем погрузить в тележку и покатать. Это помогло, холодильник включился.
Проводка. С завода автодом вышел с медной проводкой, рассчитанной на 1,5 кВт мощности и напряжение 12 В. Стоял дополнительный аккумулятор, еще можно было подсоединить автодом к внешней розетке. Это на случай стоянки в кемпинге, где можно подсоединиться к внешнему электричеству и подзарядиться.
Предыдущие владельцы добавили на крышу автодома солнечную батарею на 100 Вт, еще инвертор на 1,5 кВт, который преобразует 12 В в 220 В, и дополнительный, самый простой автомобильный аккумулятор.
Заводская проводка была в идеальном состоянии, и мы ее не трогали. А вот провода, которые шли к разным дополнительным устройствам, поставленным предыдущими хозяевами, муж на всякий случай поменял. Розеток на 220 В оставили четыре штуки, как было. Планируем сделать несколько розеток на 12 В и USB-розетки, чтобы подключать цифровые устройства.
Основной источник энергии — солнечная батарея, но ее мощности пока явно мало. Поэтому будем покупать еще две солнечные панели по 450 Вт каждая, чтобы у нас был запас электричества. Мы оба работаем удаленно, это важный вопрос. Закладываем на батареи 30 000 ₽.
Также мы купили дополнительный литиевый 18-килограммовый аккумулятор на 200 А·ч за 40 000 ₽. Такие можно разряжать в ноль, и они от этого не портятся — это плюс. Аккумулятор нужен для дней, когда пасмурная погода: на солнце он заряжается от панелей на крыше, а если солнца нет, то отдает электричество, насколько хватит емкости.
В машине мы установим контроллер, который будет автоматически перебрасывать питание на аккумулятор, когда солнечная энергия закончится. И наоборот — когда солнца хватает, заряжать им аккумулятор и подавать ток в розетки.
Вода. Стационарный бак чистой воды был рассчитан на 70 л, еще стоял такого же объема бак для грязной воды. Бак расположен под сидениями П-образного дивана сзади и никак не мешает.
Мы купили за 5000 ₽ еще одну емкость для воды — на 100 л. Муж соединил баки резиновым шлангом. Давление воды создается при помощи насоса с контроллером, то есть его можно понизить или повысить.
Так как запас чистой воды теперь больше, чем объем бака для отработанной, излишки стоков планируем выливать просто на улицу — будем пользоваться органической бытовой химией, а туалет к этой системе не привязан.
Газ. Система отопления — газовый обогреватель Truma 3002, работает с 1986 года. Мы его проверили — воздух отлично разгоняется в переднюю и заднюю части автомобиля. Машина хорошо отапливается, мы убедились в этом, когда ехали из Петербурга в Киров.
Для работы обогревателя подходят два газовых баллона российского производства на 10 и 27 л. Они установлены в специальном отсеке для газовых баллонов, доступ в него только с улицы. Чтобы перезаправить баллоны, их надо достать из автодома.
К этим же баллонам подключается плита на кухне, холодильник и система нагрева воды. Во время движения подача газа автоматически перекрывается.
Что в итоге
Ремонт мы делали своими силами, поэтому на многом удалось сэкономить. Но мы сильно измотались, поскольку не брали отпусков, а делали все после работы вечером и по выходным до 12 ночи. На все у нас ушло 2—2,5 месяца. Все это время машина стояла на стоянке у автосервиса свекра. Когда работали с каркасом и снимали окна, загоняли автодом в бокс там же, чтобы дождь ничего не замочил. Еще периодически использовали тент — он шел в комплекте с машиной и может закрывать ее почти целиком.
Не обошлось без ошибок. Так, мы случайно повредили одну стену, когда ставили мебель. В итоге там трещина, и она как удар по моему сердцу. Пока не решили, что будем с ней делать.
Ремонт в автодоме оказался сложнее, чем в квартире. Приходилось думать на несколько шагов вперед, поскольку каждое решение или выбор материала может повлиять на всю конструкцию. Поэтому здесь важно планировать, чтобы в конце все кусочки пазла сошлись.
На покупку и ремонт автодома потратили 1 041 600 ₽
Автодом | 900 000 ₽ |
Дополнительный аккумулятор | 40 000 ₽ |
Технический ремонт автомобиля | 30 000 ₽ |
Ремонт стен, пола и потолка | 26 000 ₽ |
Новая резина | 25 000 ₽ |
Обивка дивана | 8000 ₽ |
Новая сантехника | 7600 ₽ |
Бак для воды | 5000 ₽ |
На покупку и ремонт автодома потратили 1 041 600 ₽
Автодом | 900 000 ₽ |
Дополнительный аккумулятор | 40 000 ₽ |
Технический ремонт автомобиля | 30 000 ₽ |
Ремонт стен, пола и потолка | 26 000 ₽ |
Новая резина | 25 000 ₽ |
Обивка дивана | 8000 ₽ |
Новая сантехника | 7600 ₽ |
Бак для воды | 5000 ₽ |
Нам предстоит купить дополнительные солнечные батареи, ламинат, матрас, ортопедические подушки и обшить диван. Закладываем на это около 100 000 ₽.
В целом мы почти доделали автодом, но в прошлом году временно уехали из России. Сейчас машина стоит на охраняемой парковке под навесом.
До отъезда в наших планах было, чтобы я получила права и мы начали путешествие по стране. Нам хотелось поехать на Алтай, затем доехать на пароме до Камчатки. После — через Грузию доехать до Турции и попутешествовать там с компанией друзей.
Со старым хозяином мы созваниваемся время от времени. Поначалу он звонил почти каждую неделю, спрашивал, как успехи и как продвигается ремонт. Сейчас звонит реже, но мы не теряем контакт: рассказываем ему, как дела, и скидываем фотографии того, что получилось.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga