Стоит ли​ обращаться в компанию, которая заведомо нарушает права потребителя?

21
Стоит ли​ обращаться в компанию, которая заведомо нарушает права потребителя?
Аватар автора

Ольга Селиванова

не рискует

Страница автора

Иногда покупатели или клиенты даже не знают, что условия, которые предлагает компания, незаконны.

Вспомнила несколько случаев, которые встречались мне. Например, когда выбирала фитнес-клуб, в договоре одного из них нашла странные условия возврата денег. Абонемент на 10 занятий стоил 20 000 ₽. Придя на первое, человек сразу терял 16 000 ₽ — и за оставшиеся девять ему возвращали 4000 ₽, если после тренировки он передумал ходить. Так клуб прописал, что первое занятие стоит дороже, хотя оно ничем не отличается от остальных.

Другой случай. Я искала себе платье и нашла его на распродаже. Но продавец сразу предупредила: если я передумаю, вернуть этот товар не получится, потому что он со скидкой. От покупки я отказалась.

Если бы скидка была из-за уценки, например из-за неровных строчек, то вернуть платье по этому основанию у меня бы действительно не получилось, так как на момент покупки я знала о недостатке. Но платье было обычного качества, и по закону, если я его не носила и сохранила товарный вид, мне полагалось две недели на возврат.

А однажды я передумала покупать подарочный сертификат, потому что по его условиям остаток номинала сгорал, если человек покупал товар меньшей стоимости. Надо ли говорить, что это условие тоже не соответствует закону.

В этих историях я могла воспользоваться услугами или купить вещь, а после отстоять свои интересы через Роспотребнадзор или суд. Конечно, такая ситуация могла бы и не возникнуть, но рисковать я не стала. Лучше буду клиентом и покупателем у добросовестных магазинов и компаний, потому что разборки будут стоить мне нервов и испортят настроение.

Тоже сталкивались с незаконными условиями при покупке товара или оформлении услуги? Если соглашались на них, приходилось ли потом пожалеть об этом? Если отказывались, то почему? Знали ли изначально о том, что это незаконно, или узнали только потом? Как думаете, стоит ли как-то наказывать такие компании? К каким условиям, вы, наоборот, относитесь с пониманием — и не стали бы разбираться, пусть даже они и не соответствуют закону?

Ольга СеливановаКакие нечестные уловки магазинов и компаний вы встречали?
  • Мирный атомНе понял вопроса. Если договор нарушает права потребителя, то он не имеет юридической силы. Любой суд будет на вашей стороне. У меня была ситуация одна с фитнес клубом. Он переехал и предложил за возврат примерно половину от оставшейся стоимости абонемента. Как только я принёс им претензию, где указано, что если в течении 2 недель они не вернут мне необходимую сумму, то я обращусь в суд, то деньги отдали уже через день.21
  • Александр МаркеловЗависит от обстоятельств. Разумеется машину или квартиру я по таким условиям покупать не буду, но если какая-нибудь мелочевка, то возможно.2
  • МаксимЕсли это единственное предложение на рынке, которое мне подходит, я заключу сделку, но буду защищать свои права потребителя. Если на рынке несколько компаний, то пойду в более коиентоориентированную, чтобы поддержать её17
  • Мария ЗайцеваУ Детского мира 2 вида подарочных сертификатов: пластиковая подарочная карта и электронный подарочный сертификат. Как оказалось, условия их использования отличаются. Карту ты активируешь в личном кабинете и можешь тратить постепенно на любое количество покупок, пока сумма не закончится, никакой остаток не сгорает. А вот с электронным сертификатом оказалось иначе - если сумма покупки меньше суммы сертификата, то остаток сертификата сгорает. Как я сейчас поняла из Вашей статьи, это противоречит закону 😞 Как я узнала об этих тонкостях: сначала мне подарили подарочную карту, меня все устраивало, и затем я снова попросила подарок от Детского мира, получила электронный сертификат и была очень удивлена, что приложение написало, что после планируемой покупки у меня пропадёт остаток суммы. Я внимательно изучила информацию на официальном сайте, нашла правила использования карт и сертификатов, они действительно отличаются, что зафиксировано на официальном сайте, и, получается, противоречит закону.3
  • ДжокондаБесит, когда магазины пишут, что вернут деньги за некачественный товар без чека. Как бы возврат некачественного товара и так не предполагает обязательного наличия чека. Бесит, что вб возврат некачественного товара осуществляет только на свой кошелёк. Это так же незаконно.10
  • Александра_ЯМне как-то подарили такой сертификат, остаток которого сгорал (в магазин комнатных растений). Я не смогла ничего выбрать на полную сумму и сгорало прилично. Я, разумеется, сообщила на кассе, что это незаконно и что меня такое не устаивает. Позвали даже бухгалтера, чтобы найти какое-то решение. В итоге они сказали, что ну никак не могут оформить так, чтобы где-то отображался остаток или вернуть его деньгами (интересно, как же все остальные это делают) и в итоге я предложила купить, помимо цветка, какую-нибудь интерьерную статуэтку (нафиг не нужную, разумеется), которые там тоже продавались, и тут же её вернуть. Так и поступили.6
  • Мария ЗайцеваМирный, у нас тоже с мужем были дважды похожие ситуации с фитнес-клубами. В первый раз мы собирались переезжать, а фитнес-клуб так и не открылся - также принесли претензию, и достаточно быстро нам вернули деньги. Во второй раз фитнес-клуб уже успел открыться (СССР в Москве, в Южном Бутово), но мы даже не успели активировать клубные карты, готовились к переезду в другой город и пришли с заявлением на возврат, ссылаясь на то, что услугами не пользовались. Наше заявление приняли, но реагировать на него отказались, сославшись на то, что не уполномочены, и сказали в таком случае обратиться по официальному юр адресу компании. Мы попросили зафиксировать, какого числа принято заявление, сделали копию и отправили запрос заказным письмом на официальный адрес компании. В итоге пока письмо дошло, компания поменяла юр адрес. Наше письмо так и оставалось на почте, а потом было возвращено мне обратно. Но в этот момент мы уже переехали, поэтому деньги вернуть так и не смогли. Надо было, конечно, добить эту историю, потому что понимаю, что фитнес-клуб был максимально не прав, но увы не было времени и возможности этим заниматься😞4
  • HumbleНе стоит, но я изредка пользуюсь wildberries, который неоднократно нарушал мои права, удерживая деньги за возврат бракованного товара (один раз получила сумку, исписанную ручкой), либо неверного вложения (например, не тот цвет платья прислали)2
  • Фан-клуб Валентина СтрыкалоHumble, из принципа игнорирую WB. Заказываю раз в полгода, если там реально дешевле4
  • AlexanderДжоконда, Не путайте "без чека" и "без доказательства факта". Обычно в аудио и визуальной рекламе подразумевают второе. но маркетологи они такие. И по цене на ценнике продадут принеся это как невиданную щедрость и без чека обратно возьмут. особенно если есть KPI на % покупателей, отказавшихся от бумажного чека. Ну и я вполне понимаю логику "зачем докапываться до чека если принесли обратно продукты собственной торговой марки который нигде кроме это сети купить нельзя". Честно говоря, большая федеральная розница в большинстве случаев уже лет наверное 10 умеет искать покупки и без чека ну хоть по чему-нибудь (дата-время, номера заказов из писем или смс). И до принятия изменений в ЗоЗПП сдавал технику без чека на серьёзных щах, именно до отсутствия(полного выцветания) чека никто не докапывался (номера заказа или скриншота из личного кабинета как-то хватало).3
  • Ольга СеливановаМирный, речь идет о том, чтобы вообще не обращаться в такие компании и не ходить в такие магазины. Зачем? Когда можно выбрать добросовестного продавца и не тратить время на разборки с недобросовестным. Или вы предпочитаете на это закрывать глаза с мыслью, «если что, пойду в суд»?2
  • Ольга СеливановаМаксим, а такие случаи у вас в жизни были, когда компания была не совсем честная и вы выбирали другую?0
  • Ольга СеливановаHumble, а вы пытались поставить маркетплейс на место? Я беру на «Озоне», иногда там дешевле даже.1
  • МаксимОльга, полно. В основном, читаю отзывы. Если компания не решает проблемы клиентов — не обращусь туда. Я плачу деньги за сервис, а значит, должен получить его.0
  • ДжокондаОльга, я ставила. Пришёл битый трансформатор, так мне сказали, что вы должны его забрать, потом в приложении оформить возврат, дождаться подтверждения и потом принести назад. Я, конечно, оформила возврат и деньги мне вернули (правда на вб кошелёк, чем я недовольна), но в целом инцидент исчерпан и я там по-прежнему не покупаю. Ещё я там покупала шлепанцы кожаные, которые расклеились. Продавец отказался вернуть деньги, я делала экспертизу за свой счёт, которая показала, что шлепанцы были действительно некачественные. Я отправила им результаты экспертизы на почту и досудебную претензию. Деньги вернули в тот же день, правда только за шлепанцы. После напомнила про оплату экспертизы и эту сумму тоже возместили. Для сравнения на ламоде надо просто создать заявку в приложении и они все сделают сами.2
  • ДжокондаФан-клуб, я даже если дешевле не заказываю. И даже несмотря на то, что они у меня прямо в доме😐0
  • ДжокондаAlexander, да сейчас любую марку можно вернуть без проблем. Я возвращала кислое молоко "Простоквашино" в Магнит, без чека. Более того, его покупала дочка за наличку и по сути, никаких доказательств покупки, кроме предъявления 5-летней дочки у меня не было. Вернули быстро.0
  • HumbleОльга, я тоже большинство покупок совершаю теперь на Ламоде и Озон из принципа, на вайлдберриз по мелочи или то, что с большой вероятностью подойдет. Поставить на место ВБ пробовала, я даже жалобу в Роспотребнадзор написала, но они отписку прислали0
  • МихаилПомню, один банк пытался собирать биометрию клиентов, прикрываясь УКБО. Под согласием (отдельным и письменным, как того требует закон) принимался вход в приложение или ввод пина в банкомате. После закономерного вопроса, что это такое было, пообещали "цифровой слепок" удалить и никуда не передавать, и мы им, конечно же, верим.0
  • Анастасия ВоронинаДжоконда, мне кажется, раз уж сделали экспертизу, надо было идти в суд. Взыскали бы с них ещё штрафы, пени и моральный вред на сумму больше, чем шлепанцы в несколько раз0
  • ДжокондаАнастасия, возможно, но мне неохота связываться было0