Как обжаловать отказ вернуть деньги за тур в кассации?
25 января 2020 года я купила тур, но из-за пандемии он не состоялся. Я перенесла путешествие на 2021 год. Однако и тогда Ростуризм рекомендовал не посещать выбранную страну и в поездку я не отправилась. Деньги мне не вернули, потому что правительство разрешило туроператорам сделать это до декабря 2021 года.
Но в январе 2022 года деньги так и не перечислили. Тогда 2 февраля 2022 года я вновь обратилась к туроператору. И через 25 дней получила ответ со ссылкой на постановление, которое на тот момент еще даже не было принято правительством. В нем говорилось о новом сроке возврата денег — до 31 декабря 2022 года.
В начале марта 2022 года я подала иск в суд. И пока суд принимал дело к производству и переносил дату заседания по ходатайству туроператора, правительство приняло постановление о переносе сроков оплаты по «ковидным» турам до конца 2022 года.
В итоге суд первой инстанции в выплате отказал. Апелляция оставила решение в силе. Причем в решении суда второй инстанции даже не указано, куда его можно обжаловать.
А 13 января 2023 года по заявлению туроператора с меня взыскали 6000 ₽ судебных расходов. Хочу опротестовать это определение. Как это сделать? И как вернуть деньги за тур?
Оспорить решение суда о взыскании судебных издержек вряд ли получится: по закону проигравшая сторона должна компенсировать судебные расходы. Но вернуть деньги за тур можно. Для этого я рекомендую написать туроператору новую претензию. Расскажу подробнее.
Как возвращают деньги за «пандемийные» туры
Если турфирма отменила поездку без уважительной причины, она обязана вернуть клиенту полную стоимость путевки. Но в пандемию многие компании отменяли туры по независящим от них обстоятельствам, ведь страны запрещали въезд туристам и ограничивали авиасообщение.
Поэтому туроператоры и турагенты могли вернуть сумму за вычетом денег, которые уже потратили на организацию тура. Такие траты они обязаны подтвердить документами. Например, предъявить договор и платежные квитанции, которые докажут, что туроператор перечислил зарубежному отелю невозвратный аванс.
Из-за пандемии 20 июня 2020 года правительство издало постановление, которое изменило сроки возврата денег. Оно касалось тех, кто купил тур до 31 марта 2020 года. По новым правилам туроператор должен был предложить клиенту поменять путевку на равнозначную без доплаты. А если тот откажется, мог возвращать деньги до 31 декабря 2021 года. Но с процентами — 1/365 ключевой ставки ЦБ за каждый день пользования деньгами. Ставка ЦБ на 24 июля 2020 года была 4,5%.
Некоторые категории туристов могли получить деньги раньше — в течение 90 дней. Это люди старше 65 лет и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию: получил инвалидность, болел больше двух месяцев или потерял работу и зарегистрировался в центре занятости.
Туристы рассчитывали получить деньги за туры в 2022 году. Но правительство продлило срок возврата за «пандемийные» туры до 31 декабря 2022 года. Поэтому в прошлом году суды отказывали путешественникам в возврате денег. Но в 2023 году эти постановления уже не действуют и турфирмы обязаны вернуть стоимость путевок.
Тех, кто купил путевку после 31 марта 2020 года, «пандемийные» постановления не затронули. Они могли вернуть деньги в обычном порядке, а не ждать до конца 2022 года.
Почему в вашем случае суд встал на сторону туроператора
Суд первой инстанции, рассматривая ваше дело, согласился, что туроператор должен вернуть деньги за путевку. Но сказал, что согласно постановлению правительства у компании есть время до 31 декабря 2022 года. А поскольку решение вынесли до этой даты, в выплате отказал.
По той же причине апелляционная инстанция оставила решение в силе. Поэтому, если бы вы обжаловали это определение, вам бы все равно отказали.
Проигравшая в суде сторона должна компенсировать оппоненту судебные расходы. Поэтому в январе суд удовлетворил ходатайство туроператора и потребовал, чтобы вы заплатили 6000 ₽.
Вижу, что вы уже обжаловали это решение, но суд второй инстанции оставил его без изменений. Определение вступило в силу 16 марта. Вы имеете право обжаловать его в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев с этой даты. Но я не рекомендую этого делать: кассация вряд ли изменит решения нижестоящих судов. Поэтому есть риск, что вы безрезультатно потратите время, нервы и, возможно, деньги на услуги юриста.
Что можно сделать в вашей ситуации
Поскольку срок возврата денег — 31 декабря 2022 года — уже прошел, рекомендую снова направить туроператору претензию. Это можно сделать по обычной или электронной почте.
В письме укажите, что вы требуете вернуть стоимость тура — 123 000 ₽ — и проценты за пользование вашими деньгами. Это 1/365 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки. Ее считают со дня подачи письменного требования до перечисления денег. Ставка ЦБ на 24 июля 2020 года была 4,5%. Например, если вы первый раз обратились к туроператору за возвратом 28 июля 2020 года, а деньги получили 15 мая 2023 года, проценты составят 15 498 ₽ за 1022 дня.
Туроператор обязан оформить возврат в течение 10 дней с момента подачи заявления. Я уже рассказывала о том, как это устроено. Если компания откажется выплатить деньги или проигнорирует требование, вы вправе обратиться в суд.
- Похожий на ваш случай был в Москве. 26 декабря 2019 года женщина купила путевку в Прагу. Лететь должна была в 2020 году, но началась пандемия, поэтому клиентка потребовала, чтобы туроператор и турагент расторгли договор и вернули деньги. Туроператор предложил замену тура, но клиентка отказалась. Деньги женщине не вернули, поскольку правительство продлило сроки возврата из-за пандемии, и районный суд поддержал компанию.
- Женщина подала апелляцию в Мосгорсуд. Она хотела взыскать стоимость тура, проценты за пользование ее деньгами, неустойку и штраф — 50% от суммы, присужденной судом. Но апелляционный суд ей отказал, потому что 31 декабря 2022 года на тот момент не наступило. Однако суд отметил, что женщина может обратиться с новым иском, если после 31 декабря туроператор не вернет деньги добровольно.
То есть суды подтверждают, что после 31 декабря 2022 года туристы вправе снова подать иск, если турфирмы не вернули деньги. Суд должен будет вынести решение в вашу пользу и обязать туроператора перечислить стоимость путевки.
Если будете обращаться за помощью юриста, можете потребовать, чтобы расходы на его услуги компенсировал туроператор. Только не завышайте сумму: суд вправе по своему усмотрению уменьшить компенсацию, если сочтет, что цена несправедлива и не соответствует объему услуг.
В какие суды обращаться с иском к туроператору или турагенту
Споры по поводу возврата денег туроператорами рассматривают суды общей юрисдикции. Выбор суда зависит от суммы иска:
- до 100 000 ₽ — мировые суды;
- больше 100 000 ₽ — районные суды.
Иск можно направить по месту своего жительства или пребывания, по адресу туроператора или месту заключения или исполнения договора.
Куда обращаться за обжалованием решения, зависит от первоначального суда.
Если дело рассматривал мировой судья, апелляцию подают в районный суд. А кассацию, то есть обжалование решения суда второй инстанции, — в кассационный суд общей юрисдикции. Их девять по всей России.
Если дело рассматривал районный суд, апелляцию подают в суд региона: верховный суд республики, краевой или областной суд либо суд города федерального значения. А кассацию — в кассационный суд общей юрисдикции.
Посмотреть названия и адреса судов можно на портале ГАС «Правосудие». А еще у нас есть подробный гайд о том, как обжаловать решение суда.