![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ama-icon.dx4kek.jpg)
6 вопросов о нюансах поставок из Китая
Отвечает основатель логистической компании Андрей Захарченко
![6 вопросов о нюансах поставок из Китая](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/china-logistics-questions-cover-in-and-out.vhv2ywue6cbc..jpg)
Для успешного взаимодействия с зарубежными продавцами и площадками предпринимателям нужно быть в курсе многих тонкостей.
Мы собрали ответы основателя логистической компании Андрея Захарченко на несколько вопросов: какие товары выгодно заказывать в Китае, как переводить деньги поставщикам и на что следует обращать внимание при подписании договоров. Также вы узнаете, что делать при пересорте товаров, зачем заранее проверять товарные знаки и как избежать проблем с таможней.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/china-logistics-questions-01.f5zyowieztzu..png)
Какие товары выгодно заказывать в Китае и какие документы нужны для ввоза?
Какие товары выгодно заказывать в Китае? Где найти и как проверить поставщика? Какие документы нужны для ввоза?
Тут два пути, если речь идет про конкуренцию по цене. Консервативный — брать известную товарную нишу, делать запрос поставщикам и сравнивать цену поставщиков в Китае плюс стоимость логистики и таможни с оптовыми ценами на товар в России. Рискованный — смотреть трендовые товары, привозить их раньше других и снимать сливки. Поставщика лучше искать на «Алибабе», а проверять — через сервисы Qichamao или QCC.
Если у вас небольшой заказ или крупный, но много разной номенклатуры — в ваш магазин нужны пластиковые динозавры, мягкие медведи и конструкторы, — выбирайте торговую компанию. В остальных случаях — производство на фабрике.
Если мы говорим про таможенное оформление, потребуются инвойс, упаковочный лист, банковские документы о переводе на фабрику, техническое описание товара, разрешительная документация.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/china-logistics-questions-02.fyl4gngvzjz4..png)
На что обращать внимание при подписании договоров на поставку?
При подписании договоров на поставку продукции из Китая на какие аспекты следует обратить внимание? Какие могут быть подводные камни? Какие преимущества есть у ИП и ООО, если планируется торговля через маркетплейсы и B2B?
Если речь про ВЭД , то разницы между ИП и ООО нет совершенно никакой.
При подписании договоров на поставку продукции из Китая потребуется двуязычный контракт на русском и английском языках с построчным переводом. Также необходимо прописать все нюансы, даже самые очевидные. Вообще, не стесняйтесь быть Капитаном Очевидность в вопросе взаимодействия с поставщиками. Еще нужно проверить, что китайцы верно прописали Инкотермс: часто они любят делать FOB , даже если это ж/д-перевозка или авиафрахт.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/china-logistics-questions-03.3721jcaypud0..png)
Как выгоднее работать: самостоятельно или через компанию-импортера?
Насколько реально работать на свой контракт при объемах 100 000—200 000 $ (8 813 240—17 626 480 ₽) в год? Имеется в виду, что есть куча требований со стороны таможни, банка, требования к маркировке, необходимость сертификатов, а штрафы везде драконовские.
При выручке до 200 000 $ (17 626 480 ₽) в год я бы советовал работать на контракт импортера. В среднем импортеры берут 5% от стоимости, в вашем случае это около 900 000 ₽ в год.
Чтобы вести импорт, вам потребуются:
- специалист по закупкам, желательно со знанием китайского языка, его месячный оклад — от 120 000 ₽;
- бухгалтер с пониманием ВЭД, зарплата которого в среднем на 50 000 ₽ в месяц выше, чем у обычного бухгалтера;
- в идеале еще логист, его оклад — от 110 000 ₽.
За год это 3 300 000 ₽ — или 2 000 000 ₽ без логиста. Плюс зарплатные налоги. Стоит учесть, что компания-импортер будет отвечать за поставку, а накосячившего менеджера максимум можно только уволить.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/china-logistics-questions-04.zzryzxmkvccz..png)
Как платить поставщикам?
Как переводить деньги поставщикам?
Основной способ — межбанковский перевод по SWIFT. Официальный перевод требует официального ввоза товара, в противном случае, если вы отправили деньги, но товар не ввезли, штраф составит от 80 до 100% от суммы перевода.
Если мы говорим про закупку от российского юрлица через условную «Алибабу», лучше переносить общение с поставщиком в почту или «Вичат», заключать напрямую контракт и переводить ему деньги.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/china-logistics-questions-05.bxw6benwrd3b..png)
Как общаться с таможней и поставщиком, если произошел пересорт товаров?
У китайцев часто происходит пересорт: что-то недогрузили, но по документам числится. Как быть с таможней, если попадете под досмотр? Как быть с деньгами за неотгруженный товар, если выяснится, что недогрузили, уже по прибытии на склад покупателя в России? Скидку просить? Но тогда получаем заниженную цену на новую партию и вытекающую из этого переплату налогов.
Хороший вопрос. Я советую делать Quality Checking на каждую партию товара и проверять, чтобы не было пересорта. Если возникла ситуация, что Quality Checking не проверил всю партию, а таможня проверила — например, вы везете шариковые ручки 10 типов по 50 000 штук каждого, ваш проверяющий не пересчитал полмиллиона штук, а проверил один ящик, — то с таможней нужно договариваться. Обычно, когда нет признаков контрабанды, они идут навстречу. Тем более если речь идет о том, что китайцы отгрузили меньше товара.
Про переплату — все зависит от ее размера. Когда она небольшая — просить скидку, для таможни это и будет обоснованием: если груз не идет ниже ставки риска, 99% не будет никаких вопросов. Если переплата большая, часть груза можно отправить на карго.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/china-logistics-questions-06.yczw030drein..png)
Как и зачем проверять товарные знаки?
Российская таможня не пропустила большую партию товара, мариновали посылку месяц, после чего просто отправили назад в Китай. Сказали, что их чем-то не устроил товарный знак, реестр ТРОИС . Но дело в том, что до этого я регулярно делал большие заказы этих же вещей. Можно ли как-то предугадать такой поворот событий и как обезопасить себя?
Товарный знак надо проверять по ТРОИС перед тем, как делать заказ. При этом ТРОИС защищает не все товары под брендом, а лишь определенные товарные категории, в нем самом указано какие.
В прошлый раз вас просто не проверяли и, скорее всего, выпускали таможенную декларацию автоматически — имеется в виду, что таможенный инспектор лично посмотрел декларацию и поставил отказ. Не советую говорить про прошлые партии таможенникам сейчас, будут проблемы и по ним: таможня может проверять завезенную в страну партию товара в течение трех лет.