Я работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей — импортом и экспортом.

Моя задача — сделать так, чтобы товары попадали из одного государства в другое. Через меня проходят все международные договоры поставок, их называют еще контрактами. И практически в любом контракте можно найти обозначение из трех букв, например EXW, FCA, CIP, DAP.

Каждое такое обозначение — это международное правило поставки из перечня Инкотермс. Эти правила еще называют «базисами» или «терминами». Расскажу, какие базисы бывают, на что они влияют и как в них не запутаться.

Зачем нужны правила Инкотермс

В любой международной сделке есть множество условий, которые необходимо согласовать: например, кто организует доставку, когда и где продавец передает товар покупателю, кто будет отвечать, если при перевозке с грузом что-то случится.

Обсуждать и прописывать отдельно каждое условие в контракте — долго и сложно. Кроме того, контракт читают не только покупатель и продавец, но и третьи лица:

  1. Логисты.
  2. Брокеры.
  3. Работники международных грузоперевозок.
  4. Финансовые специалисты и бухгалтеры контрагентов.
  5. Сотрудники банков.
  6. Таможенники.
  7. Налоговые и страховые инспекторы.

Все эти люди работают в разных местах и говорят на разных языках. Правила Инкотермс помогают им одинаково понимать условия поставки, а покупателю не нужно согласовывать с продавцом условия по отдельности. Вместо этого они выбирают из списка подходящий термин. Каждый термин уже содержит в себе фиксированный набор условий.

Вот какие условия может определять термин, он же базис:

  1. Место передачи товара.
  2. Момент перехода рисков от продавца к покупателю — когда за товар начинает отвечать компания, которая его купила.
  3. Распределение обязанностей между продавцом и покупателем — по страхованию груза, прохождению таможенных процедур на ввоз и вывоз, совершению погрузочно-разгрузочных работ.

Принцип такой: выбрали базис — значит, согласились с его условиями. Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.

Как правило поставки прописывается в документах

Базис поставки фиксируется в контракте, спецификации на товар и в счете — инвойсе. Если вы откроете любой из этих документов, то увидите что-то вроде: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).

Первые три буквы — EXW — это название базиса поставки. Базис EXW подразумевает самовывоз: покупатель должен самостоятельно забрать товар со склада продавца.

Далее указывается место, где продавец передает товар покупателю: в данном случае — китайский город Гуанчжоу. А в конце идет ссылка на перечень правил Инкотермс, откуда взят базис. Дело в том, что Международная торговая палата разработала первую редакцию перечня еще в 1936 году. Но мир и условия международной торговли постоянно меняются, поэтому каждые десять лет выходит новая версия. Например, есть Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010 и самая свежая версия Инкотермс 2020.

Новая редакция не аннулирует предыдущие: можно использовать любую версию — хоть старую, хоть новую. Главное — указать ее в документах, чтобы всем было понятно, откуда взят базис.

Это инвойс — счет на оплату. Мебель из Кореи на условиях базиса EXW обойдется в 16 931,92 $
Это инвойс — счет на оплату. Мебель из Кореи на условиях базиса EXW обойдется в 16 931,92 $
Контракт на поставку мебели из Южной Кореи. Базис поставки — EXW — зафиксирован в пунктах 1 и 2Контракт на поставку мебели из Южной Кореи. Базис поставки — EXW — зафиксирован в пунктах 1 и 2Контракт на поставку мебели из Южной Кореи. Базис поставки — EXW — зафиксирован в пунктах 1 и 2

Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга

Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки: это вопрос договоренностей. Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.

Группа Е. Самовывоз, все риски несет покупатель.

Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, а доставка и растаможка — на покупателе.

Группа C. Доставку организует продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику.

Группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его.

Наверху 11 базисов Инкотермс 2020. Они распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей продавца. Обратите внимание: во всех базисах, кроме CIP и CIF, не прописано, кто должен страховать товар — продавец или покупатель
Наверху 11 базисов Инкотермс 2020. Они распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей продавца. Обратите внимание: во всех базисах, кроме CIP и CIF, не прописано, кто должен страховать товар — продавец или покупатель

Базисы FAS, FOB, CFR, CIF подходят только для поставок по воде, а остальные — универсальные. Подробнее о каждом базисе расскажу ниже.

Все грузы, перемещаемые в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрыты страховками перевозчиков. Важно не экономить и страховать груз по полной стоимости, ведь при доставке с ним может произойти что угодно.

Вот реальная история. В конце 2000-х годов российские предприниматели закупили мрамор в Италии. Чтобы снизить таможенные платежи, по документам оформили груз, как будто там керамическая плитка. При транзите контейнер каким-то образом потеряли в Черноморске. Груз был застрахован, но по заниженной цене — как керамика, а не мрамор.

Страховая компания компенсировала потери по заниженной стоимости — предприниматели зафиксировали убытки и забыли. Через несколько лет контейнер вдруг нашелся — все там же, на терминале в Черноморске. Найденный груз считался невостребованным, поэтому его выставили на аукцион, который выиграли какие-то строители. Представляю их счастье, когда они вскрыли контейнер и обнаружили там мраморные плиты. Стоимость этих плит многократно превышала цену аукционного лота.

Что нужно знать про страховой полис

В большинстве базисов не проясняется, кто должен страховать груз. Покупатель и продавец в ходе переговоров могут решить этот вопрос и зафиксировать договоренности в контракте.

Страховой полис — коммерческий документ, который активно используется в международных перевозках. Таможенные и налоговые органы разных государств могут запрашивать его, чтобы проверить достоверность сведений при декларировании грузов и внесении платежей.

В базисах CIP и CIF обязанность по страхованию возложена на продавца. Страховой полис — это не формальность, а важный документ, который защищает стороны сделки от убытков. Советую следить за правильностью заполнения полиса — ошибки и опечатки недопустимы.

В страховом полисе указываются:

  • стоимость и количество товаров;
  • номер рейса или накладной, по которой следует груз;
  • страхователь;
  • размер возмещения при наступлении страхового случая.
Вот пример страхового полиса. Премия всего 7,88 $, а в случае повреждения или гибели груза продавец получит 7875 $. Советую не экономить на страховке
Вот пример страхового полиса. Премия всего 7,88 $, а в случае повреждения или гибели груза продавец получит 7875 $. Советую не экономить на страховке

Базис группы Е
EXW — Ex works — «Франко завод»

Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или фабрике.

Обязанностей покупателя больше:

  1. Забрать груз со склада продавца.
  2. Погрузить на свой транспорт.
  3. Пройти иностранную таможню.
  4. Доставить груз в свою страну.
  5. Разгрузить.
  6. Пройти отечественную таможню.

Что значит приставка «Франко»

Это термин в международной торговле, который образован от итальянского слова franco — «свободный». Он указывает место передачи товара и перехода рисков с продавца на покупателя.

Например, термин «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда на своем заводе передает товар покупателю.

Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.

Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.

Согласно базису, продавец не обязан помогать с погрузкой товара, но по моему опыту чаще всего эта услуга включена. Однако при заключении контракта лучше все же прописать, кто организует погрузку, — чтобы не было сюрпризов.

Важный момент: в этом базисе на покупателя ложится обязанность по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец за это не отвечает. Например, вы купили тисовую доску в Италии, привезли ее в порт, а там обнаружилось, что у товара нет фитосанитарного сертификата. В итоге к перевозке груз не берут, а оформить сертификат может только резидент ЕС.

По этой причине российские предприниматели стараются не применять базис EXW в странах Европы. Чтобы вывезти коммерческий груз из страны, его нужно задекларировать — а в Евросоюзе это может сделать только резидент ЕС. Если вы хотите привезти товары, например, из Италии, а продавец предлагает вам EXW, то лучше отказаться. Или как минимум быть готовым заплатить таможенным брокерам-резидентам за оформление.

А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис вполне применим. Многие российские импортеры одежды и косметики приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. В таком случае самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.

Тем не менее базис EXW — довольно сложный для импортера. При работе с ним заранее проверяйте транспортную доступность склада поставщика. Были ситуации, когда российские предприниматели не могли забрать товары из какой-нибудь испанской или итальянской глубинки из-за проблем с транспортом.

По моему опыту если продавец настаивает на базисе EXW, скорее всего, он не очень заинтересован в вас, как в покупателе. Фактически он самоустраняется от проблем с доставкой товара до границы или ближайшего транспортного хаба, а также от оформления документов для вывоза.

Использовать этот базис стоит, если цена контракта очень привлекательная, и вы уверены, что сможете самостоятельно организовать доставку.

Например, вы везете из Китая мягкие игрушки. Во внешнеторговом контракте прописано EXW Shenzhen China (Incoterms 2020). Это означает, что в стоимость включены только сами игрушки, а все остальное вам нужно организовывать и оплачивать самостоятельно. Таможенная стоимость, с которой будет взиматься таможенная пошлина и НДС, будет включать в себя:

  1. Стоимость по контракту.
  2. Расходы на сбор груза в стране отправления.
  3. Стоимость доставки до границы ЕАЭС.
  4. Агентские и страховые сборы.
  5. Стоимость оформления экспортной декларации в стране отправления.
А вот для экспортеров EXW — удобный базис. Но в российских реалиях с ним есть сложности:
  1. Иностранный контрагент не может задекларировать груз на российской таможне. Российской стороне придется сделать это самой, а это уже другой базис — FCA. Исключения составляют сделки между странами ЕАЭС: в этом случае можно работать на EXW.
  2. Чтобы подтвердить факт экспорта, российская компания должна предоставить в налоговую инспекцию экспортную таможенную декларацию. Но у экспортера может и не быть этого документа, ведь это не он декларировал товар.
Как вести бизнес без штрафов
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Базис группы F
FCA — Free Carrier — «Франко перевозчик»

Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар перевозчику, которого указал покупатель, и зафиксировать передачу в транспортных документах.

Обязанности покупателя следующие:

  1. Организовать и оплатить доставку груза в свою страну.
  2. Разгрузить.
  3. Уплатить таможенные пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар передан перевозчику — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.

FCA — популярный базис: по моим наблюдениям он применяется в более чем половине сделок с автоперевозкой грузов. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.

Это CMR — международная товарно-транспортная накладная. На накладной стоит печать таможенного инспектора «Выпуск разрешен». Это значит, что продавец — российская компания — провела таможенное оформление груза на вывоз. Внизу печать транспортной компании — перевозчик получил груз. Таким образом, продавец выполнил свои обязательства, а все риски с этого момента — на покупателе
Это CMR — международная товарно-транспортная накладная. На накладной стоит печать таможенного инспектора «Выпуск разрешен». Это значит, что продавец — российская компания — провела таможенное оформление груза на вывоз. Внизу печать транспортной компании — перевозчик получил груз. Таким образом, продавец выполнил свои обязательства, а все риски с этого момента — на покупателе

Базис группы F
FAS — Free alongside ship — «Свободно вдоль борта»

Этот базис подходит только для поставок по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар к борту судна покупателя.

Обязанности покупателя следующие:

  1. Погрузить товар на судно.
  2. Доставить груз в свою страну.
  3. Разгрузить.
  4. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.

Просто привезти и вывалить, например, тюки с чаем на причал нельзя, сейчас не 17 век. Поэтому при заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это необходимо, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.

Этот базис редко применяется в международных сделках. Он подразумевает, что продавец поставит контейнер с товаром не просто в порт, а прямо к борту конкретного судна, которое укажет покупатель. Это не так-то легко сделать: например, судно может задержаться по пути и не успеть к назначенному времени передачи груза. А привозить сильно заранее продавцу невыгодно: придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта.

Базис группы F
FOB — Free on board — «Свободно на борту»

Как и FAS, этот базис применим, если груз перевозят по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить и погрузить товар на судно покупателя.

Обязанности покупателя:

  1. Доставить груз в свою страну.
  2. Разгрузить.
  3. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз попал на борт судна, это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.

Коносамент — это специальный документ, который подтверждает, что морской или речной перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.

Например, вы везете итальянскую керамическую плитку из Триеста в Новороссийск. В контракте с поставщиком прописано FOB Trieste Italy (Incoterms 2020). Цена контракта включает стоимость самой плитки и ее погрузки на корабль, а также таможенные расходы на вывоз груза из Италии.

Таможенная стоимость для российского импортера в этом случае включает:

  1. Стоимость по контракту.
  2. Доставку морем до Новороссийска.
  3. Выгрузку контейнера в порту.
  4. Агентские и страховые расходы, если они были.
Это коносамент, согласно которому груз в морском контейнере EMCU3443273 находится в терминале морского порта. Он готов к отгрузке на корабль, который доставит его в Санкт-Петербург. Если базис поставки — FOB, то до момента погрузки за товар все еще отвечает продавец
Это коносамент, согласно которому груз в морском контейнере EMCU3443273 находится в терминале морского порта. Он готов к отгрузке на корабль, который доставит его в Санкт-Петербург. Если базис поставки — FOB, то до момента погрузки за товар все еще отвечает продавец

Базис группы С
CFR — Cost & Freight — «Стоимость и фрахт»

Еще один исключительно «водный» базис.

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  2. Погрузить товар на судно.
  3. Доставить в порт к покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить контейнеры с товаром, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.

Допустим, вы экспортируете партию сувенирных матрешек из Новороссийска на Кипр — базис поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). Тогда в стоимость поставки уже включены ваши расходы на экспортные таможенные процедуры, перевозка матрешек в контейнере до порта Новороссийска, погрузка контейнера на судно и фрахт — доставка морем — до порта Никосия.

Базис группы С
CIF — Cost Insurance and Freight — «Страхование и фрахт»

Это последний базис, который используется только при доставке водными видами транспорта. Всего таких базисов четыре:

  1. FAS и FOB, где доставку организует покупатель.
  2. CFR и CIF, при которых транспортные расходы ложатся на продавца.

Обязанности продавца:

  1. Застраховать груз.
  2. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  3. Погрузить товар на судно.
  4. Доставить в порт к покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на судне в порту.

Этот базис отличается от предыдущего тем, что здесь у продавца появляется дополнительная обязанность — застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, то покупатель получит компенсацию от страховой компании.

После размещения груза на судне риски переходят на покупателя. Если груз затонет, потеряется, намокнет или получит повреждения, то вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самостоятельно, без участия продавца.

Базис группы С
CIP — Carriage and Insurance Paid to — «Перевозка и страхование оплачены до»

Обязанности продавца:

  1. Застраховать груз.
  2. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  3. Погрузить товар на транспортное средство.
  4. Доставить покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Этот базис похож на предыдущий. Но если CIF подходил только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.

CIP и CIF — единственные правила, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.

Например, российская компания импортирует косметику из Австрии в Брянск на условиях СIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). Тогда в стоимость контракта уже входит:

  1. Доставка до Брянска.
  2. Таможенные процедуры в Австрии.
  3. Транзитные таможенные процедуры в Польше.
  4. Стоимость страхования груза при перевозке до Брянска.

Примечательно, что в таможенную стоимость, с которой начисляются таможенные платежи, не будет входить стоимость провоза товара по территории ЕАЭС: от границы между Польшей и Беларусью до Брянска. Чтобы получить такую «скидку» от российской таможни, нужно запросить у продавца справку в свободной форме о составе транспортных расходов с разбивкой по территории ЕС и ЕАЭС.

Базис группы С
CPT — Carriage Paid To — «Перевозка оплачена до»

Этот базис аналогичен CIP, за исключением одного условия: продавец не обязан страховать груз.

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  2. Погрузить товар на транспортное средство.
  3. Доставить покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Российская компания везет галстуки на самолете из Милана. Базис поставки CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). В сумму по контракту уже входит стоимость перелета из аэропорта Милана до Шереметьево и выгрузка товаров с борта.

Важный нюанс: базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. По идее, это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тарифе на перевозку. Иначе самолеты неделями бы простаивали в ожидании, пока получатели оплатят разгрузку.

Базис группы D
DAP — Delivered At Point — «Поставка в пункте»

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.

DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.

Базис группы D
DPU — Delivered Named Place Unloaded — «Поставка на место выгрузки»

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  2. Доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
  3. Разгрузить.

Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.

DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца разгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.

Например, вы поставляете в Польшу канцтовары. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в Варшаве. Если это вам не под силу, то лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.

Базис группы D
DDP — Delivered Duty Paid — «Поставка с уплатой пошлин»

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз и вывоз.
  2. Доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.

Обязанности покупателя: разгрузить и принять товар.

Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю.

По сути, это самый комфортный вариант для покупателя. Но обратите внимание: по условиям базиса выгрузка товара не входит в зону ответственности продавца, а вот уплата всех пошлин и таможенное декларирование — входит.

Кажется, что это удобно, если вы импортер. Но есть проблема: по российским законам иностранный партнер не может выступать декларантом и плательщиком таможенных платежей. Поэтому прежде чем писать, например, DDP Samara Russia (Incoterms 2020), уточните, как поставщик намерен проходить российскую таможню.

Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс

Как я уже рассказывал, продавец и покупатель вправе выбрать любой базис из любой версии Инкотермс.

DAT. Например, во многих контрактах на импорт встречается базис DAT из Инкотермс 2010. Он расшифровывается как Delivered at Terminal — поставка в терминал. В последней версии правил этот базис исчез, а вместо него появился DPU. В целом условия DAT и DPU аналогичны, а изменения внесены, чтобы дать продавцу и покупателю больше свободы в согласовании места передачи товара. Теперь его можно передать не только в конкретном терминале, но и вообще где угодно — хоть в поле.

DAF. Еще более древний базис, родом из Инкотермс 2000. Он расшифровывается как Delivered at Frontier — поставка до границы. В этом случае товар передается не в каком-то выбранном пункте, а именно на границе между странами и проходит таможенную очистку для вывоза. Особенно часто DAF применяется в автомобильных и железнодорожных перевозках. Этот базис очень удобен в части распределения зон ответственности.

Допустим, вы поставляете товар в Латвию по железной дороге. Тогда вы отвечаете за груз, пока он на территории вашей страны, и вы же оплачиваете таможенные процедуры по вывозу его из РФ. Как только вагон пересечет границу, например, России и Латвии, все обязательства с вас снимаются.

Какой базис выбрать покупателю

Стоимость контракта во многом зависит от базиса поставки. Например, если вы заключаете контракт на условиях самовывоза — базис EXW, — то продавец заложит в цену только стоимость товара. Остальные расходы на вас, но зато вы сможете регулировать их сумму в части страхования или перевозки: выбрать более дешевый вариант.

Если же покупать тот же самый товар, но при условии поставки под ключ — базисы DPU, DAP и DDP, — сумма в контракте будет выше.

Приведу упрощенный пример, чтобы было понятнее, как базис влияет на стоимость контракта. Российский импортер договорился о поставке бамбуковых зубочисток из Китая. Стоимость партии зубочисток весом в 1 тонну составляет 3000 €. При курсе 90 Р за 1 € — это 270 000 Р. Если выбран базис EXW, то в цену контракта входит только стоимость зубочисток — 270 000 Р, а все сопутствующие расходы на доставку продавец оплачивает дополнительно.

Но импортер не может самостоятельно забрать товар из Китая, поэтому просит продавца привезти груз в Россию. Он соглашается, и стороны подписывают контракт на условиях, например, базиса DAP. Допустим, продавец готов организовать доставку за 60 000 Р — с учетом дополнительных расходов, в том числе на погрузку и оформление в китайской таможне.

Продавец заложит эти 60 000 Р в стоимости контракта. Итого контракт по условиям DAP подписан на сумму: 270 000 Р + 60 000 Р = 330 000 Р.

Для новичков. Если вы только начинаете свой путь в международной торговле, то можно использовать базисы группы D: DAP и DPU. Так будет меньше проблем, потому что продавец организует почти все сам.

Минус здесь один: меньше простора для маневра. Вряд ли получится выбрать более дешевого перевозчика или более удачный маршрут, чтобы сэкономить. Продавец будет доставлять груз так, как удобнее ему, а не как дешевле для вас.

Обратите внимание: ни один базис не гарантирует защиту от всех проблем. Нельзя действовать наугад без понимания процессов: международная торговля — это не так-то просто.

Например, административный штраф за неправильное декларирование груза на таможне может достигать двукратной стоимости товаров и включать их конфискацию.

Если вы только начинаете импортировать, лучше привлечь экспертов, которые помогут правильно провести сделку, чем потерять миллионы из-за собственных ошибок.

Для уверенного импортера. Базисы EXW, FCA, FAS, FOB — без доставки от продавца — подойдут опытным импортерам, которые знают, как самостоятельно организовать транспортировку, выбрать оптимальный маршрут и сэкономить на этом. Используйте их, если разбираетесь в международной логистике, умеете страховать риски и четко представляете свои возможности.

При прохождении таможенного оформления на ввоз понадобится указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. А эта стоимость включает и дополнительные расходы импортера, если они не учтены в контракте. Поэтому базисы группы Е, F и С требуют сбора большого числа договоров — на доставку, таможенное оформление, страхование, погрузку и разгрузку товаров.

Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки любят, чтобы в стоимость контракта уже были включены все расходы: так прозрачнее и понятнее. Поэтому если вы планируете привезти товары из-за границы на заемные средства, скорее всего, кредитор попросит прописать в контракте базис DAP, DPU или DAT.

Осторожному импортеру. Базисы CIF и CIP предполагают разумное распределение рисков. Ответственность переходит к покупателю в момент, когда перевозчик забрал товар у продавца. И вроде бы это не очень хорошо, ведь еще предстоит путь из одной страны в другую — мало ли что случится. Но продавец за свой счет страхует товар: если что, страховая компания компенсирует убытки.

Какой базис выбрать продавцу

Производитель товара и экспортер — часто одна и та же компания. Чаще всего у них нет собственного отдела внешнеэкономической деятельности, который мог бы организовать поставки за границу. Поэтому для продавца предпочтительнее, чтобы покупатель сам организовал доставку и взял на себя как можно больше рисков.

Как мне кажется, оптимальная схема выглядит так: вы обеспечили таможенное оформление на экспорт и отгрузили товар перевозчику, которого выбрал покупатель. На этом ваши обязательства исполнены, а что будет с грузом дальше — вас уже не касается. Под этот сценарий подходят базисы: FOB — если доставка происходит по морю, FCA — в остальных случаях.

Если же хотите максимально облегчить работу зарубежному партнеру, то стоит выбрать вариант с CPT — груз застрахован и доставлен в согласованное место. Это универсальный базис, который применяется в авто-, авиа- и железнодорожных перевозках.

Какие базисы подходят для разных видов транспорта

Универсальные базисы — подходят для любого транспортаБазисы для морского и внутреннего водного транспорта
EXW — «Ex Works / Франко завод»FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»
FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик»FOB — «Free on Board / Свободно на борту»
СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до…»CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»
CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»
DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»
DAP — «Delivered at Place / Поставка в место назначения»
DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с уплатой пошлин»
Универсальные базисы — подходят для любого транспорта:
  1. EXW — «Ex Works / Франко завод»
  2. FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик»
  3. СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до…»
  4. CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»
  5. DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»
  6. DAP — «Delivered at Place / Поставка в место назначения»
  7. DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с уплатой пошлин»
Базисы для морского и внутреннего водного транспорта:
  1. FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»
  2. FOB — «Free on Board / Свободно на борту»
  3. CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»
  4. CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»

Что нужно знать про Инкотермс

  1. Базисы Инкотермс помогают партнерам из разных стран одинаково понимать условия поставки.
  2. Базисы фиксируют распределение обязанностей между покупателем и продавцом, место передачи товаров и момент перехода рисков.
  3. Есть несколько версий базисов, например Инкотермс 2000, Инкотермс 2010, Инкотермс 2020. Можно выбрать любую версию, но необходимо указать ее название и год.
  4. Базисы разделены на группы по степени нарастания ответственности и рисков для продавца — от Е до D.
  5. Если вы неопытный импортер, выбирайте среди базисов группы C или D. Риски будут минимальны, но цена контракта — выше.
  6. Ни один базис не защищает от всех рисков. Если вы не разбираетесь в международной торговле, то найдите эксперта и заплатите ему за помощь.
  7. Базисы CIP и CIF — единственные, где предусмотрена обязанность продавца застраховать груз. В остальных правилах вопрос страхования решается по договоренности сторон.
  8. Независимо от выбранного базиса не стоит пренебрегать страховкой.
  9. При переговорах с иностранной компанией обязательно уточняйте, к какому базису относится предлагаемая цена.