«2500 $ — это режим выживания»: сколько я трачу на жизнь в Калифорнии
Опыт читателя

Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Я живу в Калифорнии на задворках Кремниевой Долины, рядом со студенческим городком Беркли.
В Америке я чуть больше десяти лет, девять из них — в солнечной Калифорнии. Любимые котейки остались на другом континенте, и все это время я живу здесь один, изредка навещая их в чуть менее солнечном Казахстане.
У нас довольно спокойный спальный район, а если подняться немного на холмы, открывается потрясающий вид на долину и залив. И даже мост Золотые Ворота порой виднеется вдали. А до залива всего 20 минут пешком.



Работа и зарплата
Я работаю тестировщиком в главном офисе одной из компаний FAANG. Термин немного устаревший, но вносит некоторую долю конкретики и объясняет дальнейшие неприличные цифры, да простят меня заранее дамы и господа не от мира ИТ.
Зарплату я получаю, как и полагается, в вечнозеленых бенджаминах франклинах. После вычета святая святых — налогов — в месяц выходит около 7500 $ (699 326 ₽). Это не считая единоразового бонуса в конце года — обычно в районе 8000—10 000 $ (745 948—932 435 ₽) чистыми — и пакета акций. С последним разброс очень большой, но, например, за прошлый год я получил 85 000 $ (7 925 698 ₽) акциями с разбивкой на четыре года. Это значит, что выдавать их будут каждый квартал в течение четырех лет. Если я уволюсь или меня уволят, все, что не успею получить к тому моменту, сгорит.
В этом году вышло уже 150 000 $ (13 986 525 ₽). Но это сумма до вычета налогов — бережно отнимаем в уме условную треть и кладем на счет государства. Как и когда с них платят налоги — дело дремучее, поэтому я их совсем не трогаю, а они меня, и все довольны. Возможно, в будущем сниму все разом и уеду в португальский или еще какой-то закат, где за приличное жилье не нужно отдавать сумму с шестью нулями.
Аренда
Я арендую апартаменты с одной спальней чуть севернее Беркли за 1550 $ (144 527 ₽) в месяц. Из жилых комнат — спальня и зал, совмещенный с кухней. Всего получается 35—40 м².
Если не брать в расчет удаленность от офиса — около 90 километров, я вполне доволен жильем, но в будущем планирую перебраться поближе к работе. В идеале не для того, чтобы проводить там больше времени, конечно.
Коммунальные услуги
С коммуналкой все довольно неплохо:
- Электричество и газ фактически монополизированы одной компанией, поэтому цены довольно высокие. Но я редко плачу за них больше 80 $ (7459 ₽) в месяц.
- Отопление у нас газовое и регулируемое, но я включаю его всего несколько недель в году по утрам, потому что мне вечно жарко, а не потому, что жмот. Тогда общий счет за газ и свет выходит на 100 $ (9324 ₽) в месяц.
- Воду и вывоз мусора оплачивает лендлорд — владелец жилья, так как общественная стиральная машина подключена к моей квартире. В итоге я экономлю около 100 $ (9324 ₽) в месяц.
Еда
Каждую неделю по выходным я закупаюсь примерно на 100 $ (9324 ₽). Беру в основном продукты для завтраков: гранолу, фрукты, йогурты, сыр, яйца и прочее, не требующее кучи времени на готовку по утрам.
Чаще всего обедаю и иногда ужинаю в офисном кафе. Еда у нас платная, но дешевле, чем в заведениях: в среднем 7—13 $ (653—1212 ₽) за блюдо или 10—20 $ (932—1865 ₽) в день.
Готовить дома и возить еду с собой было бы, конечно, дешевле, но у меня мало свободного времени, нет желания делать это для себя одного и возить туда-сюда контейнеры, да и такие траты я вполне могу себе позволить.
Примеры цен на продукты:
- сыр гауда, 450 г — 12 $ (1119 ₽), до европейского далеко, но что поделать;
- филе лосося, 450 г — 10 $ (932 ₽);
- молоко, галлон, то есть 3,79 л, — 6 $ (559 ₽);
- яйца, 12 шт. — 4 $ (373 ₽);
- фарш из индейки, 450 г — 4 $ (373 ₽);
- хлеб — 2 $ (186 ₽) за багет и 4 $ (373 ₽) за буханку, или как оно там называется;
- помидоры кумато, 450 г — 3,5 $ (326 ₽), что-то на японском, но я сильно подсел.
Чем больше я путешествую по миру, тем сильнее разочаровываюсь в качестве еды и напитков в американских заведениях: почти всегда дорого, некрасиво и перенасыщено сахаром, солью или маслом.
Буквально на днях в Сан-Франциско я зашел на довольно презентабельную шоколадную фабрику, где готовят настоящий итальянский горячий шоколад. Цена вопроса — 8,5 $ (793 ₽) плюс 1 $ (93 ₽) чаевых за картонную чашечку очень сладкого напитка странного цвета и еще с более странным послевкусием. Для сравнения: на втором фото подача шоколада в моей горячо любимой Барселоне. Цена вопроса — 2 € (186 ₽), хотя дело не в деньгах, разумеется.


Бытовая химия
Средства для дома я обычно закупаю впрок в Черную пятницу или Amazon Prime Day. Выходит бюджетно и хватает как минимум на полгода. Делаю так не столько ради экономии, сколько ради удобства. Тем же Tide я не пользуюсь, но приведу в пример как общеизвестный продукт: трехлитровый без скидок обычно стоит 12 $ (1119 ₽).
Стиральная машинка и сушилка у нас, кстати, на улице, в каждую нужно закинуть 6 четвертаков — 1,5 $ (140 ₽). Металлическое олицетворение капитализма, но удобно.
Транспорт
Местное метро Bart стоит неприлично дорого, но оно хотя бы есть. Например, билет от моего дома до центра Сан-Франциско обойдется в 5 $ (466 ₽). Скидок и месячных проездных нет. Лет пять назад я работал в центре города и тратил на проезд больше 200 $ (18 649 ₽) в месяц из своего кармана.
Долгое время я не знал, что моя нынешняя компания субсидирует поездки на общественном транспорте до 100 $ (9324 ₽) в месяц. Сейчас моя обычная поездка — это несколько станций на метро до пересадки на корпоративный шаттл за 2,5 $ (233 ₽) и аналогичный маршрут обратно. Шаттл очень комфортный, с вайфаем и откидными сиденьями, но ездить по полтора часа в одну сторону то еще удовольствие.
Учитывая три визита в офис в неделю, в среднем выходит 60—70 $ (5595—6527 ₽) в месяц. Остаток аккумулируется на карте, сейчас у меня на ней лежит чуть больше 300 $ (27 973 ₽). В общем, денег хватает еще и ездить по выходным в Сан-Франциско или давать карту гостям.
Машину я в свое время продал, так как на метро было гораздо удобнее, быстрее и дешевле ездить в город, а когда хочется прокатиться к океану или еще куда, я арендую Теслу 3 или Y за 50—60 $ (4662—5595 ₽) в день. Страховка в данном случае полностью покрывается кредитной картой Chase.






Еще я очень давно хотел купить мотоцикл: для стиля, поездок к океану и капельки адреналина. Но статистика аварий и риски немного отпугивали, да и лишних денег на такие развлечения не оставалось.
Все изменилось буквально пару недель назад, когда я наткнулся на Yamaha Bolt R-Spec 2015 года за 4000 $ (372 974 ₽). Так, не имея опыта, прав на управление мотоциклом и снаряжения, я оформил сделку и сейчас прохожу курс молодого бойца. На шлем и прочие элементы защиты я не поскупился, так как один опытный товарищ-мотоциклист сказал мне: «Езди так, будто на дороге тебя все хотят убить». Мрачноватый, но вполне понятный посыл.
Логика такова: если не начать ездить на мотоцикле в Калифорнии с хорошими дорогами и прекрасной погодой, пока достаточно денег, времени и нет семьи, то вообще непонятно, когда начинать.

Связь и интернет
Интернет стоит 55 $ (5128 ₽) за отличный канал 800 Мбит и с общим лимитом 1200 Гб. Но для меня выходит дешевле, так как сосед платит мне 20 $ (1865 ₽) за доступ к сети.
Мобильная связь от T-Mobile обходится в 45 $ (4196 ₽) за 10 Гб, но учитывая, что большую часть времени я нахожусь дома или в офисе с вайфаем, брать план дороже нет необходимости.
Медицина
Медицинская страховка у меня отличная, правда, я ею, тьфу-тьфу, так ни разу за последние лет пять не пользовался. К стоматологу я летаю в Казахстан, в Алма-Ату. В Штатах хожу только на чистку, которую по страховке можно делать четыре раза в год.
Из лекарств дома только «Ибупрофен», который покупаю раз в год до истечения срока годности, поэтому про цены на лекарства и медицину рассказать могу мало. Надеюсь, так и останется.
Уход за собой
Местные часто стригут тяп-ляп. Поэтому, когда я нашел стилиста «из наших» — так я называю людей из СНГ, — тратить 50 $ (4662 ₽) в месяц стало абсолютно не жалко.
Редкие массажи и чистки лица выходят на 100 $ (9324 ₽) за процедуру, но их я тоже предпочитаю по большей части делать на родине.
Развлечения
Билеты на концерты обычно стоят от 30 $ (2797 ₽) до 80 $ (7459 ₽) за ground floor — площадку поближе к сцене. Верхний диапазон — это Muse, средний — Placebo и M83, а нижний — Yeah Yeah Yeahs. Люблю и обожаю всех, независимо от цены билета.
Сам я развлекаюсь не так часто. Но когда приезжают гости через «Каучсерфинг» или друзья, ходим по кафе и ресторанам в Сан-Франциско. В среднем получается 60—100 $ (5595—9324 ₽) на двоих.
Билеты в кинотеатры IMAX стоят 12—17 $ (1119—1585 ₽) в зависимости от дня и сеанса. Обычные билеты — около 9—11 $ (839—1026 ₽).
Иногда по выходным я езжу в прибрежные городки вроде Санта-Круза, от которых веет духом Калифорнии семидесятых: со старыми аттракционами у набережной, скейтерами и серфингистами на каждом шагу и длинным пирсом с морскими котиками. Самые яркие эмоции и фотографии — всегда оттуда.






Шопинг
Чем старше я становлюсь, тем меньше покупаю одежды и обуви, но при этом выбираю вещи дороже и качественнее. На сайте Yoox огромнейший ассортимент премиальной одежды на любой вкус и цвет, часто с хорошими скидками — было бы только время все прошерстить. В редкие порывы я трачу обычно около 500—1000 $ (46 622—93 244 ₽). Из последнего — свитер от Stone Island за 150 $ (13 987 ₽). Это очень дешево, честно!
Аутлет-моллы тоже неплохо выручают, но обычно, чтобы туда съездить, нужно потратить целый день: обойти 100+ магазинов и примерить кучу вещей — задачка не из легких.
Еще я люблю закупаться вещами за рубежом, поэтому с собой обычно везу друзьям или родственникам чемодан подарков, а обратно уже набираю одежду брендов вроде Barking Store — у нас такого, увы, днем с огнем не сыщешь.

Путешествия
На ближайшие полгода я запланировал три поездки, хочу попробовать совместить удаленную работу и отпуск. На билеты, проживание и прочие сопутствующие траты ушло около 3000 $ (279 731 ₽).
Другие расходы
Я вкладываю в покупку акций нашей компании 10% от зарплаты. Это около 700 $ (65 270 ₽). Еще 6%, или 450 $ (41 960 ₽), уходит на пенсию, а компания делает аналогичный взнос со своей стороны.
Витамины, электролиты и спортивные добавки вроде креатина и протеина выходят на 100 $ (9324 ₽) месяц. Подписки на сервисы музыки, менеджер паролей и прочие мелочи — еще 50 $ (4662 ₽).
У нас во дворе живут несколько котов, которых мы все дружно подкармливаем, а по вечерам на остатки кошачьего корма сбегаются опоссумы, скунсы и еноты. 50 $ (4662 ₽) в месяц на такое совсем не жалко! Котейки, бывает, вальяжно заходят в дом, оглядываются и, явно удивляясь, как я живу в такой тесной квартирке вместо просторной улицы, убегают назад. Я их отчасти понимаю.
Еще я регулярно высылаю деньги и подарки родственникам плюс деньги на своих котеек. В среднем выходит около 500 $ (46 622 ₽) в месяц.


Траты в месяц
Обычно я не веду строгий учет бюджета — только слежу, чтобы долги на кредитках были по нулям. А лишние деньги трачу на путешествия, подарки или инвестиции.
В среднем у меня уходит около 3000—4000 $ (279 731—372 974 ₽) в месяц, и остается около 3000 $ (279 731 ₽) на все остальное.
Северная Калифорния, в частности Кремниевая Долина, — очень дорогое место для проживания, и я плачу сравнительно мало по местным меркам. Ну ладно, очень мало. Если совсем ужать расходы, думаю, возможно прожить на 2500 $ (233 109 ₽), но это уже режим выживания.
Для комфортной жизни одному нужно, пожалуй, хотя бы 4000 $ (372 974 ₽) чистыми. Но чем больше начинаешь получать, тем больше появляется трат, которые незаметно вписываются в быт и съедают часть заработка: более дорогая техника, большее количество путешествий. Поэтому, как говорил один персонаж, «бесконечность — не предел».
В первую очередь обычно заметным становится количество налогов, которые ты должен государству, но я не жалуюсь — скорее удачно подыгрываю сложившемуся капиталистическому укладу. А он в ответ благосклонно относится ко мне, позволяя получать достойные деньги за любимую работу, путешествовать, радовать близких и не сильно задумываться о завтрашнем дне.
04.08, 20:35
Борат, а вы не допускаете что возможно автор родом из Алматы и летает домой к родным, а заодно и зубы там лечит . Думаю раз в год такое доступно. Я сама родом из Казахстана и живу в Англии, тоже ездила в Алматы ставить имплантаты
04.08, 18:47
Возможно, вам стоит поменяться котиками с поющей в коровнике. Обоим будет ближе летать.
10.08, 10:09
Перепела, улыбнулась)
04.08, 14:51
Фотокарточки очень атмосферные!
27.10, 18:44
Артем, а вашей?
06.08, 20:15
"стоит неприлично дорого. Например, от моего дома до центра Сан-Франциско билет обойдётся в $5"
$5 за 90 км - это не "неприлично дорого", а копейки. Тем более, что компания всё оплачивает и даже доплачивает вам.
02.11, 08:41
Сергей, а разве не прикольно пожить в самом эпицентре глобальной ИТ-жизни?
Ничего грустного не увидела, нормальный доход у человека, нормальная жизнь - и возможности хорошие, и без понтов.
02.11, 21:40
Нехетти, >а разве не прикольно пожить в самом эпицентре глобальной ИТ-жизни
а что в этом прикольного на ваш взгляд? Как вы себе представляете вот эти "прикольные аспекты" которые есть только там?
04.08, 18:53
Живём в Санта Клара. С 2я детьми выходит около 7к. 3.5 только жилье. Завтра иду на концерт офспринг - $140 в середине за 1 билет.
04.08, 21:16
Борат, имплант можно поставить за один раз, а коронку через 7-8 месяцев, или через год. И так делают многие
03.11, 17:18
Заходишь сказать, про очередного зажравшегося айтишника в Америке - а тут расходы разумные, дела благие, о будущем заботится, котики - енотики, родителям деньги высылает, жизнь достойная
04.08, 20:38
Борат, он просто летает домой , скажем к родным. И заодно посещает стоматолога. Обычная практика:)
03.11, 18:21
Очень приятная статья, хороший слог, без понтов. Очень здравые расходы, которые сам разделяю и согласен с ними на все 100%.
Круто! Аж, 2 раза прочитал)
02.11, 08:11
Сергей, адепты ППС забывают, что в валюте продаётся огромное количество товаров. Да, какие-то универсальные вещи или услуги дороже, но комуктер за 3000 баксов стоит везде 3000 баксов+пошлины+доставка. Авто за 50к баксов стоит везде 50к баксов итп.
02.11, 08:57
felidae, то, что в США продается за 50 к баксов, увы, у нас будет дороже.
Это как вышел новый Митсубиси Л200 в какой-то стране, в переводе с местной валюты там 1.7 млн вышло, а у нас БУшные продаются за 3+ млн:)
02.11, 21:10
felidae, пф, попробуйте в пост-снг новую теслу за 50к найти, даже в странах где санкций нет. сомневаюсь что получится.
04.08, 21:39
Борат, я не работаю, имплантат поставила в августе и снова вернулась в декабре ставить коронки
11.08, 03:47
Ооо... Молоко по цене как в России...
02.11, 09:21
Александр, в статье указана цена молока приблизительно 147 руб./литр:
> молоко, галлон, то есть 3,79 л, — 6 $ (560 ₽);
Неясно, какое молоко имеется в виду, но получившаяся цена раза в 2 выше, чем "средняя по больнице" в РФ: например, во "ВкусВилле" 1 литр пастеризованного молока жирностью 3.2% (в тетрапаке) стоит 77 руб.
02.11, 22:44
Атмосферные фото😎
04.11, 07:19
Чем больше статей подобного рода я читаю, тем больше я убеждаюсь что дома (живу на Урале) очень даже не плохо. Море бы поближе, всё остальное в целом устраивает🤓
04.11, 09:41
А вы можете себе позволить взять ипотеку? Конечно жить так далеко от работы - мало приятного. Но если не говорить о переезде ближе к работе, во сколько будет обходиться ипотека на аналогичную квартиру?
Мотоцикл это супер!)
04.11, 20:30
Сюз, да, вполне могу, даже гораздо ближе к офису, но процентная ставка по ипотеке сейчас 7,5-8% (пару лет назад была 3%), и для вступительного платежа в 20% мне придётся продать значительную часть акций компании, на рост которых я оптимистично рассчитываю :)
Ну и, пожалуй, основная причина — я пока не уверен, что останусь здесь ещё на условные 10 лет, поэтому в ближайших планах — поездки по Европе и другим штатам в поиске альтернативной и менее затратной точки притяжения.
04.11, 09:45
Важная, в Москве таких цен нет. Молоко стоит от 80 до 150 рублей где-то. Даже в кб молоко 80 рублей. Как известно, самый дешёвый магазин
07.08, 15:49
Борат, не нужно грубить. Напоминаем о шестом пункте: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/
02.11, 08:39
Человек понравился, ОЖ и бюджет тоже, а уж котики и еноты - просто любовь!
02.11, 15:56
Нехетти, спасибо за добрые слова. Вот, кстати, ещё один часто захаживающий пушистозавр.
04.08, 15:14
Автор, а что будет если вы смените работу? Акции (с бонуса) останутся у вас?
04.08, 18:04
Картопляник, vesting (вступление в права) происходит каждый квартал равными частями в течение 4х лёт. В случае смены работы всё, что не успеваешь полноправно получить, сгорает.
Это хороший инструмент для удержания и мотивации сотрудников. В частности, мотивации больше работать — ребята с моей команды, показавшие средние результаты получили всего по 25к бонусов, что, если поделить на 4 года и вычесть налоги, превращается в дырку от бублика.
04.08, 20:57
Californify, обычно грант на новом месте работы перекрывает то, что не успело созреть на предыдущем, так что по факту ничего не теряешь. Вот если акции текущей компании резко выросли в цене с момента выдачи ещё несозревших грантов, тогда да, это становится удерживающим фактором. Если упали в цене без видимой перспективы отскока обратно, то наоборот.
02.11, 21:37
Борат, с чего вы взяли что качество худшее? У вас есть личный опыт сравнения или вы на стереотипы опираетесь, что на западе все лучше?
05.11, 07:43
Интересно, нейтрально и обстоятельно всё описано.
Единственное, что царапнуло глаз, — что никакой социальной жизни не описано. То ли у автора её нет в силу распространённой среди айтишников интровертности, то ли автор не посчитал нужным её описывать.
05.11, 10:51
Nikolai, бывает, внезапно перестаёшь работать по 12+ часов в сутки, и мозг тут же начинает думать о всякой ерунде: встречах с друзьями, концертах, каучсёрфинге, планировании поездок.
Потом правда полкоманды может так же внезапно уйти в отпуск, заболеть или перейти на другой проект, и ты снова впрягаешься как ослик, и тянешь повозочку, полную дедлайнов и надежд, в продакшн, но с уже греющим душу билетом в Нидерланды и назначенным с друзьями просмотром "Трассы 60" в выходные.
А так вообще я — интроверт, да. Порцию тишины и спокойствия с собой, пожалуйста, сдачи не надо :)
07.11, 06:33
Californify, понял. Спасибо за ответ!
Лично я бы так не смог: во-первых, сильно социален, хоть и тоже QA-инженер, во-вторых, очень ценю правильный work-life баланс, ибо имею много хобби.
04.11, 15:10
Макс Фрай на книжной полке 👍🏻🔥
04.11, 21:08
Tatii, да, это уже своего рода ритуал — привозить по книжке из каждой поездки домой.
Очень ценю моменты, когда в выходные можно утонуть в диване с новой книгой и чашкой ароматного кофе, пока под ногами крутятся ленивые коты.
13.11, 19:05
Борат, >а с чего вы взяли, что качество тоже самое, но за меньшие деньги? У вас есть личный опыт, или опираетесь на антистериотипы??))
Опыт западной медицины и услуг к сожалению есть и очень часто он оставляет желать лучшего.
Во-первых, дорого не значит качественно. В любой стране. Поживите где-нибудь в западных странах, от установки что в снг "все - говно, а вот на зааападе..." и следа не останется.
Во-вторых, даже если следовать вашей логике (дорого=качественно), если смотреть в абсолютных цифрах, то за одну и ту же сумму вы можете вылечить зубы и в КЗ и CA, только в КЗ за эти деньги это будет хорошая частная клиника в Астане с опытными врачами, новым оборудованием, качественными материалами и индивидуальным подходом, а в CA это будет частный кабинет с одним свежеприехавшим индусом на 5 стомат кресел, который и по качеству и по ценам болтается где-то внизу рынка, и это с учетом того что у вас есть хорошая мед страховка (которая покрывает хоть и большую но только часть лечения, потому что разница полной стоимости там и тут - 10раз). А автор поста наверняка не в лучшие клиники КЗ ходит, а в самые обычные, где еще дешевле, а делают лучше.
Насколько я помню кейс Шнура - он себе зубы вставил в США и стоило это ему 250 тысяч долларов. И учитывая богатство данного персонажа, клиника была далеко не самая плохая. И это даже для местных которые там всю жизнь живут - очень дорого, что уж об иммигрантах говорить.
14.11, 08:38
Борат, во первых не стоит сравнивать медицинские системы ЕС и США, они принципиально по-разному устроены в плане финансирования, оплаты и финансового участия разных сторон, у ЕС на то и налоги огромные которые включают соц.поборы в десятки процентов от дохода.
>Про дорогого американского индуса-многостаночника, я полагаю ваше художественное предположение
Скорее экстраполяция реальных наблюдений
>у Шнура наверно нет страховки
конечно нет, откуда ей быть, поэтому и цена такая.
Цены я не с потолка брал, специально гуглил про КЗ. Таже имплантация одного зуба - до $1K, в CA вам за эту сумму даже пломбу не поставят.
> зачем уезжать так далеко если дома всё так классно
посыл был как раз обратный
>человек стал зарабатывать больше, но предпочитает худшее качество
если это такой сарказм - очевидно над ним стоит еще поработать, чтоб было более очевидно
12.11, 19:41
А как стать таким тестировщиком и как попасть в США?
16.11, 19:33
пациентов выполняя различные операции.
>человек стал зарабатывать больше, но предпочитает худшее качество если это такой сарказм, почему сарказм? Житель Нового света приезжает не надолго, и клиники скорей всего выбирает по интернету, качество может оценить уже после выполненных работ у себя за океаном, где предъявить претензию весьма сложно...
16.11, 19:34
пациентов выполняя различные операции.
>человек стал зарабатывать больше, но предпочитает худшее качество если это такой сарказм, почему сарказм? Житель Нового света приезжает не надолго, и клиники скорей всего выбирает по интернету, качество может оценить уже после выполненных работ у себя за океаном, где предъявить претензию весьма сложно...
16.11, 21:58
Борат, вы не допускаете что он или его родственники там живут на постоянной основе и он ходит к проверенным врачам которых уже не надо искать? Это достаточно распространенная практика, т.к. раз в год к родственникам по-любому ехать, а тут еще и шанс подлечиться/ногти сделать на халяву.
29.11, 19:07
Ерёма, согласен скорей всего так и есть: кантри лайф
29.11, 14:13
Важная, видимо да)