Как мы с детьми съездили в круиз на теплоходе из Москвы в Петербург
В июле 2022 года мы с друзьями и детьми от пяти до одиннадцати лет провели пять дней на круизном теплоходе, который следовал из Москвы в Петербург.
Идея отправиться в круиз появилась у меня осенью 2021 года, после того как мы с подругой и детьми съездили на туристическом поезде в Карелию и вышли в Петербурге. Под Новый год мне удалось забронировать речной круиз с большой скидкой и собрать компанию желающих прокатиться на теплоходе. В таком путешествии почти все участники, включая меня, были впервые.
В круизе мы посетили Углич, Кузино и Валаам, прошли на корабле около двадцати шлюзов, любовались неповторимыми закатами и попали в сильную грозу на Ладожском озере. Расскажу, сколько стоит путешествие с детьми на теплоходе, когда лучше покупать тур и на чем можно сэкономить, как кормят и развлекают на борту, какие предлагают экскурсии. Еще посоветую места в Петербурге, куда мы успели сходить за три дня после круиза.
О чем расскажу
Какие бывают речные круизы
Навигация по российским рекам начинается в конце апреля и заканчивается в начале ноября, но весной и осенью может быть очень холодно.
На речных теплоходах почти никогда не бывает бассейна на верхней палубе, да и самих палуб обычно всего три-четыре, а не десять или больше, как на морских. Большинство круизных кораблей отправляется из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Нижнего Новгорода. Как правило, в таких круизах бывает по одной-две стоянки в день. Это здорово, когда световой день длинный и погода солнечная, но в апреле или октябре такой тур будет скорее мучением. С другой стороны, если остановки на маршруте не каждый день, на корабле легко заскучать.
Короткие туры из столицы на самых дешевых теплоходах стоят от 7400 ₽ с человека, например поездка выходного дня из Москвы в Углич и обратно на «Михаиле Таниче». Если посчитать круизом переезд, например, из Нижнего Новгорода в Казань, который занимает 20 часов, можно потратить всего 5600 ₽.
Недельное путешествие на теплоходе среднего уровня не в самой дорогой каюте стоит 50 000—70 000 ₽, но можно и сэкономить. Например, в мае 2023 года из Москвы в Петербург идет теплоход «Дмитрий Фурманов», где место в каюте на четверых обойдется в 38 090 ₽, но люкс стоит уже 91 890 ₽. Поездку на «Иване Бунине» из Ростова-на-Дону в Нижний Новгород весной 2023 года предлагают по цене от 51 680 до 92 480 ₽ с человека.
Есть необычные туры вроде посещения Байкала из Иркутска, поездки на Соловецкие острова или в Салехард на полярном круге, но они стоят от 145 000 ₽ с человека за 7—11 дней путешествия. Недельный круиз из Москвы в Петербург тоже может дорого обойтись. Например, тур на самом современном российском теплоходе «Мустай Карим» в середине октября 2022 года стоил от 67 490 до 148 495 ₽ с человека. Этот корабль сравнивают с плавучей пятизвездочной гостиницей, на борту есть два ресторана, два бара и спа-центр.
В стоимость круиза обычно входят развлечения на теплоходе для детей и взрослых, питание и часто экскурсии. Дополнительно туристы оплачивают массаж, посещение спа, услуги няни. Алкогольные напитки иногда входят в стоимость путевки, но обычно их тоже покупают отдельно.
Нередко круизы продают с маршрутами разной длины на выбор. Например, могут предлагать три варианта одного и того же тура из Москвы в Санкт-Петербург:
- просто добраться из одного города до другого — мы выбрали этот вариант, заплатили 60 180 ₽ за четырехместную каюту;
- доехать из Москвы до Петербурга и остаться ночевать на корабле — это плюс 20—30% к стоимости первого варианта;
- добраться до Петербурга, переночевать на теплоходе и вернуться в Москву по воде — примерно вдвое дороже первого варианта.
Где искать круизы
Информацию о круизах я искала на сайте «Инфофлота». Это крупный агрегатор, который продает туры на 74 кораблях разных компаний, в том числе «Водохода», «Созвездия», «Донинтурфлота». Сам «Инфофлот» теплоходами не владеет. На сайте удобно искать туры по датам поездки, продолжительности, названию корабля, городу отправления, населенным пунктам и водоемам по пути.
Есть и другие агрегаторы, где можно найти речные круизы по России. Среди них «Круизный дом» с турами на 84 теплоходах разных компаний и «Кру-клаб», который работает только с «Водоходом», «Созвездием» и «Донинтурфлотом» и продает круизы на 34 судах.
Цены у агрегаторов и на сайтах теплоходных компаний одинаковые или почти одинаковые. И там и там могут быть дополнительные скидки, льготы и бонусы за раннее бронирование.
При выборе круиза, тем более для большой компании, советую сравнить цены. Например, у агрегатора «Круизный дом» четырехдневный тур на корабле «Александр Радищев» из Нижнего Новгорода в Ярославль и обратно с 6 мая 2023 года стоит от 23 153 ₽ с человека. Тогда как компания «Водоходъ», которая владеет этим теплоходом, предлагает этот круиз по цене от 24 831 ₽ на одного пассажира. Для семьи из трех взрослых эта разница в стоимости выльется в 5034 ₽.
Когда покупать тур
Круизы по России продают примерно на год вперед: в начале — середине лета открывают продажи на следующий сезон. До пандемии коронавируса можно было купить тур, который состоится через два года. Сейчас такой возможности нет.
В некоторых случаях дети путешествуют бесплатно. Например, в 2023 году «Инфофлот» не берет плату за пассажиров до 14 лет. Но здесь важно оценить стоимость путевки в целом. Например, в 2023 году круиз, который в 2022 стоил 60 тысяч, обойдется минимум в 80 780 ₽.
В целом главное правило такое: чем раньше бронировать, тем больше можно сэкономить. На многие круизы действуют скидки 3—10% в зависимости от срока полной оплаты. Кроме того, ближе к дате отправления изначальные цены часто вырастают на 10—20%.
При бронировании можно полностью оплатить круиз, но это необязательно. Обычно просят внести 10—30% от стоимости каюты, а остальное — за месяц-два до отплытия. Если бы я полностью оплатила путевку за полгода до отправления, сэкономила бы около 3000 ₽. Но я не хотела отдавать всю сумму сразу и оплатила картой на сайте «Инфофлота» только обязательные 20% от стоимости тура. Остальное — за месяц до круиза. Если бы в нашей каюте была именинница или пенсионерка, мы бы сэкономили еще 5%.
На 2023 год теплоходные компании запланировали много интересных маршрутов. Я бы с удовольствием прокатилась по Байкалу. Например, семидневный тур с 22 августа «Инфофлот» продает за 160 090 ₽ с человека при размещении в двухместной каюте на нижней палубе. В этой цене уже учтена сезонная скидка 3%. Она действует при полной оплате круиза до 31 декабря. Потом стоимость вырастет до 164 990 ₽.
Из недорогих круизов я бы выбрала пятидневный маршрут из Нижнего Новгорода в Москву. До 31 декабря тур с 24 апреля будут продавать со скидкой 8%, до 1 февраля действует скидка 5%, до 1 марта — 3%. Стоимость — от 24 890 ₽.
Как я выбрала круиз
В декабре 2021 года я начала искать круизы, чтобы отправиться в путешествие с дочкой, подругой и ее ребенком. У меня было несколько ограничений:
- Сезон. Меня интересовало только лето: у детей каникулы, у взрослых отпуск, погода преимущественно хорошая.
- Цена. Я не хотела платить 100 000 ₽ за путевку, да и 50 000—70 000 ₽ казались мне завышенной ценой в сравнении с турами по Средиземноморью.
- Отправление из Москвы в Петербург или обратно. Поскольку осенью мы побывали в Кижах, Сортавале и Петрозаводске, хотелось обойтись без них на маршруте: из-за коротких стоянок не получилось бы посмотреть много нового, а экскурсоводы обычно водят туристов по самым популярным достопримечательностям.
В итоге я нашла интересный маршрут на теплоходе «Две столицы» в июле: Москва — Углич — Кузино — Горицы — Валаам — Санкт-Петербург. Цена была приятной — от 30 000 ₽ с человека, на ребенка давали скидку 40%. Мне с шестилетней дочкой круиз обошелся бы примерно в 48 000 ₽. Но нам удалось купить его еще дешевле: 31 декабря я снова зашла на сайт «Инфофлота» и увидела, что с этого момента на «Двух столицах» дети до 14 лет включительно путешествуют бесплатно. Каюта на четверых тогда стоила 60 180 ₽. Я поняла, что дешевле 30 000 ₽ мы с дочкой на теплоходе точно не уедем, позвонила подруге, и мы забронировали каюту на июльский круиз.
- 30 090 ₽
Потом комнаты оплатили и наши друзья: одна подруга поехала с сыновьями пяти, восьми и одиннадцати лет в такой же каюте, как наша, а другая с пятилетней дочкой и мужем — в каюте получше.
В итоге мы шли по красивому маршруту по каналу имени Москвы, Волге, Рыбинскому водохранилищу, реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, Волго-Балтийскому каналу, Онежскому озеру, реке Свири, Ладожскому озеру и Неве.
Мы отправились в круиз в четверг. В пятницу была стоянка в Угличе, там мы сходили в музей ГЭС и немного прогулялись по городу. В субботу остановились в селе Кузино, где приняли участие в интерактивной программе, посвященной истории России. В воскресенье стоянок не было, а в понедельник мы гуляли по Валааму — посетили обзорную экскурсию по острову и заглянули на местную ферму. Утром во вторник прибыли в Петербург.
Теплоход и каюты
«Две столицы» — обычный трехпалубный теплоход, его отремонтировали в 2016 году. Корабль вмещает 212 пассажиров. В сравнении с теплоходами среднего и премиум-класса «Две столицы» проигрывает в отделке.
Поскольку нас больше всего интересовала природа, мы не обращали внимания на старый ковролин вместо мраморной плитки и простую мебель в каютах, где только ночевали. Большую часть времени мы проводили на палубе или на стоянках на берегу.
На всех российских теплоходах есть каюты разного уровня. Важно учитывать, что в комнату могут подселить посторонних людей, если в ней остаются свободные места. Об условиях размещения сообщают на странице бронирования круиза.
Самые дешевые каюты, как правило, на нижней палубе — фактически в трюме. В них иллюминаторы вместо окон или балконов и не всегда полный набор удобств. На нашем корабле унитаз, раковина и душ находились во всех каютах, в отдельном маленьком помещении, проблем с горячей водой не было. На других теплоходах, например на «Александре Невском» и «Михаиле Таниче», некоторые туристы пользуются общими санузлами на этаже.
Плюсы каюты внизу: можно смотреть на воду с близкого расстояния, никто не ходит по палубе, потому что ее нет. Минус для меня только один: когда теплоход идет по большому озеру вроде Ладоги или Онеги, иллюминаторы задраивают — наглухо закрывают с помощью разводного ключа, чтобы в каюту не попала вода. Когда мы шли не по озерам, иллюминаторы могли быть открыты всегда. Это здорово, потому что без кондиционера в каюте становилось душно.
Места в нашей комнате было немного, но мы с подругой и детьми спокойно расходились. В каюте стояли раскладной двуспальный диван и двухэтажная кровать, стол и два стула, маленький холодильник, шкаф за дверью, еще были три открытые полки и радио. Приемник сломался и не выключался полностью, но мы к нему привыкли. На ресепшен сказали, что починят, но пока мы были в круизе, этого не произошло. В каюте каждый день делали уборку.
Каюты средней ценовой категории обычно расположены на средних палубах. Они чуть больше по площади, чем самые дешевые, в них есть окно на палубу, а на некоторых теплоходах — и балкон. Минус таких комнат: мимо ходят люди, бегают дети, а если на этой же палубе находится ресторан, то постоянный шум стоит и в коридоре. Такая двухместная каюта в круизе из Москвы в Петербург в июле 2023 года обойдется в 105 180 ₽ для двоих, дополнительных мест в ней нет.
Номера полулюкс и люкс еще просторнее, они находятся на средней и верхней палубах, могут быть двухкомнатными — со спальней и гостиной. Они же и самые дорогие: цена на них в два-три раза выше, чем на каюты внизу. Я не вижу смысла покупать люкс на дешевом теплоходе: все равно будете сидеть в окружении простейшей панельной отделки и копеечного ковролина. На нашем корабле в аналогичном круизе в июле 2023 года двухместный полулюкс стоит 144 580 ₽. В нем есть два дополнительных места, где дети до 14 лет могут разместиться бесплатно.
Посадка и высадка
Обычно корабли стоят в Москве на Северном речном вокзале, недалеко от станции метро «Речной вокзал».
Посадка на теплоход началась за час-полтора до отплытия. Ключи от каюты и карточки гостя нам выдали на стойке регистрации на корабле сразу после того, как я предъявила свой паспорт и свидетельство о рождении дочери. Потом мы занесли вещи в каюту и просто ждали отправления — это можно делать на палубе или на берегу.
Электронная карточка гостя нужна для того, чтобы после стоянки попасть на борт корабля: на ней указаны имя, фамилия и номер каюты. Еще на ресепшен на карту можно положить деньги, чтобы расплачиваться в баре, когда плохо работает интернет и терминал не принимает платежи. На нашем теплоходе разрешали уходить в минус на 1000 ₽. Потом клиенты погашали долг в баре или на стойке регистрации.
Правила поведения на круизном судне такие же, как в любом общественном месте: нужно вести себя прилично, следить за детьми, курить в строго отведенных местах. Последнее особенно важно: от неосторожно брошенного окурка теплоход может сгореть.
Выселяют по окончании круиза тоже быстро: сдаешь ключи и карточки — и до свидания. Наш корабль стоял в Санкт-Петербурге полтора дня и потом возвращался в Москву — мы могли бесплатно оставить чемоданы в панорамном салоне, пока не наступит время заселения в отель. Но мы предпочли сразу забрать их с собой. Те, кто купил круиз туда и обратно, на следующий день отправились в Москву.
Еда
На теплоходе есть ресторан и бар. В стоимость круиза была включена еда в ресторане: завтрак, обед и ужин. Нам бесплатно и без ограничений наливали воду, чай, кофе и морс. Остальные напитки — за деньги. В баре продавали в основном закуски и напитки, но можно было заказать и горячие блюда, их принесли бы из ресторана. Мы этим сервисом не пользовались.
Пассажиров кормили в две смены: ресторан не вмещает всех желающих. Например, завтрак для первой смены сервировали в семь часов утра, для второй, которую мы выбрали, — в восемь. На каждый прием пищи отводили 40 минут — этого хватало, чтобы спокойно поесть.
На корабле не было шведского стола — только заказы по меню. В каждый прием пищи обычно предлагали два-три блюда на выбор. В один из дней на обед были солянка или борщ, отбивная с картофелем или бефстроганов с гречкой, салат из овощей или оливье. Определиться с выбором нужно было на два дня вперед — это не очень удобно. Но мы с друзьями сидели за столом на восьмерых и могли меняться блюдами, если дети отказывались что-то есть.
Кормили вполне вкусно и разнообразно, я бы сравнила меню с едой в санатории. До настоящего ресторана теплоходу, конечно, далеко, но блюда были свежими и хорошо приготовленными. Немного расстраивало, что горячее часто клали на гарнир и поливали сверху соусом: если не любишь какой-то ингредиент, не съешь всю порцию. Детского меню на борту не было, но поскольку в нем часто предлагают картошку фри и наггетсы, я была даже рада, что дети ели гречку с котлетами и суп. Для самых маленьких по запросу приносили детские стульчики.
Когда мы отдыхали на средней палубе, покупали в баре напитки и снеки. Вот цены на некоторые позиции:
- газировка, 0,5 л — 150 ₽;
- вода, 0,5 л — 100 ₽;
- арахис — 100 ₽;
- чипсы — 150 ₽;
- кофе — 100—250 ₽;
- мороженое — 100—150 ₽.
В баре были и алкогольные напитки: два-три вида пива и шампанского, десяток коктейлей, пять-шесть видов красных и белых вин, по одному-два бренда крепких напитков — водки, виски, чачи. Цены как в обычном московском баре: пол-литра пива стоили 260—300 ₽, 125 мл игристого — 350—400 ₽, коктейли — от 330 ₽.
Развлечения
Встречала мнения, что круизы — это скучный отдых для пенсионеров. Но во-первых, мы ехали компанией, а во-вторых — во многом ради красивых видов.
Природа. Мы любовались пейзажами, смотрели на закаты, однажды видели радугу, а над Ладожским озером — гало в тумане. Хороший обзор открывался с кормы средней палубы, там стояли столы и стулья и работал бесплатный вайфай. Мест хватало всем желающим: многие пассажиры предпочитали сидеть внутри бара или в своих каютах. Люди вели себя достаточно тихо и пристойно, никаких скандалов не было.
В последний вечер на Ладоге попали в сильную грозу: были периоды по 5—10 минут, когда мы не видели ничего вокруг. По кораблю хлестал дождь, сверкали молнии, мы слышали раскаты грома. Страха не было — наоборот, интересно оказаться посреди грозы. Чтобы теплоход быстрее вышел из зоны непогоды, капитану пришлось увеличить скорость до 23—24 км/ч вместо обычных 18—20 км/ч. Из-за этого мы прибыли в Петербург на полтора часа раньше графика — в 07:20.
Мероприятия. Каждый вечер в каюту приносили расписание на следующий день: время приема пищи, стоянок и бесплатных развлечений. Например, взрослым предлагали петь, смотреть кино, заниматься гимнастикой, играть в «Мафию». Записываться заранее было не нужно. Мероприятия проводили в панорамном салоне на носу корабля и в концертном зале на корме. Мы с друзьями не очень любим такие развлечения, ходили только на дискотеки и один раз на игру «Где логика?».
Для детей организовывали по два-три мероприятия в день. На мастер-классах по росписи чашек или изготовлению украшений брали по 300—400 ₽ за материалы, все остальное было бесплатно. Нашим детям больше всего запомнились пиратский квест и взрослая дискотека. Детские танцы тоже были, но они предпочли веселиться под современную музыку со взрослыми. Перед сном по корабельному радио читали сказку на ночь.
На теплоходе не было детского клуба, где можно оставить ребенка на пару часов или на время стоянки. В панорамном салоне находился небольшой уголок для детей, где можно порисовать и поиграть в игрушки, но нашим ребятам это было уже неинтересно. Они с гораздо большим удовольствием рисовали, читали, играли в настольные игры и пользовались гаджетами под нашим присмотром на палубе. Эти развлечения мы взяли с собой.
Шлюзы. По пути мы прошли больше двадцати шлюзов, некоторые — ночью. Шлюз — это сооружение на воде, с помощью которого поднимают или спускают корабли на участках с разным уровнем воды. Шлюз работает по принципу лифта. Судно заходит внутрь и швартуется к берегу, ворота впереди — выходные — закрыты, входные ворота тоже закрывают. В шлюзе спускают или добавляют воду, на это уходит 10—15 минут, после открывают выходные ворота. Корабль идет дальше, выходные ворота за ним закрывают.
В шлюзах по дороге из Москвы в Петербург обычно помещаются два теплохода и пара небольших судов. Корабли должны шлюзоваться по расписанию. Если прибыли раньше, придется ждать. Почти всегда в шлюзах на нашем пути спускали воду, но дважды мы видели, как уровень воды поднимался.
Как устроены экскурсии в круизе
На нашем маршруте стоянки длились от полутора до четырех часов. На каждой мы могли выбрать одну из двух-трех бесплатных экскурсий. Предлагали и платные. Например, в Кузине водили в кузницу и гончарную мастерскую за 1000 ₽ с человека.
Бывают и более дорогие предложения. Например, групповая экскурсия по Петербургу с посещением Петергофа стоила 2500 ₽, а без него — 1200 ₽. Те, кто оставался на корабле, могли поехать на обычную обзорную экскурсию по городу бесплатно, она входила в стоимость путевки, а за расширенную доплатить 1300 ₽.
Нас устроили бесплатные экскурсии — мы посетили их на всех стоянках. Список прогулок я увидела на сайте «Инфофлота» еще в декабре. Выбрать программы нужно было в первые два дня после заселения, чтобы сотрудники теплохода успели подать экскурсоводам списки желающих.
Пассажиров делили на группы по 20—25 человек. С предыдущего вечера на ресепшен записывали номера групп и кают. В день экскурсии оставалось выйти на берег и отметиться у своего гида, сообщив номер каюты. Почти все экскурсии были пешеходными. Когда расстояния были приличные, предлагали автобусные туры. В целом организация экскурсий на теплоходе ничем не отличается от обычных групповых, разве что начинаются и заканчиваются они у корабля.
В Угличе наш теплоход стоял третьим в ряду, на Валааме — четвертым. Чтобы выйти на берег, мы проходили через вестибюли других кораблей, заодно оценивали отделку и присматривали варианты на будущее.
Что посмотреть в Угличе
Город Углич находится в Ярославской области, он входит в Золотое кольцо России. Его главная достопримечательность — кремль, на территории которого расположены Спасо-Преображенский собор, церковь Димитрия на Крови, колокольня и другие объекты.
Нам предлагали экскурсии по кремлю или в дом художника и храм Корсунской иконы Божией Матери. Но мы выбрали пешеходную экскурсию по городу с посещением музея ГЭС. Гид интересно рассказывала про историю Углича, который впервые упомянули в летописях еще в 1148 году. В 1591 там убили царевича Димитрия — младшего сына Ивана Грозного.
Потом мы дошли до музея, где продолжилась экскурсия с гидом, но мы с подругой и детьми решили осмотреть экспозицию сами. Она посвящена истории гидроэнергетики и местной ГЭС. В музее 11 залов с экспонатами и информационными стендами. Там выставили несколько макетов разных ГЭС — на них можно было нажимать на кнопки, чтобы ездили машины и лилась вода.
Мы успели пройти по всем залам. Нам понравился музей, рекомендую его посетить. Осмотреть экспозицию можно только с экскурсией в 11:00, 14:00 или 16:00. Взрослый билет стоит 400 ₽, вход для школьников, студентов и пенсионеров — 350 ₽, дети до семи лет проходят бесплатно.
Стоянка в Угличе длилась всего два с половиной часа вместо трех: теплоход немного опоздал на причал. На борт нужно было вернуться за 15 минут до отправления, поэтому мы не успели дойти до кремля. В целом город мне понравился, но я вряд ли поеду туда специально.
Что посмотреть в Кузине
Кузино — это причал и деревня в Вологодской области. На этой стоянке мы с друзьями выбрали разные экскурсии: половина компании уехала в Кирилло-Белозерский монастырь, остальные отправились в историко-этнографический комплекс «Застава князей Белозерских» на интерактивную программу «Русь изначальная». Застава — это укрепленный пункт с воинами, которые защищали границы княжества. На такую экскурсию могут приехать все желающие: для взрослых билет стоит 900 ₽, для детей 7—16 лет — 700 ₽.
Увлеченный экскурсовод Алексей рассказал, как жили в этом районе люди в Древней Руси — в 8—12 веках, как строили здания, чем пользовались дома, какие соблюдали обычаи. По реке Шексне, на которой стоит застава, раньше проходил Волжский торговый путь, или путь из варяг в персы. Даже взрослые узнали много интересного, например как назывались и выглядели разные предметы одежды, а дети и вовсе сидели с открытыми ртами. В конце полуторачасовой программы из пассажиров теплохода выбрали князя, княгиню, воинов, облачили их по канонам того времени и разыграли мини-спектакль о войне и любви.
После экскурсии мы сели на теплоход и за полчаса доехали до пристани в Горицах, куда привезли пассажиров из монастыря. На этом причале нам не разрешили выйти: стоянка была предназначена только для посадки туристов.
Что посмотреть на Валааме
В большую Никоновскую бухту острова Валаам на Ладожском озере мы прибыли после почти двух суток безостановочного движения. Это самый большой остров Валаамского архипелага, на нем находится Валаамский мужской монастырь, известный с 15 века.
Стоянка длилась четыре часа. На выбор предлагали экскурсии в Спасо-Преображенский монастырь и по скитам — местам, где живут монахи. Мы всей компанией выбрали вторую.
На Валааме сейчас 11 скитов, мы увидели четыре. Экскурсовод рассказала, как в целом устроена жизнь на острове. Например, мы узнали, что электричество провели туда всего около десяти лет назад, а к 2018 году закрыли школу и клуб и почти все местные жители, кроме служителей церкви, уехали жить на материк. По острову можно ходить и самостоятельно, но почти все скиты разрешают осмотреть только снаружи.
За время экскурсии мы прошли около шести километров и совсем не устали, всю дорогу любовались прекрасной карельской природой. Я даже разулась и помочила ноги в озере, вода была холодная. В конце программы мы зашли на местную ферму и покормили травой альпак и козу.
Эта прогулка и взрослым, и детям понравилась больше всего. Мы все были здесь впервые и почти все не религиозны, но единогласно решили когда-нибудь опять приехать на Валаам.
Что посмотреть в Петербурге с детьми
Из Петербурга после круиза можно было сразу вернуться в Москву на поезде или самолете, но мы остались там еще на три дня. Наши дети были в городе уже во второй раз. Первая насыщенная поездка состоялась в ноябре 2021 года, в этот раз мы в спокойном режиме изучали новые места. Побывали в парке аттракционов «Диво-остров», в Кронштадте, парке «Ораниенбаум», пространстве «Севкабель порт» и в Музее Яндекса. Главной целью была ночная прогулка на кораблике по Неве с разводом мостов.
В день прибытия мы поехали в парк аттракционов «Диво-остров». Там покатались на карусели «Седьмое небо» на 80-метровой высоте, американских горках, карусели «Фламенко» и лодках «Водное диско». Мы с дочкой потратили на развлечения 3500 ₽.
Во второй день взяли такси и поехали в Кронштадт. Хотели покататься там на кораблике вокруг фортов, но в тот день в городе шли учения и у нас ничего не вышло. Вместо этого посетили экспозицию под открытым небом в парке «Патриот».
Там находится большая коллекция ракет и корабельных двигателей, а в конце экспозиции стоит около десятка батискафов. Есть даже маленькая подводная лодка, которая вмещает двух человек. Почти на все экспонаты можно залезть, что дети и делали.
Вход на выставку стоит 300 ₽ для взрослых, 150 ₽ для школьников, детей до семи лет пускают бесплатно.
Дальше на такси доехали до парка «Ораниенбаум», чтобы погулять. Многие здания на территории находятся на реконструкции, мы осмотрели снаружи недавно отреставрированный павильон Катальной горки.
Здание построили в середине 18 века, оно был частью летних Катальных гор — аттракциона в виде трассы длиной 532 метра, по которой катились на специально сконструированных резных колясках, немного похожих на детские санки. В 1813 году колонны-опоры рухнули, и аттракцион так и не восстановили. Говорят, не сохранилось даже чертежей.
Взрослый билет в парк стоил 300 ₽, для детей до 18 лет — 150 ₽, детей до 14 лет пускали бесплатно. На момент выхода статьи вход бесплатный для всех.
Домой мы вернулись на маршрутке, а в полночь отправились на кораблике смотреть на развод мостов. Билеты купили заранее на сайте «Ривер-тикетс»: взрослый стоил 1200 ₽, детский — 800 ₽. На причале билеты продают вдвое дороже, чем на сайте.
Погода была хорошая, и мы сели на открытую палубу теплохода, но через полчаса катания по Неве дети немного замерзли. Хорошо, что на закрытой палубе можно было взять пледы.
Мы с большим удовольствием посмотрели на развод Дворцового и Троицкого мостов. Дети впечатлились тем, как поднимается середина Дворцового моста, а мне больше понравился развод второго моста: у него поднимается одна боковая часть. С воды наблюдать за этим особенно интересно: корабль проходит под мостом, все видно с близкого расстояния.
Во время речной прогулки работал аудиогид — получилось совместить новые впечатления с экскурсией по Петербургу на излете белых ночей.
В последний день мы поехали на троллейбусе, которых в Москве уже нет, в пространство «Севкабель порт». Вход туда бесплатный. Честно говоря, мы не поняли, за что его так хвалят: делать там особо нечего, если не приезжать специально на концерт или выставку. К счастью, в местном кафе начинался детский кулинарный мастер-класс по изготовлению яблочных драников, и дети с радостью туда пошли за 600 ₽ с человека. Потом мы съели эти драники, выпили кофе и отправились гулять по городу.
На Невском проспекте нам попался Музей Яндекса, за его посещение платить не нужно. Там выставили старые компьютеры, игровые приставки, печатные машинки — технику, которую наши дети никогда не видели вживую. Почти все экспонаты в рабочем состоянии. Девочки постреляли в виртуальных уток на «Денди», а я поиграла на компьютере с процессором Intel 486 в «Принца Персии» — игру, которую в 1990-х годах так и не прошла.
Вечером мы отправились в Москву на поезде. За три дня в Санкт-Петербурге потратили 22 000 ₽ на аренду квартиры, еду и развлечения на двоих с дочкой.
Итоги
Детям очень понравился такой способ путешествия, да и мы остались довольны. Моя дочь чаще всего вспоминает шлюзы и грозу, а из стоянок — прогулку по лесам Валаама. Еще поездку дополнил приятными впечатлениями развод мостов в Петербурге. Сервис на борту теплохода соответствовал нашим ожиданиям. В каюте мы только спали, а виды были прекрасные.
Я думаю, что путешествовать на теплоходе вдвоем может быть скучно, а вот с компанией друзей — отлично. Еще речной круиз вряд ли понравится тем, кто любит медленно и основательно изучать города и не хочет зависеть от расписания работы ресторана на борту корабля.
Важно учитывать, что график движения теплохода может измениться, например, по причине плохой погоды. Из-за опоздания корабля время стоянки могут сократить. Если дальше ему нужно идти через шлюз, задержаться у причала не получится.
Мне показалось, что для поездки с детьми на корабле недели достаточно. Если отправиться в путешествие больше чем на десять дней, смотреть по сторонам и в быстром темпе осматривать города может надоесть. Еще, думаю, нет смысла брать с собой совсем малышей: вряд ли родителям удастся насладиться поездкой.
Мы уже присматриваем интересный маршрут на следующий год, хотя переплюнуть тур из Москвы в Петербург, на мой взгляд, могут разве что Соловки или Байкал.
Потратила на круиз из Москвы в Петербург на двоих — 39 895 ₽
Путевка с питанием и экскурсиями | 30 090 ₽ |
Поезд из Петербурга в Москву | 3105 ₽ |
Напитки и снеки в баре на теплоходе | 3000 ₽ |
Сувениры | 2000 ₽ |
Такси до причала в Москве и от причала в Петербурге | 1200 ₽ |
Еда из магазина в Угличе | 500 ₽ |
Потратила на круиз из Москвы в Петербург на двоих — 39 895 ₽
Путевка с питанием и экскурсиями | 30 090 ₽ |
Поезд из Петербурга в Москву | 3105 ₽ |
Напитки и снеки в баре на теплоходе | 3000 ₽ |
Сувениры | 2000 ₽ |
Такси до причала в Москве и от причала в Петербурге | 1200 ₽ |
Еда из магазина в Угличе | 500 ₽ |
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.