В 2018 году я устроилась на гигантский пассажирский лайнер помощником официанта.

За два года я заработала там больше 2 млн рублей, нашла новых друзей и получила невероятный опыт. Расскажу о том, как я устроилась на эту работу и почему она подойдет не всем.

Почему я захотела работать на лайнере

Работать за границей я хотела давно, поэтому даже пошла на курсы английского. Позже я узнала от знакомой про агентство «Исмира», которое набирает персонал в крупнейшие круизные компании: например, в Carnival Cruise Lines, Costa Cruises, Royal Caribbean и другие.

Я стала читать истории работников таких кораблей, изучать статьи про круизный туризм, смотреть посты и отзывы на странице агентства во «Вконтакте». Я выяснила, что за услуги агентства платить не нужно, но придется потратить большую сумму на билеты, визу, медицинскую комиссию и другие документы. Обо всем этом я расскажу дальше в статье.

Я подала заявку в апреле 2018 года, а в августе отправилась в первое плавание на лайнере в качестве помощника официанта. Вместе со мной заявку подал мой молодой человек, его взяли на должность сомелье. Расскажу, какие этапы трудоустройства я прошла и сколько денег на это потратила.

Зачем люди едут в круизы

Круизный лайнер — это не просто корабль, это целый плавучий город. Там есть все, что нужно для отдыха: несколько ресторанов и баров, спа-центр, фитнес-центр, спортивные площадки, театр, водные горки, казино, библиотека, картинная галерея, магазины. Еще для гостей устраивают развлекательные мероприятия: например, музыкальные вечера с живой музыкой, представления в театре, бинго, волейбол и другие.

Питание на корабле всегда входит в стоимость круиза. Гостям бесплатно доступен основной ресторан, буфет с баром, гриль-бар. Они могут прийти и в другие заведения, но там за еду надо платить. Еще на лайнере всегда есть пара отдельных ресторанов для вип-гостей, куда вход для остальных закрыт.

Многие едут в круизы, чтобы посмотреть сразу несколько городов и стран, у которых останавливается корабль. А некоторые гости вообще не сходят на берег: им достаточно развлечений на лайнере.

Шаг 1
Заявка в агентство

Попасть в круизную компанию самостоятельно без корабельного опыта невозможно. Вы сможете это сделать только через агентство, которое занимается набором персонала для круизных компаний. В агентстве, куда мы подали заявку, проверили наше резюме и рекомендации, провели консультацию и первичное собеседование, а потом передали документы компаниям-нанимателям. Обо всех этих этапах я еще расскажу подробнее.

Заявку можно было отправить через форму на сайте, но мы решили отправить резюме сразу на почту агентства: info@ismira.ru. Мы с молодым человеком хотели работать на одном корабле, поэтому отправили два резюме в одном письме. Обычно на первом контракте сложно попасть на один корабль, но некоторые компании идут навстречу своим работникам.

Можно отправить агентству такую заявку на сайте, но мы решили сразу прислать им резюме на почту
Можно отправить агентству такую заявку на сайте, но мы решили сразу прислать им резюме на почту
Резюме, которое я отправила агентству. В нем я описала свое образование, опыт работы и профессиональные качества
Резюме, которое я отправила агентству. В нем я описала свое образование, опыт работы и профессиональные качества

Агентству важны несколько критериев, по которым оно отбирает подходящих кандидатов.

Возраст. Компании Marella Cruises и Costa Cruises берут кандидатов от 18 лет, остальные — от 21 года.

Отсутствие визовых нарушений в США и судимостей. Человека с нарушениями визового режима или судимостями могут просто не пустить в страну, и он не сможет работать на корабле. Отсутствие судимостей нужно будет подтвердить справкой на следующих этапах отбора.

Здоровье для работы на лайнере должно быть крепким: каждый день там придется проводить на ногах до 12 часов, носить тяжелые подносы, сервировать столы и убираться в залах. Поэтому на корабль не смогут попасть люди с серьезными заболеваниями, например пороком сердца или сахарным диабетом.

Отсутствие тату и пирсинга на видимых частях тела — на лице, шее, руках и ногах. Только Marella Cruises, Virgin Voyages и Starboard разрешают работать людям с татуировками на любых частях тела, кроме лица.

Знание английского. Для работы на корабле уровень английского должен быть не ниже Intermediate. Иногда компании берут людей с уровнем Pre-Intermediate, но только на начальные позиции: например, уборщика, мойщика посуды, портного и прачки.

Опыт работы на подаваемую позицию от 1—2 лет. У меня было 11 лет опыта в индустрии общественного питания и диплом о высшем образовании на заочном факультете туризма и гостиничного сервиса.

Вес — второстепенный критерий по отбору. На сайте агентства указано, что обычно круизные компании берут на работу людей с индексом массы тела не выше 25. При этом некоторые компании могут взять тех, у кого этот индекс больше 25 и меньше 30, но каждый случай обсуждается индивидуально. На сайте Министерства здравоохранения США можно рассчитать индекс массы тела, на который ориентируются круизные компании.

Чтобы получить работу на лайнере, нужно пройти три интервью. Расскажу, о чем нас спрашивали и как мы готовились.

Шаг 2
Ознакомительное интервью с агентством

Первое интервью — ознакомительное, его проводит представитель агентства. На него нас с молодым человеком пригласили через три дня после того, как мы отправили резюме. Это и все остальные интервью проходили по Скайпу.

На ознакомительном интервью мы говорили о следующих вещах:

  1. Личные данные: гражданство, возраст, рост и вес.
  2. Знание языков.
  3. Есть ли тату и пирсинг.
  4. Есть ли отказы по американской визе или родственники в США.
  5. Есть ли травмы или хронические болезни.
  6. Образование.
  7. На какую позицию мы претендуем, какой у нас опыт.

После нас спросили по-английски, почему мы хотим работать на круизном лайнере и почему выбрали эти позиции. Мы ответили, что хотим больше узнать о гостевом сервисе, лучше говорить по-английски и изменить свою жизнь. А еще сказали, что хотели бы попасть в компанию Royal Caribbean, потому что у них самые инновационные лайнеры, огромный флот и пассажиропоток, лучшие отзывы и разнообразные направления.

Беседа длилась около 15 минут, а после нее нас пригласили на следующий этап отбора — проверочное интервью.

Шаг 3
Интервью с агентством на английском языке

Перед интервью нас попросили выслать на электронную почту сканы следующих документов:

  1. Резюме на английском языке.
  2. Загранпаспорта и паспорта — страницы с фото и пропиской.
  3. Заполненная на английском языке анкета с вопросами от агентства.
  4. Не менее двух рекомендательных писем на английском языке с предыдущих мест работы.

Рекомендацию может давать директор заведения или непосредственный руководитель. В ней нужно написать следующее:

  1. Подтвердить, что кандидат действительно работал в заведении. Указать время работы.
  2. Описать обязанности работника и его качества, чего кандидат добился на этом месте.
  3. Написать причину, по которой кандидат больше не работает в заведении.

Письмо с первого места работы моя бывшая руководительница написала сама. На втором месте директор попросил меня принести уже готовое письмо, чтобы он его подписал. Когда письма были готовы, я отнесла их переводчику: их нужно было перевести на английский. За перевод двух своих писем и двух писем от молодого человека я заплатила 1260 Р. После я съездила к руководителям, чтобы поставить на письмах печати и подписи.

Своего принтера у нас не было, поэтому мы распечатывали и сканировали все документы в копировальном центре. За один отсканированный лист мы платили по 30 Р, за распечатанный — по 3 Р.

Мое резюме на английском языке
Мое резюме на английском языке
Одно из моих рекомендательных писем
Одно из моих рекомендательных писем

На проверочное интервью нас записали через пару недель после ознакомительного. Его тоже проводил представитель агентства, но полностью на английском языке. В этот раз мы с молодым человеком проходили интервью по отдельности.

Перед этим интервью мы усиленно занимались английским: прорабатывали ответы перед зеркалом, смотрели американские фильмы в оригинале, читали учебную литературу и проходили задания в специальных приложениях.

Еще я узнавала про интервью у ребят, которые когда-то работали на круизных лайнерах, — находила их в группе агентства во «Вконтакте» по отзывам и постам. А мой молодой человек купил у агентства курс по подготовке к интервью за 199 € (14 726 Р по курсу 2018 года), включающий лексику, материал по теме бара, алкоголя и консультации по возникшим вопросам. Считаю, что цена за курс завышена, но польза в нем есть: многие слова оттуда я не знала.

Проверочное интервью — это словно репетиция выступления перед концертом. На нем представитель агентства задавал вопросы, которые могут всплыть на собеседовании с работодателем. Я хотела стать помощником официанта, поэтому в основном меня спрашивали про еду и обслуживание гостей в ресторане:

Еще мне задали классические вопросы про опыт работы и обязанности на последнем месте. Все прошло гладко — замешкалась я только на вопросе про состав десерта панна-котта.

Мой молодой человек претендовал на должность сомелье, поэтому ему в основном задавали вопросы про алкоголь: какой состав и происхождение у разных напитков, как их правильно подавать.

Когда собеседование подошло к концу, мне сообщили, что я прохожу на следующий этап отбора — генеральное интервью с представителем круизной компании.

Шаг 4
Интервью в круизной компании

Собеседование с представителем круизной компании — последнее, на нем важно показать знания по своей специальности и владение английским языком. А еще нужно улыбаться, ведь улыбка — это политика компании.

Перед интервью с представителем круизной компании мне нужно было распечатать, заполнить, подписать, отсканировать и отправить следующие документы:

  1. Карточка с личными данными.
  2. Должностная инструкция, которую мне нужно было прочитать и подписать. В этом документе были указаны мои обязанности и требования к персоналу.
  3. Договор с агентством.
  4. Две цветные фотографии. Первая — паспортного типа, вторая — в полный рост.

Когда мы отправили все документы, нам назначили дату последнего интервью на 30 мая.

Это первая страница карточки с личной информацией. Здесь я указала данные паспорта, адрес места проживания и контакты на случай чрезвычайной ситуации
Это первая страница карточки с личной информацией. Здесь я указала данные паспорта, адрес места проживания и контакты на случай чрезвычайной ситуации
На второй странице я рассказала о своем образовании и опыте работы
На второй странице я рассказала о своем образовании и опыте работы

Перед интервью я забрала волосы в пучок, нанесла нейтральный макияж и оделась в белую рубашку, черный пиджак и брюки. За пять минут до начала мне пришло сообщение о том, что интервью будет проводить девушка из Бразилии.

На собеседовании меня спросили про мой опыт работы и на какую позицию я подаю заявку. Еще поинтересовались, есть ли у меня татуировки, какие горячие блюда были в меню на последнем месте работы и вино из какого сорта винограда я могу предложить к белой рыбе.

Собеседование длилось около 10 минут, я ответила на все вопросы. Спустя 15 минут мне на почту прислали оффер, где было сказано, что я принята на позицию помощника официанта в компанию Celebrity Cruises с окладом 895 $ (66 230  Р) в месяц. Когда я приехала на корабль, в контракте был указан оклад 948 $ (70 152  Р) — я с этой суммой, разумеется, спорить не стала. Молодому человеку оффер на позицию сомелье пришел через три дня. Ему предложили оклад 1262 $ (93 388  Р).

После интервью нас поставили в лист ожидания, чтобы подобрать нам дату назначения и корабль. Некоторые ребята ждут письмо о трудоустройстве полгода и больше, но нам повезло — мы получили его через три недели.

Когда долгожданное письмо пришло, оказалось, что у нас разные корабли: я отплываю 21 сентября из Ванкувера, а молодой человек — 24 сентября из Нью-Йорка. К счастью, через пару месяцев нам написали, что нас обоих определили на корабль Celebrity Equinox, который отплывает 18 августа из Майами. Этот корабль плавает между островами Карибского бассейна — там, где всегда тепло и нет снега.

Такой оффер мне прислали после интервью
Такой оффер мне прислали после интервью

Шаг 5
Документы для трудоустройства

После генерального интервью нас попросили распечатать, подписать, отсканировать и выслать следующие документы:

  1. Оффер от компании.
  2. Разрешение на использование и раскрытие персональных данных от круизной компании — его нам прислал представитель агентства.
  3. Подтверждение судовой политики о наркотиках и алкоголе — его тоже прислал представитель агентства.
  4. Документ о назначении бенефициара по страхованию жизни. Бенефициар — это тот, кому в случае моей смерти на корабле круизная компания выплатит компенсацию. Я указала маму. Этот документ тоже прислали из агентства.
  5. Сертификат по безопасности, или STCW.
  6. Справка об отсутствии судимости.
  7. Американская виза C1D — это транзитная морская виза для членов экипажа морского судна.
  8. Медицинский сертификат.
Документ о назначении бенефициара по страхованию жизни
Документ о назначении бенефициара по страхованию жизни

Еще экипажу морского судна иногда нужно оформлять паспорт моряка. Граждане РФ должны оформить его, если корабль, на котором они будут работать, заплывает в российский порт. Но обычно круизная компания отправляет всех россиян-новичков на корабли, которые не заплывают в порты РФ. Я такой паспорт не оформляла.

Расскажу подробнее о том, как я оформляла документы и сколько на них потратила.

Документы
Сертификат по безопасности

Чтобы работать на лайнере, мы должны были получить несколько сертификатов по безопасности для моряков:

  1. Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW) — о безопасности и охране на судне.
  2. Crowd Management (CMAT) — об управлении неорганизованной массой людей в режиме ЧС.
  3. Basic Safety Training (HBST) — о начальной подготовке по безопасности жизнедеятельности на судне.

Чтобы попасть на работу в компанию Royal Caribbean, нам нужно было получить в России только сертификат STCW. Два других нам выдали на корабле, когда мы бесплатно прошли соответствующие тренинги.

Чтобы получить сертификат STCW, мы в конце июня записались на курс «Подготовка по охране для лиц, не имеющих назначенные обязанности по охране» в центре дистанционной подготовки СТОРМ. Этот центр я выбрала из списка, который присылает агентство, — там нам подходила дата ближайшего курса. В 2018 году курс стоил 3244 Р на одного, в 2021 цена выросла до 3605 Р.

Когда мы оплатили курс, нам выслали учебно-методические материалы и тесты для самопроверки, их нам нужно было изучить за две недели. Ничего сложного там не было.

После нас зачислили в группу и записали на тренинг. На него мы должны были приехать в московский центр. Мы живем в Екатеринбурге, поэтому ради тренинга нам пришлось покупать билеты и снимать хостел. За билеты туда-обратно на одного мы заплатили около 6000 Р, за ночь в хостеле — по 300 Р.

Приложение к договору с учебным центром
Приложение к договору с учебным центром

Тренинг проходил в самом центре рядом с метро «Речной вокзал». На него пришли около десяти человек, я была единственной девушкой. Один из присутствующих тоже проходил тренинг для компании Royal Caribbean, в которой мы с молодым человеком собирались работать.

На тренинге нам рассказывали следующее:

  1. Что такое портовое средство и какие виды связи есть на борту.
  2. Какими законами регулируется морская судоходная деятельность и безопасность на морских судах.
  3. Что значат разные звуковые сигналы на судне при чрезвычайных ситуациях, какие есть сигналы бедствия и спасательные средства.
  4. Как могут проникнуть на судно посторонние.
  5. Как преступники проносят на судно взрывчатые устройства.
  6. Какие существуют виды пожара, какие есть средства тушения пожара и другие основы противопожарной безопасности на судне.
  7. Как оказывать первую медицинскую помощь.

Мы узнали много новых терминов и изучили несколько важных документов: например, Международную морскую конвенцию, Конвенцию по охране человеческой жизни на море и Кодекс по охране судов и портовых средств.

Спасательные круги на корабле расположены на палубах и трапах. Если вдруг кто-нибудь упадет за борт, человеку сразу кидают спасательный круг, кричат «Man overboard!» и сразу связываются с мостиком. После на воду спускают шлюпку
Спасательные круги на корабле расположены на палубах и трапах. Если вдруг кто-нибудь упадет за борт, человеку сразу кидают спасательный круг, кричат «Man overboard!» и сразу связываются с мостиком. После на воду спускают шлюпку

Еще на тренинге нам показали фильм о круизном лайнере «Коста Конкордия», который в 2012 году потерпел крушение из-за столкновения с рифами. Тогда на судне находилось больше 4 тысяч человек, 32 человека погибли. После этого крушения капитана судна осудили на 16 лет тюремного заключения. А еще внесли новые правила безопасности на судне. Одно из самых важных — это то, что все пассажиры должны проходить инструктаж по технике безопасности до того, как судно покинет порт.

Тренинг с экзаменом заняли примерно 4 часа. На экзамене нам задавали вопросы по пройденному материалу: например, что значит пожар класса A и чем отличается пиратство от вооруженного ограбления. После нам выдали сертификаты.

Так выглядит сертификат по безопасности для моряков
Так выглядит сертификат по безопасности для моряков

Документы
Справка об отсутствии судимости

Мы заказали справки об отсутствии судимости в отделении МВД России по Свердловской области. Для этого мы пришли туда с паспортом и заполнили заявление. Уже потом мы узнали, что такое заявление можно подать на сайте госуслуг, а потом просто прийти за справкой.

Справку мы получили через две недели в том же отделении МВД. Ее нужно было перевести на английский, нотариальное заверение не требуется. За перевод обеих справок я заплатила 730 Р.

Агентству мы отправили сканы справок на русском и английском языках, а оригиналы взяли с собой на корабль.

Моя справка об отсутствии судимости
Моя справка об отсутствии судимости

Документы
Виза

Въехать в США для работы на круизном лайнере можно с визой C1/D. Расскажу, что нужно сделать, чтобы ее получить.

Уплатить консульский сбор в размере 160 $ (11 840  Р), на двоих — 320 $ (23 680  Р). По курсу 2018 года мы заплатили по 10 880 Р на каждого. На корабле нам вернули эти деньги. Раньше уплатить сбор можно было онлайн, но в 2021 году это можно сделать только на почте. Перед оплатой нужно сформировать квитанцию по инструкции.

Сделать фото в формате JPG и бумажное фото размером 5 × 5 см. На официальном сайте государственного департамента США можно посмотреть требования к фотографии и сделать их самостоятельно, но я советую делать их в салоне — тогда фото наверняка будут в правильном формате.

Когда вы начнете заполнять анкету, вам дадут номер в формате AA1111B1BQ и попросят ввести ответ на секретный вопрос. Они нужны, чтобы восстановить доступ к анкете, если соединение с интернетом прервется или вы закроете страницу с анкетой. Чтобы не потерять данные, я советую почаще сохранять анкету и обязательно записать ее номер.

В анкете нужно будет указать все виды деятельности за последние пять лет:

  1. Если вы работали, укажите название компании, адрес с индексом, ФИО руководителя, его телефон.
  2. Если вы учились в вузе или проходили стажировку, найдите официальное название организации и даты обучения.
  3. Если вы служили в армии, вам нужно будет указать страну прохождения службы, род войск, звание, военную специальность, даты прохождения службы.

Заполнение анкеты занимает 1—2 часа, так что запаситесь терпением. Агентство может помочь заполнить анкету. Правда, за это придется заплатить 55 € (4200  Р).

Подтверждение о заполнении анкеты — оно появилось, когда я заполнила заявление. Эту страницу обязательно нужно распечатать и взять с собой в посольство США
Подтверждение о заполнении анкеты — оно появилось, когда я заполнила заявление. Эту страницу обязательно нужно распечатать и взять с собой в посольство США

Записаться на собеседование на сайте ustraveldocs.com. В 2018 году визу в США можно было получить в трех визовых центрах России: в Москве, Екатеринбурге и Владивостоке. В Москве и Екатеринбурге мест на собеседование по визе не было, поэтому нам пришлось ехать во Владивосток. После записи нам нужно было распечатать подтверждение записи на собеседование, его нужно предъявлять на собеседовании по визе.

Лететь до Владивостока было дорого, так что мы решили добраться на поезде. За билеты туда-обратно на двоих мы заплатили 38 964 Р, ехали почти неделю. Дело было летом, кондиционер в вагоне работал слабо. Прохладно становилось только под вечер, когда солнце скрывалось, а в дневное время стояла экстремальная духота. Первые трое суток в поезде мы чувствовали себя нормально, а потом плохо спали из-за смены часовых поясов и острее слышали звук колесных пар. Мылись мы в туалете из раковины, было очень неудобно.

Так выглядит подтверждение записи на собеседование
Так выглядит подтверждение записи на собеседование

Прошли собеседование в посольстве. Как только мы приехали во Владивосток, сразу заселились в хостел, переоделись и пошли в посольство. С собой мы взяли только наручные часы и обязательные документы:

  1. Заграничный паспорт. Если у вас есть недействующие заграничные паспорта, возьмите их тоже.
  2. Подтверждение заполнения анкеты DS-160.
  3. Квитанция об уплате консульского сбора.
  4. Подтверждение записи на собеседование.
  5. Фото 5 × 5 см.
  6. Оффер.
  7. Письмо о трудоустройстве.

Еще мы взяли несколько дополнительных документов:

  1. Документы о том, что у нас есть движимое и недвижимое имущество. Я предоставила выписку о том, что у меня есть квартира в Екатеринбурге, а молодой человек принес документы на автомобиль.
  2. Выписка с банковского счета, на котором есть достаточно средств для поездки. У нас было по 350 $ (25 900  Р) на каждого.
  3. Военный билет — его взял мой молодой человек.

В дополнение к справке с банковского счета нужно предоставить справку 2-НДФЛ о доходах с места работы — она тоже подтверждает финансовую состоятельность заявителя. Мы тогда никакой доход от круизной компании еще не получили, поэтому справку не принесли и указали в анкете, что мы unemployed — безработные.

Если у вас есть паспорт моряка, возьмите на собеседование его тоже.

Наручные часы в посольстве нам пришлось сдать. В консульства и посольства США запрещено проносить любые металлические и электронные устройства. При этом металлические предметы вроде наручных часов еще могут принять на хранение, а с телефоном или умными часами просто не пустят. Поэтому я советую с собой брать только документы.

Мы записывались как два заявителя на одно время, поэтому к окну подошли одновременно. Офицер поочередно спрашивала нас, из какого мы города, сколько нам лет, как мы добрались до Владивостока и сколько времени заняла дорога. Затем она взяла наши документы и спросила, на каком корабле мы собираемся работать, из какого города отплываем, сколько месяцев длится контракт. После она сказала, что наша виза одобрена.

Моя американская виза для членов экипажа морского судна C1/D. Паспорта с визами нам доставили домой курьером через две недели
Моя американская виза для членов экипажа морского судна C1/D. Паспорта с визами нам доставили домой курьером через две недели

Документы
Медицинский сертификат

Медицинский сертификат можно получить только в клиниках, которые сотрудничают с компаниями. Список клиник у каждой круизной компании разный, его высылает агентство только после успешного прохождения интервью с работодателем. Мы могли пройти медкомиссию в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска и Севастополя. Мы решили пройти медкомиссию в Москве, потому что она ближе всего к Екатеринбургу.

На медкомиссию надо записываться минимум за две недели, так что я записала нас туда до нашего отъезда во Владивосток за визой. С собой мы взяли несколько документов:

  1. Медицинские формы круизной компании, которые высылает агентство.
  2. Результаты флюорографии.
  3. Сертификат прививок, в котором отмечены прививки от кори, краснухи и паротита не старше 10 лет. Детские прививки не подходят, так как за границей каждые 10 лет проводят ревакцинацию от серьезных болезней.

Я поставила только прививку от кори в платной клинике за 550 Р, а остальные не стала: их мне делали меньше 10 лет назад. Но я решила на всякий случай сдать анализ на антитела от краснухи и паротита за 1500 Р, чтобы убедиться в их наличии. Если бы антител не оказалось, мне пришлось бы сделать все три прививки. Молодой человек привился от всех трех заболеваний сразу за 1700 Р, потому что у него все прививки были старые.

Медкомиссию мы проходили в больнице германского посольства на Мосфильмовской улице. Стоила она 280 € (23 520  Р). Мы платили рублями, но в больнице их перевели в евро по текущему курсу. В итоге в 2018 году мы заплатили за двоих 41 272 Р.

За медкомиссию мы платили рублями, но в больнице их перевели в евро
За медкомиссию мы платили рублями, но в больнице их перевели в евро

В больнице меня попросили сдать кровь и мочу, чтобы узнать, беременна ли я, принимала ли я наркотики и есть ли у меня такие заболевания, как туберкулез, сифилис, гепатит, сальмонеллез. После я прошла ЭКГ, мне измерили давление, вес, рост и температуру, проверили зрение, слух и кожу, сделали УЗИ малого таза и брюшной полости.

Когда осмотр был завершен, мы заполнили формы с сотней вопросов на английском языке об имеющихся хронических заболеваниях, травмах, аллергии, болях, перенесенных операциях и многих других вещах. Когда все анализы были готовы, доктор занес их результаты, информацию о прививках и флюорографию в формы, поставил печать и подпись. Весь медицинский сертификат составляет 14 листов формата A4. Когда мы приехали домой, то отсканировали его и отправили в агентство. Оригинал я забрала на корабль.

Этот сертификат действителен два года, перед следующим контрактом мне нужно будет снова его получить. В этот раз я поеду за ним в Санкт-Петербург: там комиссия стоит в два раза дешевле, 12 000 Р.

Шаг 6
Сборы

На лайнер опытные ребята едут с двумя-тремя чемоданами. В одном чемодане везут гигиенические принадлежности, в другом — одежду и все остальное. Я же на первый контракт взяла с собой только один чемодан: думала, что докуплю некоторые вещи в США, но к тому времени денег на такие закупки уже не было.

На второй контракт я уже запаслась всем необходимым заранее.

Вот сколько чемоданов и сумок я брала с собой на второй контракт. Еще примерно столько же взял молодой человек
Вот сколько чемоданов и сумок я брала с собой на второй контракт. Еще примерно столько же взял молодой человек

Расскажу о том, какие вещи я с собой взяла и что можно было оставить дома.

Документы мы собрали в первую очередь, их нам нужно было предъявить перед входом на корабль. Вот что мы взяли:

  1. Российский и заграничный паспорт.
  2. Медицинский сертификат.
  3. Оффер.
  4. Письмо о трудоустройстве. У нас его спросили в Париже перед посадкой на самолет, который следовал до Атланты.
  5. Справка о несудимости.
  6. Соглашение судовой политики о наркотиках и алкоголе.
  7. Сертификат по безопасности.
  8. Страховой полис для членов экипажа, высланный круизной компанией.
  9. Документ о назначении бенефициара по страхованию жизни.
  10. Договор с агентством, анкеты и рекомендательные письма. Обычно эти документы на корабле не проверяют, но на всякий случай лучше их тоже взять.

Деньги. На первое время агентство рекомендует брать с собой 100 $ (7400  Р) или 100 € (8900  Р) на каждого. Зарплата приходит через две недели после отплытия, так что нужно иметь с собой немного средств на это время. Мы взяли с собой всего 120 $ (8880  Р) на двоих — больше у нас просто не было.

Гигиенические принадлежности. Вот что я советую взять:

  1. Шампунь, 3 бутылки по 400 мл.
  2. Кондиционер для волос, 3 бутылки по 200 мл.
  3. Зубная паста, 3—4 тюбика.
  4. Гели для душа, 3—4 бутылки по 200 мл.
  5. Мыло, 2—3 куска.
  6. Мицеллярная вода и другие нужные вам средства для лица, 3—4 бутылки.
  7. Крем для рук, 4—5 тюбиков.
  8. Дезодоранты, 4—5 штук.
  9. Стиральный порошок, 1 кг или 30 капсул. Рабочую форму можно сдавать в химчистку бесплатно в определенные часы, а остальную одежду — только за деньги. Стирка одной вещи стоит 1 $ (74  Р), экспресс-стирка — 3 $ (222  Р). Еще можно ходить в прачечную, где стоят стиральные и сушильные машины, — там стирка бесплатная, но нужно приходить со своим порошком. Там я и стирала вещи. Только однажды мне нужно было срочно постирать брюки, их я сдала в экспресс-стирку за 3 $ (222  Р).
  10. Станки для бритья, 8 штук.
  11. Пена для бритья для молодого человека, 4—5 штук.
  12. Мочалки, 3—4 штуки.
  13. Прокладки, тампоны или другие предметы личной гигиены для женщин в необходимом количестве. Я взяла 5 упаковок с прокладками по 20 штук.
  14. Ватные диски и палочки, по 2 упаковки, около 100 штук в каждой.

Если у вас в пути что-то закончится, не переживайте: на корабле есть магазин для персонала. Правда, выбор там небольшой — из гигиенических принадлежностей там можно купить пару видов шампуня и геля для душа, прокладки, пену, станки для бритья и дезодоранты. Цены начинаются от 3—5 $ (222—550 Р). А на суше в США они стоят еще дороже: например, шампуни, бальзамы и гели для душа — от 10 $ (740  Р), а стиральный порошок или капсулы — от 20 $ (1480  Р).

Аптечка. Вот что я советую туда положить:

  1. Обезболивающие, которые вам помогают, например «Нимесулид».
  2. Антигистаминные, например «Цетрин».
  3. Сосудосуживающие средства от насморка.
  4. Леденцы от боли в горле, например «Стрепсилс».

При температуре нужно сразу идти в медпункт, там дадут ибупрофен и выпишут больничный. При серьезных заболеваниях дадут сильные антибиотики. Еще там можно взять таблетки от укачивания, пластыри и — внезапно — презервативы.

На суше все таблетки продаются по рецепту врача, купить их там невозможно.

Одежда. У меня были с собой шорты, майки, футболки, летние платья, юбки, джинсы, нижнее белье, носки, колготки, босоножки и кроссовки. Еще я взяла теплую кофту и куртку, так как домой мы возвращались в марте. Носки или гольфы должны быть черные, чтобы они не выделялись под брюками, щиколотка в них должна быть закрыта.

Важно взять с собой белые классические футболки. Их надо обязательно надевать под рабочую рубашку, чтобы тела и нижнего белья не было видно. Об этом правиле я узнала только на корабле, когда меня отправили переодеваться.

Еще я советую брать две пары компрессионных гольфов. Есть исследования, которые доказывают, что такие гольфы помогают предотвратить варикоз. Это важно на работе, где приходится все время быть на ногах.

В остальном я советую ориентироваться на маршрут корабля, его обычно можно найти в интернете. Еще его высылает компания за несколько дней до присоединения. Я плавала в Карибском бассейне, поэтому брала преимущественно летнюю одежду и купальники. Лучше брать с собой вещи, которые не нужно гладить, чтобы не тратить на это время. А еще я советую взять кроссовки для прогулок, туфли и несколько коктейльных платьев для вечеринок: на первом контракте у меня этих вещей не было, и я даже не могла нарядиться во время праздников.

Во время круизов я часто выкраивала время на то, чтобы искупаться. Здесь я на острове Барбадос, который известен бело-розовым песком и изумрудной водой
Во время круизов я часто выкраивала время на то, чтобы искупаться. Здесь я на острове Барбадос, который известен бело-розовым песком и изумрудной водой

Во время контракта я покупала одежду в Майами и Ки-Весте в магазинах Marshall и ROSS, где продается качественная брендовая одежда старой коллекции по низкой цене. Например, там я купила такие вещи:

Косметика. Макияж — это часть дресс-кода для девушек на корабле. Он должен быть неброским. Мужчинам пользоваться декоративной косметикой запрещено. Я слышала о двух случаях, когда менеджер прямо попросил девушек пользоваться косметикой, хоть им это и не нравилось.

На первое время я привезла из России базовый набор из туши, тонального крема, карандаша для бровей и гигиенической помады. Когда они закончились, я покупала косметику в США, там она стоит от 10 $ (740  Р).

Маникюрный набор. Ногти должны быть коротко подстрижены. Если есть покрытие, то оно должно быть только нейтральным — например, светло-бежевым.

Предметы для укладки волос: фен, щипцы для выпрямления, черные резинки, невидимки, бублик, шиньоны и лак-фиксатор — все, что нужно, чтобы ни одна прядь не выбивалась. Длинные волосы всегда должны быть забраны в пучок, низкий хвост или косу — так, чтобы они точно не попали в еду и напитки гостей. По этой же причине челку нужно закалывать заколкой.

Швейный набор — белые и черные нитки, иглы, булавки, ножницы. Если у вас оторвется пуговица, ее быстрее пришить самостоятельно. В других случаях можно отнести одежду в ателье, это бесплатно — правда, швее принято оставлять чаевые.

Наручные часы. Отслеживать время на корабле важно: опаздывать нельзя. А пользоваться телефоном в гостевых зонах запрещено.

Пара сувениров из своей страны, чтобы подарить их коллегам на корабле. Я брала с собой несколько матрешек, магниты с уральскими самоцветами, российский шоколад и конфеты.

Шаг 7
Перелет из Екатеринбурга в Майами

Билеты из Москвы в Майами забронировала круизная компания за пару недель до присоединения, но оплатить их мы должны были самостоятельно. Мы потратили на них по 560 € (49 840  Р) с человека и еще 60 € (6141  Р) отдали за ваучер на трансфер из аэропорта, гостиницу и ужин с завтраком. В гостинице можно было принять душ после долгого перелета и поспать. Курс евро в 2018 году был 78 Р, так что в итоге за билет с ваучером мы заплатили по 48 360 Р с каждого. Еще мы отдали за билет на поезд до Москвы по 7540 Р с человека. Эти деньги компания не возвращает, она оплачивает только обратный билет с корабля домой.

Корабль отплывал из Майами 18 августа, так что из Екатеринбурга мы вылетели вечером 16 августа и прибыли в Москву в тот же день. Вылет в США у нас был запланирован на следующее утро. Мы решили не снимать номер в гостинице и спали прямо в аэропорту.

Утром 17 августа мы вылетели в Майами. У нас было две пересадки — в Париже и Атланте, перелет занял больше 15 часов. Это был мой первый долгий перелет, который оставил неизгладимое впечатление: у меня отекли ноги, разболелась голова и заложило уши. Из-за этого следующие несколько дней я плохо слышала.

Билет из Екатеринбурга в Москву стоил 7540 <span class=ruble>Р</span>
Билет из Екатеринбурга в Москву стоил 7540 Р
А из Москвы в Майами — 620 € (52 080 <span class=ruble>Р</span>)
А из Москвы в Майами — 620 € (52 080 Р)
Маршрут перелета Москва — Майами
Маршрут перелета Москва — Майами

Из аэропорта Майами нас должны были довезти в гостиницу, но мы прибыли так поздно, что трансфер уже уехал. Из-за этого нам пришлось добираться туда на такси за 86 $ (6364  Р). В гостинице мы переночевали, а в 8 утра поехали к кораблю на автобусе, который предоставляет компания.

Обычно от прохождения интервью до присоединения к кораблю проходит от трех месяцев до года, но нам повезло: у нас этот процесс занял всего два с половиной месяца. Агентству мы не платили, но все расходы по трудоустройству мы взяли на себя: билет на корабль, траты на оформление визы, медкомиссии и т. д. За первый контракт мы с лихвой окупили все расходы.

На трудоустройство в 2018 году мы потратили 135 257 Р на человека

Перелет Москва — Майами и ваучер 48 360 Р
Междугородние билеты 35 522 Р
Медкомиссия 20 636 Р
Виза 10 880 Р
Еда в поездках 10 000 Р
Сертификат по безопасности 3244 Р
Документы: сканы и переводы 2865 Р
Прививки 2050 Р
Проживание 1700 Р
Перелет Москва — Майами и ваучер
48 360 Р
Междугородние билеты
35 522 Р
Медкомиссия
20 636 Р
Виза
10 880 Р
Еда в поездках
10 000 Р
Сертификат по безопасности
3244 Р
Документы: сканы и переводы
2865 Р
Прививки
2050 Р
Проживание
1700 Р

Первый день на корабле

Мы подъехали к кораблю примерно в 9 утра. Корабль поразил меня своей красотой и масштабом — он был гигантским.

Перед входом на корабль нас зарегистрировали и проверили документы: загранпаспорт, медицинский сертификат, письмо о трудоустройстве, сертификат по безопасности, визу. Паспорт сразу забирают, чтобы сотрудник точно не смог остаться в какой-нибудь стране по пути следования. Вместо него выдают айди-карту, на которую записывают личные данные сотрудника. С помощью этой карты можно выходить с корабля и заходить обратно. Также на неё кладут 100 $ (7400  Р): за них можно покупать что угодно в магазинах и барах на корабле, платить за форму, интернет и т. д. Эти деньги нужно потом вернуть.

Слева айди-карта, ее оформляют вместо паспорта. Если ее потерять, то новую оформят за 15 $ (1110 <span class=ruble>Р</span>). Справа — сувениры от компании. На рюкзаке указаны название корабля и лозунг компании: «Весь мир к вашим услугам»
Слева айди-карта, ее оформляют вместо паспорта. Если ее потерять, то новую оформят за 15 $ (1110 Р). Справа — сувениры от компании. На рюкзаке указаны название корабля и лозунг компании: «Весь мир к вашим услугам»
Это айди-карта, ее оформляют вместо паспорта. Если ее потерять, то новую оформят за 15 $ (1110 <span class=ruble>Р</span>)
Это айди-карта, ее оформляют вместо паспорта. Если ее потерять, то новую оформят за 15 $ (1110 Р)
Сувениры от компании. На рюкзаке указаны название корабля и лозунг компании: «Весь мир к вашим услугам»
Сувениры от компании. На рюкзаке указаны название корабля и лозунг компании: «Весь мир к вашим услугам»

Первая смена у нас была вечером, а перед этим нужно было подписать контракт и купить форму.

Подписывали контракт и другие документы мы в конференц-зале. Вместе с контрактом нам выдали сувениры от компании: фирменный рюкзак и картхолдер. А еще мы получили номер каюты, расписание движения и стоянок корабля и тренингов.

После куратор отвел меня на небольшое собрание в главный ресторан, где мне сказали, во сколько у меня будет первая смена и в каком виде на нее нужно прийти. А еще нас поблагодарили за то, что мы присоединились к компании, и пожелали хорошей работы. В ресторане я подписала еще несколько документов: например, подтверждение того, что получила бейдж.

Остальная информацию о работе на корабле есть в буклете, который компания выслала за три дня до присоединения, так что больше нам ничего на собрании не рассказывали.

Еще на неделе мы получили документ, который позволял нам выходить в американских портах. В 2021 году такое разрешение получают в первый день. Если эту бумагу потерять, за восстановление возьмут аж 300 $ (22 200  Р).

Разрешение на выход в американские порты
Разрешение на выход в американские порты
Мое расписание тренингов. В первые две недели было важно посетить тренинги по безопасности и правилам поведения. Помимо них, всем помощникам официантов дополнительно назначили онлайн-курсы по сервису в ресторане, еде и пищевой аллергии. А еще каждую неделю мы проходили запланированную учебную тренировку по поведению в чрезвычайной ситуации
Мое расписание тренингов. В первые две недели было важно посетить тренинги по безопасности и правилам поведения. Помимо них, всем помощникам официантов дополнительно назначили онлайн-курсы по сервису в ресторане, еде и пищевой аллергии. А еще каждую неделю мы проходили запланированную учебную тренировку по поведению в чрезвычайной ситуации

За формой я пошла после обеда. Чтобы ее получить, я отстояла в очереди два часа, нашла нужный размер и подписала бумаги о том, что получила форму. Мне выдали по два комплекта вечерней и дневной формы — всего четыре комплекта, чтобы можно было один отдавать в стирку, а второй носить.

Из первой зарплаты у меня вычли за форму 100 $ (7400  Р) — так делают все круизные компании, это обычное дело. Когда что-то изнашивалось, я докупала новые вещи: например, за два контракта я сменила три пары обуви.

После я вместе с другими вещами отправилась в каюту и переоделась. К пяти часам вечера я была готова к первой вечерней смене.

Вечером я носила черную рубашку и белый фартук. А днем наоборот — белую рубашку и черный фартук

Вечером я носила черную рубашку и белый фартук. А днем наоборот — белую рубашку и черный фартук

Это мы с молодым человеком в вечерней форме. Вечером я носила черную рубашку и белый фартук
Это мы с молодым человеком в вечерней форме. Вечером я носила черную рубашку и белый фартук
А днем наоборот — белую рубашку и черный фартук
А днем наоборот — белую рубашку и черный фартук
А это я&nbsp;в&nbsp;рубке, где&nbsp;управляют кораблем. Туда нас водили на&nbsp;экскурсию на&nbsp;первой неделе плавания
А это я в рубке, где управляют кораблем. Туда нас водили на экскурсию на первой неделе плавания
Так выглядит главный коридор для&nbsp;персонала рано утром, а&nbsp;в&nbsp;обычное время в&nbsp;нем толпы спешащих сотрудников, тележки и&nbsp;чемоданы. В&nbsp;первый день я&nbsp;долго кружила по&nbsp;нему, когда искала свою каюту
Так выглядит главный коридор для персонала рано утром, а в обычное время в нем толпы спешащих сотрудников, тележки и чемоданы. В первый день я долго кружила по нему, когда искала свою каюту
Когда мы&nbsp;отплывали от&nbsp;Майами, с&nbsp;верхней палубы открывался удивительный вид
Когда мы отплывали от Майами, с верхней палубы открывался удивительный вид

Мои обязанности на корабле

На корабле я работала в двух зонах: утром или днем в кафе, по вечерам — в главном ресторане. Обязанности в этих двух зонах были разными.

В кафе на четырнадцатом этаже был шведский стол с панорамными окнами и верандой с видом на океан. Мои рабочие обязанности там зависели от того, на какую позицию меня поставят:

  1. У входа я должна была приветствовать гостей и обрабатывать им руки санитайзером.
  2. В центре кафе я помогала гостям и поднимала им настроение: рассказывала о блюдах в меню, улыбалась, желала хорошего дня и приятного аппетита и даже иногда пританцовывала — не шучу.
  3. На линиях раздачи я протирала поверхности, делала тосты и раздавала мороженое. Иногда я заворачивала в салфетки столовые приборы.
  4. В зале я убирала и протирала столы, отвозила посуду к мойке, подметала и пылесосила, меняла мешки с мусором. А еще я помогала гостям найти свободный стол, приносила им напитки по запросу и общалась с ними о качестве еды, сервиса и отдыха.

В главный ресторан я приходила за час до начала ужина, чтобы подготовить свою станцию и рабочее место. Я приносила на станцию кувшины, масленки и корзинки для хлеба. Кувшины я наполняла льдом, масленки расставляла на столах, а в корзинки складывала скрученные тканевые салфетки.

После я участвовала в собрании, которое проводили каждый вечер перед открытием. Вот что мы на них делали:

  1. Повторяли правила сервиса, правила уборки и меню — оно менялось каждый день.
  2. Узнавали, сколько гостей ожидать и сколько столов будут заняты большими компаниями.
  3. Обсуждали рейтинг прошлого круиза, комментарии гостей и бронирования в платные рестораны — их нужно было предлагать гостям.
  4. Говорили о проблемных гостях и тех, кому нужно было уделить особое внимание. Например, некоторые гости требовали, чтобы им подавали блюдо на горячей тарелке или клали на стол черную салфетку вместо белой. Другие просили приготовить им определенный коктейль до их прихода или убрать стул, чтобы было удобно подъезжать к столу на инвалидном кресле.
  5. Вспоминали, у каких гостей есть пищевая аллергия и на что.

В конце нам говорили, кто из персонала уезжает домой, идет на повышение или отмечает день рождения.

Это ресторан, где я работала. В нем помещается 389&nbsp;столов на разное количество гостей, которых обслуживает большая команда: 84 официанта, 78&nbsp;помощников официанта, 2&nbsp;хостес, 17&nbsp;сомелье, 17&nbsp;барменов и 5&nbsp;помощников метрдотеля
Это ресторан, где я работала. В нем помещается 389 столов на разное количество гостей, которых обслуживает большая команда: 84 официанта, 78 помощников официанта, 2 хостес, 17 сомелье, 17 барменов и 5 помощников метрдотеля
А так выглядит тот&nbsp;же ресторан во время генеральной уборки, когда убирают сервировку и обрабатывают все поверхности. В стеклянном столбе справа хранят вино, поэтому его называют винной башней
А так выглядит тот же ресторан во время генеральной уборки, когда убирают сервировку и обрабатывают все поверхности. В стеклянном столбе справа хранят вино, поэтому его называют винной башней
Это я с моей официанткой Гейл из Гайаны. Поначалу она была прачкой, но спустя пять лет доросла до официантки. Я была у нее первым помощником и хорошо помню, как сильно она переживала. На корабле все официанты в основном мужского пола, потому что это физически тяжелая работа. На фото справа — сервировка столов.
Это я с моей официанткой Гейл из Гайаны. Поначалу она была прачкой, но спустя пять лет доросла до официантки. Я была у нее первым помощником и хорошо помню, как сильно она переживала. На корабле все официанты в основном мужского пола, потому что это физически тяжелая работа. На фото справа — сервировка столов.
Это я с моей официанткой Гейл из Гайаны. Поначалу она была прачкой, но спустя пять лет доросла до официантки. Я была у нее первым помощником и хорошо помню, как сильно она переживала. На корабле все официанты в основном мужского пола, потому&nbsp;что это физически тяжелая работа
Это я с моей официанткой Гейл из Гайаны. Поначалу она была прачкой, но спустя пять лет доросла до официантки. Я была у нее первым помощником и хорошо помню, как сильно она переживала. На корабле все официанты в основном мужского пола, потому что это физически тяжелая работа
Так мы сервировали столы до начала ужина. В центре стола стоит табличка, где указаны имена официанта, помощника официанта и сомелье
Так мы сервировали столы до начала ужина. В центре стола стоит табличка, где указаны имена официанта, помощника официанта и сомелье

В шесть вечера мы открывали ресторан и принимали гостей. Во время ужина у меня были следующие обязанности:

  1. Приветствовать гостей, сопровождать их до столов и подавать меню.
  2. Наливать воду со льдом в кувшины и приносить сливочное масло с хлебом в специальных корзинах, а затем разливать воду по бокалам и рассказывать гостям, что за масло и хлеб у них на столе.
  3. Приносить закуски, салаты и горячие блюда из кухни после того, как официант принимал заказ у гостей и отдавал его мне. Все блюда на кухне я собирала на огромный овальный поднос, который потом относила на свою станцию — шкаф с ящиками, где хранятся меню, вода, столовые приборы, бокалы и подносы.
  4. Убирать грязные тарелки и уносить грязную посуду на мойку.
  5. Принимать и сервировать заказы на десерт и напитки к нему.
  6. Общаться с гостями о качестве еды, сервиса и отдыха.
  7. Предлагать гостям посещать платные рестораны и бронировать для них столики.
  8. Провожать и благодарить гостей после ужина.
  9. Застилать стол чистыми скатертями, полировать и расставлять чистые бокалы для воды.
  10. Протирать стулья от еды и крошек, наполнять сахарницы.

Еще у нас была интересная традиция в конце каждого круиза. Во время предпоследнего ужина в ресторане включали веселую музыку и под нее несколько поваров проходили через весь ресторан. В это время все мы — официанты, помощники, менеджеры — хлопали в ладоши, пританцовывали, поднимали и крутили над головой салфетки. Так мы благодарили гостей за то, что они провели с нами эту неделю.

Больше всего в работе мне нравилось собирать блюда на кухне и наливать воду в бокалы. Наливать воду нужно под правильным углом и в правильном положении. Если сделать это неправильно, то весь лед полетит на пол или не попадет в стакан. А еще мне нравилось подавать гостям блюда и общаться с ними, это бесценный опыт.

По какому графику я работала

Каждый день я работала по 10—11 часов в день без выходных. Графиков было три, они менялись раз в неделю: за ужином я работала ежедневно, а обед и завтрак чередовались между собой. Это было нужно для того, чтобы каждый работник умел работать и на раннем завтраке, и на интенсивном обеде. Вот какие виды графиков у меня были:

  1. Завтрак с 07:00 до 11:30 и ужин с 18:00 до 22:30. Мне приходилось вставать ни свет ни заря. Зато между сменами у меня было целых четыре часа, за которые я успевала отдохнуть или заняться личными делами: выйти в порт, позагорать, искупаться в океане, сходить в тренажерный зал или постирать вещи.
  2. Обед с 11:30 до 16:00 и ужин. Перед обедом я успевала выспаться, поэтому в такие недели часто бывала на вечеринках. При этом обед — самое напряженное время, когда большинство гостей собираются в одном зале. А еще в эти дни я не могла выйти в порт: когда моя смена заканчивалась, корабль отплывал от пристани.
  3. Завтрак с 08:00 до 10:30, обед с 12:00 до 14:30 и ужин. Этот график мне нравился меньше других, потому что я почти не отдыхала.

Правила поведения на корабле

Перед началом работы на корабле каждый сотрудник подписывает соглашение и инструкции, в которых прописаны правила поведения. Нарушать их нельзя. За каждое нарушение дают дисциплинарное уведомление, за восемь таких уведомлений — предупреждение, за три предупреждения — выговор, а за три выговора увольняют. Если получить хотя бы один выговор, то следующие полгода на повышение или смену департамента можно не рассчитывать.

Получить дисциплинарное уведомление, предупреждение или выговор можно:

  1. Если говорить на родном языке в гостевых зонах — там можно общаться только по-английски, чтобы не беспокоить гостей.
  2. Носить открытую обувь и ходить с голыми плечами в столовой и главном коридоре. Например, нельзя носить шлепанцы: в них легко можно запнуться и упасть. Исключение — когда идешь в порт или на вечеринку.
  3. Использовать телефон на рабочем месте или в нерабочее время при гостях.
  4. Пропускать учебные тренировки и тренинги.
  5. Устраивать бардак и хранить запрещенную еду в каюте.
  6. Есть в ненадлежащих местах.
  7. Иметь ненадлежащий вид: носить грязную или мятую форму, длинные ногти, нерабочую форму в гостевых зонах.
  8. Курить в местах, не предназначенных для курения.
  9. Пить спиртные напитки на рабочем месте, работать в нетрезвом состоянии.
  10. Оскорблять гостей или коллег.
  11. Опаздывать на смену или корабль.

Сразу уволить или даже отправить в тюрьму в ближайшем порту могут, если сотрудник:

  1. Не вернулся на корабль после прогулки.
  2. Играл в азартные игры.
  3. Эмоционально спорил с гостями.
  4. Был в гостевой кабине без разрешения.
  5. Занимался сексом с гостем.
  6. Систематически употреблял спиртные напитки в больших количествах.
  7. Дрался. Однажды двое пьяных сотрудников подрались во время вечеринки в баре, после чего их отправили домой в ближайшем порту.
  8. Воровал, портил имущество, домогался и совершал другие преступления.

А еще, по правилам, на корабль нельзя проносить следующие вещи:

  1. Боеприпасы и любое другое оружие, в том числе ножи и колюще-режущие предметы. Исключение — инструменты для маникюра.
  2. Наркотические вещества и алкоголь.
  3. Приборы с нагревательными элементами, например чайники, утюги, свечи, электроплиты. Щипцы для волос и фен допускаются. Это важно для пожарной безопасности.
  4. Велосипеды и другие средства передвижения, зверей, цветы. В цветах могут завестись насекомые или на них может быть аллергия у сотрудников.
  5. Готовую продукцию, фрукты, овощи, мясо и рыбу.

За хранение запрещенных вещей могут сделать выговор или уволить.

Если гости нарушают правила поведения, их тоже могут высадить с корабля. Как-то раз подвыпивший гость зашел в каюту главного инженера и помочился прямо на пол. Когда он пришел в себя, его попросили собрать вещи и покинуть корабль.

Мой опыт. Со мной и моими друзьями тоже однажды произошел неприятный случай. В тот день мы вышли на прогулку в порт. После прогулки мы приехали к кораблю и поняли: что-то не так — один трап уже убрали, а возле второго стояла вся охрана и шеф службы безопасности.

Оказалось, что в тот день вернуться на корабль надо было не за 45 минут до отплытия, как обычно, а за два часа — выходит, мы опоздали на час. Это серьезное нарушение, за которое дают выговор. К счастью, нам выписали предупреждение, а не выговор: мы были на хорошем счету и раньше ни разу не нарушали правила.

Где я жила

Обслуживающему персоналу предоставляют двухместные каюты без иллюминаторов — небольшие комнаты 3 × 4 м с двухъярусной кроватью. Иллюминаторы есть только у некоторых руководящих позиций. А капитан, помощник капитана, главный инженер и шеф службы безопасности жили в больших комнатах на восьмом этаже с балконом, окнами, огромными кроватями и всеми удобствами.

В моей каюте было все необходимое в двух экземплярах: телевизоры, шкафы, стулья, подвесные полки, светильники, сейфы и спасательные жилеты. Еще была тумба с двумя ящиками, большое зеркало, стационарный телефон, холодильник, стол, место для чемоданов и душевая кабина с туалетом.

Несмотря на небольшое пространство и отсутствие окна, в каюте мне было комфортно: она была для меня собственным маленьким миром, где наконец-то можно расслабиться. К тому же было удобно, что там все под рукой и на уборку не надо тратить много времени.

Так выглядели каюты на лайнере. Там я не проводила много времени — только спала, переодевалась и мылась. У меня каюта была близко к внешнему корпусу корабля, поэтому я слышала шум волн, под&nbsp;который было приятно засыпать
Так выглядели каюты на лайнере. Там я не проводила много времени — только спала, переодевалась и мылась. У меня каюта была близко к внешнему корпусу корабля, поэтому я слышала шум волн, под который было приятно засыпать

В каютах нужно было соблюдать несколько правил: не шуметь, не курить и регулярно убираться. Еще там запрещено хранить и есть овощи, фрукты, мясо, рыбу и любую готовую продукцию из столовой или кухни. Из-за испорченной еды сотрудник может заболеть кишечным гриппом и перезаражать кучу народа — на корабле это происходит очень быстро. А если какая-нибудь еда испортится, то в каюте могут появиться насекомые, которые быстро распространятся по всему кораблю. Разрешено приносить в каюту газированные и алкогольные напитки, воду, соки, кофе, чипсы, сухарики, орехи, шоколад, конфеты, печенье и сухофрукты.

Раз в неделю каюты проверяют и могут выписать выговор, если найдут беспорядок или запрещенную еду.

Расселяют по каютам по половому признаку, департаменту, стране и рабочей позиции, но по запросу могут поселить с другим человеком. Поначалу я жила с девушкой из Украины, которая работала в кафе на раздаче еды. Потом мы с молодым человеком написали запрос, и через месяц нас поселили вместе. На втором контракте мы тоже жили вместе, но у моего молодого человека контракт закончился раньше. Перед тем как он уехал, мы с подругой написали запрос, чтобы ее подселили ко мне сразу после отъезда молодого человека, — так и вышло.

Питание на корабле

Круизная компания предоставляет персоналу бесплатное пятиразовое питание: завтрак, обед, ужин и два перекуса. А еще в течение дня можно в любое время выпить воды, чаю или кофе.

Столовая представляла собой шведский стол. Еды было много, но она почти никогда не менялась и приелась в первый же месяц.

Это наша столовая
Это наша столовая

Завтраки на корабле были очень вкусными: я обожала яичницу, круассаны и тосты с джемом и сливочным маслом. Из обеденных блюд мне нравились баклажаны с помидорами под сыром, куриный суп, паста с томатами и сырная кесадилья. Еще были вкусными блюда, которые привозили на поздний ужин из кухни главного ресторана, например легкие салаты без заправок, рис с овощами, мясное рагу и отварные спагетти.

Десерты тоже были хорошими и разнообразными, но для меня это скорее недостаток: из-за них я набрала лишний вес, несмотря на работу без выходных. Поэтому вместо десертов я старалась почаще есть фрукты — бананы, дыни, арбузы, ананасы, папайю.

В остальном питание было посредственным. В супы на корабле регулярно добавляли острые приправы, а мясные блюда были жирными, жареными или с соусами. Лосось попадался редко и был серого цвета из-за длительной заморозки. Картофельное пюре делали из картофельного порошка, а некоторые виды жареных яиц и омлета — из яичной субстанции. А еще нам подавали невероятно много риса.

Так выглядел завтрак. Интересный факт: всю еду, которую не успели съесть, измельчают и отправляют в океан на корм рыбам
Так выглядел завтрак. Интересный факт: всю еду, которую не успели съесть, измельчают и отправляют в океан на корм рыбам

Больничный

Медицинской страховки на корабле нет. За каждый пропущенный по болезни день у меня вычитали из зарплаты примерно 100 $ (7400  Р) — сумма зависит от количества гостей. Исключение делают только при желудочно-кишечных отравлениях.

Если сотрудник болеет сильно и долго, его могут отправить домой. Например, так делают при переломах, вывихах, растяжениях, постоянных и сильных болях в суставах и мышцах, депрессивном состоянии и психических расстройствах.

Если компания отправляет человека домой из-за болезни, то полностью оплачивает его лечение — главное, предоставить подтверждающие документы и чеки. Если перелет сотрудник может не выдержать, его кладут в американскую клинику и платят ему ежемесячно 500 $ (37 000  Р) плюс по 13 $ (962  Р) за каждый день в больнице. Правда, я о таких случаях ни разу не слышала.

К сожалению, если сотрудника отправили домой по болезни, то его не скоро снова возьмут на корабль: компании нужны только здоровые работники.

Первую помощь на корабле оказывают стремительно. Если кому-то нужна помощь врача, его вызывают по стационарному телефону и включают на корабле особый сигнал. Тогда в считаные минуты к месту происшествия прибывают дежурный медперсонал и служба безопасности.

Когда мы были в открытом море, одному моему коллеге стало плохо. Об этом тут же сообщили медикам и капитану. Медики поняли, что у сотрудника сердечный приступ, поэтому капитан сразу вызвал врачей с суши. Они прилетели на вертолете через несколько минут и спасли моего коллегу. К сожалению, так получается не всегда — когда я работала на первом контракте, один гость скончался от инфаркта.

Мой опыт. На корабле я болела редко, но однажды промокла под дождем, после чего сильно простыла — у меня была слабость, давление в груди и одышка. Температура поднялась до +38 °C. Меня отправили на больничный и прописали ибупрофен. Даже на таблетках температура не спадала два дня, поэтому мне прописали антибиотики и сделали укол. Через день температура пришла в норму, и я пошла на дневную смену. В итоге за четыре дня на больничном у меня вычли из зарплаты примерно 300 $ (22 200  Р).

Спустя несколько месяцев у меня разболелся зуб. Я сказала об этом врачу, и он направил меня к стоматологу. Я пошла на прием в ближайшем порту. В стоматологии мне быстро поменяли пломбу за 60 $ (4440  Р), работой врача я осталась довольна.

Связь

В первый день каждому дали пароль на час бесплатного интернета, его компания дарит раз в месяц. В остальное время интернет на корабле был платным: час стоил 7 $ (518  Р), 4 часа — 15 $ (1110  Р), 20 часов — 50 $ (3700  Р), 90 часов — 200 $ (14 800  Р). Это цены для членов экипажа, гости платят больше.

Половину первого контракта я заходила в интернет только через бесплатный вайфай на суше, потому что на корабле он дорогой. Потом стала по чуть-чуть покупать платные минуты. На втором контракте я решила не мучиться и сразу приобрела пакет за 200 $ (14 800  Р). На корабле свободного времени мало, поэтому в интернет я выходила максимум на 5—10 минут в день, так что пакета мне хватило почти на весь контракт. Когда он кончился, я покупала еще несколько минут примерно на 100 $ (7400  Р).

Еще у нас в каютах были стационарные телефоны. По этим телефонам можно звонить в другие каюты, на ресепшен и менеджерам. А еще можно звонить домой, если купить пакет минут. Я брала 500 минут за 20 $ (1480  Р), чтобы общаться с мамой.

О зарплате на корабле

Куда переводят зарплату. Компания перечисляла мне зарплату дважды в месяц на дебетовую американскую карту — ее оформили на корабле перед началом работы. После этого я зарегистрировалась в онлайн-кабинете, где можно было управлять банковским счетом.

Я решила сразу переводить деньги на российскую карту, поэтому открыла в своем банке валютный счет. За перевод на российскую карту начислялась комиссия — 7 $ (518  Р), поэтому я переводила деньги нечасто. В итоге за два контракта я потратила на комиссию 56 $ (4144  Р).

Зарплатная карта, которую выдает круизная компания Celebrity Cruises. Наличность можно снимать на корабле в банкомате без&nbsp;процентов, но я не хотела везти с собой крупную сумму, которую к тому&nbsp;же пришлось&nbsp;бы декларировать в аэропорту. А на личные траты мне хватало чаевых
Зарплатная карта, которую выдает круизная компания Celebrity Cruises. Наличность можно снимать на корабле в банкомате без процентов, но я не хотела везти с собой крупную сумму, которую к тому же пришлось бы декларировать в аэропорту. А на личные траты мне хватало чаевых
Так выглядит онлайн-кабинет с банковским счетом
Так выглядит онлайн-кабинет с банковским счетом

От чего зависит размер зарплаты. Моя зарплата складывалась из следующих вещей:

  1. Оклад.
  2. Мой рейтинг.
  3. Процент от продажи напитков.
  4. Чаевые.

Гарантированный оклад по контракту у меня был 895 $, а затем его подняли до 948 $. Компания каждый год увеличивает зарплату из-за ежегодного роста цен и уровня жизни.

Мой рейтинг зависел от оценок гостей, которые они ставили у себя в анкетах в конце круиза. Мне как помощнику официанта за сервис начислялось по 3 $ (222  Р) в день за каждого гостя, которого я обслуживала. Круиз длится 7 дней, то есть в сумме с каждого гостя мне начислялось по 21 $ (1554  Р). У меня максимальное количество гостей за круиз — 16—18 человек, так что максимум я могла получить за неделю 378 $ (27 972  Р). Конечно, только если каждый гость заполнит анкету и поставит мне самый высокий рейтинг. А если каким-то гостям не понравился сервис и они это отметили в анкете, то у меня вычитали из зарплаты около 30%. В среднем за рейтинг я получала 500—800 $ в месяц, то есть 125—200 $ (9250 14 800  Р) в неделю.

Подача и продажа напитков тоже увеличивали мою зарплату. Обычно я получала за это примерно 20—70 $ в месяц (1480—5180 Р). Если у гостя не было напитка, я спрашивала, принести ли ему что-нибудь. Если гость заказывал напиток из бара, который входил в стоимость круиза, я за него получала около 0,2 $ (14,8  Р), а если гость просил напиток из бара, не входящий в стоимость, мне начислялось больше — правда, точную сумму я не знаю.

Чаевые составляли значительную часть моего дохода, и я в основном на корабле тратила именно их. Больше всего чаевых оставляли американцы, а меньше всего — британцы, китайцы и испанцы. Те могли вообще чаевых не оставить.

Обычно чаевые мне давали в конверте после последнего ужина в ресторане, но иногда гости оставляли их и в кафе в течение круиза — обычно не больше 10 $ (740  Р). В среднем за неделю я получала 70—200 $ (5180 14 800  Р) чаевых, а за месяц — 280—800 $ (20 720 59 200  Р).

В итоге, если суммировать все начисления, я получала за месяц примерно 1000—1700 $ (74 000 125 800  Р).

Как получить повышение на корабле. Получить повышение можно через полгода после начала работы. Для этого нужно подать заявление на повышение или смену департамента, пройти двухнедельные тренинги и интервью с директором департамента и эйчар-менеджером. После этого сотрудника ставят в лист ожидания и повышают, когда появляется нужная вакансия. Потом подавать заявление на повышение можно каждые полгода.

На первых двух контрактах я никак не могла определиться с желаемой позицией, поэтому заявление не подавала. А после я решила, что на третьем контракте подам заявление на повышение до официанта или хостес — это более высокие позиции по сравнению с помощником официанта, зарплата на них больше.

Моя коллега, девушка из Греции, на первом контракте тоже работала помощником официанта. А затем она прошла тренинги с интервью и уже в конце второго контракта стала экскурсоводом.

Иногда гости оставляли вместе с чаевыми такие трогательные послания в благодарность за сервис
Иногда гости оставляли вместе с чаевыми такие трогательные послания в благодарность за сервис
Первая квитанция — за первую половину июля 2019&nbsp;года, когда мне прислали самую большую зарплату. Тогда был пик сезона, а значит, много гостей и рейтинговых анкет. А вторая квитанция — за вторую половину октября 2019&nbsp;года — тогда я получила на 423 $ меньше
Первая квитанция — за первую половину июля 2019 года, когда мне прислали самую большую зарплату. Тогда был пик сезона, а значит, много гостей и рейтинговых анкет. А вторая квитанция — за вторую половину октября 2019 года — тогда я получила на 423 $ меньше
Платежная квитанция за первую половину июля 2019&nbsp;года, когда мне прислали самую большую зарплату. Тогда был пик сезона, а значит, много гостей и рейтинговых анкет
Платежная квитанция за первую половину июля 2019 года, когда мне прислали самую большую зарплату. Тогда был пик сезона, а значит, много гостей и рейтинговых анкет
А вот платежная квитанция за вторую половину октября 2019&nbsp;года — тогда я получила на 423 $ меньше
А вот платежная квитанция за вторую половину октября 2019 года — тогда я получила на 423 $ меньше

Сколько я заработала. За первый контракт, который длился с 18 августа 2018 по 9 марта 2019 года, я заработала 12 866 $ (823 500  Р) без учета чаевых. Это во много раз больше, чем я получала в России. В течение первого контракта я погасила ипотеку на комнату, по которой оставалось заплатить около полумиллиона рублей, и рассчиталась с другими кредитами и долгами.

За второй контракт, который длился с 8 июня 2019 по 25 января 2020 года, я заработала 15 523 $ (1,056e+06  Р) — тоже без учета чаевых. На эти деньги я купила гараж и живу уже больше года без работы в ожидании следующего контракта.

Что там с налогами

Платить налоги за работу на корабле нужно не всегда. Разберемся, когда это необходимо, а когда — нет.

Платить НДФЛ в России обязаны две категории физлиц:

  1. Налоговые резиденты.
  2. Налоговые нерезиденты, которые получают доход из российских источников: например, сдают квартиру в РФ.

Налоговые резиденты — это физлица, которые находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Те, кто находится в стране менее 183 дней, — налоговые нерезиденты. Окончательно статус человека определяют 31 декабря каждого года.

Нерезиденты должны платить налог только на доход из российских источников. Значит, с дохода от работы на иностранную компанию нерезидент платить НДФЛ не обязан.

Скажем, до августа 2019 года человек жил в России, а после уехал работать на иностранный лайнер. Выходит, что за этот год он был в России больше 183 дней. Значит, он налоговый резидент и обязан заплатить с любых доходов в этом году 13% НДФЛ.

Предположим, тот же человек остался на лайнере в 2020 году и находился там до конца июля, а с августа по декабрь 2020 года жил в России. Тогда, получается, в этом году он находился в России меньше 183 дней и был налоговым нерезидентом. Значит, за работу на иностранную компанию в 2020 году он платить налоги России не должен.

Как я отдыхала и что успела посмотреть

Персонал на корабле работает без выходных, но между сменами у нас есть несколько часов для отдыха. В это время я спала, гуляла, ходила в тренажерный зал и на развлекательные мероприятия. Несмотря на сумасшедший график, я находила на все это время.

Тренажерный зал на корабле был хорошо оборудован. Там были беговые дорожки, тренажеры на все группы мышц, гантели, штанги и зеркала. А еще отдельная комната для растяжки, йоги и танцев — с матами, фитнес-мячами, эспандерами и балетным станком. В тренажерный зал я ходила пару раз в неделю, чтобы заняться растяжкой, побегать и выполнить несколько упражнений с гантелями. Я укрепляла и разминала суставы, руки и спину, чтобы спокойно носить тяжелые подносы и оставаться стройной.

Иногда для персонала открывали гостевой бассейн, джакузи или сауну. А еще для персонала есть игровая комната с бильярдом, настольным теннисом, компьютерными играми и библиотекой.

Развлекательные мероприятия на лайнере были каждый вечер и на любой вкус — вечеринки, праздники, винные вечера, бинго, караоке, конкурсы талантов, трансляции кино. Когда я не работала на завтраках, часто ходила вечером развлекаться.

В бинго я выигрывала дважды. В первый раз я и еще один человек получили главный приз — 1000 $ (74 000  Р). Поскольку победителей было двое, выигрыш поделили пополам. Во второй раз я выиграла беспроводные наушники.

Когда я выходила в порт, я купалась в океане, загорала, ходила по магазинам и гуляла. К сожалению, на достопримечательности у меня просто не хватало времени.

В Майами я ездила в центр, чтобы посмотреть на гигантские небоскребы и огромные улицы со множеством магазинов и пальм. А еще я часто ходила в Bayside Marketplace, центр торговли с уймой магазинчиков, ресторанов, кафе, зоной для прогулок и причалом с дорогущими яхтами. Там я оставила немало денег: например, в Victoria’s Secret купила кофту за 50 $ (3700  Р), нижнее белье и парфюмерную воду. Еще я купила в Guess куртку за 136,96 $ (10 135  Р), а в магазине с изделиями ручной работы Effusion Gallery — настенные часы за 101,65 $ (7522  Р).

Еще я бывала на множестве островов: Ки-Уэсте, Сен-Мартене, Кюрасао, Косумеле, Арубе, Коста-Майе, Барбадосе и других. Из них мне запомнился Сен-Мартен — именно здесь я впервые вышла на сушу после нескольких дней плавания. К тому же там есть знаменитый пляж Махо, где с очень близкого расстояния можно наблюдать, как взлетают и приземляются самолеты: взлетно-посадочная полоса начинается прямо у пляжа.

На Барбадосе я однажды занималась снорклингом — плавала под водой со специальной дыхательной трубкой. Стоило это всего 20 $ (1480  Р). Тогда я увидела двух морских черепах и затонувшее судно, было здорово. А в порту Коста-Майя мне удалось побывать в аквапарке всего за 20 $ (1480  Р) вместе с экскурсионной группой. Там было весело.

Сильное впечатление на меня произвел спуск на самом длинном зип-лайне над водой, который находится на Гаити. Зип-лайн — это трос, по которому можно съехать пристегнувшись к нему с помощью карабина. Протяженность маршрута — около 800 м, а высота точки старта — 152 м. За это удовольствие я заплатила 80 $ (5920  Р).

Чтобы спуститься на&nbsp;зип-лайне, нужно надеть такую амуницию
Чтобы спуститься на зип-лайне, нужно надеть такую амуницию

Недостатки работы на круизном лайнере

Быть помощником официанта физически тяжело. Работать приходится каждый день без выходных на протяжении семи-восьми месяцев. А еще в ресторанном департаменте приходится таскать тяжелые тарелки, кувшины с водой, огромные подносы с блюдами, постоянно торопиться и целыми днями быть на ногах. При этом надо улыбаться и абсолютно всегда быть для гостей в хорошем настроении, даже если валишься с ног от усталости.

Моя коллега из Бразилии могла унести поднос с 13&nbsp;горячими блюдами на плече. Мне удавалось поднять максимум 10&nbsp;блюд. Здесь главное — найти баланс и правильно расставить тарелки, чтобы самая тяжелая часть подноса оказалась на плече, а не на руке
Моя коллега из Бразилии могла унести поднос с 13 горячими блюдами на плече. Мне удавалось поднять максимум 10 блюд. Здесь главное — найти баланс и правильно расставить тарелки, чтобы самая тяжелая часть подноса оказалась на плече, а не на руке

Первые три недели были для меня самыми трудными. Мне все время хотелось спать, потому что на сон просто не хватало времени. Еще у меня болела поясница и стопы от бесконечной ходьбы — от боли я даже порой просыпалась посреди ночи. Ко всему прочему за контракт я набрала около 7 кг из-за неправильного питания: ела много сладкой и жирной пищи, ложилась спать с полным желудком или шла на вечеринку, где запивала обильный ужин коктейлями.

Мне было трудно общаться с гостями и коллегами — зачастую я не понимала, что мне говорят по-английски. Однажды я обслуживала пару из Шотландии. Женщину я понимала с горем пополам, а мужчину не понимала вовсе. К счастью, заказы у гостей принимают официанты, а я только наливала воду и приносила масло, хлеб и горячие напитки.

Все это звучит страшно, но я быстро привыкла к новому режиму и стала больше заботиться о себе: правильно питаться и заниматься спортом. Спустя время тело привыкло к нагрузкам и боль ушла. И английский со временем я стала понимать все лучше, а ко второму контракту вообще заговорила на нем свободно. Правда, на сон времени по-прежнему было мало. А еще я иногда тосковала по дому, родному языку и домашней еде — пирожкам, творогу и гречке с котлетами.

Положительные стороны работы на круизном лайнере

Сначала очевидное: на корабле бесплатные жилье и еда, большая зарплата. Еще, как я писала выше, там хорошие карьерные перспективы — через полгода можно подать заявку на повышение и смену департамента.

Больше всего мне понравилось то, что я увидела много красивых мест, регулярно купалась в океане, подтянула английский и завела друзей со всего мира. Некоторые даже встречают на борту свою любовь — так случилось с моей коллегой из Украины. Она встречается с парнем из Маврикия и работает с ним на кораблях около четырех лет. Сейчас они планируют совместное будущее на суше.

Главное то, что после корабельной жизни у меня остались потрясающие воспоминания. Корабль стал для меня вторым домом, а люди на нем — второй семьей.

Жизнь после корабля

Корабль разделил мою жизнь на до и после — я как будто на время выпала из обычной жизни и открыла себя заново. Первые недели после возвращения мне было трудно переключиться с английского языка на русский и привыкнуть к холодному климату.

Жизнь в море затягивает и кардинально меняет. Я стала увереннее в себе, организованнее и выносливее, почти перестала смотреть телевизор и откладывать дела на потом, осознала ценность времени.

После второго контракта я вернулась домой 26 января 2020 года. В конце марта у меня был запланирован третий контракт, но компания отменила все контракты из-за пандемии коронавируса. С того времени я живу на заработанные на корабле деньги: я пока что не готова работать в России за скромную зарплату в рублях. Когда ситуация в мире наладится, я сразу снова рвану в море.

Сколько я потратила за два контракта в 2018 и 2019 годах

Август 2018 — март 2019 Июнь 2019 — январь 2020
Интернет 50 $ (3250  Р) 300 $ (19 500  Р)
Такси 120 $ (7800  Р) 200 $ (13 000  Р)
Гигиенические принадлежности 100 $ (6500  Р) 150 $ (9750  Р)
Сувениры 150 $ (9750  Р) 100 $ (6500  Р)
Еда 50 $ (3250  Р) 100 $ (6500  Р)
Одежда 400 $ (26 000  Р) 500 $ (32 500  Р)
Косметика 200 $ (13 000  Р) 150 $ (9750  Р)
Развлечения 60 $ (3900  Р) 200 $ (13 000  Р)
Покупка телефона 837 $ (54 000  Р)
Форма 100 $ (6500  Р) 100 $ (6500  Р)
Стирка 3 $ (195  Р)
Итого 2067 $ (134 355  Р) 1803 $ (117 195  Р)
Август 2018 — март 2019
Интернет
50 $ (3250  Р)
Такси
120 $ (7800  Р)
Гигиенические принадлежности
100 $ (6500  Р)
Сувениры
150 $ (9750  Р)
Еда
50 $ (3250  Р)
Одежда
400 $ (26 000  Р)
Косметика
200 $ (13 000  Р)
Развлечения
60 $ (3900  Р)
Покупка телефона
837 $ (54 000  Р)
Форма
100 $ (6500  Р)
Стирка
Итого
2067 $ (134 355  Р)
Июнь 2019 — январь 2020
Интернет
300 $ (19 500  Р)
Такси
200 $ (13 000  Р)
Гигиенические принадлежности
150 $ (9750  Р)
Сувениры
100 $ (6500  Р)
Еда
100 $ (6500  Р)
Одежда
500 $ (32 500  Р)
Косметика
150 $ (9750  Р)
Развлечения
200 $ (13 000  Р)
Покупка телефона
Форма
100 $ (6500  Р)
Стирка
3 $ (195  Р)
Итого
1803 $ (117 195  Р)

И сколько заработала

Август 2018 — март 2019 Июнь 2019 — январь 2020
Зарплата 12 866 $ (823 500  Р) 15 523 $ (1,056e+06  Р)
Чаевые 2600 $ (166 400  Р) 3100 $ (201 500  Р)
Расходы во время круизов −2067 $ (134 355  Р) −1803 $ (117 195  Р)
Итого 13 399 $ (870 935  Р) 16 820 $ (1,0933e+06  Р)
Август 2018 — март 2019
Зарплата
12 866 $ (823 500  Р)
Чаевые
2600 $ (166 400  Р)
Расходы во время круизов
−2067 $ (134 355  Р)
Итого
13 399 $ (870 935  Р)
Июнь 2019 — январь 2020
Зарплата
15 523 $ (1,056e+06  Р)
Чаевые
3100 $ (201 500  Р)
Расходы во время круизов
−1803 $ (117 195  Р)
Итого
16 820 $ (1,0933e+06  Р)