Как я неделю путешествовала по Кавказу на круизном поезде
В конце августа 2021 года я на семь дней отправилась в путешествие по югу России на круизном поезде «Жемчужина Кавказа».
Обычно круизы ассоциируются с огромными морскими лайнерами, шведским столом без ограничений, театром, казино, тренажерными залами и даже бассейном на борту корабля. В поезде все немного иначе.
Из развлечений пассажирам предлагают вагон-ресторан и вагон-бар, где каждый вечер играет живая музыка в стиле шансон или поют в караоке. Еще есть не работающий без DVD-дисков телевизор и радио, по которому передают только объявления начальника поезда. Зато тех, кто решится на такое путешествие, ждет много впечатлений. Ради них и стоит отправиться в круиз на поезде.
Я поехала с сестрой. Перед путешествием я находилась в Омске, а она — в отпуске в другом городе. Сначала мы прилетели в Москву, откуда стартовал круиз. За семь дней погуляли по Новороссийску, Кисловодску и Дербенту, Чечне и Дагестану. Грозный мы осмотрели с вершины башни, а в ресторане на дне Сулакского каньона нас накормили вкусным ужином.
В Кисловодске мы попробовали местный нарзан и прогулялись по кипарисовой аллее в национальном парке. А вот до смотровой площадки с лучшим видом на Эльбрус нам добраться не удалось, как и увидеть знаменитое озеро Провал в Пятигорске. Почему так вышло, расскажу дальше в статье.
О чем расскажу
- Как устроены круизы РЖД
- Сколько стоят билеты и туры на Кавказ
- Почему мы выбрали круиз на поезде
- Маршрут и программа тура
- Типы размещения в поезде
- Как устроен спальный вагон
- Еда в поезде
- Как я добралась до Москвы
- Отправление из Москвы
- Новороссийск
- Кавказские Минеральные Воды
- Кисловодск
- Пятигорск
- Чечня и Дагестан
- Грозный и Аргун
- Сулакский каньон и Махачкала
- Дербент
- Волгоград
- Возвращение в Москву
- Итоги
Как устроены круизы РЖД
РЖД предлагают путешественникам тематические поездки по России. Например, можно прокатиться на поезде из Москвы до Казани и Йошкар-Олы или отправиться из столицы в Карелию и посетить парк «Рускеала».
В августе 2021 года мы с сестрой собирались в путешествие и случайно наткнулись на сайте РЖД на рекламу нового семидневного тура «Жемчужина Кавказа». Маршрут показался необычным: пассажиров отправляли в Новороссийск, города Кавказских Минеральных Вод, Чечню, Дагестан и Волгоград.
РЖД предлагали два варианта путешествий: приобрести только билеты на поезд или оплатить полный туристический пакет, который включал питание и экскурсии во время длительных стоянок поезда.
Когда мы собрались покупать билеты, поезд «Жемчужина Кавказа» курсировал по маршруту уже третий месяц, но было трудно найти подробное описание тура, услуг и удобств в вагоне: в официальных источниках размещали противоречивую информацию.
Например, мы не смогли понять, входит ли в стоимость поездки питание. На сайте РЖД сообщали, что оно включено. При выборе места в вагоне среди услуг тоже указывали питание, но на бланке билета было написано, что еда в стоимость не входит. В отзывах путешественников я прочитала, что в пакетный тур включены завтраки и обеды. Причем кормили только в дни проведения экскурсий: утром в поезде и днем в городах по маршруту. В первый и последний дни круиза, когда не было длительных стоянок, еду пассажирам не предлагали.
С экскурсиями тоже не все было ясно. На сайте «РЖД-тура» мы нашли только краткое описание круиза. Судя по отзывам, это была примерная программа. Ее немного меняли для каждой даты отправления в зависимости от расписания поезда. Например, когда в Минеральных Водах состав стоял дольше, чем во время других рейсов, к маршруту добавляли поездку к водопадам. Цену отдельных экскурсий нигде не указывали.
Только после покупки билетов я смогла найти несколько детальных отзывов, которые помогли нам подготовиться к поездке и прикинуть, что нас ждет на маршруте. Например, мы узнали, что изысканные блюда в вагоне-ресторане не подают. Или что Новороссийск нам покажут мельком, потому что тех, кто купит экскурсию от РЖД, повезут в Абрау-Дюрсо.
Сильнее всего смущали условия проживания в вагоне. Где-то указывали, что туалет и душ индивидуальные, в другом месте писали, что душ один на два купе, а туалет общий на весь вагон. В описании тура обещали, что в поезде есть вайфай, а в отзывах сообщали, что его нет.
Звонить в РЖД и выяснять детали я не стала. Дозвониться до них непросто, да и я была уверена, что в справочной мне не помогут: за программу отвечала компания «РЖД-тур», а они предлагали только полные турпакеты. Перед поездкой я задала несколько вопросов в соцсетях РЖД, где рекламировали «Жемчужину Кавказа», но ответа не получила. Как оказалось позже, проводники поезда тоже не знали всех деталей. Проще всего было поискать отзывы и учесть реальный опыт путешественников.
Сколько стоят билеты и туры на Кавказ
Летом 2021 года полный турпакет для круиза на поезде «Жемчужина Кавказа» стоил от 66 000 ₽ на человека в зависимости от типа размещения: в купе, спальном вагоне — СВ — или люксе.
Меня смущала цена отдельных билетов на круизный поезд в 2021 году. Для недельного путешествия она казалась слишком низкой — от 13 000 ₽ с человека за место в купе. Еще можно было выбрать билет в СВ за 18 000 ₽ или люкс на двоих примерно за 55 000 ₽. О том, чем отличаются вагоны, я расскажу дальше в статье.
В 2022 году на сайте «РЖД-тура» предлагают такие варианты круизов по Кавказу: с местом в купе — от 63 700 ₽, в СВ — от 81 200 ₽, в люксе на двоих — от 261 400 ₽. Отдельные билеты на туристический поезд № 930Я стоят от 30 651 ₽ — это цена за место в купе. Стоимость билетов в СВ — от 54 200 ₽, люкс на двоих обойдется минимум в 209 700 ₽.
Те, кто покупает полный туристический пакет на сайте «РЖД-тура», могут получить от Ростуризма кэшбэк 20% от стоимости путевки на карту «Мир». В 2022 году осенний этап программы Ростуризма действовал для туров, оплаченных с 25 августа по 10 сентября. При покупке отдельных билетов на поезд кэшбэк не начисляют.
Я люблю самостоятельно планировать путешествия и гулять без гидов, поэтому тур с экскурсиями мы решили не покупать. Приобрели только билеты на поезд на сайте РЖД. Их продают в разделе «Туристические поезда» — нужно выбрать подходящую дату и перейти к покупке.
Еще билеты на круизы выпадают, если вводить в стандартном окне поиска пункт отправления «Москва Казанская», а пункт прибытия — «Москва Казанская Туристическая». Проводники говорили, что по пути свободные места могут занять пассажиры, которые просто купили билеты из пункта А в пункт Б. Мы с таким не столкнулись — соседнее купе пустовало всю дорогу.
Билеты в СВ стоили 18 000 ₽ на человека, но мы воспользовались промокодом на скидку 15%. Нашли его в телеграм-канале РЖД, где публикуют информацию о разных акциях. В итоге за каждое место в поезде заплатили по 15 672 ₽.
В стоимость наших билетов входил проезд в спальном вагоне, постельное белье, гигиенический набор и пресса — журнал РЖД, похожий на те, что дают в самолете. Тариф не включал питание.
Я зарегистрирована в программе «РЖД-бонус», по которой начисляют баллы за поездки в течение 30 дней после покупки. За свой билет я получила 4692 балла. Этого хватит, например, на один билет в купе по маршруту Тюмень — Екатеринбург.
Почему мы выбрали круиз на поезде
В период пандемии мы не хотели рисковать с выездом за границу. В памяти еще были свежи воспоминания о том, как долго мы боролись за возврат денег за отмененную поездку в 2020 году. Тогда мы планировали путешествие со сложным маршрутом по европейским странам, а за пару дней до нашего предполагаемого выезда границы закрыли. Вернуть деньги нам помогло везение и чарджбэк в банке. Повторять эту эпопею мы не торопились и переключили внимание на путешествия по России.
Несмотря на все пробелы в информации, слова «круиз на поезде» звучали интригующе, а цена казалась символической. Больше всего нас привлекал маршрут. Мы с сестрой любим путешествовать, открывать новые для себя места, пробовать разные варианты отдыха: пакетные туры, самостоятельные поездки, морские круизы, автобусные экскурсии и путешествия на машине. Поэтому исследовать страну на поезде показалось нам хорошей идеей.
На работе отпуск у меня был всего две недели в год и без праздничных каникул. Места из маршрута «Жемчужины Кавказа» меня давно интересовали, но не настолько, чтобы полностью потратить на них время своего драгоценного отдыха. Вариант самостоятельного путешествия по югу России я никогда не прорабатывала.
Еще круиз — это своего рода тест-драйв новых локаций: одного дня в городе достаточно, чтобы понять, стоит ли туда вернуться на длительное время.
Маршрут и программа тура
До 25 сентября 2021 года круизный поезд отправлялся с Павелецкого вокзала в Москве каждую субботу и через семь дней возвращался в столицу на Киевский вокзал. Зимой в расписании делают перерыв. В 2022 году рейсы запланированы с 30 апреля по 24 сентября. Поезда отправляются с Казанского вокзала и возвращаются туда же.
Так как после покупки билетов у нас до сих пор не было четкой программы тура, мы посмотрели график движения нашего состава. Судя по расписанию, первый день поезд полностью проводил в пути. Во второй прибывал в Новороссийск и останавливался там на 6 часов. В третий день была запланирована самая долгая стоянка — в Кисловодске на 8,5 часа. В четвертый день пути поезд останавливался в Грозном на 6,5 часа, а ночь нам предстояло провести на стоянке в Махачкале. В предпоследний день почти 5 часов отводили на Дербент, а затем возвращались в Москву.
На момент написания статьи на сайте «РЖД-тура» есть программа тура и подробности экскурсий, но цену на отдельные поездки до сих пор не указывают. Правда, появилась такая строка: «Стоимость экскурсионного пакета без ж/д составляющей — 32 100 ₽».
Когда я изучала отзывы, поняла, что каждая экскурсия обойдется в среднем в 6000 ₽, а точную стоимость мы узнали только из брошюр в поезде.
Мне кажется, эти цены высокие. В ноябре 2019 года мы с сестрой ездили в круиз по Средиземному морю, посещали Италию, Хорватию и Черногорию. Каждая экскурсия от круизной компании по Сплиту, Риму и Мессине стоила около 100 € (6070 ₽), в то время это было примерно 7100 ₽.
Я точно не помню, что входило в программу тех туров, но не могу понять, как экскурсия по Риму может быть сопоставима по цене с прогулкой по Дербенту, который легко обойти за 3 часа вдоль и поперек. А вход в главную достопримечательность города — крепость Нарын-Кала — стоит всего 200 ₽.
Цены на экскурсии по маршруту «Жемчужина Кавказа» в 2021 году
Экскурсия | Программа | Цена |
---|---|---|
Новороссийск | Поездка в Абрау-Дюрсо, дегустация вин, экскурсия по пути в Новороссийск и ужин в кафе | 7800 ₽ |
Ессентуки — Кисловодск | Обзорная экскурсия по Ессентукам, обед в Пятигорске и прогулка по городу и парку «Цветник», экскурсия по Кисловодску | 6500 ₽ |
Минводы | Экскурсия по лермонтовским местам Пятигорска, посещение парка «Цветник», дегустация нарзана и обед, экскурсия по Ессентукам и Кисловодску, посещение «Медовых водопадов» | 6500 ₽ |
Грозный, окрестности Чечни и Дагестана, Махачкала | Обзорная экскурсия по Грозному с посещением башни «Грозный-сити» и мечети «Сердце Чечни». Обед в местном кафе. Поездка в Аргун. Сулакский каньон в Дагестане, ужин, поездка на смотровую площадку в Махачкале | 7500 ₽ |
Дербент | Экскурсия по городу и посещение крепости Нарын-Кала. Обед с дегустацией местных напитков | 6000 ₽ |
Волгоград | Обзорная экскурсия по городу с посещением Мамаева кургана. Прогулка на теплоходе и обед в кафе | 3000 ₽ |
Цены на экскурсии по маршруту «Жемчужина Кавказа» в 2021 году
Новороссийск | |
Программа | Поездка в Абрау-Дюрсо, дегустация вин, экскурсия по пути в Новороссийск и ужин в кафе |
Цена | 7800 ₽ |
Ессентуки — Кисловодск | |
Программа | Обзорная экскурсия по Ессентукам, обед в Пятигорске и прогулка по городу и парку «Цветник», экскурсия по Кисловодску |
Цена | 6500 ₽ |
Минводы | |
Программа | Экскурсия по лермонтовским местам Пятигорска, посещение парка «Цветник», дегустация нарзана и обед, экскурсия по Ессентукам и Кисловодску, посещение «Медовых водопадов» |
Цена | 6500 ₽ |
Грозный, окрестности Чечни и Дагестана, Махачкала | |
Программа | Обзорная экскурсия по Грозному с посещением башни «Грозный-сити» и мечети «Сердце Чечни». Обед в местном кафе. Поездка в Аргун. Сулакский каньон в Дагестане, ужин, поездка на смотровую площадку в Махачкале |
Цена | 7500 ₽ |
Дербент | |
Программа | Экскурсия по городу и посещение крепости Нарын-Кала. Обед с дегустацией местных напитков |
Цена | 6000 ₽ |
Волгоград | |
Программа | Обзорная экскурсия по городу с посещением Мамаева кургана. Прогулка на теплоходе и обед в кафе |
Цена | 3000 ₽ |
Чтобы сэкономить, советую подготовиться к поездке заранее или поискать контакты местных гидов, например на «Трипстере». Тогда вы сможете увидеть больше мест, которые интересны лично вам, и потратите гораздо меньше денег, чем на экскурсии от «РЖД-тура». Еще для экономии цену за услуги гида можно разделить с попутчиками.
Как я уже упоминала, я люблю сама строить маршруты и гулять без гида. Единственное место, которое мы не решились исследовать самостоятельно, — Чечня. Билет на эту экскурсию приобрели уже в поезде за 7500 ₽ с человека. Дальше в статье расскажу, какие достопримечательности городов мы успели посетить во время стоянок поезда.
В 2022 году программу круиза изменили. Путешественники посещают Майкоп, Нальчик, Грозный, Дербент и Кисловодск. Из тура убрали экскурсию в Сулакский каньон, прогулки по Новороссийску и Волгограду, зато везут в Хаджохскую теснину из Майкопа и предлагают прокатиться по канатной дороге в Приэльбрусье.
На сайте РЖД есть информация про круизы в 2023 году: поезд «Жемчужина Кавказа» будет курсировать 2 и 27 мая, а далее еженедельно с 10 июня по 30 сентября по субботам. Маршрут планируют такой: Москва — Ростов-на-Дону — Майкоп — Нальчик — Грозный — Махачкала — Дербент — Кисловодск — Ростов-на-Дону — Москва. Предупреждают, что его могут скорректировать.
Типы размещения в поезде
На Кавказ путешественников возит поезд, часть вагонов у которого от состава «Александр Невский». Он раньше ездил по маршруту Санкт-Петербург — Москва. Вагоны в нем старые, хотя и после капитального ремонта.
В поезде есть вагоны трех типов: купейные, спальные, или первого класса, и люкс. До 12 июня 2021 года в составе были плацкартные вагоны с местами по цене от 7000 ₽, но позже их убрали. Расскажу подробнее о каждом варианте размещения в поезде.
В купейном вагоне девять купе закрытого типа. В каждом — по четыре места. Во всех купе есть розетки, складной стол, полка для хранения вещей и два отсека для багажа под нижними полками. В каждом вагоне общая система кондиционирования и два туалета. Душ принимают в штабном вагоне, где едет начальник поезда. Посещение стоит 150 ₽, но записываться в душ нужно на определенное время у проводника.
В спальном вагоне девять двухместных купе с верхней и нижней полкой, столиком и небольшим креслом. В номере тесно: часть площади съедают шкаф и душевая кабина с раковиной. Она одна на два соседних купе, но на дверях душевой есть кнопка блокировки от соседей. Шампунь и гель для душа не предусмотрены, но проводники выдают гигиенические наборы с мини-тюбиком зубной пасты и кусочком мыла.
Туалеты общие и расположены в начале и конце вагона. В каждом купе есть индивидуальное освещение, телевизор и розетка. Кондиционер общий на вагон.
В вагоне люкс пять двухместных купе. В нем нельзя приобрести отдельное место — только выкупить полностью, даже если пассажир один. В каждом купе есть отдельная ванная комната с душем и туалетом, а еще индивидуальная система кондиционирования и телевизор. В остальном все чуть лучше, чем в СВ: больше места, чуть шире кровати.
Постельное белье включено во все тарифы, в середине маршрута его даже меняют. В СВ на человека выдавали простыню, две подушки с наволочками, одеяло в пододеяльнике, два небольших полотенца и дополнительный плед. В люксе заявлен еще банный халат.
Как устроен спальный вагон
Для тех, кто путешествует вдвоем, спальный вагон — отличный вариант. Здорово, что в купе есть душ и шкаф с плечиками, где можно развесить одежду. А главное, нет незнакомых людей в одной комнате. Нам еще больше повезло: в соседнем купе всю дорогу не было соседей и душевая всегда была в нашем распоряжении. Но старый вагон создал ряд неудобств.
В нашем купе была всего одна розетка, второй не нашлось даже в душевой. USB-портов тоже не было. Вайфай не работал, как и писали в отзывах, а чтобы включить телевизор, приходилось просить проводника подключить питание. Но и тогда толку было мало: антенны в поезде нет — можно смотреть только фильмы с DVD-дисков, которые лежали у проводника. Выбор невелик: пара советских кинокартин и несколько познавательных передач про путешествия по России. Они были интересные, жаль только, что не имели отношения к маршруту нашего поезда.
Купе закрывались на ключ, но его просили оставлять в замке, чтобы проводник мог сделать уборку в течение дня, когда все пассажиры были на экскурсиях. Поэтому ценные вещи приходилось носить с собой. Еще в вагоне не было индикатора занятости туалетов и уличного термометра. Второе особенно расстроило: когда не работает вайфай, а мобильный интернет ловит только на станциях, сложно понять, какая температура за окном и что лучше надеть.
Туалеты старые и тесные, а сантехника без сенсоров. В них не было пеленальных столиков для детей. Несмотря на то что все в вагоне выглядело несовременно, внутри было аккуратно и чисто.
Еда в поезде
Путешественникам, которые купили пакетные туры, предоставляли завтраки, правда, только в дни экскурсий. В первый и последний дни круиза, когда практически некуда выйти из поезда, завтраки пассажирам почему-то не давали. Еще кормят во время экскурсий. Еда в кафе входит в стоимость любой экскурсии, даже если не брать турпакет, а приобретать их по одной.
Тем, кто купит билеты на туристический поезд без экскурсий, как мы, о еде придется позаботиться самостоятельно. Важно помнить, что холодильника в купе нет. У проводника можно купить мелкие закуски, кофе и мороженое. В каждом вагоне стояла кофемашина, в которой готовили довольно вкусный кофе. Цена стаканчика — 100 ₽.
В вагоне не было титана — питьевую воду мы брали из кулера. Можно налить холодную или теплую воду, но заварить лапшу быстрого приготовления не получится: температуры недостаточно. Правда, в служебном купе есть микроволновка.
Полноценно поесть можно в вагоне-ресторане. Но еда там, на мой взгляд, не особо вкусная, в основном полуфабрикаты, а выбор скудный. В первый же день половины блюд из меню не оказалось в наличии.
Вот примеры цен в вагоне-ресторане:
- радужная форель — 950 ₽;
- котлета по-киевски с рисом — 540 ₽;
- куриный суп с лапшой — 350 ₽;
- сосиска с отварными макаронами — 300 ₽;
- бутерброд со шпротами — 200 ₽;
- маффин — 200 ₽;
- бокал российского вина, 180 мл — 400 ₽.
Мы с сестрой чаще всего ели в ресторанах в городах во время прогулок. В Новороссийск и Кавказские Минеральные Воды поезд прибывал после обеда, так что завтракать приходилось в поезде. Для этого мы покупали небольшой перекус в магазинах и кафе на станциях.
Как я добралась до Москвы
Я живу в Омске. Это хотя и город-миллионник, но с путешествиями оттуда дела обстоят плохо. Добираться до Москвы на поезде пришлось бы больше суток, а цена билета была сопоставима со стоимостью перелета. С вылетами тоже не очень: направлений и рейсов мало. На перелеты до Москвы и обратно с багажом и без пересадок в сентябре 2022 года стоит закладывать 10 000—15 000 ₽, а летом 2023 — 15 000—20 000 ₽.
У меня была еще одна проблема: поезд из Москвы отправлялся в круиз рано утром в субботу. Вылететь утром того же дня и добраться из аэропорта на вокзал я не успевала, а в пятницу я работала до 18:00. Прямых вечерних рейсов в тот день уже не было.
Пришлось лететь ночью разными авиакомпаниями: сначала из Омска в Екатеринбург за 2549 ₽, а потом из Екатеринбурга в Москву за 4426 ₽. Я надеялась, что ни один рейс не задержат, и мне повезло. Получился сложный и дорогой маршрут: на билеты в обе стороны я потратила 12 524 ₽. Из них 5549 ₽ за обратную дорогу я компенсировала накопленными милями по карте ALL Airlines. Сестра оплачивала свои билеты самостоятельно — ее расходы я в статье не учитываю.
Отправление из Москвы
Поезд отходил с Павелецкого вокзала в 07:35, и весь первый день мы провели в дороге. Из крупных остановок была только получасовая стоянка в Ельце. Тем, кто не планирует есть в вагоне-ресторане, советую запастись едой на первый день заранее, еще в Москве.
Весь день в поезде я отсыпалась после утомительных перелетов из Омска в Москву. Еще мы успели посмотреть туристический буклет и выбрали экскурсию в Грозный, которую оплатили у начальника поезда. Лучше взять с собой наличные: без вайфая и стабильного мобильного интернета терминал для оплаты картой срабатывает не всегда.
Новороссийск
Поезд прибыл в Новороссийск после обеда. Стоянка длилась 6 часов 10 минут. «РЖД-тур» предлагал пассажирам экскурсию за 7800 ₽, но нам она показалась неинтересной: прогулка по городу была короткой, а после туристов везли в Абрау-Дюрсо на экскурсию на завод шампанских вин с дегустацией и ужином в кафе. В центре туризма «Абрау-Дюрсо» подобные экскурсии стоят от 1300 ₽ с человека, а поездка туда на такси обойдется примерно в 550 ₽ в один конец. В Новороссийске работают «Убер», «Яндекс-гоу», «Максим».
Мы с сестрой уже были и в Новороссийске, и в Абрау-Дюрсо, поэтому решили просто прогуляться по набережной и провести летний день на море. От вокзала до центра города доехали на маршрутке № 10. Проезд стоил 28 ₽ с человека. Маршрутка останавливается на самой красивой улице города — Новороссийской Республики. По ней мы вышли к морю и фонтану «Дарующая воду». Забавно, что именно из-за проблем с водой фонтан в тот день не работал.
Крейсер «Михаил Кутузов» стоит на приколе на той же улице. Это списанный в резерв боевой корабль ВМФ, который чуть было не отправили на металлолом, но потом сделали в нем музей. Сейчас на него можно подняться и познакомиться с бытом матросов. Билет с экскурсией для взрослых стоит 400 ₽, для школьников и студентов — 100 ₽. Детей до семи лет пускают бесплатно.
В свой первый приезд в Новороссийск мы уже поднимались на крейсер: было любопытно узнать, в каких условиях жили моряки в длительных плаваниях. Внутри корабль немного потрепанный, но мне все равно было интересно там побывать.
Набережная Адмирала Серебрякова начинается от крейсера, ее протяженность — 4 километра. На ней находится множество монументов, связанных с известными личностями Новороссийска и важными историческими событиями. Например, памятник основателям города или композиция «Исход», посвященная трагическим событиям Гражданской войны. Эта скульптура — отсылка к фильму «Служили два товарища» с Владимиром Высоцким в главной роли. Чуть в стороне, среди современной застройки, стоит торпедный катер, который участвовал в Великой Отечественной войне.
Мемориальный комплекс «Малая Земля» — главная достопримечательность Новороссийска — находится в конце набережной. Его возвели в память о героизме советских солдат, которые обороняли этот небольшой клочок земли от фашистов в течение семи месяцев.
Монумент олицетворяет нос боевого корабля, который на полном ходу врезается в сушу. Вокруг него сохранились окопы и траншеи, а внутри работает музей боевой славы. Вход стоит всего 100 ₽, и много времени посещение не отнимет. Я не очень люблю военные монументы, но здесь почувствовала особую атмосферу. До сих пор помню, как внутри мемориала звучал глухой стук сердца защитников Малой Земли. Это пробирает до глубины души. Искренне советую заглянуть.
Суджукская коса начинается недалеко от мемориала, на которой находятся самые популярные пляжи Новороссийска. Там мы и провели остаток дня: неспешно гуляли по набережной, то и дело останавливались, чтобы перекусить или окунуться в море.
Даже нам шестичасовой стоянки поезда оказалось недостаточно. Мы еще хотели добраться до винодельни «Мысхако» — от Малой Земли до нее ехать около 15 минут, но времени не хватило.
Кавказские Минеральные Воды
Следующим утром поезд прибыл в Минеральные Воды, где стоял целый час. За это время мы успели осмотреть вокзал, прогуляться по не самой интересной улице неподалеку, сфотографироваться у знака «Я люблю Минеральные Воды» и зайти в магазин.
Дальше состав остановился в Ессентуках всего на 10 минут. Оттуда начиналась экскурсия «РЖД-тура» по Ессентукам, Пятигорску и Кисловодску за 6500 ₽. Еще за те же деньги предлагали более длительный маршрут с заездом в туркомплекс «Медовые водопады», где должны были организовать прогулку вдоль скал, но на него не набралось желающих. Пока пассажиры гуляли, поезд отправлялся дальше по маршруту и подбирал группу в Кисловодске, а затем возвращался в Минводы через Ессентуки и Пятигорск.
Еще до начала поездки я долго думала, какие курорты Кавминвод выбрать для осмотра: за день все не охватить. Пятигорск — самый крупный и, пожалуй, самый известный город Кавминвод. В Ессентуках мне очень хотелось увидеть грязелечебницу имени Семашко с портиком и фигурой льва при входе. В Кисловодске привлекал прекрасный парк для прогулок и шикарный вид на Эльбрус.
В итоге мы поступили так: сошли в Кисловодске, где состав стоял 8,5 часа, осмотрели город, а затем сели в электричку до Пятигорска, погуляли там и продолжили круиз. Если захотите поступить так же, советую предупредить проводников о своем плане, чтобы вас не потеряли, как это случилось с нами. В Кисловодске ждать и искать нас не стали, но проводники все же переживали, что пассажиры не вернулись на ту же станцию, где сошли с поезда.
Кисловодск
Курортный бульвар — самая первая улица города, она появилась в 1803 году. С нее мы начали прогулку по Кисловодску. Вдоль бульвара расположены старые здания санаториев. Один из самых красивых — «Главные нарзанные ванны». В лечебницах по назначению врача можно пройти курс грязелечения или принять минеральные ванны. Во многих санаториях воспользоваться этими услугами могут только постояльцы. Про «Главные нарзанные ванны» я прочитала, что раньше на процедуры мог попасть любой желающий, но потом стали пускать только проживающих в санатории.
На бульваре можно перекусить в кафе или купить что-нибудь в уличном ларьке. Рекомендую попробовать натуральный тархун на нарзане и пятигорское мороженое. По вкусу оно как забытый на вкус советский пломбир. Каждая позиция стоит примерно 100 ₽.
В качестве сувенира оттуда везут ореховую пасту урбеч. В наборе за 450 ₽ — 12 баночек пасты по 20 граммов со вкусом фундука с шоколадом, коричневого и белого льна, кунжута и разных орехов. Еще там продают косметику на основе лечебной грязи из озера Тамбукан, которое находится недалеко от Пятигорска.
Нарзанная галерея расположена в конце Курортного бульвара. Там можно бесплатно попробовать местный нарзан. Сорта воды отличаются не только по вкусу, но и по лечебным свойствам. От пары глотков ничего не будет, но злоупотреблять не стоит. Обычно воду принимают по предписанию врача до или после еды, поэтому галерея открыта три раза в день: с 07:00 до 09:00, с 11:00 до 14:00 и с 16:00 до 19:00. Рядом есть небольшой источник, где такую же воду набирают в любое время.
Национальный парк «Кисловодский» начинается за Нарзанной галереей. Вход в него бесплатный. Парк — это самая главная и самая длительная часть прогулки по Кисловодску. Он огромный — почти 1000 гектаров, поэтому за день его не обойти. Советую заранее выбрать на сайте, какие достопримечательности вы планируете посмотреть.
Территория поделена на три зоны: нижний, средний и верхний парки. Нижний начинается с грота и памятника лермонтовскому Демону. Раньше над гротом была ресторация, куда любил заходить писатель. Еще там много фонтанов, беседок, мостиков и других интересных объектов. Один из них — цветочный календарь. Это огромная клумба в виде календаря, на которой каждую ночь переставляют горшки с цветами, чтобы поменять дату.
Средний парк начинается от каскадной лестницы — еще одного парадного входа в парк. Оттуда открывается неплохой вид на город. Там я советую посмотреть на Красные и Серые скалы. Они названы так из-за своего необычного цвета. Недалеко от них находится нижняя станция канатной дороги, которая ведет в верхний парк. Взрослый билет стоит 300 ₽, детский — 200 ₽. Время в пути — 8 минут. По понедельникам канатная дорога не работает. По иронии судьбы поезд прибывает в Кисловодск именно в понедельник.
Рядом с нижней станцией находятся две смотровые площадки: одна с видом на горы, вторая — на кипарисовую аллею, которая ведет в долину роз. От скал до долины идти около 700 метров. Там на двух гектарах высажено больше 30 сортов этих цветов. Обильнее всего они цветут в июле — начале августа.
Когда я планировала путешествие, предполагала, что мы поднимемся в верхний парк по канатке, а потом пройдем пешком три километра до горы Малое Седло — еще одной местной достопримечательности. С нее открывается лучший вид на Эльбрус. Но так как канатная дорога не работала, мы спустились обратно через павильон «Храм воздуха», где находится небольшая библиотека и экспозиция, посвященная Лермонтову. Вход в него бесплатный.
Наш маршрут по Кисловодску показался мне оптимальным. Если не считать неудачи с канаткой, я бы в нем ничего не поменяла. После прогулки мы на бегу перекусили блинами за 150 ₽ и отправились на вокзал — покупать билеты на электричку до Пятигорска.
Пятигорск
Билеты на электричку до Пятигорска можно купить в кассе или терминале на вокзале Кисловодска. Они стоят от 114 ₽. Электричка комфортная, 45 километров преодолевает в среднем за 30—45 минут, отправляется каждые полчаса. Поезд останавливается в Ессентуках. Мы могли выйти на полпути и быстро осмотреть город, но побоялись не успеть и не стали рисковать.
До Пятигорска мы добрались около 18:00, и до отправления круизного поезда у нас оставалось еще пять часов. В путеводителях я находила информацию про три маршрута экскурсий по городу на электромобиле с аудиогидом. Поездка от парка «Цветник» до озера Провал стоила 350 ₽ за 40 минут, по лермонтовским местам — 500 ₽ за час, а маршрут два в одном — 700 ₽ за полтора часа. Для детей — 150, 250 и 400 ₽ соответственно. Но по дороге мы не встретили ни электромобилей, ни киосков, где бы продавали эти экскурсии.
Готовясь к поездке, я узнала, что маршрут городского автобуса № 1 проходит почти через все основные достопримечательности Пятигорска до знаменитого подземного озера Провал с бирюзовой водой на горе Машук. Мы увидели автобус сразу, как только вышли из здания вокзала, и не задумываясь прыгнули в него. Проезд стоил около 20 ₽.
Вход в Провал бесплатный, но по приезде мы выяснили, что по понедельникам он не работает. Я сделала вывод, что РЖД не учитывает такие нюансы, когда составляет маршрут. Зато от озера открывается вид на Пятигорск и Бесстыжие ванны — бесплатную альтернативу санаторным купальням. Это каскад углублений на склоне горы, в которых скапливается теплая минеральная вода. Называются они так потому, что в 19 веке многие купались там голышом.
Картина, которую мы увидели, не порадовала. В августе источник почти пересох — из всего каскада была наполнена водой только одна ванна. В ней лежали два человека, прямо на них из трубы лилась вода. Люди улыбались, а вокруг стояло еще человек пятьдесят в ожидании, чтобы занять их место. Мы не сильно расстроились, что не смогли принять ванну. Да и табличка, что купание небезопасно, а вода может быть заражена бактериями, не вызывала желания окунуться.
От Провала мы спустились в город пешком уже после заката. Еще можно было проехать по канатной дороге на гору Машук. С нее открывается потрясающий вид на Пятигорск и Кавказские горы с вершинами Эльбрус и Казбек. Канатная дорога работала, хотя это противоречило всей информации из путеводителей и карте «2ГИС». Цена взрослого билета — 210 ₽ в одну сторону и 360 ₽ туда-обратно. Детского — 50 и 100 ₽ соответственно. Детей до пяти лет катают бесплатно.
По пути видели несколько достопримечательностей: грот Лермонтова, где встречались Печорин с Верой в «Герое нашего времени», статую Бэллы — еще одного персонажа романа. В Кавминводах многое связано с Лермонтовым: он писал про Кавказ, провел там несколько ссылок и в итоге погиб на дуэли на склоне горы Машук. В честь него названа галерея в парке «Цветник», где в понедельник вечером мы застали какой-то концерт.
Концерт слушать не стали, вместо этого пошли в дом, где с 1909 года располагалась кофейня кондитера Гукасова, чтобы по совету местных попробовать кофе с гранатовым соком. По вкусу оказалось не так необычно, как звучало, — просто вкусный кофе, приготовленный на песке, с небольшой кислинкой. Чашка кофе обошлась в 130 ₽, а кусочек апельсинового торта — в 120 ₽. В 2022 году цены выросли: 140 ₽ за кофе и 150 ₽ за десерт. Меню кофейни «Правильный кофе» есть в группе во «Вконтакте».
Чечня и Дагестан
В Чечне и Дагестане исповедуют ислам, и мужчинам в городе нельзя ходить в шортах и майке и тем более с голым торсом. Когда в 7 утра поезд остановился на час в Гудермесе, парень из нашего вагона решил размять ноги и вышел в футболке и шортах гулять по городу. Первый встречный местный посадил его в машину и довез обратно до вокзала, чтобы у молодого человека не возникло проблем.
У женщин должны быть закрыты плечи, зона декольте и ноги. Не советуют носить что-то прозрачное и излишне оголяться, как и надевать брюки. Они традиционно считаются предметом исключительно мужского гардероба. А еще в памятке для путешественников, которую составило министерство туризма республики, указано, что женщины в Чечне не курят.
В Чечне и Дагестане мы на своем опыте узнали, как проходят экскурсии, организованные «РЖД-туром». В республике мы прогулялись по Грозному и заехали в Аргун, чтобы осмотреть современную мечеть. В Дагестане приехали к смотровой площадке и увидели Сулакский каньон с высоты. Еще попробовали местную рыбу в ресторане.
Грозный и Аргун
Грозный встретил нас перроном, закрытым строительными заборами. Вдоль поезда стоял ряд бородатых мужчин в камуфляже и с автоматами Калашникова. Первая мысль: как хорошо, что мы не рискнули выйти гулять самостоятельно и купили экскурсию. Большинство пассажиров поступили аналогично. А с теми, кто путешествовал без гида, я не общалась.
Мечеть «Сердце Чечни» — главная достопримечательность Грозного, с которой мы начали осмотр города. Ее построили за 30 месяцев и открыли в 2008 году. Самое интересное в мечети — 36 люстр, которые выполнены в форме трех мусульманских святынь: мечети Куббату ас-Сахра в Иерусалиме, мечети Ровзату-Набави в Медине и святыни Кааба в Мекке.
Посещать мечеть можно независимо от вероисповедания, но нужно соблюдать дресс-код, как и везде в городе, а женщинам придется полностью закрыть руки, ноги и волосы. Для этого при входе предлагают бесплатно взять традиционное платье и платок.
В комплекс «Грозный-сити» нас повезли после мечети. Это семь небоскребов в центре города. На 29-м этаже одного из них находится смотровая площадка. С нее открывается вид на город и основные достопримечательности: мечеть «Сердце Чечни», Дворец торжеств и другие. Еще видно резиденцию Кадырова, которую запрещено фотографировать. За этим пристально следит охранник с автоматом. Билет на смотровую входил в стоимость экскурсии, самостоятельным туристам пришлось бы заплатить по 100 ₽.
Цветочный парк находится рядом с высотками, по нему мы тоже прогулялись. Из-за названия мы ожидали увидеть прекрасное место с огромным количеством цветов, зелени и деревьев. Оказалось, что в парке ужасный солнцепек, нет ни одной тенистой аллеи, а цветочные арки наполовину искусственные. От жары спасал только фонтан со сторожевыми башнями в национальном стиле.
Храм Архангела Михаила — единственный действующий православный собор в Грозном. Его охраняют вооруженные военные: в 2018 году на храм напали террористы, были жертвы.
После церкви мы отправились на традиционный обед в ресторан-музей «Старый город». Сначала нам показали древние предметы быта, откопанные на территории Чечни, например медные кувшины, с которыми девушки ходили за водой. Считается, что по форме кувшина легко было определить, замужем ли девушка. Если горлышко у кувшина узкое, она свободна, если широкое — в браке.
Потом нас угостили сытным обедом из традиционных блюд с труднопроизносимыми названиями. Жижиган-чорпа — суп на основе баранины на кости с картофелем, помидорами и зеленью. Чепалгаш — вкусные лепешки с творожной начинкой. Еще в меню были местные овощи, плов и арбуз на десерт. Еда входила в стоимость экскурсии.
После поездки я поняла, что обойти весь Грозный можно самостоятельно и почти без затрат. Кроме смотровой площадки ни за что платить не нужно. Местные доброжелательные и очень гостеприимные. На улицах много женщин и девушек, которые работают или просто идут по своим делам. А вот машин мало — город выглядит пустым. Людей с оружием после вокзала и церкви мы больше нигде не встретили.
Грозный — современный и ухоженный город. После войны его отстроили почти с нуля. В городе много инвесторов из Эмиратов, поэтому столица Чечни больше напоминает Дубай, чем обычный российский город.
Аргун. После прогулки по Грозному и сытного обеда нас за полчаса отвезли в Аргун, где показали необычную мечеть в стиле хай-тек — «Сердце матери». Ее назвали так в честь Аймани Кадыровой — матери первого президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова.
Добраться до Аргуна можно было и самостоятельно, но Чечней экскурсия не закончилась: в стоимость поездки входил длительный переезд в Дагестан с посещением Сулакского каньона и Махачкалы, а завершалось все шикарным ужином. Поэтому я считаю, что это единственная экскурсия, которая реально оправдывает свою высокую цену.
Нам повезло с гидом: он подробно рассказывал и про достопримечательности, и про то, как местные совмещают традиции и современный образ жизни. А вот люди из других микроавтобусов жаловались на скучные экскурсии. Пока наш поезд перегоняли в Махачкалу, мы с группой пересекли границу между Чечней и Дагестаном.
Сулакский каньон и Махачкала
На границе между Чечней и Дагестаном нас остановили и попросили пройти паспортный контроль, что странно, ведь мы пересекали границу между двумя российскими регионами. Мы ехали на трех микроавтобусах, но остановили только наш. Возможно, из-за того, что у двух других были дагестанские номера, а у нашего — чеченские.
После паспортного контроля нам разрешили проехать на смотровую площадку над Сулакским каньоном у поселка Дубки. Побывавшие там путешественники говорят, что это не самая красивая точка, а на каньон лучше смотреть с воды, но и с обзорной площадки вид меня впечатлил.
Еще нас завезли в ресторанный комплекс «Главрыба», который находится на дне каньона. Там мы поужинали с потрясающим видом на реку. Даже удивительно, что для экскурсии не поскупились на такое отличное место. Еда тоже входила в стоимость поездки. Каждому подали форель с гарниром из овощей на гриле, по два кусочка безумно вкусной соленой рыбы. Напитки предлагали только безалкогольные — воду и ароматный чай на местных травах.
Поездка должна была завершиться ночной экскурсией по Махачкале, но она не состоялась из-за проблем с организацией. Сначала гиды потеряли того туриста, что утром уходил гулять по Гудермесу в шортах. Его пришлось ждать в темноте у каньона почти час. Из-за этого в город мы въехали уже затемно. Но главное недоразумение ждало нас впереди.
Экскурсия началась у Аварского музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы. Как только гид начала свой рассказ, в городе отключили освещение. Минут через десять тусклый свет зажегся вновь, но в этот момент нас спешно попросили вернуться в поезд. Дело в том, что мы должны были попасть в него до того, как состав закроют на ночь.
Когда поезд прибывает в любой город на длительную стоянку, его не оставляют на перроне, а отгоняют на запасные пути и запирают все двери. Если такое случается днем, пассажиров просят покинуть поезд, а ночью просто не впускают и не выпускают. Но точное время перегона никто не знал. Сотрудники РЖД говорили, что решение принимает начальник вокзала Махачкалы. Почему он не сообщает его машинисту или начальнику поезда — загадка.
На вокзале выяснилось, что спешить было некуда. Проводник говорил, что состав перегонят через 50 минут, начальник поезда — что через 30. Нас и других пассажиров это раздражало, но поделать ничего было нельзя. В итоге мы прождали полтора часа. Этого времени как раз хватило бы на экскурсию. Деньги за эту часть тура нам не вернули.
Для себя я сделала вывод, что удобнее было бы не рассчитывать на ночевку в поезде, а снять номер в гостинице в Махачкале, чтобы спокойно погулять по городу, купить фруктов и попробовать местную кухню. Утром мы просто вернулись бы на вокзал к отправлению поезда.
Дербент
Дербент — самый древний город России. В него поезд прибыл в 08:30. Стоянка была меньше пяти часов, а за экскурсию просили 6000 ₽. В нее входили услуги гида, трансфер до цитадели Нарын-Кала и обед в городе. Мы узнали, что входной билет в крепость стоит всего 150 ₽ для взрослого и 50 ₽ для ребенка, а экскурсия по ней — еще 500 ₽ c человека, поэтому решили осмотреть все самостоятельно. В 2022 году цены выросли: вход для взрослых стоит 200 ₽, для детей — 100 ₽, экскурсия — 600 ₽.
Прогулки по Дербенту я ждала больше всего, но она и стала главным разочарованием поездки. От древнейшего города остались только Нарын-Кала и крепостные стены 6 века, которых почти не видно из-за пристроенных вплотную домов. Кое-где сохранились крепостные ворота, до наших дней дошло девять из четырнадцати. Я бродила между этих стен и не чувствовала истории.
Мы начали прогулку от дома Петра Первого — землянки, где император ночевал во время Персидского похода в 1722 году. Сейчас там находится музей с предметами, найденными на раскопках. Но рано утром он был закрыт, поэтому мы посмотрели на остатки фундамента под стеклянным куполом и пошли дальше.
Дорога идет вверх по улицам и магалам — так называют небольшие районы старинных восточных городов. Обычно они сосредоточены вокруг мечетей. У улиц внутри магалов нет названий, поэтому там легко заблудиться.
По пути нам встретился Музей ковра и декоративно-прикладного искусства. Он находится в бывшем армянском храме 19 века. Цена за вход — 150 ₽ для взрослых и 100 ₽ для детей. Внутри — ковры ручной работы, элементы одежды горцев, ювелирные украшения и различные предметы быта. В будни проводят мастер-классы по плетению дагестанских ковров.
Следующая достопримечательность — самая древняя в России джума-мечеть 8 века. «Джума» в переводе с арабского — «пятница» или «собрание». В ней проводят обязательный пятничный намаз. При мечети есть медресе — учебное заведение, жилые помещения и уютный внутренний дворик, где растут вековые платаны.
Прогулку мы закончили у главной и самой интересной достопримечательности Дербента — цитадели Нарын-Кала. С 2003 года крепость входит в список Юнеско. Чтобы попасть к ней, придется преодолеть длинную лестницу под палящим солнцем. Крепость начали строить в 6 веке и постоянно достраивали вплоть до 18 века. Протяженность стен — около 700 метров, почти по всему периметру можно прогуляться. С них открывается хороший вид на море и весь город.
Чтобы крепость могла выдержать длительную осаду, туда провели систему водоснабжения из керамических труб. Вода из них наполняла водохранилище старой церкви. Еще на территории сохранились ханские бани, темница — зиндан, здание гауптвахты 18 века. Сейчас в нем проводят выставки картин. В здании ханской канцелярии над главным входом выставлена небольшая музейная экспозиция об истории крепости.
Дербент не показался мне колоритным. Чтобы составить общее впечатление, оказалось достаточно посмотреть на пару магалов и стен перед крепостью. Больше всего времени у нас ушло на цитадель.
Оставшиеся до отправления поезда часы мы хотели потратить на обед и поход на Каспийское море. С обедом возникли проблемы: привычных нам кафе мы не встретили. Решили не тратить время на поиски и пойти к морю, а по пути купить игристое вино или местный коньяк. Этот план тоже провалился: фирменный магазин был закрыт, а в других из-за Дня знаний не продавали алкоголь. Да и море подкачало: купаться в городе запрещено Роспотребнадзором из-за сточных вод канализации.
Пляж действительно оказался грязным и неухоженным, а еще на нем не было никакой инфраструктуры. В итоге мы потратили много времени на поиски нормального пляжа и магазина, поэтому не попали в соседний поселок Арабляр, где планировали посмотреть на экраноплан «Лунь». Это уникальная разработка советских военных инженеров — что-то среднее между самолетом и кораблем. Теперь он находится в парке «Патриот» в 20 километрах от центра города.
Волгоград
Следующим утром поезд прибыл в Волгоград. Стоянка — пять часов, как и в Дербенте. Этого времени достаточно, чтобы пройти по знаковым местам города. Экскурсия по Волгограду от «РЖД-тура» — самая дешевая. Она стоила 3000 ₽, в цену входил обзорный тур по городу на автобусе, посещение Мамаева кургана, прогулка на теплоходе и обед.
Я думаю, мы получили больше удовольствия, чем от экскурсии, пройдя пешком по широким проспектам в центре и добравшись обратно на вокзал за 25 ₽ на странном транспорте — метротраме. Это такой скоростной трамвай с несколькими подземными станциями, как в метро. В 2022 году проезд стоит 28 ₽, если расплачиваться картой, и 30 ₽ при оплате наличными.
Маршрут мы начали с завтрака в местной сети кулинарий «Конфетки-Бараночки». Две кружки кофе, пара кусочков пирога и круассаны обошлись нам в 300 ₽. Потом мы направились к набережной Волги мимо исторического парка и детской железной дороги.
Интерактивные парки-музеи «Россия — моя история» есть во многих крупных городах России, например на ВДНХ в Москве, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске. В них с помощью видеоинсталляций и голограмм рассказывают об истории нашей страны. Входной билет в Волгограде в зависимости от экспозиции стоит 100—200 ₽ для взрослых и 50—100 ₽ для детей.
Приволжская детская железная дорога — это одновременно и аттракцион, и современный полигон, на котором дети 11—15 лет учатся управлять поездом и осваивают профессии машиниста, проводника, дежурного по станции и другие. Такая учеба даже дает преимущества при поступлении в железнодорожные вузы. Просто покататься на поезде стоит 200 ₽ для взрослых и 150 ₽ для детей.
Волгоградский речной порт находится на просторной набережной. Оттуда отправляются речные трамваи по разным маршрутам. Поездки стоят от 61 ₽, но туристам рекомендуют часовые прогулки, чтобы осмотреть достопримечательности Волгограда с воды. Их проводят при условии, что на борту соберется не меньше 20 человек. Цена взрослого билета — 400 ₽, детского — 250 ₽. Детей до пяти лет катают бесплатно.
До мемориально-архитектурного комплекса «Сталинградская битва» мы добрались по набережной. В него входят три памятника, напоминающих о Великой Отечественной войне: музей-панорама «Сталинградская битва», мельница Гергардта и дом Павлова. Входной билет в музей обойдется в 350 ₽ для взрослых и в 200 ₽ для студентов. Детей до 16 лет пускают бесплатно.
Мельница Гергардта находится слева от панорамы. Это руины здания, изуродованного бомбежкой. Их оставили в память о сражениях, которые проходили в Волгограде. Во время войны в здании находился пункт обороны.
Дом Павлова расположен через дорогу. Со стороны он выглядит как обычная четырехэтажка, но в нем советские солдаты держали оборону в течение 58 дней во время Сталинградской битвы. Руководил операцией Яков Павлов, в честь которого и назвали дом. После войны здание восстановили первым.
Чтобы немного отвлечься от печальной истории, мы прогулялись до нового «Парка дружбы: Волгоград — Баку», отдохнули в тени и отправились к стадиону «Волгоград-арена» и конечной точке нашего маршрута — Мамаеву кургану.
На обратном пути не обошлось без происшествий: поезд чуть не уехал без нас. Мы пришли на вокзал минут за пятнадцать до отправления. Прочли на табло, что наш поезд стоит на пятом пути, и пошли туда. Состава на перроне не оказалось, хотя диспетчер объявлял, что посадка уже идет. В последнюю минуту мы обнаружили, что на табло была ошибка, а поезд уже час стоял на первом пути. Догадаться об этом мы не могли, а узнать было не у кого.
Возвращение в Москву
В Волгограде мы сели в поезд до Москвы — наш туристический маршрут закончился. Состав отправился в столицу не по кратчайшему пути, а зачем-то поехал через Елец, Тулу и Калугу. Он сделал крюк и прибыл в конечный пункт только на следующий день в 5 часов вечера.
После круиза по железной дороге мы еще несколько дней провели в Москве и вернулись в Омск. На этот раз уже прямым рейсом.
Итоги
Круиз на поезде — не то же самое, что круиз по морю на комфортабельном лайнере. Не стоит рассчитывать на бесконечные развлечения и большой выбор вкусной еды. Но это удачный вариант, чтобы за неделю посмотреть много интересных мест. А еще — способ сэкономить на гостиницах. В поезде можно относительно комфортно спать, пока тебя доставляют в очередную локацию.
Цена на круиз «Жемчужина Кавказа», не считая экскурсий, была на удивление приятной. Я вряд ли поеду в тур на поезде «Императорская Россия» за 7500 € (455 250 ₽), но, если мне попадется какой-нибудь интересный маршрут за адекватные деньги, я без раздумий отправлюсь в поездку.
Потратила в семидневном круизе на поезде — 46 391 ₽
Билет на круизный поезд «Жемчужина Кавказа» | 15 672 ₽ |
Авиабилеты из Омска в Москву и обратно | 12 524 ₽ |
Экскурсия от «РЖД-тура» и входные билеты по маршруту | 7800 ₽ |
Еда | 6500 ₽ |
Сувениры | 3435 ₽ |
Транспорт в городах по маршруту | 460 ₽ |
Потратила в семидневном круизе на поезде — 46 391 ₽
Билет на круизный поезд «Жемчужина Кавказа» | 15 672 ₽ |
Авиабилеты из Омска в Москву и обратно | 12 524 ₽ |
Экскурсия от «РЖД-тура» и входные билеты по маршруту | 7800 ₽ |
Еда | 6500 ₽ |
Сувениры | 3435 ₽ |
Транспорт в городах по маршруту | 460 ₽ |
Запомнить
- Все достопримечательности по маршруту увидеть не удастся. Если поезд приедет в Кавминводы в понедельник, не попадете к Провалу в Пятигорске и на канатку в Кисловодске.
- Во время дневных стоянок нельзя оставаться в поезде. Если заболеете, отлежаться не получится. Поезд на все время стоянки отгоняют на запасные пути и подают на вокзал только за час до отправления. На ночных стоянках из поезда не выпускают, опоздавших не пускают внутрь.
- Чтобы возвращаться вовремя, заранее сохраните расписание всех стоянок поезда. Оно есть на сайте покупки билета, а еще висит в тамбуре вагона.
- Запишите контакты представителя РЖД, начальника поезда или проводника, чтобы связаться с ними в случае непредвиденных обстоятельств.
- Ценные вещи придется носить с собой. В поезде их просят не оставлять.
- С собой стоит взять большое полотенце, шампунь и гель для душа: они не входят в гигиенический набор.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.