«Хочется уволиться одним днем»: как работать в токсичном коллективе

Признания читательницы и комментарий психолога
24

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Котенок Чмоня

выгорела, но не сдается

Страница автора

Некоторое время назад вышла на новую работу, и поначалу все было ок.

Но спустя несколько месяцев после сокращений в нашем отделе все посыпалось. Объем задач чрезмерный и неумолимо растет, при этом непонятно, как это все приоритизировать.

Часть коллег позволяет себе в токсичной манере комментировать уровень моего профессионализма, заваливают правками ради правок. Я обычно прислушиваюсь к адекватной критике и учитываю замечания, но тут прямо тот случай, когда критикуют, чтобы самоутвердиться, а не с целью получить лучший результат.

Плюс ко всему выполненные задачи имплементируются с большой задержкой. Из-за этого сложно оценить результаты своей работы, кроме как в критериях «сделано» или «не сделано». Кажется, что не получится поставить в резюме никаких достижений с этого места работы.

Я начала выгорать: с огромной неохотой берусь за задачи посложнее, оттягиваю срок сдачи до последнего. На уровне эмоций появилось ощущение, что я ни на что толком не способна: ни дела закончить, ни процессы починить, ни ситуацию разрешить вообще хоть как-то. На развитие каких-либо нужных навыков сейчас просто нет сил. Хочется уволиться одним днем, но кажется, что меня больше ни в одну нормальную компанию не возьмут без значимых достижений. А уж как-то вырасти в карьере для такой неумехи вообще невозможно.

Пыталась обсудить объем задач и приоритизацию с руководителем, но не нашла особого понимания.

Аватар автора

Игорь Потапов

клинический психолог, врач-психотерапевт, специалист платформы Alter

Страница автора

Как справиться со стрессом на работе

Сочувствую, что у вас возникли столь серьезные проблемы на работе. Такая ситуация часто оказывает негативное влияние на самочувствие и самооценку.

Сейчас вам важно поддерживать себя максимальным количеством способов. Найдите то, что вам подходит больше всего: это может быть медитация, йога или другая физическая активность, дыхательные практики. Также важно почаще обращаться за поддержкой. Разговаривайте с друзьями и близкими, которым доверяете. Поделитесь своими переживаниями и попросите совета или эмоциональной помощи. Это позволит удовлетворить вашу потребность в принятии и безопасном выражении чувств. Все это позволит держаться на плаву.

Что касается непосредственно работы, постарайтесь выстроить ее таким образом, чтобы вам стало комфортнее.

Постарайтесь установить границы. Вы имеете право на защиту своего времени и энергии. Если возможно, обратитесь к эйчар-специалисту и обсудите с ним токсичную обстановку на работе. Вы сами прекрасно понимаете, что претензии коллег не имеют оснований, и даже если они продолжат вести себя несправедливо, в ваших силах не позволять их мнению влиять на вашу самооценку. Напоминайте себе, что вы достойный профессионал и знаете себе цену.

Определите приоритеты и управляйте временем с помощью следующих техник:

  1. Составьте список дел. Запишите все задачи, которые вам необходимо выполнить. Это поможет сориентироваться и визуализировать масштаб работы.
  2. Оцените каждую задачу по двум критериям — по срочности и важности. Это поможет определить, какие дела требуют немедленного внимания и постановки на первый план.
  3. Примените метод 4D: Delete, Delegate, Do, Defer. Delete — вы рассматриваете вариант удалить задачу, если она не важна. Delegate — делегируете задание, если его может выполнить другой человек. Do — выполняете дело, если оно требует вашего непосредственного участия и может быть сделано быстро. Defer — откладываете задачу, если она может быть выполнена позднее. Техника поможет принять решение, что делать с каждым заданием.
  4. Разбейте задачи на шаги. Если задание кажется огромным и сложным, попробуйте разделить его на более мелкие подзадачи. Это поможет лучше организовать работу, и вы увидите, что процесс намного более управляемый, чем казалось.
  5. Используйте технику временных интервалов. Выделите время только на выполнение задач из списка и на отдых между ними.

Индивидуальные предпочтения и стиль работы могут влиять на эффективность этих техник, поэтому экспериментируйте и находите то, что работает лучше всего для вас.

Обдумайте, стоит ли увольняться. Проанализируйте возможные последствия ухода. Рассмотрите позитивные и негативные аспекты увольнения, а также потенциальные возможности и трудности. Примените технику с использованием системы координат, она поможет принять более взвешенное решение:

  1. Нарисуйте координатную плоскость с горизонтальной и вертикальной осями. Горизонтальная ось будет представлять важность, а вертикальная — удовлетворенность. Проставьте на осях числа от 1 до 10.
  2. Задайте себе вопросы, на сколько баллов важны для вас разные сферы вашей жизни, например работа, семья, финансы, здоровье.
  3. Нанесите точки на график в соответствии с оценками каждой сферы вашей жизни. Чем ближе точка к правому верхнему углу рисунка, тем более важной для себя вы считаете эту сферу и тем более вы ею удовлетворены. Более низкое положение по одной из осей отражает меньшую важность или удовлетворенность.
  4. Проанализируйте результаты. Посмотрите, какие аспекты вашей жизни занимают более высокую или низкую позицию. Обратите внимание на области, где есть дисбаланс между важностью и удовлетворенностью.
  5. Используйте график в качестве отправной точки для принятия решений. Подумайте, как вы можете улучшить удовлетворенность сферами жизни, которые для вас важны. Может быть, вы захотите изменить приоритеты или внести изменения в свои цели и планы.
  6. Разработайте план действий, основанный на вашем анализе. Поставьте себе цели и определите шаги, которые вам нужно предпринять, чтобы достичь более сбалансированного состояния в различных аспектах жизни.

Важно помнить, что эта техника — лишь вспомогательный инструмент, и решения, которые вы примете, должны опираться на вашу собственную интуицию и ценности.

Помогайте себе эмоционально. Помните, что вы компетентный и ценный сотрудник. И что из каждой ситуации есть выход. Верьте, что с поддержкой и постепенным самосовершенствованием вы сможете преодолеть все вызовы.

РедакцияРаботали в токсичном коллективе? Поделитесь опытом:
  • ЗеленоглазаяНадо уходить, смысл там сидеть? Только если хотите дождаться полного выгорания. Вы сами сказали, что вам важны достижения, а тут с такими процессами их не достичь. Уходите в нормальную компанию и реализуйте там хорошие проекты. "Хочется уволиться одним днем, но кажется, что меня больше ни в одну нормальную компанию не возьмут без значимых достижений" – это всего лишь ваше убеждение. Проведите сверку с реальностью — разместите резюме, откликайтесь на вакансии и поймёте есть ли интерес у работодателей к вам.58
  • a bit of workБывают действительно просто плохие компании, не надо там задерживаться.23
  • CertamenteКотенок, держите хвост морковкой и размещайте скорее свое резюме. Ищите свое место, своего босса, свой коллектив, зачем тратить жизнь на интриги и страдания, следуйте своей интуиции, уходите, раз плохо там себя чувствуете, у вас все получится 😻23
  • КираНадо искать другую работу. Каждый день, проведённый в этом трудовом коллективе, вгоняет вас в депрессию. И хуже всего то, что вы сами перестаёте себя уважать вслед за вашими коллегами и начальством. Ищите место, где вам будут рады, пусть даже задачи перед вами будут стоять полегче. Может, вы сами себя загоняете целью построить карьеру и постоянно куда-то расти? Растите над собой для удовольствия,а не под влиянием внушенной необходимости.7
  • juarhalaА почему именно к вам так относятся, а к другим нет? Чем вы перешли кому-то дорогу и почему вас считают непрофессионалом? Я к тому, что стоит рассмотреть и другой аспект ситуации - косячите вы или нет? Вас действительно заваливают правками ради правок, или правками потому что не могут принимать работу с косяками? Просто если оказывается что в вашей работе много ошибок и поэтому вас коллеги считают непрофессионалом, то тупо переход в другую компанию вам не поможет - вам поможет разобраться с проблемами на текущем рабочем месте, поговорить с коллегами, разобрать конкретные задачи которые они вам возвращают - есть ли там действительно ошибки и это означает что вам нужно подтянуть хард-скиллы, вместо того чтобы обижаться и выгорать, или же это какие-то странные придирки и вкусовщина - тогда стоит честно обсудить с ними напрямую, что конкретно в вас их не устраивают и ради чего они это делают. Если это действительно просто самоутверждение, то в любой компании вам будут рады, а если действительно у вас сильно страдают компетенции, то вам стоит прислушаться к мнению коллег, постараться подтянуть знания и скажем, месяц два не косячить, тогда возможно и уходить никуда не придется.10
  • WTFjuarhala, наиболее здравый комментарий, могу понять людей, которых раздражают постоянные косяки коллег, работа не детский сад, никто сопли вытирать не должен, не тянешь, подтягивайся или действительно ищи другую работу.1
  • ЧикиПукиЛаЛаЛаА вы имплиментируйтесь и всё путём будет. Ну или вокабуляр упростите, может, вас за него и не любят.2
  • Марина"Часть коллег позволяет себе в токсичной манере комментировать уровень моего профессионализма, заваливают правками ради правок". С комментариями ничего не сделаешь - на каждый роток не накинешь платок. А правками пусть заваливает начальник, а не коллеги. Или там все друг другу начальники?3
  • juarhalaWTF, тут прикол в том что найти другую работу не поможет, если проблема в компетенциях - там начнется та же история.1
  • Ерёмаjuarhala, это не 100%ый рецепт. вполне можно найти адекватную компанию, где ее будут не грязью поливать и носом тыкать, а адекватно объяснять и показывать что почему и как нужно делать чтобы ошибок стало меньше8
  • ЧикиПукиЛаЛаЛаНиколай, ну попробуйте детачмент или амплифицируйте тогда, а то и до аттентивных искажений доскачетесь0
  • Ковбой МальбороА в чём причина токсичного отношения? Началось-то оно не сразу, как сами говорите. Дорогу кому-то перешли, конфликт случился или прям вот так сугубо по рабочим косякам стали травить? Если только по косякам - то работайте лучше. А вот если конфликт был - лучше и впрямь вам уходить. Коллектив всяко женский, змеиный... у мужиков такие проблемы, как правило, не возникают. А вообще, чтоб такого не было, на работе надо работать. И поменьше сплетничать и чаи гонять. Во всяком случае, в статусе новичка.1
  • Николай ПеревезенцевЧикиПукиЛаЛаЛа, не поможет - тут только аппрувить.0
  • Оксана ПименоваОчень сочувствую ситуации, сама была в такой. И понимаю опасения в собственной некомпетентности и неэффективности, которые развиваются на этом фоне. Но самом деле это абсолютно не так. Постарайтесь не допустить полного выгорания - после него очень сложно восстановиться. Мне понадобилось полгода, но у меня было это время за счёт подушки безопасности. Уверена, у Вас есть родственники и друзья, готовы оказать не только эмоциональную поддержку. Примите это. Это нормально. Вы у себя одна. А работа будет всегда.1
  • Елена ГладышеваЯ ушла от такой компании и не жалею. На кону Ваше здоровье и физическое, и ментальное; подумайте о себе - Вы у себя одна!0
  • Севиль ДаминоваТоже работала в токсичном коллективе. Начальник был очень агрессивный, повышал тон голоса, срывался на меня по поводу и без, чаще без. Даже маленькая мелочь могла его раздражать и он угрожал увольнением или сокращением зарплаты. Я обращалась к HR за помощью, но они мне только посоветовали отрастить себе толстую кожу, чтобы не реагировать на агрессию. Тоже боялась потерять эту работу, потому что думала, что не смогу больше ничего найти. Но в какой-то момент я поняла, что окончательно перегорела, было очень тяжелое эмоциональное состояние. Пообщалась с друзьями и они меня поддержали. В итоге оттуда ушла. И не поверите, но вакансий оказалось море на рынке, и потом даже было несколько предложений, я ещё и выбирала, куда дальше пойти. Сейчас работаю в адекватном коллективе, где поддерживают и поощряют всячески мой вклад, мой труд. Так что если сталкиваетесь с таким, то не бойтесь, а наоборот, это как red flag. Вы со своей стороны поговорили с кадровым отделом, если ситуация не изменилась, то ноги в руки и бегом оттуда.2
  • АлисаПосчитайте все плюсы и минусы на своей работе и найдите человека в другой компании и там посчитаете также плюсы и минусы. И примите решение, что вам нужно сделать. Я так делаю всегда, мне помогает сделать выбор.0
  • Илья ВоронковНесколько месяцев назад уволился из одной такой компании.Нисколько не жалею о том,что оттуда ушёл.А недавно написал заявление об увольнении по собственному желанию ещё из одной компании(дорабатываю там последние дни).Сейчас нахожусь в поиске достойной работы с достойной зарплатой.0
  • ОльгаКовбой, Ахаха, да нет хуже гадюшника, чем мужской коллектив, особенно отдел продаж, где все умеют только ля ля разводить и перекладывать с больной головы на здоровую2
  • Александр ЧеломинНе знаю, я специально работаю в токсичном коллективе и сосу кровь из токсичных людей Это на самом деле просто: токсичные люди всегда объединяются в группы, так как по одиночке они слабые и стараются настраивать коллектив против одного человека Я это давно понял, поэтому когда я увидел все признаки токсичного коллектива: распускание сплетен, унижение других и т. д. (кстати они сейчас почти везде есть, так как это считается удобной формой менеджмента), я понял, что это то, что мне нужно При благоприятной ситуации, когда один из инициаторов данной группы (руководитель высокого ранга) начала мне высказывать претензии, я ее прервал на полуслове и сказал, что она не права, но это нужно сразу подкреплять доказательствами Затем при каждом таком случае я просил ее идти к главной начальнице (это ее лучшая подруга, которая это все создала, она раньше работала зам. министра на госслужбе и от туда это перенесла в эту компанию) вместе со мной, мы раз 7-8 сходили (меня просили не конфликтовать, то есть специально пытались создать образ врага на мне, но я на это не поддался и продолжал делать то же самое), после где-то 8-го раза, я продолжал предлагать, но она уже не реагировала, старалась идти только в случае 100% уверенности, что я ошибся в чем-то, однако я ей никаких поводов не давал В общем я там работаю уже больше 10 лет и полностью контролирую ситуацию - как написано в статье реагирую сразу на любые злонамеренные высказывания, например раньше они пытались говорить неправду, но я это сразу пресекал и говорил, что это ложь и конечно немного пояснял свою позицию Да, в целом это правда, что иногда я чувствую, что у меня там нет настоящих друзей, кому можно излить душу и приходится от всех отстраняться (там все хорошо осведомлены через систему сплетен и слухов и все просто боятся со мной связываться, а те кто связываются - это засланные казачки). Однако альтернатива всему этому - это быть постоянно ниже плинтуса и как следствие бегать каждый год-два из одной организации в другую либо стать таким же, как они1
  • WTFЕрёма, меня задалбывают такие сотрудники, которые спокойно относятся к совершению ошибок, типа, как Карлсон - пустяки, дело житейское, вы мне показывайте и объясняйте, а я буду и дальше ошибаться. Почему? Да потому, что всю ответственность за мои ошибки несут другие, а я только страдаю от их токсичности.1
  • ЕрёмаWTF, ну так а в чем такие сотрудники не правы? нет наказания - нет мотивации. сделайте три проё6а - на мороз. тогда они изменят поведение. но потом окажется что перекладывать исправление косяков на других сотрудников дешевле чем искать новых бракоделов. так что тут исключительно внутри коллектива вопрос решается.0
  • WTFЕрёма, ну да, все непросто. внутри коллектива может решиться и так, что нормальные сотрудники задолбаются от такой работы и найдут другое место.0