Как человеку с ограниченными возможностями здоровья путешествовать по России

Как человеку с ограниченными возможностями здоровья путешествовать по России

14
Аватар автора

Диана Жигалова

путешествует с особенным ребенком

Страница автора

Раньше мне казалось, что для людей с инвалидностью путешествие — это квест со множеством препятствий.

На личном опыте я убедилась, что можно с удовольствием ездить по России с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ. Моей дочери 12 лет, она передвигается на протезе, а во время длительных прогулок — в кресле-коляске. Несмотря на это, мы путешествуем три-четыре раза в год. Мне хочется сделать жизнь моего ребенка интересной и насыщенной. Я очень люблю путешествовать, мечтаю увидеть и показать дочери наш необыкновенный мир.

Мы живем в Новочеркасске — маленьком городе в Ростовской области. Обычно посещаем интересные туристические места нашего региона, еще ездим на Черноморское побережье Краснодарского края, в Москву и Санкт-Петербург.

Нам хочется посетить как можно больше новых городов, исторических мест и уникальных природных объектов. К сожалению, не все локации доступны людям с ограниченными возможностями здоровья. При планировании поездки я обращаю внимание на удаленность достопримечательности и маршрут, по которому до нее можно добраться. Здорово, когда получается доехать до локации без утомительных пересадок. Еще для нас важны инфраструктура и наличие современного отеля: человеку с инвалидностью трудно жить в палатке или пользоваться удобствами на улице.

Это мы с дочкой на железнодорожном вокзале в нашем городе. Его построили в советское время, когда о доступной среде еще никто не заботился. На заднем плане — переход на платформу через рельсы, по нему коляску с человеком приходится нести на руках
Это мы с дочкой на железнодорожном вокзале в нашем городе. Его построили в советское время, когда о доступной среде еще никто не заботился. На заднем плане — переход на платформу через рельсы, по нему коляску с человеком приходится нести на руках

Я слышала, что российские перевозчики должны помогать маломобильным пассажирам, но была уверена, что все это существует только на бумаге. По крайней мере, раньше сотрудники РЖД не предлагали мне помощь, когда видели мои метания с ребенком на перроне.

О том, что РЖД и авиаперевозчики могут организовать сопровождение пассажира с ОВЗ при посадке и высадке, я узнала в чате ВОРДИ — Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью. Оказалось, что система действительно работает. После я изучила, какие еще права есть у путешественников с ОВЗ.

В статье расскажу, как организовать поездку людям с инвалидностью, на что обращать внимание при выборе отеля, какие развлечения доступны маломобильным туристам и на чем можно сэкономить.

Что такое доступная среда

Раньше я не предполагала, сколько препятствий возникает у человека, который передвигается на коляске: любой порог, бордюр или дверь с узким проемом и доводчиком становится непреодолимым препятствием.

В России действует государственная программа «Доступная среда». Ее цель — создание безбарьерной среды для маломобильных граждан. Все социальные объекты — жилые здания, больницы, школы, места отдыха, учреждения культуры — должны быть оборудованы так, чтобы человек с инвалидностью мог посещать их самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

На практике эти благие намерения часто реализуют лишь на бумаге. Безбарьерная среда ограничивается постройкой пандусов, которыми иногда невозможно пользоваться из-за неправильной установки. Кнопки для вызова сотрудников, которые должны помогать человеку с инвалидностью попадать в здания, тоже часто не работают.

Есть и положительные примеры, которые дают возможность людям с ОВЗ вести полноценную жизнь, в том числе путешествовать. Расскажу о них подробнее.

Как сотрудники РЖД помогают маломобильным пассажирам

Услугами РЖД по сопровождению и оказанию помощи на вокзалах могут бесплатно воспользоваться все маломобильные пассажиры, в том числе те, кто передвигается без коляски. Вот что входит в перечень:

  1. Встреча пассажира на вокзале.
  2. Сопровождение на вокзале и посадка в вагон поезда.
  3. Предоставление кресла-коляски и других средств для передвижения пассажира.
  4. Помощь с получением услуг на вокзале, например с покупкой билетов или камерой хранения.
  5. Помощь с багажом. Пассажиру разрешают взять не больше двух сумок общим весом 36 кг для купе и не больше трех сумок весом 50 кг для СВ и люкса.
  6. Предоставление места на вокзале, где человек с ОВЗ может подождать поезд.

На мой взгляд, это очень важные и полезные услуги для всех пассажиров с инвалидностью, но для мамы ребенка с особыми потребностями и с парой тяжелых чемоданов — вдвойне.

Центр содействия мобильности РЖД предлагает много услуг для людей с инвалидностью. Среди них — помощь на вокзалах, включение специальных вагонов в состав и другие. Источник: rzd.ru
Центр содействия мобильности РЖД предлагает много услуг для людей с инвалидностью. Среди них — помощь на вокзалах, включение специальных вагонов в состав и другие. Источник: rzd.ru

Сотрудники не принимают деньги от пассажира, даже если тот просит помочь с оплатой билета. Еще они не участвуют в уходе за человеком с ОВЗ и не проводят медицинские процедуры.

Услугу сопровождения заказывают не позднее чем за 24 часа до отправления или прибытия поезда на сайте РЖД, по телефону Центра содействия мобильности 8 800 755-00-00 или по почте info@rzd.ru.

Сотрудник вокзала обычно связывается с пассажиром или его представителем по телефону за два часа до рейса. Он уточняет время прибытия на вокзал, есть ли багаж и понадобится ли кресло-коляска. В зависимости от этого выделяют одного или двух сотрудников для помощи пассажиру. Для перевозки багажа вызывают грузчика.

Пассажиру могут отказать в двух случаях: если он не предъявит документы, которые подтверждают инвалидность, или будет нарушать общественный порядок и мешать другим людям.

Как человеку с ОВЗ путешествовать на поезде

У нас с дочкой большой опыт поездок по железной дороге. Мы выбираем этот способ путешествия чаще всего. Например, в 2021 году ездили в Петербург и Адлер. По моему мнению, передвигаться на поезде проще, чем на самолете: процедура регистрации на авиарейс и досмотры занимают много времени. Еще в салоне самолета сложно расположиться с комфортом, чтобы не мешать другим пассажирам.

Расскажу, на что стоит обратить внимание при планировании путешествия на поезде.

Выбор места в поезде. В путешествии с ребенком на поезде я предпочитаю ехать в специализированном купе для людей с инвалидностью. В нем два спальных места: нижняя полка для пассажира с ОВЗ и верхняя — для сопровождающего. Еще в купе есть столик и кресло или откидное сиденье напротив нижней полки.

Габариты такого купе больше обычного: в нем широкий дверной проем, есть место для хранения инвалидной коляски. А вот полки для сна по ширине не отличаются от стандартных. Спецкупе оборудовано поручнями, ремнями и кнопкой вызова проводника. Оно находится в конце вагона, рядом с санузлом. Туалет общий, но обустроен так, чтобы им было удобно пользоваться и людям с особыми потребностями: внутри просторно и есть поручни.

Так выглядит спецкупе для маломобильных пассажиров
Так выглядит спецкупе для маломобильных пассажиров

Покупка билета. Пассажиру с ограниченными возможностями здоровья может быть комфортно и в обычном купе на нижней полке, но такие билеты стоят дорого. Например, нижнее место в купейном вагоне фирменного поезда № 019С из Новочеркасска в Москву в ноябре 2022 года обойдется в 5771 ₽, а верхнее для сопровождающего — в 4786 ₽.

Раньше билет в специализированное купе стоил почти в два раза дешевле нижней полки в обычном купе. Теперь они на уровне цен на верхние места в купе. Зато по программе «РЖД-бонус» люди с инвалидностью могут получить скидку 50% на билеты в купе.

Билеты на специальные места, как и на любые другие, продают на сайте РЖД или в кассах. Пассажиры на колясках и их сопровождающие могут оплатить поездку с даты начала продаж, за 45 суток до отъезда. Прочие пассажиры с ограниченными возможностями здоровья — за 10 суток до отправления поезда. Исключение сделали только для «Сапсанов»: на них все пассажиры с инвалидностью могут купить билет в любое время с открытия продажи. Я стараюсь приобретать билеты в спецкупе как можно раньше: их быстро разбирают, особенно в летний сезон. Но были случаи, когда мне удавалось оплатить места за два-три дня до рейса.

Этот поезд — самый быстрый способ добраться из Новочеркасска в Москву по железной дороге. Время в пути — 15 часов 18 минут. Источник: rzd.ru
Этот поезд — самый быстрый способ добраться из Новочеркасска в Москву по железной дороге. Время в пути — 15 часов 18 минут. Источник: rzd.ru

При покупке билетов на сайте РЖД нужно ввести СНИЛС пассажира с особыми потребностями, чтобы получить данные из Федерального реестра людей с инвалидностью, ФРИ. В этой единой базе содержится в том числе информация о том, что человек передвигается на кресле-коляске.

Когда я покупаю билеты в кассе, предъявляю удостоверение личности пассажира с ОВЗ и справку из бюро медико-социальной экспертизы о назначении инвалидности. О ее получении Т⁠—⁠Ж рассказывал в другой статье. Сотрудник кассы самостоятельно делает запрос в ФРИ и получает подтверждение особого статуса пассажира.

Прибытие на вокзал и посадка в вагон. Накануне поездки я всегда заказываю услугу сопровождения на сайте РЖД как минимум по двум причинам.

Во-первых, как я упомянула в начале статьи, вокзал в Новочеркасске не оборудован для путешественников с инвалидностью: чтобы попасть на перрон, приходится перебираться с ребенком через железнодорожные пути и подниматься на мост с десятком ступеней. Посадка в вагон — тоже непростая задача: перрон находится слишком низко, и человеку с ОВЗ сложно подняться по вертикальной лестнице в тамбур.

Во-вторых, на станции Новочеркасск поезда обычно стоят не больше двух минут. За это время забраться в вагон вместе с багажом трудно даже здоровому пассажиру.

Скамеек на перроне тоже нет — приходится ждать поезд в обнимку с ребенком и чемоданами
Скамеек на перроне тоже нет — приходится ждать поезд в обнимку с ребенком и чемоданами

После оформления заявки на сопровождение пассажира с ограниченными возможностями здоровья за один-два часа до отправления поезда сотрудник вокзала связывается со мной по телефону, уточняет перечень необходимых услуг. Обычно я прошу помочь при посадке в вагон, высадке и перевозке багажа, при необходимости — предоставить ребенку коляску.

Чаще всего мы приезжаем за полчаса до отправления поезда. Нас встречают дежурный по вокзалу и грузчики с тележкой. Они помогают донести чемоданы до поезда и загрузить их в купе. Бывает, что поезд уже стоит, а посадку еще не объявили, тогда нас могут пустить в вагон без ожидания. При посадке человека с инвалидностью дежурный по вокзалу держит сигнальный флажок, чтобы поезд не тронулся раньше времени. На вынужденную задержку состава в этом случае все реагируют спокойно.

Я не могу вспомнить ничего негативного в работе сотрудников РЖД при оказании услуг по сопровождению. Наоборот, был случай, когда я не успела оформить заявку на сайте. По прибытии на вокзал я обратилась к дежурному, и нам организовали сопровождение даже без заявки.

Прибытие в место назначения. На станции прибытия пассажира с ограниченными возможностями здоровья тоже всегда встречают сотрудники вокзала, довозят до стоянки такси и помогают с багажом. Обычно все очень хорошо организовано.

Вагоны, в которых находятся специализированные купе для людей с инвалидностью, оборудовали подъемниками
Вагоны, в которых находятся специализированные купе для людей с инвалидностью, оборудовали подъемниками

Как людям с инвалидностью летать на самолете

Мы с дочерью еще не путешествовали на самолете. Расскажу, что мне удалось узнать об организации поездки для людей с ОВЗ. Надеюсь, в ближайшем будущем сможем проверить все на практике.

Пассажиру с инвалидностью во время перелета помогают две службы: сотрудники аэропорта доводят его до стойки регистрации, а представители авиакомпании — от стойки до трапа самолета.

В аэропортах запросить услугу сопровождения можно заранее по телефону или на месте у стойки информации. С авиакомпаниями немного сложнее.

Порядок предоставления услуг пассажирам с ОВЗ регламентирует Воздушный кодекс РФ. В этом документе перечислены права людей с инвалидностью, которые путешествуют самолетом. Вот основные положения:

  1. Перевозчик не имеет права требовать у людей с особыми потребностями документы, которые подтверждают их состояние здоровья, и основания для получения особых услуг. Но путешественник или его сопровождающий должны сами сообщить перевозчику об ограничениях здоровья при покупке билета.
  2. Авиакомпания не вправе отказать пассажиру с ОВЗ в перелете, даже если у нее нет специального оборудования и технических средств.
  3. Перевозчик обязан предоставить людям с инвалидностью услуги по сопровождению при посадке и высадке.

В остальном правила авиакомпаний могут немного различаться. Например, у «Ямала» перелет пассажира с ОВЗ нужно согласовывать за 48 часов до вылета. У «Аэрофлота» — за 36—72 часа, в зависимости от заболевания пассажира и услуг, которые ему необходимы. Перед путешествием рекомендую изучить правила на сайте перевозчика или уточнить их в колцентре. Обратите внимание: у некоторых авиакомпаний звонок платный.

Вот что просит сообщить «Аэрофлот» при заказе специальных услуг. Источник: aeroflot.ru
Вот что просит сообщить «Аэрофлот» при заказе специальных услуг. Источник: aeroflot.ru

В большинстве современных аэропортов доступная среда. Например, на сайте аэропорта Платов в Ростове-на-Дону сообщают, что пассажиры с ограниченными возможностями здоровья могут рассчитывать на кресло-коляску для перемещения по аэропорту, а также регистрацию на рейс, сдачу багажа и прохождение таможенного и пограничного контроля без очереди.

Для посадки маломобильного пассажира в самолет используют амбулифт — специальный автомобиль с кабиной и подъемником. На нем путешественника вместе с сопровождающим доставляют к самолету и поднимают на борт. Я не уверена, что все аэропорты в России оснащены такой техникой. Перед перелетом рекомендую узнать о наличии амбулифта по телефону аэропорта.

Так выглядит амбулифт. Источник: kazan.aero
Так выглядит амбулифт. Источник: kazan.aero

В самолете пассажиру с инвалидностью не обязаны предоставлять особые места, но авиакомпания должна разместить его с учетом требований безопасности и рядом с сопровождающим. Еще по правилам воздушного кодекса на борту должно находиться портативное кресло-коляска. Его выдают по требованию: например, если пассажиру нужно добраться до туалета.

Для людей с ОВЗ нет льгот на покупку авиабилетов. Но на некоторых направлениях вроде Дальнего Востока, Сахалина и Калининграда работает программа государственного субсидирования для пассажиров с инвалидностью и их сопровождающих. Она позволяет покупать билеты со скидками. Полный перечень авиакомпаний и маршрутов субсидированных перевозок есть на сайте Росавиации.

По этой программе можно приобрести авиабилет по цене в два-три раза ниже обычной. Например, перелет в экономклассе в один конец из Москвы во Владивосток в ноябре 2022 года стоит от 16 250 ₽ на человека. По субсидированному тарифу он обойдется в 7400 ₽.

На субсидированные билеты могут рассчитывать и сопровождающие человека с инвалидностью первой группы или ребенка с инвалидностью. Источник: aeroflot.ru
На субсидированные билеты могут рассчитывать и сопровождающие человека с инвалидностью первой группы или ребенка с инвалидностью. Источник: aeroflot.ru
Прямой перелет из Москвы во Владивосток длится восемь с половиной часов. Источник: aeroflot.ru
Прямой перелет из Москвы во Владивосток длится восемь с половиной часов. Источник: aeroflot.ru

Как выбрать отель для путешественника с ОВЗ

Номера для людей с ОВЗ оборудуют по Национальному стандарту РФ «Доступные средства размещения для туристов с ОВЗ». В документе изложены требования к помещениям, в которых останавливаются путешественники с инвалидностью и их сопровождающие. Среди них — более широкие двери и проходы, чем в обычных номерах; отсутствие порогов; наличие в комнате места, где получится развернуться на коляске; низкое расположение кровати, вешалок и розеток; наличие в санузлах поручней, низких унитазов и телефона для связи на случай проблемы.

Информацию о том, есть ли в отеле номера для гостей с ОВЗ, обычно размещают на сайтах-агрегаторах и сайтах гостиниц. Еще можно написать или позвонить в отель и уточнить важные детали.

При выборе гостиницы я обычно обращаю внимание на локацию: важно, чтобы от отеля до остановок транспорта, моря и туристических объектов было недолго и удобно добираться. Еще смотрю, входит ли питание в стоимость проживания: в незнакомом городе не всегда получается сразу найти кафе с хорошей кухней и доступными ценами.

Также важны время заезда и выезда и возможность заселиться раньше расчетного часа: мне с дочерью не всегда удобно бродить по городу в ожидании размещения. Обычно эта услуга платная, но сотрудники отеля часто идут навстречу и заселяют раньше при наличии свободных номеров. При выборе комнаты проверяю, чтобы в ней был собственный санузел: некомфортно использовать общий.

На своем опыте я убедилась, что не стоит доверять только информации на сайте отеля. Рекомендую заранее прочитать отзывы, посмотреть фотографии и прикинуть по карте расстояние до моря и туристических объектов. Например, в городе Ейске Краснодарского края мы останавливались в гостинице «Ассоль». На сайте отеля было написано, что он находится на первой линии в пяти минутах ходьбы от пляжа, а на первом этаже расположены номера для гостей с ОВЗ.

Информация была достоверной, за исключением нескольких деталей: к морю вела крутая высокая лестница с десятками ступеней, а до оборудованного пляжа с пологим дном нужно было идти около километра. Для моего ребенка это большое расстояние, да и подниматься по лестнице ей было нелегко, поэтому в море она искупалась всего несколько раз. К сотрудникам отеля мы не обращались, да я и не представляю, чем бы они могли помочь в такой ситуации.

К пляжу «Каменка» возле гостиницы в Ейске ведет такая лестница. На сайте отеля об этом не предупреждают. Источник: kukarta.ru
К пляжу «Каменка» возле гостиницы в Ейске ведет такая лестница. На сайте отеля об этом не предупреждают. Источник: kukarta.ru

Совсем другие впечатления у меня остались от проживания в городе-отеле «Бархатные сезоны» в Адлере. Его построили к сочинской Олимпиаде по требованиям доступной среды. Все корпуса отеля оборудовали лифтами и пандусами.

В гостинице есть специальные двухместные номера для маломобильных гостей. В них расширенные дверные проемы, минимальные пороги и поручни в ванной. Такие номера расположены в корпусах Екатерининского квартала, которые оборудовали подъемниками для тех, кто передвигается на креслах-колясках.

Из других плюсов отеля — близость к морю и Олимпийскому парку, низкие цены. Например, в марте 2022 года номер на двоих нам обошелся в 2200 ₽ за ночь. В ноябре цена начинается от 3300 ₽.

Ванная комната номера для маломобильных гостей в Екатерининском квартале отеля «Бархатные сезоны». Источник: bh-s.ru
Ванная комната номера для маломобильных гостей в Екатерининском квартале отеля «Бархатные сезоны». Источник: bh-s.ru

В Санкт-Петербурге мы останавливались в отеле «Москва». Он находится в центре города, в 15 минутах езды от Московского вокзала, а станция метро «Площадь Александра Невского» расположена в соседнем здании. Меня привлекла стоимость номера: за шесть дней мы заплатили 25 200 ₽. На мой взгляд, для Петербурга это совсем недорого.

Отель полностью оборудован для людей с ОВЗ: здесь есть удобный вход с раздвижными дверями, несколько просторных лифтов, широкие коридоры. В номерах тоже достаточно места в комнате и санузле. Душевая кабина в нем без поддона, что удобно для человека, который передвигается на коляске. Еще есть табурет, чтобы мыться сидя. Возле раковины, душа и унитаза предусмотрели поручни. Из минусов — скользкая плитка на полу в ванной и маленькие окна практически под потолком в номере.

Отель «Москва» в Петербурге соответствует требованиям доступной среды
Отель «Москва» в Петербурге соответствует требованиям доступной среды
Санузел в номере для гостей с ОВЗ в отеле «Москва»
Санузел в номере для гостей с ОВЗ в отеле «Москва»

Какие развлечения и экскурсии доступны людям с инвалидностью

Очень часто люди с ОВЗ не решаются отправиться на экскурсию в новом городе: они думают, что придется преодолевать большие расстояния, пользоваться общественным транспортом и тратить много денег на билеты. Расскажу, как я организую досуг в путешествии с дочерью.

На обзорную экскурсию по городу можно отправиться на автобусе, который работает по системе hop on — hop off, «зашел — вышел». Это специальные экскурсионные автобусы, которые курсируют по городу и проезжают мимо всех главных достопримечательностей. Обычно они двухэтажные и ярко-красного цвета.

Путешественники покупают билеты, которые действуют сутки или 48 часов, и в течение этого времени катаются на таких автобусах: выходят и садятся на любой остановке. В поездке предлагают послушать аудиогид на разных языках.

Обычно автобусы hop on — hop off оборудованы пандусом для людей, которые передвигаются на колясках. Единственная трудность — подняться на второй этаж по узкой крутой лестнице. Но если есть возможность, советую ею воспользоваться: с высоты обзор лучше, чем с первого этажа.

В России красные автобусы от туристической фирмы City Sightseeing курсируют в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани.

Так выглядит красный экскурсионный автобус в Москве. Фото: Pelikh Alexey / Shutterstock
Так выглядит красный экскурсионный автобус в Москве. Фото: Pelikh Alexey / Shutterstock

Мы с дочерью катались на таких автобусах в Москве и Петербурге. Обычный билет стоит 1000—2000 ₽. Для людей с инвалидностью первой группы и детей с инвалидностью — бесплатно. Иногда бесплатный проезд предоставляют и сопровождающим, но правила компаний могут различаться. Например, я покупала себе билеты без скидок. Рекомендую проверять правила перед поездкой на сайтах туроператоров.

Билеты приобретают заранее на сайте или при посадке в автобус. Везде, где мы катались, можно было оплатить их наличными или картой.

Нам с дочкой очень понравилась экскурсия по Санкт-Петербургу. При входе в автобус нам выдали наушники, в поездке мы могли слушать пояснения аудиогида. Вся экскурсия заняла около двух часов.

Автобус делает остановки почти у всех известных туристических объектов. Пассажиры могут выйти, осмотреть понравившийся памятник и продолжить экскурсию по тем же билетам на следующем красном автобусе City Sightseeing. Мы не пользовались этой опцией: дочери трудно много ходить. Но у нас получилось за один раз увидеть все основные исторические места Петербурга.

Из окна туристического автобуса открывался прекрасный вид на Северную столицу. Фото: Aliaksandr Antanovich / Shuttertstock
Из окна туристического автобуса открывался прекрасный вид на Северную столицу. Фото: Aliaksandr Antanovich / Shuttertstock

Музеи в России предусматривают льготы для людей с инвалидностью. Узнать о них можно на сайтах или в кассах музеев. Но будьте готовы, что у посетителей могут проверить справку из бюро медико-социальной экспертизы об инвалидности, которая подтверждает право на льготы.

В зависимости от правил посетителю с инвалидностью могут предоставить скидку или пропустить бесплатно. Например, в ГМИИ имени Пушкина в Москве не берут плату за вход с людей с инвалидностью первой и второй группы, детей с инвалидностью, посетителей на креслах-колясках и с одного сопровождающего.

В 2021 году в Петербурге мы с дочкой посетили Эрмитаж. Он прекрасен. Я много раз там была, но с дочкой — впервые.

Обычный билет стоил 500 ₽, а мы заплатили по 300 ₽: мне как сопровождающей тоже сделали скидку. В 2022 году люди с инвалидностью первой и второй группы и дети с инвалидностью с одним сопровождающим проходят в Эрмитаж бесплатно.

Так как в музее нужно много ходить, я взяла для дочери ее кресло-коляску. Оказалось, что можно было этого не делать: в музее их предлагают напрокат.

В Эрмитаже много переходов и лестниц, но проблем у нас не возникло: музей оборудовали по правилам доступной среды, там есть пандусы, лифты и электрические подъемники. Нас никто не сопровождал, но смотрители помогали заехать на пандус и сесть в лифт.

Здорово, что в 2022 году посетители с инвалидностью не платят за вход в Эрмитаж
Здорово, что в 2022 году посетители с инвалидностью не платят за вход в Эрмитаж

Бесплатное посещение для людей с инвалидностью в Петербурге еще предлагают музеи-заповедники «Царское Село», «Павловск», «Петергоф». В Москве можно посетить музеи-усадьбы «Кусково», «Царицыно» и другие. Мы пока не успели заглянуть в эти прекрасные места и составить свое впечатление об их доступности для людей с ОВЗ.

Еще в России работает программа «Инклюзивный музей». Ее задача — сделать так, чтобы люди с инвалидностью могли без проблем посещать музеи, а в зданиях, где проходят выставки, соблюдали принципы доступной среды. Эта программа включает бесплатное посещение музеев, помощь слабовидящим и слабослышащим, предоставление кресел-колясок тем, кто не может ходить.

Развлечения. К сожалению, развлекательные заведения в России плохо приспособлены для людей с инвалидностью. Например, мы с дочкой любим ходить в кино и театры. Чтобы занять место в зале, часто нужно подниматься или спускаться по лестнице, протискиваться по проходу в узком ряду.

В целом многие здания построили в советскую эпоху, и не все они пока оборудованы подъемниками и пандусами. Например, в нашем Ростовском цирке, Новочеркасском драмтеатре и прочих местах о доступной среде можно только мечтать. Вероятно, в столице дела обстоят иначе.

На Черноморском побережье людям с ОВЗ я рекомендую выбирать Адлер в районе Имеретинской долины. Там равнинная местность, нет резких спусков и подъемов. А к Паралимпийским играм 2014 года всю инфраструктуру оборудовали с учетом требований доступной среды. Путешественники с ОВЗ без проблем гуляют по широкой набережной вдоль моря, посещают Олимпийский парк и добираются в Красную Поляну.

Нам с дочкой нравится «Сочи-парк». Цены на билеты там высокие — до 3000 ₽, но для людей с инвалидностью первой группы и детей с инвалидностью есть льготный тариф. По нему вход обойдется в 500 ₽. Билет действует в течение дня. Из минусов — отсутствие недорогого фастфуда на территории парка и большие очереди. Людей с ОВЗ пускают без ожидания, но мне не всегда хочется с боем пробираться через толпу с ребенком.

Рядом с «Сочи-парком» работает колесо обозрения, с которого открывается прекрасный вид на море, горы и Олимпийский парк. Билет стоит 600—800 ₽, в зависимости от времени суток, но есть льготный тариф для людей с инвалидностью и их сопровождающих — 300 ₽ с человека. Посетителю, который передвигается на коляске, туда не попасть: кабинки постоянно движутся. Тем, кто ходит самостоятельно, — вполне возможно.

Вид на «Сочи-парк» и колесо обозрения
Вид на «Сочи-парк» и колесо обозрения

Еще я рекомендую посетить «Розу Хутор». До нее из Адлера ходят автобусы, пригородные поезда и электропоезд «Ласточка». Проезд на ней в ноябре 2022 года в одну сторону стоит от 313 ₽, льготный — от 157 ₽. Билеты покупают на сайте РЖД, там же заказывают сопровождение, если необходимо. А вот ехать на обычном пригородном поезде или автобусе я не советую: в них никто не гарантирует наличие свободных мест.

Можно воспользоваться услугами местных туристических агентств. Их много на всем побережье Черного моря. Они доставляют пассажиров до «Розы Хутор» на комфортабельных автобусах. В 2019 году проезд туда и обратно обошелся нам в 150 ₽ на человека. При желании можно было купить тур с экскурсионным обслуживанием, но нам хотелось погулять самостоятельно. Название агентства я, к сожалению, не помню.

«Роза Хутор» — необыкновенное место, оно впечатлило почти европейской архитектурой и великолепными горами. Все объекты здесь строили к зимней Олимпиаде, поэтому там тоже соблюдают требования доступной среды. Человеку с ОВЗ удобно посещать кафе, отели, ездить на подъемниках. Ски-пассы и прогулочные билеты на подъемники стоят от 1240 ₽, в зависимости от маршрута и времени суток, но детям с инвалидностью и посетителям с инвалидностью первой и второй группы — бесплатно.

Конечно, человеку с ОВЗ трудно покорять вершины, но тем, кто ходит самостоятельно, неспешную прогулку по горному лесу совершить вполне реально.

Дочь на курорте «Красная Поляна». Инвалидная коляска не помеха подъему на высоту 2200 метров
Дочь на курорте «Красная Поляна». Инвалидная коляска не помеха подъему на высоту 2200 метров

Какие еще льготы предлагает государство

Люди с ОВЗ путешествуют не только ради развлечения. Иногда им необходимо ездить на лечение или протезирование. Для таких случаев постановлением Правительства РФ № 240 от 7 апреля 2008 года предусмотрен бесплатный проезд и компенсация затрат на проживание.

Мы с ребенком несколько раз в год ездим в Москву на протезирование. В фонде социального страхования вместе с направлением на получение протеза нам оформляют талоны, которые дают право на бесплатный проезд.

Если до места назначения больше 200 км, человек с инвалидностью может приобрести по талонам билеты на поезд в купе. Для нас это большая экономия: проезд в купе от Новочеркасска до Москвы обычно стоит 2000—5000 ₽.

Если расстояние до места назначения больше 1500 км или между городами нет пассажирского железнодорожного сообщения, человек с ОВЗ может бесплатно полететь на самолете.

Еще при поездке на лечение людям с инвалидностью и сопровождающим частично компенсируют расходы на проживание. Сумма небольшая — 550 ₽ на человека. Номер в отеле или аренда жилья, конечно, стоит дороже, но такая компенсация — приятный бонус.

Запомнить

Людям с ограниченными возможностями здоровья непросто путешествовать, особенно в России, где инклюзивный туризм пока слабо развит. Но все меняется: с каждым годом поездки становятся более доступными для туристов с ОВЗ. Главное — знать о своих правах и возможностях:

  1. Всегда берите в путешествия розовую справку МСЭ об инвалидности. С ее помощью многие достопримечательности можно посетить бесплатно.
  2. Не стесняйтесь заказывать услугу сопровождения в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Это бесплатно и облегчает поездку.
  3. При путешествиях по железной дороге выбирайте специальные купе: в них, кроме пассажира с инвалидностью и его сопровождающего, никого не разместят. Пользуйтесь программой «РЖД-бонус», которая дает скидку 50% на билеты в купе для людей с инвалидностью.
  4. При перелетах проверяйте, есть ли на выбранном маршруте субсидированные тарифы. Цена на такие билеты в два-три раза ниже, чем на обычные.
  5. Не забудьте изучить правила авиакомпании и заранее предупредите ее, что путешественнику с ОВЗ понадобится помощь.
  6. При бронировании отеля обращайте внимание на наличие номеров для людей с ОВЗ и инфраструктуру вокруг. Изучайте отзывы и фотографии местности, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
  7. Планируйте экскурсии и составляйте маршрут заранее. Изучайте сайты музеев, театров, развлекательных парков. По возможности выбирайте объекты с доступной средой. Проверяйте, какие льготы там предоставляют людям с ОВЗ.
  8. Инвалидность не приговор. Не замыкайтесь в четырех стенах, изучайте свои права и получайте удовольствие от путешествий.

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.

Диана ЖигаловаЗнаете, как сделать путешествие еще проще и комфортнее? Поделитесь в комментариях:
  • NОднажды моя дочь, инвалид по слуху, летела в другой город с пересадкой в Москве. Ей было 17 лет, по статусу она была ребёнок-инвалид ещё. Летела одна. Я заранее связалась с авиакомпанией и спросила, могут ли они помочь ей пересесть на нужный рейс. Видела у них на сайте, что есть такая услуга. Мне пообещали, я ещё уточняла, надо ли оплатить - нет, не надо, всё будет в порядке, не беспокойтесь. В итоге же глухую девочку просто выпустили в незнакомом ей московском аэропорту и предоставили саму себе. Она каким-то чудом за оставшиеся минут 40 (там ещё самолёт опоздал) нашла свой рейс, за минуту до отлёта написала мне "слава богу я успела". Я обратилась в авиакомпанию за объяснениями. Написала им раз, другой - везде, куда могла, видела, что они прочитали, но отвечать мне никто не стал. Подождав месяц, я пошла на какой-то открытый форум, где можно задать вопрос юристам. Описала ситуацию, сказала, что хочу подать в суд, что возмущена и ситуацией, и последующим игнором. Буквально на следующий день мне приходит письмо от авиакомпании. С многочисленными извинениями за то, что произошло, и за то, что не сразу ответили. С заверениями, что с сотрудниками проведена работа и больше такое не повторится. И с промокодом на бесплатный билет по России в течение года. На этом я решила закрыть тему. Дочка ещё слетала бесплатно к своему молодому человеку под Новый год и осталась довольна. Вот такие дела.17
  • Алексей МорозовN, тут важно не только спросить, но и оставить заявку, в которой необходимо указать какая помощь необходима. Сам передвигаюсь на коляске, летал много раз и ни разу не было проблем с помощью. В том числе и при пересадках. К тому же люди с ОВЗ имеют приоритет при посадке5
  • ТиграБенгальскаяАлексей, так и есть, тоже летала группой поддержки колясочника. Шереметьево, домодедово0
  • NАлексей, ну как, я указала все данные и мне подтвердили, что всё будет сделано. Подавать где-то ещё отдельную заявку не предлагали. Я первый раз с таким обращалась, не знала, как конкретно действовать. Ну и судя по тому, что авиакомпания признала свою вину и постаралась её загладить - моё обращение было достаточным.7
  • Виктория ЗоринаМного раз видела в аэроортах разных городов и стран, как работники везут человека с инвалидностью на борт - самым первым. Коляски везде есть. В Москве на большинство рейсов сажают через рукав, в автобусы сажают только пассажиров победы и других лоукостеров, которые должны страдать.1
  • тэов сириусе, как раз от бархатных сезонов, по-моему, ну или недалеко, на пляже есть и спуск к морю прямо для колясочников, и есть специальные коляски для купания в море0
  • Bran StarkСтатья отличная, подход замечательный, вообще никаких претензий. Но на самом деле описывает опыт не человека с ОВЗ, а двух человек, один из которых здоров и заботится о другом и только благодаря этому что-то получается, и, надо сказать, получается неплохо. Это очень важное отличие от реальности. Хотя советы даны так, будто человек с ОВЗ может "путешествовать" сам с сопоставимым уровнем комфорта.6
  • Важная персонаПочти каждый мой перелет вижу людей с ОВЗ и им всегда помогают с посадкой/высадкой, при этом пассажиры всегда проявляют понимание и ждут спокойно0
  • Egor AlexandrovichBran, имею честь взаимодействовать в рамках работы с несколькими благотворительными фондами, которые, вы не поверите, бесплатно помогают детям-инвалидам в "рашке" по правительственным грантам и с привлечением частного капитала. Хотите загадку? Знаете, что на самом деле нах*р никому и бесплатно не нужно? Ваш комментарий в этой ветке :)1
  • Лиза СороцкаяBran, ей же 12 лет, как ещё она должна путешествовать?1
  • Оранжевый Лис"Для людей с ОВЗ нет льгот на покупку авиабилетов" - вот это совершенно убивает! Неужели авиакомпании обнищают, если сделают самую минимальную стоимость на перелет для таких особенных людей? Это касается абсолютно всех направлений, включая иностранные. У нас даже станции метро не оборудованы лифтами, получается, что туда вообще вход закрыт для них... В Греции в отеле была женщина на коляске, так на пляже у этой коляски ставили надувные колеса (мы впервые такое встречаем) и она так легко спускалась на ней к морю, просто класс! Надеюсь, придет все-таки такое время, когда люди с ограниченными возможностям смогут беспрепятственно путешествовать везде!2
  • Bran StarkЛиза, вопрос не в том, как кто-то должен путешествовать, а в том что статья имеет в заголовке одну идею, а описывает реализацию иной. Если бы статья была "как ребенку с овз путешествовать по России с мамой" то у меня вообще бы никаких замечаний не возникло. Путешествие одному на коляске, и путешествие вместе с сопровождающим здоровым человеком, это в России два совершенно разных опыта, и не в пользу первого, уверяю вас Без разницы, 12 тебе лет, или 320