Что изменилось в вашем бизнесе в последнее время?
Последствия санкций затронули почти всех российских предпринимателей.
Сегодня бизнес ищет решения для преодоления кризиса. Одни компании переезжают в страны, где нет ограничений, другие меняют род деятельности, а некоторые все-таки не справляются с обстоятельствами и прекращают работу.
Но не обязательно менять место или направление бизнеса, чтобы сохранить дело. Часть предпринимателей уже задумались об оптимизации своих расходов. А кто-то ищет альтернативных поставщиков и рынки сбыта — например, можно продавать товары в Индию, Среднюю Азию или на Ближний Восток. Кроме того, введение новых продуктов и услуг или переосмысление старых может дать хороший толчок бизнесу.
Многие компании начинают работать в онлайн-формате: открывают интернет-магазины и, если это возможно, переводят сотрудников на удаленку, чтобы сократить траты. Педагоги и консультанты тоже не отстают: занятия в онлайне позволяют им сэкономить на аренде помещений. Сфера услуг также адаптируется под новые условия: предприниматели создают программы лояльности и скидок, переходят на другие рекламные площадки и организуют работу под запросы покупателей.
Если у вас есть свой бизнес или проект, расскажите, как вы работаете в условиях кризиса? Какие появляются сложности или, наоборот, возможности? Что вы делаете, чтобы смягчить последствия санкций? Возможно, ищете альтернативных поставщиков и рынки сбыта? Повышаете цены или приходится чем-то жертвовать? А может, совершенствуете сервис и активнее привлекаете клиентов? Какие меры вам уже помогли, а какие — не очень?