«Релокация — это не „куда“, а „зачем“»: как предприниматели перевозят бизнес в другие страны

Основатели компаний делятся опытом, как релоцируют бизнес в другие страны

11
«Релокация — это не „куда“, а „зачем“»: как предприниматели перевозят бизнес в другие страны
Аватар автора

Ольга Такмазьян

узнала, как перевезти бизнес

Страница автора

Из-за санкций многие владельцы бизнеса задумались о переезде.

Мы спросили тех, кто уже прошел релокацию или находится в процессе: как они выбирали направление, с какими столкнулись трудностями и сколько потратили на переезд.

«В Тбилиси сложно открыть счет — банки боятся за репутацию»

Аватар автора

Роман Штых

CEO MetaLamp

MetaLamp разрабатывает блокчейн-проекты и стартапы на заказ. В команде студии более 80 сотрудников, которые живут в России и странах СНГ. Из-за сложностей в работе с европейскими и американскими клиентами мы решили открыть зарубежный офис. В феврале 2022 года я переехал в Грузию и зарегистрировал там юрлицо.

Большая часть наших клиентов находится в Европе и США. При этом со дня основания компании у нас есть трудности в работе с иностранными рынками. Во-первых, европейские и американские компании относятся к российским с недоверием. Один стартап отказался от сотрудничества, потому что инвесторы против работы с российскими компаниями.

50%
выручки нам приносят зарубежные клиенты

Во-вторых, американские и европейские банки могут иметь специальные протоколы по работе с Россией. Поэтому они блокируют платеж в Россию, если считают его подозрительным. Из-за этого иногда мы получали оплату с задержкой.

Эти сложности, умноженные на желание становиться полноценной международной компанией, привели к мысли открыть офис за рубежом. Я начал задумываться о релокации еще в 2020 году, но занялся этим вопросом только в начале 2022 года.

Я составил шорт-лист юрисдикций, в который вошли США, Эстония, Португалия и Грузия.

США — самый богатый для стартапов рынок с масштабными интересными проектами. К тому же в Делавэре комфортный налоговый режим. Это один из самых популярных штатов для ведения бизнеса.

Также мы рассматривали европейские страны. Нам важно иметь юрлицо на территории, где находится большинство наших зарубежных заказчиков. Но супербогатые страны вроде Франции или Германии отпадали из-за огромных налогов. Кроме того, мы искали юрисдикцию, в которой удобно вести бизнес. Например, в Германии не слишком развитый банковский сектор и много бюрократии.

Поэтому мы остановились на странах с невысокими налогами, удобством в ведении бизнеса и адекватной репутацией, вызывающей доверие клиентов и инвесторов. Под эти критерии лучше всего подошли Эстония и Португалия. Там неплохо развит сектор цифрового банкинга, можно открывать бизнес дистанционно. В Эстонии есть даже электронное резидентство. Это доступ к электронным услугам государства для тех, кто не проживает на его территории. А в Португалии можно быстро оформить ВНЖ.

Грузия была страховочным вариантом на случай, если потребуется быстро и дешево открыть компанию за пределами России. Для сравнения: до 24 февраля зарегистрировать бизнес в Португалии можно было за несколько недель. В Грузии — за несколько дней.

В Грузии низкие налоги, и страна не выдает своих налоговых резидентов. Там адекватный интернет-банкинг, государство постепенно оцифровывается. А еще нет валютного контроля. Не нужно отчитываться перед Центробанком о внешнеэкономической деятельности.

Мы с командой обдумывали направление для релокации в течение января и половины февраля 2022 года. Приняли решение за день или два до признания Россией независимости ДНР и ЛНР. Мы чувствовали, как растет политическое напряжение, поэтому остановились на самом быстром варианте — Грузии.

Это вид из окна нашей квартиры в Тбилиси, которую я снял через Airbnb. Она обошлась мне в 15 000⁠—⁠20 000 ₽ за неделю. В начале марта в Грузии шел снег
Это вид из окна нашей квартиры в Тбилиси, которую я снял через Airbnb. Она обошлась мне в 15 000⁠—⁠20 000 ₽ за неделю. В начале марта в Грузии шел снег

В тот же день я купил авиабилеты для себя и жены. Рейс с багажом и пересадкой в Минске стоил около 16 000 ₽. 29 февраля я прилетел в Тбилиси и снял жилье на неделю.

Мы с командой решили так: я прилетаю в Грузию, открываю бизнес, а дальше действуем по обстоятельствам.

Пока есть возможность перечислять в Россию зарплату сотрудникам, мы не будем настаивать на полной релокации. Это останется опцией для всех желающих. Мы поможем с переездом в Грузию, Армению или другие страны, удобные нашим сотрудникам.

Сейчас появилась информация, что грузинские банки не пропускают платежи в Россию. Сами мы пока с этой проблемой не столкнулись. Но если это так, мы будем изучать, как открыть счета в армянском или турецком банке.

При жестком сценарии, когда финансовый поток валюты в Россию будет перекрыт для любых иностранных банков, мы релоцируем часть команды. Перевезти всех 80 сотрудников почти нереально. У людей дома, квартиры, кошки, собаки, ипотеки, близкие, за которыми нужно ухаживать. Поэтому мы перевезем часть сотрудников. Оставшиеся продолжат работать в московском офисе и сотрудничать с нашими российскими заказчиками.

Мы готовы оплатить сотрудникам перелет и покрыть часть расходов на обустройство. Но в ближайшем будущем переехать планирует только один сотрудник. Мы проводили опрос в команде: релоцироваться хотят больше половины, но у них нет возможности это сделать.

Двое из пяти фаундеров тоже останутся в России по семейным обстоятельствам: у одного только что родился ребенок, у второго жена беременна, они все на ипотеках и уже глубоко пустили корни.

Два других партнера сейчас летят в Армению, они рассчитывают обосноваться там. Мы же айтишники: нам ничего не мешает иметь юрлицо в Грузии, а жить в Армении.

Приехав в Грузию, я начал гуглить компании, оказывающие помощь в юридическом сопровождении. Нашел очень быстро: написал в три компании, одна из них ответила в тот же день и попросила за услуги всего 550 $⁣ (44 800 ₽). Насколько я понял, госпошлина входит в эту сумму, отдельно я ее не платил. В целом помощь с открытием бизнеса в Грузии стоит в пределах тысячи долларов. Не думаю, что есть цены выше.

Продуктовый рынок в Тбилиси. Цены немного повысились, но они по⁠-⁠прежнему ниже, чем в России. Например, килограмм помидоров и огурцов можно купить за 4⁠—⁠5 лари — это 110⁠—⁠140 ₽
Продуктовый рынок в Тбилиси. Цены немного повысились, но они по⁠-⁠прежнему ниже, чем в России. Например, килограмм помидоров и огурцов можно купить за 4⁠—⁠5 лари — это 110⁠—⁠140 ₽

2 марта я подал заявление на открытие юрлица в дом юстиции. Из документов понадобился только загранпаспорт, данные места жительства в Тбилиси и юридический адрес. Причем он должен быть реальным, чтобы предприниматель мог физически там находиться и получать корреспонденцию.

Юристы, которые помогали мне с открытием бизнеса, подсказали, что можно арендовать рабочее место в коворкинге и зарегистрировать там юридический адрес. С выбором коворкинга они тоже помогли. Я заключил договор в том же бизнес-центре, где они работают. Аренда стоила 70 лари в месяц — около 2200 ₽.

Одного договора недостаточно: представитель арендодателя ездил со мной в дом юстиции и ставил свою подпись, подтвердив, что я снимаю у него рабочее пространство.

Подав документы, я стал ждать решения. По словам моих юристов, стандартный срок для ответа — сутки. Иногда компанию регистрируют в тот же день.

3 марта в Грузии был выходной — День матери. 4 марта ответа не было. 5 и 6 — суббота и воскресенье, выходные дни. 8 марта — праздничный день. В итоге уведомление, что компанию зарегистрировали, пришло только 9 марта.

После регистрации компании можно открывать расчетный счет. До 24 февраля процедура выглядела так: нужно получить выписку из реестра юридических лиц, взять налоговый номер и прийти в банк. Дом юстиции сам подает документы в налоговую. Счет открывают в течение трех рабочих дней.

К 9 марта ситуация резко изменилась. Банки меняют требования почти каждый день. В начале марта они начали требовать с граждан России расписку о том, что они не поддерживают агрессивный российский режим. Через пару дней это требование убрали и начали отказывать гражданам России в открытии счетов.

Я обратился в банк 9 или 10 марта. Менеджер рассказал, что за последнюю неделю ни разу не видел, чтобы предпринимателю с российским паспортом открыли счет в банке. Несмотря на это, он порекомендовал подавать заявку, подкрепив ее договорами с иностранными клиентами и рекомендательными письмами. Это поможет доказать банку, что бизнес зарабатывает деньги, сможет платить налоги и не планирует использовать Грузию как офшорную зону для серых схем.

Я собрал рекомендательные письма от крупных клиентов, сейчас жду договоры. Это небыстрый процесс.

Приходится объяснять заказчикам, что мы в Georgia. Но не в штате США, а в другой стране.

К 21 марта мне прислали несколько договоров, и я подал документы в два крупнейших банка — Bank of Georgia и TBC Bank. Более мелкие банки публично заявили, что не принимают граждан России. Крупные пока такой позиции не высказывали.

Получив отказы в двух банках, подал документы еще в несколько. Сейчас жду ответа и параллельно 27 марта поехал открывать юрлицо в Армении. Зарегистрировать компанию удалось в тот же день. 29 марта подал документы в банки для открытия счета.

Сейчас в Грузии много неразберихи: официально правительство не поддерживает санкции против России и дискриминацию российских граждан. Правящая партия призвала МВД контролировать проявление дискриминации по отношению к кому бы то ни было, независимо от гражданства и национальности. И по слухам, правоохранители действительно помогают мигрантам, которым отказывают в аренде жилья или предоставлении услуг по национальному признаку.

Но решения граждан Грузии часто идут вразрез с официальной позицией власти.

Банки, арендодатели и таксисты принимают решения несистемно. Есть истории, когда в открытии счета отказывали крупным предпринимателям, но удовлетворяли заявки сомнительным людям. Например, когда я искал юристов, одна фирма отказала мне, назвав россиян оккупантами. Каждая инстанция принимает собственные решения, и они могут меняться каждый день. В Грузии оппозиция имеет голос, и она ругает власть за то, что та не поддерживает санкции.

Грузия разделилась на два лагеря: одни относятся к россиянам с пониманием, другие дискриминируют. Во-первых, у людей осталась рана после 2008 года, и они про нее не забыли. У них здесь такие же ДНР и ЛНР, только не 8, а 14 лет. Начав боевые действия на Украине, Россия обострила эту рану, посыпала на нее соль.

Во-вторых, грузинские компании боятся репутационных издержек, поэтому открыто заявляют о своем протесте. В-третьих, банки не хотят попадать под вторичные санкции. Россия является для них рискованной юрисдикцией, работать с которой опасно.

«Я хочу развивать глобальный бизнес, поэтому решил выйти на новые рынки»

Аватар автора

Ренат Хайретдинов

основатель Infinity Resources

Мы предоставляем временные проектные команды под ИТ-задачи. Компания работает с заказчиками по всему миру. Среди российских клиентов — X5 Group, «Вымпелком», «Сбер». В начале 2022 года я решил расширить ее присутствие в мире и открыть офис в Словении, но не успел подать документы. Я быстро поменял решение и релоцировался в Армению.

Я хочу развивать глобальный бизнес, поэтому я решил выходить на новые рынки. Мой план — находить страны с наибольшими возможностями для ведения бизнеса, прозрачным диалогом с государством и доступными инвестициями. И открывать там хабы.

В начале 2022 года я начал консультироваться со знакомыми предпринимателями и выбирать юрисдикцию. Остановился на Словении: там есть программа поддержки ИТ-стартапов, вокруг европейские страны, при этом стоимость жизни значительно ниже, чем в соседней Швейцарии. Кроме того, в Словении живут несколько моих знакомых, с которыми можно начать совместную работу.

Отношения очень важны для бизнеса: они упрощают доступ к ресурсам в любой незнакомой точке мира.

Мы с директором Infinity Resources собрали необходимые документы для открытия бизнеса в Словении и 24 февраля ожидали получить приглашение для регистрации юрлица и открытия счета. Но в этот день мир изменился, и нам пришлось придумывать другой план.

Вид на горы из окна моего дома в Ереване
Вид на горы из окна моего дома в Ереване

Я задумался о релокации в Армению. Фокус правительства направлен на ИТ, поэтому государство поддерживает технологичный бизнес льготами и оперативной работой госучреждений и банков. Бонусом стало то, что в стране у меня тоже есть деловые знакомства.

В армянских аэропортах удобные прямые рейсы в Россию, где у меня живут родители, сестра, племянница, друзья. Три часа в небе — и мы снова вместе.

3 марта я прилетел в Ереван с женой и сыном. 4 марта встретился с юристами, а в понедельник, 7 марта, у меня уже была зарегистрирована компания. На открытие счета потребовалось чуть больше времени — полторы недели. Обычно это занимает несколько дней, но сейчас в Армении более сложные процедуры подтверждения работоспособности и платежеспособности предпринимателей.

Банковское обслуживание в Армении выгоднее, чем в России, плюс здесь активно используют American Express. У многих жителей оформлена карта именно этой платежной системы.

На релокацию бизнеса и переезд с семьей я потратил меньше 2000 $⁣ (163 200 ₽). Авиабилеты на троих стоили около 45 000 ₽. Перевозчик — Air Armenia.

Юридическое консультирование по открытию бизнеса в Армении — около 500 $⁣ (40 800 ₽). Юристов искал через знакомых, которые здесь живут. Они порекомендовали консалтинговую компанию Hay’Li Human Development, в которую я и обратился.

В стране есть аналог российского уставного капитала. Минимальный — 1000 драмов, это около 216 ₽.

0 ₽
составляет пошлина за открытие юрлица в Армении

Аренда трехкомнатной квартиры на месяц — 1000 $⁣ (81 600 ₽). Я успел снять ее по приемлемой цене: в середине марта цены резко взлетели, и теперь такую квартиру можно снять на Airbnb за 2500 $⁣ (204 000 ₽).

Учитывая рост цен, выгоднее брать ипотеку на собственное жилье, если вы приехали в Армению надолго. Нерезиденту здесь достаточно просто оформить ипотеку на выгодных условиях. Те, кто официально работает в Армении и платит налоги, может получить беспроцентную ипотеку: процент банку платит работодатель из уплаченного сотрудником НДФЛ.

Помимо выгодных условий в Армении очень красиво и приятно жить: горы, озеро Севан. Я и сам задумался об ипотечном кредите на строительство частного дома. Когда будет свободное время, поеду по стране и, возможно, найду «свою» локацию.

Сейчас я погружен в работу. Несколько дней назад в Ереван переехал ключевой сотрудник. Ему меньше повезло с ценами: авиабилеты на двоих стоили 115 000 ₽. В конце марта в Ереван прилетят еще несколько сотрудников. Вместе с ними мы будем строить здесь новую компанию и нанимать резидентов Армении. Мы уже нашли здесь ребят, которые обладают сильной технической экспертизой.

Полноценной программы релокации в нашей компании нет: большая часть сотрудников останется в России, так как там много операционных задач и обязательств перед местными клиентами. Тем, кто решил переехать в Армению, мы готовы компенсировать перелет и расходы на первое время.

Я верю, что если не будет новых вводных, из Армении вполне возможно построить второй айтишный Сингапур.

Для этого есть все предпосылки. В стране очень много высококвалифицированных кадров: это и местные жители, и специалисты из России, Украины и Беларуси, которые переезжают сюда после начала боевых действий. Сейчас здесь формируется интересное комьюнити, которое делится бизнес-идеями и заряжает всех предпринимательской энергией и вдохновением.

Случайно встретил здесь предпринимателей, с которыми познакомился на бизнес-акселерации в Калифорнии в 2013 году. Уверен, мне предстоит еще немало таких встреч в Армении.

Государство поддерживает ИТ-компании. К примеру, до конца 2022 года стартапы освобождены от уплаты налога на прибыль и платят на 13% меньше подоходного налога с зарплаты сотрудников — 10% вместо 23%. Доля ИТ в ВПП Армении — 7,4%, в России — 2,6%.

Сейчас в Армении есть сложности с диджитализацией, в том числе с цифровыми возможностями в банках, с удобными сервисами доставки. Но экономика будет насыщаться, спрос вырастет, и местные предприниматели придумают, как закрыть эти запросы.

«В Финляндии мало банков, и они консервативны»

Аватар автора

Руслан Мусин

CEO сервиса Verspeak

Verspeak — сервис организации синхронного перевода для онлайн-, офлайн- и гибридных мероприятий. Я планировал расширять международное присутствие бизнеса. Российская юрисдикция накладывала ограничения. Поэтому в 2021 году я открыл европейский офис компании в Финляндии.

У нас облачный сервис, который работает с В2В-клиентами по всему миру. В 2019 году я заметил, что из-за геополитических проблем многим западным контрагентам стало неудобно работать с Россией. Несколько раз контракты срывались, когда клиенты узнавали, что у нас нет офиса в Европе. Нам объясняли, что контролирующие органы может насторожить покупка российского продукта, когда есть местные аналоги.

Поэтому в 2020 году мы решили открыть офис в Европе. На тот момент доля зарубежной выручки Verspeak составляла менее 5%. Случилась пандемия, и переезд пришлось отложить. В конце 2020 года мы провели рисерч и остановились на Финляндии.

36%
составила наша доля зарубежной выручки после переезда

На наш выбор повлияло несколько факторов. Во-первых, у России и Финляндии есть сухопутная граница. При закрытом небе и железнодорожном сообщении можно добраться на автомобиле. У меня есть родственники в России, и я никогда не планировал «уезжать на ПМЖ», как во времена СССР.

Во-вторых, стабильность режима, победившая демократия и равенство населения. Почти во всех городах Финляндии одинаковая инфраструктура, нет колоссальной разницы между столицей и провинциальными городами. Государство полностью выполняет свои обязательства и обеспечивает жителей равными возможностями для образования и карьеры. Финляндия занимает второе место в мировом рейтинге наименее коррумпированных стран. Благодаря такой прозрачности у бизнеса больше возможностей для развития.

Мы с коллегами Аленой Мельниковой и Ильей Тимошковым в Хельсинки
Мы с коллегами Аленой Мельниковой и Ильей Тимошковым в Хельсинки

В Финляндии немаленькие налоги: у граждан — около 36%, у нерезидентов с ВНЖ — 35—40%. Но, как в любой европейской стране, здесь есть свои хитрости. Например, я как предприниматель могу купить себе машину со счета компании.

Не стоит очаровываться нулевой налоговой ставкой в арабских странах, там есть свои подводные камни.

Лицензии, которые приходится покупать, могут нивелировать все сэкономленные на ставке средства.

Выбрав для переезда Финляндию, я выделил опционы трем сотрудникам, которые работали в компании с самого начала, и начал готовиться к релокации. Всего в штате Verspeak 10 сотрудников и около 3000 переводчиков-фрилансеров.

Переезд занял несколько месяцев. В мае 2021 года мы вчетвером подали заявки на участие в программе Business Finland. Она позволяет предпринимателям-нерезидентам стран Европейского Союза получить Finnish startup permit. Это вид на жительство для команды и членов их семей и возможность открыть стартап в Финляндии. Подача заявки стоила 350 €⁣ (31 850 ₽). За четверых мы заплатили 1400 €⁣ (127 400 ₽).

24 марта 2022 года руководитель Business Finland в России сообщил мне, что с 1 апреля компания прекращает деятельность офиса в стране.

Чтобы претендовать на эту программу, было необходимо:

  1. Быть инновационным проектом с прототипом, подтвержденной выручкой и стратегией развития.
  2. Иметь двух и более фаундеров, владеющих не менее 60% компании и готовых переехать в Финляндию минимум на полгода.
  3. Подтвердить финансовую состоятельность: на счете должно находиться от 12 000 €⁣ (1 092 000 ₽) в год на взрослого человека и 6000 €⁣ (546 000 ₽) в год на ребенка.

Обычно решения об одобрении или отказе в ВНЖ приходится ждать до трех месяцев, но наши заявки одобрили за две недели.

Получив разрешение открыть стартап и ВНЖ, в мае 2021 года мы поехали в Финляндию на три дня. В первую поездку встретились с русскоговорящим юристом, который помог нам с регистрацией компании. Отдали за это 1200 €⁣ (109 200 ₽).

Затем подали документы на регистрацию по месту жительства: без нее невозможно оформить некоторые документы. Один из переводчиков Verspeak, который живет в городе Лахти в 100 км от Хельсинки, предложил нам прописаться в его квартире. Мы решили, что это разумное решение: искать жилье на долгосрочную аренду в незнакомой стране опрометчиво. Нужно сначала изучить инфраструктуру, понять, в каком городе и районе будет комфортнее жить. Так и получилось: через время каждый из нас, рассчитывая свой бюджет и предпочтения, нашел жилье в Лахти, в Хельсинки, в Эспоо.

После майского визита в Финляндию пришлось приезжать еще три раза, прежде чем удалось окончательно переехать в сентябре 2021 года.

Решать формальности «наездами» выходило дешевле, чем жить в Финляндии все эти три месяца. Аренда маленькой студии в Хельсинки стоит как минимум 800 €⁣ (72 800 ₽) в месяц, небольшая квартира в Эспоо — 1100 €⁣ (100 100 ₽). В Москве за эти деньги можно найти хорошую трехкомнатную квартиру. Так как наша компания развивается на собственные деньги, у нас не было излишков.

Мы ездили в Финляндию на автомобиле: от Москвы до Хельсинки 1100 км, там великолепная трасса. На бензин уходили небольшие деньги. Самая простая гостиница стоила 50 €⁣ (4550 ₽) в день, но мы жили в хостелах за 30 €⁣ (2370 ₽).

Улицы города Вантаа, где мы искали жилье для аренды
Улицы города Вантаа, где мы искали жилье для аренды

В следующие три поездки мы занимались поиском жилья для аренды и открытием счета. Последнее и затянуло переезд на три месяца. В России мы привыкли к рынку клиентов: в стране много банков, из-за высокой конкуренции они активно себя продают. В Финляндии, наоборот, банков немного, и они консервативны. Чтобы открыть счет, нужно заранее записаться в отделение, затем доказать целесообразность открытия счета. Запись была на два месяца вперед.

К тому же мы попали на частичный локдаун и затем на летние каникулы, которые, как сиеста в латиноамериканских странах, — свято чтят, в это время никто не работает.

В итоге открыли счет только в сентябре. Это бесплатно. На накладные расходы по получению справок внутри Финляндии мы потратили около 500 €⁣ (45 500 ₽), на внутренний ID в полиции — по 50 €⁣ (4550 ₽) на человека, на фотографии для документов — по 25 €⁣ (2275 ₽).

В Финляндии не получится, как в Москве, зайти в любую палатку в метро и сделать фото. Там сертифицированные фотолаборатории, которым больше 100 лет. Тебя фотографируют, но отдают не фотографию, а номер, который нужно сообщить полиции. Полицейские входят в единую систему и находят по номеру фото.

Некоторые процессы могут показаться приезжим странными и неудобными. Но финны привыкли к ним, и для них такой проблемы не существует. А приезжим приходится принимать эти правила игры и пытаться адаптироваться в новой стране.

Стела императрицы на Торговой площади в Хельсинки
Стела императрицы на Торговой площади в Хельсинки

Тем, кто сейчас только планирует релокацию бизнеса, могу дать совет. Не рассматривайте переезд как окончательное и бесповоротное решение. Если тревожно, можно уехать в промежуточную точку, например в Армению, Казахстан, Грузию. Там присутствуют консульские отделы всех стран, эти локации не находятся под режимом санкций и соотносятся с бюджетами Москвы, в отличие от Европы, где бюджет вдвое выше.

Когда ситуация стабилизируется, изучите более выгодные для вашего бизнеса направления. Сейчас можно посмотреть на страны арабского мира, на азиатский рынок, который, за исключением Японии и Кореи, занял нейтральную позицию в нынешней ситуации.

«Хотели переехать в Армению, но рейсы дважды отменяли»

Аватар автора

Зоя Голубева

кофаундер Phygitalism

Phygitalism разрабатывает визуальные решения на основе искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности. Наши клиенты находятся в разных точках мира, но большая часть в России. В конце февраля 2022 года мы решили перевести бизнес из России и сейчас обдумываем план релокации.

У нас уже были планы о переезде. В конце 2021 года мы начали перестраивать компанию из сервисной в продуктовую и выходить на рынок Северной Америки — он большой и платежеспособный. Мы отправили информацию о нашем проекте нескольким венчурным фондам из США и Канады и получили положительную обратную связь. В этом году один из фаундеров собирался переехать в США, открыть там юрлицо, а со временем перевезти часть команды. Но потом начались боевые действия в Украине.

На следующий день после их начала я поняла, что оставаться в России небезопасно, и стала искать информацию о релокации. Для удобства создала телеграм-канал, в который отправляла все полезные ресурсы. Оказалось, что эта информация нужна не только мне: за две недели на канал подписалось почти 3000 человек.

Я изучала разные направления для релокации. На тот момент США отпали: там временно перестали оформлять счета в банках гражданам России. Многие европейские страны, например Эстония и Португалия, приостановили иммиграционные программы для стартапов. Мы рассматривали Кипр — там английское право, которое подходит нам для привлечения инвестиций. Это прозрачная независимая прецедентная система. К сожалению, на Кипре тоже приостановили выдачу про-виз, которые подходят для получения ВНЖ.

Мы с еще двумя кофаундерами и командой обсудили, куда целесообразнее переехать, и выбрали Грузию. Многие наши знакомые из ИТ-тусовки переехали в Тбилиси. Но ситуация менялась с каждой минутой: цены на авиабилеты выросли до 80 000 ₽ в одну сторону, в столице Грузии начались недовольства из-за большого потока мигрантов.

Тогда я посмотрела в сторону Батуми, но авиабилетов почти не осталось. После этого мы с командой обратили внимание на Ереван: там работают карты «Мир», легко оформить счет и получить вид на жительство.

Команда Phygytalism в главном офисе на Патриарших прудах в Москве
Команда Phygytalism в главном офисе на Патриарших прудах в Москве

Мы по-прежнему связываем свое будущее с США или Канадой. Переезд в Армению рассматривали как временный: нам с ребятами нужно выдохнуть, пересидеть в спокойном месте и посмотреть, как будут развиваться события. Параллельно мы искали пути, чтобы в этом году все-таки открыть счет в США.

Переезжать решила почти половина команды — 5 из 13 человек. Это СЕО, операционный директор, два дизайнера и один проджект-менеджер. Разработчики и дизайнеры решили остаться в Москве по семейным обстоятельствам. Мы сразу договорились, что релокация будет за счет компании.

Мы успели снять все деньги из подушки безопасности Phygitalism и обменять на доллары и евро по вменяемому курсу. Эти деньги мы копили около полутора лет на непредвиденные расходы. Сейчас тратим их на авиабилеты. Этого запаса должно хватить на проживание в новой стране в течение нескольких месяцев, а также на регистрацию компании в США.

Для релокации в Армению нам потребовалось:

  1. Купить авиабилеты на 12 марта: 125 389 ₽. Рейс отменили, теперь ждем возврата средств, но вернут только 90%.
  2. Купить новые авиабилеты на 29 марта с пересадкой в Сочи за 16 762 ₽ с багажом. Перевозчик — армянский лоукостер FlyOne Armenia. На пятерых потратили 83 361 ₽.
  3. Доплатить за авиабилет CEO. Некоторое время он провел в Коломбо — город в Шри-Ланке — и планировал вернуться в Москву, но теперь полетит в Ереван с серфом в багаже. За билет дополнительно заплатили 23 970 ₽.
  4. Оформить карты «Мир».
  5. Начать оформление карт UnionPay, которые работают по всему миру.
  6. Забронировать отель на неделю — 59 978 ₽. Потом планировали арендовать большой дом, чтобы жить и работать в комфортных условиях. Мы привыкли проводить вместе много времени: дважды в год ездили с командой на «каникулы» — в Сочи, Карелию, на Эльбрус.
  7. Перейти со всеми клиентами в России на ЭДО.
  8. Сдать в субаренду один из двух наших штаб-офисов. Во втором, небольшом, продолжит работу московская команда.

Для регистрации ИП в Армении потребуется: паспорт CEO, российский и заграничный, нотариальный перевод паспорта и заполненная форма для управления количеством людей в очереди. Эти документы нужно подать в Регистрационную палату. За открытие юрлица в Армении госпошлина не взимается, а на открытие расчетного счета уйдет от одного часа до трех недель в зависимости от банка.

21 марта мы узнали, что наш рейс в Ереван снова отменили. Мы решили снова все обдумать и пока понаблюдать за ситуацией, подождать, когда спадет ажиотаж на переезд из России.

Пока занимаемся релокацией в США. Нам помогает консалтинговая компания EasyFirm. За пакетную услугу — регистрация компании в США, получение налогового номера EIN и открытие бизнес-счета в американском банке — мы уже заплатили 1299 $⁣ (106 000 ₽). Счет обещали открыть в течение 4—5 недель. Еще 50 $⁣ (4000 ₽) отдали за оформление юридического адреса в США. 49 $⁣ (4000 ₽) за адрес для физического лица — CEO — и госпошлину 89 $⁣ (7263 ₽). Сколько займет релокация — мы пока не знаем. Сейчас изучаем особенности налогообложения.

1299 $⁣
мы уже заплатили за регистрацию компании в США

Для релокации выбрали штат Делавэр — почти все инвесторы в США выстраивают свою работу под этот штат, — и определились с организационно-правовой формой компании. В США существует три корпоративные формы:

  1. LLC с упрощенным документооборотом и налогообложением. Не подходит для привлечения инвестиций.
  2. C corporation — для стартапов, которые планируют привлекать инвестиции и выпускать разные классы акций.
  3. S corporation — только для резидентов США. Компания может действовать на территории одного штата.

Как обещали сотрудники консалтинговой фирмы, мы зарегистрируем юрлицо удаленно, летать в США не придется.

Изучив огромное количество информации о переезде, я вынесла три вывода, которыми поделюсь. Во-первых, выбирайте локацию, в которой вам комфортно. Не стоит уезжать в любое доступное место, если вам там будет неприятно жить.

Во-вторых, тщательно изучите налоговые системы и стоимость открытия юрлица в странах, которые рассматриваете для переезда.

Наконец, не стесняйтесь созваниваться с людьми, которые знают больше вас. Например, с теми, кто уже переехал. Сейчас между предпринимателями образовалась взаимопомощь, это очень ценно.

«Уже год пытаемся релоцироваться в США»

Аватар автора

Евгений Писарев

СЕО фудтех-компании Qummy

Qummy — краснодарский стартап, мы запускаем «умные» кафе без поваров и кухни. Это возможно за счет технологий заморозки и робопечи, которая распознает продукты и самостоятельно выбирает программу приготовления блюда. Среди наших клиентов «Кухня на районе», «Лукойл» и «Газпром».

В прошлом году проект получил 1,6 млн долларов инвестиций. Примерно с того же времени я пытаюсь релоцировать в США команду из 3—4 человек. Наш продукт более интересен развитым рынкам. Мы замещаем ручной труд, а значит, полезны в странах, где он стоит дороже. Поэтому нам выгоднее работать в США и некоторых странах Европы.

Так выглядит вендинговая машина Qummy
Так выглядит вендинговая машина Qummy

Когда мы задумались о релокации, то начали изучать рынки и столкнулись с тем, что у европейцев разные вкусовые предпочтения. Поэтому мы решили остановиться на более монолитном рынке — США.

Мы живем на венчурные деньги, а в США венчурного капитала примерно в 100 раз больше, чем в России, и в 7—8 раз больше, чем в Англии.

Мы решили переехать в США с 3—4 ключевыми сотрудниками и работать на местном рынке. Остальная команда будет развивать офис в России и работать с Великобританией, Германией, Францией и ОАЭ.

Пытаемся уехать почти год. Сначала нашим планам мешала пандемия: посольства не работали, некоторые виды виз не выдавали. Затем мы совершили несколько ошибок, на которых потеряли несколько месяцев. Планировали оформлять визу О-1 — она выдается на основании выдающихся способностей и достижений в области искусства, науки, образования, бизнеса или спорта. Это довольно долгий процесс, который занимает месяцы. Но потом узнали, что в Румынии начали выдавать визы B-1, предназначенные для временного пребывания в США с деловыми целями, и подали заявку.

Мы собрали нужные документы — загранпаспорт, квитанцию об оплате регистрационного сбора — и отправили онлайн заявление на получение неиммиграционной визы по форме DS-160.

Часть команды Qummy
Часть команды Qummy

Следующий этап после подачи заявления — собеседование. К нему нужно подготовить доказательства цели поездки и намерения вернуться на родину. Это может быть приглашение на деловое мероприятие или письмо от партнеров, с которыми планируется заключить сделку в США.

Но до собеседования мы не дошли: спустя месяц после подачи заявления Румыния закрылась, и мы не успели получить визу. Потом в европейских странах возобновили выдачу F-1 — для студентов, направляющихся в США для неакадемического или профессионального обучения. Поскольку мне 35 лет, а моим партнерам по 40, вероятность получения визы была невысокая, но мы решили попробовать. Подали заявления из Мадрида в октябре 2021 года и получили отказы. Теперь попробуем получить B-1 через Мальту.

Параллельно B-1 я начал готовить петицию на О-1. Она позволяет три года находиться в США, развивать здесь бизнес, привезти с собой семью. Чтобы получить эту визу, необходимо доказать «экстраординарные способности» в науке, бизнесе, спорте или искусстве. Для этого нужно соответствовать как минимум трем из критериев:

  1. Наличие международных или национальных призов и наград.
  2. Членство в организациях, которые для принятия резидентов требуют наличия выдающихся достижений.
  3. Оригинальный научный, исследовательский или связанный с бизнесом вклад крупного значения.
  4. Авторство научных статей, опубликованных в крупных медиа или профессиональных изданиях.
  5. Высокая зарплата или вознаграждение другого вида.
  6. Участие в совете или судейство при оценке работы других людей.
  7. Доказательства опыта работы в организациях или учреждениях, имеющих высокую репутацию.

У нашей компании есть рекомендательные письма от международных топовых экспертов в отрасли, участие в международном акселераторе Alchemist Accelerator и патенты технологий.

7000 $
стоит оформить визу О-1 через посредника

Визу О-1 нам помогает получить консалтинговая компания, ее услуги под ключ стоят 7000 $⁣ (571 200 ₽) за одну визу. Мы готовим три: на троих основателей Qummy.

У нас нет задачи сбежать из России. Экспортные связи делают мир прочнее.

Нынешняя ситуация на Украине усложнила наши связи с другими рынками, но я уверен, что Qummy станет крупным экспортером высоких технологий. Если не в 2022 году, то в 2025.

Я придерживаюсь позиции, что релокация — это не «куда», а «зачем». Выбирая локацию, не стоит поддаваться панике, важно оценить, соответствует ли территория целям бизнеса.


Теги: бизнес
Планируете ли вы релоцировать свой бизнес или уже переехали? Расскажите, что думаете об этом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество