Стоит ли открывать бизнес по франшизе?

33
Стоит ли открывать бизнес по франшизе?
Аватар автора

Редакция бизнеса

предлагает высказаться

Недавно читательница Т⁠—⁠Ж рассказала, как открыла математический кружок по франшизе, но столкнулась с проблемами и была вынуждена его закрыть.

На первый взгляд кажется, что такая бизнес-модель лишена недостатков. Владельцы торговых знаков обещают поддержку и обучение на старте, проверенные стратегии маркетинга и продаж, узнаваемый бренд, лояльных клиентов. Для начинающего бизнесмена предложение звучит заманчиво, особенно когда на рынке есть варианты почти на любой кошелек.

Но на деле не всегда открытие франшизы — выгодное вложение. Кроме стартового взноса придется уплатить лицензионные сборы, закупить оборудование и товары, вкладываться в маркетинг и дополнительные услуги. Также нужно учитывать размер комиссий и роялти — от них вряд ли освободят, даже если бизнес не приносит денег. При этом покупатель франшизы вынужден действовать в рамках договора и зависит от решений франчайзера.

Как вы считаете, выгодно ли открывать бизнес по франшизе? Если да, то почему? А если вы не согласны, какие видите минусы? Какой бизнес по франшизе вы бы открыли? Что нужно учитывать при такой сделке — репутацию франчайзера, отзывы других покупателей или что-то еще? Если знаете примеры успешных франшиз, в чем их секрет?

Редакция бизнесаКакие плюсы и минусы у бизнеса по франшизе?
  • ЭнчиладосПрямо сейчас один из бизнесов это агенство недвижимости по франшизе, на определённую территорию. Из плюсов : - минимальное моё вмешательство, как инвестора - система маркетинга, обучения, продаж и тд предоставляет владелец франшизы - несколько сотрудников подготовлены головным офисом - с первых дней есть работа на результат Из минусов - не очень жёсткое соблюдение регламентов и сроков - большие вложения на старте, если сравнивать с таким же офисом но без франшизы. В целом я понимал куда вкладываю деньги и быстрого результата не жду, но как ещё один камешек в маленькую группу компаний из разных вполне себе.12
  • Тимофей РазовЭнчиладос, круто, что есть положительный опыт. У вас есть управляющий на этот бизнес? По каким критериям выбирали, как проверяли, если не секрет? Чаще видел отрицательный опыт или истории с рекламным налетом — в такие не очень верится)3
  • ЭнчиладосТимофей, у меня есть директор. Его можно сказать предоставил головной офис. Вернее было несколько кандидатов из опытных сотрудников, я провел собеседование и выбрал скажем так максимально симпатичного мне по общению. Его профессиональный уровень это забота владельца франшизы. В случае если они увидят что он не справляется, они так же его меняют. Но пока все ок. Моё изначальное требование - я только инвестор. Естественно, когда я вёл переговоры / покупал все рисовали совсем радужно. Но я был готов к реалиям и не на последние деньги это делал.9
  • Забаненый за правдуСтоит самому торговать франшизой)4
  • Дмитрий КузьминКупил уже готовый бизнес (не франшиза) и через 4 года начал продавать франшизу.0
  • Алексей НемовТакая модель не лишена недостатков, она приобретает свои собственные, очевидные недостатки. Хорошая франшиза расписывает бизнес план до сантиметра, ластика, линеечки, подставки под зубочистки, расписывает досконально. Надо понимать что вы покупаете конкретно. Под видом франшиз сейчас часто продают бизнес-пузыри. Рекламируют продажу франшизы, а саму компанию этой франшизы не рекламируют. Зарабатывают на вкладчиках. Всегда при вложении нужно анализировать и включать мозги. Понимать ЗА ЧТО вы платите. Чёткий бизнес план? Широкая компания рекламы, которую можно увидеть на ТВ или в интернете? Тогда возможно.4
  • СветланаКупила франшизу школы ЕГЭ "Квентин" (специально пишу название). Нашла помещение, и мне позвонила владелица ещё одной такой же школы в моем городе с истериками, что я уведу у неё клиентов (мне же обещали, что в городе есть возможность открыть 2-3 таких школы). Решила не связываться и не открывать свою. В итоге мне полностью не вернули оплату франшизы, в договоре прописаны "информационные услуги" стоимостью 300 тысяч. Мда. Обращение в суд ничего не дало.8
  • Castor TroyТак зависит от франшизы. Помню в 2019 году был бум на всякий скам по типу "Лайк-кофе" и тд. Такое покупать не надо. А если компания хорошая, то уже выше шанс успеха2
  • EugeneК сожалению, при открытии бизнеса по франшизе, многие думают, что франшиза что-то сделает за них и даст какую-то волшебную таблетку для моментального успешного бизнеса. При открытии любого бизнеса стоит понимать, что это всегда риски, и это всегда много труда, много работы и вовлеченности. По франшизе открывать стоит, но к выбору франшизы тоже стоит подходить с умом. В любом случае опыт и готовые инструменты франшизы будут вам полезны и определенно облегчат многие задачи. Компания уже набила какие-то собственные шишки, создала себе определенное имя и имидж и настроила рабочие и маркетинговые процессы. Но главное не забывать, что работать надо самому, и работать всё равно много) Миллионы просто так вам никто не принесет) Также всё-таки стоит подходить с каким-никаким собственным опытом и пониманием того, что из себя представляет бизнес.4
  • Тимофей РазовСветлана, почему решили не связываться? У вас были бы свои клиенты, причем тут другой франчайзи в вашем городе?10
  • Тимофей РазовДмитрий, интересный опыт. На что бы вы посоветовали обратить внимание при покупке франшизы? Открыли бы бизнес по франшизе, если бы не было готового бизнеса?0
  • Тимофей РазовKD6-3.7, почему скам? Раньше видел много точек в своем городе, даже сейчас какие-то остались, если ничего не путаю А как понять, что компания хорошая? На что бы вы обращали внимание при покупке? Может, есть сферы, где меньше рисков прогореть?2
  • Тимофей РазовАлексей, а что, по-вашему, даст покупателю четкий бизнес-план и доскональное расписывание франчайзером всех шагов?0
  • Артем СтепановKD6-3.7, ну, это так называемая, мусорная франшиза. Таких 80% на рынке.1
  • Артем СтепановК выборе франшизы нужно подходить очень внимательно, 80% франшиз на рынке - просто мусорные, которые не имеют ни узнаваемого бренда, ни чётко выверенных бизнес процессов, ни нормального обучения, никаких преференций в виде оптовых цен, нет внутренних преимуществ работы в сети, общего маркетинга и рекламы. Вы от франшизы должны получать больше чем она от вас, иначе лучше открывать независимое дело. Еще есть дополнительные риски в изменениях правил сверху, когда вас могут начать просто выдаивать. Работал под двумя франшизами - туроператора и транспортной компании.1
  • НеОнзнакомый открыл кальянную по франшизе. Я еще думал ну кто будет ходить курить кальяны по такой цене и на постоянной основе. Тем временем прошло 10 лет, по прежнему на том же месте и вроде как не собирается закрываться2
  • Тимофей РазовАртем, то есть вы открывали бизнес по франшизе, верно? Если да, то чем все закончилось?0
  • Артем СтепановТимофей, ага. Транспортную компанию продали, а турагентство просто вышло из франшизы известного ТО. И там и там условия сотрудничества сильно менялись со временем. Транспортная просто начала доить и бизнес превратился в "трудоустройство самого себя". При том бизнес процессы были налажены с горем пополам, а техподдержка кормила завтраками. А ТО урезала практически все преференции работы в сети, типа вы работаете под брендом - этого достаточно.1
  • Тимофей РазовАртем, печально, что некоторые франчайзеры так относятся к бизнесу партнеров0
  • Анна СоколПлюсы франшизы в быстром старте, тебе не нужно думать, что конкретно продавать, как это делать, какой выбрать ОКВЭД. Не нужно разбираться, какая система налогообложения лучше или где сделать электронную подпись. Но минусы в том, что ты можешь попасть в рабство к владельцам франшизы - тебе нельзя будет рекламироваться, как ты считаешь нужным, нельзя быть эффективным, каждый шаг в рекламе должен быть согласованным (а это может быть очень муторным, особенно, когда каждый макет рекламы одобряют неделю или просят разложить рекламный ролик по кадрам для одобрения). Даже обзвоны клиентов вы должны будете делать по указке (довольно дурацкой, честно говоря). Также предложения по улучшению бизнеса могут быть не услышаны, вас будут давить роялти, пока вы не закроетесь - хотя отсрочка даже на два месяца спасла бы положение. В моем случае мне было предложено рекламироваться, не упоминая бренд. Но зачем мы его тогда покупали?2
  • Ольга Захарова (Бояркина)Как человек который профессионально много лет занимался продажей франшизы (разные компании), то для себя сделала ряд выводов: 1. многие франшизы не франшизы, так скажем компании, кто их продает, ищут себе под видом франшизы отдел продаж или сбыта своей продукции. Таких много на рынке, кто ищет себе по сути супервайзеров и менеджеров за деньги. Прав на какие-то сервисы и прочее человек не имеет, а только получает процент от сделки. Следовательно и интересен только до тех пор, пока идут хоть какие-то деньги от него в головной офис. 2. менталитет большинства русских людей такой: - купить франшизу за минимальные деньги (как правило до 100 000 руб., а лучше еще дешевле) - при этом чтобы доход был от 200 000 руб./мес - при этом чтобы за меня делали многие вещи (поиск и подбор персонала, обучение персонала и т.д.) - многие еще и мечтают чтобы за эти деньги за них работали. То есть люди абсолютно не понимают, что франшиза это работа и работа больше, чем наемным сотрудником, особенно в первые месяцы, пока строится и формируется их бизнес. На примере, могу сказать, что когда мы продавали франшизу всегда говорили что оплачивая взнос, советуем всегда еще направить определенный бюджет на рекламу (обычно это было 50-100 тыс) на первые месяцы, но ведь из 100 человек это сделает только процентов 5-10%, а ведь мы не просто так говорим про нее и объясняем, что у нас все просчитано и эти вложения помогут вам быстрее выйти на запланированную прибыль и получить соответственно доход. НО ОТВЕТ многих, с первых заработков начну по чуть-чуть вкладывать. Ну что же - ваше право, но начинать так обычно сложно. Еще пример с персоналом, когда сам франчайзи работает и у него что-то не получается, то виновны в этом все - кроме него самого. Когда ему предлагаешь подобрать другого человека, кто с этим будет справляться лучше, то как правило, всегда отказ. Как думаете почему? Частый ответ - лучше меня никто не продаст. Только вот практика говорит абсолютно о другом. 3. Франшизы есть рабочие и хорошие и даже те, где вложения могут быть не более 200 000 руб., у нас масса было и есть примеров, что представители зарабатывают от 250 000 руб. за месяц и более. Другими словами не все франшизы что стоят менее 500 000 руб., позволяют зарабатывать мало и наоборот те что стоят миллионы, часто не приносят чистыми и 200-300 тысяч, хотя вложений и головной боли там тьма (аренда, персонал, закупка продукции, контроль качества и куча всего другого), что сжирает деньги, ресурсы и силы. 4. Отзывы в интернете к сожалению часто пишут друг другу конкуренты плохие - это давно проверенный факт и знающие люди это понимают. Не все конечно, но последние 2-3 года из-за высокой конкуренции многие просто начинают топить друг друга псевдо негативными отзывами, якобы от бывших франчайзи.3
  • Ольга Захарова (Бояркина)Анна, вы правы от части. В рабство , как вы пишите, вы попадете если подпишите такой договор, где указаны все эти моменты. Для этого есть брендбук и требования к рекламным материалам, на основе которых франчайзи и делает свою рекламу. Если вам попался такой договор то пробуйте его перед подписанием откорректировать в некоторых кабальных, на ваш взгляд, пунктах. Если вам это не дают делать, то отказывайтесь и не подписывайте такой договор. Вас ведь никто не заставляет. Но если вы его подписали и знали все условия, на которые шли - то как вы можете писать о рабстве??? Вы же знали что подписывали или я не права?0
  • Ольга Захарова (Бояркина)Не, то же отличный пример. Если качественно оказываешь услуги - люди будут всегда. Хотя в его случае много зависело от места, уверена на 1000%2
  • Ольга Захарова (Бояркина)Артем, то о чем вы пишите не очень похоже на франшизу. Как правило в договоре четко прописаны все условия сотрудничества, правил работы, комиссий или процентов и т.д. и в одностороннем порядке их менять, как правило, франчайзи не может, если это не предусмотрено самим договором0
  • Ольга Захарова (Бояркина)Eugene, 100% правы0
  • МаслёнокKD6-3.7, Аяз, конечно, мошенник, но лично знаю людей, которые неплохо заработали на кофе лайк, да и работает их по городу до сих пор немало0
  • Артем СтепановОльга, не думаю, что хоть одна франшиза прописывает это неизменным пунктом, а не ставит перед фактом об изменении условий. Во всяком случае в известных и крупных франшизах всё так-же. Ну а не устраивает - дверь открыта.0
  • Артем СтепановОльга, согласен, местоположение зачастую больше значит чем маркетинг, реклама и даже уровень сервиса.1
  • Артем СтепановМаслёнок, они бы вероятней всего неплохо заработали открыв кофе-точку и без франшизы, т.к. ничего уникального этот "бренд" не предлагает.1
  • Ольга Захарова (Бояркина)Артем, те компании где я работала по франшизе, такого не делали. Я правда удивлена этим, что вы пишите.0
  • Артем СтепановОльга, я больше удивлён что у вас условия не меняются. Ни роялти, ни бонусы, ни дизайн-код и пр.0
  • Ольга Захарова (Бояркина)Артем, на срок действия договора не менялись точно. Срок договора обычно был 5 лет, минимум 3 года. При пролонгации оговаривались условия дополнительно, но прописывалось что увеличение роялти может быть не более чем на 30%0
  • Артем СтепановОльга, роялти у нас тоже вроде не менялось, в отличии от всего остального. Франшизы при том крупные и общеизвестные. Если с ТО еще можно войти в положение, в связи с тем как нелегко туристический рынок выживает в РФ. То с транспортной компанией, ничем кроме крайней жадности и наплевательским отношении к партнёрам, объяснить это нельзя.0