Недавно в программе МФТИ французский и немецкий языки пытались заменить китайским.

Администрация университета решилась на изменения, потому что на этом языке написана почти треть профильных для Физтеха статей. По прогнозам, к 2030 году половина инженерной документации будет на китайском.

Студенты же оказались против односторонних нововведений — тем более что в зарубежных вузах выбор языка оставляют на усмотрение ученика. В итоге в МФТИ отменили обязательное изучение китайского, но подчеркнули, что по-прежнему считают его своевременным и перспективным.

Если посмотреть на статистику ЕГЭ, китайский сейчас выбирают чаще, чем в прошлые годы, хотя количество сдающих этот экзамен по-прежнему исчисляется сотнями. Для сравнения: экзамен по английскому в 2022 году писали 87 тысяч школьников.

Аналитики также отмечают интерес к турецкому и корейскому: в прошлом году среди россиян вырос спрос на репетиторов по этим языкам. Хотя английский все равно гораздо популярнее в профессиональном плане: в марте 2023 года в 91% вакансий из тех, где было указано владение иностранными языками, речь шла именно об этом языке.

Как вы думаете, какой язык сейчас перспективнее учить? Может быть, в некоторых областях нужнее не английский, а какой-то другой язык и стоит заняться им? Или лучше изучать тот, что нравится, и не строить прогнозы? Насколько в целом знание иностранных языков влияет на востребованность специалиста и уровень зарплаты? Если учили язык для работы или учебы — как он вам пригодился?

Тэги: учеба
Картина на обложке — Клод Моне, «Камилла Моне в японском костюме»
Кирилл Казаков
Знание какого иностранного языка сейчас полезнее?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Дмитрий

Проблема в том, что освоить китайский на нужном уровне - очень сложно.

Просто если взять МФТИ и количество часов, выделенных на второй язык- то не вижу никакого смысла тратить их на китайский.
Студент сильно дальше "нихао" просто не пройдет.

Потому я вообще с сомнениями отношусь ко 2 языку при таком маслом количестве часов.
Но если он нужен - то однозначно за Испанский.
В теми же затратами студент сможет закончить обучение с А2, уверенно читать и медленно общаться.
Доля испаноязычного населения растет. ( И тут даже "патриотам" можно причины найти, про Южную Америку. И "антипатриотам" напомнить про то , что там дают гражданство детям по рождению и облегчена эмиграция. )

47
Венеция Холл

Дмитрий, ну с дальше "нихао" это вы преувеличили)
В 9-10 классах факультативно изучала китайский, за два года (занятия по два раза в неделю) дошла до вполне вменяемого B1

18
Дмитрий

Венеция, очень зависит от способностей.
У нас рядом школа с Китайским - детей, которые реально получают В1 мало.

А тут МФТИ, технари и отношение , как ко второму языку.
К примеру, у меня В1 на английском, хватает на переговоры и туризм... но учил я его немало.

12
Железняк Валерия

Дмитрий, вообще-то китайский особенно разговорный простой, сравните грамматику французского и китайского. Иероглифы же учатся тоже хорошо, просто нужно немного усидчивости

13
Bacalhau
Герой 💎

Железняк, какой у вас уровень, если не секрет?)

2
Железняк Валерия

Bacalhau, шестой. До четвёртого дошла за 4 месяца. Дальше уже не учила целенаправленно, а просто использовала, то есть читала, смотрела сериалы, разговаривала.

17
Егор Какой-то

Железняк, а произношение, тоновая система? Тем более, отличающаяся по регионам.

1
Железняк Валерия

Егор, произношение проблема во многих языках, в целом в контексте вас поймут и без хорошего произношения, иметь его при этом конечно отлично. Когда мы говорим об изучении китайского языка, мы имеем в виду путунхуа, которому обучаются все китайцы и именно его используют дипломаты. К примеру кантонский диалект я считаю намного сложнее.

Также в конкретно данном случае предлагается изучать язык для чтения научных статей (в МФТИ).

14
Andre Macareno

Вряд ли "антипатриот" станет в Аргентине детей рожать, из него ж выйти нельзя

3
Mary Brandybuck

Andre, тем не менее, людей это не останавливает

4
Bacalhau
Герой 💎
01.06, 18:59
Отредактировано

Венеция, совершенно точно сложнее) во-первых 4 тона, которые нам совершенно непривычны. Огромное количество омофонов. Иероглифы которых 50-60 тысяч.

26
Венеция Холл

Bacalhau, в китайском грамматика намного проще, там нет времен, склонений и родов. Для владения языком на хорошем уровне совсем не обязательно знать 50-60 тысяч иероглифов, вполне достаточно 1-2 тысяч, к тому же иероглифы строятся по логике, если знаешь базовые графемы, то большинство разгадать сможешь.
С тонами соглашусь, но как правило у разных тонов диаметрально противоположные значения и совсем не понять, что человек говорит, шансов немного.

17
Bacalhau
Герой 💎
02.06, 07:54
Отредактировано

Венеция, вы правы про грамматику, она отличается от европейской, поэтому там нет привычных нам времён, склонений и родов. Но это совсем не значит, что нет своих сложностей, например сложно определить к какой части речи относится слово - окончаний нет, суффиксом тоже. Очень много устойчивых выражений, которых приходится заучивать. Посмотрите задание в HSK6 на поиск грамматических ошибок, на нём валятся практически все! Мы не видим этих ошибок совсем, а после сверки с ответами ещё Гуглим полдня почему это считается ошибкой. Просто упор в обучении иностранцев делают на говорение и иероглифы, ну а грамматика как-нибудь мимоходом. Да и к тому же стройной структуры, что сначала изучить present simple потом past simple как в английском нет.

На хорошем уровне это какой? HSK6 предполагает 5000. Можно конечно с 1-2 тысячами справиться, если для вас хороший уровень предполагает хождение по магазинам с вопросом 多少钱?Но если вы хотите выражать свои мысли, прочитать книгу на китайском или посмотреть какую-нибудь лекцию, то 1-2 тысячи вам не хватит.

Иероглифы, которые строятся по логике и можно угадать их значение по графемам заканчиваются на уровне HSK3-4, ну например расскажите как угадать значение этого слово по графемам 频繁 значение частый, многократный. Ещё наболело, читаю книгу на китайском языке и тут внутренний голос запинается, хотя значение иероглифа я понимаю по контексту, но вот произношение не знаю, приходится лезть в словарь. Или внутренний голос говорит а ты уверена, что тут третий тон, а не второй? И снова лезу в словарь. Так чтение книги на китайском занимает у меня намного больше времени, чем на португальском хотя уровень португальского у меня B1, а китайского C1.

Диаметрально противоположное значение совсем необязательно, но я уже тут не буду искать примеры. В любом случае китайцы говорят очень быстро и не выговаривают для вас четко все тоны, иностранцам их просто сложно расслышать. И при изучении любого нового слова вам нужно запомнить иероглиф, значение, часть речи, произношение и тон. Да тут проще один раз запомнить стройное правило из грамматики романских языков, которое можно применять ко всем словам.

Вы уж извините, но всем моим знакомым и мне в том числе китайский дался потом и кровью. И до сих пор не всегда уверены в себе при обсуждении какой-нибудь интересной и сложной темы с китайцами.

Есть уникумы, которым китайский дался легко. Но это определенный талант и их единицы.

Ну и к тому же большинство лингвистов признают китайский сложным языком в отличии от английского, даже если не брать в расчет мои субъективные выводы.

10
Перепела с перепёлками

Bacalhau, спасибо, больше не хочется учить китайский. 😂

6
Железняк Валерия

Bacalhau, ну как я и говорила, я считаю, что больший прогресс и лучшая программа была в моей стране. Но я не учила самостоятельно, я ходила на курсы. Я из Кыргызстана, у нас они дешёвые были на тот момент и думаю все ещё дешёвые. Просто представьте - 2000 рублей за месяц уроков каждодневных. Все, что я делала тогда - ходила на курсы. Я не говорю, что нужен 6, четвертого и пятого вполне достаточно. Но, думаю, всем, кто учит, не помешает съездить в Китай. Это тоже не сложно, так как в Китае много стипендий и достаточно дёшево жить (я не про Шанхай и Пекин). То есть часто достаточно просто оплатить визу и билет, я не говорю опять же, что у всех есть на это деньги, но, насколько я знаю, учёба в России достаточно дорогая, да и жизнь в центре тоже.

Даже могу рассказать про стипендии, если надо будет.

20
Наталия Мехедова🐝

Железняк, спасибо за ваши комментарии, меня наоборот вдохновили они для изучения китайского👍, хотя бы для начала, как хобби попробовать. Это намного лучше, чем читать комментарии, как там всё сложно-невозможно и откладывать из-за страха, что не справишься, что надо куча времени и т.д.😅

19
Железняк Валерия

Наталия, удачи, немного упорства и все получится!

А про стипендии и правда могу объяснить, из России удобнее на языковые ехать по программе Института Конфуция, правда не знаю, какие условия в России для этого. По сути нужно письмо рекомендательное, а дальше через сайт ИК можно подать в два универа и ждать, кто примет.

Я сама училась по стипендии Один пояс, один путь.

Для магистратуры можно подать на CSC.

В общем возможностей куча.

Для изучения в своей стране советую скачать аудио курс по Пимслеру (Pimsleur Mandarin Chinese), возможно добавить duolingo и если есть возможность, то пару уроков в неделю с преподавателем. Главное конечно постоянно заниматься, не забрасывать, так как сначала все быстро забывается, однако со временем оседает и уже не так критично прерывать занятия. И ещё помните, что язык невозможно выучить на 100%, но и 10% лучше, чем 0, не переживайте из-за сложности.

17
0
Ходячее Недоразумение

На мой взгляд, жутко недооценён испанский. На нём говорит вся Латинская Америка + он благодаря мигрантам получает распространение в США. При этом язык относительно несложный, европейский и потому понятный нам. Плюс говорят, что по менталитету русские чем-то похожи на латиноамериканцев (но это не точно).

Мода на Корею пройдёт, бизнес научатся делать через другие места, кроме Турции, а китайский... Никто не говорит на нём за пределами Китая.

19
Железняк Валерия
02.06, 13:28
Отредактировано

Ходячее, полностью согласна насчёт испанского, но не согласна насчёт китайского, во-первых, китайцы живут не только в Китае и не все знают язык страны, в которой живут, во-вторых, бизнес с Китаем очень выгоден, в-третьих, китайский язык науки и это правда, очень много статей научных сейчас на китайском, особенно в популярных сейчас специальностях. Вообще актуальные языки это английский (который ничуть не мёртв, что бы ни говорили), китайский, испанский, арабский, возможно хинди, он близок к урду, большое количество людей в итоге выходит.

Сама учу арабский сейчас (говорю на английском и китайском, ни в коем случае не идеально). Честно говоря, те же тюркские языки мне кажутся сложнее, чем те, о которых говорят, что они сложные.

11
Дмитрий

Ходячее, Я в 2022 начал португальский учить, правда в сентябре запал закончился.
Но думаю продолжить.

Бизнес с ЛА уже есть. Местные очень не любят изучение языков, население растет и экономика тоже.

Сами языки - достаточно понятные для носителей русского

0
Ходячее Недоразумение

Дмитрий, а насколько португальский с испанским похожи?
Я говорю по-французски, читать по-испански могу, особенно если знаю контекст, но на слух уже воспринимать сложно. По ощущениям португальский очень и очень близко.

0
Дмитрий

Ходячее, грамматика очень похожа,почти одинакова.
Масса однокоренных слов.
Но ходовые выражения зачастую разные.
Имхо на Португальский огромное влияние оказывает Бразилия.

2
Железняк Валерия

Bacalhau, хочу сказать ещё, что шестой уровень он хоть и последний пока, но явно далеко не показатель отличного владения языком, это скорее C1. Так как очень большой пласт не охвачен, задания достаточно прямолинейны, не то, что IELTS в английском.

19
0
Наталия Мехедова🐝

Корейский изучала, как хобби, а для работы в Южной Корее всё равно полезнее английский, потому что и Корея, и Япония тоже смотрят в этом направлении, и документацию, и речь пытаются всё англисифицировать.

А насчёт китайцев, тех, что я встречала в Питере - примерно за 3 месяца пребывания они здесь болтают на русском вообще практически без акцента и все-все окончания русских слов у них прям в идеале (например, у других иностранцев часто с этим проблемы). Китайцы на самом деле очень обучаемы и трудолюбивы 👍 (по крайне мере, те, что приезжают в Санкт-Петербург поработать) 😁

18
Дмитрий

Наталия, ну я общаюсь с теми кто не приезжает, а работают в логистике.
У них простой и достаточно понятный для меня английский.
Вот представители Индии , у нас с ними односторонняя связь, они меня понимают а я их нет

2
0
Егор Какой-то

Смотря куда релоцируетесь.

17
Железняк Валерия
02.06, 15:00
Отредактировано

Bacalhau, училась уже имея 4 чск год в Китае языку, подход к обучению мне не очень понравился, потом на магистратуре на китайском языке, но не по направлению китайский язык, а журналистика. Пары были на английском и китайском.

16
Железняк Валерия

Bacalhau, то есть я не говорила никогда, что человеку обязательно нужен чск 6, для делопроизводства и 4 сойдёт. Видела вакансии, где и 3 требовался.

16
Железняк Валерия
02.06, 22:29
Отредактировано

Дмитрий, а я не сравниваю, я говорю, что китайский проще французского по некоторым параметрам
Ни в коем случае не про опыт
Кстати, если ехать в Китай учиться на магистратуре на тех. специальности, то также много интересных возможностей открывается, в том числе в достаточно хороших университетах, как Xi'an Jiaotong University (221 кажется в мире), Shanghai Jiaotong University (89 в мире), Peking University (39), Tsinghua University (23). Стипендии в области технических наук получить проще, а также возможно учиться на английском если честно, так что и китайский не так нужен тут, больше для жизни, то есть хватит и 3-4 на первое время. Да и работу найти без китайского в этих областях возможно в Китае. Но, что для меня всегда было плюсом в сдаче тестов китайского, они дешевле 😁

16
Железняк Валерия

Дмитрий, у них свои сайты есть и я не видела, чтобы их дублировали на английском, только аннотацию, что я видела и у нас. Китайцы и на английском статьи пишут, но больше на китайском.

16
Железняк Валерия

Дмитрий, ну выше я уже говорила про университеты Китая, которые входят в мировые рейтинги и находятся на достаточно высоком уровне.

Образование очень отличается от университета к университету. Говорят, что на технических специальностях на бакалавре учиться сложно, но я не знаю точно. Советую изучать языки, либо просто китайский. Вообще есть все специальности, очень хорошо все оборудовано, кампусы, общежития, все на достаточно высоком уровне.

Не знаю, можно ли здесь как-то в лс пообщаться?

16
0
felidae

Английский без вариантов, испанский на перспективу и если есть желание по работе перебраться в ЛатАм, местный язык для страны, в которой живёшь.

15
Железняк Валерия

Bacalhau, я сдавала дважды, первый раз два года назад, второй недавно, первый раз на компьютере, второй письменно, что забавно, баллы во второй раз хуже, чисто из-за того, что я упрощала все иероглифы до самых часто используемых, так как боялась ошибиться, не особо готовилась, чисто обновила сертификат. Я нахожусь в Китае, но по ощущениям больший прогресс был именно тогда, когда жила у себя.

Почему же не верится?

15
Железняк Валерия

Bacalhau, я знаю, но они ещё тестовые, пока их сдать невозможно (я хотела)

15
Железняк Валерия

Bacalhau, я до 4 учила у себя, уехала в Китай и пятый уже сдала там, 6 один раз сдала в Китае, один дома.

15
Железняк Валерия

Дмитрий, во-первых, в Китае очень безопасно, думаю, для родителя это важно. Во-вторых, учёба возможно на английском и китайском. Стоимость учёбы в среднем университете не дороже, чем в России. К примеру, обучение в университете Shaanxi Normal University стоит для бакалавра примерно 15000 юаней. И для магистра где-то 20000. В Шанхае и Пекине все можно сильно отличаться. В целом, я всегда училась на стипендии и не оплачивал ничего (в прошлый раз правда оплачивала общежитие, но елср говорить только про учёбу, то я всегда училась бесплатно). Можно поехать на языковой год просто для начала, осмотреться, подумать, нравиться или нет. За год студенты при должном усердии сдают 4-5 HSK. И этого достаточно для поступления на бакалавр и магистратуру (там обычно с пятого, но смотря где), либо можно остаться снова на языковой, главное вовремя подать документы, обычно дэдлайн где-то в январе (для Пекина, точнее некоторых университетов там) и до июня (в также в некоторых университетах, если без стипендий вообще). В среднем же до 15 марта подать можно на стипендии. Для этого стоит до того уже получить hsk и сделать другие документы, их не так много. Это обычно справка о несудимости, о здоровье, обязательно международная форма, иногда нужна справка о доходах родителей, но я не делала, все документы об образовании, к примеру, аттестат и оценки, рекомендательные письма. Все должно быть переведено и заверено на английский или китайский язык.

15
0
Злонравный морской окунь

Кроме английского никакой и не нужен,это по-прежнему стандарт. если только не собираетесь годами жить в стране где другой государственный

11
0
Анна

C++

11
Злонравный морской окунь

Роман, я вам более того скажу, в Тайланде на английском тоже никак, да и в Турции не особо хорошо, да и во многих странах тоже. Ну и что дальше?

9
0
Suhrob

Естественно, Английский

8
0
Гога
01.06, 14:17
Отредактировано

Je parle anglais, I also speak Spanish, y un poquito hablo francés.

Оптимист учит английский, пессимист — китайский, реалист — арабский.

Следующий язык будет арабский или фарси.

5
Andre Macareno

Реально сложилось впечатление, будто вы ставите на арабов как победителей третьей мировой и центра на ближайшее столетие, аж удивился, почему :)

9
Mary Brandybuck

Гога, почему арабский?

4
Гога

Mary, написано же )

0
Mary Brandybuck

Гога, мне просто из вашего сообщения показалось, что вы считаете, что следующий мировым языком будет арабский)
Yo hablo un poco español y francés tambien

3
Дмитрий

Гога, либо Французский.
Ибо это лингва-франка западной Африки....

Но мне кажется, что экстраполировать нынешние демографические графики на 100 лет глупо.

3
N
Герой

Гога, арабский MSA планируете? Мне вообще не идет пока. Фарси сейчас уже примерно А2/В1, он индо-европейский, не оч сложно. А вот арабский решила начать с разговорного диалекта, с левантийского.

2
0
Сейлор Марс

Очень люблю немецкий, но не могу не признать, что английский удобней для жизни и путешествий. Шансов что меня поймут на анг в любой стране гораздо выше. Ну или на лекарствах что прочитать. Так что в условно-бытовом плане английский лучший, отдаю ему свой голос.

5
0
Henri Rousseau

Учить надо тот язык, который нужен каждому в дальнейшем для работы/жизни/планов. Я вот и не планировал учить турецкий, но в свое время пришлось. Так что тут нет однозначного ответа на этот вопрос.

4
N
Герой

Перепела, я год учу его уже, всё онлайн. Начинала с одним репетитором раз в неделю, с ней так и встречаюсь 2-3 раза в месяц. Она даёт базу, идёт по аутентичному иранскому учебнику, объясняет правила.

Спустя месяц, когда научилась буквы различать, подключила самостоятельные занятия по немецкому учебнику (живу в Германии, доступ к книгам специфический). Потом нашла тандем-партнера иранку, которая учит немецкий, я с ней общаюсь на немецком, она мне помогает с фарси, встречаемся тоже 2-3 раза в месяц, бесплатно. Так медленно в своё удовольствие по 3-4 часа в неделю занималась. Подписалась на исторические и тревел влоги на фарси, посматривала даже особо ничего кроме имён по началу не понимая.

Пару месяцев назад решила сделать себе "интенсив", занимаюсь по 7-10 часов в неделю. Нашла молодого преподавателя из Ирана для практики разговорной речи, весь час мы только разговариваем, 80% времени говорю я, начала записывать в закрытый канал себе короткие разговорные ролики и писать тексты на journaly, где их смотрят носители языка. Вот тут почувствовала долгожданный прогресс, все пассивные навыки, грамматика пошли в актив.

Но интенсив на то и интенсив, что на короткое время. Он подходит к концу и скоро я возвращаюсь к 2-3-4 часам в неделю максимум, у меня ещё другие языки есть. Планирую фарси когда-то довести до В2, использовать в общении, читать и смотреть на нем, может быть через пару лет сподоблюсь сдать экзамен.

4

Сообщество