Две трети россиян считают, что изучать иностранные языки — это важно и нужно.

Если верить ВЦИОМу, самым перспективным для себя россияне называют английский. Но интерес к другим языкам, например к китайскому, тоже растет.

При этом количество наших соотечественников, которые говорят на иностранных языках, по-прежнему остается очень низким по сравнению с остальным миром. Например, по уровню владения английским Россия находится на 51-м месте среди неанглоговорящих стран.

Мы изучили статистику и узнали, кто и для чего учит языки и почему это не всегда получается.

Какие иностранные языки изучают россияне

Самый масштабный опрос, который показывает владение иностранными языками, — Всероссийская перепись населения. Она позволяет узнать, насколько распространены и используются в быту как языки народов России, так и иностранные.

Итогов переписи 2021 года еще нет, а по данным переписи 2010 года самый популярный в России иностранный язык — английский. Им владеет около 7,5 млн россиян, это второй по популярности язык после русского. На втором месте — немецкий, его знает около 2 млн человек. На третьем — французский: 616 тысяч.

Разные соцопросы подтверждают эти данные. Согласно ВЦИОМу, свободно говорят на английском 5% взрослых россиян — это около 5,5 млн человек. Еще 31% опрошенных — около 34 млн человек — сказали, что могут читать, переводить и изъясняться. А если верить опросам института общественного мнения «Анкетолог», свободно владеют английским 7,1% взрослых россиян — около 7,8 млн человек.

Правда, важно понимать, что и в ходе переписи населения, и во время соцопросов исследователи вынуждены верить людям на слово. Поэтому показатели могут быть завышенными: кто-то просто переоценивает свой уровень владения языком, а кто-то выдает желаемое за действительное и обманывает социологов.

Также можно посмотреть на статистику сдачи ЕГЭ. Самым популярным предметом из года в год остается английский язык: в 2022 году экзамен сдали почти 90 тысяч школьников. Для сравнения: немецкий и французский — 1270 и 914 человек.

В последние годы растет число школьников, которые выбирают для сдачи ЕГЭ китайский. В 2019 году, когда этот язык ввели в перечень предметов, по которым можно сдать госэкзамен, его выбрали 178 человек, а в 2022 — уже 251. По популярности здесь китайский обогнал даже испанский язык, который планировали сдавать 209 одиннадцатиклассников.

Согласно исследованию «Суперджоба», россияне почти вдвое чаще стали считать китайский полезным для карьеры: в 2021 году о необходимости учить этот язык заявляли 5% опрошенных, в 2022 году — 11%. Более важным для работы респонденты считают лишь изучение английского: его упомянули 54% опрошенных.

При этом, если верить данным переписи, уровень владения китайским в стране невысок: на нем говорит лишь около 70 тысяч россиян — в сто раз меньше, чем на английском.

Как на уровень владения языком влияет школа

По данным «Анкетолога», 99% россиян начинают изучать иностранный язык еще в школе: этот предмет входит в обязательную программу. Но у некоторых учеников его все же почему-то нет. Возможно, в малокомплектных сельских школах просто нет преподавателей. Учителей иностранного действительно не хватает: российским школам требуется около 2 тысяч преподавателей этого предмета.

В сентябре 2019 года Минпросвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета „Второй иностранный язык“», после этого школы начали включать в программу еще один профильный предмет. Однако уже с 1 сентября 2022 года второй иностранный язык перестанет быть обязательным. Это решение связано с переходом России на новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения — он должен завершиться к 2024 году.

Хотя большинство россиян учат язык именно в школьном возрасте, качество обучения все еще хромает. По статистике, больше половины населения недовольно уровнем преподавания иностранных языков в школе: 38% родителей хотят, чтобы язык преподавали лучше, еще 19% просто уверяют, что ребенка обучают плохо.

Иностранные языки в российских школах обделены вниманием и согласно международным оценкам: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в средних классах иностранным языкам посвящено только 9,8% учебных часов, в то время как в других странах, входящих в ОЭСР, этот показатель в среднем равен 14,4%.

После окончания школы 71% россиян прекращают изучать иностранные языки. В вузах тенденция среди неязыковых специальностей та же, что и в школах: большинство студентов изучают английский. Особенно это касается технических направлений: доля тех, кто учит здесь немецкий или французский, вдвое меньше, чем на гуманитарных и экономико-юридических факультетах.

Немецкий в вузе учат 19% студентов гуманитарных направлений, 16% экономистов и юристов и всего 8% представителей технических специальностей. С французским ситуация похожая: его изучают 19% студентов гуманитарных направлений, 8% — экономико-юридических и 4% «технарей».

При этом растет число тех, кто поступает на факультеты иностранных языков. По данным Минобрнауки, численность студентов на направлении «лингвистика» с 2015 по 2019 год выросла в семь раз — с 6250 до 46 910 человек.

По данным ВЦИОМа, самый активный интерес к изучению иностранных языков наблюдается у людей в возрасте 18—24 лет: 13% респондентов в этой группе ответили, что собираются начать изучать новый язык, еще 47% заявили, что будут продолжать изучать язык, который уже начинали учить.

С возрастом интерес к иностранным языкам у россиян угасает: 89% россиян в возрастной категории 60 лет и старше не планируют их изучать. Главные причины нежелания осваивать этот навык — отсутствие необходимости и возраст: 23% пожилых опрошенных ответили «В силу возраста» или «Память не та».

Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ

Для чего и как учат

Самое частое применение иностранного языка в быту — чтение инструкций или этикеток импортных товаров. Периодически знание языка для этого используют 42% опрошенных ВЦИОМом. Также велика доля тех, кто читает иностранные сайты и общается на иностранном языке в заграничных поездках: 38 и 27% соответственно.

Еще одна популярная причина учить другой язык — работа. Знание иностранного пригождается здесь каждому пятому россиянину, который говорит не только на русском.

Где россияне используют иностранные языки

При чтении инструкций, этикеток у товаров иностранного производства 18%
При использовании компьютера, чтении интернет-сайтов 16%
При обучении 12%
В поездках и путешествиях в другие страны 10%
По работе 8%
При чтении материалов СМИ и литературы на иностранном языке 6%
При общении с иностранцами по интернету или в России 6%
При просмотре фильмов, передач на иностранном языке 6%
Другое 5%
При чтении инструкций, этикеток у товаров иностранного производства
18%
При использовании компьютера, чтении интернет-сайтов
16%
При обучении
12%
В поездках и путешествиях в другие страны
10%
По работе
8%
При чтении материалов СМИ и литературы на иностранном языке
6%
При общении с иностранцами по интернету или в России
6%
При просмотре фильмов, передач на иностранном языке
6%
Другое
5%

Также социологи интересовались у тех, кто знает иностранный язык, как они его учили. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. Оказалось, что чаще всего россияне справляются самостоятельно: 25% тех, кто знает иностранный язык, использовали для этого пособия и учебники, а 20% — онлайн-курсы или мобильные приложения. В специализированные школы обращались 19% опрошенных, а 18% общались с носителями. Интересно, что спрос на онлайн-обучение после 24 февраля упал, но продажи курсов английского языка выросли на 24%.

Если говорить о тех, кто не знает языков и не планирует их учить, то самый распространенный ответ на вопрос о причинах этого — «Язык не пригодится». Так считают 43% россиян, не интересующихся изучением иностранного. Еще 23% сослались на возраст — в основном это были люди старше 65 лет. А 11% респондентов сказали, что они не собираются за границу и не планируют общаться с иностранцами.

Как россияне изучают иностранные языки

Самостоятельно с помощью самоучителей и учебных пособий 25%
Самостоятельно с помощью курсов в интернете и мобильных программ 20%
В языковых школах 19%
Общаясь с носителем языка в обычной жизни 18%
На дополнительных курсах при университете 15%
С репетитором 14%
Смотря видео, фильмы на языке оригинала или с субтитрами 12%
Практикуясь в языковой среде или за границей 7%
Другое 32%
Затрудняюсь ответить 3%
Самостоятельно с помощью самоучителей и учебных пособий
25%
Самостоятельно с помощью курсов в интернете и мобильных программ
20%
В языковых школах
19%
Общаясь с носителем языка в обычной жизни
18%
На дополнительных курсах при университете
15%
С репетитором
14%
Смотря видео, фильмы на языке оригинала или с субтитрами
12%
Практикуясь в языковой среде или за границей
7%
Другое
32%
Затрудняюсь ответить
3%

Насколько хорошо россияне знают английский

В 1991 году появился международный стандарт CEFR — Common European Framework of Reference, общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Он позволяет оценить знание любого языка, который изучают как иностранный. Уровень оценивается по шестибалльной шкале: от A1 — это «выживание», когда человек может сообщить о каких-то базовых бытовых потребностях, до C2 — это владение в совершенстве. По этой шкале просят оценить свои знания, например, при заполнении резюме в сервисах подбора вакансий.

На основе CEFR коммерческие компании проводят свои исследования и оценивают уровень владения языками в разных странах. В рейтинге владения английским языком, который составила компания Education First, Россия занимает 51-е место из 112. В лидерах — Нидерланды, Австрия и Дания, самый низкий уровень — в Йемене, Южном Судане и Конго.

Источник: EF English Proficiency Index
Источник: EF English Proficiency Index
Источник: EF English Proficiency Index
Источник: EF English Proficiency Index

Еще один способ проверить уровень владения языком — обратиться к данным международных экзаменов. Один из самых популярных — IELTS, International English Language Testing System. Его сдают в 40 странах мира, он позволяет определить, как владеют английским люди, для которых это не родной язык. Оценивают все умения: чтение, восприятие речи на слух, письмо и способность грамотно выражаться на иностранном языке.

По статистике экзаменационного центра IELTS, Россия находится на 29-м месте из 40 по уровню владения английским: в среднем 6,7 балла из 9 возможных. Если смотреть по шкале оценок этого экзамена, среднестатистический обладатель сертификата IELTS из России находится на уровне между «компетентным пользователем» и «хорошим пользователем». Другими словами, россияне демонстрируют хорошее знание языка, но иногда возникают неточности и непонимание.

Если посмотреть на результаты ЕГЭ — типичный российский школьник сдает английский язык на 72,2 балла, а французский — на 74 балла. Средний балл по русскому языку — 71,4. То есть иностранному языку школьники, которые готовятся к единому госэкзамену, уделяют больше внимания, чем родному. А вот немецкий язык стали сдавать хуже: за три года средний балл упал с 71,79 до 65,15. Если сравнивать результаты экзаменов по разделам, то лучше всего россияне справляются с аудированием и чтением, тяжелее дается письменная часть и задания на грамматику.

С какими трудностями люди сталкиваются, изучая иностранный язык

Есть несколько аспектов, которые вызывают наибольшие трудности при изучении английского. Первый — это мотивация и понимание, зачем тебе вообще знать язык, зачем вкладывать средства, силы и время в его изучение, особенно если текущая работа никак с ним не связана.

Прежде чем начать занятия английским, необходимо поставить глобальную цель — для чего вам его знать — и разбить ее на подцели поменьше, которые можно осуществлять в течение недель, месяцев и года. Например, глобальная цель — сменить работу, подцель на год — увеличить уровень английского языка, скажем, с начального до среднего. А дальше уже дробить их на более мелкие: например, какую тему нужно освоить в этом месяце.

Еще одна большая и вечная проблема при изучении английского — языковой барьер. У меня, например, есть студенты, которые прекрасно читают, выполняют письменные задания, у них все супер с грамматикой и аудированием, но именно говорение вызывает сильные трудности. Однако преодолеть этот барьер не так сложно: как бы это ни было очевидно, но помогает только практика.

Если вы пока что боитесь разговаривать с другими людьми, то для начала можно поговорить с собой. Я, например, когда учила язык, представляла, что даю кому-то интервью, и рассказывала сама себе что-то на английском. Желательно при этом записывать свою речь, чтобы потом проанализировать ее на ошибки. Далее стоит переходить к поиску собеседника со схожим уровнем английского и, например, с теми же проблемами — страхом общения. Собеседников можно искать в соцсетях или специальных сервисах.

Также трудности часто возникают с грамматикой. Зубрежка здесь не поможет — стоит исходить из ситуаций и примеров. То есть сначала прочитать примеры таких предложений, попытаться понять, почему они построены именно так, сформировать собственную версию, а уже потом прочитать правило и сравнить с вашей теорией. Где-то вы наверняка заметите моменты, которых нет в правилах, но которые хорошо отложатся в вашей голове. Но и места, где ваша теория будет расходиться с правилами, тоже с большой вероятностью прочно закрепятся в памяти, так как предварительно вы уже проделали собственную мыслительную работу, а не просто прочитали учебник.

И наконец, частая трудность при изучении английского языка — отношение к нему. Нужно воспринимать изучение языка не как наказание, а как новые возможности получать больше от жизни: повышение на работе, возможность общаться с большим количеством людей, потреблять интересный контент в оригинале и так далее — в зависимости от ваших личных интересов.