Почему коллекторы продолжают требовать долг, хотя я уже уплатил его через приставов?
У меня был потребительский кредит, который я перестал платить. Восемь лет спустя я получил судебный приказ на сумму в восемь раз больше. Приказ отменили , и я выплатил приставам после судебного разбирательства 17 218 ₽. Из этих денег:
- 10 116 ₽ — основной долг;
- 200 ₽ — проценты за пользование деньгами кредитора;
- 5000 ₽ — неустойка;
- 1901 ₽ — госпошлина.
Через полгода мне позвонили коллекторы. По их словам, задолженность осталась. Просто уменьшилась на сумму, которую я заплатил приставам. А на остаток долга набежали проценты.
Как бороться с коллекторами? Решения суда признавать отказываются, операторы грубо разговаривают и хамят, не хотят ничего слушать.
Когда клиенты перестают платить, кредитор может годами не выходить на связь. Но это не значит, что он забыл о долге.
Расскажу, почему коллекторы требуют деньги даже после судебного решения, можно ли снизить сумму задолженности и что делать в вашем случае.
Как долги попадают к коллекторам
Коллекторы профессионально возвращают просроченные задолженности. Чтобы вести такую деятельность, компания должна входить в реестр ФССП.
Долги не сразу попадают в работу к коллекторам — это зависит от регламента кредитора. Некоторые банки взаимодействуют с должниками только в первые месяцы просрочки, а потом передают дело коллекторам. Сам долг при этом не переуступают — коллекторов привлекают как посредников, чтобы те помогли вернуть деньги.
Другие банки могут годами работать с должниками, а потом передать право на долг коллекторам по договору цессии.
Почему после судебного решения остался долг
Из судебного решения по вашему долгу понятно, что коллекторы подали на взыскание задолженности за конкретный период. И не заявили о расторжении кредитного договора.
Пока договор действует, кредитор может начислять штрафы на неуплаченную сумму долга. А когда подойдет конечный срок кредита — то и на проценты, начисленные на эту задолженность.
Также коллекторы могли начислять штраф, пока кредитор обращался в суд и шло разбирательство. До тех пор пока должник полностью не рассчитается по долгу, пеням, штрафам и процентам на сумму кредита, ему могут начислять новые штрафы.
Поэтому для начала нужно выяснить у коллекторов, на каком основании они требуют деньги. Напишите официальное обращение в компанию, направьте его по электронной почте или заказным письмом Почтой России. Если коллекторы не ответят и на них придется жаловаться, письмо докажет, что вы пытались решить вопрос.
Возможно ли снизить сумму долга
Да, но только если коллекторское агентство обратится в суд, когда с момента просрочки пройдет три года. То есть когда закончится срок исковой давности. В этом случае вы сможете отменить иск. То, что вы уплатили часть долга, не прерывает срок исковой давности по остальной сумме задолженности.
При этом долг никуда не исчезнет: в вашей кредитной истории останется пометка о нем, из-за чего в будущем у вас могут возникнуть проблемы. Например, вы не сможете взять новый кредит или устроиться на работу в компанию, где проверяют кредитную историю соискателей.
Поэтому лучше не ждать, когда к задолженности прибавят штрафы, а договориться с коллекторами сейчас:
- Согласуйте с ними сумму для возврата, которая устроит обе стороны. Это выгодно коллекторам, если срок исковой давности по вашему кредитному договору уже вышел.
- Укажите сумму в дополнительном соглашении к договору.
- Погасите долг.
После этого кредитный договор и задолженность закроют, а статус кредита изменят с «просроченного» на «закрытый».
Куда жаловаться на коллекторов
Если коллекторы не выйдут на связь или продолжат с вами грубо разговаривать, придется на них жаловаться. Куда обращаться — зависит от того, какие права нарушает компания.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств — НАПКА — следит, чтобы коллекторы не нарушали закон и соблюдали международные стандарты работы. Задача ассоциации — создать цивилизованный и прозрачный рынок коллекторских агентств.
НАПКА рассмотрит заявление за семь дней. Обычно после обращения в ассоциацию коллекторы выходят на связь с должником и находят способ закрыть вопрос без нарушения закона.
ФССП. Если коллекторы хамят при разговоре, не соблюдают время и ограничения по звонкам или визитам к должнику, можно обратиться к судебным приставам. На сайте ведомства есть рейтинг коллекторских компаний по уровню риска — красный цвет означает, что на компанию часто жалуются. Приставы уделяют повышенное внимание работе таких коллекторов.
Прокуратура или полиция помогут, если коллекторы действуют за рамками закона: угрожают расправой или насилием должнику или его родственникам.
В Роскомнадзор можно обратиться, если коллекторы разглашают персональную информацию третьим лицам — закон запрещает это делать.
Что делать в вашей ситуации
Напишите обращение в коллекторское агентство и запросите расчет суммы долга. Так вы поймете, на основании чего коллекторы продолжают требовать уплату.
Предложите урегулировать вопрос мирно и согласуйте сумму. И вам, и коллекторам выгодно закрыть задолженность, чтобы не доводить дело до суда.
Если коллекторы проигнорируют ваше обращение, пожалуйтесь в НАПКА, судебным приставам, в прокуратуру, полицию или Роскомнадзор — зависит от того, какие ваши права нарушены.