Не получится копить деньги, если покупать не думая.
Представьте, что в этом месяце вы планировали отложить 10 000 ₽, но увидели большую скидку на кроссовки любимого бренда. Акция действует всего 24 часа, и кажется, что такого предложения больше не будет. Вы покупаете кроссовки — и в этом месяце ничего не откладываете.
Такие покупки называются импульсивными — мы совершаем их не запланированно, а на эмоциях.
Импульсивные покупки — это не всегда плохо. Если после спонтанной траты вам хватает денег на все обязательства и вы можете отложить нужную сумму, ничего страшного в этом нет. А вот если из-за таких расходов приходит сожаление, что снова не получается отложить на отпуск или взнос по ипотеке — стоит пересмотреть отношение к импульсивным тратам.
Чтобы не тратить деньги зря, полезно понимать, что именно заставляет нас делать импульсивные покупки: зная причину, легче обойти проблему.
Удовольствие от покупки нового
Когда нам грустно, нередко может возникнуть желание пройтись по магазинам и что-нибудь купить. От этого в мозге вырабатывается гормон дофамин — он отвечает за предвкушение удовольствия. Из-за дофамина мы можем хотеть покупать то, что нам на самом деле не нужно. И когда первоначальная радость от покупки проходит, становится жаль потраченных денег.
Что делать. Прочитайте статью Т—Ж «Что делать, если вы не умеете копить». Подсчитайте, сколько денег вы потратили за прошлый месяц, полгода или год на спонтанные покупки. Вспоминайте эту цифру всегда, когда нужно взять себя в руки и не нажимать на кнопку «Оплатить». Делайте паузу, перед тем как совершить покупку, — вдруг окажется, что через сутки вы о ней уже забудете.
Опыт читателей
Заметил, что если у меня плохое настроение, то мне нужно что-то купить, потратить деньги.
Я открыл для себя некую шопинг-терапию, но речь не про одежду. В избранных маркетплейсах у меня до недавнего времени всегда был список на такой случай. Спустя время я принял изящное решение.
Сейчас я трачу деньги на покупку ценных бумаг — причем желательно из той области, в которой хотел бы приобрести товар или услугу в реальности. Например, если я задумался о новом гаджете, рассматриваю акции технологической компании. Увидел какие-то мелочи на маркетплейсе — возьму бумаги этого маркетплейса.
Я шопоголик. Покупки помогают мне снизить тревожность. При этом есть два варианта развития событий: либо тревожность связана с какой-то проблемой, которую я решаю с помощью денег, либо тревожность просто есть — и тогда я заглушаю ее бездумными покупками.
Например, мне надо ехать в командировку. У меня в этот момент обострение эпизода, я никуда не хочу, у меня нет сил, и поэтому я просто не могу придумать гардероб в поездку. В итоге иду в магазин, ищу себе что-то новое, ничего не нахожу, впадаю в еще большую депрессию и покупаю пальто за 30 000 ₽.
Или же у меня просто эпизод, без причины. Мне ничего не хочется, я никуда не хочу, у меня нет сил. Я захожу на «Алиэкспресс» и скроллю ленту, в итоге беру семена китайских суккулентов и бамбука на пару тысяч рублей. Я не садовод, я не люблю это все — но ко мне едет посылка с семенами, которые потом пару лет пылятся где-то в шкафу.
Ощущение, что мелкие ежедневные расходы не имеют значения
Поездка на такси, доставка еды или поход в бар с друзьями часто не воспринимаются как существенные траты, на которых надо экономить. Но вместе они могут повлиять на бюджет так, что отложить нужную сумму в конце месяца не получится.
Что делать. Подсчитайте, сколько вы сможете накопить за год, если сократите мелкие расходы. Мы не говорим, что нужно отказаться от всех приятных мелочей и выбирать аскетичную жизнь. Но осознать, что даже небольшие, но регулярные расходы могут сделать дыру в бюджете, полезно. Это мотивирует придумать менее затратную, но не менее приятную альтернативу. Например, варить кофе дома и носить в термосе на работу или не покупать банановый хлеб в кофейне, а испечь его самостоятельно.
Опыт читателей
Обычно отправляюсь на шопинг без цели и списка, поэтому почти все мои покупки можно назвать импульсивными. Идея возникает спонтанно: к туфлям, которые я так давно хотела, нужна сумочка, а еще и брюки будут нелишними.
Со временем я поняла, что моя зависимость заключается не столько в желании обладать новой кофточкой, сколько в том, чтобы потратить деньги до копейки.
Я подвержена импульсивности. Хоть и стараюсь контролировать свои мысли, сердце иногда затыкает разум, и я покупаю какую-то безделушку. Например, раскраску, карандаши, кофточку — потому что цена как будто хорошая, чипсы — потому что голодная.
Так же случилось и с рассрочкой за уроки английского языка, которую я взяла в декабре 2023 года. Общая сумма была 53 000 ₽. Оформила ее, купившись на уговоры милой девушки-менеджера, которая пообещала мне лучшие условия, если заключить договор в день консультации. Мол, при его расторжении останется доступ к занятиям, подарят толстовку и еще какой-то мерч.
В итоге обещанным лучшим условием было наличие ручки и наклеек, но это я поняла лишь спустя несколько месяцев, когда денег стало не хватать и пришлось перечитать договор.
Раньше я довольно часто заказывала в «Лавке» и во «ВкусВилле» готовую еду. Когда достаток позволял, могла купить себе букет цветов, массаж, абонемент в бассейн, что-то такое приятное. Много тратила на обучение, от него не могу и сейчас отказаться: курсы повышения квалификации, языковые и методические клубы, где преподы собираются и обсуждают разные подходы к образованию, и так далее. Такие покупки помогают справиться с ежедневной хтонью:)
Уловки маркетологов и FOMO
Маркетологи используют особенности нашего мозга, чтобы побудить покупать больше и не откладывать траты на потом. Рекламные видео, плакаты и соцсети транслируют образы красивых, здоровых, счастливых людей, которые достигли успеха и точно знают, как жить. Неосознанно мы находим эти образы привлекательными и нам хочется им соответствовать.
Подобная реклама сильнее влияет на тех, кто склонен к демонстративному потреблению — то есть покупает то, что считается престижным, популярным, важным в его окружении. Существует термин FOMO — аббревиатура английского выражения fear of missing out — страх упустить важное. Это неприятное тревожное ощущение возникает, когда мы видим, что другие люди делают что-то интересное, участвуют в чем-то крутом или просто получают удовольствие от жизни — и кажется, что это мы упускаем что-то важное или интересное. Этим и пользуются маркетологи.
Лимитированные предложения и акции подстегивают наше FOMO и провоцируют импульсивные покупки или просто не оставляют времени подумать — кажется, что позже такой скидки уже не будет.
Что делать. Любая акция — это одновременно и возможность сэкономить, и способ потратить лишние деньги. Важно, чтобы предложение по-настоящему вам подходило, то есть помогало реализовать уже существующие планы.
Опыт читателей
Раньше меня цепляли всякие скидки. Например, распродажа «11.11» на «Алиэкспрессе», акции в магазинах одежды. Параллельно начала клевать на удочку моды — постоянно хотела улучшить свой стиль.
В детстве и подростковом возрасте я вообще не интересовалась одеждой. Мама приносила вещи от родственников либо из секонд-хенда, и меня это вполне устраивало. Я могла носить одну и ту же любимую вещь месяцами. Всегда была белой вороной, и меня это не беспокоило. Иногда я выглядела странно, устарело, но это меня тоже не сильно тревожило. А вот с появлением собственной зарплаты я начала пытаться наладить свой гардероб.
Я наконец-то почувствовала себя девушкой и захотела быть привлекательной. Но велась на скидки, поэтому то, что покупала, оказывалось некачественным и неудобным. И в итоге, потратив много денег на гардероб, я так и не стала выглядеть достаточно хорошо.
Бывало, увижу рекламу — и понимаю: мне это тоже надо. Например, у меня был телефон, который немного глючил. Я могла его отремонтировать, но спонтанно купила новый — Самсунг А51, он стоил около 18 тысяч рублей, взяла их из остатков отложенного.
Я скупала косметику. Мне нравилось пробовать новое, я любила кремы и гели от «Эйвон». А еще тратилась на моющие средства, без которых вполне могла обойтись. У меня был миллион порошков, они уже никуда не помещались…
Были и другие желания и цели, на которые денег уже не хватало: например, новый компьютер или техника в съемную квартиру — там не было ни микроволновки, ни телевизора.
Не всегда нужно отказываться от импульсивных покупок, но если вы хотите накопить на что-то крупное, можно научиться получать удовольствие не от того, что купил новое, а от того, что на счету стало больше денег. Как это сделать, рассказываем в бесплатном курсе Учебника Т—Ж «Как накопить на что угодно».
Знаете способ справиться с импульсивными покупками? Расскажите о нем и станьте героем следующего материала