Как я бесплатно получила дополнительное профессиональное образование
Летом 2022 года я уволилась из отдела закупок в детской больнице в Таганроге и решила найти место на удаленке.
К тому времени у меня был двухлетний опыт в копирайтинге, полученный в декретном отпуске: прошла курс от одной журналистки и нашла постоянных клиентов. Правда, после декрета я вышла в офис и оставила работу с текстами, но позже поняла, что ошиблась.
Уволившись, я просматривала вакансии для копирайтеров и редакторов на «Хедхантере». В описаниях встречала пункт о том, что «корочка» о профильном образовании будет преимуществом. Поэтому снова решила поучиться. Получение второй вышки не рассматривала — это долго, думала про онлайн-курсы, которые дали бы официальный документ об образовании.
От знакомых я узнала о национальном проекте «Демография». В его рамках государство поддерживает семьи с детьми, консультирует по вопросам ЗОЖ, помогает с поиском работы и обучением — последним занимается направление «Содействие занятости».
Получить дополнительное профессиональное образование — пройти переподготовку или повысить квалификацию — можно только после колледжа или университета. У меня было высшее в сфере государственного управления. Также «Демография» позволяет учиться и со школьным аттестатом — по программам профессиональной подготовки рабочих и служащих, например парикмахеров.
На сайте я просмотрела перечень и описания специальностей, мне понравилось, что обучение проводят в том числе известные университеты. По окончании программы я бы получила свидетельство о переподготовке или повышении квалификации. Поэтому подала заявку в «Демографию».
В материале расскажу, какие документы понадобились для участия, как я попала на курс по соцсетям и прошла его. К сожалению, в практическом смысле учеба дала мне мало, но двум моим знакомым, которые тоже воспользовались услугой, программа помогла освоить новые навыки и даже сменить работу.
«Содействие занятости» работает до 31 декабря 2024 года, не знаю, продлят ли ее.
Кто может стать участником и как зарегистрироваться в «Демографии»
Участники. Список категорий граждан, которые могут участвовать, обширный, он опубликован на сайте «Работа России» — это федеральная база вакансий и резюме. Например, принять участие могут граждане от 50 лет или молодежь в возрасте до 35 лет без среднего профессионального или высшего образования. Я попала в другую категорию — безработные женщины с детьми до семи лет.
Выбор программы. Моя специальность по первому диплому — менеджер в системе государственного и муниципального управления, по ней я работала 15 лет. Показалось, что переход от чиновника к редактору, пишущему для госсектора, будет мягче. Поэтому я остановилась на дистанционной программе «Соцмедиа в государственном секторе: основные инструменты и технологии использования». На момент публикации направление закрыто, но есть похожие: «СММ-менеджер» или «Специалист по созданию контента».
Если бы я могла вернуться к подаче заявки, выбирала бы программу тщательнее и сделала бы упор на редактуру, написание текстов в B2B и работу в СМИ. На момент публикации «Демография» предлагает поучиться на специалиста по созданию контента для СМИ и новых медиа. Думаю, такой вариант подошел бы мне лучше.
Также я бы уточнила у обучающего центра программу учебы и формулировку в удостоверении о повышении квалификации: описание на сайте «Работа России», мне кажется, путает. Например, в описании курса, что меня заинтересовал, упоминаются и профессия — «редактор СМИ», и квалификация — «СММ-специалист». Что из этого появится в документе об обучении, я не поняла, но рассчитывала на редактора СМИ. В конечном счете не указали ни то ни другое. Поэтому лучше позвонить представителю и расспросить лично.
Кроме того, я надеялась, что меня научат редактуре в общем смысле — работе с текстом с нуля до публикации в соцсекторе, — а не ведению соцсетей. Но об этом я расскажу ниже.
Подача заявки проходит на «Работе России». Я авторизовалась на сайте через «Госуслуги» — без подтвержденного аккаунта в сервисе ничего не получится — и, подобрав программу, отправила заявку.
Чтобы выбрать курс, выставите фильтры по сфере деятельности. Или читайте все подряд: так я нашла специальность, по которой училась, заранее я бы о ней не подумала. Если учеба дистанционная, регион проживания не важен.
Заявку рассматривают до семи рабочих дней, статус удобно отслеживать в личном кабинете на сайте «Работа России», также изменения дублируются на электронную почту. После принятия заявки придет письмо с пояснениями, что делать дальше. Там же была ссылка на телеграм-бота службы поддержки.
Через пару дней после авторизации мне позвонили из городской службы занятости и попросили прийти. По телефону сказали: если не появлюсь в течение трех дней, мне откажут в услуге и воспользоваться ею снова я не смогу. Думаю, подав заявку, можно позвонить туда самостоятельно и уточнить, когда лучше подойти.
С собой я взяла пачку документов, которые подтверждают, что я подхожу под условия: диплом об образовании, свидетельство о рождении ребенка, ИНН и сведения о налоговом статусе. Одно из условий программы — отсутствие самозанятости и ИП. Также я взяла свидетельство о смене фамилии: в дипломе была старая.
В службе занятости я прошла два теста на профориентацию. Не знаю почему, но среди моих знакомых тестирование проходила только я. Результаты показали, что я человек с творческим началом, которому рекомендована работа с людьми, — для редактора подходит.
Вообще, в центре занятости или одобрят заявку, или откажут в ней, или порекомендуют выбрать другую специальность, если она слишком отличается от нынешних навыков. Потенциальный студент вправе не принимать советы и настаивать на выбранном направлении — в таком случае с будущим местом учебы придется заключить договор с условием устроиться на работу или открыть дело по специальности. Мой выбор одобрили, не предлагая что-то менять.
Перед стартом учебы мне прислали двусторонний договор — между мной и ростовским филиалом РАНХиГС. После подписания открыли доступ к лекциям. Еще есть трехсторонний: его подписывают образовательная организация, участник программы и его будущий работодатель. Но других особенностей я не знаю, так как не подписывала этот тип договора.
Мой договор предполагал, что после обучения я оформлю ИП или самозанятость, я выбрала второе. Это нужно для отчетности: программа считается реализованной, если ученик нашел работу, а поскольку гарантировать трудоустройство он не может, альтернативой служит налоговый режим.
Организаторы обучения указаны в карточках специальностей на «Работе России», но заявки все равно попадают к одному из трех операторов «Содействия занятости»: в РАНХиГС, Томский государственный университет или Агентство развития профессионального мастерства «Ворлдскиллс Россия». Последняя организация теперь называется «Агентство развития профессий и навыков», но в документах указано старое название.
Учеба не обязательно пройдет в перечисленных организациях, они лишь распределяют заявки. Я попала в ростовский филиал РАНХиГС, но в других направлениях встречала и Томский университет, и частные компании.
Обучение
Занятия начались через месяц после подачи заявки. Знаю, что некоторые студенты по другим направлениям ждали старта и три месяца. Мне на почту пришло расписание, но оно оказалось в спаме, поэтому я пропустила первые две лекции — смотрела их в записи. На остальных вебинарах присутствовала онлайн.
Для обучения университет открыл доступ в личный кабинет на своем сайте, логин и пароль тоже прислали на почту. Учеба шла с 20 июня до 15 июля, вебинары проводили два-три раза в неделю примерно по полтора часа — в общей сложности программа заняла 144 академических часа: 40 часов пришлись на лекции, остальное — на домашнюю работу и тексты для самостоятельного изучения. Мне кажется, ритм занятий спокойный: даже с работой на полный день получилось бы найти время, чтобы послушать уроки в записи за обедом или в дороге.
Занятия шли в прямом эфире, записи выгружали в облако. На лекциях мы среди прочего обсуждали, как политику или чиновнику вести себя в соцсетях, о чем можно говорить, а о чем нельзя, какие публиковать фотографии, как работать с негативом в комментариях, как вовлекать подписчиков в обсуждения. В отличие от публикаций обычных блогеров, работа чиновников в соцсетях определяется федеральным законом. Еще я очень ждала раздел о принципах графического дизайна в соцсетях, но получила материал в духе «вот это красиво, а это — нет, пожалуйста, делайте красиво, а некрасиво не делайте».
Лекторы были готовы отвечать на вопросы студентов после каждого занятия, предлагали аудит текущих проектов. Но только одна студентка работала редактором в пресс-службе городской администрации, остальные слушали на перспективу. Также вопросы передавали через чат в «Вотсапе», там же студенты получали расписание вебинаров. Удивительно, но в чате не вели беседы на сторонние темы — иногда задавали вопросы по учебе, на них лаконично отвечали, и все. Среди сокурсниц в основном были мамы в декрете.
К каждой лекции нам давали практические задания — например, найти пять аккаунтов чиновников и сделать аудит по критериям из лекций: частота публикаций, диалог с подписчиками и так далее. Обратной связи не было, поэтому я сделала первые три домашки и перестала. Для меня это существенный минус, потому что без фидбэка я не вижу пробелов в своих знаниях.
Чтобы получить удостоверение о повышении квалификации, нужно пройти итоговую аттестацию. В конце курса мы решали финальный тест: он состоял из вопросов по пройденному материалу. На работу дали три попытки и два часа.
Думаю, ответы можно было подыскать в лекционном материале или интернете, так как времени выделили с запасом и прокторинг не вели. Но просто прогулять все лекции, а потом нагуглить ответы, было бы трудно: с ходу не разберешься, если ничего не смотрел и не читал.
Опыт работы с текстами позволил мне сделать вывод, что преподаватели хорошо знают предмет. Но обучение скорее подошло бы новичку, который хочет научиться вести соцсети с нуля. Со знанием курса можно вести аккаунт, но, чтобы он хорошо выглядел, нужно как минимум прокачать свои визуальные навыки на каком-то другом курсе. Также, насколько помню, нам поверхностно объяснили работу с рекламными кабинетами — не дали практических навыков, только теорию. Поэтому люди с опытом узнают мало нового.
Возможно, на других программах дело обстоит иначе — каждая образовательная организация проводит учебу по-своему. По словам знакомых, которые тоже получили ДПО, где-то делают акцент на практике, где-то дают глубокую теорию, где-то вообще относятся к процессам формально. Получить образование в рамках «Демографии» можно только один раз, поэтому я рекомендую внимательно изучить отзывы о курсах, содержание программ и узнать тип документа по окончании учебы у обучающего центра.
Работа после курса
Стать редактором, как я планировала вначале, обучение мне не помогло. Кроме «корочки» работодателю важен опыт. У меня же получился провал по всем фронтам: в удостоверении о повышении квалификации нет слова «редактор», обучение готовило СММ-менеджеров, портфолио по результатам учебы тоже не сложилось. Да и большинство знаний из программы для меня были не новыми: я получила их еще в 2019 году на своем первом курсе по копирайтингу.
Так что в практическом смысле учеба мне не помогла. Единственная достигнутая цель — имиджевая. Теперь у меня есть сертификат РАНХиГС о том, что я умею вести соцсети для госсектора. После повышения квалификации я прошла Школу редакторов в Бюро Горбунова — она идет уже 16 недель.
И все же я распрощалась с госсектором, но не с писательством: оформила самозанятость, как и предполагал договор, и пишу тексты для двух давних заказчиков, с которыми возобновила связь, уволившись из больницы.
Но это я — в моем окружении есть пара человек, которые учились по программе «Содействие занятости». Ниже их истории и результаты.
Как Светлана училась на тьютора
Выбор программы. Я увидела контекстную рекламу «Демографии». Сначала хотела выбрать программу для репетиторов по английскому языку, но там нужно среднее или высшее педагогическое образование, а я училась на инженера. Поэтому выбрала близкое по смыслу направление «Профессия тьютора, трекера и модератора». Зарегистрировалась через портал «Работа России» как безработная мама ребенка, не достигшего семи лет. Профориентационных тестов не проходила, в договоре было условие — трудоустроиться по окончании курса.
Начала занятий ждала три месяца: документы подала в мае 2021 года, а уведомление о старте пришло только в конце августа. В промежутке между событиями сведений о судьбе заявления не было — это мешает планировать учебу и жизнь.
Обучение. Мой курс включал изучение работы тьютора, трекера и модератора — это так называемые помогающие специальности. Модераторы вовлекают людей в обсуждение вопроса на групповых сессиях, трекеры следят за тем, чтобы обучаемый достиг своей цели, а тьютор выстраивает вместе с клиентом маршрут работы или обучения и следит за исполнением плана.
В учебе многое зависит от того, на какую почву ложится знание. В моей группе были студенты предпенсионного возраста, им программа давалась непросто. У меня же за плечами высшее образование и магистратура, поэтому сложностей не возникло. В программе не было формул и вычислений, достаточно запомнить теорию, и с этим я справилась.
Иногда возникало ощущение, что нам рассказывали простые вещи, а часть важных знаний недодали. Например, предложили варианты вопросов для тьюторской сессии и разные сценарии развития в общении. Но я не до конца поняла, в каких случаях применять то или иное правило, мы также не обсуждали, по каким критериям нужно подбирать вопросы к той или иной ситуации. Но в несколько недель сложно вложить глубокую теорию.
Зато повезло с практической частью. Во время семинаров и обсуждений студентов делили на небольшие группы, давали ситуацию для разбора и отправляли в разные вебинарные комнаты. Там мы обсуждали решение проблемы, а затем представитель группы давал единый ответ на поставленную задачу. Так мы учились мыслить сами и видели ход мыслей других студентов.
Так что спустя год после получения диплома оцениваю программу на четверку с плюсом.
Работа. Работаю по специальности, это во многом моя заслуга, не курса. Я сама договорилась о стажировке, чтобы получить опыт в реальных условиях. Насколько мне известно, основная масса сокурсников по специальности не работают.
Окончив программу, я разослала резюме нескольким бизнес-акселераторам, в которых хотела работать, но мне не ответили. Тогда я обратилась к бывшим преподавателям — Ольге Гореловой и Андрею Майеру из компании BizTrack — с просьбой о бесплатной стажировке. Они как раз получили предложение поработать в бизнес-акселераторе — меня взяли под этот проект.
Стажировка шла полтора месяца и занимала не больше 10 часов в неделю. Я созванивалась с клиентами, обсуждала с ними план развития, напоминала о вебинарах и домашней работе и вносила эти данные в СРМ-систему. Еще в качестве тьютора вела нескольких человек: мы готовили презентацию для конкурса в акселераторе самозанятых, подопечные рассказывали о своем бизнесе. Двое заняли первое и пятое места, по итогам конкурса им выделили какую-то сумму на развитие своего дела.
Полученный опыт повлиял на дальнейшие события: я откликнулась на вакансию тьютора в крупной металлургической компании и прошла отбор — работаю там удаленно уже больше года. Фактически я слежу за тем, чтобы подразделения эффективно взаимодействовали друг с другом, получали информацию своевременно, а мои подопечные следовали плану развития, который им помог составить трекер. Это сложно, потому что в компании работает несколько десятков тысяч человек.
Считаю, что получила работу благодаря практическим навыкам, которые приобрела на стажировке. Они идеально дополнили теоретические знания из курса.
Как Елена училась на специалиста по закупкам
Выбор программы. О «Содействии занятости» я узнала из интервью чиновника и в апреле 2021 года подала заявку на программу переподготовки «Специалист в сфере закупок». Тогда я была в декрете с ребенком до трех лет. Я не приходила в центр занятости, чтобы подать документы, и профориентационных тестов тоже не проходила: я участвовала в программе на самом старте, когда мало кто знал, как все должно работать. Договор не заключала.
Обучение началось в августе 2021 года. Программу вел Томский государственный университет, на мой взгляд, у него удобный онлайн-сервис для занятий. Образовательный процесс был логичный и достаточно емкий, мне понравилось. Он делился на лекции — их можно было скачать и пересмотреть — и практику. Последняя включала расчеты, по итогам которых преподаватель давал комментарий. Мы выбирали реальную или вымышленную организацию и проводили для нее закупку — от формирования цены контракта до исполнения обязательств по договору. Также в процессе исполнения контракта моделировали проблемную ситуацию, и мы осваивали претензионные процедуры.
Расписание было довольно свободное: я успевала учиться, хотя с маленьким ребенком времени практически нет.
В итоговом тестировании я составила заявку по данным от преподавателей — было несложно, всю информацию дали в лекциях. Плюс среди студентов сложилась дружная группа, и в отдельном чате мы призывали к коллективному разуму для решения некоторых задач.
Я сравнивала свои впечатления с отзывами тех, кто учился в других организациях, и поняла, что мне повезло с наполнением и реализацией курса. Жаль, что «Демография» начала работать только к концу моего декрета и выбор профессий был небольшой. Сейчас я бы присмотрелась к другим специальностям, но по возможности снова выбрала бы ТГУ. В общем, не жалею, что потратила силы на учебу.
Работа. Я не искала работу по специальности, поскольку не ставила такой цели, хотя вакантные места для контрактных управляющих в городе есть. Просто хотелось воспользоваться шансом и научиться новому, дать пищу мозгу в декрете.
Тем не менее я использую полученные знания: работаю в отделе кадров, мы иногда формируем заявки для закупок в тендерный отдел. Еще я консультирую супруга, он тоже закупает товары и услуги для своей организации.
Бонусом нам дали курс по маркетплейсам — о продвижении и наполнении страниц с товарами. Знаю, что многие студенты подыскали себе место именно в этой сфере. Курс был полностью онлайн, он мне тоже пригодился: вместе с подругой продвигаю ее товары на «Озоне».
Выводы
Несмотря на то что мои ожидания от программы не совсем оправдались, я довольна учебой — всегда приятно утвердиться в своих профессиональных знаниях. Для тех, кто задумывается получить дополнительное профессиональное образование — не только в рамках «Демографии», а вообще, — я вывела пять рекомендаций:
- Тщательно выбирать образовательную программу. В «Содействии занятости» можно участвовать один раз — если ошибиться с курсом, попробовать снова не получится.
- Поискать информацию о программе и отзывы выпускников. По моему опыту, название курса не раскрывает сути — фактическое наполнение курса может отличаться от ожиданий.
- Позвонить в обучающий центр и попросить связать с человеком, который курирует программу. Не всегда получается найти ответы на все свои вопросы на официальных страницах и форумах.
- Обратить внимание, есть ли практическая часть на курсе и из чего она состоит. Если это непроверяемая домашка, как было у меня, есть смысл выбрать другую специальность. Или придумать, где и как получить практический опыт, как это сделала Светлана.
- Не пропускать лекции и учиться добросовестно. Даже в знакомом материале может промелькнуть ценная информация.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie