Как мы запустили сервис по вывозу отходов и вошли в «долину смерти»

10

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Евгений Алиев

Страница автора

Ранее я уже писал о нашем проекте, честно, тогда не хотел рассказывать всех подробностей, так как на тот момент не было понятно, когда мы его запустим, что будет работать в первую очередь, а что нет. Прошло уже шесть месяцев с момента релиза нашего сервиса и два месяца с момента старта продаж.

Что за проект

ЭкоТакси — это убер-платформа, которая позволяет создать заказ на вывоз сортированных (производственных, строительных и жидких) отходов до пункта приема или переработки. Клиент создает заказ, исполнитель его видит на карте и берет в работу.

В сервисе реализовано несколько важных фич, которые делают сервис прозрачным для клиента:

  1. Безопасная сделка: деньги клиента «холдируются» на карте или счете и списываются только в том случае, если исполнитель верно выполнил заказ.
  2. Зеленая зона и точки контроля исполнителя. Исполнитель, забирая заказ, обязан вывезти отходы только в Зеленую зону (пункт приема/переработки отходов). Если он вывезет отходы в какое-то другое место, то не сможет закрыть заказ и получить деньги.
  3. Фотофиксация и геофиксация в Зеленой зоне, принцип как у каршеринга, есть определенная зона, в рамках которой можно закрыть заказ + подтвердить фото.

Все это работает через приложение ЭкоТакси, доступно пока только на iOS.

Как мы вошли в «долину смерти»

В феврале 2022 года наш проект вошел в «долину смерти». Нам пришлось резко сократить инвестиции в проект, отказаться от некоторых дорогостоящих работ и сделать выбор — останавливаемся мы или продолжаем.

5 марта я попросил нашего технического директора релизить проект в том виде, в котором он есть. На тот момент было готово:

  • web-версия сервиса;
  • приложение для водителей на iOS;
  • приложение для клиентов на iOS.

Я параллельно пытался пробиться через инфополе о важности раздельного сбора отходов и удобной перевозки их через наш сервис. И как вы считаете, кому-то был интересен наш сервис? Конечно же нет. Результатом наших потуг была 1 продажа за 750 рублей. Вложили миллионы и заработали на старте 750 рублей. Прелести бизнеса.

В итоге заказ я выполнил сам, параллельно с этим выявил кучу косяков работы сервиса, что, конечно же, требовало новых доработок.

Напомню. В главных ролях:

  • Я, основатель в роли СЕО, продуктового, маркетолога, копирайтер, юрист, продажник.
  • Сооснователь Максим в роли продажника, маркетолога, продуктолога, аккаунт менеджера.
  • Сооснователь Артур в роли технического директора, продуктолога, HR, тимлида.
  • Фронт-разработчик №1, который выпустил слегка запоротую web-версию продукта
  • Back-end разработчик на Python, крутой парень. Сделал все четко.
  • Дизайнер — тоже на первом этапе сделал все что мог, но потом пришлось отказаться из-за разных технических моментов.

Вот с этими ребятами мы выпустили первую версию, которая, кстати, работает и сейчас, но уже с внесенными правками. Итак, у нас есть полуготовый продукт, команда которая его пилит, и самое сложное время за последние 25 лет. И что было дальше? Дальше я принял решение делать мелкие доработки, которые бы устранили основные проблемы работы сервиса. И мы ждали начала акселерации в ФРИИ заявку, на которую подали еще в декабре 21 года.

На этот момент мы уже пытались найти Android-разработчика, который должен был сделать нам приложение для перевозчиков, у нас была гипотеза «чтоб обработать как можно больше заказов, нам нужно больше перевозчиков».

Мы искали фрилансеров за вменяемые деньги на различных сайтах фриланс-услуг, пабликах, телеграм-каналах и т.д. Нашли спеца из Средней Азии за минимальные деньги. Ну и, конечно, получили результат на эти минимальные деньги. Провозились с ним месяца два, он, конечно, что-то сверстал, но это "что-то" не работало от слова совсем. Договорились с ним, что он дает нам то, что сделал и получает половину от оговоренных денег.

Мы продолжили поиски и нашли хорошего вовлеченного молодого (junior) специалиста, где бы вы думали? Правильно в Украине. Мы заранее обсудили с ним нюансы взаимоотношений. Ударили по рукам и уже по истечению 2х месяцев у нас была готова прилка на Android, которая проходит сейчас модерацию в Google Play, в итоге сейчас с нами работают три украинских специалиста, и я им за это очень благодарен:

  1. Android специалист
  2. Word Press разработчик
  3. VUE разработчик.

Мы решили немного перестроить front, переделать немного дизайн и скоро будет готова вторая версия нашего продукта. С технической точки зрения мы совершили несколько ошибок, которые сейчас тормозят наш процесс органического развития.

Ошибка №1. Весь front-end мы сделали на VUE. Проблема заключается в том, чтоб опубликовать какой-нибудь годный материал по нашей теме, нужно танцевать с бубном и по факту получится не то что нам нужно — корявые статьи с поехавшей версткой. Мы решили вывести весь программируемый front на VUE на субдомен, а на главный повесить Word Press, что позволит нам публиковать материал быстро, легко, стильно.

Пример:

  • домен — основной сайт с контентом
  • app.домен — c личным кабинетом и всем функционалом, который мы закладываем (ссылка пока не работает).

Ошибка №2. Мы не заложили более 1 заказа для курьера, т.е. сейчас перевозчик может взять 1 заказ и пока его не выполнит не получит другой, это, конечно, ломает экономическую целесообразность работы перевозчика, но мы это сейчас поправим. В перспективе будет до 30 заказов на одного перевозчика.

Два месяца акселерации в Фонде развития интернет-инициатив. Наша акселерация стартовала в начале июня и длится уже 2,5 месяца. Получили доступ к ней бесплатно, нам говорили, что был конкурс 10 команд на 1 место, круто если так. Если задать вопрос, полезно или нет? Конечно полезно, после акселерации вообще изменился подход к тому, как нужно запускать бизнес, что нужно делать в первую очередь, что в последнюю. Рекомендую.

Сложности при поиске исполнителей

О, это вообще отдельная песня. Честно, я не думал, что для нас это будет узким горлышком. У меня складывается впечатление, что каждый перевозчик сортированных отходов ощущает себя помазанником Божьим, ну серьезно. Нам приходится неделями объяснять, почему с нами выгодно работать, а один тут заявил: «Если когда-нибудь мы примем решение сотрудничать с вами, то заказы мы должны будем закрывать сами на себя (т.е. мы ему будем предоставлять контакты клиентов и они сами будут решать финансовые взаимоотношения). Подумайте над такой опцией. Ну и комиссия…10%».

Почти каждый исполнитель пытается диктовать нам условия, но это, наверное, нормально, когда сервис только начинает свой путь. Мы уже запускаем пилотный проект с b2b перевозчиком, с которым таких вопросов не возникает с начала нашего диалога. Думаю, что через какое-то время мы полностью откажемся от таких «фрилансеров» и будет работать с компаниями.

Какой рост мы показали за время акселерации в ФРИИ. Это, конечно, для нас слабый рост, наша цель выйти в первый год работы на 90 заказов в день, а сейчас статистика такая:

  • 3 продажи в июне;
  • 18 продаж в июле (тут мы запустили коллабарацию с блогером), что тоже для нас оказалось не лучшим показателем. Юнит-экономика нам показывает прибыль только на третьем заказе, с этим тоже можно работать.

Планы

Выход в новые города. Мы одновременно открыли работу приложения в Санкт-Петербурге и Москве, отработали на них все "косяки" сервиса, и сейчас планируем стартовать в Краснодаре и Сочи. Но прежде чем там запуститься, мы, конечно же, должны найти пункты приема отходов (Зеленые зоны по нашему) и перевозчиков, кто разбирается в сортированных отходах.

Какие планы мы сейчас перед собой ставим:

  1. Занимаемся поиском seed-инвестиций.
  2. Подаем заявку на грант в ФСИ.
  3. Выход в большее количество городов (Краснодар, Сочи).
  4. Запуск доппродукта который увеличит продажи и упростит сбор вторсырья, о его запуске мы расскажем в нашей инсте.
  5. Развитие партнерской сети.
  6. Выход на международный рынок, да мы видим огромную необходимость в нашем продукте и видим создающийся тренд на него во всем мире. Уже есть предложение от международных инвесторов, они готовы вложиться только в зарубежную ОООшку.
  7. Готовим продукт к международному формату, готовим для этого свои информационные ресурсы.

Выводы

Я всегда говорил, самое простое, что можно сделать, — сдаться. А еще кто-то говорил, если ты сейчас получил н-количество проблем, значит, ты сейчас в состоянии с ними справиться. Поэтому несмотря ни на что, мы не останавливаемся, а только набираем свои обороты.

  • 7
  • Евгений АлиевViktor, всякие эти ваши аязяи бм попортили itшные метрики. Юнит-экономику не они придумали1
  • Иван МишановПочему в инсте планируете рассказывать о новостях? Разве эта платформа не потеряла сейчас в нашей стране львиную долю аудитории?2
  • 1
  • АлександрМожет просто люди не хотят это сортировать самостоятельно... У нас все урны которые были для раздельного - стали для любого.... А вот пункт который принимает и даёт за мусор деньги - работает.... Это касается и предприятий - кто на производстве должен сортировать мусор - новая штатная единица - в чем тогда для предприятий целесообразность работы с Вами....1
  • Алексей СергеевНезнаком с техническими деталями, но автору лайк за выдержку и упорство.1
  • Евгений АлиевViktor, не городите ерунды)0
  • Евгений АлиевИван, нет не потеряла0
  • Евгений АлиевАлександр, конечно если объем позволяет за раз сдать 300 кг, то это уже другая бизнес модель, возможно мы к ней когда-то придем, или наоборот, с учетом того что 1 кг. картона потерял в цене 300%, утилизаторы перестанут платить за такого рода сырье.0
  • Сирота казанскаяУ нас в Казани эко такси работает, но - как дополнение к стационарному пункту раздельного сбора мусора. Может, вам чем-то пригодится их опыт?0