Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект

Путеводитель по психике. Выпуск № 51

23
Аватар автора

Светлана Белицкая

прислушивается к своим эмоциям

Страница автора

Есть люди, которые могут найти общий язык со всеми.

Они подмечают, когда кому-то плохо, и осторожно предлагают помощь. Они умеют внимательно слушать других, а если случился конфликт, корректно выскажут свои претензии. Такое поведение обычно говорит о высоком эмоциональном интеллекте. Рассказываем о том, что это такое, в очередном выпуске путеводителя по психике.

В предыдущем выпуске: что такое социопатия.

Что такое эмоциональный интеллект

Развитый эмоциональный интеллект помогает:

  • добиваться успехов в учебе и работе;
  • успешнее проводить переговоры благодаря способности в нужный момент пойти на компромисс;
  • вызывать симпатию у окружающих, прежде всего за счет способности быть внимательным к чувствам других;
  • внимательнее следить за своим здоровьем, благодаря чему человек улавливает поступающие от организма сигналы;
  • быть более удовлетворенным своей жизнью.

Ученые объясняют это тем, что чем выше эмоциональный интеллект у человека, тем ему проще поддерживать конструктивные отношения и справляться со стрессом.

Само понятие «эмоциональный интеллект» психологи начали использовать еще в 1920-х годах. Но серьезные исследования начались лишь в начале 1990-х. Тогда была сформулирована концепция эмоционального интеллекта — модель Мэйера — Сэловея — Карузо. В рамках нее эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность врожденных способностей человека, помогающих ему обрабатывать эмоциональную информацию.

Составляющие эмоционального интеллекта

Согласно модели Мэйера — Сэловея — Карузо, эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов.

Восприятие эмоций. Это базовый компонент эмоционального интеллекта. Он включает в себя:

  • способность человека замечать свои эмоции;
  • способность распознавать и расшифровывать эмоции других людей по вербальным и невербальным признакам, в том числе по мимике и жестам;
  • способность считывать эмоциональную информацию, заложенную в произведениях искусства.

Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают:

  • смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи;
  • фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими;
  • лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше.

Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность:

  • предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния;
  • верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию.

Управление эмоциями. Оно подразумевает способность:

  • контролировать свои эмоции для достижения результата;
  • включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции;
  • принимать и проживать негативные эмоции;
  • влиять на эмоциональное состояние окружающих.

Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента.

На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации.

Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту.

Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах. Вот самые известные.

Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест, который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей. Состоит из восьми разделов со 144 вопросами. Каждый вопрос имеет правильные и неправильные варианты ответов.

Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным. Но интерпретировать результаты теста нужно вместе с психологом.

Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran.ru
Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran.ru

Самоотчетная методика SREIT. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест.

Включает 33 утверждения, разделенных на три шкалы: оценку и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций. Опросник считается довольно точным, но только в том случае, если тестируемый отвечает честно, а не дает социально желательные ответы.

Пример вопроса из опросника SREIT. Источник: psytests.org
Пример вопроса из опросника SREIT. Источник: psytests.org

Состоит из 46 утверждений, разделенных по шести разделам, например: «осознание своих эмоций» или «интуитивное понимание чужих эмоций».

Пример вопроса из теста «ЭмИн». Источник: psytests.org
Пример вопроса из теста «ЭмИн». Источник: psytests.org

Тест эмоционального интеллекта Кимберли Бачард. Создан с целью охватить максимально известное число аспектов эмоционального интеллекта — в том числе тех, что входят в концепцию Гоулмана.

Включает 68 утверждений, разделенных по семи шкалам от способности принимать решения на основе эмоций до внимательности к ним.

Пример вопроса из теста Кимберли Бачард. Источник: psytests.org
Пример вопроса из теста Кимберли Бачард. Источник: psytests.org

Стоит помнить, что многие ученые сомневаются в достоверности результатов опросов, основанных на самоотчете тестируемого. Дело в том, что человек редко способен объективно себя оценить, а кроме того, далеко не всегда в реальных условиях ведет себя так, как ответил в опроснике.

Причины низкого эмоционального интеллекта

Генетика. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект наследуем. Он есть у каждого человека, но его уровень, как и уровень интеллекта вообще, во многом определяется генетикой.

Особенности воспитания. Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта у ребенка вносят родители. Если они учат его распознавать свои чувства и чувства окружающих и понимать, откуда они взялись и что значат, — у него больше шансов вырасти внимательным и чутким человеком.

Чем опасен низкий эмоциональный интеллект

Люди с низким эмоциональным интеллектом чаще имеют проблемы в общении, так как попросту не всегда могут понять чувства собеседников. Также часто они не умеют слушать и обычно сфокусированы на собственных интересах.

Как показывают исследования, они более склонны к агрессивному поведению, в частности к буллингу окружающих.

Неумение регулировать свои эмоции повышает риск развития депрессии и других психических расстройств, а также зависимости от психоактивных веществ.

Как развить эмоциональный интеллект самостоятельно

Долгое время считалось, что, так как эмоциональный интеллект — совокупность врожденных способностей, его практически невозможно развить. Однако последние исследования показывают, что в действительности развить их можно.

Одну из методик разработал психолог Марк Бракет из Йельского центра по изучению эмоционального интеллекта. Она состоит из пяти шагов.

Первый шаг: осознание. Понять, что вы на самом деле чувствуете, обычно не так-то просто: люди склонны подавлять сильные эмоции. Чтобы это исправить, Бракет предлагает использовать технику «Измеритель настроения». Она заключается в том, чтобы задать себе два вопроса:

  1. Насколько интенсивна эта эмоция?
  2. Насколько приятна эта эмоция?

Например, очень интенсивные и приятные эмоции — это обычно радость, предвкушение, оптимизм. Слабые, но и не сильно неприятные: подавленность, тоска. Тревога, гнев и разочарование — это обычно интенсивные и неприятные эмоции. А спокойствие и удовлетворенность — приятные, но не особенно интенсивные.

Определив таким образом, к какой категории относятся ваши эмоции, вам будет проще понять, что дальше с ними делать.

Второй шаг: понимание. Теперь вам нужно понять, откуда эта эмоция взялась. Бракет предлагает это сделать с помощью таких вопросов:

  1. Что сейчас произошло?
  2. Что я делал до того, как возникла эта эмоция?
  3. Что произошло сегодня утром или прошлой ночью, что может быть связано с этой эмоцией?
  4. Какие воспоминания остались у меня о ситуации или месте, где возникла эта эмоция?

Понимание причин, вызвавших эмоцию, может подсказать способ справиться с ней.

Третий шаг: поиск названия. Важно не только обнаружить у себя эмоцию и понять ее причину, но и подобрать ей правильное определение.

Словарный запас, пригодный для описания чувств, ограничен у многих людей. У некоторых он вообще сводится к «плохо» или «хорошо». Другие обходятся четырьмя прилагательными: «грустный», «радостный», «злой», «испуганный».

Но существует гораздо больше слов для описания эмоций. Исследования показывают, что чем точнее мы знаем, какую именно эмоцию мы испытываем, тем нам проще регулировать их.

Например, вы понимаете, что испытываете массу неприятных эмоций и ощущений, а еще вы устали. Это могут быть «стресс» или «перегруженность». И вам важно определиться, какое из этих двух состояний вы испытываете, так как от этого зависят ваши дальнейшие действия. Если вы перегружены — вам нужно просто уменьшить нагрузку. А вот если вы испытываете стресс — тут все сложнее: нужно понять его источник, попробовать устранить его. А если и это не получится, попробовать адаптироваться с помощью способов снижения стресса.

Четвертый шаг: выражение. Бракет настаивает, что эмоции — особенно негативные — не стоит держать в себе. Иначе они будут только усиливаться и в какой-то момент вырвутся на свободу — в результате вы крупно с кем-то поссоритесь, и это окончательно разрушит ваши отношения.

Но важно выражать эмоции правильно, так, чтобы при этом не обидеть других и не навредить себе. Поэтому нужно учитывать особенности отношений. Например, помните, что с начальником вы не можете разговаривать так же, как с другом, старайтесь выразить эмоции менее эмоционально и более формально, с упором на факты, а не на их оценку.

Пятый шаг: регуляция. Этот шаг подразумевает контакт и взаимодействие со своими эмоциями для того, чтобы они помогали нам добиваться своих целей. Или хотя бы не мешали это делать.

Существует множество различных методик, помогающих это сделать. К примеру, дыхательные упражнения — один из самых простых способов снизить интенсивность негативных эмоций. Но есть и другие способы — еще проще. Так, Бракет советует по возможности избегать того, что вызывает у вас негативные чувства. И приводит конкретный пример: «Вас бесит сосед? Так постарайтесь пореже встречаться с ним».


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Светлана БелицкаяЗнаете еще способы развития эмоционального интеллекта?
  • ЕленаВо-первых, нужно читать, слушать и смотреть классические произведения искусства. Там очень большой спектр эмоций описывается и можно их примерить на себя. Во-вторых, нужно слушать себя, чтобы понимать, что полезно, а чего необходимо избегать. И, в-третьих, внимательно относиться к собеседнику, деликатно задавая ему вопросы, не перебивая разговорами о себе,о том, "когда я был маленьким и т. д. и т. п. ",особенно,если это не интересно собеседнику, чтобы развить умение сопереживать.8
  • Вилена ВиловаАлександр, но поскольку все люди и ситуации разные, люди и чувствовать и реагировать на одно и тоже будут по разному. Поэтому, представляя свою реакцию на что-то , мы не можем знать, что чувствует другой в этой ситуации.11
  • Вилена ВиловаАлександр, в принципе вы верно говорите, но в жизни встречается так много людей, у которых то ли крайний эгоизм, то ли инфантильность, то ли вместе взятое, наверное как раз отсутствие того самого )эмоционального интеллекта. Когда кому-то случается оступиться или ошибиться такие люди в первых рядах брызгают слюной и готовы распять виноватого, но попадая сами в подобную ситуацию , находят себе 1000 оправданий и обвиняют всех вокруг, но не себя. Когда кто-то несёт потери или болезни близких, такие товарищи считают, что человек должен держать себя в руках, быть безупречным в горе, но когда у самих не ладится в жизни начинают истерить, весь мир им должен, требуют понимания и снисхождения. Встречаю в жизни сплошь и рядом. Иногда думаешь, как не стыдно так себя вести, а им не стыдно, просто какой-то животный эгоизм, паразитирующий на порядочности и эмпатии других. Поэтому в статье и подробно расписано про этот ЭИ. Так бы было очень просто в жизни, представь что чувствует другой. Как в кино.3
  • user252769Посещение театра, чтение Л. Толстого, Ф. Достоевского, современных писателей0
  • ゴジラВилена, это вроде называется лицемерие. 🤔2
  • Зефирка«Огромный вклад в формирование эмоционального интеллекта вносят родители»- да, верно, это в идеале. Но есть другая сторона медали, когда ребенок живет в семье, где один или оба родителя подвергают ребенка или друг друга эмоциональному или, еще хуже, физическому насилию. В таких семьях дети хочешь- не хочешь учатся считывать эмоции родителей за секунды. Развитый ли у них эмоциональный интеллект? Да на 100 баллов, распознают какие угодно чувства, и поймут когда нужно рот открыть, а когда лучше не отсвечивать. Только вот «школу» такую никому не пожелаешь.7
  • DGУ меня достаточно высокий эмоциональный интеллект: я неплохо понимаю людей, хорошо лажу с окружающими, вызываю у них симпатию. Вопреки сказанному в статье, это никаким образом не помогает мне в жизни: я слишком мягкий чтобы быть хорошим переговорщиком, высокая эмпатия не дает мне никаких бонусов кроме тревожности. В итоге я, как удачно подметил мой друг, «хороший человек, но плохой бизнесмен»)21
  • Вилена ВиловаАлександр, нет, это не называется лицемерием, по крайней мере теми, кто так поступает. Они не замечают своих двойных стандартов, это как дети, которые чувствуют только свои эмоции, чужие они не замечают. А лицемерие это когда все видишь и понимаешь про других и про ситуацию, но поступаешь как надо и удобно, а не как чувствуешь. Сознательный обман, попросту говоря, неискренность1
  • Владимир ГрамирВо первых надо понимать весь спектр функций эмоций. Эволюцию эмоций. В развитии вида человека, возрастную и в самом бытии человека. Эмоция и переживание это функционально нераздельно, хотя осознавая их эволюцию мы склонны их разделять. Разделять -это свойство аналитического мышления человека. Ну свойство наук на их раннем этапе. Психологические защиты активно влияют на эмоции. Следовательно научится контролировать эмоции можно только научившись контролировать психологические защиты. А ещё лучше избавляться от них. Менять мировоззрение, амбиции , они всегда с эмоциональным подкреплением. Что касается оценки "эмоционального интеллекта" я категорически не согласен. Есть много векторов приложения этого интеллекта. Соответственно выбранному вектору человек и развивает интеллект. Ну и факторы которые я перечислил ( далеко не все) они могут влиять на людей с сильным интеллектом, причем даже сильнее чем со слабым. Нужно в вопросниках учитывать всю эту специфику. Я репетитор, учу своих учеников по мере их возможности и особенности их психотипа использовать свои эмоции, переживания и контролю. Что не так просто - дети отличаются повышенной эмоциональностью. Сам я сильно эмоциональный. Мне это иногда мешает. Именно развивая когнититивный компонент я научился справляться с эмоциональными бурями и перживанияии. Т.е я считаю этот интеллект достаточно развитым , но тем не менее не всегда справляюсь. Также влияет моя акцентуация : циклоидность , эмоциональное застревание, ожидание доверчивых отношений по психостеническому типу. Это все непросто как видится авторам различных методик.1
  • Владимир ГрамирЕсть ещё такая особенность бытия как проявление эмоций в психологических и социальных играх. Эта особенность стала явно наблюдаема в компьютерных играх. Может формально описано в терминах математической теории игр. Близко к концепциям Бёрна "Игры а которые играют люди" другие подобные концепции. . Не только игроки ком игр выбирают игры для нужд своих эмоциональных переживаний , но и все люди в своих многочисленных играх. Поняв в какие игры человек играет и почему делает такой выбор можно повысить скил своего эмоционального интеллекта. Не играть человек не может. Следовательно , нужно сделать выбор игр, полезный для его психики, развития. Тогда и с эмоциями проще будет.0
  • Владимир ГрамирЗефирка, родительская школа иногда бывает довольно жестокая. Хорошо учит, но и наносит травмы. Согласен. Однако иногда.0
  • Владимир ГрамирАлександр, На самом деле между толерантностью и лицемерием нет четкой границы. Все надо понимать в контексте конкретных социальных отношений. +1.0
  • Владимир ГрамирВилена, Дети во власти своих эмоций , но не осознают. Они не обманывают , а проживают именно такие реальности. И в них они искренние. А вот сами реальности могут выступать в роли социальной адаптации , психологических защит. Фантазий ожиданий. Это все нужное для развития ребенка. Если это же проявляется у взрослого. То не обязательно инфантильность. Мир в котором живут взрослые порой довольно жесток. Вот психика и разгружает себя прибегая к детскому опыту. Но если дети лицемерят редко под нажимом , то взрослые часто и без нажима , нося различные маски. У детей ещё не сформирована личность. А взрослых личность носит маски. Есть маски которые нравится носить, а есть которые требует социальное устройство. Например у продавцов "улыбка".0
  • Владимир ГрамирАлександр, как можно использовать ваш совет и "ставить себя на место" урода добровольно выбравшие уродство. Нет, надо "ставить" на свое социально место такого урода. Иначе все начнут стелиться под уродство. Т.е ваш совет только для малой части случаев подходит.1
  • Владимир ГрамирАлександр, Если ребенок "тянет кота за ухо", это не всегда для того чтоб проявлять агрессию. А может быть просто формой его исследования мира. Когнитивная потребность. Мало ли какие эксперименты над котами проводят учёные чтоб изучить их. А вот ребенку оказалось доступным только такой способ. Следовательно надо ребенка научить другим способам. Научить общаться с котом. Но бывает и потребность найти объект в приложении агрессии. Нужно понять почему у ребенка такая потребность. Ваш совет в этом случае лишь заблокирует канал проявления агрессии. Но потребность останется.1
  • Владимир ГрамирКогда "кота тянут за ухо" это может быть ещё и игрой. Причем кот тоже в нее играет. Он не убегает ,не прекращает игру, когда есть возможность убежать. В такие игры между собой играют коты. Дети ссорясь тоже играют в подобную игру, вместо того чтоб разойтись по разным комнатам. А взрослые скандаля , разве могут прекратить это делать? Все они во власти игры. Если есть потребность в игре , надо выбирать полезные игры.0
  • Владимир ГрамирDG, +1. Вы точно подметили. Почему так , смотрите в моем коментарии о векторе приложения интеллекта.0
  • Kote Dariу меня раньше были эмоции, около 20 лет назад, потом пару раз тяжело влюбилась и после последнего раза угодила в пнд. Там ко мне пришло новое состояние, которое периодически включается, как-будто между мной и моим телом в этом мире есть какая-то граница, как будто бы всё, что происходит вокруг воспринимается как кино. Но при этом эмоций тоже нет, я как бы просто являюсь наблюдателем происходящего в этот момент. В остальное время эмоций просто нет, большую часть времени только какая-то притуплённость и уже, слава богу редко, пробивает на поплакать и ощущается как всё болит внутри, но потом вроде опять всё ровно, но осознаю какую-то свою заторможенность, всё время хочется спать. Последним спасаюсь от всяких дурацких мыслей.2
  • Василий К.Зефирка, а как эмоциональное насилие связано с эмоциональным интеллектом?0
  • ЗефиркаВасилий, я описала выше: человек быстро учится считывать эмоции и настроение другого человека дабы избежать наказания, оскорблений или еще чего-то.0
  • ИринаDG, В точку! Только сейчас прочитала статью, но ваш комментарий прямо в точку. Но еще чем старше я, тем больше вижу, что людей с развитым эмоциональным интеллектом очень и очень мало. Я бы сказала что их единицы. И вот я так и не поняла к 30 годам и что с ним делать то? Не скажу, что вижу для себя какие то плюсы, уж лучше уж как в книге: для девушки самое лучшее это быть дурочкой. Хорошенькой дурочкой. С эмоциональным спектром как у зубочистки. Умным и максимально эмпатичным и открытым людям, живется ой как не просто.1