Как бывшему муниципальному служащему оформить самозанятость?

3
Аватар автора

Юлия Мардышова

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Месяц назад я уволилась с муниципальной службы, где занимала должность ведущего специалиста отдела загса. При увольнении работодатель уведомил меня, что на протяжении двух последующих лет я должна в обязательном порядке оповещать бывшего работодателя о своей трудовой деятельности. Точнее, должна прежде всего уведомить нового работодателя о ранее занимаемой муниципальной должности, а он, в свою очередь, известить бывшего работодателя согласно постановлению правительства от 21.01.2015 № 29.

Сейчас я планирую оформить самозанятость и стать фрилансером. Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о своей деятельности? Как правильно это сделать?

Аватар автора

Александр Майфет

самозанятый

Страница автора

Статус самозанятого не отменяет обязанности муниципального служащего сообщать бывшему работодателю о своей трудовой деятельности. Но делать это должны не вы, а ваш новый работодатель или заказчик услуг.

Расскажу, как и в каких случаях необходимо уведомлять бывшего работодателя государственного служащего о его новой деятельности. В ответе я буду использовать термин «госслужащий», но правила распространяются в том числе на муниципального служащего.

Когда нужно уведомлять бывшего работодателя

Бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения должен сообщать новому работодателю данные о последнем месте службы, даже если новая работа никак не связана со старой. Например, судебный пристав устроился курьером или специалист Ростехнадзора стала продавцом детской одежды — они должны сообщить на новой работе о прошлой службе.

При приеме на работу бывшего госслужащего работодатель извещает орган власти о том, что теперь их бывший сотрудник работает у него. Это правило касается не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров с размером вознаграждения более 100 тысяч рублей. К таким договорам относятся договоры подряда, возмездного оказания услуг, хранения, поручения, перевозки и другие. Они заключаются на разовую или проектную работу или услугу. Например, на ремонт квартиры или юридическую консультацию.

Лимит в 100 тысяч рублей установлен только для гражданско-правовых договоров. Зарплата по трудовому договору, какой бы она ни была, хоть 15 тысяч рублей в месяц, на обязанность извещать госструктуру не влияет.

Уведомлять государственный или муниципальный орган нужно, если должность служащего входит в специальный перечень. Но проблема в том, что единого документа, где четко перечислены такие должности, нет. Кроме базового указа президента № 557, ведомства публикуют собственные расширенные списки. Например, в загсе Москвы есть внутренний приказ с перечнем таких должностей.

Если в обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организациями, то перед трудоустройством ему нужно также получить разрешение комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером в частную фирму или сотрудник ГИБДД хочет стать экспедитором.

Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о работе в статусе самозанятого

Самозанятые — обычные люди, которые работают на себя, как правило, без регистрации в качестве ИП и наемных сотрудников. Статус самозанятого подходит большинству фрилансеров: дизайнерам, строителям, копирайтерам, программистам, репетиторам.

О самом факте регистрации в качестве самозанятого сообщать бывшему работодателю не нужно. Но в дальнейшей работе вам наверняка понадобится заключать договоры с заказчиками: письменный договор дает фрилансеру гарантию, что его работу оплатят. О таких договорах бывший работодатель должен знать, если размер вознаграждения по ним превысит 100 тысяч рублей в месяц. Уведомить его обязан заказчик работ или услуг.

Иногда фрилансера оформляют в штат компании на удаленную работу и заключают с ним трудовой договор. В этом случае компания также должна сообщить бывшему работодателю госслужащего о новом месте его работы независимо от размера зарплаты.

Кто и как должен направить уведомление

Сообщать о найме бывшего госслужащего должен работодатель или заказчик услуг независимо от организационно-правовой формы и статуса. Это значит, что такая обязанность лежит на организациях, предпринимателях, а также, например, на адвокатах, нотариусах, которые занимаются частной практикой.

  • Например, компания заказала разработку приложения человеку, который недавно работал ведущим специалистом в казначействе. Обязанность уведомить его бывшего работодателя лежит на генеральном директоре этой компании.
  • Или индивидуальный предприниматель нанял юриста, который оказался бывшим следователем, год назад уволившимся из полиции, и заключил с ним договор с оплатой более 100 тысяч рублей в месяц. Сообщить в госструктуру должен именно предприниматель, как заказчик услуг.

Уведомление составляется письменно, в произвольной форме. Установленного бланка нет. В нем указываются реквизиты сторон, должность, вид услуги, дата и срок действия договора. В случае с гражданско-правовым договором — еще и стоимость работ или услуг.

Уведомление направляют в учреждение, где раньше работал госслужащий. На это дается 10 календарных дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора. Отправить можно почтой ценным письмом с описью вложения.

Что будет, если не уведомить бывшего работодателя

Госслужащего, который не известит нового работодателя или заказчика услуг о последнем месте службы, ждет увольнение или расторжение гражданско-правового договора. Других санкций законом не предусмотрено.

А вот работодателя или заказчика услуг, который возьмет на работу бывшего госслужащего и не сообщит об этом, оштрафуют. Причем штрафы немаленькие: для организаций — до 500 тысяч рублей.

Что и как нужно отправлять работодателю при приеме бывшего госслужащего, чтобы не получить штрафа и избежать лишних вопросов из прокуратуры, мы уже писали.

  • Mihail MakarovЗдравствуйте, Юлия. На сегодняшний день не предусмотренному никаких ограничений для регистрации бывших государственных и муниципальных служащих в качестве самозанятых, оформляйтесь в обычном порядке, без всяких уведомлений. Кроме того, в 2017 году Постановлением Пленума Верховного Суда было дано разъяснение, согласно которому регистрация бывшего государственного (муниципального) служащего в качестве индивидуального предпринимателя или учреждение данным гражданином юридического лица не порождает установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанности. Напомню, что на тот момент статуса самозанятого не существовало. Значит по логике регистрация бывшего госслужащего в качестве самозанятого также снимает с нового работодателя обязанность уведомления прошлого работодателя о заключении договора.4
  • Александр МайфетMihail, Спасибо за дополнение!0
  • Алексей КлимовЯ так понимаю, с ИП ситуация аналогичная. После увольнения с госслужбы ИП не имеет обязанности уведомлять госорган о регистрации себя в качестве индивидуального предпринимателя.0