«Код нужен только для продле­ния договора»: как разводят от имени мобильных операторов

Поучительный опыт читателей
2
«Код нужен только для продле­ния договора»: как разводят от имени мобильных операторов
Аватар автора

Саша Золотова

собрала истории

Страница автора

Мошенники звонят под видом операторов связи, чтобы выманить деньги или оформить на человека кредит.

Одни сообщают, что договор на обслуживание заканчивается через несколько минут, другие пугают огромными долгами за связь, а третьи требуют сообщить код из смс, угрожая блокировкой номера. Читатели Т⁠—⁠Ж поделились историями о том, как столкнулись с лжеоператорами мобильной связи и чем это закончилось.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Когда сообщили, что до блокировки номера осталось десять минут

Аватар автора

Анастасия Керч

распознала обман

Страница автора

Столкнулась с мошенниками — местами было довольно убедительно, поэтому разговор продлился 12 минут. В конце разговора я поняла, что меня разводят, позвонила в службу безопасности — они заблокировали их у себя, а я у себя.

Мошенник представился сотрудником МТС, спросил, могу ли я приехать в течение часа в главный офис на Варшавском шоссе, чтобы подтвердить пользование операторскими услугами, иначе мой номер заблокируют навсегда. Тут я начала возмущаться и уточнять, что это за нововведения, — сама работала в МТС и подобного никогда не слышала. Тем более что активно пользуюсь номером и нет опасений, что он уйдет в частичную блокировку. Я застала много схем мошенничества и насторожилась с первых минут. Сказала, что это все очень странно.

Мастер на проводе начал убеждать, что в России вышел «новый закон по статье 533» и он гласит, что с нового года срок у номеров всего лишь год. Грусть-печаль. Попросил проверить смс от оператора и почту — он продиктовал именно мои данные почты. Тут я засомневалась, точно ли мошенники. Проверила — письма не получала. Снова сомнения — я брежу или жулик?

Я в еще большем недоумении, говорю, что воспользуюсь личным кабинетом и решу этот вопрос, на что получаю ответ: «Теперь в личном кабинете можно лишь менять тариф и пополнять баланс». И вдруг в его арсенале появляется функция — продлить разборки на 14 дней, в течение которых мне необходимо зайти в любой офис МТС, взять бланк с обновленным договором и затем поехать на Варшавку.

Но чтобы не терять время, мне предлагают сделать это дистанционно, уточняют, куда можно направить обновленный договор — на почту, в «Телеграм», «Вайбер» или «Вотсап»*. Выбираю «Телеграм», меня просят продиктовать мой ИНН или СНИЛС. Тут я останавливаю мошенника и говорю, что данные предоставлять не буду и схожу в салон МТС.

Вдруг вместо часа до блокировки номера человек на проводе объявляет 10 минут до блока. Игра началась. Я прошу мне перезвонить — якобы срочно нужно принять курьера и затем позвонить домой, чтобы продиктовали номер СНИЛС. Если что, документ у меня был с собой. Мне просто нужно было позвонить 0890, нажать «9» и ждать оператора, чтобы пожаловаться на недобросовестных людей, кто так выживает в сегодняшних реалиях.

Мошенник не соглашается, просит зайти на госуслуги и оттуда продиктовать номер СНИЛС.

Понимаю, что больше не хочу разговаривать и уже достаточно того, что я услышала, чтобы понять, что это точно разводняк. Сказала, что сейчас скидываю разговор, так как буду гуглить все, что было сказано, и наберу техподдержку. После сброса мошенник звонил три раза подряд. Видимо, хотел на свиданку позвать.

В момент разговора кажется, что это не чушь. Осознание происходит у всех по-разному. У кого-то на первых минутах, у кого-то только после разговора. Красавчики те, кто в принципе не отвечает на звонки с незнакомых номеров.

Мне очень жаль, что некоторые зарабатывают на чужом горе, но если чаще говорить об этом и предупреждать между делом о таких схемах, говорить, что нельзя предоставлять коды из смс и личные данные третьим лицам, получится уменьшить статистику пострадавших от злых рук мошенников.

Лейбл заголовка

Когда взломали аккаунт на госуслугах

Аватар автора

Ира Ириска

сумела исправить ситуацию

Страница автора

Мне звонили насчет продления договора с «Теле-2». Поверила я из-за того, что мне в тот день уже несколько раз звонили от настоящего оператора. Я протупила и продиктовала код от своих госуслуг. Мне просто не давали времени подумать, насколько это опасно. Затем мошенница снова мне позвонила и елейным голосом сказала: «Спасибо, я мошенница. Теперь я перепишу вашу квартиру на себя».

Это делается специально, чтобы вы занервничали. Слабый сердцем может и инфаркт получить от таких слов. Никакую квартиру переписать через госуслуги нельзя, но сделать с вашими паспортными данными, СНИЛС, ИНН и, не дай бог, с вашей электронной подписью кучу неприятных вещей — можно.

Мошенники получили больше часа, прежде чем я смогла войти на госуслуги и поменять пароль. Кстати, не перезванивайте на фейковый номер госуслуг, который тут же приходит вам в смс с непонятного номера: это те же мошенники.

Вас успокоят, чтобы выиграть время, скажут, что заблокировали ваш кабинет госуслуг, но это невозможно — это не карта. Они сообщат, что видят, как на вас берут кредиты, предложат составить страховое заявление, обезопасить ваши деньги и перевести их на «безопасный» счет. Хотя бы здесь вы уже должны понять, что это мошенники, а не госуслуги. Свои карты надо тут же блокировать, если они светились там.

На настоящие госуслуги дозвониться — целая история, я ждала 30 минут. И все, что они мне посоветовали, — это сходить в МФЦ, чтобы вернуть себе свой кабинет, и в полицию.

Я долго не могла пробиться в свой кабинет, потому что мошенники поставили аутентификацию не по смс, как было у меня до этого, а по одноразовому коду. Я слабо понимала, что это. Но все-таки пробилась.

Если вы попали в такую же ситуацию, обязательно сходите в полицию и подайте заявление о краже данных через госуслуги. Скорее всего, никто ничего расследовать не будет, но вам дадут талон с номером вашего заявления. Он будет как ваш охранный лист — мол, смотрите, у меня в такую-то дату украли данные, вот доказательство.

Лейбл заголовка

Когда попытались убедить, что СНИЛС и ИНН говорить безопасно

Аватар автора

Людмила Андреева

не вовремя расслабилась

Страница автора

Позвонила уставшая девушка — начала вещать про пролонгацию договора, что меня предупреждали, а я проигнорировала. В общем, зачем я ответила на звонок? Сначала, честно, повелась. Уточнила, почему нельзя пройти в ближайший офис МТС. Девушка объяснила, что я заключала договор в каком-то офисе давно и договор можно продлить только в головном — или удаленно.

Я расслабилась. Она спрашивает почту, я ей предлагаю прислать договор на «Вотсап»* — номер же есть. Потом спросила, как же я его подпишу. Она ответила, что придется все же идти в офис, а сейчас мне это все только для ознакомления. Я расслабилась еще больше.

А потом вдруг она сказала, что надо подтвердить мою личность. Данные паспорта не надо, это якобы небезопасно, можно дать другую безопасную информацию — СНИЛС или ИНН. Я снова напряглась. Говорю, что не готова предоставлять такое по телефону. И опять песня, почему надо так, но нельзя в ближайший офис, а только в головной в течение часа. Ну, я раскричалась, сказала, что мне некогда и что свяжусь потом с МТС, и бросила трубку.

Лейбл заголовка

Когда отказались отправить информацию через приложение

Аватар автора

Наталья Мясникова

проявила бдительность

Страница автора

Мне позвонили, представились сотрудником мобильного оператора. Далеко зайти не успели, так как в подобных случаях я всегда прошу отправить мне всю информацию в чат поддержки в приложении, ссылаясь на отсутствие времени для разговора. Эта крайне недружелюбная операторша рявкнула, что информация мне уже отправлялась и выслать ее повторно сейчас невозможно.

Я уточнила, не в том ли проблема с отправкой сообщения, что она не сотрудник оператора связи. После этого разговор прервался — не знаю, они положили трубку или защита от спама сработала. После разговора я сразу написала в чат поддержки с полным описанием ситуации и номером, с которого звонили.

Лейбл заголовка

Когда потребовали код из смс, угрожая блокировкой номера

Аватар автора

Владислава Кулигина

выдержала паузу

Страница автора

Звонили мошенники. Давили, что, если не скажу код, потеряю доступ ко всем аккаунтам, потому что МТС расторгнет договор. Меня удивило, что человек, сначала казавшийся настоящим менеджером настоящего МТС, выдерживал паузы. Я молчу, и он молчит! Прислал код от МТС-ID. Я сказала, что зайду в личный кабинет и самостоятельно все переподключу, но он ответил, что это невозможно и что уже через 12 или сколько-то часов я не смогу пользоваться номером.

Чем дальше, тем больше было понятно, что это какая-то незнакомая схема мошенников. Когда я сказала, что мне неудобно говорить, стою в пробке, опять начал давить. В итоге сам отключился, когда я в очередной раз сказала, что не очень-то он и похож на оператора МТС.

Лейбл заголовка

Когда сообщили об огромном долге и грубо потребовали его погасить

Аватар автора

Сергей Киселев

дал оригинальный совет мошеннице

Страница автора

Был звонок несколько лет назад, что я должен какую-то сумму оператору. На вопрос, где смс-оповещение о долге, ответили, что у них временно не работают оповещения. Размер долга — несколько тысяч: якобы я не полностью вносил абонентскую плату несколько лет и накопил, а теперь разгневанный оператор решил взыскать долги. Я ответил: «Ок. Посмотрю в личном кабинете, когда будет время».

Тон девушки на том конце трубки резко меняется, она буквально кричит до срыва голоса на меня, что я обязан погасить долг сейчас же, про отключение и что-то еще про стыд. Но тут я ее перебил, сказав, что у нее очень некрасивый голос, и дал совет удариться головой о стол посильнее, чтобы вырубило, а когда она очнется отдохнувшей и посвежевшей, весь негатив пройдет. Больше не перезванивали.

Лейбл заголовка

Когда изображали заботливого сотрудника службы поддержки

Аватар автора

Софья Осипова

не поверила

Страница автора

На первый взгляд все очень убедительно — я с таким еще не сталкивалась, хотя, кажется, мне звонили практически все виды мошенников. На том конце провода сообщили, что именно сегодня заканчивается договор симки и его надо продлить.

Отдельный упор мошенник сделал на то, что никаких моих личных данных не запрашивает — все данные есть, и на госуслугах тоже. Дескать, все это для меня безопасно. Сказал, что сейчас придет код из смс: «Никаким третьим лицам не сообщайте, только мне как сотруднику оператора. Данный код нужен только для продления договора». Спасибо, что в смс указано «не сообщайте код никому вообще». И я бросила трубку.

Отдельно заслуживает внимание качество обработки клиента: заботливо спрашивают, устраивает ли качество связи, тариф. То есть по максимуму создают образ реального оператора.

Лейбл заголовка

Когда предложили выгодный тариф при оформлении по телефону

Аватар автора

eng1neer

еле отвязался от жулика

Страница автора

Мошенники позвонили два раза в течение нескольких дней. В первый раз разговор был коротким. Во второй раз — подольше. Мошенник с хорошо поставленным голосом опять утверждал, что договор сотовой связи скоро закончится, и предлагал продлить его онлайн.

Он утверждал, что на сайте или в салоне минимальная стоимость тарифа — 90 ₽, а онлайн он нам этот тариф переоформит по цене 10 ₽. Прислать это предложение в смс отказался. Короче, абсолютный эксклюзив только для нас, на сайте про него инфу мы тоже не найдем. И вишенка на торте: номер звонящего определился как «Мегафон».

Отвязаться никак не удавалось, очень приставучий. Когда эта шарманка нам окончательно надоела, просто поблагодарили за инфу и отключили телефон, не дожидаясь ответа.

Лейбл заголовка

Когда убеждали, что продлить договор можно только через госуслуги

Аватар автора

Инна Смирнова

перенервничала

Страница автора

Я стреляный воробей, но чуть не попалась на действия мошенников. Мне позвонили якобы из МТС с подтверждением продления моего номера телефона. Ранее я перешла к другому оператору с сохранением номера и получила его бессрочное обслуживание.

Мне сказали, что якобы новый оператор предоставляет только мобильные и интернет-услуги, а номер принадлежит МТС. Убеждали, что оформить или продлить договор можно только через портал госуслуг и нужно назвать коды из смс. Первый я назвала, а второй — уже нет, так как все уже стало подозрительным. Слава богу, там двухфакторная проверка. Оператор торопил, не давал подумать. Я в грубой форме завершила разговор.

Следом стали сыпаться смс от микрозаймовых организаций с кодами. Якобы я оформляю кредиты уже в шести фирмах. Я в панике. И в этот момент мне позвонили из одной такой конторы с подтверждением кредита — мол, заявки поступают и со мной идет переписка. Я сообщила о мошенниках и сказала, что ничего не оформляю. Меня успокоили, что эту заявку они приостановят, но нужно связаться с госуслугами и сообщить о мошенниках.

Далее еще смешнее. Во время нашего разговора мне приходит смс якобы от госуслуг, что был вход в личный кабинет и, если это была не я, нужно срочно позвонить на горячую линию, указали телефон.

Звоню туда. Оператор лжегосуслуг также просит второй код, но уже не сама, а через голосового робота, чтоб меня «обезопасить». Я снова вешаю трубку, понимая, что и тут развод.

Написала во все службы поддержки. О такой схеме я не знала ранее, мой мозг меня защитил, спасибо ему. Онлайн-банки мои в порядке, личный кабинет на госуслугах не тронут. Но адреналина я хапнула. Берегите себя и свои нервы и не отвечайте на звонки с незнакомых номеров.

Саша ЗолотоваА вас пытались обмануть под видом операторов мобильной связи? Расскажите:
  • AndrewПозвонили, сказали, что договор действует до завтрашнего дня и спросили, нужен ли мне ещё номер. Ответил: "Не нужен, отключайте". Ошарашенно замолчали. Пару секунд послушал тишину и положил трубку. Повторялось 3 раза с одним и тем же итогом.1
  • Алексей ПетровЯ на вопрос «У вас заканчивается срок действия договора с МТС, будете продлевать?» всегда отвечаю - нет, не буду. «Почему?!» - спрашивают. Да надоели вы мне, ворье, говорю я и отключаюсь. Оставляя некоторую интригу для воров - это они ворье или МТС мне так не нравится? :)0