Как я спустил полмиллиона на китайский чай в Оренбурге

От открытия до закрытия — 5 месяцев

144
Как я спустил полмиллиона на китайский чай в Оренбурге

Я открыл в торговом центре Оренбурга точку, где продавал китайский чай.

Аватар автора

Елена Тюкалова

поговорила с предпринимателем

Аватар автора

Виктор Костылев

герой, предприниматель

На запуск потратил 500 тысяч рублей, но так и не вышел на прибыль. Через пять месяцев закрылся: у меня остались долги и коробки чая с посудой.

До этого я два года занимался магазином детских развивающих игрушек в Оренбурге. Бизнес не радовал и приносил не больше 20 тысяч в месяц. В 2016 я его закрыл и на полгода уехал в Крым — отдохнуть. Там заинтересовался чайной культурой: китайский чай помог мне похудеть и бросить курить. Каждый раз, когда хотелось взять сигарету, я устраивал чайную церемонию, чтобы занять руки и мысли.

Я вернулся домой и захотел открыть чайный магазин, чтобы продвигать среди местных идею «здоровей и живи дольше». Даже название придумал говорящее — «Страна бессмертных».

Продавца для начала решил не нанимать, а торговать на пару со своей девушкой Зориной.

Ни электричества, ни аквапарка

Я хотел открыть магазин с большой витриной и продавать не только чай, но и посуду для чайной церемонии. Для этих целей подходил остров — небольшая торговая площадка посреди ТЦ. В «Армаде» — крупнейшем торговом центре Оренбурга — уже работал чайный магазин «Пуэр-бар». Мы с Зориной не раз приезжали туда за чаем, и у «Пуэр-бара» всегда толпились покупатели. Я хотел повторить опыт владельцев.

Открытие запланировал на декабрь 2016 года, чтобы заработать на праздничных продажах. После месяца поисков остановился на ТЦ «Кит» в новом районе на окраине Оренбурга. Арендодатели предложили три точки на выбор.

Место, которое я выбрал, показалось перспективным: первый этаж, рядом два входа в торговый центр и гипермаркет, куда шел стабильный поток посетителей. По моим подсчетам, проходимость этой части торгового центра составляла три тысячи человек в день. Сразу после Нового года по соседству собирались открыть аквапарк, гипермаркет товаров для дома и спортивный магазин. Я решил: это то, что нужно.

Точки на карте — это мой островок и соседи: магазины с шапками, колготками и духами. После Нового года рядом должны были открыться «Хофф» и аквапарк
Точки на карте — это мой островок и соседи: магазины с шапками, колготками и духами. После Нового года рядом должны были открыться «Хофф» и аквапарк

За 6 м² арендодатели просили 11 тысяч рублей. После апреля аренду поднимали до 18 тысяч из-за открытия поблизости аквапарка. Но на этом сборы не закончились. Еще 18 тысяч пришлось внести как страховку на случай, если мы нарушим условия договора или останемся что-то должны арендодателям. Вдобавок с меня взяли ежегодный маркетинговый взнос — три тысячи. Такую сумму собирали со всех арендаторов «на продвижение торгового центра». На росте продаж в моем магазине, правда, это особо не отразилось.

☠ Когда я выбирал место, арендодатель обещал, что на точке будет электричество. В договоре упоминались коммунальные услуги, которые я должен был оплачивать.

Мы поставили остров, и тут нам говорят: «Электричества нет».

Мне предложили самому провести электричество от щитовой до островка и оплатить 100 метров кабеля. Арендодатели оценили это в 30 тысяч рублей. Похоже, они собрались за мой счет электрифицировать часть торгового центра.

Две недели мы бодались. Срок аренды уже начался, а работать без весов и кассы, которые зависели от электричества, я не мог. Когда я уже был готов отказаться от этой точки, арендодатели вдруг нашли кабель на складе. Мне предложили оплатить пять недостающих метров и работу электрика — вышло 3200 рублей. Потом я все-таки добился, чтобы расходы на кабель вычли из арендной платы, а аренду посчитали с 17 декабря, а не с начала месяца.

В договоре мне обещали коммунальные услуги, но на деле электричество пришлось проводить самому
В договоре мне обещали коммунальные услуги, но на деле электричество пришлось проводить самому

☠ Хотя мне удалось отбиться от дополнительных расходов, доходов мы тоже не получили. Открытие сдвинулось на две недели, и мы ничего за это время не продали и не заработали.

☠ Часть торгового центра, где я поставил остров, была еще плохо обжита. Посетители гипермаркета, на которых я рассчитывал, быстро закупались там едой по вечерам и бежали домой на ужин. Сделать лишний шаг в сторону до островка им было некогда или лень. Аквапарк и гипермаркет товаров для дома не спешили открываться.

«Заказов выше крыши — мы заняты»

Я собирался открыть лучший магазин в мире, поэтому не экономил. Нашел подрядчика, который обещал изготовить сам остров к началу декабря. У него же заказал подсветку на остров, логотип с подсветкой и декоративный листик.

☠ Подрядчик сказал, что подготовит предварительный проект за два дня. Покажет его, внесет правки, а потом заключит с нами договор. Время шло, а подрядчик молчал. Когда он наконец вышел на связь, то заявил: «Заказов выше крыши — мы заняты». Пришлось срочно искать другого исполнителя. Под Новый год у всех аврал — еле-еле нашли мебельную фирму, которая успела сделать островок по моим эскизам.

В начале декабря мы завезли все наше оборудование в торговый центр и три ночи подряд расставляли товар в витринах — чтобы не мешать посетителям днем. К 10 декабря мы были готовы встречать покупателей, если бы не проблемы с электричеством.

Наш островок с подсветкой и итальянской столешницей на тумбе. Слева — декоративный листик на джокерной трубе. В ней прокладывают электрический кабель к острову от потолка. Листик визуально увеличивал высоту острова и привлекал к нему внимание
Наш островок с подсветкой и итальянской столешницей на тумбе. Слева — декоративный листик на джокерной трубе. В ней прокладывают электрический кабель к острову от потолка. Листик визуально увеличивал высоту острова и привлекал к нему внимание

☠ С кассой тоже были проблемы. Сначала я заказал онлайн-кассу и купил к ней ноутбук. Компания затягивала поставку и к нужному сроку кассу не привезла. Чтобы не ждать дальше, взял за 23,5 тысячи обычную. В такой кассе уже есть встроенный планшет, поэтому ноутбук оказался не нужен. Я кинулся его возвращать, но в магазине не приняли обратно качественный товар без дефектов. Пришлось перепродать ноутбук за полцены — 7 тысяч вместо 14.

☠ Я уже открыл ИП на УСН «Доход минус расход» для прошлого интернет-магазина и не подумал сменить систему налогообложения. Если бы взял патент на розничную торговлю, то за пять месяцев заплатил бы всего три тысячи рублей и обошелся без кассы. Правда, по закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» я мог бы торговать без онлайн-кассы только до 1 июля 2019 года. Если бы нанял работника, то вовсе до 1 июля 2018.

На сайте ФНС можно рассчитать стоимость патента для своего бизнеса
На сайте ФНС можно рассчитать стоимость патента для своего бизнеса
Я сделал островок с большими стеклянными витринами, чтобы были видны красивые баночки с чаем и посуда для чайной церемонии
Я сделал островок с большими стеклянными витринами, чтобы были видны красивые баночки с чаем и посуда для чайной церемонии

Затраты на остров и оборудование — 192 000 ₽

Остров 6 м²90 000 ₽
Касса23 500 ₽
Красивые баночки и емкости для чая20 000 ₽
Ноутбук14 000 ₽
Логотип-вывеска с подсветкой10 700 ₽
Аптечка, пластиковые ценники, канцтовары, хозяйственный инвентарь9000 ₽
Весы с шагом в 1 грамм8000 ₽
Запайщик пакетов4000 ₽
Барный стул для продавца3000 ₽
Декоративный листик на джокерную трубу2500 ₽
Обслуживание кассы за пять месяцев2300 ₽
Пакеты для чая2000 ₽
Стальной короб для денег1400 ₽
Удлинители, провода, розетки1000 ₽
Джокерная труба для прокладывания в ней кабеля к острову от потолка600 ₽

Затраты на остров и оборудование — 192 000 ₽

Остров 6 м²90 000 ₽
Касса23 500 ₽
Красивые баночки и емкости для чая20 000 ₽
Ноутбук14 000 ₽
Логотип-вывеска с подсветкой10 700 ₽
Аптечка, пластиковые ценники, канцтовары, хозяйственный инвентарь9000 ₽
Весы с шагом в 1 грамм8000 ₽
Запайщик пакетов4000 ₽
Барный стул для продавца3000 ₽
Декоративный листик на джокерную трубу2500 ₽
Обслуживание кассы за пять месяцев2300 ₽
Пакеты для чая2000 ₽
Стальной короб для денег1400 ₽
Удлинители, провода, розетки1000 ₽
Джокерная труба для прокладывания в ней кабеля к острову от потолка600 ₽

«А чай с фруктами продаете?»

К открытию я закупил чай и посуду у четырех российских поставщиков, чтобы поразить покупателей ассортиментом. Боялся не угадать и заказал 200 сортов чая — потратил сразу 247 тысяч рублей. Через пару недель сориентировался, какие чаи идут лучше всего, и закупился еще на 19 тысяч. На этом деньги закончились.

Я сделал ставку на хороший китайский чай в среднем ценовом сегменте: у меня он стоил 120—200 рублей за 10 граммов. Самый дорогой продавал по 500 рублей за ту же порцию. 10 граммов такого чая — это два чаепития на семью. За эти деньги в супермаркете или на рынке можно купить килограмм дешевого развесного чая и пить его месяц.

266 000 ₽
я потратил на 200 сортов чая

☠ Чай до 100 рублей раскупили, а сорта подороже брать не хотели. Хорошо шел зеленый и пуэр и обычный красный чай — в России и Европе его принято называть черным. Еще я привез в Оренбург желтый чай. Его никто не продавал, и я думал, что буду первый и молодец. Мне даже в голову не пришло, что этого товара нет на прилавках, потому что он дорогой и никому не нужен. Люди искали что-то привычное и понятное — спрашивали чаи с фруктами и шли мимо островка в гипермаркет за чаем в пакетиках.

В январе я окончательно понял, на что есть спрос, но денег на новую закупку собрать не мог: выручки едва хватало на оплату аренды.

☠ Посуда для чайной церемонии была слишком дорогой для посетителей торгового центра. 70 тысяч рублей, вложенных в нее, оказались заморожены. Несколько дорогих чайных досок испортились из-за перепадов температуры в торговом центре. На этом я потерял еще несколько десятков тысяч.

Покупатели быстро раскупили готовые праздничные наборы. Кусал себе локти, что взял их всего на 15 тысяч
Покупатели быстро раскупили готовые праздничные наборы. Кусал себе локти, что взял их всего на 15 тысяч
Чабань — чайная доска, основной предмет чайной церемонии. На ней расставляют посуду и в прорези для воды сливают первую заварку, наполняя воздух ароматом чая. За месяцы работы никто так и не купил чабани по 7—10 тысяч и чайники по 2—2,5 тысячи рублей. Их не купили, даже когда я опустил цены на 30—50%, чтобы вернуть хотя бы себестоимость
Чабань — чайная доска, основной предмет чайной церемонии. На ней расставляют посуду и в прорези для воды сливают первую заварку, наполняя воздух ароматом чая. За месяцы работы никто так и не купил чабани по 7—10 тысяч и чайники по 2—2,5 тысячи рублей. Их не купили, даже когда я опустил цены на 30—50%, чтобы вернуть хотя бы себестоимость

Проколы с продвижением

Моя девушка Зорина вела группы во Вконтакте и Инстаграме: рассказывала о чайной церемонии, сортах чая и приглашала на дегустацию. Когда люди узнавали, где находится наш магазинчик, у них резко пропадал интерес: никто не хотел ехать в новый район на окраине. За время работы на дегустацию пришли от силы пять-шесть человек.

☠ Я планировал раздавать листовки у входа в торговый центр и по району — для этого напечатал тысячу штук. Около ста распространил, а потом прошелся по району и понял, что здесь они никому не нужны: вокруг сплошные пивные забегаловки. Затею с листовками бросил, они так и хранятся у меня дома. Там же мертвым грузом лежат наклейки для чайных пакетиков и крафтовые «Пакетики с бессмертием». В них мы упаковывали чай всем, кто делал покупки на сумму выше 500 рублей. На пакетах, флаерах, наклейках и другой полиграфии мы потеряли 15 тысяч рублей.

15 000 ₽
потеряли на крафтовых «Пакетиках с бессмертием»

☠ Я думал, что к продукту привлечет внимание дегустация: люди попробуют чай, влюбятся и выстроятся за ним в очередь. Мы купили посуду, помпу и две бутыли воды по 19 литров. В итоге выпили воду сами и еще раз пятнадцать вызывали службу заправлять бутыли: с января на первом этаже дуло от стен, термометр показывал +15 °C, мы страшно мерзли и спасались чаем. На этом потеряли 11,5 тысячи рублей.

У Зорины в руках не пряник, а элитный чай шен пуэр, а еще — наш крафтовый «Пакетик с бессмертием». Он нравился людям, но продажи повысить не помог
У Зорины в руках не пряник, а элитный чай шен пуэр, а еще — наш крафтовый «Пакетик с бессмертием». Он нравился людям, но продажи повысить не помог
На чабани расставлена посуда для чайной церемонии. Справа чахай — открытый чайник, похожий на молочник. Слева гайвань — емкость, куда насыпают сухой чай, любуются листом, вдыхают аромат, будят чай. По центру стеклянная пиала с двойным дном, чтобы не обжечься горячим чаем
На чабани расставлена посуда для чайной церемонии. Справа чахай — открытый чайник, похожий на молочник. Слева гайвань — емкость, куда насыпают сухой чай, любуются листом, вдыхают аромат, будят чай. По центру стеклянная пиала с двойным дном, чтобы не обжечься горячим чаем

Расходы на продвижение и дизайн — 28 300 ₽

Посуда для дегустаций: японский термос, фарфоровый электрочайник, чайная доска, чайнички и чашки8000 ₽
Печать наклеек, 1000 шт.5300 ₽
Печать листовок, 1000 шт.4800 ₽
Вода и помпа3500 ₽
Крафтовые «Пакетики с бессмертием», 100 шт.2500 ₽
Разработка листовки2000 ₽
Разработка логотипа1500 ₽
Дизайн наклеек для чайных пакетиков700 ₽

Расходы на продвижение и дизайн — 28 300 ₽

Посуда для дегустаций: японский термос, фарфоровый электрочайник, чайная доска, чайнички и чашки8000 ₽
Печать наклеек, 1000 шт.5300 ₽
Печать листовок, 1000 шт.4800 ₽
Вода и помпа3500 ₽
Крафтовые «Пакетики с бессмертием», 100 шт.2500 ₽
Разработка листовки2000 ₽
Разработка логотипа1500 ₽
Дизайн наклеек для чайных пакетиков700 ₽

Короткая жизнь магазина

Когда я открылся, то рассчитывал делать 5—10 продаж в день со средним чеком 800—1000 рублей. Реальность оказалась суровее — редко выходило больше одной покупки в день.

У нас было несколько постоянных клиентов из Петербурга, Москвы и Краснодара. Они спрашивали, по какой франшизе работаем, и удивлялись, что мы сами такие дураки.

Вот как это было

Месяц: декабрь
Выручка: 12 тысяч рублей
Что делали: Мы открылись 17 декабря и сделали ставку на предновогодний ажиотаж. Ожидания не оправдались — выручки хватило только на аренду. К концу декабря я сориентировался, на что есть спрос, и докупил ходовые сорта чая на свои последние деньги.

Месяц: январь
Выручка: 7 тысяч рублей
Что делали: До середины месяца в торговом центре было пусто и тихо. Мы с охранниками болтали, читали книжки и пили чай. Подозревал, что это конец, но ждал открытия аквапарка. Денег на оборот и смену курса не было. Выручки не хватило даже на аренду.

Месяц: февраль
Выручка: 12 тысяч рублей
Что делали: Подозрение, что я промахнулся с местом, аудиторией и ассортиментом, превратилось в уверенность. Я уже точно знал, какие сорта пользуются спросом и как выйти в плюс или хотя бы в ноль, но денег не было. Аквапарка и гипермаркета, на которые я рассчитывал, тоже.

Месяц: март
Выручка: 8 тысяч рублей
Что делали: Осознал, что закупленный чай здесь не продам, и завез вместо него развивающие игрушки, которые у меня остались со времен интернет-магазина. Была слабая надежда, что аквапарк вот-вот заработает и в него хлынет поток семей с детьми. Но открытие переносится дальше: с марта — на апрель, с апреля — на май.

История с ассортиментом повторилась: покупатели расхватали дешевые игрушки до 400 рублей. А развивающие наборы за 1000—1500 рублей, которые занимали большую часть витрины, почти не покупали.

Месяц: апрель
Выручка: 4 тысячи рублей
Что делали: Арендная плата выросла до 18 тысяч рублей, хотя аквапарк не открылся. Мы его уже не ждали — не было ни денег, ни сил. Новую сумму аренды мы не тянули. Я нашел покупателя, который был готов выкупить остров и место за 40 тысяч рублей. Но тут начались скандалы с администрацией торгового центра. Нам насчитали штраф в 70 тысяч и арестовали наш островок.

В договоре торгового центра есть пункт о том, что все точки должны соблюдать его режим работы — работать каждый день, открываться в 10, закрываться в 22. Это нужно, чтобы покупатели не разочаровались, придя утром и обнаружив закрытые точки. Нам начислили штрафы за то, что мы якобы открывались позже — охранник заполнил документы задним числом, взяв цифры с потолка. Еще нас оштрафовали за те периоды, когда мы болели и не открывали точку.

Меня попросили подписать документы о том, что мы нарушали режим. Я этого делать не стал, зато составил досудебные претензии, отправил заявления в МВД и прокуратуру. Мои нервы накалились до предела: однажды я почувствовал себя плохо и вызвал скорую. Взял у врачей справку, чем порадовал своего юриста. Она могла припугнуть арендодателей — мол, довели человека до ручки.

Месяц: май
Что делали: С 19 мая мы уже не работали. Через месяц с нас сняли все штрафы, вернули обеспечительный платеж и разрешили забрать остров. Правда, покупателей я уже упустил, а за месяц ареста кто-то разбил одну витрину.

Мои ошибки и выводы

Я не изучил район и не попал в целевую аудиторию. Это был новый район с самыми дешевыми новостройками в Оренбурге. В нем живет много приезжих из Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей с низким уровнем дохода — 15—20 тысяч рублей в месяц. Вокруг одни пивнушки. В торговый центр посетители шли вечером после работы, чтобы закупиться в гипермаркете. Днем покупателей, которые приходят погулять и на шопинг, не было.

К нашему островку подходили, чтобы поглазеть на витрины, но ничего не покупали из-за цен. Перед тем как заключить договор, стоило пообщаться с продавцами и собственниками точек, погулять по району, посмотреть цены на недвижимость.

Считал проходимость точки в ноябре и начале декабря. В конце года пик продаж, поэтому таким расчетам нельзя доверять. Перед праздниками в месте, куда я собирался поставить точку, я насчитывал 200—300 человек в час, а после — порой ни одного. Кроме того, я считал всех подряд, а не свою целевую аудиторию.

Доверился надеждам и обещаниям. Я надеялся, что откроется аквапарк и брендовые магазины — верил обещаниям арендодателя, а не фактам. В итоге арендовал место с плохой проходимостью в необжитой части торгового центра, получил нервотрепку с электричеством при открытии и штрафы при закрытии. Аквапарк все-таки открыли, но в августе вместо января.

Съезжаем, разобрали остров
Съезжаем, разобрали остров

Не экономил. Я мог бы сберечь как минимум 50 тысяч рублей, если бы взял подержанный остров и доработал его под себя. Нужно было просто мониторить объявления о продаже. Лучше потом продать старое и купить новое, чем сидеть без денег и пристраивать вещи за копейки.

Хорошо, что у меня был гараж, — иначе я бы отвез остров сразу на помойку. Я потратил пять тысяч рублей на переезд и позже продал остров за 20 тысяч. Осталось три шкафа со стеклянными витринами, которые даже за тысячу не хотят брать.

Погнался за ненужными понтами на старте: модными наклейками, пакетами и прочей ерундой. Сейчас бы купил вместо этого маркер за 50 рублей и писал на пакете от руки. Лучше сказать доброе слово клиенту, поздороваться, узнать его в лицо — так работают люди на рынке. Наклейки — потом.

Пара минут поисков среди объявлений о продаже на «Юле» — и нашел островок, похожий на мой. Можно выторговать еще пару тысяч рублей
Пара минут поисков среди объявлений о продаже на «Юле» — и нашел островок, похожий на мой. Можно выторговать еще пару тысяч рублей

Не проверил контрагентов. Моим арендодателем было ООО «Моллино Менеджмент» из Екатеринбурга. Когда у нас начались проблемы, я впервые полез искать про них информацию и нашел иски, судебные разбирательства и дела о банкротстве. Сделай я это раньше, то не стал бы связываться.

Открылся под Новый год. Тем самым я создал себе цейтнот. Под праздники меньше выбора, торопишься, тобой легче манипулировать и уговорить на невыгодные условия.

Не оставил денег на оборот и разворот. У меня была идея, как сделать магазин хотя бы окупаемым, но денег уже не было ни на что. Докупить товар, изменить ассортимент, сменить курс с чая на кофе, начать продавать сладости — на всё нужны деньги.

Поставил неамбициозную цель. У меня была цель — открыть классный магазин, и это получилось. А надо ставить цель амбициозную и меркантильную — открыть прибыльную точку. Тогда будешь думать, как получить максимальную прибыль, а не как сделать красиво.

Сейчас я переехал в Санкт-Петербург и думаю стартовать с новым делом. Буду рассказывать в телеграм-канале t.me/psihoself, как и что получается, а что не клеится.

Мы ищем людей, которые запускали свой бизнес, но по разным причинам его закрыли. Если вы хотите поработать над ошибками и рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Теги: бизнес, ИП
Елена Тюкалова
Виктор переехал в Санкт-Петербург. Стоит ли ему пробовать еще раз на новом месте?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Страна Бессмертных?) Это, мягко говоря, отпугивает людей ещё до ознакомления с витриной и ассортиментом, да и чёрные цвета в оформлении больше к ритуальным услугам. Логотип как у строительной компании. обязательно смотрите как делают лучшие конкуренты на рынке в следующий раз. Удачи вам в следующих начинаниях.

45

Владимир, полностью согласен. название пугающее. содержит слово смерть, логотип не в тему (там вроде бесконечность) но это реально как строительный логотип. Вот если бы название было "Вечная жизнь", то намного приятнее слуху.

13

Владимир, я прям ценитель китайского чая, и первое, что меня смутило - это как раз название. Я бы только из-за него не стала заказывать. Живу в городе немногим веселее Оренбурга - Петропавловске - Камчатском. Тут у нас пивнухи через шаг. Но пару чайных точек есть. Выглядят они, как киоски в закутках торговых центров, чайных островков в проходах нет. Я лично заказываю чай в московском интернет-магазине. Его хозяин живет в Китае, чай поставляет сам. У них ест и оффлаин магазин в Мск, я там не была. Заказываю в этом магазине, так как выбор улунов отличный и адекватный ценник. В моем городе и одной десятой доли такого выбора нет. Доставка долгая, но что поделать.

9

Владимир, Отвратительное название

5

Владимир, Конечно же Страна Бессмертных эта вывеска должна была висеть у входа одной из недорогих забегаловок этого района.С продолжением - Выживает Сильнейший.

0

Владимир, про название "страна бессмертных", согласна. Отпугивает.

0

Георгич, и полуторка на логотипе.

0

Расул, Уж лучше тогда как-нибудь типа "Дорога жизни"

0

Георгич, шутка же? В Питере это ещё больше со смертью ассоциируется

1

Владимир, полностью согласен. название пугающее. содержит слово смерть, логотип не в тему (там вроде бесконечность) но это реально как строительный логотип. Вот если бы название было "Вечная жизнь", то намного приятнее слуху.

0

Paula Barbéz, Не Цюнь?

0

Paula Barbéz, мечтаю побывать в ваших краях. Петропавловск далеко не Оренбург.)

0
0

Конечно, пробуй. Теперь уже стал опытнее. Первый блин комом. В следующий раз лучше должно получиться. Особенно если ту же тему продолжишь с чаем, так как опыт ты получил именно в этом. Спасибо за статью, интересно.

35

Vladimir, Не выйдет, в чае высокий барьер входа, придирчивые покупатели, продукт нужно вести из Китая и выбирать с умом. Все кто делает чайные магазины так или иначе чайные энтузиасты в теме.

0
0

Со всем уважением — не стоит. Вы пытаетесь работать со сложным продуктом, который ещё нужно объяснить клиенту. А вы сам его не понимаете (см. последнее фото. Как вы сказали "наслаждаются ароматом" и любуются листом из чахэ. Гайвань — это емкость где заваривают чай. А в чахай его сливают что бы не передержать).

Да и вообще — это не "чайная церемония". В лучшем случае, традиционный способ заваривания. (Вы же не будете называть поедание пельменей палочками а не вилкой "пельменной церемонией").

Вы выбрали откровенно неудачную посуду на продажу. Много стекла, но у стекла большая теплопроводность, и в них сложнее нормально заварить. А изи-пот (чайник с двойным дном и кнопкой) — единственный доступный обывателю способ нормально заварить — вы убрали в самую даль.

У вас брали только понятные сорта чая (и именно поэтому спрашивали фруктовые), а если и брали что-то на пробу, то заварив дома (без вашей инструкции, которую вы и сами не знали) получали бурду, которую пить невозможно. В следующий раз вас дипломатично обходили.

Я уж не говорю о том, что, играя в позиционировании с темой здоровья, вы, скорее всего, вообще ничего не понимаете в биохимии чая и его влиянии на организм. Что тот же зеленый пуэр, к примеру, неплохо так бьет по почкам. А темный пуэр, вопреки расхожему мнению, самый _не_ тонизирующий чай.

Фактически вы пытались продавать мраморную говядину не зная анатомии коровы. Тем, кто хочет накрутить дома пельменей.

Если вы хотите этим заниматься — вам следует изучить продукт. Что не просто, учитывая сколько в чайной сфере дилетантов, шарлатанов и торговцев "феншуем оптом" (даже среди топовых игроков и даже среди китайцев). Если вы все же решите пойти этой нелегкой дорогой — искренне желаю вам удачи.

26

Alekseev, я согласен, что в вышеуказанном случае человек не особо разбирался в чае. Я тоже не эксперт, но балуюсь чайком =). Например он хранил чай в прозрачных банках в прозрачной витрине (а чай этого как бы не любит совсем), надеюсь это были просто стендовые образцы, а не на продажу...

Но чахэ это коробочка или лучше сказать емкость куда кладут сухой чай и дают ознакомиться с ароматом, а потом уже кладут в гайвань или чайник. Так что тут все верно. А Чахай же (чаша справедливости) предназначена в первую очередь чтобы при переливании в неё, чай смешался в однородную массу и все получили равно заваренный чай. Мы проделываем нечто подобное когда "женим" чай в заварнике. Но на счет передержать тоже соглашусь. Так что чайное мастерство комментатора вызывает сомнения...

Стекло при прогреве не так плохо, к тому же, в нем можно варить (правда не во всем) пуэрчик или настоем заваривать. Ещё стеклянный чайник со стеклянным фильтром удобно на работе, там наливать переливать не особо уместно. Также на витрине половина из представленного не чайники и это норм. Вот только прозрачное на белом фоне это ещё придумать надо так "удачно" товар разместить. Впрочем оформление полки выше, с чаем, тоже вызывает скупую слезу.

Отдельно отмечу жадность представленного чайного торговца. Да он, не экономил на мерче, чтобы казаться крутым, но если обратить внимание на раскладки с расходами, то можно увидеть, что он купил свой комплект для дегустаций (японский термос, фарфоровый электрочайник, чайная доска, чайнички и чашки) за 8000 рублей, а гостям предлагал купить у него одну бамбуковую доску за 10000 рублей.

"Когда я открылся, то рассчитывал делать 5—10 продаж в день со средним чеком 800—1000 рублей", то есть минимум 800*5*30=120000 с новой точки, а максимум 10*1000*30=300000,00 и окупиться за 2 месяца )) но это ведь просто классный "магазин", а не жажда наживы. Видимо в Оренбурге живут богатые люди и я что то не понимаю.

На счет жуткости названия согласен с ораторами :)

5
0

Несколько лет назад я открыл интернет магазин часовых ремешков, я копил на квартиру, занимаясь совершенно другой деятельностью, а магазин просто ради любопытства открыл, так что вообще не вкладывался: закупил ассортимент на 5000р (получилось больше сотни ремешков), друг сделал бесплатный сайт, я купил новую симку, что бы не выкладывать основной номер (500 р например) и страничку вк https://vk.com/chasr . Продавал ремешки по 300 рублей за штуку, без учёта доставки (доставляли мои однокурсники, которым я за это платил и почта россии). Поскольку Тот же самый товар в палатках стоил от 700 до 1500 О_о у меня он расходился быстро, вышло что я демпинговал, хотя не имел такой цели и продавал чуть ли не в 9 раз выше закупочной цены! Само собой я очень быстро окупился (с 5500 это не сложно) и торговал уже с прибылью. но в сравнении с моим основным видом деятельности это всё были копейки, на которые приходилось много времени и труда (оформление в почте, ответы на звонки во время пар, поднятие паблика в поиске вк). В общем я это закрыл, надоело, хотя наверное стоили просто развиваться и делегировать работу.
Я всё это к тому, что стоит наверное открыть интернет магазин сперва, а потом, если попрёт там, уже открывать точку в хорошем месте, целью которой будет не столько сбыт, сколько дегустация и реклама, а основные продажи продолжить через интернет. И конечно в Питере вы сможете хорошо развернуться, если не поскупитесь на аренду в центре.

21

Александр, в общем, согласен с вами: идеи надо тестировать, запускаться с минимально возможными затратами. Но не уверен во взаимосвязи успеха онлайн-оффлайн. Я хочу сказать, что если всё хорошо онлайн, это абсолютно не гарантирует успеха реальной торговой точке. И наоборот. Переменных и там и там хватает и они разные. Спасибо за комментарий и свою историю.

12

Иван, Очень многие, я в том числе)

4

Иван, все

2

Александр, а кто вообще сейчас носит часы?

1

Александр, ошибка многих начинающих бизнесменов. С чаем это точно не проканает. Просто говорю это как человек который сам этим занимается.

0
0

А почему, собственно, такой дорогой чай? 10-12 тысяч рублей за килограмм? Я и сам любитель, но покупаю вполне приличные Лунцзинь, Тегуанинь, Мао Фенг и т.д. за 3 - 5 тысяч за кг либо на e-bay у китайцев, либо у российских оптовиков. Дороже - это уже, на мой взгляд, для экспертов, профаны разницы не поймут. А эксперты, в свою очередь, вряд ли будут покупать чай в островке в ТЦ, они и так уже знают что им нужно и где оптимальная цена. Так что непонятно, на какую целевую группу был вообще расчет.

19
0

Да, в Питере больше шансов для успеха.
По истории:
Арендодатели в лице торгового центра очень и очень наглые.и это было первым звоночком,что место не ваше. надо было сразу расторгать все договора. без вот этого "а где электричество" "а где аквапарк"
Я удивляюсь как все готовилось у вас день в день, кассы не готовы,электричества нет, налогообложение не поменяли. даже для такого простого, кажется, занятия как продажи чая нужна серьезная подготовка или лишний бюджет с запасом для таких подножек.
По оформлению:
подобные островки как спам, они легко игнорируются. лично честно никогда бы не купил чай в таком месте. визуал решает. за год наблюдал в ТЦ как менялись собственники и товар у таких точек три раза в одном месте. Чай, тем более дорогой должен продаваться в атмосферном месте, закуток,с уютным дизайном. "Унция" наверное как пример и тп.
еще заметил на карте,что рядом есть "окей". насколько я знаю, у них есть продажи чая на развес ,и пуэр,и с фруктами. что опять же не очень для вас выгодно на фоне островка.

17

Виктор, знаете почему колготки не зашли? Потому что они не "по 99". Да и ваш чай по той же причине не пошел, вы и сами это поняли.

7

Антон, Спам иногда отлично работает :) Пока стоял в этом замечательном ТЦ покупатели роились у островов с шапками и бижутерией "всё по 99", прямо бомба. А колготки рядом не зашли, замечательная история. Открыл предприниматель остров, продавал нижнее бельё и колготки, потратил 70 000 на остров, и продал его за 25 000 когда его с места турнули и штрафов навешали (с ценой могу промахнуться, но как-то примерно так). А следующим на это встал остров угадайте с чем? Правильно, с колготками :))) Понятно что тоже не зашло. Но согласен, что остров - не тот формат, что нужен для чайного магазина. Спасибо за комментарий.

6

Виктор,

Бельё и колготки такой интимный товар, который на острове не каждая решится покупать. Даже если есть у женщины есть желание купить не из супермаркета, то делать это на проходе она вряд ли решится. У меня в небольшом ТЦ магазин в закутке, но с хорошей проходимостью работает лет 10. Там ассортимент и на каждый день, и выходные. А я всегда захожу за качественными носками нужного размера. Если «закончились, завтра привезут», то как правило - привозят.
Т.е. сделали ставку на диверсификацию, правильный ассортимент и место. По мнение потребителя - ниже.

1
0

Чай может быть дополнением к другому бизнесу. Знакомый занимается чаем- продажа, чайные церемонии. Помогает ему то, что он востоковед и лингвист. В своей чайной он проводит и занятия по китайскому и восточной культуре, угощает чаем группу по цигун, которую сам и ведёт.
Так же он организует поездки в Китай пару раз в год и иногда берётся за синхронный перевод для бизнес встреч. В любом случае, чай-это больше про пообщаться в уютной обстанраке, а на "островке" это сложнее)
Желаю удачи в Питере! Пусть ваш чай там оценят и полюбят.

14
0

Привет из Петербурга! Извините, но нет, не стоит: тут этих чаев... Ну не знаю даже как бы так повежливей выразиться сколько. У меня даже есть друзья, которые пытались этим заняться, что-то там связанное с франшизой от какой-то китайской чайной конторой с головным шоурумом где-то на Литейном, но что-то не пошло, деталей не знаю. Да и вообще, нужно посмотреть правде в глаза: рынок сей весьма узкоспецифичен и перенасыщен, а небольшая целевая аудитория уже точно имеет собственных фаворитов и маловероятно, что вам удастся их переубедить. Уж тем более в Петербурге.

Нужно что-то другое. Главное не открывайте суперресторан или мегабар, умоляю. Просто посмотрите историю любого адреса, где сейчас какое-нибудь заведение. Почти везде вы заметите, что заведение меняется раз в 4-12 мес.

13

Sergey, Уверен, что им пофиг, как всегда :)

6

ООО «Моллино Менеджмент», кстати, наверное сейчас брызжет слюной ненависти :-Р

4
0

1)"а потом прошелся по району и понял, что здесь они никому не нужны: вокруг сплошные пивные забегаловки"- вот с чего надо было начинать! 2) вы поверили незнакомым людям, что будет аквапарк- и вас обманули, что неудивительно. Вы купили воздух, в смысле несуществующий поток покупателей. 3) а зачем все нужно было закупать в таких количествах? Посуду можно было вообще в единичном экземпляре закупить, в рекламных целях. Итог- вы на 100% просчитались с местом и слишком широко размахнулись. По поводу еще раз- лучше найдите уже успешно работающую точку, поработать, вникнуть, потом открыть что-то похожее или самому стать совладельцем, вдруг хозяин решит отойти от дел. А вообще- точка с колбасой в павильоне на рынке будет намного проще и прибыльнее! Успехов Вам!

11
0

Зато у вас чай остался, можно теперь пить его :) На статье опять же сейчас десяточку подняли; канал прорекламить не забыли — вы вооще конечно, бизнесмет тот еще. Скоро можно будет курсы по бизнесу вести :))

10

Алена, Это точно, экономия, ведь пью я его по оптовой цене :) Статья добровольная, у меня тут статус героя, а не автора. Надеюсь до инфобизнеса не скачусь :)))

9
0

А я работаю в сети крупных ТРК в Питере. Таких историй за год у нас случается десятки. Хорошо, если люди будут про них читать и учиться на чужих ошибках. Ставки в Питере выше (во всех смыслах). Можно как потерять так и заработать гораздо большие деньги. Но скорее всего потерять.

10
0

Открывать такие точки в Оренбурге - это самоубийство, сама там прожила 18 лет и видела, как развавается (или рушится) бизнес знакомых. Там людям не нужен ваш желтый чай, а, как правильно вы заметили, все "шли мимо островка в гипермаркет за чаем в пакетиках". К тому же, с продвижением у вас были проблемы. Например, меня бы ваши листовки на улице даже не зацепили - не интересно. В любом случае, удачи в ваших начинаниях на новом месте!

9
0

Чувак, только без листочков за 2.500₽ с таким крохотным бюджетом. И без досок за 20.000₽.
Каждый раз как захочешь куда то вылупить деньги, вспомни что не миллиардер.

8
0

Хороший опыт. Многого из случившегося была возможность избежать, конечно. Тот же новый год... Как история для поучения - очень поможет многим, уверен.
Личный совет - в Питер с чаем не езжайте)) там таких находчивых интровертов-поклонников чайного дела и так переизбыток. В принципе, прощупывайте насыщенность рынка, спрос и место товара в своем жизненном цикле. Чайный бум закончился(по моему ощущению), например, в Москве еще лет 8 назад, а в Питере лет 6 назад. Сейчас находится в устойчивом положении постоянного спроса-предложения с максимальной конкуренцией. Правильно привел пример в комментариях Александр Хомяков - сначала сайт для теста, потом точка. Если у вас нет эксклюзива за приемлемую цену, то претендовать на толпу проходящих мимо - ошибка.

Как совет для опробации идей, чтобы не полагаться на "ощущения" есть более менее правдивая статистика поисковых запросов.
https://wordstat.yandex.ru/ (История запросов)
и
https://trends.google.com/trends/
Например, захотели вы продавать амулеты - там посмотрите на их статистику по рабочему региону.

7
0

Щас бы чайник купить за 2500 на островке в ТЦ

7
0

В мертвом городе что в Оренбурге живет ца для пивняков которых там выше крыши. Спрос рождает предложение. Чай там не нужен и не будет нужен. Нужно было в Восходе или в Армаде открываться. Но никак не в КИТе.

6
0

В Петербурге конкуренция. Только если место с жилыми зданиями будет соседствовать....и смотреть чтобы рядом не было альтернативы. А так...рентабельность места до 20 кв.метров как правило не больше 30тысяч чистыми в месяц. Стоил ли овчинка выделки?

6
0

Как потенциальный покупатель добавлю, что бы меня оттолкнуло:
1) Формат острова (на проходе в ТЦ это обычно косметика либо ювелирка), лавка-бутик с дверью подошла бы больше, мне кажется. У вас появилась бы возможность оформить все и создать атмосферное место (но для кого?). Вариант - рядом с каким-нибудь туристическим объектом, по соседству с сувенирами, где большая проходимость.
2) Название и оформление в духе детских комиксов и смешных открыток как будто нацелено на совсем юную аудиторию, а ценник не маленький, получается несоответствие.
3) Цены. Как и большинство, я покупаю чай в пакетиках в супермаркете и не чувствую разницы, а зеленый чай вообще не люблю. У нас нет чайной культуры в стране, увы. Требуется время, чтобы распробовать и проникнуться.
А вот дорогие подарочные наборы - как раз хорошая тема, их часто дарят знакомым и чиновникам. Можно даже с посудой, главное красивая упаковка. Но это проще через интернет организовать, как и доставку для ценителей чая. Тема интересная, но для очень узкой целевой аудитории.
Спасибо за рассказ, было интересно )

6
0

Согласен с Владимиром Монк, Страна бессмертных очень спорное название, ассоциации - обман, секта и т.п. Страна долгожителей, например, куда лучше.

6
0

А я думаю тут прокол не в чае и не в месте и не в подходе. Прокол в поставленной цели. Вам понравилась идея и вы захотели завернуть ее в красивую обертку и превратить в бизнес. Вся выстроенная вами система это подтверждает и это получилось, разве нет? Вы ведь не ставили цель создать прибыльный автономно работающий бизнес. Он и не мог родиться, если все что вы делали не вело к этому. В этом случае вы бы пошли на рынок, посмотрели вокруг чего толпится народ, немножко поанализировали и открыли бы что-то аналогичное в другом месте с аналогичной аудиторией. На той же точке наверняка бы зашел табак) даже с той же вывеской)) судя по описанию района. Вообще и вывеска без разницы, достаточно дать людям то что им надо и по той цене, которую они готовы заплатить. Это вообще не сложно, чуток подумать только. Ну упрощенно по крайней мере как то так. Все это ни хорошо ни плохо, есть и убыточные шикарные проекты и много лет работают на инициативе создателей. Да множество некоммерческих проектов если на то пошло. Просто надо изначально отделять мух от котлет.

6

Александр, так раскройте свою мысль, поделитесь жизненным опытом. Иначе зачем тогда писали?

5
0

Хех, не удивительно)
От фотки пришел в ступор. Маленькая чабань из бамбука 10000 рублей? Серьезно?)) Да на таобао или алиэкспрессе можно заказать чабань из бамбука точно такого же формата за 1500 рублей с доставкой. Сам брал свою первую чабань именно там. Что за барыжный бредовый ценник? Сейчас дома стоит большая основательная из палисандра ручной работы и всего за 6000 рублей. Боюсь представить, какие вы цены на остальное залупили?
А по остальному: на лицо что человек сам не разобрался в теме, перед тем как "открывать".
Люди, понимающие в хорошем китайском чае, никогда не будут брать чай "на проходной" и в местных магазинах, где продавцы везут чаи с развалов Гуанчжоу или еще хуже - Пекина. Туда попадает весь чай, который не купили на производстве. Чай низкой категории, мусорный чай. Безусловно, есть там и хороший чай, но найти его в тоннах хлама не реально. Хорошо если сами не заказывают с таобао или алиэкспресса, а потом перепродают в БЦ).
Нужно самому ездить в китай, разговаривать на китайском - обязательно, пить, выбирать, договариваться. Конечно же не на чайных развалах, на производстве. Ездить по провинциям и фермерским хозяйствам. Пить, договариваться, выбирать. Это сложно и требует соответствующих навыков. И такой чай покупают. Даже с высоким ценником. Отличный пример Мойчай.
А если расчет на покупателя, который не способен элементарно понять где чай ароматизированный, а где натуральный, где красный чай, а где улун, при слове "пуэр" сразу ассоциирующий это либо с вонючими носками, либо с тем что "штырит" - для такого покупателя ценны, что у вас, кажутся космическим безумием. Это же чай! Да проще лисму купить в магазине!

Так что я считаю что нужно самому сначала хоть немного понять, что есть хороший чай, откуда он и как делается. На производстве. Пропить сотни и сотни сортов, начать разбираться в органолептике чаев, а уже потом "продавать" со знанием дела.

5
0

Беру красный чай в магазине рядом с домом (Москва), но и тут чай дороже 800 ₽ с копейками за 100 г чай не продают. Хотя я бы взял хороший. Но и магазин не в ТЦ. Так что товар довольно нишевый. Возможно, с продвижением и лучшим местом зашло бы лучше, но остаётся только гадать.

В Китае вообще чай сначала дают попробовать, а потом продают. У нас так никто не делает, за исключением чайных ресторанов.

4

Алексей, Надо было ему велопарковками заниматься

4
0

Работал в офисе в спальном районе Москвы. Коллеги на ДР подарили керамический чайник и несколько пакетов чая. Спросил где купили - оказался остров на втором этаже ТЦ (на первом - сетевой супермаркет). И я что называется «подсел».
Почему?
1. Не только чай. но и кофе, посуда, аксессуары.
2. Грамотный ассортимент. Были дешевые массовые сорта и немного дорогих. Чаи с наполнителями «1001 ночь» и смола пуэра. Так же и с посудой.
3. Грамотная бонусная программа. Понятно, что даже если умеренно тратить, то хорошая скидка наберется быстро.
4. В супермаркете - коробки. Тут хоть от 20 грамм. Попробовать и вернуться. Не для эстетов, но и «пакетики». Кажется даже плитки краснодарского были, по просьбе привезли ;)
5. Были ещё 2 точки в таких же «спальниках». Проще закупать, проще тестировать гипотезы, проще было с продавцами.

Давно не работаю в том районе, но почему-то кажется что остров ещё жив.

4
0

Штоа? Торговал чаем от 10 тысяч за кило (этот называет "дешевым") до 50 тысяч??? При том, что все, кто хоть чуть-чуть интеревался хорошими чаями, отлично знает, где и по чем его покупать? спойлер: практически на два порядка (в СТО, черт побери, в СТО РАЗ!!!) дешевле. И вот чувак формирует посылку, к примеру, у Тома (и это сейчас давно дорогой магазин!), и надеется продать в сто раз дороже, а желающих чот нет. Почему? Да вышел, увидел пивные, ура, причину нашел: виноваты во всем район и арендодатель. Чувак-то молодой совсем, а рашен бизнес уже в голове.

4

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество