Дети
15K

«Спасибо, хватило, своих не планирую»: что влияет на решение стать родителем или чайлдфри

Истории читателей

128

Недавно мы спросили у читателей Тинькофф Журнала, как они решили, сколько детей будет в их семье.

В ответ нам рассказали про представления об идеальной семье, истоки которых тянутся еще из детства: бедной жизни в 90-е, опыта единственного ребенка в семье, родительских установок. Собрали истории о том, как жизненный путь влияет на решение завести детей.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка

Взгляды родителей на состав семьи

Я была единственным ребенком в семье, и, когда я спрашивала о братике или сестренке, мама всегда говорила: «Ну к черту, с тобой одной тяжело, какие там братья-сестры». Наверное, поэтому у меня сформировалась дурацкая позиция, что дети — это помеха для нормальной жизни. Неосознанно, конечно. Осознанно я мечтала лет с 15, что у меня будет два-три ребенка.

Но вот два года назад я родила, и мамина установка вылезла из недр моего бессознательного дерьма. Так что я, несмотря на любовь к ребенку, уже два года оплакиваю отсутствие свободы, невозможность куда-то сходить и отдохнуть в любое время, как раньше, потому что помощников, кроме работающего мужа, у меня нет.

С этой вечной усталостью я решила, что второй ребенок у нас точно будет, но только после того, как я решу свою психологическую проблему и смогу пожить «для себя». И когда сын подрастет и не будет так сильно нуждаться во мне так, как сейчас. В общем, еще лет пять-семь, и я созрею.

Да, финансовое состояние — это очень важно, но гораздо важнее состояние психологическое. С таким демоном, вылезающим из меня каждый раз в моменты перегруза, рожать второго, «чтобы было», — не лучшая идея.


Как говорил мой папа, детей должно быть минимум двое, чтобы воспроизвести себя и человечество не закончилось. Если что, у папы было пять братьев, из них четыре старших, один младший. Они с мамой так и сделали: у меня был старший брат.

В детстве общались по-разному. Дружили, ругались, дрались, мирились, делились конфетами из новогодних подарков, играли в солдатиков, футбол, карты. Пять лет разницы чувствовались до моих 17. Потом брат стал лучшим другом.

Такая же установка сохранилась и у меня. Детей должно быть двое. Сделали. Дружили, ругались, дрались, мирились, делились конфетами из новогодних подарков, играли в «Лего», приставку, компьютер. По-настоящему стали дружить, когда младшему исполнилось лет 15—16, у них семь лет разницы. Младший сын видит старшего брата чаще, чем мы с отцом, часто ночует у него в выходные. Я иногда смеюсь и говорю невестке, что она получила двух по цене одного.

Лейбл заголовка

Вынужденная забота о братьях и сестрах

Не планирую детей вообще.

Во-первых, это ну просто как-то неприятно. Вынашивать, рожать, кормить грудью — это же больно и здоровьезатратно. Я уже пятый год лечу зубы, финишная прямая, и их можно легко потерять во время беременности и кормления.

Во-вторых, ну это капец дорого, требует много времени и сил. Кто-то, может, очень бодрый и всегда рад носиться за ребенком в сад, бассейн, поликлинику, на бокс, рисовашку, а у меня иногда сил нет за собой-то хату прибрать и себя-то в поликлинику отнести.

Сестра младше меня на 15 лет, и я помню, как приходилось нестись со школы, чтобы откуда-то ее забрать и куда-то отвести, как отменяла все дела, чтобы сидеть с ней больной, как у нас просто не было денег, а с рождением сестры мы перешли на подножный корм.

В-третьих, никак не могу объяснить для себя, зачем рожать детей. Это же как-то аморально. Ты призываешь из небытия целого живого человека. На страдания, разочарования, ужас, утраты, неизбежную смерть и предсмертную неопределенность. Плюсом — в перенаселенный мир на границе экологической катастрофы. И зачем, продолжить род? Ну типа хз, как-то эгоистично.


Я рос с младшей сестрой и уже в детстве осознал, что своих детей не хочу, после того, как меня заставляли нянчиться с малой. Родители уже поняли это и не ждут :)

От себя скажу, ну не интересен мне такой опыт, даже если откинуть затраты финансов, времени и энергии. Был опыт отношений, где у девушки был ребенок пяти лет. Я продержался две недели и сбежал, это так скучно. Все вышесказанное — имхо, и прошу не принимать близко на свой счет.


Была старшей в семье с четырьмя детьми. Разница в 5, 10 и 13 лет. Быт на мне, дети на мне — забрать, накормить, поиграть, уложить. Спасибо, хватило, своих не планирую :)

Добавим сюда так себе наследственность, которая грозит потенциальным детям пожизненными проблемами. Дочка моего мужа — это прекрасно.

Лейбл заголовка

Подсчет будущих трат

Маленькие дети требуют больших денег. Например, семья, где я родился, с трудом могла содержать одного ребенка. И то это было в СССР. А когда родилась сестра, все ресурсы пошли на нее. Потому что «девачка». Результат — до армии ходил в обносках: пальто — отца, куртка — двоюродного брата, шапка «каракулева» — от умершего деда и так далее.

Когда создал семью, с женой решили: будет столько детей, сколько сможем содержать. Одежда, а не обноски, нормальная еда, а главное — медицина на лужайке не валяется. Сходите, посмотрите цены и прикиньте, сколько сможете потратить на себя и сколько останется. Вычтите из остатка отложенное на черный день, и вуаля — вот вам сумма на дитя. Если в остатке меньше полутора прожиточных минимумов, ребенка вы обрекаете на нищету. Оно вам надо?


Я росла в 90-е, родители много работали и мало зарабатывали, наша семья жила в крайне стесненных условиях, кроме как бедностью это не назовешь. Боюсь представить, как бы мы жили, если бы я была не единственным ребенком. Один ребенок в семье кажется мне нормой.

Еще могу сформулировать так: рожать детей нужно столько, сколько женщина в случае чего сможет одна вырастить без падения за черту бедности, так как с отцом ребенка может произойти что угодно. Чаще всего, как можно понять, это один ребенок. Хотя, если вдуматься, это в большинстве случаев справедливо и для полной семьи. Короче, одна семья — один ребенок, таково мое убеждение.

Что касается меня, то я детей не планирую в принципе.


Была и есть единственный ребенок в семье. Примерно в садовском возрасте очень хотела брата или сестру, исключительно «чтобы катать коляску» :) Завидовала тем, у кого были старшие братья. В подростковом возрасте эти желания полностью отпали, начались 90-е, и делить с кем-то еду и одежду не очень-то хотелось, жили и так сложно.

У меня один сын от первого брака, 13 лет пытались завести со вторым мужем общего ребенка — не сложилось. Наверное, и к лучшему. Есть свободные деньги, возможность путешествовать и ни в чем не отказывать нашему ребенку. Ощущения двоякие, вроде «у всех во втором браке второй ребенок», а вроде нам и так хорошо.

Лейбл заголовка

Теплые воспоминания о собственном детстве

Я была единственным ребенком и точно от этого не страдала, никогда не просила братика-сестричку. У меня было много друзей, интересов, и вообще я была самодостаточным ребенком. Выросла и не жалею, насмотревшись на отношения родственников. Далеко не всегда они близкие.

Больше одного ребенка иметь не вижу смысла, если вы обычный средний класс. Просто финансово сложно потянуть: кружки по интересам, возможно, частные детсад и школа, потом летний и зимний отдых, какие-то языковые лагеря в других странах и, как вариант, год по обмену. Плюс небольшая квартира в нормальном районе, чтобы облегчить жизнь. Для меня это тот минимум, который я даю ребенку.

Естественно, есть еще своя жизнь. Она тоже стоит денег. И на старость отложить. В мои финансы банально не вписывается несколько детей.


Единственный ребенок в семье, жена тоже — супер, все мне, конкурентов в лице других детей нет. Рос в конце 80-х и 90-е, друзей было много, но иметь еще кого-то из детей у себя дома — спасибо, не надо.

Лет до двадцати не хотел детей в принципе. Но ближе к тридцати решил, что надо оставить после себя кого-то в этом мире. Жена в принципе не была против ребенка, но только одного.

К 35 годам желание оформилось: хочу дочь. Сказано — сделано. Скоро ей три года.

Лейбл заголовка

Возможность сравнить жизнь с ребенком и без него на чужом примере

Я впервые задумалась о том, что можно не иметь детей, когда лежала в больнице.

Было мне тогда лет 20 с небольшим, а вот самой юной из моих соседок по палате недавно стукнуло 63. Собственно, эта самая юная нравилась мне меньше всех. Она лежала на вытяжке со сложным переломом ноги. Примерно раз в два дня к ней приезжала дочь лет 40, иногда с внучкой лет 15.

Дочь всегда привозила вкусняшки, какие мама просила, и выполняла всяческие капризы. Подушку помягче, подушку пожестче, привези плед, зачем ты привезла этот колючий, пирожки у тебя сегодня вышли невкусные, я, вообще-то, хотела с капустой, могла бы и догадаться. Дочь стойко терпела все капризы, ни разу не сорвалась.

Как-то раз я видела, как она вне палаты разговаривала с лечащим врачом, плакала, потому что прогнозы у ее мамы были не самые оптимистичные. Как только дочь уходила, моя соседка по палате начинала стандартную тираду: «Вот, эти мерзкие отпрыски только и ждут моей смерти, притворяются участливыми, а сами хотят скорее сжить меня со свету и заполучить мою квартиру!»

На минуточку, у нее был перелом — хоть и сложный, но не смертельный. Средняя продолжительность жизни женщины в Москве — 78 лет, так что отпрыскам пришлось бы еще долго ждать. Ей вторила другая соседка по палате, чуть старше, ей было 65. И, в общем-то, все разговоры этих двоих сводились к критике детей и внуков.

А третьей моей соседке было 67, и детей у нее не было. Ее периодически навещал молодой 56-летний любовник. Когда-то она работала моделью. Дважды была замужем. И можно много перечислить интересных фактов из ее биографии, но главное не это. У нее был совсем другой взгляд на жизнь: неунывающий оптимизм — хотя у нее был самый сложный перелом из всех нас, открытость новым знаниям и впечатлениям, гибкий критический ум. Да и выглядела она моложе двух других: они были бабки, а она — женщина в возрасте. Вспоминаю ее с теплотой и жалею, что была слишком стеснительна, чтобы взять контакты и продолжать общение.

Не скажу, что приняла решение относительно своей дальнейшей жизни именно тогда. Конечно, это были всего лишь несколько частных случаев. Но тогда я увидела и осознала, что есть и счастливые, и несчастные люди по обе стороны баррикад под названием «надо рожать».

Лейбл заголовка

Сомнения в том, что можно любить всех детей одинаково

Я единственный ребенок в семье, вещей и так у меня было не особенно много, страшно представить, если бы это немногое пришлось бы делить :)

И на самом деле я не представляю, как можно любить всех детей одинаково и уделять им достаточно времени, эксперименты проводить не хочу. Тем более я и так постоянно боюсь, что недостаточно времени своему единственному ребенку уделяю.


Росла в многодетной семье, где я старшая и все со всеми ругались. Любви и привязанности нет даже спустя годы. Одного ребенка мне достаточно, не хочу, чтобы он делил свои вещи, внимание и любовь родителей с другими.

Лейбл заголовка

Возможность пожить для себя

Была единственным ребенком и долгое время жила очень бедно, постоянно не хватало денег на еду. До 20 лет думала, что нет смысла вообще рожать, а родить — равно сломать жизнь и себе, и ребенку. И его только мучить.

Потом финансовая ситуация стала лучше, я хотела пожить для себя, чтобы компенсировать все то, чего мне не хватало в детстве: еды, развлечений, веселья, путешествий, кайфов и так далее. До 30 лет думала, что дети — это обуза, которая будет мешать веселиться и жить для себя.

Ближе к 33 годам ощутила, что навеселилась, и с финансами стало лучше. Решила, что можно родить одного и свалить с работы в декрет. Про второго ребенка пока не знаю, что думать. Беременность оказалась весьма некомфортной.

Лейбл заголовка

Внезапная беременность

Я не хотела детей. То есть в теории да — когда-то в будущем. В очень отдаленном. Детей не любила, не замечала. У меня были сводные братья на 14 лет младше. Общалась я с ними криком.

А потом забеременела. Восприняла ужасно. О родах старалась не думать и ничего не знать. Считала, что жизнь кончена. Родила кошмарно, что делать с ребенком — не знала. Поклялась, что никаких больше детей у меня не будет ни за что.

А потом, примерно к четырем малышовым месяцам, ощутила такую любовь, что мне раньше и не снилась. Чувств сильнее в моей жизни не было. Я перестала любить близких — только дочку. И вообще депресняк был жуткий — это я потом поняла.

Как-то меня приятель спросил, зачем нужны дети. Я подумала и поняла — чтобы любить. Потому что больше такого чувства не ощутить ни с кем. Всепоглощающая любовь.

Потом и чувства к другим близким вернулись. И депрессия прошла, сама. Мне кажется, когда вышла на работу.

Через четыре года после родов я внезапно поняла, что любить одну дочку мне мало. И родила вторую — разница получилась пять с половиной лет. К родам готовилась. Это было осознанное решение, и полюбила я дочку сразу. Здесь чувства были более спокойные, но тоже очень сильные. И никакой депрессии.

Насчет третьего не знаю. Захочу — рожу, не захочу — не рожу :) Пока не хочу. Второй дочке два года.

Дети — это любовь.


Решились стать родителем? Расскажите о своем опыте и станьте героем следующего материала
Теги: дети
Воспитываете или планируете много детей? Поделитесь, как пришли к такому решению:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Хорошо, что в голосовалку добавили пункт про кота, а то даже не знаю, куда бы жмакал

99

evilbonk, у меня пес, я не знаю куда жмакать(

33

владислав, жмакните на кота)
Вот вопрос, может ли редакция чуточку поправить опрос? и пункт назывался бы -"Лучше завести домашнее животное" или как-то так

19

evilbonk, по научному это называется зооматеринство ))

9

Авторка, запишу в блокнотик, для общего развития, спасибо)
Но мне не подходит, мамой мне не стать :D

2

evilbonk, для пап это также называется. потому что завести ребенка = материнство, я что-то не припомню аналогичного отдельного названия для пап

4

Авторка, уф, какие серьезные :D

0

evilbonk, я слежу у кого тут какие психические расстройства :D шутка.

3

Авторка, Буду аккуратнее, чтобы не спалиться)

2
0

"никак не могу объяснить для себя, зачем рожать детей. Это же как-то аморально. Ты призываешь из небытия целого живого человека. На страдания, разочарования, ужас, утраты, неизбежную смерть и предсмертную неопределенность. Плюсом — в перенаселенный мир на границе экологической катастрофы. И зачем, продолжить род? Ну типа хз, как-то эгоистично."

вот это в точку, жить бывает так страшно, что когда представляешь себе человека, которого ты сам привел в этот мир и будешь на него смотреть и думать, сколько страдания его ждет, от этого просто какой-то ужас в голове возникает, что ни о каких детях думать не хочется.

мир конечно состоит не только из страданий и зла, но со мной его было столько, что не думаю, что смогу дать ребенку нормальное воспитание, скорее все будет еще один страдающий, неуверенный в себе человек.

75
0

Глядя на всё дерьмо вокруг, привести в эту мясорубку ещё одну жизнь - нет, для меня это слишком. Да, у всех у нас есть допинги в виде секса, еды, денег, но по большей части, мы живём в истинном аду. Для меня это веская причина не иметь детей.

61

Андрей, сто процентов с вами согласна, особенно когда слушаешь какие перспективы в дальнейшем, становится страшно

15
0
Герой Т—Ж

27.09.22, 11:26

Не люблю детей. Вот просто - не люблю.

49

lazex, поддерживаю

18
Герой статьи

+4

27.09.22, 12:50

Уроки_французского, очень жаль тех, кто родил исключительно из-за тикающих часиков. И детей их жаль.

42
0
Герой Т—Ж

+3

28.09.22, 19:44

« чтобы воспроизвести себя и человечество не закончилось»

Я никогда не понимал зачем надо, чтобы оно не закончилось

38

Не, а особенно сейчас, ага. Вокруг смотришь и ничего кроме как "господь, жги!" на ум не приходит :(

7

MrNazke, вы просто не туда смотрите.

3
0

Оптимально заводить столько, сколько семья сама решила и смогла. И крайне неоптимально рассказывать другим семьям, сколько им детей иметь. Или котов. Или собак.

37
0

Судя по всем сообщениям, основанная проблема это вечная нищета и безнадега в стране. Какие бы времена не были, все всё время ожидают приближение голода. Похоже это уже на генетическом уровне. Так как уж 300 лет так живем.

36

Моя-прелесть, известная Людмила Петрановская наконец ещё в нулевых первая об этом написала. И наконец услышали ее, как минимум образованное меньшинство. Именно генетически передаётся страх перед будущим от загубленных и убитых предков наших 20 века. У меня например до прабабки все без отца. Одного чекисты арестовали, второй погиб от травмы, третий сбежал. И так куда ни плюнь. Сплошная безотцовщина после 1917. И русская баба больше не нарожает. Особенно сейчас . Она устала.

13

Мария, у меня один прадед в войну без вести пропал, второго машина сбила. Дед с бабкой русские развелись,одна растила 3 детей. Мать развелась, одна растила 3 детей. Мне 30. Жмакнула на пункт про кота

13
0

Мне кажется, что я в свое время собрала бинго: и нищее детство; и склочная семья; и мать-одиночка с безучастным отцом; в 8 лет на меня скинули заботу о деде-инвалиде; в 10 воссоединилось семейство и добавились младшие дети на фоне которых ты вечный аутсайдер. В настоящем больше беспокоит не отсутствие детей, а желание встать на ноги, чтобы не повторять былые подвиги моих родственников, если вдруг когда-нибудь появится желание продолжать свой род. А жить для себя я буду в любом раскладе.

34

кровохлебка, что-то вспомнилось

пятимесячный Никита не хочет жениться - он считает, что сначала нужно встать на ноги (с)

18
Герой

28.09.22, 09:34

Отредактировано

Златеника, так у этого 5тимесячного ума получается побольше чем у многих взрослых

14

Златеника, ну так в этом что-то даже есть. У нас даже есть локальный мем "Я Андрюшка, мне 15"

3

кровохлебка, покажьте

2

кровохлебка, не в любом. В ситуации когда вас лишают свободы воли вы уже не живёте для себя. Например в армии.

0
Герой статьи

+4

27.09.22, 13:51

Уроки_французского, не знаю ни одной счастливой истории, где фигурировали тикающие часики.

31
0

В голосовании ожидаемо в ТЖ выигрывает вариант с котом, но более информативной была бы голосовалка только с теми кому за 40. Когда тебе 20 -25 какие мысли о детях? Не укладывался вообще в голове сей факт !

24

PivoVechno, ну вообще в 20-25 завести ребенка гораздо легче чем в 40 ) по целой куче причин - начиная от анализа ситуации и заканчивая здоровьем

10
0

Нет мнения. И быть не может (ибо абстракт).
Каждый в вопросе деторождения решает сам для себя - почему, когда, сколько и надо ли вообще.

20
0
Герой

28.09.22, 10:00

Отредактировано

Родила недавно, мне 40. Больше 10 лет попыток с мужем. А сейчас такой ужас творится. Боюсь теперь потерять мужа и сына. Больше у меня никого нет. Да, мне страшно за обоих, последние несколько ночей, не сплю.

Потом, у меня были тяжёлые роды, сама чуть не умерла. Лежала в реанимации и думала, что оставлю сиротами их.
Когда мне в роддоме говорили, давайте за вторым... Ага, щас.
При стоимости элементарного-памперсов, стоимость содержания ребёнка не очень бюджетная.

19

Надежда, держитесь, Надежда, сил вам! 🙌🏽

10
0
Герой

28.09.22, 05:24

Отредактировано

Интересная тема. Можно, конечно, снисходительно смотреть на тех, кто обзавелся детьми, и говорить: "а вот я живу насыщенной жизнью, дети не отнимают мое время и силы, я полностью посвящаю себя любимым занятиям и лучше самореализуюсь". Но время идет, и поводов для гордости все меньше. Точнее, эту позицию человека все меньше могут оценить, ее не замечают. Некогда. Даже если есть хорошие отношения, можно ощутить одиночество.

Преимущество того, чтобы все-таки завести детей - это возможность прожить с ними еще одну, другую жизнь. Можно делать вместе какие-то дурацкие вещи, веселиться, куда-то ездить, что-то обсуждать (чего, возможно, никогда не обсудил бы с другими) и в итоге сильно обогатить жизнь собственную. В общем, главное - сделать первый шаг, а дальше проще:)

Небольшая подсказка: два или больше - с определенного возраста это удобно, они развлекают друг друга и дают вам время побыть и без них.

18

Жора, согласна с тем, что можно с каждым ребёнком пережить детство и юность, главное, не увлекаться и вовремя отпустить и отступить

12
0

Нет верного варианта. Оптимально иметь столько, сколько хотите и при этом сможете воспитать, обеспечить, уделить внимание и подарить любовь.

p.s. Жалко старших, на кого родители переложили свои функции. Детство дается, чтобы строить шалаши, делать в земле "секретики", разбивать коленки, а не пеленки менять. Обнимаю.

16
Герой Т—Ж

+5

28.09.22, 18:19

Златеника, да нет, не путаю.
При отвращении человека не поносят за глаза в личных и групповых чатах, не вспоминают о нем при любом удобном случае, не читают его блог в конце концов.

А вот высказывать свои личные обидки на меня всем, кроме меня самого - это банальная трусость как по мне.
Они то вам ничего не скажут в ответ, не то, что я.

16

Victor, страх самим наложить на себя руки?
В то же время, для этого действия нужна большая слабость или большое мужество, а возможно то и другое? Или же совсем иное?

13
0

Время показало, что бездетные женщины за 30 и особенно за 35 как я, оказались самыми умными и дальновидными. Неделю назад точно резко меньше стало желающих спросить, а почему не замужем и детей нет. Видимо на уровне подсознания многие русские женщины, родившиеся в 80е понимали, что в России не надо заводить детей. Теперь уже всем очевидно, почему

13
Герой Т—Ж

+5

28.09.22, 18:34

Златеника, ну вы же не обсуждаете говно со всеми подряд например. Тихо делаете свое дело и все. Вряд ли это обсуждаете с кем то, кроме врача.

Не лукавьте. Не в поклонницах дело.

12
Герой статьи

+4

27.09.22, 19:18

Златеника, дискутировать-то мы дискутируем, но я вас не знаю, может, вы вымышленный персонаж))
И что, вы рожали из-за тикающих часиков? Всех троих?

11
0

Мне 30, детей нет. Страшно. Не знаю, хочу я или нет. Просто тупо не знаю. А вообще, говоря про общество... Хочется пожелать, чтобы люди делали это осознанно. А то как посмотришь по сторонам - рожают только потому, что рожают. 40-50% невест беременные.... Вот объясните мне, ЧТО это? Отсутствие мозгов? Способ манипуляции мужиком?

11
Герой статьи

+6

28.09.22, 10:17

Уроки_французского, открою великую тайну: не существует никаких часиков, а вот социальное давление и гендерная социализация очень даже существуют.

10
Герой Т—Ж

+5

28.09.22, 17:31

Златеника, да и вы не дарт, у вас даже нет смелости мне что то напрямую сказать)

А по поводу эмиграции вы правы, вы и без нее прекрасно справлялись со своей миссией.

10
Герой статьи

+6

28.09.22, 20:31

Златеника, хренасе любовь и ненависть в Т-Ж.

10
0

Почему только один кот? Нужно хотя бы двух завести, чтобы им не скучно было.

10
Герой Т—Ж

+5

28.09.22, 18:40

Златеника, к вам никто и не лезет. Просто вы меня почему забыть не можете и вечно вспоминаете.

8
Герой статьи

+4

28.09.22, 18:51

Златеника, не знаю, когда вы успеваете у всех айкью измерять тут. Но моего айкью не хватает, чтобы улавливать ход вашей мысли, если честно. Ощущение, что сваливаете всё в кучу, т. к. многое, видимо, хотите сказать, но по сути сказать вам нечего

8

Playa, боюсь, что мне будет тяжелее одной физически и финансово поставить на ноги двоих и более. У меня, конечно, есть родители, которые мне помогут, но не хочется на них многое сваливать.

8

Сообщество