Как каршеринг списал с меня неустойку, а я смог отсудить у него почти в 5 раз больше

108
Как каршеринг списал с меня неустойку, а я смог отсудить у него почти в 5 раз больше

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Александр Корытов

остался в плюсе

Страница автора

Раньше я часто брал авто в аренду у каршерингового сервиса Cars 7 в Иркутске.

Теперь желания им пользоваться нет, да и сервис заблокировал мой аккаунт после того, как я подал на него в суд. Хочу поделиться личным опытом, как мне удалось отменить штраф от каршеринга за неправильную парковку автомобиля.

Поездка

Я брал авто в аренду с 2020 года — это удобно, и поездка выходила дешевле, чем на такси. За эти четыре года у меня больше 500 поездок на каршеринге — из них проблемных почти не было.

В феврале 2024 года я, как обычно, арендовал машину в приложении Cars 7 и закрыл аренду во дворе своего дома. Двор моего дома — белая зона  в приложении каршеринга, то есть прекратить аренду можно, я уже делал это не раз, и проблем не было.

При въезде у нас есть шлагбаум, но он не помеха: открывается для всех, кто подъезжает, без ограничений. К тому же помним, что двор находится в белой зоне и я как потребитель не обязан разбираться во всех нюансах парковки арендованного авто. Компания могла сделать эту территорию серой зоной  , и проблемы бы не было.

История умалчивает, почему сервис в этот раз решил, что двор закрыт и оставить там машину — нарушение договора. Через несколько дней после той поездки Cars 7 списал с моей карты 10 500 ₽ и выставил претензию в приложении, мол, я оставил машину на закрытой территории.

Что интересно, срок уплаты штрафа за нарушение договора был 30 дней, но по каким-то причинам компания списала деньги уже через два дня с моего счета. Я обратился в банк, но там не признали операцию подозрительной.

Я не согласился с позицией каршеринга, что закончил аренду не в том месте, поэтому обратился в мировой суд.

Процесс

Я юрист, но к делу подключил коллегу, чтобы взыскать судебные расходы. Она подала иск, а на заседания я ходил сам.

Первое заседание в мировом суде ознакомительное: судья беседует со сторонами, просматривает иск и задает вопросы. На втором уже идет рассмотрение дела, но в моем случае его не было: каршеринг представил возражения и мне дали время, чтобы с ними ознакомиться и подготовить свою позицию, — процесс отложили.

Cars 7 ссылался на то, что я нарушил условия договора, поэтому заплатил штраф, но никаких доказательств моей неправоты компания не представила.

На третье заседание я не пришел — суд вынес решение в мою пользу без участников дела. Компания не отправляла своего представителя на заседания, только подавала документы в суд.

Так как я подавал иск о защите прав потребителей, мне удалось взыскать не только 10 500 ₽, которые списал каршеринг, но и еще:

  1. Неустойку за каждый день просрочки исполнения требования. Претензию я написал 26 февраля 2024 года, где указал, что не согласен со штрафом и прошу перевести деньги назад. У них было 10 дней, чтобы выполнить мое требование. Срок истекал 8 марта. Размер неустойки — 3% за каждый день просрочки. На момент подачи иска деньги мне не перечислили, поэтому неустойка за 34 дня составила 10 710 ₽. Но так как она не может быть больше суммы обязательства, в итоге получилось 10 500 ₽.
  2. Компенсацию морального вреда — 5000 ₽.
  3. Расходы на представителя, так как за меня иск подавала коллега, — 10 000 ₽.
  4. Штраф по закону о защите прав потребителей — 50% от суммы требований, вышло 13 000 ₽.

Всего я получил 49 000 ₽. Еще решил разобраться с тем, что сервис меня заблокировал. Сначала обратился в Роспотребнадзор — мне ответили, что добиться справедливости можно в судебном порядке. Теперь думаю над тем, чтобы обратиться в Федеральную антимонопольную службу: у нас в городе один сервис каршеринга — по сути, они монополисты, а их услугами я воспользоваться не могу.

Итог

Я получил исполнительный лист и сдал его в банк, который обслуживает Cars 7. У меня была информация о реквизитах из претензии от каршеринга, но я мог бы сделать запрос в ФНС и тоже получить эту информацию — понадобился бы исполнительный лист на должника, по которому делают запрос. Через неделю мне пришли деньги, вся сумма — 49 000 ₽. С момента незаконного списания штрафа до получения возмещения прошло восемь месяцев.

Сейчас разбираюсь со штрафом от этой же компании за то, что перегородил выезд другим авто, хотя по моим фото видно, что я никому не мешал.

Такому исходу я рад, ответчик решение суда обжаловать не стал
Такому исходу я рад, ответчик решение суда обжаловать не стал
РедакцияВас тоже штрафовал каршеринг? Расскажите за что:
  • egahЛет пять назад была ситуация. Перед красным светофором остановился логан, я пытался протиснуться между ним и припаркованным автомобилем, чтобы встать на другое парковочное место. Прижался своим задним крылом к его заднему, пластик к пластику. Вызвали ДПС, всё оформили, ущерб нулевой (притертость на некрашенном пластике, которая исправляется протиранием влажной салфеткой). С меня каршеринг ничего не требовал, ДПС оштрафовали на 500 руб. за несоблюдение интервала. Через четыре месяца звонят и говорят, что по тому ДТП насчитали штраф 30 тыс. руб., "удобно ли, если спишем с карты №ХХХХ?". Я сказал, что, конечно, без документов ничего оплачивать не буду, да и за четыре месяца с машиной могло произойти что угодно. В итоге через две недели написали на почту, что решили эту сумму с меня не взыскивать. Осадочек остался, хоть и приятно, что ничего не заплатил.15
  • Жора ТАвтор, каршеринг не может знать все серые зоны и помечать их. Есть правило про закрытую территорию и шлагбаум, оно для того чтобы другой человек мог спокойно потом воспользоваться машиной. И на Вас скорее всего нажаловался другой пользователь. Который понятия не имеет и не должен иметь, что шлагбаум открывается всем. Человек хотел уехать и скорее всего не смог, так как увидел закрытый шлагбаум. Каршеринг конечно, часто бывает не прав сам, но тут вопрос просто про уважение к другим пользователям. По моему мнению Вы не правы.63
  • Барон фон ГринвальдусЖора, абсолютно согласна, скорее всего так и было. Я бы тоже не стала садиться в такой карш и разбираться со шлагбаумом, просто закинула бы инфу про недоступность машины в поддержку. Хотите парковаться прям у своей парадной - возьмите себе личный авто в кредит.16
  • Александр КорытовЖора, добрый день. Не совсем согласен с вашим мнением, каршерниг такой же продавец как и обычный магазин. Поэтому к нему в полной мере применяется Закон о защите прав потребителей, поэтому каршеринг обязан предоставить полную и достоверную информацию об услуге - в моем случае, если зона "белая" значит я могу закончить аренду в этом месте. Есть такое же понятие как "презумция незнания" потребителя о свойствах и характеристиках товара или услуги, именно продавец обязан донести полную информацию до потребителя. Я со своей стороны ничего не нарушил, судебный акт подтверждает мою правоту.23
  • Яри КУдобно . Завел авто под шлагбаум. Белая зона, машину никто не берет. Всегда под боком . Да, суд вы выйграли, молодец. Но с вами дел лучше никаких не иметь, ни личных , ни рабочих.37
  • Nikolai KuznetsovСогласен с другими комментаторами, что ставить машину под свой шлагбаум, хоть он и открывается для всех - такое себе. Похоже это тот случай, когда законно не есть справедливо.24
  • Johnny CashЖора, что за бред, почему он не прав?? Кашеринг разрешает оставлять машину в этой зоне, всё точка. Потребителей не должен разбираться, а здесь можно, а там можно оставить? А через 5 метров? А через 10?4
  • ИванАлександр, судебный акт подтверждает что один конкретный мировой суд с вами согласился а не то что вы правы. Выиграли вы потому что карш не предоставил доказательств (прощелкали? лениво?) нарушения договора и не прислали представителя (дороже чем сумма иска?). Компетенция некоторых мировых и не только судей позволяет дойти с простым вопросом до ВС. При этом сам иск вы не приложили так что не понятно оспаривали ли вы вообще факт нарушения. Сам факт того что вы регулярно ставили за шлагбаумом и "фиктивно" подключили коллегу чтобы накрутить судебные расходы говорит что вы сказочный юрист. Аргументы про "белую" зону детский сад - каждый двор и зону запрета парковки по ПДД сделать "серым" невозможно технически.24
  • АлексейИван, У ответчика была возможность разобраться и вернуть средства по претензии, они отказались. Почему автор не должен был потребовать оплату за своё потраченное время и нервы, на решение этой проблемы, мне вообще не понтяно.24
  • ВсяВБеломЖора, «каршеринг не может знать все серые зоны и помечать их», если уж компания не знает, то откуда это может быть известно пользователю.0
  • Жора ТАлександр, Вы говорите про каршеринг - но совсем не думаете о других пользователях. В этом был смысл моего сообщения. Так можно и дальше дойти - парковаться на инвалидных местах - они же не помечены серой зоной.6
  • Жора ТJohnny, потому что есть правила. Правила написаны для того, чтобы другой человек мог потом без проблем взять и уехать спокойно. А не думать для всех открывается шлагбаум или нет. Я один раз так забронирвал машину, пришел - а она на закрытой территории. Тоже, видимо, "умник" нашелся. Пришлось отменять, искать другую, терять время из-за таких пользователей, которые правила элементарные не соблюдают.15
  • Жора ТВсяВБелом, из правил пользования. Или под шлагбаум он незаметно для себя проехал?7
  • Моя прелестьЖора, экстраполяция парковки под общедоступным шлагбаумом на парковку помеченных мест для инвалидов - является логически некорректным примером0
  • Жора ТОльга, c чего это? И то и то запрещено правилами, которые подписывает пользователь.1
  • Забаненный за политотуЧтобы выбить деньги из каршеринга за сомнительную ситуацию, где нельзя сказать, что ты однозначно прав всего-то нужно быть юристом и иметь подругу юриста)) Сказано же, что нельзя оставлять на закрытой территории. Допустим я возьму эту машину, откуда я должен знать, что шлагбаум вдруг откроется, если к нему подъедет случайная машина. Логика шлагбаума же в том, чтобы таких ситуаций не было, а проезжали внутрь только авторизованные машины. Есть конечно исключения, типо Шереметьево, но там прям стоит огромная иконка в приложении, которую невозможно не заметить, куда можно нажать, чтобы высветилась подсказка о том, что к такому-то шлагбауму можно подъехать, и он откроется автоматически10
  • Забаненный за политотуЗабаненный, я, как и наверное любой другой человек просто не буду даже пытаться осматривать, заводить машину, подъезжать к шлагбауму, чтобы просто проверить, смогу ли я на ней уехать. А сгорю и пожалуюсь на эту ситуацию в сервис, и недовольный (машина в белой зоне, но на закрытой территории) пойду к другой13
  • Дмитрий СоколовJohnny, вообще-то потребитель подписывал договор, по которому он как раз ОБЯЗАН разбираться. Запрещено завершение аренды на закрытых территориях и в тех местах, где припаркованный автомобиль в какой-то момент начнёт нарушать ПДД. Вон, пункт договора полностью процитирован. И тут не катят аргументы «шлагбаум открывают всем», или «я под 3.29 встал утром 31го числа, было ещё два дня можно». Суд вынес бредовое решение, счастье автора в том, что мелкий региональный карш решил не привлекать своих юристов к такой мелочи, а так в их возражении всё полностью по делу.5
  • Дмитрий СоколовВсяВБелом, я, как много поработавший с навигацией человек, могу сказать точно: если разметить «серыми» абсолютно все зоны, то в некоторых местах каршерингом пользоваться станет тупо невозможно. Потому что некоторый «дребезг» в определении координат существует всегда, и это если даже мы вообще не полагаемся на заведомо ненадёжное клиентское устройство. Пример. Допустим, есть «белая» дорога и «серые» дворы с двух сторон от неё. У пользователей настанет форменный ад с завершением там аренды, потому что машину постоянно будет кидать в краешек этих дворов, и приложение будет запрещать совершенно законную парковку. Равно как наоборот, всё ещё можно будет въехать во двор и поймать ошибку геопозиции, позволяющую завершить аренду. Что же лучше: потребовать от заведомо психически здорового пользователя думать головой, или же подвешивать его в аренде на лишние десять минут (пока одуплится модуль), получая за это безмерный и обоснованный негатив? Выбор очевиден, кажется.6
  • zzz qqqИ забанили тебя автор правильно и по делу. Надеюсь не разбанят никогда. Непонятно, на что автор рассчитывает по суду на эту тему. Вот у меня частная лавочка, мне не нравится морда автора. Не хочу и не обслуживаю, мое дело. Какой нафиг суд? 😨8
  • user3056415Иван, если вы такой умный, аргументируйте штраф в 10500. Откуда у каршеринга понесенные расходы?2
  • Петр ФилимоновCars7 очень хитрожопая контора. Тоже имел с ней неприятный прецедент и тоже в Иркутске. При сдаче машины высветилось что-то типа, бензина в баке меньше 15%, поэтому либо метнись на заправку, либо плати штраф. После делика такие заявы были в новинку, но, т.к. до ближайшей заправки было далеко, да и времени не было, завершил аренду со штрафом. Потом освободившись зашел в приложение, машина стояла там же где я ее оставил, только вот индикатор топлива показывал более 16% в баке. Написал в поддержку, там вернули штраф бонусами. Но т.к. задерживаться в Иркутске не планировал, попросил вернуть деньгами. На что меня заставили писать заявление и присылать скан на рассмотрение. Деньги конечно вернули, но не так быстро как списали.6
  • Александр ЖуравлевJohnny, Да все верно. В следующий раз можно прям на светофоре, в левом ряду оставлять, да чапать по своим делам - уверен, зона будет белая.7
  • Александр ЖуравлевАлексей, Интересно, признание этого сказочного юриста о том, что он подтянкл коллегу чтобы слупить 10К можно как мошенничество подтянуть, и высечь подлеца на заднем дворе?5
  • Дмитрий РябовПардон, бизнес на то и бизнес, чтобы иметь риски. Если они не знают белая там зона или серая - пользователь тут при чем? Да и противоречащие друг другу пункты (белая зона и закрытая территория) - так быть явно не должно8
  • mailmanупущенная выгода: пока машина на закрытой территории, она не зарабатывает денег.4
  • АлексейАлександр, Вот я сначала расстроился, когда минусы полетели, а теперь даже рад этому т.к. читаю комментарии и пониманию, что наш народ живёт по понятиям, по какой-то одной ему ведомой "справедливости", но только не по закону, возможно, от того и бардак такой. Не знаю ваш род деятельности, но мне ,как ЗГД ,приходилось отвечать на претензии и готовить материалы для суда. Это титанический труд, особенно когда ты эксперт в своей области и никто больше помочь не может. Когда грозят судом у нас собирается директор, замы, юристы, безопасник, мы делаем тотальный разбор и решаем есть ли хоть какие-то шансы в суде. Ответ как правило один, даже там где мы считаем себя правыми потребитель на столько защищён законодательно, что шансов выиграть почти нет, т.к. потребитель платит бабосы. Я всегда уважаю тех, кто защищает себя и сам люблю это делать. Кто из комментаторов учитывает то время, которое должен потратить человек, чтобы подготовить материалы для суда? Ответ - единицы. Я хз сколько автор зарабатывает, но когда ты зарабатываешь очень хорошо, единственное что становится жалко это впустую потраченное время. И когда приходится его тратить на ненужные телодвижения, значит кто-то должен за это платить.15
  • Ольга СеливановаИван, почему фиктивно подключили коллегу? Я иногда как юрист сама обращаюсь к юристам, чтобы не тратить свое время, а деньги можно взыскать с ответчика или истца, смотря на какой стороне находишься. Если есть соответствующие знания и навыки это не значит, что должен делать исключительно все сам. Врачи же ходят к другим врачам? Плюс у всех юристов разная специализация, я вот обращалась к медицинскому юристу, так как у него больше практики по моей проблеме и знания, которыми я не обладаю. Если буду судиться с Минздравом, то конечно попрошу компенсировать расходы на него.5
  • Ольга СеливановаЕвгений, юристы могут привлекать к делу других юристов — это не запрещено. Тем более, если можно получить компенсацию за это и не тратить свое время на составление иска.5
  • InnowarИстцы по иску о ЗПП от уплаты гос.пошлины освобождены. Такая себе реклама автору, как юристу... По сути вопроса: закрытая шлагбаумом территория, хоть в белой хоть в серой зоне - это закрытая территория. Я как пользователь, видя автомобиль на парковке за Закрытым шлагбаумом, думать не должен откроется он мне или нет. Сфоткал и отправил нарушение оператору. То что оператор каршеринга прошляпил иск - чистой воды случайность, связанная скорее всего с низкой оплатой представителей.4
  • Кабина БелазаБарон, парадная в Иркутске, лол) это если оттуда в центр Питера едешь)1
  • Дмитрий КАлександр, добрый день! на 100% поддерживаю Вашу логику, несмотря на неоднозначную реакцию в комментариях под постом. Аргумент - несмотря на то, что зона в приложении является доступной для парковки - пользователь обязан знать, что здесь парковаться нельзя - не аргумент, это в первую очередь вводит в заблуждение пользователя, особенно в незнакомой местности. Столкнулся с абсолютно аналогичной ситуацией с тем же Car7, не могли бы Вы поделиться примером(шаблоном, без личных данных) Вашего обращения в суд, для возможности также защитить свои права? Можно в личку. Спасибо.6
  • Кабина БелазаЗабавно смотреть как местных комментаторов корежит от истории автора. Ребята, справедливость - понятие довольно философское и четких границ никак не имеет, обычно заключается в том, чтобы "мне было не хуже чем ближнему". Отлично подходит для задушевных разговоров на кухнях и в курилках, постов в твиторе от 16-летних девочек и рассуждений о судьбах России в Яндекс.Дзене от 45-летних мальчиков (рабочих специальностей). В данном же случае вопрос решался в юридической плоскости, она более понятная и имеет хоть какие-то механизмы, прописанные на бумаге. Главный плюс закона, что в конечном итоге решение окончательное и обсасыванию не подлежит)12
  • Aist Marabuzzz, нет, вы не можете отказать в услугах своей лавочки по причине "это моя лавочка, я так решил". Ст. 426 ГК РФ8
  • Aist MarabuУдивительно видеть столько негатива, лично я целиком на стороне автора. В данном случае приложение каршеринга однозначно сообщает пользователю, где можно завершить аренду, а где нельзя. Вы можете сколько угодно предъявлять автору за аморальность, но штрафовать по морали, а не кодексу - это дичь.7
  • Ольга СеливановаИлья, право оспорить штраф или неустойку есть у каждого — это тоже законно. Автор воспользовался этой возможностью и показал, что иногда можно рискнуть и выйти в суд. Другие прочитают эту статью и тоже попробуют. Знаю несколько примеров, когда каршеринг вел себя сомнительно, но люди не решались судиться.6
  • Ольга Селивановаmailman, не факт, что конкретно эту бы машину арендовали. Упущенную выгоду надо доказывать, как и факт нарушения договора.2
  • Евгений ПетровJohnny, а если приложение в магазине разрешит парковку то прям в нем авто оставишь?0
  • Aist MarabuЕвгений, это вообще не из той серии. Автор ничего не нарушил, ущерба не нанёс, претензий не имел, наживы не искал. Взял клей, заплатил за клей, использовал как клей. Продакты каршеринга поленились/затупили/сэкономили. И лень/тупку/жадность своих продуктов компания попыталась оплатить из чужого кармана.3
  • Станислав БеличенкоЖора, уверен, что насчёт инвалидных мест есть другой пункт договора, не про белую зону, а про соблюдение ПДД.2
  • mailmanПри желании, можно было бы показать из биллинговой системы каршеринга какие-нибудь заявки парочки пользователей, которые арендовали авто, но потом ее отменяли из-за шлагбаума. Вот и упущенная выгода. Я уверен, карш просто махнул рукой на ушлого пользователя и блокирнули его, чтобы больше не выеживался.1
  • Константин БояровНе можешь знать - узнай. Со стороны карша было бы нормальным отправить туда сотрудника, чтобы тот проверил - как так вышло, что шлагбаум стоит, а зона белая. И внести зону в серые. И только после этого, если автор ещё раз там встанет - выписать штраф. А так это недоработка карша, что они плохо разметили карту.6
  • Johnny CashЕвгений, да и в квартиру можете въехать, если ума нет ничего не поможет 😉0
  • Евгений ПетровJohnny, перечитай свой предыдущий комментарий0
  • Алексей Истомин"Автор не прав, потому что на него мог пожаловаться пользователь" Интересная тема, хочется и интересно обсуждать ее. Жора, если карш не пометил зону, это проблемы не пользователя а каршеринга, если действительно имело место злостное нарушение автором, то это нужно доказать: вопреки тому что накалякали юристы карша, объяснять и доказывать действия должна сторона которая "взяла" и сразу списала штраф (п. 28 постановления Пленума № 17, говорит, что бремя доказывания лежит на продавце услуги) который по заявлению автора может оплачиваться в течение 28 дней (возможно, суд также признал это чрезмерным и непропорциональным), по карте 2GIS/Яндекс точности добиться вряд ли получится, вдобавок с GPS спуферами в связи с ситуацией летающих беспилотников. Злоупотребления правом из содержимого не вижу и карш не пытался выбрать такую позицию, или нам это здесь не показали 😢0
  • ХойяАлександр, не знаю про правила конкретно этого каршеринга, но в тех правилах, которые я читала, прямым текстом был прописан запрет парковки на закрытых территориях (независимо от этого, разрешенная это в целом зона или нет). А история про шлагбаум, который открывается всем, вообще удивительная: зачем он тогда нужен?0
  • Андрей ЯськовЖора, правосудие разобрались кто прав. А остальное ваши домыслы1
  • ИванОльга, "фиктивно" потому что сам об этом пишет. "Я юрист, но к делу подключил коллегу, чтобы взыскать судебные расходы. Она подала иск, а на заседания я ходил сам."1
  • Ольга СеливановаИван, если юрист это будет делать сам, то его время никто не оплатит. Если привлечь коллегу или другого юриста, можно хотя бы частично его компенсировать.0
  • Ni_KusЖора, здесь скорее речь про то, что каршеринг самовольно списал деньги с карты0