
Как организовать выплату кредитов, если денег ни на что не хватает?
Вопрос читателя Т—Ж
У меня сложилась такая ситуация, что нужно выбирать: купить поесть или заплатить за кредит.
Я работаю официально в сфере ЖКХ уже десять лет, моя зарплата составляет 14 000—16 000 ₽ и зависит от количества смен в месяце. Имею в собственности свое жилье. В квартире, где я живу, прописан отец — инвалид второй группы, но он работает. Еще временно прописана жена, детей нет.
Всего сейчас есть пять кредитов, за которые я не в состоянии платить:
- Сбер: сделал рефинансирование 4 июля 2018 года на сумму 295 000 ₽ на пять лет. Плачу уже три года без единого пропуска 6575 ₽ в месяц, осталось погасить 134 000 ₽ в течение двух лет.
- Банк «Русский стандарт»: 18 марта 2021 года взял потребительский кредит на сумму 130 000 ₽ на пять лет. Платеж составляет 3160 ₽ в месяц, уже внес пять платежей — вовремя.
- «Почта-банк»: 13 мая 2019 года оформил потребительский кредит на сумму 227 000 ₽ на пять лет, платил исправно около года и снизил платеж путем увеличения срока кредита до семи лет. В итоге сейчас плачу в месяц 4300 ₽ вместо 5300 ₽.
- Кредитная карта в «Почта-банке» на 10 000 ₽: на ней сейчас ноль рублей, плачу по 1000 ₽ в месяц. Это минимальный платеж, половина уходит на выплату процентов, поэтому никак не могу ее закрыть уже лет пять.
- Долг в «Почта-банке»: недавно пришлось попросить еще 10 000 ₽ — их я тоже потратил и теперь должен вносить еще 500 ₽ каждый месяц.
Получается, что в итоге я должен платить в месяц примерно 15 500 ₽. Это вся моя зарплата, иногда и ее не хватает, приходится занимать. Купить еды домой вообще не на что, ну и за квартиру платить тоже нечем, тут отец помогает. Я понимаю, что сам в это влез, но сейчас нужно как-то выходить из этого положения.
Я несколько раз пытался сделать рефинансирование всех своих кредитов в Сбере. Так мне пришлось бы платить около 10 000 ₽ в месяц, я бы потянул такую сумму, но мне отказали уже три раза. В прошлом месяце я подавал заявку на рефинансирование в десятки банков и везде получил отказ, хотя я всегда платил исправно, не было ни единой просрочки по кредиту.
Хочу узнать, как лучше поступить в моей ситуации? Прочитал про банкротство через МФЦ, сходил туда, но мне сказали, что, пока у меня есть работа и недвижимость, я ничего сделать не могу. Посмотрел видео на «Ютубе» и узнал, что могу выкупить свой долг у банка за 10% от общей суммы долга. После этого я связался с юристом, который сообщил, что мне такой вариант не подходит, так как я исправно все плачу. Это только для тех, кто просрочил кредит от трех месяцев, и если это делать, то придется договариваться с каждым банком по очереди.
20.08.21, 13:09
В этой ситуации, лучше всего найти новую работу с большей зарплатой или найти подработку.
14.09.21, 16:50
Анастасия, так он даже не озвучивает такой вариант, что для меня самое удивительное.
Неужели двое (считаю ещё жену) взрослых человека не смогут в РФ заработать хотя бы тыс 30?
14.09.21, 13:36
Анастасия, да! Выйти из зоны "комфорта"...
Автор, если уж добрались до ТЖ, то в ТЖ платят за статьи по 10 тысяч рублей. Подрабатывайте, пишите статьи - вот ссылка https://journal.tinkoff.ru/manual/
14.09.21, 13:33
Ох, вот чей дневник трат я бы почитал...
Меняй работу и срочно!
10 лет работать в одно месте и дорасти до зарплаты в 15 тыс р ну так себе.
Мне кажется, что даже продавец в сетевом магазине или макдаке получает раза в два больше.
15.09.21, 05:56
тьфунатебя, город не написан. В моей родной области сложно найти работу больше, чем 20 тыс рублей, например. Или очень тяжёлый физический труд, или свой бизнес.
15.09.21, 13:16
Maria, кажется, решение напрашивается само собой..?
22.08.21, 12:59
У меня всего 2 вопроса: 1. Куда смотрят банки, когда выдают людям третий кредит, при наличии уже двух кредитов, которые составляют больше 60% дохода человека. 2. На что берет кредит (соизмеримый с годовым доходом, а то и больше) человек ?
14.09.21, 18:31
Александр, вообще-то они обязаны проверять доход, и если показатель долговой нагрузки более 50%, кредит считается рискованным.
Так что они выдают деньги с полным осознанием того, что человек их, возможно, не вернет.
15.09.21, 04:55
Александр, банки по большей части смотрят на кредитную историю, чем на доход. Мне одобрили мой первый кредит на 10к, примерно 2 банка из 10, остальные отказ. Зарплата тогда была белой около 60к, брал кредит как раз чтобы открыть кредитную историю
15.09.21, 19:11
Александр, а главное рефенансировать уже не дают, так как доход не позволяет
22.08.21, 06:10
Когда я оказалась в такой ситуации, я нашла ещё подработку и пахала 2 года на 4х работах. Кредиты выплатила за 3 года и при этом ещё 2е малышей на руках и ипотека. Ищите работу, подработки и думайте где ещё можно получать деньги.
20.08.21, 12:28
Взять отсрочку платежа во всех банках на максимальный срок. Многое зависит от условий предоставления отсрочки платежа в каждом конкретном банке. Всю зарплату кидать в досрочное погашение самого дорогого в % кредита, с уменьшение суммы платежа. При одинаковых % кидать в самый новый. По истечению периода отсрочки итоговая сумма месячного платежа уменьшится. Будет хватать на еду и на досрочные платежи по остальным кредитам. Только с уменьшением платежа, не срока.
ПС: просрочки до 1 месяца - не страшны, всё, что говорят по телефону - не имеет значения.
20.08.21, 12:45
Арт, согласен с вами - вариант вполне рабочий.
А вот про телефонные разговоры.. иногда там такие товарищи работают, что создается такое впечатление, что тебе позвонили не из банка, а с зоны. Особенно в сбере, там вообще женщины - хабалки, а мужчины будто вот-вот "откинулись".
15.09.21, 18:08
И, даже в Тинькофф такие специалисты работают в кредитном отделе. Причём общаются так ещё до того, как ты берёшь кредит)
Бррр
20.08.21, 12:40
Во-первых, как вы верно подметили, купить долг у банка можно лишь спустя три месяца после образования просрочки. НО. Продать долг - право банка, а не обязанность. Более того, продаст он долг не вам, а третьему лицу, которого вы сами и приведете. Бывали случаи, когда это третье лицо потом все равно подавало в суд на должника, например, после ссоры.
За 10% от суммы долга ни один банк вам не продаст - ну минимум процентов за 30. Могут за 10% продать только тогда, когда банк будет понимать, что эта задолженность безнадежная и взять с вас нечего, а коллекторы выкупят ваш долг за копейки и продать вам будет реально выгоднее. Тут у разных банков разная политика.
Во-вторых, не забываем про чудесный процесс взыскания просроченной задолженности, который может противоречить всем требованиям 230-ФЗ и здравому смыслу в принципе.
Про банкротство через МФЦ. Да, оно вам не подходит. Но не только из-за наличия работы и недвижимости. По вашим долгам для такого банкротства уже должно быть вынесено решение суда (естественно, не в вашу пользу) и судебные приставы должны завершить исполнительное производство из-за того, что с вас взять нечего. Это обязательное условие. Дополнительно отмечу, что сумма долгов для банкротства через МФЦ не должны превышать полумиллиона рублей.
В вашем случае единственное, что можно посоветовать - искать работу, где будет больше зарплата. Либо, как вариант, искать подработку.
Сразу скажу, что крайне не советую вам рассматривать банкротство через арбитражный суд - это дорого. Вы можете и сами туда пойти, сами написать заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом) и сами себя защищать, но это сложно. А юристы у вас попросят около 100.000 рублей за всю процедуру. И не факт, что этой суммой все ограничится.
Более того, через арбитражный суд вас могут не признать банкротом, могут реструктуризовать долги и тогда статус банкрота для вас будет черной меткой. В любом случае банкротство - черная метка как минимум на кредитной истории. А можете вообще себя под статью уголовного кодекса подвести (фиктивное банкротство). Такое редко, но бывает.
Все же советовал бы вам решить вопрос с оплатой. Для начала, как и писал ранее, можете найти себе подработку. У вас не такие большие долги. Но, должен заметить, крайне маленькая зарплата. Я получал около 14.000 в месяц в 18 лет, когда работал в Макдоналдсе. Но дело было в крупном городе, ваше же местоположение мне не известно.
Удачи вам!
14.09.21, 18:47
И,
что-то вы больно рьяно уголовкой грозите ))
Фиктивное банкротство ст. 197 УК возможно при крупном ущербе (от 2,25 МЛН рублей), так что для нашего героя тут никакого риска нет.
+ нужен умысел + факт незаконных действий.
Человек банки не обманывал, и даже сейчас он пытается рефинансировать займы (а не забить и переехать, как многие бы сделали).
Так что это вполне добросовестное поведение.
А при реструктуризации человек не признается банкротом, если он исполняет план выплат )
15.09.21, 07:21
Мария, угрозы в моем комментарии нет. Более того, я написал, что такое бывает, но редко.
Бывали случаи привлечения добросовестных должников к ответственности. И есть люди, которые отбывают уголовное наказание за то, чего они не делали.
Добросовестность - понятие неоднозначное. Суд оценивает все по своему внутреннему убеждению.
Так что вероятность хоть и маленькая, но есть.
15.09.21, 08:57
И,
если долг менее 2,25 МЛН, вероятность равна нулю, поскольку нет состава преступления.
Не путайте народ, если не знаете.
Обратите внимание, что по закону если долг более 500 тыс. рублей, и он не платит 90 дней, гражданин обязан обратиться за банкротством.
Так что должник может получить административку 1-3 тыс. рублей, если НЕ подаст на банкротство - но учитывая, что герой пытается договориться и платит хоть сколько-то, вероятность и здесь стремится к нулю.
"бывали случаи" - это, знаете, не аргумент. Приведите эти случаи.
14.09.21, 14:08
Ответ очевиден - пахать как папы Карло и искать подработку/и. Раз есть жена, нет детей, то можно закрывать вдвоём. Если она не работает, то устроить. В богатстве и бедности, как говорится. Продать все, что можно продать без ущерба - почти в каждом доме есть куча ненужного барахла. И часть небарахла тоже. Например, микроволновка - разогревать можно и на плите. Если есть телевизор, компьютер и планшет - продать телевизор, например. Старую бабушкину швейную машину и пр.
16 тыс - это очень маленький доход. Надо увеличивать. Жаль неясно из какого вы города. Можно хоть вахтой поехать работать.
14.09.21, 13:14
Альф, очень плохой совет. Воевать в ещё большие долги человеку, который не может отдавать текущие. Ясно же, что у человека невысокая финансовая грамотность. Он ваши схемы со снятие/перекрытием скорей всего не поймёт и получит еще большие проблемы.
Ну и с чего Альфабанк давать кредитку человеку со 100% кредитной нагрузкой?
20.08.21, 13:19
Жаль, что не написано под какие проценты вязты кредиты. Лучше гасить в первую очередь те, что имеют больший процент. Кредитку надо закрывать: она тянет Вам душу и сосет деньги как пылесос столько лет. Также сумма кредитной нагрузки очень большой, поэтому рефинансирование и не делают. Точнее не сумма даже, а общий процент от доходов. Он у Вас приближается к 100%! А лучше. чтобы такой процент кредитной нагрузки к доходам был до 50 % + оставалось минимум на руках 6-9 тыс. рублей.
17.09.21, 05:01
Мария, ну наверно потому что они семья.
Ещё можно поотнекиваться помочь мужу, если кредиты взяты до брака, но если кредиты взяты во время брака, то даже обязана помогать платить.
19.09.21, 08:48
Катерина, объясню свой эмоционально окрашенный вопрос: а если жена вообще не знала о них? В статье не указано на что они пошли. Если кредиты оговорены заранее, вопрос решался обоюдно, то да, почему бы и не нести эту ношу вместе. А если чел набрал кредиты на свои хотелки, то с какой стати другой человек должен за него расплачиваться?
23.08.21, 18:21
Если такая непосильная закредитованность, то я рекомендую клиентам бросать платить. Чем раньше тем лучше. Эти долги при самом плохом раскладе с вас взыщут через суд, сумма удержаний не может быть более 50 процентов от дохода. Всех удержаний. Вы уже 3 года живете не по средствам. Не выкарабкаетесь сами. Как избежать взысканий (отодвинуть перирд взыскания, а при правильном поведении он вообще может не наступить) писать долго - почитайте инет. В любом случае если со временем ситуация изменит.ься, то погасите долги. Главное не платите посильную меньшую сумму - через 4 месяца все будет уходить на неустойку, основной долг не будет уменьшаться. Дешевле сразу бросать платить вообще.
25.08.21, 11:02
Почему бы не пойти на другую работу с зарплатой 2 раза выше или найти дополнительные подработки?
21.11.21, 15:53
Татьяна, почему бы просто не стать богатым? нет здоровья? ну, просто стань здоровым. бездомный? ну, просто купи дом!
14.09.21, 18:29
Вы можете признать банкротство через суд - это обойдется тысяч в 150, зато спишут все долги по кредитам и картам.
Квартиру не продадут, с работы не уволят.
Пока идет банкротство, ваша зарплата будет поступать на спец. счет финуправляющего, но вам будут выплачивать МРОТ на жизнь ежемесячно. Это почти столько же, как у вас сейчас, федеральный МРОТ 12702 рубля, в некоторых регионах больше.
После банкротства долги спишут, и вы будете получать зарплату как обычно - в кассе предприятия или на карту (дебетовую).
Кредит вам ближайшие 2-3 года не дадут, но вряд ли вы хотите еще кредитов ))
заходите …
15.09.21, 06:32
Мария, убрали ссылку в соответствии с первым пунктом правил: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/
15.09.21, 13:22
Автор, как бы я поступила в вашей ситуации
1. Попросила кредитные каникулы в одном из банков, на эти деньги срочно закрыла бы кредитку. По ней конские проценты
2. Сменила работу. Даже без особых навыков и образования можно спокойно найти хотя бы на 30 тыс рублей работу. Даже в маленьком городе, рассмотрите удаленку, например
3. Попросила бы повышение у начальства, спросила, что я могу сделать, чтобы получить больше. Это как альтернатива 2 варианту
4. Расписала свои расходы и максимально постаралась бы их сократить, настолько, насколько это возможно по здравому смыслу
5. Досрочно гасила самый дорогой кредит (после увеличения доходов)
6. Если квартира в хорошем районе, я бы сдала её, а сама арендовала и переселилась в подешевле
Выкупить свой долг у банка - очень сомнительная процедура и вероятнее, не очень-то законная. Туда бы точно не совалась
16.09.21, 09:48
Marina, как я поняла, автор человек рабочей профессии. Какая ему удаленка? Это работа на компьютере, на ее еще учится нужно. Работа на удаленке требует навыков.
21.11.21, 15:55
Саша, легко, удаленка продажником, напр., откройте раздел удаленки в хэдхантере, там полно предложений без требования к образованию и опыта работы.
15.09.21, 14:54
Переехать в другой город с более высокими зарплатами, например. Много людей знаю, кто из регионов в МСК катается "вахтой" или переезжает сразу/со временем
23.08.21, 09:54
Сам в похожей ситуации, помогает то что работаю на двух работах плюс иногда беру подработку на выходные. Поэтому полностью согласен с комментарием ниже по поводу доп работы.
14.09.21, 14:06
Полиция, да без проблем, надеюсь это очень поможет герою, лейтенант
15.09.21, 14:05
Natalie, написать статью на 10к не так просто, требования довольно жесткие, и если вы не профессиональный писатель, то лучше не обольщаться
14.09.21, 13:18
Пойти в каждый банк и узнать условия возможных кредитных каникул, реструктуризации.
Если получится отсрочка, то по максимуму гасить самый дорогой кредит, скорей всего это кредитка. Кредитку надо гасить в первую очередь. Не минимальный платёж, а стараться погасить как можно больше.
И найти возможности подработки. Сейчас удалённо можно работать. Хвататься за каждую возможность, расспрашивать знакомых. В вашем случае 2-3 тысячи уже будут ступенькой из долговой ямы.
15.09.21, 09:36
Сергей, согласен, если что просто полгода будете на фруктах и овощах сидеть, если не взлетит :)))
15.09.21, 16:56
В большинстве своём, странный народ в комментах...
Найди работу и получай больше... как будто это так просто. Автор не указывает город, и что-то мне подсказывает, что это явно не Мск или Питер. А значит глубокая провинция, в которой хрен найдёшь работу с зп выше 20ки.
Как верно пишут некоторые комментаторы, у вас высокая кредитная нагрузка, и кредит вам не дают именно по этой причине. Рефинансирование кредита, это точно такой же кредит со ставкой немного ниже, поэтому выдаётся он на тех же условиях как и обычный кредит.
Что сделать чтобы снизить платёж? Вам нужно уменьшить кредитную нагрузку, она складывается из всех ваших платежей по кредитам, и определенного % суммы ваших доходов.
В приложении сбера например, есть расчет персонального кредитного рейтинга, посмотрите какой он у вас. Изменяется он через 30 дней после последнего запроса. Ещё можете запросить свой рейтинг в бюро кредитных историй и других сервисах.
Погуглите этот вопрос, кредитную историю и рейтинг можно узнать бесплатно, никому не платите за это.
Как уменьшить кредитную нагрузку? В анкете на кредит укажите немного большую сумму ваших доходов, приплюсуйте к зарплате ещё тысяч 15-20. Станьте самозанятым, это жайм4т и вас 10 минут и ни к чему Вас не обяжет, если доходов не будет налоги и взносы платить не надо. Зато сможете сказать, что плюсом к з/п самозанятый и есть доп.доход, который никто проверять не будет. Ну или укажите что семейный доход с женой 40-50 тысяч рублей, это тоже никто проверять не будет.
Сумма кредитов у вас небольшая, поэтому выйти из этой ситуации не так и трудно, и да, постарайтесь закрыть невыгодную кредитку в первую очередь.
Ещё как вариант продать что-то на авито, ну или найти какую то подработку например уборщиком.
В общем выйти из этой ситуации можно, сам в такой был и знаю что это такое.
15.09.21, 19:54
Не раскрыт самый поучительный момент: на что брали кредиты? Одно дело, если на лечение или подобное необходимое, другое - на телевизор, как тут раньше написали, и третье - на еду.
И про зарплаты/траты жены и отца тоже интересно - одно домохозяйство же.
16.09.21, 12:08
Автор, у вас долгов - полмиллиона, а зарплата 16 тысяч, конечно, вам ни на что не хватает. Это нищета.
Тактика - срочно увеличивать размер дохода хотя бы до 40 тысяч. Расходы оставлять старыми, все деньги направлять на погашение кредитов.
Если вы работаете в сфере ЖКХ по сменам, значит, у вас рабочая профессия. А это золото и, значит, подработка!
Во-первых, если вы хороший работник, можно пойти на совмещение на основном месте работы, но при такой ставке это труд в никуда.
Во-вторых, всегда есть соседка, которой нужно починить кран, сделать мелкий ремонт и тп. Есть частные фирмы, готовые взять мастера на подработку.
21.08.21, 23:59
Сложная история и многое за кадром. В такой ситуации, если больше заработать никак не получается, я бы менял бы жильё на меньшую площадь и закрывал бы долги, иначе не вылезти
14.09.21, 23:38
Тактика-то погашения кредитов понятная, в первую очередь гасить те, что с большим процентом, начиная с кредиток, рефинансировать оставшееся на длительный срок и объединять кредиты в один, но длинный. Однако при такой зарплате это все бессмысленно, ну будет человек в месяц отдавать не 15,5 тысяч из 16, а, допустим, 12, он что, на оставшиеся 4 тысячи в месяц сможет ещё десять лет прожить, пока все кредиты не отдаст? Собственно, зарплата 14 тысяч - это МРОТ. Я уверен, что даже в провинции взрослый здоровый человек без детей может и должен зарабатывать больше. При зарплате тысяч 25..30 задача из нерешаемой станет просто сложной. Там, кстати, ещё жена упоминалась, возможно, совместный семейный бюджет поможет делу. Ну и очевидный вариант - продать квартиру, купить поменьше и подешевле, а когда ситуация с доходами наладится - снова улучшить жилищные условия.
15.09.21, 14:11
Найти подработку. Брать больше смен. Если есть права - попробовать таксовать. Если квартира не однокомнатная, сдавать одну комнату студенту.
15.09.21, 19:16
Альф, никогда схема взять 4й кредит чтобы погасить 3 существующих не работала. Она работает у людей с железной самодисциплиной, которые в такую ситуацию не попадают. В реальности будет + еще кредит
16.09.21, 13:22
Арсен, у него отец инвалид или могут быть другие личные причины не переезжать.
17.09.21, 06:31
Арсен, это где в Москве или даже в Твери можно снять комнату за 5 тысяч рублей?? У нас комната стоит от 15 т. В Твери тоже самое. Билет на Ласточку стоит в один конец 560 рублей. То есть за один день вы будете тратить более 1000 рублей на проезд. Подмосковье -аналогично. Одна поездка 104 рубля. 10 - 890. И это ближнее Подмосковье. Если снимать вообще конечно на границе Владимирской области, то и работать автору будет некогда. Он будет в дороге все время. Общежития с улицы никому не сдают. Только все работодатель предоставляет. Но тогда и зарплата ниже. Однокомнатная в Мрскве минимум 35. Не думаю, что автор в своей ситуации потянет все это. В Москву по большому счету люди переезжают уже с деньгами.
17.09.21, 09:28
Саша, я говорил про область и даже привёл в пример Кимры :) да, в дороге придётся проводить около 6 часов в день в сумме (2.5 туда 2.5 обратно плюс по Москве), но если нужны деньги, нужно фигачить, даром они не достаются. Я сам, будучи студентом, работал на пол-ставки, чтобы снимать квартиру в Москве, выплачивать кредит (который взял, чтобы снять её, тк первый платёж очень большой) и что-то кушать. Но я не боялся работы.
17.09.21, 11:09
Арсен, не увидела никакого смысла в вашем предложении. по шесть часов в дороге, плюс Москва, плюс пусть даже 9 часов работы. Вы хотите, чтобы человек инвалидом стал... тут уже на лечение работать нужно будет. Может вы как студент, и работали как лошадь, но я думаю, что автору уже далеко не 18 лет. Нужно на вещи реально смотреть. Я знаю, где находятся Кимры. Даже каждый день из Твери ездить на работу в Москву тяжело. А из Кимр вообще нереально.
17.09.21, 14:01
Саша, это может быть вариантом для некоторых людей. Понятно, что не все осилят, но это как минимум одна возможность для казалось бы, безвыходного положения. Как химиотерапия для раковых больных: по сути, вреднющий яд, но более серьёзную проблему решает.
05.10.21, 07:06
Автор, я не знаю, что делать
Но, если вы перестанете платить кредиты и суд вам присудит принудительные выплаты, то просто закажите справку на работе, что карта является зарплатной.
С неё не будут иметь права списывать более 50 %
А если вы докажете, что тяжелое материальное положение, то только 25 %
https://skr.sh/sANvW0ZjB6e = > будут и просрочка
А так же шанс, что суд уменьшит долг до фактического, то есть без процентов.