«Простояли на границе 12 часов»: как россияне выезжают из страны

Шесть историй тех, кто уехал из России через сухопутную границу

Мария Пассер

поговорила с уехавшими

В марте почти все российские авиакомпании приостановили полеты за границу, а большинство зарубежных перестали летать в Россию.

Многие путешественники выезжают из России по суше. Например, так можно отправиться в Эстонию, Грузию или Финляндию. С марта 2020 года для пересечения наземной российской границы требуется основание, например учеба, работа, лечение или вид на жительство в другой стране. Чтобы выехать в Финляндию на поезде «Аллегро», основание не нужно, но обладателям туристических виз необходимо иметь европейский сертификат EUDCC о вакцинации.

Я поговорила с россиянами, которые выехали из страны в течение последних 10 дней по разным основаниям и разными способами. Вот их истории.

История № 1

«Документы готовили прямо в дороге»

Катерина Шахова

уехала в Грузию с семьей

Мы с мужем планировали переезд уже давно. Мы фрилансеры, и я мечтала работать не из Москвы, а с Бали. Начали собираться в декабре: готовили квартиру к аренде, распродавали ненужные вещи. Когда 24 февраля я увидела новости, то поняла, что нужно уезжать.

С падением курса рубля стоимость жизни на Бали для россиян подскочила в 2—3 раза. Все наши друзья, которые там находились, планировали переехать в более дешевые страны. Мой отец буквально на днях получил грузинское гражданство, и я поняла, что Бали мы меняем на Грузию. Мужа долго уговаривать не пришлось: мы любим эту страну и приезжаем туда каждый год. Да и вид на море там есть.

Ненужные вещи раздали соседям, отвезли в кризисный центр или распродали
Кролика перед отъездом пришлось отдать. Очень жалко!

Мы купили билеты в Гюмри в Армении на 4 марта на всю семью: меня, мужа и трехлетнего ребенка. Оттуда до Тбилиси можно доехать за 4—5 часов с учетом прохождения границы. В аэропорту Гюмри нас ждал водитель с нашей фамилией на бумажке. Но не дождался. Накануне вылета увидели новость, что у нашей авиакомпании S7 забирают находящиеся в лизинге самолеты и она прекращает перевозки за рубеж с 5 марта. Позвонили в службу поддержки, там нас заверили, что все в порядке, наш рейс состоится. Мы прошли онлайн-регистрацию и выехали в аэропорт.

И вот мы в аэропорту: муж с тремя сумками, я с ручной кладью и ребенком. Я сказала мужу: «Постой здесь, мы с Темой сбегаем». Бросили сумки, побежали наперегонки к таблице вылета. Я уже издалека увидела, что половина табло светится красным, и поняла, что наш рейс отменен. Думала, расстроюсь, но восприняла это как факт, безэмоционально. В голове пустота, game over. Когда я вернулась к мужу, он разговаривал по телефону. По моему посеревшему лицу все понял и сразу отложил телефон.

• — Мы не летим?
  • — Мы не летим.

Я промониторила ближайшие рейсы, которые не отменили, но билеты стоили по 200—300 тысяч. Муж вспомнил, что грузинское гражданство моего отца — подходящее основание для выезда через сухопутную границу. Созвонились с отцом, он подтвердил, что моцмоба — внутренний грузинский паспорт — будет сегодня-завтра. Мы тут же приняли решение: вернулись домой, сели в машину и уже через два дня оказались у границы Грузии.

Отец прислал нам свой моцмоба, мы перевели его и заверили у нотариуса. Документы готовили прямо в дороге из Москвы до границы. Заезжали в города, и, пока муж заправлял машину, я что-то распечатывала или оформляла. Рулили и спали по очереди. Не хотелось терять время. Машину к дороге мы не готовили и каждый час благодарили ее, что она нас везет. У нас сдувались колеса, их подкачивали дальнобойщики. В какой-то момент машина решила не завестись. Это добавляло адреналина.

Перекидываем наши вещи из такси из аэропорта в свою машину, чтобы ехать на границу
Первую ночь мы ехали в сильную пургу
Дальнобойщик помогает мужу накачать колесо в очереди к границе

До границы мы домчали за сутки. Погранпереход был закрыт из-за снегопадов и открылся за несколько часов до того, как мы приехали. Образовалась огромная очередь, мы простояли 12 часов. Закупились водой и едой заранее, во Владикавказе. Советую поступить так же.

Атмосфера была напряженная. Таксисты и те, кто не любит ждать, обгоняли по встречке и пытались влезть без очереди. К ним подходили возмущенные люди и выкуривали их обратно. Один раз перед нами припарковался таксист. Мой муж очень вспыльчивый, он подошел к нему и сказал: «Друг, мы стоим уже 12 часов, у нас маленький ребенок. Если ты сейчас не встанешь в конец, то я за себя не отвечаю». Тот уехал.

Проблем не возникло, на каждой границе провели по пять минут. На российской стороне предъявили загранпаспорта, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака и моцмоба папы, заверенный у нотариуса. Нас не обыскивали, багажник осмотрели дежурно, даже разрешили не будить спящего ребенка. Грузинские пограничники ничего не спрашивали, только посмотрели наши ПЦР-тесты с экрана телефона — мы не вакцинированы.

Рекомендую подписаться на чаты в «Телеграме», чтобы быть в курсе, что происходит на границе. Например, там мы узнали, что пограничники начали разворачивать практически всех, кто едет на лечение: дескать, эта причина не подходит для выезда.

После границы за руль села я, и мы за два часа доехали до Тбилиси, где нас уже ждала семья.

Арка дружбы народов России и Грузии на грузинской стороне
Горы на грузинской стороне
История № 2

«Курс в обменниках — 225 ₽ за евро»

Татьяна

выехала с семьей в Эстонию

У моего мужа есть израильское гражданство. Сначала мы купили билеты на самолет до Тель-Авива для нас и двоих наших детей. Но «Аэрофлот» отменил все зарубежные рейсы, деньги пока не вернули.

Пришлось искать другие варианты. У нас были открыты шенгенские визы, так как в феврале мы уже ездили в Эстонию. Решили уехать по суше. Взяли билеты на автобус Lux Express из Петербурга в Таллин на 8 марта.

При посадке в автобус проверяли загранпаспорта с открытой шенгенской визой и спрашивали основания для выезда: они нужны для российских пограничников. Автобус был неполным. Границу проезжали утром, автобус выехал из Петербурга в 07.30. Из-за выходного дня народу было мало: несколько машин и наш автобус. Поэтому долго ждать не пришлось.

Пересекли российскую границу быстро. Вещи не проверяли. Отдельно досматривали только мужчину с украинским паспортом. У всех спрашивали основание для выезда. У части пассажиров был ВНЖ в странах ЕС, еще было две семьи с двойным гражданством. Знаю, что многие россияне специально бронируют в Эстонии спа-отели, которые предоставляют медицинские услуги: границу можно пересекать, если едешь на лечение. В нашем случае основанием было израильское гражданство мужа, а я и наши дети ехали как его семья.

На эстонской границе нас допрашивали долго и придирчиво: мы с детьми были единственными, кто выезжал по туристической визе. Пока ехали в автобусе, муж купил билеты в Ереван и забронировал отель. Все это пригодилось. Как я поняла, Эстония стремится не допускать беженцев из России, поэтому проверяют бронь отеля и, если есть, билеты на выезд из страны. Все понимают ситуацию, и в целом отношение скорее позитивное, но именно по туристической визе будут задавать вопросы: что планируете делать в Эстонии, где жить, на какой срок едете.

Также для въезда в Эстонию нужен QR-код о вакцинации. «Спутник V» подходит. Срок с момента вакцинации не должен превышать 9 месяцев. Детям с 12 лет нужен отрицательный ПЦР, у нас был антиген-тест, он действует 24 часа. Дети до 12 лет проходят свободно. Медицинскую страховку не спрашивали.

На автовокзале, на границе и при допросе пограничников среди пассажиров чувствовалось напряжение. После того как проехали границу и оказались в Нарве, стало значительно проще. Многие выдохнули.

Сейчас российские карты Visa и Mastercard заблокированы. Средний курс в обменниках на 9 марта — 225 ₽ за евро, поэтому лучше вывезти наличную валюту, если есть. Официально разрешено брать 10 000 $ на человека.

История № 3

«Лучше приезжать на границу под утро: очереди меньше»

Константин Базаров

вместо Кипра поехал в Грузию

Мы с девушкой должны были лететь в отпуск на Кипр с 28 февраля по 14 марта, собирались в велокэмп тренироваться. Билеты брали еще в декабре. Уже подготовились к поездке, упаковали велосипеды, но за шесть часов до вылета получили смс об отмене рейса. Билеты авиакомпания S7 пообещала вернуть или обменять, запрос я пока не оставлял.

Полдня мозгового штурма, и мы решили не отменять отпуск и ехать в Грузию. Там я был уже 14 раз, поэтому мне нетрудно придумать, чем заняться. Мы нашли в интернете грузинскую клинику, которая оформила нам приглашение на лечение. В документе указаны диагноз, адрес, даты пребывания, лечащий врач. Закинули велосипеды и SUP-борды в автомобиль и поехали.

Добрались до юга России из Подмосковья за два дня, ночевали в Воронеже и Невинномысске. Когда доехали, узнали, что границу на три дня закрыли из-за сильных снегопадов, пришлось тусить на Кавказе. Из-за этого очередь на пограничном пункте была большая. Видели много легковушек с российскими и белорусскими номерами. В итоге простояли 12 часов. Говорят, что лучше приезжать на границу под утро: очереди меньше.

У фур отдельная очередь, которая может тянуться по территории нескольких регионов. В этот раз она начиналась сразу от въезда в Северную Осетию со стороны Кабардино-Балкарии. Дополнительную напряженность создавали обочечники, которые пытались пролезть без очереди. Их возвращали на место гаишники.

Пока ждали открытия границы, катались вдоль трассы на наших велосипедах. Снимок сделан на Военно-Грузинской дороге, на заднем плане — очередь из фур на границу

Я уже не раз пересекал эту границу на автомобиле и ничего особенного по сравнению с прошлыми поездками, помимо долгого ожидания, не заметил. На российском погранпосту нас спросили только о цели выезда. Проверили паспорта и документы, подтверждающие основание для въезда: распечатанное приглашение и лицензию клиники. Машину таможенник осмотрел поверхностно, как и всегда.

По моему опыту долгая работа — это вообще фишка нашего погранперехода. Грузинские пограничники работают быстрее и шутят: «После ваших нам уже не нужно проверять». В этот раз очередей с грузинской стороны тоже не было, пропускали легко и быстро. Только попросили предъявить ПЦР-тест или сертификат о вакцинации. Мы показали с экрана телефона сертификат «Спутник V». Осмотр машины был чуть более подробным, чем всегда: обычно мельком смотрят через стекло, а в этот раз попросили открыть дверь и багажник.

Крестовый перевал на Военно-Грузинской дороге уже после границы. Это тот самый перевал, который постоянно засыпает снегом, из⁠-⁠за чего границу закрывают
Крепость Ананури на Военно-Грузинской дороге, на пути в Тбилиси
История № 4

«Все было доброжелательно и спокойно»

Василиса

без проблем выехала из России на поезде

У меня французская туристическая виза на пять лет. 5 марта я выехала из России в Финляндию на поезде «Аллегро», чтобы оттуда улететь во Францию. Там у меня близкие родственники и любимый человек.

Билет купила без проблем, было достаточно свободных мест. Но я приобретала его заранее — еще 1 марта. В поезде было много пассажиров, почти полная посадка.

На российской границе через поезд сначала прошли таможенники. Они спрашивали, сколько везешь валюты, и записывали сумму и фамилию вручную в блокнотик. Еще интересовались, не вывозим ли предметы старины или что-то еще, что положено декларировать. Удовлетворялись ответами и никого не обыскивали. Телефоны показать не просили, настроены были доброжелательно. После шел паспортный контроль. Проверили мой паспорт и спросили, еду ли я в гости. Я ответила, что да, и мне поставили штамп.

На финской границе тоже все было доброжелательно и спокойно. Проверяли сертификат о вакцинации одобренной в ЕС вакциной. Я привита и «Спутником», и Pfizer. Были и пассажиры с ПЦР-тестами, но у них, насколько я слышала, бизнес-виза. При мне никого не высаживали — видимо, все подготовились.

Большая часть пассажиров вышла на станции Тиккурила, чтобы пересесть на электричку до аэропорта.

История № 5

«Никаких допросов не устраивали»

Татьяна Мариныч

ехала через Грузию в Турцию

Мы с мужем живем на две страны: Россию и Турцию. Еще в декабре мы оформили турецкий вид на жительство, потому что планировали пересекать границу на машине. 5 марта мы выехали из России в Грузию, чтобы оттуда отправиться в Турцию.

На автомобиле мы добрались из Сургута до Грозного и узнали, что граница с Грузией закрыта из-за погодных условий. Мы решили не ждать и направились в сторону Махачкалы, чтобы попробовать выехать из России через Азербайджан, а уже оттуда попасть через Грузию в Турцию.

На российской границе мы провели три часа. Пограничники забрали документы и ушли звонить начальству, чтобы решить, можно ли нас пропускать. В итоге нас тщательно досмотрели и разрешили проезд, но предупредили, что в Азербайджан могут не впустить.

Азербайджанские пограничники не говорили по-русски. Мы созвонились с родственниками, чтобы они помогли нам с переводом, показали документы и объяснили, что на территории страны будем только транзитом. Пограничники связались со своим руководством и нашим посольством в Баку. Часа через полтора-два пришел ответ, что пересечь сухопутную границу Азербайджана мы не можем. Пришлось разворачиваться и ехать обратно.

Мы переночевали недалеко от Махачкалы и с утра поехали к грузинской границе, в сторону Владикавказа. Следили в телеграм-чате в онлайн-режиме, что происходит на дороге и чистят ли засыпанный снегом перевал. Ближе к обеду появилась информация, что проезд открыт.

В чате можно проверить, открыта ли граница

На границе было много машин — и грузовых, и легковушек. Фуры не пускали, и когда мы прошли границу, то поняли почему. У дороги очень маленькая пропускная способность, с обеих сторон даже нет обочины, чтобы где-то притормозить. Если встанет одна машина, встанет весь караван.

Российские пограничники вели себя тактично, никаких допросов не устраивали. Проверили загранпаспорт и вид на жительство, который дает основание для выезда, досмотрели автомобиль.

Грузинскую границу водитель с машиной и пассажиры проходят по отдельности. У нас спросили загранпаспорт и сертификат о вакцинации. Мы привиты «Спутником V». Сертификат не распечатали, показали с телефона на госуслугах. Если вы не вакцинированы, подойдет ПЦР-тест.

В итоге мы успешно прошли границу и сейчас уже въехали в Турцию. Тем, кто будет выезжать из России в Грузию, рекомендую настроиться на то, что это небыстрая процедура. Будьте вежливы и помогайте пограничникам в их работе, чтобы быстрее пройти контроль.

Огромная очередь на границу
История № 6

«Единственным выходом было поехать по земле»

Анастасия Матье

вернулась во Францию, несмотря на отмену авиарейса

Я живу во Франции уже почти 10 лет. У меня французский вид на жительство — карта резидента Франции. Я приехала в Россию с четырехлетней дочкой, чтобы погостить у родственников: давно не виделись из-за коронавируса.

Во Франции есть сервис оповещения граждан во время поездок в случае стихийных бедствий, войны или иных форс-мажоров. Я зарегистрировалась на этой платформе. Как только начался конфликт на Украине, мне рекомендовали покинуть страну.

Происходящее застало меня в Москве. До французского посольства было не дозвониться. Мне удалось связаться только с экстренной службой. Ее представитель подтвердил, что нам нужно срочно покинуть Россию. Он рекомендовал лететь через Италию или Грецию, которые на тот момент еще принимали российские самолеты. К счастью, я его не послушала: на следующий день эти страны закрыли воздушное пространство.

Мы должны были вылететь обратно рейсом Lufthansa 4 марта. Я взяла еще один билет той же авиакомпании на 28 февраля. Они значительно подорожали: я заплатила около 1000 €⁣ (115 930 ₽) за себя и дочку. Для сравнения: за изначальный рейс до Москвы и обратно я отдала около 650 €⁣ (75 355 ₽) за двоих. Оба рейса в итоге отменили, деньги обещают вернуть.

Лететь я опасалась даже через Стамбул: боялась, что Турция тоже закроет воздушное пространство. Единственным выходом было поехать по земле. И я, как бывший житель Санкт-Петербурга, вспомнила о поезде «Аллегро» из Петербурга в Хельсинки, на котором раньше неоднократно ездила.

Я купила билеты на 28 февраля в кассе в Москве накануне выезда. По курсу на тот момент они стоили порядка 70 € на меня и 50 € на дочь. Цену в рублях не помню, так как привыкла пересчитывать все в евро. Когда смотрела информацию о поезде онлайн, было еще больше двухсот мест. Потом их стали активно раскупать. Буфетчица в вагоне-ресторане сказала, что поезд впервые едет настолько полным, — они даже не закупили достаточно еды. Хотя я и видела пару пустых мест. Пассажиры вели себя как обычно. Сложилось впечатление, что ничего не происходит и все просто едут по своим делам.

Паспортный контроль проходит прямо в поезде, даже не надо вставать с места. Российские пограничники вели себя вежливо и благожелательно, лишних вопросов не задавали. Не спросили даже цели поездки, вероятно, потому что у меня карта резидента. Таможенники, как всегда, поинтересовались, не везем ли мы сигареты или запрещенные лекарства. Также спросили, сколько при мне денег. У меня было немного наличных, о чем я и сказала.

На финской границе меня спросили, надолго ли я задержусь в Хельсинки и есть ли у меня билеты во Францию. Билеты я еще не купила, потому что переживала, вдруг не пересеку границу. Я ответила, что забронировала отель на одну ночь и планирую улететь как можно раньше. Также попросили предъявить результаты теста или цифровой европейский сертификат о вакцинации. У меня он есть, но на всякий случай я сделала себе и дочке срочный ПЦР-тест в Петербурге. Пограничник посмотрел мой электронный сертификат и даже не стал его сканировать. ПЦР-тесты не пригодились.

Мы приехали в Хельсинки в шесть вечера. Чтобы не лететь с ребенком ночью, я заранее забронировала отель в аэропорту. По билету на «Аллегро» можно в течение 80 минут пересесть на другие электрички. Об этом объявляют в поезде на русском языке. Со станции Тиккурила, которую поезд проезжает минут за десять до прибытия на конечную, ходят электрички в аэропорт. Но я доехала до Хельсинки, а оттуда добралась до отеля на такси за 70 €⁣ (8115 ₽).

Мы переночевали в отеле и уже вечером следующего дня вернулись домой — на юг Франции.

Если выезжали из России с начала пандемии, расскажите, как все прошло:

Вот что еще мы писали по этой теме