«Уже несколько раз получил повышение»: как я стал фронтенд-разработчиком в 17 лет

История читателя, который начал зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц сразу после выпуска из школы

25
«Уже несколько раз получил повышение»: как я стал фронтенд-разработчиком в 17 лет

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Никита Зинин

работает фронтенд-разработчиком

Страница автора
Аватар автора

Мария Беликова

задавала вопросы

Страница автора

Я начал программировать в 12 лет, в 15 создал первые игры, а в 17 получил оффер на позицию джуниор-фронтенд-разработчика.

Я родился и вырос в Свободном — это город неподалеку от Благовещенска на границе с Китаем. Ходил в самую обычную школу, а с десятого класса начал углубленно изучать математику, информатику и физику.

Расскажу, как я пришел в ИТ, как искал работу и получил оффер и почему решил не поступать в университет.

Первые шаги в программировании

Как появился интерес к ИТ. Мой брат Саша — программист, поэтому я с детства наблюдал за его работой, но не интересовался подробностями.

В 2014 году Саша поступил в Благовещенский государственный педагогический университет, БГПУ, и съехал от нас с родителями. Мы старались поддерживать связь. Как-то брат рассказал, что вместе с командой студентов его вуза разрабатывает систему автоматизации школ в регионе «Пионер». Ученики получают универсальную карточку, по которой проходят через турникеты в школу, оплачивают еду в столовой и проезд в общественном транспорте. Я посмотрел их презентацию, изучил сайт «Пионера» и загорелся идеей программирования: понял, что хочу тоже создавать полезные сервисы.

Как учился программировать. В 2017 году мне было 12 лет. Я окончил шестой класс и ушел на летние каникулы. У меня было много свободного времени, так что я решил создать что-то похожее на игру Geometry Dash  .

Я спросил у брата, как он делал программы и какую среду разработки использовал. Он сказал, что Java и NetBeans. Я все это скачал и приступил к делу.

Почему-то тогда мне не пришло в голову посмотреть гайды — я работал методом тыка. Конечно, ничего не вышло, и я забросил это дело. Тогда же решил попробовать сделать сайт.

На «Ютубе» я наткнулся на видеоуроки Гоши Дударя. Это блогер, который пытается охватить абсолютно все языки программирования, и у него полно обучающих роликов. Не все из них понятные и корректные, но тогда и контента на эту тему было не так много, как сейчас. Мне было скучно, но с горем пополам я посмотрел его видеокурс «Создание сайта от А до Я» и приступил к своему первому проекту.

Я только начал погружаться в HTML  и CSS  , поэтому у меня не было знаний и опыта, чтобы делать достойные проекты. Получалась, откровенно говоря, фигня — жалкое подобие сайтов.

Естественно, никаких серьезных курсов я не проходил, просто смотрел бесплатные уроки в интернете. Занимался программированием как хобби, которое доставляло большое удовольствие. Параллельно, как и любой подросток, общался с друзьями, смотрел видео, играл в компьютерные игры или просто отдыхал.

Мои проекты

Социальная сеть. В 2018 году я продолжил обучаться по видео Гоши Дударя. Прошел его курсы по Java, Kotlin, C++, C#, Unity  .

В комментариях к одному ролику я познакомился с Даниилом, который, как и я, недавно увлекся программированием, и мы решили вместе создать свою соцсеть. Назвали ее MSN — Mini Social Network. Там можно было публиковать посты с текстом, фото и видео.

Аудитории у нас не было, и мы не знали, как ее набрать. Тогда у нас нашлись другие идеи, и мы переключились на них. В 2021 году вспомнили о соцсети, освежили дизайн, сделали рефакторинг кода и снова забросили. Зато добавили проект в портфолио и продолжили создавать проекты вместе.

Так выглядел интерфейс стартовой страницы MSN
В нашей соцсети можно было даже публиковать посты и фотографии
А это дизайн стартовой страницы после ребрендинга

Платформа для тестов. Нашим следующим творением стала программа TUK — Testing Universal Kit, в которой можно было создавать тесты. Мы написали ее на JavaScript для десктопа.

Сначала сделали интерфейс, а потом осознали, что не хватает опыта, чтобы написать корректный код. Было много трудностей — например, не получалось сделать тесты, где было бы разное количество вопросов и несколько вариантов ответов. Поэтому мы оставили этот проект, а позже создали аналог. О нем расскажу позже.

Получились такие наработки
Получились такие наработки
Получились такие наработки

Игры. Когда я смотрел стрим, мне пришла идея сделать игру, что-то вроде тамагочи, но с персонажем-стримером. Написал девушке с небольшой аудиторией — до нее достучаться было проще, чем до популярных блогеров — и объяснил, что хочу сделать симулятор стримера, где нужно играть за персонажа с ее именем. Она оценила предложение и согласилась включить игру во время одного из эфиров. Я обрадовался и подумал, что наконец смогу собрать хоть какую-то аудиторию.

Мы с Данилом написали сайт-симулятор. Игрок должен был выполнять задания, например, угадывать героев из Dota или вести стрим, и зарабатывать монетки, чтобы поднимать статистику еды, здоровья и энергии.

Так выглядела первая версия симулятора стримера
Так выглядела первая версия симулятора стримера
Так выглядела первая версия симулятора стримера
Так выглядела первая версия симулятора стримера

Когда мы отправляли ссылку блогеру, надеялись, что она сыграет в нашу игру во время эфира, но та просто рассказала, что про нее сделали симулятор, и закинула ссылку в чат. Она затерялась среди других сообщений, и никто не обратил внимания на игру. Не знаю, почему она так поступила. Вероятно, ей не понравился проект.

Хотя симулятор не оправдал наших надежд на аудиторию, мы его доработали: было интересно и хотелось пополнить портфолио. Мы обновили интерфейс, добавили новые мини-игры, статистику еды и здоровья, фоновую музыку и помощника, который подсказывал игроку, а еще сделали рефакторинг  .

Обновленную версию переименовали из MissAlina 23 в V.I.E.W.E.R.
Обновленную версию переименовали из MissAlina 23 в V.I.E.W.E.R.
Обновленную версию переименовали из MissAlina 23 в V.I.E.W.E.R.
Обновленную версию переименовали из MissAlina 23 в V.I.E.W.E.R.

Спустя время мы захотели поработать в новом жанре и решили создать визуальную новеллу. К нам присоединился еще один начинающий программист — Аня, она тогда проходила курсы на «Степике».

Втроем мы разработали игру The First of Them — назвали по аналогии с The Last of Us. Мы хотели создать целую вселенную, как в Outlast и Resident Evil. Подготовили предысторию игры на три листа А4, а персонажей нарисовала знакомая художница, которой нужно было портфолио.

Игра состояла из четырех сюжетных глав и пяти тысяч строк кода — последние, честно говоря, были очень слабыми. Мы хотели переделать игру под мобильное приложение и выложить на «Гугл-плей», но не хватило знаний, чтобы настроить доступ к игре без интернета. В итоге остановились на программе для Виндоус, Мак-ос и Линукс, а еще сделали онлайн-версию. Сейчас мы убрали игру из открытого доступа, но ее можно скачать с «Гугл-диска».

Анонс визуальной новеллы The First of Them

Сайт для учебных тестов. У меня не было проблем с учебой из-за увлечения программированием. Учителя и одноклассники, наоборот, вдохновляли меня на новые проекты: благодаря им я решил создать сервис, который был бы полезен для моей школы.

В начале 2020 года, когда мне было 15 лет, мы с Даниилом взяли за основу наш предыдущий сайт для тестов Testing Universal Kit и сделали сайт Infinity Tests. У нас получилось доработать код, и теперь преподаватели могли создавать тесты для разных классов, причем сайт сам проверял ответы и сохранял результаты учеников.

Я показал разработку классной руководительнице, учительнице русского языка и литературы, и она согласилась ее протестировать. Первый запуск прошел успешно — все прекрасно работало! Мы несколько раз усовершенствовали проект, а потом преподавательница делала тесты на платформе, а мы проходили их всем классом.

Учительница информатики даже предложила опубликовать статью про Infinity Tests в книге Амурского института железнодорожного транспорта, посвященной ученическим проектам. Я отправил заявку, и информацию о моем сайте включили в книгу.

Панель управления Infinity Tests
Панель управления Infinity Tests
Панель управления Infinity Tests

Платформа для школы. В свободное время я создавал приложения для составления перечня дел. Тогда я еще не знал про канбан-доску или систему Agile, так что получались обычные списки с заданиями. Еще учился делать чаты.

В 2021 году я посмотрел фильм «Социальная сеть» про «Фейсбук». Кино меня невероятно вдохновило — захотелось тоже создать что-то прорывное, я даже купил маркерную доску, на которой записывал идеи. Я хотел придумать что-то полезное, чтобы люди могли пользоваться моим сервисом и кайфовать.

Мне пришла в голову идея создать платформу для школы ILearn и объединить четыре сервиса: создание тестов, чаты, списки дел и социальную сеть. Задумка была такой: директор, завуч и другие руководители школы публикуют на сайте новости, а ученики и учителя могут их комментировать, лайкать или дизлайкать. У каждого школьника — свой профиль, включающий ФИО, номер школы, класс. У учителей есть доступ к списку учеников, у директора — к личным делам обучающихся и преподавателей. На этом же сайте педагоги создают тесты, а система ведет статистику и выставляет школьникам оценки. В отдельных вкладках — чат класса и список дел, как в ежедневнике.

Интерфейс состоял из нескольких страниц: главная, о нас, полезная литература и дополнительные ресурсы. Про UX мы тогда не знали
Там же можно было создавать уроки: прописывать темы и главные тезисы, добавлять задания и ссылки на конспекты
Главная страница, вкладка с созданием уроков и тестов в ILearn

Я подготовил мини-проект платформы и представил его на конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». На городском этапе занял первое место. Помню, в тот день ко мне подошел учитель информатики из другой школы и сказал: «Как классно сделано! Если хочешь, можем протестировать».

Мой проект даже показали городскому начальнику управления образования. Но ввести его в школе не получилось: чтобы хранить личные дела детей, система безопасности должна работать на высшем уровне.

За победу в городском этапе меня пригласили бесплатно поучаствовать в ИТ-смене во Всероссийском детском центре «Океан» во Владивостоке. Там же проходил областной этап конкурса проектов, где я прошел в финал.

Для последнего тура я усовершенствовал платформу: добавил функцию подготовки к урокам, чтобы учителя могли прикреплять тезисы к разным темам, ссылки на конспекты, тесты.

На защите комиссия задавала мне каверзные вопросы: что делать с безопасностью, почему я считаю свой проект важным этапом на пути к новой системе образования. Мои ответы их не убедили, и в итоге конкурс я не выиграл.

Помимо «Больших вызовов», я несколько лет подряд участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике. Занимал первые места на школьном и муниципальном этапах, но дальше не проходил, да и не стремился. В олимпиадах часто нужна математика, а у меня не очень хорошо развито математическое мышление.

Презентую проект ILearn в своей школе

Поиск работы и собеседования

Резюме. В 2020 году, когда я учился в девятом классе, я решил, что пойду по стопам брата: после школы поступлю в тот же БГПУ на системного администратора. Родители меня поддержали.

После девятого класса я искал на лето подработку в ИТ. Вписал в резюме технологии и приложил ссылку на свой гитхаб с проектами. Откликался на всевозможные удаленные вакансии на «Хедхантере», но ответа ни от кого не получил. В итоге все каникулы отдыхал и решил попробовать снова после 10 класса.

Спустя год, перед 11 классом, я подошел к делу серьезнее и снова начал искать работу. Я составил хорошее резюме и тщательно продумал, чем хочу заниматься. В объявлениях проверял, чтобы от кандидата требовалось знать JavaScript, Vue.js, HTML, CSS, возможно, библиотеку Bootstrap.

Если в описании было что-то незнакомое — пропускал эту вакансию. Но затем стал откликаться, даже если требовался опыт работы или я не знал какие-то направления из стека. Всего отправил 400 откликов.

Так выглядело мое резюме. Я указал желаемую зарплату в 50 000 ₽
Мое резюме на «Хедхантере»

Собеседования. Первым приглашением, которое я получил, стала стажировка на фулстек-разработчика, где сначала надо было пройти бесплатное двухмесячное обучение, и только потом обещали полноценную работу с зарплатой. Я соскочил, потому что пришлось бы слишком долго ждать первых денег.

Вскоре меня пригласили на интервью на позицию фулстек-разработчика в стартап, который занимается логистикой. Я рассказал о себе и своих проектах и выполнил тестовое: сделал бэкенд и сервер, который должен хранить данные о пищевых продуктах. Фидбэка я не получил, но мне прислали следующее задание — олимпиадную задачу по математике. У меня с ней не очень хорошо, и я отправил ее другу, который учится в вузе на математика. Приятель прислал решение, но оно оказалось неверным. В итоге меня не взяли.

Через пару недель мне написал эйчар туристической компании и предложил вакансию фронтендера. Сперва мы обсудили мой возраст: все-таки мне было 17 лет. Я объяснил, что родители поддерживают мое стремление к работе, а гибкий график подходит к расписанию в школе. Меня позвали на интервью.

После первого собеседования пришлось снова сделать несколько тестовых заданий, которые проверял тимлид команды. Например, нужно было написать код, который бы обращался к серверу, получал от него список комментариев в формате JSON, обрабатывал его и выводил на сайт в красивом виде. Я делал задание на Vue.js  с препроцессором CSS  . Выполнил задачу за пару часов, и все очень удивились моей скорости.

Тимлид сделал ревью моего кода и попросил внести правки по его комментариям. Я офигел, насколько они были полезными, и очень вдохновился, представив, сколько еще узнаю по ходу работы.

Финальным этапом стало техническое собеседование. Мне задали вопросы по теории программирования на знание JavaScript, HTML, CSS и Vue.js и дали пару логических заданий. Конечно, я сделал ошибки и не все знал, но в целом справился неплохо. Одно задание мне не удалось решить полностью, но тимлид отметил, что я единственный из всех соискателей был близок к ответу. Мои навыки понравились, и мне сделали оффер.

Родители и брат были рады, а я целый месяц пребывал в эйфории. У меня появилась возможность развиваться в программировании, становиться профессионалом и зарабатывать деньги. Я немного переживал, что не смогу справиться со всеми рабочими задачами, но отгонял от себя негативные мысли.

Работа

В августе 2022 года, перед началом 11 класса я вышел на должность джуниор-фронтенд-разработчика. У меня была почасовая оплата, и в месяц в зависимости от нагрузки выходило от 25 до 65 тысяч рублей.

Поначалу мне давали несложные задания, например что-то поменять или починить в верстке сайта: вернуть на место кнопку, выровнять отступы. Со временем задачи усложнились и мне доверили собрать целую страницу сайта.

За первый месяц работы я узнал о нескольких технологиях: научился пользоваться фреймворком Nuxt.js, который создает универсальные Vue.js-приложения, и библиотекой Vue-property-decorator, версией JavaScript для разработки крупных приложений Typescript и препроцессором SCSS. Сам бы я изучил их нескоро, не дошли бы руки, а здесь пришлось.

Примерно через полгода, в феврале 2023, мне отдали в разработку первый полноценный проект — лендинг с анимацией, где требовалось применить много стилей CSS.

Я самый молодой сотрудник в компании, но это не проблема. Мы с коллегами-фронтендерами часто играем в компьютерные игры: Star Wars Battlefront II, Overwatch 2, Valorant, Counter-Strike. В общении с коллективом все офигенно.

Пример моей первой объемной задачи — страница о теплоходе
Пример моей первой объемной задачи — страница о теплоходе
Пример моей первой объемной задачи — страница о теплоходе

Учеба

Подготовка к ЕГЭ. Я решил не бросать школу после трудоустройства. Пришлось бы ругаться с родителями, а мне этого не хотелось. К тому же от получения аттестата меня отделял лишь год, так что было бы неразумно отказаться от него на финишной прямой.

Расскажу, как выглядел мой типичный день в 11 классе. Я просыпался в семь утра, шел в школу, а к 13—14 часам возвращался домой. Немного отдыхал, затем работал с 15 до 19 часов, иногда дольше. Перед сном делал домашнее задание.

В школу я ходил всегда и из-за работы не пропустил ни одного занятия: гибридный график и частичная занятость позволяли.

Экзамены. В 2023 году после Нового года я начал готовиться к ЕГЭ. Планировал сдавать русский язык, профильную математику и информатику. На «Профи-ру» нашел репетитора математики за 1000 ₽, мы занимались два-три раза в неделю по вечерам.

На школьных уроках нам давали задания из КИМов, объясняли теорию — в общем, готовили хорошо. А последний месяц перед ЕГЭ мы часто писали пробники. Мои средние результаты казались неплохими: 60 баллов по математике, 70 — по русскому, 75 — по информатике.

Я планировал поступить в вуз на системного администратора, но мотивации особой не было, и готовился я нехотя. БГПУ — не самый престижный университет, на бюджет не нужны высокие баллы, так что мне казалось, что я легко туда пройду.

Результаты ЕГЭ меня немного расстроили. Русский язык я сдал на 69 баллов, информатику — на 46, а профильную математику — на 34. Из-за низких баллов не смог поступить на бюджет даже в БГПУ. В колледж идти не захотел, поэтому решил взять gap year  . Я мог себе это позволить, потому что у меня отсрочка от армии по состоянию здоровья.

Итоги и планы

Я работаю в туристической компании год и два месяца. Должность не менял, но уже несколько раз получал повышение — теперь у меня полный рабочий день и зарплата 100 000 ₽ в месяц. Мне доверили новые, более объемные задачи. Я купил Макбук, игровую клавиатуру, телефон, стильную одежду. Теперь хочу рассказывать о своей работе в телеграм-канале.

В последнее время я сомневаюсь, что пойду в университет. С одной стороны, учеба могла бы принести мне опыт и новые знакомства. С другой — вряд ли в вузе я получу столько же практических знаний, сколько на работе.

Пока думаю пройти онлайн-курсы и продолжить развиваться в сфере фронтенда, чтобы стать мидл-разработчиком. Место работы менять не планирую, оно меня полностью устраивает.

Работаете или учитесь? Покажите любимое рабочее место и станьте героем следующего материала

Теги: учеба
Учились программированию самостоятельно? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество