Рынок онлайн-образования в России растет не по дням, а по часам.

При этом увеличивается не только разнообразие программ и количество студентов, но и средний чек за образовательные услуги.

Разобраться в таком многообразии бывает сложно, а терять большие деньги из-за неправильного выбора — обидно. Поэтому мы решили понять, как работает система возврата средств в онлайн-школах, и попросили читателей Т⁠—⁠Ж рассказать, как они боролись с электронной бюрократией. Спойлер: все не так страшно.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

История № 1
Когда пришлось выбивать деньги частями

Курс: «Интернет-маркетолог» от «Яндекс-практикума»
Сколько стоил: 13 300 Р в месяц
Сколько вернули: всю сумму

Павел Понин
отказался от занятий почти сразу

Мой курс стартовал 15 октября 2020 года, но фактически занятия начались 19-го числа. Я написал письмо с просьбой возврата денег почти сразу, 17 октября, — решил вернуть деньги, так как потерял источник дохода. Условия возврата прописаны у «Практикума» в публичной оферте предельно ясно: «Яндекс» считает количество пройденных дней от всего курса и возвращает сумму.

Поддержка ответила сразу, отговорить не пытались — только вежливо попросили пояснить, в чем дело, чтобы они могли стать лучше. Пообещали, что деньги придут обратно в течение 30 дней.

30 октября мне пришло странное сообщение, в котором «Практикум» переспрашивал, действительно ли я хочу покинуть обучение, и запрашивал мой логин еще раз, хотя я его указал в первом письме, в чате поддержки и в сообщении куратору. А 1 ноября вернулось 6650 Р. Я удивился, потому что написал еще до начала занятий и рассчитывал на полный возврат, и 13 ноября отправил вопрос о сумме. 16 ноября ответили, что нашли ошибку в расчетах, насчитали еще 7349 Р к возврату — это больше, чем я изначально заплатил, — но деньги не перевели.

Дальше связь начала обрываться. Представители «Практикума» не писали, на мои сообщения отвечали неохотно, иногда приходилось ждать по несколько дней. Наша переписка растянулась на декабрь и январь: я спрашивал, где деньги, из «Практикума» отвечали, что произошел массовый сбой и они разбираются в ситуации. В середине января я написал в Роспотребнадзор через форму на сайте, но оттуда никто со мной не связался.

4 февраля 2021 года мне наконец пришла вторая, уже верно рассчитанная часть денег — 6649 Р. Из «Практикума» написали, что отправили деньги, и поинтересовались, получил ли я возврат. За задержку никто передо мной не извинился.

История № 2
Когда чуть не осталась должна сама

Курс: «Таргетированная реклама про» от «Нетологии»
Сколько стоил: 32 497 Р по предварительной цене
Сколько вернули: 18 467 Р

Anna Gavrilova
выбрала неподходящий курс

Выбрала этот курс и взяла рассрочку на 10 месяцев, потому что захотелось упорядочить свои знания в области таргета. До этого я окончила несколько курсов «Нетологии», и они показались неплохими.

Курс оказался для меня неподходящим: я работаю с микробизнесами и совсем небольшими бюджетами, а обучение рассчитано на тех, кто, наоборот, хочет масштабироваться и работать в больших компаниях с большими проектами. Для меня эти знания были бы неприменимы из-за того, что расти до руководителя я не хочу и работать с большими конторами не планирую. В итоге я нашла для себя другой курс, рассчитанный именно на фрилансеров средней руки, с большим количеством практических рекомендаций.

Учиться каким-то вещам, но не иметь возможности применить их на практике довольно бессмысленно. Так что деньги за курс я решила вернуть.

Полный возврат был возможен только после нескольких первых занятий, далее — за вычетом уже пройденных уроков. Чтобы его оформить, пришлось заполнить заявление и отправить его по электронной почте. В «Нетологии» мне предложили перенести деньги на оплату другого курса, но я не согласилась.

Я успела пройти 10 из 32 занятий. По моим расчетам, мне должны были вернуть 22 343 Р — это как раз сумма за 22 непройденных урока, каждый из которых должен был стоить около 1000 Р. Организаторы прислали мне только 18 467 Р, так как, по их подсчетам, 10 занятий, которые я уже прошла, стоили не примерно 1000 Р за каждое, а 1403 Р — по полной стоимости курса, а не по его предварительной цене. То есть разница между той суммой, на которую я рассчитывала, и той, которую я получила, составила около 4000 Р не в мою пользу. Если бы я решила вернуть деньги, скажем, после 25-го занятия, то еще осталась бы должна.

Годом раньше я купила другой курс в «Нетологии» и за несколько дней до его старта увидела, что следующий поток можно приобрести дешевле — со скидкой early bird и промокодом по случаю какого-то праздника. Я попросила вернуть деньги за курс или перенести оплату на следующий поток и вернуть мне разницу между ценами. Менеджер, похоже, опешил от моей наглости, но оплату перенес и разницу в несколько тысяч рублей я получила. С тех пор при оплате курсов в «Нетологии» скидки на early bird и промокоды суммироваться перестали. Не знаю, совпадение это или моя жадность так впечатлила менеджеров по продажам, что они приняли меры.

История № 3
Когда предложили более актуальный курс

Курс: «Коммерческий редактор» от «Нетологии»
Сколько стоил: 33 675 Р
Сколько вернули: перевели на другой курс

Фрёкен Снорк
знает свои права

В апреле 2020 года от сидения в самоизоляции моя крыша немного начала уезжать. Я решила уйти из ИТ на вольные фрилансерские хлеба и купила курс по копирайтингу и редактуре.

Пройдя первый модуль, я поняла, что погорячилась. Самоизоляция прошла, я стала снова видеться с коллегами, сфера ИТ перестала казаться такой уж ненавистной. А вот труд копирайтера оказался сложным, да и оплачивался гораздо хуже. В целом модуль по копирайтингу мне понравился, но я поняла, что не буду менять профессию, а значит, и проходить следующие модули не имеет смысла.

Условия возврата явно прописаны не были, а может, я просто не обратила на это внимания. Я знала, что закон о защите прав потребителей дает возможность вернуть деньги за неиспользованные услуги, — таким образом мне уже возвращали плату за школу вождения.

Чтобы получить возврат, я написала заявление в свободной форме с просьбой о переводе. Меня не отговаривали, но предложили вместо возврата средств выбрать любой другой курс в рамках той суммы, которую мне должны были вернуть, — что-то около 20 тысяч. Меня это устроило — я выбрала другой курс и прошла его до конца.

История № 4
Когда помогли коронавирусные выходные

Курс: «Бэкенд-разработчик» от «Яндекс-практикума» (сейчас курс закрылся)
Сколько стоил: 85 000 Р
Сколько вернули: 78 200 Р

Аноним
не выдержал споров с наставником

Первое впечатление от пробного месяца вызвало у меня массу положительных эмоций: интересный тренажер, реальные задачи и примеры из жизни, нетривиальный подход к обучению. Но после оплаты всего курса и вступления в комьюнити что-то пошло не так.

Во-первых, оказалось, что в одной группе смешаны студенты с разным уровнем подготовки: на выполнение некоторых заданий у меня уходило по 6 часов, притом что кто-то уже через 15 минут писал в чат, что все выполнил. Это сильно демотивирует, начинаешь считать себя ущербным.

Во-вторых, встроенный тренажер принимал только один-единственный вариант написания кода. Даже если код работает верно, ответ не будет засчитан и следующий этап не откроется. Как-то на всю дискуссию с техподдержкой у меня ушло 12 часов: мне отвечали с огромными перерывами, аргументируя это большой нагрузкой и недостатком операторов. Странно, «Яндекс» не смог предугадать, сколько должно хватить операторов на всех учеников? И на такую борьбу с тренажером уходило очень много времени, что сильно тормозило процесс обучения. А между тем на курсе прописаны довольно сжатые сроки.

Наконец, «Практикум» утверждает, что обучение идет под чутким присмотром опытных программистов. После того как тренажер в очередный раз не принял мой ответ, я решил обратиться к наставнику нашей группы, чтобы узнать, что же не так в моем коде. Мы долго провозились, но результат остался прежним. В конце концов наставник развел руками и сказал, что не знает, в чем дело. На этом мое терпение лопнуло, и я решил досрочно прервать обучение.

В оферте к курсу был интересный пункт: количество дней обучения рассчитывается с даты начала обучения до первого рабочего дня, следующего за датой отказа. Мой отказ пришелся ровно на день оглашения президентом мартовских нерабочих дней. Повезло, не пришлось платить за лишний рабочий день.

Чтобы вернуть деньги, пришлось написать пару сообщений в техподдержку. Отговорить меня не пробовали — попросили только написать причину оформления возврата и отзыв о курсе для улучшения работы сервиса.

История № 5
Когда пригодился закон о защите прав потребителей

Курс: «Порядок в голове» от «Времени в порядке»
Сколько стоил: 13 350 Р со скидкой
Сколько вернули: 10 012 Р

@energy_dasha_
совершила импульсивную покупку

Пару месяцев назад я выгорела и решила, что из этого состояния меня обязательно вытащат новые знания. Поэтому во время Черной пятницы взяла курс по психологии: восемь видеолекций, с помощью которых обещали разобраться с внутренним ребенком, убрать негативные установки и вот это вот все. Думала, это поможет мне сэкономить на походах к психологу. Покупала импульсивно и явно не в здравом уме.

Доступ к курсу сохранялся три месяца, но начала я смотреть его только за месяц до окончания доступа. Посмотрела всего две лекции и крайне разочаровалась в качестве, хотя «эксперт» очень популярный и восторженных отзывов я прочитала довольно много. Было ощущение, что спикер просто записывает на камеру свой поток мыслей, очень сложно было воспринимать информацию, да и была она крайне примитивной. Например, чтобы избавиться от негативных эмоций, нужно перестать смотреть телевизор. Серьезно? На «Ютубе» в свободном доступе можно получить эту информацию бесплатно и от признанных экспертов и ученых.

Условия возврата удалось найти в описании оферты. Согласно ей я могла «потребовать возврата уплаченных денежных средств в течение 14 календарных дней с момента начала обучения». Кроме того, в договоре были прописаны различные ограничения — например, что должна быть уважительная причина для расторжения. Но я знала, что это противоречит закону о защите прав потребителя и я могу запросить возврат, когда захочу, без объяснения причин.

Я объяснила ситуацию: сказала, что мне необходимы средства на другие цели — восстановление здоровья. Больше вопросов не задавали и сразу приняли заявление. Это хорошо, иначе я бы точно поддалась на уговоры.

Мне предоставили шаблон заявления, а также уже высчитали сумму к возврату. Я переживала, что могут возникнуть проблемы в расчете суммы. Но действительно, мне вернули средства за все шесть непросмотренных уроков в течение 14 дней.

История № 6
Когда нашел работу по специальности быстрее, чем создатели доделали курс

Курс: «Профессия DevOps-инженер» от «Скиллбокса»
Сколько стоил: 25 300 Р со скидкой и сертификатом
Сколько вернули: 7590 Р

Vladimir
ждет свои деньги

За этот курс я заплатил всего 25 300 Р, но это с учетом всевозможных скидок и сертификата на 30 000 Р, который я выиграл ранее на их же интенсиве. Оплачивал курс в рассрочку, которую еще даже не успел закрыть до конца.

Курс состоял из нескольких разделов, но на момент начала обучения основной из них, где, собственно, и обучали необходимой профессии, еще не был готов. Доступно было два модуля, а у остальных только указана дата выхода, которая пару раз переносилась еще на месяц. Пока новые модули выходили, я уже успел освоить часть материала самостоятельно и найти работу по специальности, в результате чего курс потерял для меня актуальность.

На сайте курса не было информации о возврате, или  я ее не нашел, но была ссылка на договор оферты, в котором эти условия были прописаны.

Через пару дней после того, как я отправил заявку на возврат, со мной связалась представитель школы и предложила альтернативные варианты: например, заменить курс на любой другой за эту же сумму или переоформить личный кабинет на другого человека — также с возможностью замены курса. От обоих вариантов я отказался, навязывать их мне не пытались, так что разговор закончился довольно быстро.

Для возврата мне пришлось распечатать и заполнить заявление, которое мне выслали на почту. Затем я его отсканировал и отправил обратно. Когда его одобрили, нужно было отправить оригинал почтой или курьерской службой на указанный адрес и сообщить трек-номер, после чего была назначена дата возврата средств.

Сейчас эта эпопея еще не закончена, так как я только отправил оригинал письма. Но сумма к возврату уже определена, и она составляет всего 30% от уплаченной — 7590 Р. Такое условие прописано в договоре оферты, причем в случае, если курс уже пройден более чем на 30%, мне бы вернули еще меньше. Так что неготовность курса к моменту моей покупки даже сыграла мне на руку.

История № 7
Когда нашел слишком много ошибок в курсе

Курс: «Мидл фронтенд-разработчик» от «Яндекс-практикума»
Сколько стоил: 66 500 Р со скидкой
Сколько вернули: 47 422 Р

Аноним
находил ошибки в курсе

Решил вернуть деньги через месяц обучения, потому что не устроило абсолютно все: подача материала, сам материал и практическая часть курса.

Курс максимально сырой, куча опечаток в тексте и ошибок в коде. В первый же день нашел штук 20, а за месяц обучения — за полсотни. Кидал все это в чат — ловил плюсы от студентов, но исправлялась дай бог половина.

Сам материал — выжимки из учебников, короткие и бестолковые настолько, что проще и полезнее было бы прочитать их полную версию. Практическая часть — это написание кода в тренажере с автоматической проверкой. Однажды целые сутки убил на попытки понять, что не так в моем решении задачи. Оказалось, проблема в этой автоматической проверке, которая не принимала правильный ответ. При этом были случаи, когда принимались неправильные. А один раз в выходной все студенты дошли до задачи, где ни у кого ничего не принималось, — все выходные коту под хвост, бунт в чате был лютый.

За месяц ничего нового я для себя не узнал. Курс позиционировался как программа обучения для мидлов, но на практике большую часть информации, по крайней мере в первый месяц, на котором я был, я узнал еще на самых первых курсах для новичков.

Правила возврата были более чем понятны. Я написал на почту, что хочу досрочно завершить обучение, и подождал, пока деньги вернутся на карту. Вернули мне 47 422 Р — ровно сколько и было положено. Препятствий не было. Предупреждали, что возврат может занять до 30 дней, занял в итоге всего два.

История № 8
Когда организаторы перестали выходить на связь

Курс: Pintosevich Body Design от тренера личностного роста Ицхака Пинтосевича
Сколько стоил: 5000 Р за двоих
Сколько вернули:Р

Аноним
все еще хочет восстановить справедливость

После покупки курса по налаживанию здорового образа жизни понял, что он не соответствует моим ожиданиям: он существенно отличался по своему строению от предыдущих, купленных мной у Ицхака, был гораздо хуже структурирован и состоял из простого набора записей трансляций какого-то стороннего специалиста, хотя в рекламе на первом месте среди лекторов был указан Ицхак. Я написал в поддержку — во время покупки мне гарантировали возврат средств. Эту гарантию все еще можно найти на сайте:

В поддержке предложили взамен несколько неинтересных мне курсов, и я отказался. Сказали заполнить форму для возврата средств, которую я заполнил и отправил в соответствии со всеми требованиями, а потом перестали выходить на связь.

Не желая особенно заниматься этой ситуацией, я махнул рукой и забыл, пока не увидел вашу форму. Подумал: «А ведь отлично вписывается! Но вдруг там на самом деле нормальные ответственные ребята и произошла ошибка?» Написал в поддержку еще раз. Мне сообщили, что повторно передали мое обращение, но это опять-таки ни к чему не привело, со мной никто не связался, деньги на счет не поступили, и я махнул рукой уже второй раз. Возможно, на результате сказалось недостаточное количество усилий, приложенных с моей стороны, но тем не менее, учитывая, что основатель курсов, Ицхак Пинтосевич, активно ратует за помощь людям, бесплатную передачу знаний и всякие прочие общечеловеческие блага, ситуация показалась мне довольно ироничной.

Любите учиться? Расскажите о курсах, которые вы прошли, и станьте героем нашего нового материала.