Онлайн-покупкой билетов, одежды, продуктов и дистанционным высшим образованием уже никого не удивить.
Центральный банк пошел дальше и решил разработать единый сервис, где люди смогут электронно покупать финансовые продукты и услуги.
Что такое маркетплейс
Маркетплейс ЦБ — это электронная дистанционная система продвижения финансовых продуктов и услуг и регистрации финансовых сделок. Проект начался в 2017 году в рамках развития финансовых технологий для ЦБ, но до сих пор не запущен из-за технических сложностей. По последним прогнозам, маркетплейс может заработать к концу 2020 года.
Центробанк планирует перенести в цифровую среду простые финансовые услуги разных поставщиков: банков, страховых и управляющих компаний, эмитентов ценных бумаг и других. Люди смогут круглосуточно в одном мобильном приложении или на сайте получить ипотечный кредит, открыть депозит, оформить полис ОСАГО, в часы работы биржи — купить облигации.
Закон о маркетплейсе. Создание финансового маркетплейса подробно описано в «Основных направлениях развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов», которые разработал Банк России. Но закон, который будет это регулировать, Госдума приняла только в июле 2020 года.
Документ обсуждали более двух лет: было непонятно, как безопасно идентифицировать клиентов при первом обращении в систему. Авторы законопроекта хотели использовать биометрию, но из-за технических сложностей, чтобы пользоваться маркетплейсом, клиенту сначала придется лично встретиться с представителем финансовой платформы.
Как это будет работать
Люди смогут выбирать финансовые продукты у разных поставщиков в режиме одного окна. В системе будет работать поиск по параметрам и боты-советники.
Информацию о сделках будет вести единый регистратор — Национальный расчетный депозитарий. Клиенты смогут видеть информацию по всем своим сделкам в личном кабинете и получать выписки по запросу, примерно как на портале госуслуг.
Кто участвует в проекте. Проект коммерческий, государственных инвестиций в нем не планируется, поэтому все участники заинтересованы в продвижении своих услуг и получении прибыли. Банки, страховые компании, эмитенты государственных и корпоративных облигаций, управляющие компании будут продвигать через маркетплейс свои продукты и услуги.
Сделки будут проходить через электронные платформы. Московская биржа первой предоставит свою электронную платформу. Также ожидаются платформы от «ВТБ-регистратор», спецдепозитария «Инфинитум» и «Дом-рф».
Пользователи смогут выбирать продукты или услуги через мобильные приложения витрин-агрегаторов. Агрегаторы не будут давать инвестиционные советы и рекомендации — они будут систематизировать данные о финансовых продуктах и услугах. Для этого хорошо подходят боты-консультанты.
Какие продукты можно оформить. Через маркетплейс можно будет оформить простые финансовые инструменты: вклады, облигации, паи ПИФов, ОСАГО, ипотечные кредиты. Если все пойдет хорошо, продуктов и услуг станет больше.
В маркетплейсе не будет маржинальной торговли, инвестиционных рекомендаций, сложных финансовых продуктов.
Профессиональные участники будут платить комиссии за выполненные сделки, а для частных инвесторов маркетплейс, скорее всего, будет бесплатным.
Зачем маркетплейс нужен ЦБ
ЦБ хочет сделать финансовые продукты и услуги доступными для большинства людей. Если конкуренция между поставщиками финансовых услуг увеличится, то уменьшатся комиссии и разброс между ставками кредитов и депозитов в разных банках. А если люди вместо депозитов будут, например, покупать облигации, в экономике появятся длинные инвестиции, что полезно для экономического развития.
Кроме того, Центробанк беспокоит, что крупные финансовые организации развивают собственные экосистемы, в которых клиенты могут оформить все те же продукты, но у одного поставщика. В докладе «Новые подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке» ЦБ пишет, что экосистемы могут привести к монополизации финансового рынка, а личные данные людей могут использоваться в коммерческих интересах. Эту проблему тоже должен решить маркетплейс.
Преимущества и недостатки
В финансовой отрасли активно развиваются онлайн-сервисы. Маркетплейс соединит поставщиков финансовых продуктов и услуг и людей в удобном приложении с низкими затратами и высокой надежностью.
Для населения плюс в том, что увеличится доступность финансовых инструментов, потому что платформа будет работать круглосуточно и без выходных. Предложения в маркетплейсе, возможно, будут выгоднее, потому что поставщикам придется конкурировать друг с другом. Сделки будут безопасными и простыми, ведь их будет регистрировать одна организация.
- Например, Олег живет в Москве, но хотел бы открыть вклад в Дальневосточном банке. Если у банка нет отделения в Москве, сделать это напрямую в банке может быть сложно. А через маркетплейс — легко. Однако, пока не решен вопрос с биометрией, клиентам придется перед первым использованием встречаться с представителями платформы.
Для поставщиков финансовых услуг плюс в том, что увеличится приток новых клиентов. При этом можно будет сэкономить на открытии офисов и транзакциях. Некоторые сервисы можно будет передать на аутсорсинг партнерам в маркетплейсе.
Для витрин, агрегаторов и платформ тоже увеличится приток новых клиентов. Агрегаторы смогут развивать новые сервисы и технологии.
Возможные проблемы. Сначала система может быть недоработанной и, вероятно, будут возникать ошибки. Непонятно, как будут идентифицировать клиентов и совмещать уже существующие брокерские и индивидуальные инвестиционные счета с покупками в маркетплейсе. Сложно оценить, насколько хорошо будет справляться с возникающими вопросами служба поддержки.
Насколько это безопасно
В маркетплейс попадут только проверенные товары. Поставщики финансовых услуг будут входить в специальный реестр Центробанка и подчиняться единым бизнес-правилам. Все сделки будут проходить через единого регистратора, поэтому ошибок будет меньше. Современные технологии, такие как блокчейн, уменьшат возможность подделок и увеличат защиту сделок.
Сроки и этапы внедрения маркетплейса
Изначально маркетплейс должны были запустить до конца 2019 года, но из-за того, что Госдума долго обсуждала проект закона «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», реализацию отложили на неопределенный срок. Сейчас маркетплейс планируют запустить до конца 2020 года.