В июле 2021 года мы с женой попали в ДТП на тандемном велосипеде: в центре Москвы нам не уступила дорогу легковушка. Водитель признал вину, и мы спокойно оформили ДТП.

Полной выплаты от страховой мы добились только в конце декабря: за это время административное дело дважды рассматривали разные инспекторы, я несколько раз ходил в суд, а в документах о ДТП автомобиль виновника сменил марку и номера.

Расскажу, почему так вышло.

Как мы ездим на велосипеде-тандеме по Москве

В разгар пандемии, в мае 2020 года, мы с женой попробовали ездить на работу на велосипедах. Нам понравилось, и уже два сезона с апреля по сентябрь мы используем велосипеды как основной транспорт.

Несколько раз в неделю я отвозил жену на работу на велосипеде-тандеме Format 5352. От дома до моей работы 12 км, до работы жены — еще 8 км. С утра я отвозил супругу и ехал к себе, а вечером забирал ее и мы вдвоем возвращались домой.

Согласно ПДД, велосипед — транспортное средство, а велосипедист — участник дорожного движения. Чтобы поездки были безопасными, мы выполняем все предписания правил:

  1. Руками подаем сигналы поворота, перестроения и остановки — на тандеме это делает пассажир.
  2. Оборудовали все велосипеды передними и задними фонарями, установили светоотражающие элементы.
  3. Используем светоотражающие элементы на одежде и всегда надеваем шлемы, хотя в ПДД эта норма — скорее рекомендация.

Дело не только в ПДД, но и в здравом смысле: благодаря сигналам руками, фонарям и светоотражателям мы становимся заметнее для других участников дорожного движения. К тому же я уверен, что многие водители, видя нашу велоэкипировку и адекватное поведение на дороге, относятся к нам с большим уважением.

Если соблюдать ПДД, ездить по велополосам, велодорожкам и выделенным полосам — передвигаться по центру Москвы достаточно удобно.

Справа на руле тандема мы закрепили фонарь, слева — пульт включения заднего подседельного фонаря. На раме и шлемах есть светоотражающие наклейки, еще один фонарь стоит на кронштейне багажника
Справа на руле тандема мы закрепили фонарь, слева — пульт включения заднего подседельного фонаря. На раме и шлемах есть светоотражающие наклейки, еще один фонарь стоит на кронштейне багажника

К сожалению, наш энтузиазм в соблюдении ПДД разделяют далеко не все участники движения. Велосипедисты нередко ездят по пешеходным переходам и встречной полосе, лихачат на тротуарах, игнорируют сплошные линии разметки и проскакивают на красный.

Автомобилисты тоже нарушают: поворачивают направо, не пропуская двигающихся прямо велосипедистов, не уступают при выезде с прилегающих территорий и пугают велосипедистов звуковым сигналом по поводу и без.

На моем шлеме закреплен видеорегистратор, и особо злостных нарушителей ПДД я стараюсь привлекать к ответу: отправляю видео нарушения с объяснительным текстом через форму обращений граждан на сайте ГИБДД.

На мои обращения обычно реагируют: спустя время меня вызывают в отдел полиции, я даю объяснения и предоставляю оригинал видео. Нарушителю на усмотрение инспектора назначают штраф или выносят предупреждение.

Мой регистратор заснял, как служебный автомобиль стоит прямо на велополосе без включенных проблесковых маячков. О таких случаях я тоже сообщаю
Мой регистратор заснял, как служебный автомобиль стоит прямо на велополосе без включенных проблесковых маячков. О таких случаях я тоже сообщаю

Как мы попали в ДТП

Утром 16 июля мы сели на тандем и вместе поехали на работу в центр Москвы. Когда мы уже были на Большой Ордынке — финишной прямой к работе жены — в нас врезался автомобиль.

Улица Большая Ордынка — главная дорога с односторонним движением и велополосами по обеим сторонам. Мы двигались навстречу движению автомобилей, а в это время со второстепенной дороги — из Иверского переулка нам наперерез выезжала легковушка.

Выезд из Иверского переулка на Большую Ордынку. Знаки четко требуют уступить дорогу и предупреждают, что слева могут двигаться велосипедисты
Выезд из Иверского переулка на Большую Ордынку. Знаки четко требуют уступить дорогу и предупреждают, что слева могут двигаться велосипедисты

Даже когда я еду по главной, всегда подъезжаю к перекресткам с небольшой скоростью и стараюсь устанавливать зрительный контакт с водителями на второстепенной. Так было и в этот раз: мне показалось, что человек за рулем меня видит, поэтому я продолжил движение.

На самом деле водитель легковушки меня не заметил и при выезде на главную въехал в заднюю часть нашего велосипеда.

Место ДТП сразу после столкновения
Место ДТП сразу после столкновения

Мы с женой упали. Я не пострадал, а супруга травмировала ногу о бампер авто и детали велосипеда.

Водитель признал вину и был искренне расстроен, хотел договориться на месте и предлагал помощь. Я не знал наверняка, насколько серьезная травма у жены: рана кровоточила, мог быть перелом, поэтому от решения на месте я отказался, вызвал скорую и ГИБДД.

Скорая приехала быстро, медработники обработали раны и заверили, что переломов и вывихов нет. Жена от госпитализации отказалась, но вечером мы обратились в поликлинику проверить, что нет ничего серьезного.

Прибывший по вызову инспектор ДПС составил план-схему происшествия, собрал объяснительные у участников, выдал нам копии определения о возбуждении административного дела и назначил разбор ДТП на 24 июля. Тогда же инспектор сообщил нам с женой, что виновник — военнослужащий, правда, мы не придали этому значения.

Удар пришелся в область педалей: передний переключатель передач провернуло зажатой бампером ногой супруги
Удар пришелся в область педалей: передний переключатель передач провернуло зажатой бампером ногой супруги
План ДТП, составленный инспектором
План ДТП, составленный инспектором

Я уточнил, нужно ли нам как потерпевшей стороне участвовать в разборе 24 июля, на что инспектор сообщил, что виновник очевиден и приходить не нужно.

19 июля я посетил страховую компанию виновника, чтобы уточнить, какие документы потребуются для оформления выплат. Тогда же выяснилось, что автомобиль виновника относится к государственному ведомству: представитель страховой сообщил, что номера авто засекречены и составляют гостайну. Мне объяснили, что это обстоятельство никак не влияет на выплаты, но вскользь упомянули, что в ГИБДД при оформлении служебных автомобилей могут изменять в документах номера и марки машин.

Информация из базы данных страховой подтверждает, что сведения об авто засекречены
Информация из базы данных страховой подтверждает, что сведения об авто засекречены

Разбор ДТП и первые странности

По итогам разбора ДТП 24 июля в ГИБДД вынесли постановление об административном правонарушении, от которого я не ждал никаких неожиданностей. Как выяснилось, зря.

Номера авто и тип транспортного средства виновника в постановлении изменились — по документам в ДТП участвовал совсем другой автомобиль. В документе также ничего не говорилось о причинении вреда здоровью моей супруги.

Постановление об административном правонарушении: повреждения велосипеда указаны, но о травмах жены ни слова
Постановление об административном правонарушении: повреждения велосипеда указаны, но о травмах жены ни слова

За разъяснениями я обратился к инспектору, оформлявшему ДТП. Тот сообщил, что замена информации о транспортном средстве — обычная практика, когда автомобиль служебный, а виновник — действующий военнослужащий. По словам инспектора, в таких случаях официально указывают только виновника, а его автомобиль в документах заменяют.

Почему в постановлении не учли травмы супруги, сотрудник ГИБДД убедительно не объяснил — он согласился, что допустил ошибку из-за невнимательности, и порекомендовал мне написать жалобу на имя его начальника, чтобы дело направили на пересмотр.

В силу обстоятельств я подал жалобу в самом конце положенного десятидневного срока. Обращение отправил так же, как всегда отправлял фото и видео о нарушениях ПДД — через сайт ГИБДД.

Мое обращение на сайте ГИБДД
Мое обращение на сайте ГИБДД

Почти сразу после этого мы с женой уехали в перепланированный на ходу отпуск — вместо путешествия на велотандеме по Золотому Кольцу отправились в пешеходно-автобусное путешествие на Байкал, которое вышло вдвое дороже.

Когда мы вернулись в Москву, мне на почту пришло уведомление, что жалобу не приняли, поскольку она не подписана электронной подписью.

Я привык, что мои обращения о нарушениях ПДД всегда принимали без подтверждения личности, и не ожидал, что нынешнее отклонят. Разбираться я не стал и поехал в отделение полиции, чтобы подать жалобу повторно уже в распечатанном виде.

Уже в полиции я с удивлением узнал, что мое обращение на самом деле рассмотрели — об этом рассказал тот самый инспектор, который оформлял ДТП, не указал в постановлении вред здоровью и посоветовал направить жалобу. Он сообщил, что после моего обращения дело направили на доследование и назначили нового инспектора.

Повторный разбор ДТП, судмедэкспертиза и первые выплаты

4 сентября мы с женой пришли в ГИБДД на очередной разбор и вот что выяснили:

  1. Новый инспектор сделал запрос в поликлинику, в которую мы обратились в день ДТП.
  2. Полную выписку из истории болезни супруги отправили на судмедэкспертизу, чтобы выявить степень тяжести травм.
  3. По результатам экспертизы в ГИБДД решат, отправлять ли дело на рассмотрение в суд.

Спустя несколько недель всех участников ДТП по почте пригласили ознакомиться с результатами экспертизы 13 октября. Заключение подтвердило легкий вред здоровью. На основании результатов судебно-медицинской экспертизы инспектор составил протокол об административном правонарушении, в котором указал, что дело рассмотрит Таганский районный суд спустя месяц — 10 ноября.

По совету представителя страховой виновника я уточнил у инспектора, дополнят ли первоначальное постановление фактом вреда здоровью. Оказалось, что нет: постановление уже вступило в законную силу, а поскольку жалобу я подал с нарушением, изменения не предусмотрены. Я так и не понял, почему же в таком случае к делу добавили данные из этой жалобы с соответствующим направлением на доследование.

Чтобы не терять время, я решил получить выплаты хотя бы по первому постановлению и в тот же день пошел в страховую со всей пачкой документов. Из них мне понадобились:

  1. Паспорт.
  2. Постановление об административном правонарушении от 24 июля 2021 года.
  3. Паспорт на велосипед с чеком о его покупке.

В страховой составили заявление и назначили день осмотра повреждений велосипеда. Одновременно я выяснил, что для оформления выплаты за вред здоровью жены подойдет будущее решение суда.

19 октября эксперт страховой в течение получаса осмотрел, подтвердил и сфотографировал повреждения, уточнил детали ДТП. В конце я подписал акт: по результатам экспертизы замене подлежали заднее колесо в сборе и задний переключатель. Скрытые повреждения в зоне удара в районе рамы эксперт также отметил в акте.

Страховая выплата пришла 26 октября — 37 600 Р. Как рассчитывалась сумма, мне не сообщили. Деньги пришли на безымянную карту: ее выдала страховая, когда я писал заявление, поскольку карты банка-партнера компании у меня не было.

На детали и ремонт тандема в веломастерской я потратил 12 000 Р. Вот что вошло в эту сумму:

  1. Замена заднего колеса.
  2. Замена переключателя передач, тросов переключателей и тормозов.
  3. Настройка переключателей передач.
  4. Замена двух кареток.
  5. Переборка двух пар педалей.

Мне повезло, что рама не получила серьезных повреждений — при плохом раскладе стоимость сварки или замены могла дойти до 70 000 Р и сравниться с покупкой нового велосипеда.

Страховая выплата за повреждение велосипеда
Страховая выплата за повреждение велосипеда

Суд, новые странности и финальные выплаты

10 ноября Таганский районный суд рассматривал дело о причинении вреда здоровью в ДТП. На заседании присутствовал виновник, а я представлял жену по доверенности.

Заседание продолжалось 10 минут: из паспорта виновника на стол судье выпала наградная книжка, они что-то обсудили на языке непонятных мне терминов, а затем судья перенес заседание на месяц до выяснения места занятости виновника. Уже после объявления переноса судья потребовал у виновника на следующем заседании предъявить военный билет и трудовую книжку.

13 декабря заседание началось неожиданно. Судья отметил, что на этом заседании нет истца и ответчика, а только обвинитель и привлекаемое лицо — поэтому инспектор ГИБДД не должен был допускать к слушанию потерпевшую сторону, которую по моей доверенности я вообще не могу представлять. При этом на первом заседании 10 ноября замечаний к моей доверенности и присутствию в зале суда не было.

Совсем странным было то, что мне все же разрешили остаться и даже представлять потерпевшую сторону: судья выслушал мои комментарии, дал слово виновнику ДТП и назначил последнему штраф в размере 5000 Р. Водителю могло грозить лишение прав, но судья руководствовался в том числе и моей просьбой о более мягкой санкции.

В тот же день я снова поехал в страховую виновника. Из документов мне понадобились:

  1. Копия постановления суда.
  2. Выписка из амбулаторной карты жены.
  3. Копия паспорта супруги.
  4. Фотография результатов судмедэкспертизы.
  5. Доверенность, по которой я представлял жену.

Я написал новое заявление о страховой выплате и указал карту супруги для перевода средств — в этот раз перевести деньги могли только по реквизитам потерпевшей. 21 декабря жене на карту пришла страховая выплата — 2750 Р. Как и в прошлый раз, нам не сообщили ни размер выплаты, ни механизм ее расчета.

Страховая выплата за полученную в ДТП травму
Страховая выплата за полученную в ДТП травму

Что в итоге

Все закончилось благополучно, но за время разбирательств произошло много странного:

  1. В документах о ДТП изменились номера и марка автомобиля виновника.
  2. Во время первого разбора ДТП инспектор не указал в постановлении факт причинения вреда здоровью потерпевшей, хотя сам был на месте происшествия.
  3. Меня официально уведомили, что жалобу, которую я направил в ГИБДД, не приняли без электронной подписи. Но в действительности жалобу в ГИБДД всё же рассмотрели и даже назначили нового инспектора.
  4. На повторном заседании судья заявил, что я не могу представлять потерпевшую, но по факту мне это разрешил.
  5. Разбирательства заняли пять месяцев, хотя виновник был очевиден.

Я сделал следующие выводы:

  1. При любом ДТП важно фиксировать все детали: вызывать ГИБДД и скорую помощь, если есть пострадавшие, а все обстоятельства записывать и проверять, что ваши слова зафиксированы верно.
  2. Все постановления, определения, справки и чеки лучше хранить: они понадобятся страховой или суду, если у виновника нет страховки.
  3. Если решили договориться на месте, лучше писать расписки и указывать данные сторон. Если в будущем обнаружится сопутствующий ущерб, вы сможете представить доказательства, чтобы получить необходимые выплаты.