Чего ждать от Volkswagen Polo Sedan и Skoda Rapid I с пробегом
Обычно мы рассказываем об одной модели, но эта статья — исключение.
У Volkswagen Polo Sedan и лифтбэка Skoda Rapid первого поколения очень много общего, нет смысла писать отдельные материалы. Обе машины очень популярны на российском рынке. Самый свежий модельный год у обеих — 2021. Тогда продали 46 887 седанов Поло и 41 680 лифтбэков Рапид.
С 2010 года модель Volkswagen Polo Sedan делали на заводе в Калужской области, позже на нем наладили выпуск Skoda Rapid. Это было производство полного цикла: даже панели кузова штамповали и сваривали там же. Сейчас конвейер стоит, но на вторичном рынке есть огромный выбор машин с пробегом. Расскажу, что это за машины и стоит ли их покупать.
Что вы узнаете
Фольксваген — седан, Шкода — лифтбэк
При внешнем сходстве у этих машин разные типы кузова.
У Поло Седан трехобъемный кузов: между багажником и задним сиденьем — жесткая металлическая перегородка. Объем багажника 460 л, а общая длина машины — 4390 мм.
Шкода Рапид — лифтбэк, кузов уже двухобъемный. Багажник больше — 530 л, машина длиннее — 4483 мм. Колесная база на 5 см больше, в салоне просторнее: расстояние от подушки заднего дивана до потолка у нее больше на 3 см.
Рапид практичнее, зато в седане тише: из багажного отсека доносится меньше шума.
Двигатели, коробки передач, ходовая и тормоза
Технически Поло Седан и Рапид — близнецы. Первый с самого начала разрабатывали для развивающихся стран — России, Мексики и Индии. Лифтбэк делали с прицелом на европейский рынок, но его продажи в Европе провалились и в 2012 году сборку локализовали под Калугой.
Ходовая часть типична для машин этого класса: передняя подвеска — «Макферсон», сзади — торсионная балка. Привод только на переднюю ось.
Задняя колея почти на 4 см шире передней — 1457 мм и 1494 мм соответственно. Это нетипично для переднеприводных автомобилей, обычно разницы почти нет. Дело в унификации производства: задняя подвеска у обеих машин — от более крупной Skoda Octavia Tour. Тормоза на задней оси могут быть барабанного или дискового типа.
Связки двигателя и КПП зависят от версии модели. Вот как было на дорестайлинговых версиях, то есть на Поло 2010—2015 годов, Рапиде 2012—2017.
Двигатель семейства EA111: 1,6 л, 16-клапанный, атмосферный, с цепным приводом ГРМ и гидрокомпенсаторами. Индекс CFNA — 105 л. с., CFNB — 85 л. с. Разница в мощности — только за счет прошивки блока управления.
Двигатель CGPC — редкий представитель того же семейства, встречается только на Рапидах. 1,2 л, три цилиндра, 75 л. с. Разгон до 100 км/ч по паспорту — около 14 секунд. Этого двигателя с трудом хватает для перемещения по городу, на загородной трассе обгон может стать очень длительным и небезопасным.
Коробки передач были двух видов:
- Механическая КПП с индексом 02T, 5 ступеней.
- Ресурсный гидромеханический автомат Aisin с индексом TF-60 (09G). Есть запас прочности, его ставили на более мощные и тяжелые машины.
Рестайлинговый Поло выпускали в 2014—2021 годах, Рапид — в 2017—2021. Моторы абсолютно другие, а также робот DSG.
Семейство двигателей — EA211. Вместо цепи в механизме ГРМ ремень, впуск теперь сзади, выпуск — спереди. Атмосферные — 1,6 л, индекс — CWVA, 110 л. с. и CWVB, 90 л. с. Турбированные — 1,4 л, CZCA, 125 л. с.
Вместе с CZCA у рестайлинговых автомобилей появилась и роботизированная коробка DSG. На Поло и Рапид ставили версию DQ200: 7-ступенчатая с пакетом сухих сцеплений. Сочетание турбомотора и «робота» улучшило и динамику, и экономичность. До 100 км/ч машина с DSG разгоняется почти на 3 секунды быстрее, чем с АКПП и атмосферным мотором. При этом паспортный расход топлива на 100 км пути меньше на целый литр.
Механическая КПП для атмосферных двигателей в рестайлинговой версии автомобилей не изменилась. В паре с CZCA была 6-ступенчатая механика, но с тем же индексом — 02T.
Сочетание моторов и коробок передач для Шкоды Рапид и Поло Седан
Индекс, объем и мощность ДВС | Индекс, тип и количество ступеней КПП | На каких машинах можно встретить |
---|---|---|
CGPC, 1,2 л, 75 л. с. | 02T, механика, 5 ст. | Дорестайлинг, только Рапид |
CFNB, 1,6 л, 85 л. с. | 02T, механика, 5 ст. | Дорестайлинг |
CFNA, 1,6 л, 105 л. с. | 02T, механика, 5 ст. | Дорестайлинг |
CFNB, 1,6 л, 85 л. с. | 09G, автомат, 6 ст. | Дорестайлинг, только Рапид |
CFNA, 1,6 л, 105 л. с. | 09G, автомат, 6 ст. | Дорестайлинг |
CWVB, 1,6 л, 90 л. с. | 02T, механика, 5 ст. | Рестайлинг |
CWVA, 1,6 л, 110 л. с. | 02T, механика, 5 ст. | Рестайлинг |
CWVB, 1,6 л, 90 л. с. | 09G, автомат, 6 ст. | Рестайлинг, только Рапид |
CWVA, 1,6 л, 110 л. с. | 09G, автомат, 6 ст. | Рестайлинг |
CZCA, 1,4 л, 125 л. с. | DQ200, робот, 7 ст. | Рестайлинг |
CZCA, 1,4 л, 125 л. с. | 02T, механика, 6 ст. | Рестайлинг, только Поло |
Сочетание моторов и коробок передач для Шкоды Рапид и Поло Седан
Дорестайлинг, только Рапид | |
Индекс, объем и мощность ДВС | CGPC, 1,2 л, 75 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 02T, механика, 5 ст. |
Индекс, объем и мощность ДВС | CFNB, 1,6 л, 85 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 09G, автомат, 6 ст. |
Дорестайлинг | |
Индекс, объем и мощность ДВС | CFNB, 1,6 л, 85 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 02T, механика, 5 ст. |
Индекс, объем и мощность ДВС | CFNA, 1,6 л, 105 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 02T, механика, 5 ст. |
Индекс, объем и мощность ДВС | CFNA, 1,6 л, 105 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 09G, автомат, 6 ст. |
Рестайлинг | |
Индекс, объем и мощность ДВС | CWVB, 1,6 л, 90 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 02T, механика, 5 ст. |
Индекс, объем и мощность ДВС | CWVA, 1,6 л, 110 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 02T, механика, 5 ст. |
Индекс, объем и мощность ДВС | CWVA, 1,6 л, 110 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 09G, автомат, 6 ст. |
Индекс, объем и мощность ДВС | CZCA, 1,4 л, 125 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | DQ200, робот, 7 ст. |
Рестайлинг, только Рапид | |
Индекс, объем и мощность ДВС | CWVB, 1,6 л, 90 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 09G, автомат, 6 ст. |
Рестайлинг, только Поло | |
Индекс, объем и мощность ДВС | CZCA, 1,4 л, 125 л. с. |
Индекс, тип и количество ступеней КПП | 02T, механика, 6 ст. |
Особенности комплектаций
Комплектации для Поло и Рапида разрабатывали по разным принципам, чтобы сократить внутреннюю конкуренцию. У Поло были фиксированные уровни оснащения, а отдельные опции были объединены в пакеты. Подход к оснащению Рапида был более гибким: к нескольким уровням комплектаций можно было добавлять и пакеты опций, и отдельные функции.
Варианты оснащения Фольксвагена Поло
Название комплектации | Двигатели и трансмиссии | Оснащение | Возможные пакеты и опции |
---|---|---|---|
Conceptline, базовая | Только 1,6 л 85 (90) л. с., МКПП 5 ст. | Электростеклоподъемники, центральный замок | Магнитола R140, пакет «Полная готовность» |
Trendline | 1,6 л, 85 (90) л. с. или 105 (110) л. с., любая КПП | Магнитола R140 и кондиционер | Система ESP, легкосплавные диски 15”, пакеты «Спорт», «Комфорт», «Полная готовность» |
Comfortline | 1,6 л, 85 (90) л. с. или 105 (110) л. с., любая КПП | Электрорегулировка зеркал, черные внешние зеркала, ручки дверей в цвет кузова, галогеновые фары с линзой | Светодиодные фары, датчики парковки, ПТФ, пакеты «Спорт», «Комфорт», «Мультимедиа», «Полная готовность» |
Highline | 1,6 л, 105 (110) л. с., любая КПП; 1,4 л, 125 л. с., DSG | Светодиодные фары, хром на решетке радиатора, легкосплавные диски, круиз-контроль | Пакеты «Техника», «Дизайн», «Полная готовность» |
Варианты оснащения Фольксвагена Поло
Conceptline, базовая | |
Двигатели и трансмиссии | Только 1,6 л 85 (90) л. с., МКПП 5 ст. |
Оснащение | Электростеклоподъемники, центральный замок |
Возможные пакеты и опции | Магнитола R140, пакет «Полная готовность» |
Trendline | |
Двигатели и трансмиссии | 1,6 л, 85 (90) л. с. или 105 (110) л. с., любая КПП |
Оснащение | Магнитола R140 и кондиционер |
Возможные пакеты и опции | Система ESP, легкосплавные диски 15”, пакеты «Спорт», «Комфорт», «Полная готовность» |
Comfortline | |
Двигатели и трансмиссии | 1,6 л, 85 (90) л. с. или 105 (110) л. с., любая КПП |
Оснащение | Электрорегулировка зеркал, черные внешние зеркала, ручки дверей в цвет кузова, галогеновые фары с линзой |
Возможные пакеты и опции | Светодиодные фары, датчики парковки, ПТФ, пакеты «Спорт», «Комфорт», «Мультимедиа», «Полная готовность» |
Highline | |
Двигатели и трансмиссии | 1,6 л, 105 (110) л. с., любая КПП; 1,4 л, 125 л. с., DSG |
Оснащение | Светодиодные фары, хром на решетке радиатора, легкосплавные диски, круиз-контроль |
Возможные пакеты и опции | Пакеты «Техника», «Дизайн», «Полная готовность» |
Состав пакетов опций для Поло очень запутанный. Не исключено, что разбирались в них только менеджеры по продажам. Еще сложнее разобраться в отдельных версиях машин: GT, Drive, Joy и AllStar, а также в особых сериях — например, Sochi Edition и Football Edition. Если вам важны какие-то определенные опции, ищите их на фотографиях или расспрашивайте продавца.
Выбрать подержанный Рапид с нужным набором опций еще сложнее. Основных вариантов оснащения было четыре, но их можно было подстраивать под свои потребности отдельными опциями.
Варианты оснащения Шкоды Рапид
Название комплектации | Двигатели и трансмиссии | Оснащение | Возможные пакеты и опции |
---|---|---|---|
Active, базовая | 1,6 л, 85 (90) л. с. или 105 (110) л. с., любая КПП | Передние электростеклоподъемники, центральный замок, подогрев форсунок омывателя, розетка 12 В в багажнике | WR1: кондиционер, обогрев зеркал и сидений. WA1: задние ЭСП, ПТФ, радио с USB. Пакет безопасности: боковые подушки Airbag |
Ambition | Любые возможные сочетания | Кондиционер, круиз-контроль, ПТФ, головное устройство Swing с Bluetooth и Smartlink | Пакет 4: кожаный мультируль, климат-контроль. Пакет 9: бесключевой доступ, камера заднего вида. Пакет безопасности: боковые подушки Airbag. Зимний пакет: обогрев лобового стекла и задних сидений |
Style | Любые возможные сочетания | Климат-контроль, кожаный мультируль, боковые подушки безопасности | Пакет 8: задний парктроник, биксеноновые фары. Пакет Style: передние и задние датчики парковки, камера заднего вида, бесключевой доступ, биксеноновые фары. Пакет 9: бесключевой доступ, камера заднего вида. Зимний пакет: обогрев лобового стекла и задних сидений |
Варианты оснащения Шкоды Рапид
Active, базовая | |
Двигатели и трансмиссии | 1,6 л, 85 (90) л. с. или 105 (110) л. с., любая КПП |
Оснащение | Передние электростеклоподъемники, центральный замок, подогрев форсунок омывателя, розетка 12 В в багажнике |
Возможные пакеты и опции | WR1: кондиционер, обогрев зеркал и сидений. WA1: задние ЭСП, ПТФ, радио с USB. Пакет безопасности: боковые подушки Airbag |
Ambition | |
Двигатели и трансмиссии | Любые возможные сочетания |
Оснащение | Кондиционер, круиз-контроль, ПТФ, головное устройство Swing с Bluetooth и Smartlink |
Возможные пакеты и опции | Пакет 4: кожаный мультируль, климат-контроль. Пакет 9: бесключевой доступ, камера заднего вида. Пакет безопасности: боковые подушки Airbag. Зимний пакет: обогрев лобового стекла и задних сидений |
Style | |
Двигатели и трансмиссии | Любые возможные сочетания |
Оснащение | Климат-контроль, кожаный мультируль, боковые подушки безопасности |
Возможные пакеты и опции | Пакет 8: задний парктроник, биксеноновые фары. Пакет Style: передние и задние датчики парковки, камера заднего вида, бесключевой доступ, биксеноновые фары. Пакет 9: бесключевой доступ, камера заднего вида. Зимний пакет: обогрев лобового стекла и задних сидений |
Не обошлось и без специальных серий, хотя правильнее называть их большими пакетами опций. Это не лимитированные тиражи автомобилей, купить такой вариант было достаточно легко. Основные серии — Hockey Edition, Black Edition и Monte Carlo. Это было выгодно: покупатель получал много опций за меньшие деньги.
Рестайлинговые и дорестайлинговые машины различались пакетами опций и комплектациями, но принципы их формирования не менялись. Базовая версия без пакетов максимально аскетична, с пакетами и опциями предлагает минимально возможный комфорт. Средняя комплектация уже неплохо приспособлена для жизни, с опциями будет оснащена всем необходимым и даже больше. Верхняя версия самая дорогая, но даже без опций порадует уровнем комфорта. С пакетами и опциями такой Рапид может быть оснащен лучше остальных машин в классе.
Что часто ломается
Двигатели. Моторы серии EA111 на дорестайлинговых версиях могут сильно стучать и после холодного пуска, и даже прогретые. Это происходит из-за перекладки поршней, хотя звуки путают со стуком гидрокомпенсаторов. Проблема может появиться уже после 50 000 км, но при этом мотор долго не сломается и не обязательно будет критично потреблять масло. Проблему устраняли по гарантии: ставили поршни большего диаметра. Перед покупкой желательно проверить цилиндры эндоскопом, но это справедливо почти для любого современного автомобиля.
Цепь вряд ли потребует замены раньше 170 000 км, привод ГРМ надежен. Одно из слабых мест — трубка и помпа системы охлаждения. Будет видно, если они в антифризе. Дорестайлинговые версии машин иногда могут неприятно удивить трещинами в выпускном коллекторе, их часто заваривали. В рестайлинговых моторах конструкция коллектора другая, и такой проблемы нет.
Если читали ужасы про 1.4 TSI, помните, что все это не касается ни Поло, ни Рапида — это про старый 1.4, который на них никогда не ставили. У двигателя с индексом CZCA нет особых слабых мест, и при правильном обслуживании он будет работать долго. Рекомендуется не заправлять его бензином ниже 95, а масло менять каждые 10 000 км.
Трансмиссия. При умеренной манере вождения МКПП не доставит никаких неудобств. После 120 000 км передачи могут включаться нечетко из-за износа кулисы и ее тросов. Ездить с такими переключениями можно долго, но это неприятно.
Также при пробеге больше 120 000 км АКПП может завыть: в этом случае придется менять двойной подшипник. За работу и материалы возьмут примерно 20 000 ₽. У любителей буксовать в сугробе и рвать со светофора могут быть проблемы с подшипниками дифференциала. Но вообще эта АКПП справляется с работой в такси, а еще полностью ремонтопригодна: все ее детали можно купить отдельно.
У автомата Aisin в паре с атмосферными моторами хороший ресурс: он вряд ли начнет пинаться на пробеге меньше 150 000 км. Если обслуживать его раз в 60 000—80 000 км, не экономить на масле и следить за радиаторами на машине — прослужит 250 000 км. Между контурами АКПП и охлаждающей жидкости есть теплообменник, поэтому неисправности в системе охлаждения могут серьезно сократить ресурс коробки передач.
Робот DSG тоже не должен доставить проблем. Мощность турбированного мотора далека от максимально возможной для этого типа КПП — ту же DQ200 ставят на 1.8 TSI 180 л. с., поэтому агрегат работает в щадящих условиях. Многочисленные ревизии пошли сухому роботу на пользу: сцепление редко требует замены раньше 100 000 км. Придется потратить 60 000—70 000 ₽. Если пробег очень большой, лучше выбрать вариант с атмосферным мотором и гидромеханической АКПП.
Ходовая часть получилась особенно удачной для этого класса и цены. Машины приятно управляются, но при этом хорошо переносят все особенности наших дорог. Крупные и дорогие детали не придется менять чаще, чем раз в 80 000—100 000 км — это нормальный ресурс и для амортизаторов и ступиц. В два-три раза чаще требуют внимания стойки стабилизаторов, но менять их просто и они недорогие. Скрипы втулок стабилизатора в холодную погоду многие решают заменой оригинальных резиновых на полиуретановые.
Электрика. Бывают проблемы с муфтой компрессора кондиционера. Ее можно купить как отдельную запчасть, поэтому ремонт не такой дорогой, каким мог бы быть.
Кузов и салон. Тканевые салоны автомобилей до рестайлинга очень легко испачкать, пятна появляются быстро даже у аккуратных водителей. Зато хорошо сохраняется пластик. На фоне корейских автомобилей этого же класса он намного более устойчив к царапинам.
Металл кузова хорошо сопротивляется коррозии даже без дополнительной обработки. У дорестайлинговых версий на передних крыльях облезала краска, но позже эту проблему исправили.
О чем важно помнить перед покупкой
Немецкий седан и чешский лифтбэк были очень популярны новыми и продолжают пользоваться спросом на вторичном рынке. Самое важное при выборе такой машины — не нарваться на вариант из такси или каршеринга. И тех и других на рынке много, но продавцы не пишут об этом открыто. В остальном и Поло Седан, и Рапид будут хорошей покупкой. У них достаточно надежные агрегаты, а стоимость владения даже сейчас вполне приемлемая. Например, масляный фильтр обойдется в 650—700 ₽, комплект свечей — в 2800 ₽.
Но в ДТП лучше не попадать или заранее оформить полис каско: некоторые цены на детали могут удивить. Лобовое стекло с подогревом для Поло стоит минимум 21 000 ₽, а вот ксеноновая фара на Рапид — больше 105 000 ₽. Но если заранее продумать все риски, машины не разочаруют.
Запомнить
- Разобраться в запутанных комплектациях сложно, а продавцы не всегда знают все нюансы. Если вам подходит одна из специальных серий — можете искать только ее.
- В продаже много Поло и Рапидов из такси и каршеринга. Тщательно проверяйте историю автомобиля по всем возможным базам данных и не экономьте на услугах автоподбора.
- Заранее узнайте стоимость основных запчастей и работ: некоторые из них будут поводом для хорошего торга или даже отказа от покупки.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil