Авто
31K

Коробки передач DSG: как устроены и как их обслуживать

И как пользоваться таким роботом, чтобы он прослужил дольше

39
Коробки передач DSG: как устроены и как их обслуживать

Дословный перевод аббревиатуры DSG — direct shift gearbox — «коробка передач прямого переключения».

Это роботизированная механическая коробка с двойным сцеплением. В ее конструкции два первичных вала: один для четных передач, другой — для нечетных. Можно встретить на абсолютном большинстве автомобилей концерна «Фольксваген»: на Фольксвагенах, Шкодах, Ауди и Сеатах.

В этой статье расскажем, как устроены коробки DSG, по какому принципу работают и какой у них ресурс.

Принцип работы DSG

DSG — преселективная коробка передач: передача включается заранее, для переключения блоку управления необходимо лишь отпустить одно и нажать другое сцепление. Происходит это практически мгновенно, крутящий момент при этом не разрывается.

Вот преимущества перед автоматической коробкой передач:

  1. Передачи переключаются более быстро и плавно, практически бесшовно.
  2. Выше КПД, меньше тепловых потерь, не происходит проскальзывания между мотором и коробкой — как бывает в случае с гидротрансформатором в АКПП.
  3. Расход топлива существенно меньше, даже по сравнению с МКПП.

«Сухие» и «мокрые» DSG

DQ200 — «сухая», 7 ступеней. Совместная разработка «Фольксвагена» и компании LUK. Сцепление устроено так же, как и на обычной механической коробке, только оно двойное. Ведущий диск жестко соединен с корпусом и замкнут с маховиком двигателя, а также есть два нажимных и два ведомых диска сцепления с фрикционными накладками. У мехатроника и КПП разные контуры смазки.

DQ200 ставили только на переднеприводные машины с относительно маломощными двигателями. Она выдерживает крутящий момент до 250 Н·м. Ее можно встретить на Volkswagen Polo для европейского рынка или Skoda Fabia с мотором 1.2 TSI, а также на Volkswagen Passat или Skoda Superb с мотором 1.8 TSI.

DQ250 — 6 ступеней, DQ500 и DQ381 — 7 ступеней, все «мокрые». Разработка «Фольксвагена» и компании «Борг-уорнер». Муфты сцеплений — пакеты фрикционов, которые работают в масле, как и в АКПП. Отличие в том, что здесь их всего два: для четного и для нечетного ряда передач. Муфты сцепления, мехатроник и механическая часть работают в одном масляном контуре.

DQ250 и DQ500 ставили на машины с двигателем объемом от 2 л и крутящим моментом более 250 Н·м, а также с полным приводом.

DQ250 устанавливали на хэтчбеки, универсалы и седаны: например, на Passat Alltrack B7 или Octavia Scout. DQ500 — на машины потяжелее: Volkswagen Tiguan, Transporter, Passat Alltrack B8, Skoda Kodiaq. DQ381 — самая новая, по сути улучшенная версия DQ500. Можно встретить на Audi Q2 и A3 c 2017 года, на Volkswagen Arteon, Golf, Passat, T-Roc, на Skoda Karoq и Seat Ateca.

Особенности конструкции коробки DSG

Мехатроник — блок управления коробки передач, в прямом смысле управляет ее работой. Он вовремя включает и выключает передачи, нажимает и отпускает муфты сцепления, а также обрабатывает данные с остальных блоков управления и адаптируется под конкретного водителя и манеру вождения.

Алгоритмов работы очень много, но их нельзя выбирать. Некоторые можно почувствовать при управлении автомобилем с DSG:

  1. Экономичная езда по трассе на низких оборотах или режим «спорт» в городе — с удержанием повышенных оборотов.
  2. Холмистая местность — с более интенсивным торможением двигателем на спусках.
  3. Сложные дорожные условия. В грязи или снегу DSG умеет трогаться с места «в раскачку», подобно ручной коробке.
  4. Подъем в гору или движение с прицепом. Блок управления рассчитывает нагрузку на двигатель и в зависимости от ситуации включает пониженную передачу при возросшей нагрузке, чтобы сохранить скорость движения.

Мехатроник в «мокрой» DSG устроен аналогично, но находится в одном масляном контуре с механической частью коробки и муфтами сцепления. Отличия: у него нет электрического насоса и штоков привода вилок сцеплений. При этом на DQ381 есть дополнительный электронасос, который позволяет поддерживать давление масла при работе системы «старт-стоп», на выключенном двигателе.

Механическая часть DSG почти такая же, как и у обычной ручной коробки передач: валы, шестерни, вилки включения, синхронизаторы.

Разница в том, что в DSG два отдельных первичных вала для четного и для нечетного ряда передач, каждый из которых работает со своей муфтой сцепления. Сцепление сухой DSG — за контуром смазки, а вот в мокрой DSG перед механической частью в том же контуре смазки будут и муфты сцепления, они же — пакеты фрикционов.

DQ250 в разобранном виде. Слева на фото желтая трубка с отводами: по ней течет масло, которое смазывает шестерни. Далее — мехатроник, корпус дифференциала, валы с шестернями передач, корпус муфты сцепления и корпус КПП, разобранный на две части. Источник: NadyaTk / Shutterstock
DQ250 в разобранном виде. Слева на фото желтая трубка с отводами: по ней течет масло, которое смазывает шестерни. Далее — мехатроник, корпус дифференциала, валы с шестернями передач, корпус муфты сцепления и корпус КПП, разобранный на две части. Источник: NadyaTk / Shutterstock

Система смазки. В DSG с сухим сцеплением два масляных контура. Один из них — контур механической части. Система смазки реализована так же, как и в механической коробке передач: валы, шестерни и синхронизаторы работают в масляной ванне. Масло — специальное, для трансмиссий.

Изначально концерн «Фольксваген» использовал синтетическое, но вскоре запустил отзывную компанию и заменил масло в механической части коробки на полусинтетику. Проблема была с герметичностью прокладок мехатроника: синтетика оказалась слишком агрессивной для них. Трансмиссионное масло попадало внутрь и вызывало коррозию электрооборудования блока управления. Масляного фильтра нет, как и в МКПП, а в нижней части корпуса — магнит, который собирает металлическую стружку.

Другой контур — мехатроник. В нем масляный насос с электроприводом и энергоаккумулятор. Этот контур выполняет роль ресивера, обеспечивает необходимое давление масла для работы гидравлики. Передачи и муфты сцепления включаются благодаря давлению масла. Также энергоаккумулятор позволяет снизить нагрузку на масляный насос, который включается периодически, когда давление падает, и отключается, когда с давлением в энергоаккумуляторе все в порядке. Масло в этом контуре — для гидравлики: такое же, как в гидроусилителях руля. Внутри корпуса есть фильтр. Он не обслуживается, его меняют только при полном разборе или ремонте.

Так должен выглядеть график нормальной работы масляного насоса мехатроника DQ200. Насос накачивает давление от 42 до 60 бар буквально за 1⁠—⁠3 секунды, после чего отключается примерно на 10⁠—⁠15 секунд
Так должен выглядеть график нормальной работы масляного насоса мехатроника DQ200. Насос накачивает давление от 42 до 60 бар буквально за 1⁠—⁠3 секунды, после чего отключается примерно на 10⁠—⁠15 секунд
Масляный фильтр внутри корпуса мехатроника DQ200
Масляный фильтр внутри корпуса мехатроника DQ200

В DSG с мокрым сцеплением масляный насос работает постоянно, когда запущен двигатель, и приводится в движение через вал от корпуса сцеплений. Необходимое давление в каждой части КПП обеспечивают специальные каналы и клапаны внутри корпуса.

Масляный контур один: в нем работают муфты сцепления, механическая часть коробки и гидравлика мехатроника. Масло должно одинаково хорошо смазывать шестерни, образовывать и поддерживать масляный клин в пакетах муфт сцепления, а также обеспечивать стабильную работу соленоидов и штоков мехатроника. Поэтому на таких КПП предусмотрен обслуживаемый масляный фильтр. Его корпус установлен снаружи, на корпусе коробки передач. Сам фильтр бескорпусной — картридж фильтрующего элемента.

Как эксплуатировать DSG, чтобы не было проблем

Избегать критических нагрузок. Соблюдать этот совет сложно: иногда приходится прикреплять к машине прицеп или выбираться из лужи на грунтовой дороге. Нередко владельцы нагружают КПП без этого: они делают чип-тюнинг, чтобы повысить мощность двигателя.

DQ200 справляется с самой машиной и всем, что в нее погрузят. Но я бы не стал делать чип-тюнинг на машине с такой КПП и не пользовался бы на ней прицепом. При повышенных нагрузках коробка может выйти из строя очень быстро.

DQ500 и DQ381 тоже не любят перегрузок, но они гораздо крепче. Так что если есть возможность выбирать, я бы рекомендовал машину с такой коробкой передач.

DQ250 тоже неплохой вариант: может прослужить дольше DQ200 как минимум потому, что она «мокрая» — масло в одном контуре и его проще регулярно менять.

Выбрать подходящий режим вождения, при котором DSG будет реже выжимать сцепление. Это позволит отодвинуть срок его замены.

При легком нажатии педали тормоза сцепление чуть поджимается и делает так, чтобы машина трогалась плавно, как на классической АКПП. Чтобы при остановке сцепление выключилось полностью, необходимо нажать и держать педаль тормоза. Не с полной силой, но достаточно уверенно, чтобы тормозного усилия хватало для удержания машины, например, на подъеме.

Некоторые водители ошибаются: нажимают педаль тормоза недостаточно сильно. При этом блок управления считает, что начнется движение, и поджимает сцепление. В то же время он автоматически поднимет обороты с холостых до 1000—1200, чтобы машина уверенно тронулась с места без педали газа. Старайтесь почувствовать этот момент: выжимайте педаль тормоза с достаточным усилием и следите, чтобы двигатель продолжал работать на холостых оборотах.

Также DSG не любит, когда часто трогаются с места в пробках и на светофорах. Каждый раз сцепление отпускается и зажимается, как на МКПП. Износ увеличивается. Этого стоит избегать: желательно полностью останавливаться на красный свет и не начинать движение до тех пор, пока не загорится зеленый сигнал. Многие водители останавливаются перед светофором заранее, а потом несколько раз подкатываются ближе к стоп-линии, пока горит красный. Классическая АКПП и вариатор этого не боятся, а вот в случае с роботом и механикой страдает сцепление.

«Мокрые» DSG менее подвержены износу при такой эксплуатации и ведут себя намного плавнее. Тем не менее и эти коробки не стоит лишний раз нагружать: пакеты фрикционов также отпускаются и зажимаются, это тоже плохо сказывается на ресурсе.

Переключать DSG в режим «Спорт», когда приходится двигаться в пробке. Мехатроник будет реже выжимать сцепление и реже переключать передачи. В режиме D на 40 км/ч он может включить пятую или даже шестую передачу, но в пробке в этом нет необходимости.

Как обслуживать коробку DSG

Для DQ200 нет сервисного регламента. Производитель считает, что масло в ней рассчитано на весь срок службы автомобиля. При этом «сухую» DSG приходится ремонтировать на небольших пробегах, а значит, менять масло и в механической части, и в мехатронике.

Если же коробка работает без нареканий, масло в механической части стоит поменять на пробеге 100 000—120 000 км. В нем в любом случае будут продукты износа, и для КПП будет лучше, если убрать их вместе со старым маслом. Разницы вы не почувствуете, но будьте уверены: ремонтировать такую коробку придется существенно позже.

Регламент замены масла для DQ250 и DQ500 — 60 000 км. Также придется заменить фильтр. DQ381 обслуживают раз в 120 000 км.

По опыту могу сказать, что из большинства DQ250 и DQ500 при первой замене льется светлое и прозрачное масло. В нем почти не видно явных примесей, оно не пахнет гарью. Но это не значит, что оно действительно чистое и сохранило все свои свойства.

У машины с признаками перегрева тормозных дисков, признаками ускоренного износа шин и характерными отложениями на выхлопной трубе масло в роботе будет заметно темнее. А еще оно будет пахнуть гарью.

Опишу этапы обслуживания коробки DSG на примере DQ500 с Volkswagen Tiguan 2.0 TDI. Вот что нужно сделать.

Снять корпус воздушного фильтра — на фото он правее двигателя
Снять патрубок подвода теплого воздуха
Отсоединить патрубок наддувочного воздуха от турбины. Несмотря на эластичность резины, места для маневра крайне мало, и патрубок, скорее всего, придется согнуть чуть ли не пополам. Важно быть предельно аккуратным и не повредить его
Так вы доберетесь до корпуса фильтра КПП, но обычно снять его мешает пластиковый патрубок от турбины. Его придется демонтировать
Открутить корпус масляного фильтра
Достать старый фильтр
Обязательно поменять уплотнительное кольцо на корпусе масляного фильтра DSG. Новое кольцо почти всегда идет в комплекте с новым фильтром
Установить новый фильтр на место и собрать все в обратной последовательности
Поднять машину, снять защиту, слить масло с КПП и с мехатроника
Отдельная пробка слива масла с мехатроника. На DQ250 такой пробки нет, масло сливается только с основной
Основная пробка слива масла с КПП
Под ней находится пластиковый уровневый столбик. Его нужно выкрутить, чтобы слить все масло. На фото масло достаточно светлое, но это не повод его не менять. Как только оно стечет — необходимо вкрутить столбик обратно
Масло, как и во многих АКПП, придется заправлять через сливное отверстие. Для этого нужен специальный переходник и нагнетатель

Необходимый объем для замены — 6 л. Их нужно будет залить и перекрыть шланг подачи масла, чтобы все, что выше уровневого столбика, не вытекло обратно. Переходник откручивать рано.

Вот что следует сделать дальше:

  1. Опустить автомобиль, запустить двигатель, включить каждый режим КПП примерно на 10 секунд и в конце оставить ее в режиме P.
  2. Подключить диагностический прибор, в меню выбрать «замена масла КПП». На экране должна отобразиться текущая температура масла.
  3. Прогреть масло до рабочей температуры, оставить двигатель работать.
  4. Поднять машину, открыть шланг подачи масла. Все, что выше уровневого столбика, вытечет из коробки. Как только лишнее масло стекло — снять переходник и закрутить пробку.

Работы по замене масла стоят от 2000 до 5000 ₽ — в зависимости от сервиса и труднодоступности масляного фильтра.

Пример, когда все проще и дешевле, — DQ250 на Volkswagen Tiguan 1.4 TSI.

Корпус фильтра можно увидеть сверху, под капотом. При должной сноровке его можно даже снять не разбирая. По технологии же требуется снять АКБ и площадку под ней
Сливная пробка находится с другой стороны
А вот пробки для слива масла с мехатроника нет, есть только запаянная отливка

Запомнить

  1. Если придется искать автомобиль с пробегом на DSG, старайтесь выбирать варианты с DQ250, DQ500 или DQ381.
  2. Новый автомобиль с DQ200 можно брать при условии, что вы не планируете делать чип-тюнинг, пользоваться прицепом и резко стартовать со светофора.
  3. Старайтесь избегать критических нагрузок.
  4. В пробках старайтесь включать режим S: так мехатроник будет реже выжимать сцепление и переключать передачи.
  5. На светофоре лучше останавливаться полностью и ждать зеленого сигнала без движения.

Теги: авто
У вас была машина с роботом DSG? Расскажите, как он вам:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Skoda Octavia A7 2.0 TDI 150л.с. с DQ250, никаких проблем, пробег давно за 130тыс. км. перевалил. Коробка радует.

3
0

А что на других брендах? BMW, Ford, Kia, Mitsubishi?

2
0

Хотел купить дсг, ещё несколько летом назад, прикинул, не потяну ремонт, если что, по нынешним ценам так это космос.

1
0

Была подержанная Ауди А5. Конечно, это - удовольствие от вождения, приятный разгон, так что кишки вжимались в спинку кресла, но денег жрала уйму. Замена коробки обошлась в 150 тыс. года 3 назад. И постоянно по мелочи что-то приходилось оплачивать.

1
0

Golf 7 с DSG. Отличная машина с идеальной коробкой, очень доволен.

1

Sol, dq200 получается у гольфа?

0
0

03.09.22, 15:22

Отредактировано

Уже 8 лет пользуюсь Октавией 1,4 с DQ200, до сих пор восторгаюсь. Машина очень шустрая, коробка работает быстро и плавно. 127 тысяч без ремонтов. 20 тысяч назад заменил масло в коробке (около 2 литров).

1
0

Passat 2010 года, два раза менял по грантии сцепление. Сгорела плата управления в мехатронике. Вот такая коробка DSG

1

Dmitrie, до 14 года если не ошибаюсь были проблемы с DQ200, потом было внесено достаточно улучшений и проблем стало на порядок меньше.

0
0

Как эксплуатировать DSG, чтобы не было проблем -не покупать DSG

1
0

DQ500, ŠKODA Kodiaq 2.0/180 на 57к пробега (и 3.5 года владения, то есть через полгода после окончания гарантии) кончился мехатроник (плата), исчезли все нечётные передачи. У официального ответа был суров: последняя цена была 230к, но привезти вам его (по понятным причинам) не сможем.
У «умельцев» удалось починить плату мехатроника (80 тысяч рублей), но через три недели пропал «чётный» ряд передач плюс задняя. Умельцы по их гарантии переделали - хватило ещё на 3-4 недели. После переделали ещё раз и по прошествии полутора месяцев пока проблема ушла
До возникновения проблемы никаких «звоночков» не было

1
0

Ауди А3. Очень много проблем с DQ200. Сожрано уже более трёх сцеплений на пробеге 80т.км. Постоянно выходит из строя маховик, который и создаёт проблемы со сцеплением. Чипа нет, машина в стоке, езда размеренная, без ланчей и зацепов с Октавиями на светофорах.

1

Евгений, нет, в дсг DQ250 и DQ500 нужно менять масло не реже чем 60000 пробега- это написано в программе ТО

1
0

Q5 2011 года с DSG, на сегодня пробег 65000, с коробкой проблем никаких не было ни разу

0

BMO, 65 тысяч. За такой пробег даже "запах новой машины" выветриться не должен был

5

BMO, 11 лет по 16 км в день. Как заправский немецкий пенсионер))

1

Кирилл, у меня другой сценарий :) я езжу раз в пару недель :)

0
0
Легенда

+3

04.09.22, 16:36

Отредактировано

хорошо бы дополнить статью сколько стоит сменить сцепление/мехатроник сейчас
была Етти с ДСГ200 - на 60 замена мехатроника, на 100 замена мехатроника и сцепления - благо гарантия работала, а то в 2011 году эти удовольствия стоили космос...

0

тьфунатебя, статья про ремонт — отдельно в плане

1

Alex, Вам с таким подходом на велосипед бы, ничего точно не сломается)

0

Дмитрий, зачем, если статья именно про DSG? Зачем мне, например, читать про корейские коробки, если я никогда не куплю себе корейскую машину? Тем более Кетай.

0

Игорь, во-первых, само время нам подсказывает, что зарекаться СОВСЕМ не нужно))) Купите ещё и Китай, и АвтоВАЗ, не волнуйтесь.

Во-вторых, что главное, у них описание в принципе одинаковое, болячки тоже, и абсолютно не вижу причин, про которым тут написано именно про DSG.

0

Дмитрий, я не волнуюсь, просто не куплю и всё тут.

0
0

Японский Jetco - контракт 15к, пакет фрикционов ~5к. Текущий пробег 450к.

0
0

Была у меня и DQ200, и DQ250 до сих пор есть.

Если бы не этот личный опыт, от статьи осталось бы крайне неверное восприятие.

В первом же абзаце автор обобщает все ДСГ в одну кучу. Что уже категорически неправильно и так обычно делают либо те, кто не в теме, либо те, кто хочет сыграть на имидже аббревиатуры DSG и выставить эти КПП в негативном свете.

Первую ДСГ - DQ250 разрабатывала BorgWagner и результат получился очень хороший, а следующую - неудачную DQ200 - VW разрабатывал совместно с LUK.

Как после такого спорного вступления относится к информации в остальной статье - не знаю.

На мой взгляд там всё очень спорно.

0

Алексей, до 2014-2015 да действительно эти коробки сложно было назвать хорошими и надёжными. Но производител сделал несколько ревизий и теперь ее можно назвать хорошей и относительно надёжной. Сам обладатель VW Jetta 2017 с DSG 7 DQ200. Пробег 83000, пока доволен.

0

Евгений, к великому сожалению для меня дсг так и остались чем то ненадежным. 3 года назад знакомый купил школу кодиак, 1.4 турбо, коробка естественно дсг..сейчас пробег 63000, ему сказали надо поменять масло, что он и сделал. Делал не сам, все в автосервисе, и....коробка начала дергаться. Что бы производитель не сделал, ему бессмысленно делать надёжную коробку ибо надо же ещё зарабатывать на запчастях. Сможет дсг или любой другой автомат, вариатор проехать 500 000км без вмешательств? Обычные автоматы могут, но это скорее исключение из правил. Для себя решил, что надёжнее механических коробок не существует. А с новыми машинами это к сожалению проблема, все идёт с "автоматами",а зачем производители везде ставят автоматы? Будь то малолитражка или большой джип? Они ломаются быстрей и человек приезжает к дилеру ремонтировать, покупать запчасти, а производителям это и надо к сожалению......

0
0

Нет, не direct shift gearbox. DSG расшифровывается как Doppelkupplungsgetriebe.

0
0

Ездил на Шкоде Кодиак 2020 г.в. Не буду больше покупать DSG. Только автомат. Причем, мое отношение к роботам сформировалось в 2005 году на Опеле Астра. Конечно, сейчас посовременнее стали роботы. Но главный, для меня, недостаток все тот же - тупит при необходимости быстро вклиниться в поток, стартануть, ускориться. Вопрос в долях секунды, но мне не комфортно. Напрягает, что отклик на педаль газа происходит не сразу.

0

Сообщество